Классный час развитие чувства патриотизма

Классный час «Патриотизм — одно из духовно-нравственных качеств человека»
классный час (11 класс)

Тема классного часа является актуальной, так как воспитание патриотических чувств является одним из главных составляющих воспитания высоконравственного гражданина России. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Новизна данной методической разработки заключается в том, что она способна показать учащимся многоаспектность понятия «патриотизм», в том числе через призму православной культуры.

Скачать:

Вложение Размер
klassnyy_chas_patriotizm.docx 32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 имени Луначарского

муниципальное образование Тимашевский район

«Патриотизм – одно из духовно-нравственных качеств человека»

Номинация – «Методическая разработка образовательного учреждения»

Целевая аудитория : учащиеся 10-11 классов

Цель — показать учащимся многоаспектность понятия «патриотизм», определить отношение каждого ученика к позиции “быть патриотом», », сформировать понимание того, что нужно любить Родину.

— развивать у учащихся умение самостоятельно делать выводы, отстаивать свою точку зрения;

-учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской деятельности;

— развивать творческие способности учащихся

— воспитывать любовь к Родине, Отечеству.

Автор — Коробка Светлана Александровна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №2 имени Луначарского

Оборудование : презентация, видео « Сильные духом», ватманы, маркеры, карточки с цитатами.

Ход классного часа

  1. ОРГМОМЕНТ. Учащиеся садятся по группам.
  2. ВВОДНО — МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ и ЦЕЛИ.

— Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем с вами говорить о духовно-нравственных качествах человека. Сегодня мы поговорим об одном важном, на мой взгляд, качестве. И я предлагаю вам посмотреть на экран.

Учитель демонстрирует презентацию с изображением березы, георгиевской ленточки, олимпийских колец, матрешки. При помощи наводящих вопросов подводит учеников к тому, что это символы России, это то, что дорого русскому человеку, тому, кто любит свою Родину, патриоту. Например:

— Что изображено на слайде?

— Какой общей темой можно объединить эти предметы? Какие ассоциации вызывают?

— Какое изображение ближе вам? Почему оно дорого вам?

— Как называют человека, который любит свою Родину?

— О каком нравственном качестве человека мы сегодня будем говорить? ( О патриотизме)

-Верно, тема классного часа — « Патриотизм – одно из духовно-нравственных качеств человека».

Сегодня мы вместе постараемся понять, что такое патриотизм, чем истинный патриотизм отличается от ложного, а также поразмышляем над тем , как пробудить в человеке чувство любви к Родине. “Пробудить”, потому что оно есть в каждой душе. Считаю, нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

III . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1). «Мозговой штурм»

— Ребята, что же такое патриотизм? Кого мы называем патриотом?

Группы на ватмане пишет определение патриотизма и демонстрирует классу. Находят общее в определении каждой группы. Выбирают наиболее удачное определение. Учащиеся делают вывод, что понятие «патриотизм» имеет множество сторон.

— Давайте прочитаем определение на слайде.

«Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина .

— Послушайте стихотворение и определите главную мысль.

Чтение стихотворения подготовленным учеником.

Один чудак с лицом фальшиво-грустным,
«Ютясь» в салоне своего «порше»,
Сказал: «Мне стыдно называться русским.
Мы – нация бездарных алкашей.»

Солидный вид, манера поведенья –
Всё дьяволом продумано хитро.
Но беспощадный вирус вырожденья
Сточил бесславно всё его нутро.

Его душа не стоит и полушки,
Как жёлтый лист с обломанных ветвей.
А вот потомок эфиопов Пушкин
Не тяготился русскостью своей.

Себя считали русскими по праву
И поднимали Родину с колен
Творцы российской мореходной славы
И Беллинсгаузен, и Крузенштерн.

И не мирясь с мировоззреньем узким,
Стараясь заглянуть за горизонт,
За честь считали называться русским
Шотландцы – Грейг, де Толли и Лермонт.

Любой из них достоин восхищенья,
Ведь Родину воспеть – для них закон!
Так жизнь свою отдал без сожаленья
За Русь грузинский князь Багратион.

Язык наш – многогранный, точный, верный –
То душу лечит, то разит, как сталь.
Способны ль мы ценить его безмерно
И знать его, как знал датчанин Даль?

Да что там Даль! А в наше время много ль
Владеющих Великим языком
Не хуже, чем хохол Мыкола Гоголь,
Что был когда-то с Пушкиным знаком?

В душе любовь сыновнюю лелея,
Всю жизнь трудились до семи потов
Суворов, Ушаков и Менделеев,
Кулибин, Ломоносов и Попов.

Их имена остались на скрижалях
Как подлинной истории азы.
И среди них как столп -старик Державин,
В чьих жилах кровь татарского мурзы.

Они любовь привили и взрастили
От вековых истоков и корней.
Тот — русский, чья душа живёт в России,
Чьи помыслы — о матушке, о ней.

Патриотизм не продают в нагрузку
К беретам, сапогам или пальто.
И коль вам стыдно называться русским,
Вы, батенька, не русский. Вы – никто.

Учащиеся определяют главную мысль: «патриотизм не продают в нагрузку». Делают вывод: каждый человек не только должен гордиться страной, в которой живет, но и трудиться, творить ради ее процветания.

3) Работа с карточками. «Истинный» и «ложный» патриотизм.

-Многие люди считают себя патриотами, но понимание патриотизма у каждого разное. Я предлагаю поработать в группах. Перед вами карточки, на которых высказывания известных людей о патриотизме. Распределите их на две группы: ложное понимание патриотизма, истинное понимание патриотизма.

1.«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился». (Б. Шоу)

2.»Патриотизм — признание приоритета интересов своей страны перед интересами других народов».

3 .Патриотизм — это убеждение, что к людям, живущим по одну сторону от некой условной черты, проведенной на поверхности планеты, следует относиться лучше, чем к живущим по другую сторону. А все остальное – выбор аргументов, почему это должно быть так». Виктор Олсуфьев

4. “ Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков .

5. «Патриотизм, как частное проявление любви к человечеству, не уживается с неприязнью к отдельным народностям» Н. Чернышевский

6.“ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”. П. Багратион.

Учащиеся обсуждают цитаты и делают вывод, что патриотизм не совместим с национализмом, расизмом.

Национализм – установки на превосходство страны и необходимость ее доминирования («ложный, слепой патриотизм»)

Патриотизм – любовь к своей нации и гордость за свою страну («истинный, здоровый патриотизм»)

-На протяжении веков русский человек гордится своей Родиной. Он может обладать самыми скромными способностями и талантами, но в определенных обстоятельствах проявляет гражданственность и патриотизм.

— Приведите примеры высокой гражданственности, патриотизма, которые в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.

(Ученики приводят примеры. Слайд)

— Быть патриотом – это не обязательно совершать героические поступки. В каких практических делах выражается ваша позиция патриота? ( Волонтерство, семейные и школьные традиции, уважительное отношение к героическому прошлому страны и т.д. ).

— А. Граф говорил: “Настоящий патриотизм не тот, который суетится и чванится в торжественные минуты, а тот, который ежедневно и неутомимо заботится об общем благе и не бахвалится этим”. Вы можете себя назвать патриотами? Аргументируйте свой ответ. ( Высказывания учащихся).

4).Просмотр и анализ видеофильма «Сильные духом» на основе синема-технологии

Я предлагаю вам посмотреть видеофильм. Он повествует о трагической истории вашего сверстника Евгения Родионова, простого русского парня из «поколения девяностых» , которому поклоняются сотни людей, военнослужащих. Чем он заслужил такое признание? Мы ответим на этот вопрос, просмотрев фильм.

  1. Кто такой Женя Родионов?
  2. Что вы знаете о поколении девяностых?
  3. Какой подвиг совершил юный солдат? (Он не убил сотни врагов, не взял огонь на себя и т. д.)
  4. Почему написана икона?
  5. Кому принадлежат слова, которые являются главной мыслью фильма? (священнику) .Перескажите их.
  6. Можно ли Евгения Родионова назвать патриотом?

3.Рефлексия . Юный солдат, воспитанный отнюдь не в воцерковленной семье, способен совершить поступок, подобный подвигам раннехристианских мучеников. А именно – устоять перед искушением сохранить жизнь в обмен на предательство веры. Отказаться снять нательный крест и быть обезглавленным чеченскими боевиками. В день своего 19-летия.

Учащиеся должны прийти к выводу : православие-это часть души русского человека. Предать веру – предать Родину. Для нас патриотизм и православие не разделимы.

5).Беседа с представителем церкви.

В ходе беседы учащиеся должны понять, что для христианства патриотизм является исполнением двуединой заповеди о любви к Богу и ближнему. Христианин-патриот любит свое Отечество как место, где пребывает и сохраняется Православная Церковь.

— Чтобы определить, насколько у вас сформировалось понимание термина «патриотизм», предлагаю поработать в группах.

Задание для 1 группы — создать эмблему патриотизма, которая могла бы стать официальной: печататься на политических документах, национальных флагах.

Задание для 2 группы – составить синквейн к слову «патриотизм»

Учащиеся работают в группах. Всему классу представляют эмблему и синквейн. Пример синквейна :

Любить, гордиться, преумножать

Патриотизм и православие тесно связаны

Что значит быть патриотом? Конечно, это любить свою Родину и свою страну. Гордиться своей национальностью. Но без перегибов.

Нация, в которой молодежь любит страну и стремится к улучшению её состояния во всех сферах жизни, несомненно, станет лучше.

Источник

Классный час развитие чувства патриотизма

Классные часы на тему патриотизма способны решить проблемы становления гражданской позиции у школьников. Как провести классные часы на эту тему?

Какие цели и задачи поставить для классного часа?

Цель — воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

  • актуализировать понятия «патриотизм», «гражданственность», «Родина», «нравственность», «гордость»;
  • развить этические и нравственные качества учащихся;
  • познакомить с некоторыми моментами истории, которые вызывают гордость за свой народ;
  • привить уважительное отношение к историческому прошлому своей страны.

Какие темы выбрать для патриотического классного часа?

  • Что такое патриотизм?
  • Наследие России.
  • Есть такая профессия — Родину защищать!
  • Никто не забыт, ничто не забыто.
  • Я люблю свой край!
  • Я — гражданин.

Как оформить кабинет? Какие материалы использовать?

Выбор материалов для проведения классного часа на патриотическую тему огромен. Если занятие имеет краеведческую направленность, можно подобрать портреты героев этой местности, а лучше пригласить их для беседы с учениками (ветераны ВОВ, войны в Афганистане, Чеченской кампании). Использовать в оформлении произведения местных художников, писателей, поэтов.

Военно-патриотический тип классного часа требует подходящей книжной выставки. Поскольку именно художественная литература положительно сказывается на развитии духовной составляющей личности школьника.

  • К. Симонов «Жди меня» (стихотворный сборник).
  • «С Богом, верой и штыком!» (сборник произведений об Отечественной войне 1812 года).
  • Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» (издание с комментариями для детей).
  • «Богатырская застава» (сборник былин).
  • «За Землю Русскую» (сборник Куликовского цикла).
  • «Идет война народная» (сборник произведений поэтов-фронтовиков).

Кроме того, можно выставить репродукции картин с патриотическими темами, либо включить их в презентацию к классному часу. Например, В.М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», А. Аверьянов «Подвиг генерал-майора В. Костенецкого», С.В. Герасимов «Кутузов на Бородинском поле», «Мать партизана».

Смысловая нагрузка этих картин — любовь к Родине, верность своему призванию и долгу, непоколебимость и бесстрашие русского духа. Разумеется, картины не должны быть просто антуражем, их стоит обсудить и разъяснить ученикам непонятные моменты.

Если направленность занятия носит спортивный характер, то стоит показать небольшие фрагменты спортивных состязаний, Олимпийских игр. А единство и сплоченность народа как нельзя лучше отразят эмоции болельщиков на трибуне.

В качестве эпиграфа к классному часу по патриотическому воспитанию можно взять одну из следующих цитат:

  • «И в торжественные годины и в будни идея отечества должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право называть себя гражданином» (М. Салтыков-Щедрин).
  • «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же» (А. Радищев).
  • «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит человечеству» (В. Белинский).
  • «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина» (М. Пришвин).
  • «Где бы ни выступал человек, он должен выступать как патриот» (М. Шолохов).

Форма проведения

Классный час в рамках гражданско-патриотического воспитания может быть любой формы: подойдет и устный журнал, и тематический концерт, и тренинг. Главное — это активное участие школьников в подготовке классного часа.

Если приглашен гость, интересно будет провести мероприятие в форме гостиной. Возможно и с чаепитием. Приглашенный гость расскажет школьникам свою историю, а учащиеся, в свою очередь, смогут порадовать гостя исполнением патриотических песен («С чего начинается Родина?», «Смуглянка» и т.д.), чтением стихов, народными танцами.

В качестве рефлексии можно использовать написание сочинения на тему «Я патриот» или «Что такое патриотизм для меня», либо письма настоящему герою.

Источник

Читайте также:  Что делать если тебе кажется что у тебя депрессия
Оцените статью