Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
Каждое предложение передает какую-то мысль. При этом предложения также выражают эмоции говорящего или могут произноситься нейтрально.
По эмоциональной окраске предложения бывают:
- восклицательные
- невосклицательные
Восклицательные предложения передают сильные эмоции говорящего, его чувства и отношения к происходящему: радость, взволнованность, огорчение, отчаяние, страх и т.д. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Например: Подожди! Откуда ты это достал?!
Восклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. При этом они произносятся с подъёмом голоса, а слово, выражающее чувство, выделяется особо.
Какой теплый сегодня день! (повествовательное восклицательное предложение)
Как ты мог этого не заметить?! (вопросительное восклицательное предложение)
Посмотри внимательнее! (побудительное восклицательное предложение)
Невосклицательные предложения — это предложения с нейтральной эмоциональной окраской. В конце невосклицательных предложений стоит точка, вопросительный знак или многоточие.
Например: Сегодня теплый день. Ты чувствуешь дуновение ветерка? Уже вечереет.
Невосклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Я люблю чернику. (повествовательное невосклицательное предложение)
Ты любишь чернику? (вопросительное невосклицательное предложение)
Собери мне, пожалуйста, чернику. (побудительное невосклицательное предложение)
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
Лекция 8
Классификация предложений по цели высказывания.
Классификация предложений по эмоциональной окраске.
Классификация предложений по цели высказывания.
План
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Лекция 7
1. Классификация предложений по структуре.
Предложение — многоаспектная единица, следовательно, имеет большую типологию (много классификаций). Все предложения в первую очередь классифицируются по структуре, цели высказывания (функции в коммуникации) и по наличию или отсутствию эмоциональной окраски. Казалось бы, в первом случае учитываются структурные признаки единицы, во втором и третьем – семантические (содержательные) особенности. В действительности в каждой классификации учитывается и то и другое, т.е. ведущим является структурно-семантический принцип. В первом случае на первое место выдвигаются именно структура, а от нее идут к значению. А во втором и третьем случаях на первый план ставится семантика, а от нее движутся к форме, средствам выражения, структуре.
1.Классификация предложений по структурному признаку.
По структуре предложения делят на простые и сложные. Простое предложение состоит из 1 грамматической основы (грамматического ядра), выражает одно значение предикативности. Следовательно, простое предложение – единица монопредикативная.
Шарик улетел в небо. Студенты записывают лекцию.
Сложное предложение состоит из двух и более предикативных центров. Это полипредикативнаяединица. Когда преподаватель читает лекцию, студенты конспектируют.
Различаются простые и сложные предложения и по содержанию, и по объему передаваемых ими сообщений. В простом предложении часто сообщается об одном событии, а в сложном о нескольких ситуациях и об отношениях между ними. Таким образом, в сложном предложении заключается более сложное суждение.
Хотя сложное предложение строится из простых, однако последние, выступая в составе сложного предложения, теряют свою смысловую и интонационную завершенность, поэтому их нельзя считать предложениями в полном смысле этого слова.
Деление предложений по коммуникативной целеустановке проводилось с самого зарождения синтаксиса. Однако взгляды на эту классификацию менялись. Сначала, например, выделяли предложения повествовательные, вопросительные и восклицательные, тем самым совмещали два различных признака в одной классификации, что, безусловно, неверно. Затем стали выделять повествовательные, вопросительные и побудительные предложения (наиболее распространенный подход в вузовской и школьной практике). В последнее время это деление стали сводить к оппозиции двух типов: вопросительные и невопросительные предложения (В.А. Белошапкова, Н.Ю. Шведова в Академической грамматике).
Сопоставим 2 и 3 точки зрения.
Невопросительные предложения отличаются от вопросительных тем, что их основная цель заключается в передаче слушателям определенной информации.
Цель вопросительных предложений заключается в не передаче информации, а в поиске ее (стремлении получить). Они выражают особую форму мысли – вопрос.
По характеру передаваемой информации невопросительные предложения делятся на 3 типа: а) повествовательные, б) побудительные, в) оптативные (выражающие желание).
Повествовательные предложения – собственно информирующие предложения. В них повествуется о каких-либо фактах, явлениях, событиях (как реальных, так и нереальных). Это наиболее распространенный тип предложений. Грамматически они, как правило, имеют в предикативной основе формы изъявительного наклонения. Любви все возрасты покорны. Люблю грозу в начале мая. Реже формы сослагательного наклонения. Учился бы сын получше.
Ярким средством выражения значения повествования является специфическая повествовательная интонация: спокойный, ровный тон, повышающийся на наиболее значимом слове и понижающийся к концу предложения.
Побудительные предложения выражают волеизъявление, требование, просьбу, предполагающие исполнение. Побуждение оформляется: а) формами повелительного наклонения глагола: Иди к униженным, иди к обиженным. ; б) морфологическими средствами, используемыми в языке для выражения побуждения (частицы да, пусть, давай; глаголы в форме изъявительного наклонения Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу…; инфинитив Молчать!); в) разнообразными «безглагольными» средствами: Ни с места! Ко мне! Марш! Айда! Цыц!.
Важным средством оформления выражения побуждения в устной речи является интонация побуждения. Например, при требовании – высокий тон, большая напряженность.
Оптативные предложения выражают значение желания (модальность желательности) , т.е. модально-волевые устремления к тому, чтобы действие осуществилось. Хоть бы зашел кто-нибудь в гости! Если б сегодня мороз! Только бы никто не заболел!
Внешне они обычно выражаются формой сослагательного наклонения глагола, в которых частицы бы сочетается со словами хоть, пусть, если, хорошо и т.д., образуя своеобразные составные частицы (оптитативные частицы) пусть бы, хорошо бы, если бы и т.д.
Значение желания, с одной стороны, похоже на значение повествования, так как оно не содержит обращения к другим лицам с целью побудить их к действию. По этой причине оптантивные предложения некоторыми учеными рассматриваются вместе с повествовательными (см. Современный русский язык. Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000. С.337-338.)
С другой стороны, оно близко к значению побуждения, так как содержит элемент волевого устремления. Поэтому такие предложения рассматриваются вместе с побудительными (школьный учебник под ред. В.В. Бабайцевой).
Как и побудительные, оптантивные предложения не преобразуются в вопросительные.
Вопросительные предложения. Их значение связано с целевой задачей получить информацию: говорящий хочет получить информацию от другого лица и с этой целью задает вопрос. По модальности вопросительные предложения так же, как и невопросительные, могут выражать реальную и нереальную модальность.
Средства выражения (оформления) вопросительности:
1) вопросительная интонация – повышение тона на вопросительном слове или том слове, в котором заключен смысл вопроса;
2) порядок слов: часто слово, заключающее в себе вопрос выносится в начало или в конец предложения Сдал ты экзамен? Экзамен ты сдал? Экзамен сдал ты?;
3) вопросительные слова: наречия, местоимения, частицы Что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю родном?(Лермонтов); Чей это конь неутомимый бежит в степи неукротимый? (Пушкин).
Вопросительные предложения неоднородны по своему значению и по коммуникативной целенаправленности.
Не всякое предложение, вопросительное по форме, содержит в себе вопрос. Поэтому по коммуникативной целенаправленности вопросительные предложения делятся на собственно вопросительные и несобственно вопросительные, не заключающие вопроса.
Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, обращенный к собеседнику и требующий ответа или предполагающий его. По способы выражения вопроса эти предложения делятся на неместоименные (общевопросительные) и местоименные (частоновопросительные).
Неместоименные вопросительные предложения предполагают утвердительный или отрицательный ответ, который может быть выражен нечленимыми словами-предложениями Да или Нет. Например: Вы читали Пушкина? Знакомы ли вы с творчеством Мураками?
Вопросительное значение выражается главным образом с помощью интонации, причем выделяется слово (или группа слов), где заключена суть вопроса: Вы очень ее любили? Сильно он изменился с нашей последней встречи? Кроме интонации могут быть использованы вопросительные частицы разве, ли, неужели, неужто и т.д.
Местоименные вопросительные предложения требуют развернутого ответа. Они включают в свой состав вопросительные слова – местоимения или местоименные наречия. В ответах на такие вопросы должны содержаться новые сведения о предметах, признаках, обстоятельствах, действиях. Например: В котором часы приходит поезд? Кто пойдет отвечать?
Несобственно вопросительные предложенияне направлены на получение информации ( не требуют обязательного ответа). Они имеют лишь форму вопросительных предложений. Выделяют вопросительно-риторические и вопросительно-побудительные предложения.
Вопросительно-риторическиепредложения не предполагают и не требуют ответа. В них могут быть выражены чувства и переживания говорящего. Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? Что день грядущий мне готовит? (Пушкин). Такие предложения встречаются главным образом в художественной речи и создают эмоционально окрашенный, взволнованный тон повествования.
Вопросительно-побудительные предложения служат для выражения побуждения. В них нет собственно вопросительного значения. Долго я буду тебя умолять съесть кашу? – начала сердиться мама. Побуждение может сопровождаться оттенками нетерпения, досады, негодования.
П.А. Лекант среди несобственно вопросительных предложений выделяет еще две группы – вопросительно-отрицательные предложения и вопросительно-утвердительные предложения. Первые имеют форму, совпадающую с собственно вопросительными предложениями, однако содержат не вопрос, а сообщение. Например: Что есть на свете лучше певчей птицы? =Нет ничего на свете лучше певчей птицы; Какой вы охотник? Вам лучше в кухне на печи лежать да тараканов давить. А не лисиц травить. (Чехов). Вопросительно-отрицательныепредложения выражают разнообразные модальные оттенки (невозможность, нецелесообразность и т.п.) с помощью так называемых вопросительных слов( не выражающих здесь вопроса) и интонации. Которая отличается от собственно вопросительной тем, что тон в конце предложения повышается значительно меньше.
Вопросительно-утвердительные предложения имеют в своем составе вопросительные частицы, местоимения, наречия в сочетании с отрицательной частицей не. Однако в таких предложениях данная частица не выражает отрицания. Например: Кто в детстве не осаждал старинные замки, не погибал не корабле с изодранными в клочья парусами? (Паустовский). Вопросительные слова и частицы могут выступать в сочетании со словом нет, эта конструкция также имеет утвердительное значение. Подобные конструкции очень эмоциональны, выразительны, поэтому активно используются в художественных текстах для выражения усиленного утверждения.
3. Классификация предложений по эмоциональной окраске. Все предложения, независимо от цели высказывания и структуры, в русском языке могут быть восклицательными или невосклицательными. Восклицательные предложения обладают эмоциональной окраской, т.е. выражают отношение говорящего к сообщаемому. Например: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (повеств., воскл. – восхищение); Да замолчишь ты, наконец?! (вопросит., вопр.-побуд, воскл. – возмущение, требование); Руки вверх! (побуд., воскл. – приказ); Если бы я был президентом! (оптантивное, воскл. – мечтательность).
Основное средство выражения восклицательного предложения – особая восклицательная интонация: тон высокий, при этом наибольшее повышение тона приходится на слова, выражающие чувства. В восклицательных предложениях также могут быть использованы междометия Ах, этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства (Грибоедов). восклицательные частицы Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом?! (Грибоедов).
Источник
§ 70. Виды предложений по эмоциональной окраске
По эмоциональной окраске предложения делятся на восклицательные (эмоционально окрашенные, произносящиеся с особым повышением тона) и невосклицательные (эмоционально не окрашенные).
Восклицательные предложения могут выражать какое-либо сообщение (восклицательные повествовательные предложения), вопрос (восклицательные вопросительные предложения), волю говорящего (восклицательные побудительные предложения).
Например: Как упоительны в России вечера! (В. Пеленягрэ) — предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске — восклицательное; О чём шумите вы, народные витии? Зачем анафемой грозите вы России? Что возмутило вас? (А. Пушкин) — предложения по цели высказывания вопросительные, по эмоциональной окраске — восклицательные; Россия, бранная царица, воспомни древние права! Померкни, солнце Австерлица! Пылай, великая Москва! (А. Пушкин) — предложения по цели высказывания побудительные, по эмоциональной окраске — восклицательные; Вдали ложился мягкий пар, тёплый на вид (Л. Толстой) — повествовательное невосклицательное предложение.
В восклицательных предложениях выражаются эмоции (чувства) говорящего: радость, досада, угроза, восхищение и т. д. В конце предложения ставится восклицательный знак, в вопросительно-восклицательных предложениях в конце возможна постановка вопросительного и восклицательного знаков одновременно.
348. Прочитайте выразительно стихотворения и отрывки из стихотворений. Определите виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Объясните постановку знаков препинания в конце предложений. Всегда ли она оправдана пунктуационными нормами?
1. Много видел я стран и не хуже её —
Вся земля мною нежно любима.
Но с Россией сравнить.
С нею — сердце моё,
И она для меня несравнима!
2. Положил в котомку
сыр, печенье,
Положил для роскоши миндаль.
Хлеб не взял.
— Ведь это же мученье
Волочиться с ним в такую даль! —
Всё же бабка
сунула краюху!
Всё на свете зная наперёд,
Так сказала:
— Слушайся старуху!
Хлеб, родимый, сам себя несёт.
3. Други! сядьте и внемлите
Музы ласковой совет.
Вы счастливо жить хотите
На заре весенних лет?
Отгоните призрак славы!
Для веселья и забавы
Сейте розы на пути;
Скажем юности: лети!
Жизнью дай лишь насладиться;
Полной чашей радость пить:
Ах! не долго веселиться
И не веки в счастье жить!
(К. Батюшков)
349. Найдите в изучаемых вами по литературе стихотворениях В.В. Маяковского примеры на все виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Укажите такие названия стихотворных произведений, в которых уже содержатся восклицательные знаки. Какой можно сделать вывод? Является ли обилие восклицаний особенностью авторского стиля?
350. Используя справочные пособия и интернет-ресурсы, напишите сочинение-рассуждение о роли восклицательного (вопросительного) знака в художественном тексте. Приведите примеры из изучаемых вами произведений.
Источник