- Конспект классного часа по теме: «Как научиться умению владеть своими чувствами в конфликтных ситуациях» классный час по психологии (7 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Учусь управлять своими эмоциями классный час по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Классный час «Умей управлять эмоциями» план-конспект занятия (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конспект классного часа по теме: «Как научиться умению владеть своими чувствами в конфликтных ситуациях»
классный час по психологии (7 класс) по теме
Ознакомление учащихся с понятием «Конфликт», со способами управления своими эмоциями и чувствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_klassnogo_chasa_po_teme_umenie_vladet_emotsiyami_v_konfliktnykh_situatsiyakh.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа по теме:
«Как научиться умению владеть своими чувствами в конфликтных ситуациях»
Цель: ознакомление учащихся со способами управления своими чувствами и эмоциями.
Категория: учащиеся 7 класса.
Техническое оборудование: компьютер, SMART-доска для демонстрации презентации.
Раздаточный материал: карандаши, листы А 4, бланки с методикой «Самооценка «мудрого поведения» в конфликте».
Педагог-психолог: Добрый день, ребята! Наше занятие я хочу начать со следующих замечательных слов ученого, поэта, философа – Омар Хайяма.
Других не зли и сам не злись.
Мы гости в этом бренном мире.
А если, что не так — смирись,
Будь умнее — улыбнись,
Холодной думай головой,
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно.
Вопрос психолога классу: Как вы понимаете слова «Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно»? Что может произойти, если на зло отвечать злом? (ответы учащихся)
В психологии конфликт рассматривается как такое качество взаимодействия между людьми, которое связано с серьезными разногласиями, с ярко выраженными отрицательными чувствами (гневом, обидой, раздражением и др.).
Как вы думаете конфликт – это только отрицательное явление в нашей жизни? (ответы учащихся)
Да, в конфликтной ситуации есть положительная сторона. Какая? Главное, конфликт нам говорит о возникновении проблем в отношениях между людьми. Мы принимаем своевременные меры для их решения. Совместные наши усилия разрешить конфликтную ситуацию приводят к сплочению коллектива, к снижению напряжения в отношениях и отношения меняются и развиваются. Самому человеку это позволяет научиться понимать чувства других людей и свои чувства.
А когда конфликт приводит к серьезным негативным последствиям?
Учащимся предлагается прослушать следующий рассказ:
«Жил-был мальчик Толик. Он был умный и сообразительный. Как-то раз на уроке русского языка он вдруг сообразил, что в последней драке он упал. потому что Вовка ему подножку подставил. Повернулся Толик назад и ударил Вовку учебником по голове. Учительница застыдила его. «Но почему? – удивился Толик. – Я ведь его справедливо ударил.»
А как-то во время завтрака в столовой Толик вспомнил смешную историю, и так ему стало радостно, что стал он хохотать на всю столовую. Да еще соседку Аню щекотать, чтобы одному не скучно было смеяться. А учительница застыдила его. Но почему? Ему ведь просто весело было!
А как-то получил Толик сразу две пятерки: по труду и по физкультуре. Радостный прибежал домой, да так громко закричал: «Ура, мама, хвали меня!», что младшая сестренка – она была еще грудная – проснулась и заплакала. А мама застыдила его. «Но почему? – грустно подумал Толик — Я ничего не понимаю»
Как вы думаете, почему Толик попадал в такие ситуации?
Выскажите главную мысль автора (педагог-психолог подводит детей к выводу, что герой рассказа не был хозяином своих чувств).
Неумение управлять своими чувствами, неумение «жить в ладу с самим собой», неправильное поведение во время конфликта приводит к увеличению напряжения между людьми, к агрессивным действиям в адрес друг друга, что приводит к ухудшению и прекращению отношений.
Психотерапевтическое упражнение. «Картина двух художников».
Участники делятся на пары и выполняют следующее задание: На листе бумаги А 4, держась одновременно за один карандаш и не разговаривая друг с другом, необходимо нарисовать дом, кошку, цветок.
По окончании работы идет обсуждение рисунков. Психолог спрашивает учащихся:
Какие ситуации из вашей жизни вам напомнила эта работа?
Какие действия или мероприятия помогали вам управлять своими чувствами и эмоциями?
«Мне помогает управлять своими чувствами …»
Педагог-психолог предлагает несколько психологических приемов управления своими чувствами и эмоциями.
Приемы восстановления эмоционального равновесия (аутотренинг).
1. Сделайте 10 медленных и глубоких вдохов. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Медленно выдохните через нос, сосредоточившись на своих ощущениях.
2. Сосчитайте до 10.
3. Потянитесь и если необходимо, выйдите из помещения и побудьте в каком-либо месте в одиночестве.
4. Смочите лоб, виски, запястья холодной водой.
5. Осмотритесь по сторонам. Переводите взгляд с одного предмета на другой, медленно описывай те их внешний вид.
6. Посмотрите в окно, на небо. Разве мир не прекрасен!
Выражение эмоций . Если есть негативные чувства:
— можно написать об этом и выбросить в мусорную корзину;
— нарисовать на листочке, что раздражает и бросить в стену или выбросить в мусорную корзину;
— кому-нибудь рассказать, кто вас выслушает.
С помощью следующего теста учащиеся могут сами проанализировать и оценить свое поведение в конфликтных ситуациях.
Источник
Учусь управлять своими эмоциями
классный час по теме
Учить детей управлять своими эмоциями.
Расширять представление детей о том, что человек может гасить гнев, страх.
Учить детей делать несложные умозаключения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1uchus_upravlyat_svoimi_emociyami..odt | 12.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Кемерово
муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат№ 101,VIII вида» ( МБС(К) оу «школа-интернат №101, VIII вида»)
«Учусь управлять своими эмоциями».
категории Зубова Татьяна
Цель: Учить детей управлять своими эмоциями.
Расширять представление детей о том, что человек может гасить гнев,
Учить детей делать несложные умозаключения.
Ход занятия: Вступительное слово воспитателя.
- Рассмотрите карточки, которые лежат у вас на столе. Эти карточки называются пиктограммы. Что они обозначают? (Настроение человека) Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? Мы уже умеем управлять своим телом, а сегодня будем учиться управлять своими эмоциями. А это пожалуй труднее.
Для чего человеку нужно уметь управлять своими эмоциями? (ответы)
Психологические этюды на выражение эмоций.
Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают эмоцию
удивления и показывают соответствующую карточку.
Поди узнай, поди пойми
Что стало с парнем лет восьми?
Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз,
Его зовут — стоит, как пень,
Как будто в землю врос.
— Смотри, не пей воды сырой!
Один стакан, потом второй
Андрюшка пьёт в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
— Придёшь обедать к трём часам,-
Ему сказала мать.
Он пробурчал: -Я знаю сам.
А сам явился в пять.
— Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
— Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
Воспит. -Вы согласны с Андрюшей?
-Какую реакцию вызвало у вас поведение мальчика?
— В чём может проявляться взрослость?
И ты совершаешь весёлое чудо-
Пол засверкал, просияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
-Да это как в сказке.
Волшебник ты мой!
Воспит.- Как вы думаете, кто получает удовольствие в данной ситуации?
( И мама и сын.) Почему?
Глаза у Саши велики, но очень близоруки.
Врач прописал ему очки по правилам науки.
Но про очки ребятам всем известно стало сразу.
Они кричат ему: «Зачем тебе четыре глаза?
Саша, Саша — водолаз! У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый, стёклами не хвастай»
Заплакал Саша от стыда, уткнулся носом в стену.
-Нет,- говорит он,- никогда очков я не надену!
Воспит.-Как вы думаете, почему Саше стало больно и обидно?
— Правильно ли поступают ребята? Как бы вы поступили?
Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку,
Я такого не хочу даже вставить в книжку!
Воспит. -В каких ситуациях мы используем отвращение и презрение?
-Всегда ли нужно показывать эти эмоции?
Однажды на лужайке подрались два козла.
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них легонько приятеля боднул.
Один лягнул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул, что было сил!
Другой его рогами под брюхо подцепил!
Воспит. — Какие эмоции испытывают герои этого стихотворения друг к другу?
-К чему может привести гнев?
-Для чего надо уметь управлять этой эмоцией?
— Что может случиться, если не смочь с ней справиться?
Меня пугал так сильно Страх в потёмках у ворот,
Что я в испуге крикнул «Ах» совсем наоборот.
Я крикнул «Ха!» — и мигом Страх забился под забор.
Он струсил сам! И слово «Ах!» я позабыл с тех пор!
Воспит. -В какую эмоцию может перейти эмоция страха? (трусость)
-Как вы преодолеваете страхи? (ответы)
Малыша обидел Витя, но пред школою в строю
Витя просит: « Извините, я ошибку признаю».
На урок пришёл учитель, положил на стол журнал.
Следом Витя: «Извините, я немного опоздал».
Спор давно ведётся в классе, вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем и скажите нам ответ.
Воспит. -А как вы считаете, вежлив Витя или нет?
— Как Витя выражал эмоцию вины?
-Как вы думаете, ему верили?
Итак ребята, для чего человеку нужно уметь управлять своими эмоциями?
Дети приходят к выводу, что неумение сдерживаться, подверженность гневу и страху мешают человеку наладить отношения с окружающими, добиться успехов в жизни, быть уверенным в себе, счастливым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного занятия с учащимися младших классов.
Цель: стабилизация эмоционального состояния учащихся. Задачи:формирование коммуникативных навыков;формирование дружеских отношений в группе;формирование навыков совместной деятельности;снятие нап.
Данный проект позволяет ответить на следующие вопросы: «Может ли человек управлять своим поведением, изменить себя, как следует поступать с плохими мыслями,что значит — научиться управлять своим повед.
В ситуации повышенной эмоциональной напряженности необходимо соблюдение некоторых правил управления своими эмоциями и эмоциями ребенка.
Конспект коррекционного занятия с детьми ОВЗТЕМА: «Учимся управлять своими эмоциями»Цель:познакомить учащихся с понятием «эмоции»; дать представление о различных мет.
Треннинг «Учимся контролировать свои эмоции".
Источник
Классный час «Умей управлять эмоциями»
план-конспект занятия (10 класс) на тему
Классный час «Умей управлять эмоциями»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 87.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «БИШЕВСКАЯ СОШ»
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:
«Умей управлять своими эмоциями».
Провела: кл.руков.Гибасева Э.М
- Познакомить детей с основными базовыми эмоциям
- Учить определять эмоциональное состояние других людей;
- тренировка умения владеть своими эмоциями
Материалы к занятию:
- трафареты лиц;
- слайды основных эмоций человека;
- музыка для релаксации;
На доске название темы, изображения улыбающихся лиц, фотографии улыбок учащихся класса.
Добрый день. Ребята, посмотрите, перед вами (на доске) картинка с изображением цветика-семицветика. все лепестки этого цветка разного цвета. А теперь представьте, что этот цветок — весь мир вокруг вас. Отметьте свое место на этом цветке посадив на него бабочку, поясните, почему вы выбрали именно этот цвет.
Мир чувств и эмоций сложен и разнообразен. Сегодня мы поговорим об эмоциях, вспомним, какие бывают эмоции, как они могут повлиять на здоровье человека, как научиться ими управлять.
Когда мы наблюдаем восход солнца, читаем книгу, слушаем музыку или мечтаем о будущем, мы проявляем свое отношение к окружающему нас миру.
Книга, музыка, мечты — могут нас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Грусть, радость, страх, восторг, досада — вот разнообразный мир чувств и эмоций, который возникает у человека.
А что же собой представляют эмоции?
Ответы детей ( Эмоции — это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.)
В — (Эмоция — это психическое состояние, отражающее отношение человека к себе и к происходящему вокруг него, это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям).
Все эмоции выражаются на лице человека с помощью глаз, бровей и рта. От этого внешность, в зависимости от эмоционального состояния, меняется. Часто эмоции сопровождаются выразительными движениями.
«Определи эмоцию». (показ слайдов)
А теперь скажите, какие виды эмоций вы знаете? Назовите их.
«Назови эмоцию» (выполняется на доске).
В левую колонку поместите чувства и эмоции, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую — те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми.
ЧТО ДЕЛАЕТ НЕСЧАСТНЫМ
ЧТО ДЕЛАЕТ СЧАСТЛИВЫМ
- горе
- вина
- Гнев
- Зависть
- Жадность
- Обидчивость
- Ужас
- страх
- Доброта
- Радость
- удовольствие
- Способность прощать
- Интерес
- Скромность
- Веселье
Положительные эмоции (радость, восторг, ликование) благотворны не только для человека, который их переживает, но и для окружающих его людей. Эти эмоции несут в себе заряд энергии и как бы «заражают» другого человека хорошим настроением.
Отрицательные эмоции (злость, гнев, страх, отвращение) наоборот, могут навредить здоровью человека и его окружению, у всех появляется нервозность, обида друг на друга.
Какие чувства и эмоции вы испытываете по отношению к людям?
Какие чувства и эмоции, мешают вам общаться с людьми?
Игра — тренинг «Волшебный цветок добра».
Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию).
— Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего
настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он
согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит
удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её
послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение
этого цветка внутрь, в своё сердце.
-Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.
Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Как можно побороть своих внутренних врагов?
(Досчитать до 20, побыть одному, улыбнуться, подумать о
чем-то хорошем, написать на бумаге и разорвать
А теперь вернись к словарю эмоций. Из списка выбери те эмоции, которые ты испытываешь часто. А какие эмоции ты бы не хотел испытывать никогда? (Дети выстраивают диаграмму. Затем вывешивают на доску)
Анализируя вашу работу, я увидела, что есть такие эмоции, которые вы хотели бы испытывать, и что бывают чувства, которые бы не хотел испытать никто.
Тест: “ВАШИ ЭМОЦИИ”.
Я предлагаю вам узнать о себе в рисуночном тесте “Ваши эмоции”.
Время работы 2 мин.
На этом листе вы видите четыре лица, вернее, четыре лицевых овала, лишенных всех внешних черт. Вам надлежит не просто нарисовать нос, глаза и губы этим лицам, но и выполнить конкретное задание. Первое лицо должно быть радостным, второе – грустным, третье – злым и четвертое – обиженным. То есть задача проста: четыре лица должны выражать четыре разных человеческих эмоции.
Напомним еще раз. ПЕРВОЕ ЛИЦО – радость, ВТОРОЕ ЛИЦО – грусть, ТРЕТЬЕ ЛИЦО – злость и ЧЕТВЕРТОЕ – обида.
Внимательно посмотрите, с помощью чего вы постарались передать ту или иную эмоцию на лицах, это очень важный момент. Те черты лица, на которые вы сделали упор, многое расскажут вам о нашем характере и ваших чувствах.
ПЕРВОЕ ЛИЦО, РАДОСТЬ – если вы сделали основной упор на УЛЫБКУ, сделав ее широкой и открытой, то это значит, что вы веселый и жизнерадостный человек, с удовольствием делитесь своей радостью с окружающими.
ВТОРОЕ ЛИЦО, ГРУСТЬ – если вы постарались передать грусть с помощью РТА С ОПУЩЕННЫМИ ВНИЗ УГОЛКАМИ, то это означает, что вы доверчивый и ранимый человек, вас легко обидеть, вы сопереживаете всем и стараетесь помочь тем, кто в этом нуждается.
ТРЕТЬЕ ЛИЦО, ЗЛОСТЬ – если вы сделали основной упор на НОС С РАЗДУТЫМИ НОЗДРЯМИ, то это значит, что вы прямой человек, последовательный в своих словах и поступках. Вы цените откровенность и предпочитаете действовать прямолинейно и открыто, презираете трусость и подлость.
ЧЕТВЕРТОЕ ЛИЦО, ОБИДА – если вы постарались передать обиду, сделан упор на ПЕЧАЛЬНЫЕ ГЛАЗА И БРОВИ ДОМИКОМ, то это говорит о вашей впечатлительности и непосредственности, вы верите в лучшее и надеетесь на светлое завтра. Вас легко обмануть, вы часто разочаровываетесь в людях и в жизни.
Вывод: Этот рисуночный тест дал возможность увидеть, насколько правильно вы передаете свое эмоциональное состояние, и показал основные черты вашего характера.
А теперь встаньте в круг. Прижмите ладони друг друга и мысленно пошлите товарищу добрые слова. Чувствуете ли вы тепло друг друга? А теперь возьмемся за руки и с улыбкой скажем добрые пожелания друг другу. Запомните то, что сейчас чувствуете, возьмите с собой теплые чувства и хорошее настроение. Помните о том, что хорошо для вас – хорошо для всех.
Х раните и берегите друг друга.
О бщайтесь с теми, кто Вам по душе, а не замыкайтесь в себе.
Р азумно проводите свой досуг.
О пирайтесь на собственные силы и помощь близких.
И хорошее настроение вас никогда не покинет.
Всего вам доброго.
Раздражительность и несдержанность – это главные враги общения, поэтому необходимо учиться с ними бороться. Умение усмирять свои эмоции и порывы не появляется само по себе, для того чтобы постичь искусство самообладания, нужно приложить немало усилий.
ОВЛАДЕВАЕМ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ, ЭМОЦИЯМИ
К сожалению, в жизни нам очень часто приходится сталкиваться с ситуациями, которые вызывают у нас гнев и раздражение. Грубость по отношению к нам может вызвать ответную реакцию — агрессию. Обиженный человек в большинстве случаев не способен полностью анализировать свои действия, поэтому в эмоционально нестабильном состоянии мы очень часто совершаем несвойственные нам поступки. Причиной раздражительности не обязательно становятся внешние факторы. В некоторых случаях человек становится не в меру агрессивным, когда у него просто плохое настроение. К сожалению, в жизни нам очень часто приходится сталкиваться с ситуациями, которые вызывают у нас гнев и раздражение. Грубость по отношению к нам может вызвать ответную реакцию — агрессию. Обиженный человек в большинстве случаев не способен полностью анализировать свои действия, поэтому в эмоционально нестабильном состоянии мы очень часто совершаем несвойственные нам поступки. Причиной раздражительности не обязательно становятся внешние факторы. В некоторых случаях человек становится не в меру агрессивным, когда у него просто плохое настроение.
КАК НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ СПОКОЙНЫМ
Разные по характеру и темпераменту люди проявляют негативные эмоции не одинаково. Одни выражают негодование бурно, устраивая настоящий скандал, другие высказывают претензии более сдержанно. Но в любом случае, негативные эмоции оказывают деструктивное воздействие на того, кто утратил контроль над собой. Многие люди пытаются подавлять гнев, ярость, раздражение и злобу, но это не решает саму проблему. Отрицательные эмоции рано или поздно выплеснутся наружу, а если их долго сдерживать, то произойдет это с удвоенной силой. Единственный правильный путь к спокойствию – научиться управлять своими переживаниями.
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Если вам нанесли оскорбление, не отвечайте тем же. Постарайтесь успокоиться, сосчитайте до 10 – за это время вы остынете, и желание вступать в конфликт пропадет само собой. Одним из проявлений сильного гнева является учащение пульса и дыхания, поэтому, чтобы успокоиться постарайтесь сделать несколько глубоких вдохов. Подумайте о чем-нибудь хорошем, направьте свои мысли в позитивное русло. Не давайте негативным эмоциям управлять вами. Выясните причину того, что именно вас раздражает и постарайтесь ее устранить. Учитесь правильно выражать свои чувства. Не бойтесь спокойно рассказывать окружающим о наболевшем. Старайтесь не замечать мелкие недостатки, не стоит придираться к деталям. Не совершайте опрометчивых поступков под воздействием эмоций. Скорее всего, когда вы успокоитесь, то сильно пожалеете о содеянном. Старайтесь общаться вежливо не только с посторонними, но и с близкими людьми. Относитесь терпимо к недостаткам окружающих. Делая замечание, старайтесь выбирать слова так, чтобы не обидеть человека. Мысленно станьте на сторону собеседника. Это поможет вам лучше понять мотивы поведения оппонента. Возможно, он не хотел вас обидеть, просто вы сделали неправильные выводы. Перенаправьте сильные эмоции, например, займитесь спортом. В тренажерном зале вы быстрее забудете о своих обидах. Старайтесь проводить как можно больше времени на свежем воздухе. Прогулки помогают справиться со стрессом.
Волнение — это естественное состояние любого человека, которому небезразлично то, что он делает. Поэтому рекомендация совсем не волноваться равносильна рекомендации вообще не дышать. Другое дело, когда волнение чрезмерно и необходимо справляться с ним, когда оно мешает работе. Кроме того, существует взаимосвязь между уровнем мотивации и результативностью действий, которая проявляется в следующем: чем больше вы хотите и стараетесь сделать что-то, тем лучше вначале результат. Далее вы хотите этого еще больше, сильнее беспокоитесь, то есть теряете спокойствие, и результативность перестает расти, оставаясь на прежнем уровне. Затем вам невыносимо, буквально «позарез», хочется достигнуть желаемого результата. При этом вы начинаете так волноваться, что вас бросает в дрожь от одной мысли потерпеть крах, и в итоге продуктивность будет только падать. Чем больше вы боитесь совершить ошибку, тем больше вероятность, что она произойдет. В спорте это называется «предстартовой лихорадкой» — так переживал, что «сгорел» на старте. В психологии — «самопрограммируемым пророчеством» (self-fulfilling prophecy): столько думал и тревожился о возможной неудаче, что в конечном итоге воплотил ее в жизнь. То есть, решение сложных задач не достигается при слишком завышенной мотивации, если она порождает сильное волнение и страх перед ошибкой. Тот же закон диалектики — крайность переходит в свою противоположность. Поэтому избавляться нужно не вообще от эмоций, а от деструктивных чувств. Необходимо «сбивать» излишнюю мотивацию как повышенную температуру, говоря себе: «Это мелочь по сравнению с мировой революцией».
Существуют две стратегии поведения.
Одна направлена на стремление избежать ошибок и неудач. Как только ошибка происходит, человек может остановиться на этом, опасаясь двигаться вперед. Особенно если дальше сложнее и вероятность неудач возрастает. Иногда развитие на этом вообще может прекратиться. Другая стратегия — стремление достичь цели, независимо от того, сколько будет неудач на пути, действуя по принципу: «Смеется тот, кто смеется последним». Данная стратегия продуктивней. Процесс любой учебы — это уменьшение количества ошибок. Приступив к освоению чего-либо, вначале мы делаем массу ошибок, а затем, благодаря длительным упражнениям, постепенно совершаем их все меньше и меньше, достигая в итоге того, что хотели.
не бойтесь сделать ошибку, дайте себе право на нее, и тогда, как ни странно, этих ошибок будет гораздо меньше либо они вовсе исчезнут. Потому что все внимание и энергия будут направлены не на боязнь неудачи, а на успешное выполнение задачи. Страх и боль — вестники опасности, и благо, что они есть. Однако они должны быть вашими помощниками, а не врагами. Когда вы не решаетесь на что-то, вы опасаетесь последствий, которые могут наступить. Одна из особенностей страха — это тревога о том, что может произойти, однако не происходит сейчас, когда вы боитесь. То есть в момент нерешительности и опасений вы испытываете страх перед несуществующей пока действительностью. Конечно, вы можете сослаться на предыдущий негативный опыт, если он есть. Однако речь идет не о повторе ошибок, а их преодолении и поиске возможностей для этого. Наступают на одни и те же грабли потому, что каждый раз действуют по одной и той же некогда сложившейся «программе». Привычка — вторая натура, действующая автоматически. Поэтому учитывайте: не мир делает нас, а наше понимание и отношение к нему.
Когда говорят «Хочу, но не знаю как», то за этим можно проследить похожую цепочку: Плохо ищете → значит, нет большого желания → к тому же сделать предстоит многое, а вдруг не получится, то есть вдруг я «не смогу» → тогда зачем мне это, которое я «не хочу» → потому что «боюсь», что это ударит по моему самолюбию и уверенности в себе.
В итоге программа «хождения по кругу» срабатывает вновь. Часто не осознавая этого, человек находит объяснения своих поступков, являющиеся, по сути, самооправданиями своих поступков, то есть защитными реакциями. Кто действительно хочет что-то сделать, ищет пути и средства, кто не хочет — ищет причины невозможности этого. Кстати, лень бывает разная, и одна из ее разновидностей состоит в том, чтобы оттянуть время, откладывая самое трудное на потом, чтобы укрепить уверенность в себе и волю к достижению цели. И это нормально, если, конечно, не затягивается надолго, потому что когда-то надо все-таки действовать.
Слова «надо» и «должен» также стоит проанализировать
По большому счету, вы никому не должны в этой жизни, кроме самого себя. Смените внутреннюю установку «Я должен (а)» на «Я хочу», «Я предпочитаю это». Считайте, что вы добровольно занимаетесь полезным и в то же время непростым делом — тренировкой своей воли к победе для выполнения того, что хотите. Тогда воля станет не насилием над собой, а усилием и средством в достижении цели, которая ставится вами в результате свободного выбора. Усилия — это труд, то есть преодоление трудностей, потому что вы знаете, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. При этом вас никто не заставляет, вы сами принимаете решение пойти на это, то есть самостоятельно распоряжаетесь своей судьбой, а не плывете по течению «волн жизни». А то, что предстоят трудности, — это естественно. Потому и возникает «боязнь» перед мыслью, что вдруг это не получится.
Подведем итог. Истинное «хочу» — это когда вы добровольно желаете то, что действительно является для вас потребностью. Если вы потом начинаете искать сострадания окружающих в качестве подтверждения, что это сложно, тем самым вы собираете оправдания для прекращения своей деятельности. Тогда четко осознайте — это нужно вам, а не другим. С другой стороны, следует подчеркнуть: истинное «не хочу» — выражение самостоятельности личности, когда вам это на самом деле не надо. Тогда нет никаких оснований для переживаний и чувства неполноценности.
В целом начинать надо, конечно, с самопознания. Плохо понимаете себя — плохо будете разбираться в других людях. Не уважаете себя — не будете уважать окружающих. Человек есть мера всех вещей, как отмечали классики. Эту меру и определите для себя.
Прежде чем приступить к освоению способов саморегуляции, определите свои слабые стороны, то есть какие отрицательные эмоции чаще всего охватывают вас на работе и что порождает их: наглость клиентов, их неуступчивость, излишняя разговорчивость, критика в ваш адрес и др. Здесь как в медицине: сначала диагноз, а потом лечение. Физиологические показатели потери самообладания являются очевидными и знакомыми. Это сердцебиение, покраснение или побледнение лица, сжатие кулаков, болевой спазм в животе, дрожание рук, головокружение, внезапное потоотделение, «комок» в горле, сухость во рту и др. Чем серьезней вы хотите получить результат самообладания и личностного роста, тем больше необходимо затратить труда.
Практикум . Цель — освоить один из способов преодоления нерешительности и страха последствий. Когда вы опасаетесь за что-то, попробуйте выполнить следующее:
Напишите все последствия, которых вы больше всего боитесь. Это называется объективизацией мысли. Одно дело, что у вас в голове, и другое, когда вы выплеснете это на бумагу и посмотрите со стороны. Перечислите самое страшное, что может произойти, если ваши опасения сбудутся. После этого ответьте себе на основной вопрос: «Живы останетесь?» Если «да», то это — самое главное.
Поэтому следующий шаг — подумайте и запишите, что конкретно вы будете делать в каждом из возможных негативных исходов. Как будете действовать, чтобы справиться с ними?
Дополнительно проанализируйте, есть ли другой способ решения, иные варианты подхода к проблеме, кроме тех, которые вы сейчас обдумывайте. Если нет, то тогда что можно заранее либо сейчас предпринять, чтобы уменьшить ожидаемые последствия или даже избежать их?
В заключение взвесьте, что лучше: решиться на то, что пугает, принять объективные обстоятельства, четко зная, что произойдет, как при этом поступите, что сделаете заранее, либо ничего не предпринимать. Чувство неопределенности — одно из самых неприятных, тем более нет гарантий, что не станет еще хуже. Любое продуманное и спланированное действие гораздо продуктивней, чем бездействие.
ПОСЛОВИЦЫ об отношении человека к жизни, людям, к самому себе:
— Счастлив тот, у кого совесть спокойна; — Лучше жить бедняком, чем жить со стыдом; — Не хлебом единым жив человек; — Не в деньгах счастье;
— Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит; — Где счастье родиться, там и зависть плодится; — Кто хорошо живет, тот долго живет; -Жизнь прожить, не поле перейти; — Бояться несчастья и счастья не видать; — Деньги — дело наживное;
— Только тот не ошибается, кто ничего не делает;
— Береженого Бог бережет;
— На Бога надейся, а сам не оплошай;
— Не зная броду, не суйся в воду;
— Всяк сам своего счастья кузнец;
— Хочу — половина могу;
— Сам пропадай, а товарища выручай;
— Хочешь себе добра- не делай зла;
— Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
— Доброе братство лучше богатства;
— Без труда нет добра;
Тестирование
ТЕСТ №1 – Паутина (О тебе настоящем).
На картине изображена паутина. Возьмите карандаш и нарисуйте паука и двух мух. Одна муха должна увязнуть в паутине, другая- остаться вне ее.
Если вы первым нарисовали ПАУКА, то вы –адекватный, деятельный, решительный человек. Вы владеете эмоциями и прислушиваетесь к голосу разума.
Если первой вы нарисовали МУХУ в ПАУТИНЕ, можно предположить, что вы- человек пассивный и не всегда адекватно воспринимаете информацию, склонны к рефлексии либо в настоящее время пребываете в состоянии стресса.
Если вы первой нарисовали МУХУ вне паутины, ваша позиция—наблюдательная, и ваша адекватность может «не сработать» в момент, когда нужно действовать на свой страх и риск. Вы предпочитаете ждать и не любите сюрпризов.
Если все фигуры РАВНО УДАЛЕНЫ друг от друга, вы адекватно воспринимаете жизнь. Вам приходилось как полностью контролировать обстоятельства, так и бывать ее безвольной жертвой.
Если МУХА РЯДОМ С ПАУКОМ, вы воспринимаете жизнь как борьбу. Вам редко удается расслабиться, потому что жизнь редко представляла вам шансы просто плыть по течению.
Если РЯДОМ ОКАЗАЛОСЬ МУХИ, это говорит о вашем желании выпутаться из любой ситуации, полагаясь на советы близких или друзей. Вы всегда ищете себе союзников и, как правило, находите их.
ТЕСТ №2 — Нарисуйте дом (твой психологический портрет)
Нарисуйте то, что сразу же возникнет в вашем воображении при упоминании слова «дом».
ГОРОДСКОЙ ДОМ
Речь идет о многоэтажном здании. Его мало кто рисует. Потому что большинство пытается изобразить иной «идеальный» дом. Этот же рисунок позволяет судить о чертах сухого, замкнутого человека, склонного сосредоточиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делиться.
НЕБОЛЬШОЙ НИЗКИЙ ДОМ
Человек, который рисует дом с очень низкой крышей, скорее всего, чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нем обычно не находит ничего приятного.
ЗАМОК
Такой рисунок раскрывает нечто ребяческое в характере, несерьезное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение человека, который обычно не успевает справляться со своими обязанностями.
ПРОСТОРНЫЙ СЕЛЬСКИЙ ДОМ
Он означает необходимость расширения своей жилплощади. Если человек, который рисует такой дом, бездетен, одинок, то, возможно, в этом выражается его потребность создать семью, растить детей. Если дом окружает неприступная железная ограда, то это, скорее всего, говорит о замкнутом характере. Если вокруг дома «живая изгородь», то это означает обратное — доверие к другим. Чем забор (ограда) ниже, тем выше у этого человека склонность к общению.
ДВЕРИ
Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо- о еще большем великодушии, чувстве уверенности в себе. Открытая дверь означает общительность. Закрытая — замкнутость. Если дверь расположена сбоку, это знак недостаточной общительности, такой человек не так легко идет на контакт. Если дверь закрывает почти весь фасад, подобное свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости в поступках, но и о великодушии, иногда даже чрезмерном.
ОКНА
Огромное окно, скорее всего, говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон с решетками, ставнями -показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, неумения ни давать, ни давать, ни принимать что-либо от других.
ТРУБЫ
Отсутствие на рисунке трубы -признак бесчувственности. Труба, из которой не идет дым, означает то же самое, но это черта характера вызвана, без сомнения, целым рядом разочарований в жизни. Труба с дымом – признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, какие-то мелкие детали, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.
2.Умение владеть собой. Гeннaдий Aлeкcaндрoвич Poзoв, кандидат психологических наук, бизнес-тренер.
Источник