Предлагать классификации классификаций эмоций – неблагодарное занятие. Разделяя эту точку зрения, понижая научный ранг задач, связанных с анализом классификаций эмоций, Г. Бреслав все же описывает последние. Отмечая недостатки каждой из рассмотренных им классификаций, Бреслав конструирует очередную классификацию, критериями которой выступают ситуативность-внеситуативность эмоциональных явлений и отношения «фигуры-фона» в регуляции жизнедеятельности. Под ситуативностью понимается связь эмоций с происходящим «здесь и сейчас»; под фигурой – дискретные эмоции, характеризующие, что и как значимо для индивида; под фоном – эмоциональные явления, характеризующие способ реагирования индивида на значимое (2, с. 151).
Целый ряд классификаций эмоций анализирует Е.П. Ильин (9, с. 131-138). И практически каждый человек знает первую классификацию эмоций — положительные и отрицательные. Но без классификаций не обойтись, т.к. это не только ранний этап в научном исследовании любого явления, но еще и важный этап в организации собственных знаний в определенную систему. Поэтому выделим описательные, функциональные и генетические классификации эмоций.
Описательные классификации, построенные на основе феноменологии эмоциональных явлений и будучи первым этапом на пути их интегрального изучения, направлены на возможно более полный охват всей совокупности эмоциональных феноменов. В описательных классификациях выделяются специфические критерии, приводятся «речевые модели», передающие специфический компонент эмоции.
В классификации Б.И. Додонова (6) представлены только те эмоции, которые предстают в сознании людей как ценные переживания. Они отвечают следующим требованиям: 1)в них субъект чаще всего испытывает потребность: 2)они придают непосредственную ценность самому процессу деятельности. Процесс создания своей классификации эмоций Додонов характеризует как «полуэмпирический путь», в результате которого и были выработаны критерии искомой классификации. Этими критериями выступали: 1)вербальные версии ценных переживаний, за которыми стояли потребности; 2)наличие некоторых инвариант в эмоциональных ситуациях, порождающих эмоции данной категории; 3)частая сочетаемость отдельных эмоций, составляющих их данную категорию. В итоге была создана открытая классификация десяти эмоций, включающая альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические, пугнические, романтические, гностические, эстетические, гедонистические и акизитивные эмоции. Каждой из этих категорий эмоций соответствует определенный вербальный инвентарий.
Исходя из гипотезы (6, с. 210) о том, что фиксация в сознании индивида представлений об определенных переживаниях, как ценных и желательных, является сущностной особенностью личности, Додонов ввел понятие «общая эмоциональная направленность личности». Это понятие отражает иерархию всех ценных переживаний субъекта и используется в качестве ведущей характеристики направленности личности. В отличие от общей эмоциональной направленности ее типы выделяются Додоновым с учетом «одного, наиболее ценного для индивида эмоционального состояния, переживания» (5, с. 97). Тип общей эмоциональной направленности личности имеет ряд особенностей. Он рано формируется под влиянием некоторых врожденных задатков и воспитания (в широком смысле слова); связан с функционированием эмоций в качестве ценности; взаимодействует с морально-мировоззренческой направленностью. Становясь устойчивым и выступая в качестве одного из системообразующих факторов психологической структуры личности, тип общей эмоциональной направленности опросредованно влияет на восприятие личностью действительности, на мечты и планы, на выбор сферы деятельности, друзей, любимых, на процессуальные характеристики деятельности, на творчество, на представление о счастье (5, с.105). Додонов призывает учитывать тип общей эмоциональной направленности в процессе воспитания, обучения, профориентации личности. Выделенные Б.И. Додоновым типы эмоциональной направленности обозначены по аналогии с категориями эмоций, вошедших в его классификацию эмоций.
Функциональные классификации представляют эмоции в связи с их ведущими функциями, которые они выполняют в поведении и деятельности (например, астенические и стенические эмоции; ведущие и производные переживания в концепции эмоций В.К. Вилюнаса) и поведении субъектов.
В классификации эмоциональных переживаний В.К. Вилюнаса по критерию ведущей функции в деятельности выделены две фундаментальные группы переживаний: ведущие (доминирует функция побуждения), предшествующие деятельности и релевантные ей в целом, и производные эмоциональные переживания (доминирует функция оценки), возникающие в процессе деятельности.
Ведущие переживания возникают в результате обострения некой потребности и наличия отвечающего ей предмета; окрашивают в образе сами предметы, превращая их в мотив; побуждают к деятельности и отвечают за ее общую направленность; открывают субъекту смысл самого предмета потребности; специфичны (т.е. зависят от специфики потребности) для каждой деятельности; презентируют субъекту видовой опыт, касающийся целей; конкретизируют субъекту общее унаследованное эмоциональное отношение к условиям индивидуальной жизни. Подчеркивая побудительную функцию ведущих переживаний, Вилюнас обозначает их как побуждения (7, с. 105).
Формы развития ведущих эмоций Вилюнас выделяет в соответствии с формами опредмечивания биологических потребностей. Так генетически первая форма ведущих эмоций – диффузное тягостное переживание – соответствует обострению неопредмеченной потребности; ключевое ведущее эмоциональное переживание (или эмоциональный тон ощущений), распознающее отдельные свойства предмета удовлетворения потребности, соответствует встрече потребности с предметом; предметные ведущие переживания соответствуют опредмеченной потребности. На основе анализа биологических потребностей Вилюнас приходит к выводу, что субъективной формой их существования и являются ведущие переживания. Собственно человеческие ведущие переживания выделяют мотивы личности в форме чувств.
Производные эмоциональные переживания возникают при наличии ведущего побуждения в конкретной ситуации; отражают фактические успехи (неуспехи) в деятельности; выражают смысл сложившихся ситуаций и наиболее значимых в ней объектов; ситуативны; универсальны (т.е. не зависят от специфики потребности); внутренне организованы в систему, в которой особую роль играют эмоции успеха-неуспеха (7).
Генетические классификации направлены на отражение фило- или онтогенетического развития эмоциональных явлений (например, классификация ведущих переживаний в концепции В.К. Вилюнаса), явно или неявно содержат уровневые критерии, представляют эмоциональные явления в связи с усложнением реальных отношений, когнитивной организации субъекта (например, уровневая классификация эмоций С.Л. Рубинштейна).
В психологии эмоциональных явлений выделяют эмоциональные процессы (аффект); эмоциональные состояния (настроения), а также психические состояния, отличающиеся выраженностью их эмоциональной составляющей (тревога, фрустрация, эмоциональный стресс); эмоциональные особенности личности (индивидуализированное содержание человеческих чувств), а также эмоциональность человека как обусловленная особенностями его темперамента.
Источник
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Бреслав Г.М. Психология эмоций.
М.: Смысл; Академия, 2004. С. 32-36
Лазарус одним из первых отметил опосредующую роль психологических процессов в возникновении стресса и, прежде всего, процессов оценки как стрессового стимула (или стрессора), так и ситуации в целом, а также процессов психологической зашиты, предполагающих защитную переработку угрожающей информации (Лазарус, 1970).
Угроза по Лазарусу представляет предвосхищение человеком некоторого будущего столкновения с какой-то опасной для него ситуацией, то есть определяется на основе процесса оценки. Лазарус был не первым в указании на роль процессов оценки в порождении эмоциональных явлений, однако он впервые попытался подвергнуть эти процессы эмпирическому изучению.
В эксперименте Лазаруса в качестве стрессора использовался документальный фильм о серии грубых ритуальных хирургических операций на мужских половых органах во время обряда инициации у одного из племен аборигенов Австралии. Во время сцен, изображающих сами ритуальные операции, наблюдалось выраженное повышение активности автономной нервной системы, измеряемой на основе электропроводимости кожи (КГР), а также признаки поведенческого стресса.
Исходя из посылки о том, что стрессовая реакция зависит от оценки воздействующей ситуации как угрожающей, Лазарус предположил, что при изменении основания при оценке степени приносимого вреда можно устранить или уменьшить стрессовые реакции. Для проверки этого предположения использовалось три различных звуковых сопровождения к одному и тому же документальному фильму, каждое из которых представляло свой способ интерпретации событий, заснятых на пленку.
Первое звуковое сопровождение носило травмирующий характер, так как оно подчеркивало вредные аспекты событий, второе носило отрицающий характер (где отрицался какой-либо вред изображаемого события — «отрицание»), третье -носило характер беспристрастного повествования («интеллектуализация»). Затем сравнивались степень угрозы и физиологические индикаторы стресса, порождаемого этим фильмом при немом варианте и при трех различных звуковых сопровождениях. Было обнаружено, что травмирующее звуковое сопровождение значительно увеличивало проявление стрессовых реакций по сравнению с демонстрацией немого фильма, в то время как остальные два сопровождения – «отрицание» и «интеллектуализация» — значительно снижали интенсивность стрессовых реакций по сравнению с демонстрацией немого фильма.
В качестве контрольного использовался фильм, показывающий серию несчастных случаев на лесопилке: пальцы одного из операторов калечатся пилой; пальцы другого отрезаются циркулярной пилой; стоящего рядом с циркулярной пилой человека убивает куском дерева, отлетающим от пилы в результате небрежности оператора, причем кусок дерева проходит через грудь жертвы. Это был фильм по технике безопасности, и два последних несчастных случая были представлены зрителю с помощью специальной комбинированной съемки.
Во время сцен, изображающих сами несчастные случаи, у большинства зрителей наблюдались три ясно выраженных момента повышения активности автономной нервной системы. Для фильма были созданы два сопровождающих текста, построенных на принципах «отрицания» и «интеллектуализации». При отрицающем сопровождении подчеркивалась нереальность показанных событий, а во второй версии зрителя просили заметить, например, насколько ясно и убедительно мастер излагает рабочим правила техники безопасности. В контрольных условиях кратко сообщалось, что в фильме будут показаны некоторые несчастные случаи на лесопилке.
Точно так же, как и в предшествующем фильме, было обнаружено, что тексты, способствующие защитной интерпретации, резко уменьшают стрессовые реакции на фильм, судя по частоте пульса и электропроводимости кожи. Все это позволяет Лазарусу делать вывод о том, что интеллектуальные процессы оценки лежат в основе возникновения стресса (Лазарус, 1970).
В своих последующих работах Лазарус усложняет свою модель, говоря о переоценках и двух принципиально разных видах или этапах оценки. Первичная оценка, по Лазарусу, относится к тому, в какой степени стимул «задевает» (в положительном или отрицательном смысле) благополучие индивида, включая «картину мира» и систему отношений индивида. Основными критериями или компонентами пер вичной оценки являются: 1) релевантность цели, 2) конгру энтность или неконгруэнтность цели, 3) тип Я-включенности. Вторичная оценка, по Лазарусу, относится к возможности индивида совершать необходимые для него реальные или воображаемые действия по отношению к стимулу, то есть к тому, в какой степени индивид способен снизить опасность и вред угрожающего стимула или усилить контакт с привлекательным стимулом. Основными критериями или компонентами вторичной оценки являются: 1) доверие или недоверие, 2 ) потенциал преодоления, 3) ожидания на будущее (Lazarus, 1991, 1998).
Релевантность цели относится к тому, насколько оцениваемый стимул или ситуация затрагивает цели индивида и его образ жизни. Если ее нет — нет и эмоции. Конгруэнт ность ими неконгруэнтность цели относится к тому, насколько оцениваемый стимул или ситуация соответствует или не coответствует желаниям, то есть облегчает или затрудняет достижение целей индивида и поддержание его образа жизни. Если облегчает, то можно говорить о конгруэнтности, а если мешает, то о неконгруэнтности. Тип Я-включенности относится к различным аспектам личной и социальной идентичности (ценности, идеалы, самооценка, представление о других людях и их благополучии и т.п.). Так, гнев возникает тогда, когда под угрозой оказывается наша самооценка или то, как нас оценивают другие, а чувство гордости — в противоположном случае. Чувство вины возникает при пренебрежительном отношении к моральным ценностям, а ощущение счастья — при всеохватывающем чувстве безопасности и благополучия.
Доверие или недоверие (может быть как внутренним, то есть направленным на себя, так и внешним) появляется при знании того, кто вызвал эту фрустрацию (или более позитивную стимуляцию), то есть является ли произошедшее актом произвола данного лица. Потенциал преодоления относится к тому, насколько и как индивид способен регулировать свое взаимодействие со стимульной ситуацией (Folkman et a/., 1986). Речь идет не о реальной регуляции и преодолении, а лишь об оценке индивидом своих перспектив в такой регуляции. Знаменитая басня Эзопа—Лафонтена—Крылова «Лиса и виноград» является прекрасной иллюстрацией этого компонента. После того, как лиса убеждается в невозможности достать гроздья винограда, она производит переоценку винограда как еще недозрелого. Ожидания на будущее по отношению к стимульной ситуации относятся к тому, насколько такого рода явления могут улучшить или ухудшить нашу жизнь. Охотник может долго выслеживать медведя и быть готовым к длительным усилиям, потому как «овчинка стоит выделки». То же самое можно сказать о человеке, не жалеющем усилий для подготовки к профессиональному интервью.
В своих более поздних работах Лазарус называет свою модель когнитивно-мотивационной теорией отношений (Laza rus, 1991; Lazarus, Folkman, 19866). По его мнению, теория эмоций должна определять не только стратегию изучения и определения эмоциональных явлений и их классификацию, но и интегрировать биологические универсалии и социокультурные факторы, объясняя одновременно множество взаимозависимых причинно-следственных процессов и переменных (Lazarus, 1991). В то же время теория эмоций должна давать специфическое описание отдельных эмоций, соответствующее общим закономерностям.
В названии «когнитивно-мотивационная теория отношений» последнее слово для Лазаруса означает, что эмоции всегда представляют взаимодействия индивида и его окружения, включая восприятие и оценку вредности (для негативных эмоций) или пользы (для положительных эмоций), а не просто воздействие внешнего стрессора или проявление интрапсихических процессов. Так каждая эмоция представляет свой «ядерный» тип отношения. «Мотиваци онная» — означает, что эмоции представляют реакции на возможность достижения — не достижения жизненных целей и выражают некоторую черту индивида или диспозиционную переменную в виде иерархии целей, но в то же время вызываются требованиями и возможностями окружающей индивида среды, что делает и эту сторону эмоций «интерактивной».
В то же время попытки Лазаруса найти физиологические критерии отделения эмоциональных явлений от неэмоциональных оказались не очень успешными, также как и попытки отделить рефлекторно обусловленные ощущения боли и удовольствия от собственно эмоций (Lazarus, 1991).
Источник