Классификация мировоззрения по эмоциональной окраске

Содержание
  1. Обществознание. Теория. Мировоззрение.
  2. Обществознание. Повторение теории к ЕГЭ и ОГЭ. Мировоззрение. Вопросы философии.
  3. Человек.
  4. Мировоззрение. Вопросы философии.
  5. 17опросов- 17 ответов.
  6. 1.Что такое мировоззрение и какова его структура?
  7. 2.Перечислите формы мировоззрения. Каковы их особенности?
  8. 3.Каковы пути формирования мировоззрения и факторы, влияющие на его формирование?
  9. 4.Каковы основные типы мировоззрения?
  10. 5.Какие ещё классификации мировоззрения вам известны?
  11. 6.Перечислите уровни мировоззрения.
  12. 7.Какова роль мировоззрения в жизни?
  13. 8.Что такое внутренний мир человека?
  14. 9.Сущность понятий «цель» и «смысл» жизни.
  15. 10.Назовите основные концепции о смысле жизни. Какова их суть?
  16. 11.Самореализация и самопознание, сущность данных понятий.
  17. 12.Каков виды и пути самопознания?
  18. 13.Каковы пути самопознания?
  19. 14.Назовите виды самооценки и перечислите их особенности.
  20. 15.Что такое свобода?
  21. 16.Каковы ограничители свободы человека в обществе?
  22. 17.Волюнтарм и фатализм как две крайности в понимании свободы.

Обществознание. Теория. Мировоззрение.

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.

Структура мировоззрения:

Формы мировоззрения.

  • Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.
  • Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.
  • Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.

Пути формирования мировоззрения:

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения:

  • окружение человека, социальная среда;
  • социальные условия и государственное устройство.

Формы мировоззрения.

  • Обыденное мировоззрение. Формируется в повседневной жизни, основано на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на по­вседневные вопросы.
  • Религиозное мировоззрение. В его основе – вера в сверхъестественное, в Бога. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. Оно целостно, от­вечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни.
  • Мифологическое мировоззрение. Основано на вере в мифы, в которых неосознанно подменяется реальность вымышленным содержанием. Основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира.
  • Научное мировоззрение. В его основе – научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой. Основано на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы чело­века.
  • Философское мировоззрение. Основано на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.
  • Атеистическое мировоззрение. Основано на полном отрицании возможности существование бога, любых мистических и потусторонних сил.

В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение.

Классификация мировоззрения по эмоциональной окраске:

Гуманистическое мировоззрение признание ценности каждого человека на земле, основано на любви к людям, уважении их.

Человеконенавистническое мировоззрение основано на презрении к другим людям, народам, пропаганде национальной исключительности.

Революционное в его основе лежит отстаивание резких, кардинальных преобразований в обществе.

Консервативное основано на недоверии к преобразованиям в обществе, предпочтении всего устоявшегося.

Уровни мировоззрения:

  • обыденно — практическое (или повседневное) мировоззрение – складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира; источники – чувства и эмоции;
  • рациональное (или теоретическое) возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата; источники – разум и рассудок.
Читайте также:  Как создать эмоциональные всплески для мужчины

Роль мировоззрения в жизни человека.

  • даёт ориентиры и цели в жизни,
  • показывает методы познания и деятельности,
  • формирует истинные ценности жизни и культуры.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Обществознание. Повторение теории к ЕГЭ и ОГЭ. Мировоззрение. Вопросы философии.

Человек.

Мировоззрение. Вопросы философии.

17опросов- 17 ответов.

1.Что такое мировоззрение и какова его структура?

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.

Структура мировоззрения:

2.Перечислите формы мировоззрения. Каковы их особенности?

Формы мировоззрения.

Форма мировоззрения – это такая система взглядов, которая органически включается в жизнь человека, в нормы его мышления и поступков.

  • Мироощущение– это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.
  • Мировосприятие– это видение мира дружественным или враждебным.
  • Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.

3.Каковы пути формирования мировоззрения и факторы, влияющие на его формирование?

Пути формирования мировоззрения:

  • стихийныйпуть – каждый человек на основе своего личного жизненного опыта, а также на основе преданий и легенд, фрагментов религиозных или философских представлений может сформировать для себя какое-то мировоззрение;
  • осознанный путь – освоение уже созданного в систематизированном виде то или иное мировоззрения.

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения:

  • окружение человека, социальная среда;
  • социальные условия и государственное устройство.

4.Каковы основные типы мировоззрения?

  • Обыденное мировоззрение. Формируется в повседневной жизни, основано на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на по­вседневные вопросы.
  • Религиозное мировоззрение. В его основе – вера в сверхъестественное, в Бога. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. Оно целостно, от­вечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни.
  • Мифологическое мировоззрение. Основано на вере в мифы, в которых неосознанно подменяется реальность вымышленным содержанием. Основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира. Это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным.
  • Научное мировоззрение. В его основе – научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой. Основано на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы чело­века.
  • Атеистическое мировоззрение. Основано на полном отрицании возможности существование бога, любых мистических и потусторонних сил.

В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение.

Читайте также:  Что чувствует котенок когда его отдают новым хозяевам

5.Какие ещё классификации мировоззрения вам известны?

Классификация мировоззрения по эмоциональной окраске:

  • оптимистическое – основано на вере в лучшее;
  • пессимистическое – основано на неверии в лучшее, на сомнении в позитивное течение жизни.

Классификация мировоззрения по отношению к людям:

  • гуманистическое мировоззрение— признание ценности каждого человека на земле, основано на любви к людям, уважении их.
  • человеконенавистническое мировоззрение— основано на презрении к другим людям, народам, пропаганде национальной исключительности.

Классификация мировоззрения по взглядам на пути развития общества:

  • революционное— в его основе лежит отстаивание резких, кардинальных преобразований в обществе.
  • консервативное– основано на недоверии к преобразованиям в обществе, предпочтении всего устоявшегося.

6.Перечислите уровни мировоззрения.

Уровни мировоззрения:

  • обыденно — практическое (или повседневное) мировоззрение – складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира; источники – чувства и эмоции;
  • рациональное (или теоретическое)– возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата; источники – разум и рассудок.

7.Какова роль мировоззрения в жизни?

Роль мировоззрения в жизни человека:

  • даёт ориентиры и цели в жизни,
  • показывает методы познания и деятельности,
  • формирует истинные ценности жизни и культуры.

8.Что такое внутренний мир человека?

Духовный мир человека — это сложная система отношения человека к окружающему миру, обществу, людям, это его внутренние оценки и самооценки, мир интересов, склонностей, взглядов, идеалов, представлений.

Макрокосмос (или макрокосм)— человек как часть большого космоса, мироздания.

Микрокосмос (или микрокосм)– отдельный уникальный мир, которому присуще только человеческое.

9.Сущность понятий «цель» и «смысл» жизни.

Цель и смысл жизни.

Цель жизни – это некий ориентир, к которому стремится человек в своей жизни.

Смысл жизни – осознанное восприятие человеком направленности своей жизни, стремление реализовать свои возможности в соответствии с теми ценностями, которые он считает важными для себя.

10.Назовите основные концепции о смысле жизни. Какова их суть?

Концепции смысла жизни:

  • аскетизм (от греч. упражняющийся в чём-либо) – необходимость довольствоваться в жизни малым, ограничение и подавление чувственных желаний и влечений, «умерщвление плоти»;
  • гедонизм (от греч. наслаждение) – смысл жизни – в наслаждении, в умении радоваться всему, получать от жизни удовольствие;
  • прагматизм (от греч. действие, дело) – необходимо относиться к жизни с расчётом, добиваться цели любым средствами;
  • утилитаризм (от греч. польза) – необходимо жить, из всего извлекая для себя пользу;
  • эвдемонизм (от греч. счастье, блаженство) — назначение человека — быть счастливым в этой жизни, добиваться счастья;
  • альтруизм (от лат. другой, другие) – самопожертвование во имя служения идеалу, людям, обществу.

11.Самореализация и самопознание, сущность данных понятий.

Самореализация – это процесс реализации в обществе своих способностей, умений, навыков, возможность применять знания, достижение намеченных целей. Это одна из высших потребностей человека.

Самопознание — процесс познания человеком самого себя, своих возможностей, нравственных качеств, собственных физических и психических особенностей.

12.Каков виды и пути самопознания?

Виды самопознания:

  • непосредственное – самонаблюдение,
  • опосредованное – анализ собственной деятельности, поступков.
Читайте также:  Как жить дальше при депрессии

13.Каковы пути самопознания?

Пути самопознания:

  • Самоузнавание— когда ребёнок осознаёт самого себя как отдельного человека.
  • Познание себя путём познания других– человек оценивает действия и поступки других, принимая или нет их, так формируются качества личности, мировоззрение.
  • Самооценка– эмоциональное отношение человека к самому себе, представления человека о самом себе, принятие или нет собственного поведения.
  • Оценка результатов своей деятельности, своего поведения, самонаблюдение, через личный (жизненный и познавательный) опыт.
  • Самоисповедь – это внутренний отчёт человека самому себе о своих действиях, поступках, отношении к людям.

«Я»- концепция – устойчивое представление человека о самом себе.

14.Назовите виды самооценки и перечислите их особенности.

  • Адекватная или реалистическая— реальная, объективная оценка человека самого себя, при которой он трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал. Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Проявляется в способности принимать решения и нести за них ответственность, в спокойном выражении своего мнения, в адекватном восприятии критики со стороны, в реалистичности ожиданий.
  • Завышенная самооценка— неадекватная, при которой человек полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи, человек думает о себе луче, чем он есть на самом деле. Проявляется в самолюбовании, непереносимости любой критики, в уверенности в своей правоте, в отсутствии желания и навыков слушать оппонента и т.п.
  • Заниженная самооценка— неадекватная, при которой человек недооценивает себя, свои способности и возможности либо не принимает себя совсем. Проявляется в частой самокритике, в регулярно возникающем чувстве вины, в желание угодить другим людям, в боязни сделать что-то неправильно.
  • Смешанная самооценка – в данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

15.Что такое свобода?

Свобода — это возможность человека выбирать решение, действия в соответствии со своими желаниями, потребностями и целями, интересами; это отсутствие каких-либо ограничений в чём-либо.

16.Каковы ограничители свободы человека в обществе?

Человек не может быть абсолютно свободным в обществе.

В.И. Ленин писал: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Ограничители свободы человека в обществе.

  • Закон – человек не может преступать его, а значит, он обязан вести себя в определённых рамках.
  • Свобода другого человека – человек обязан не нарушать границы свободы другого, не достигать свободы для себя ради ограничения её для другого.
  • Обязанности – действия, которые человек одолжен совершать в соответствии с установленными в обществе законами (обязанность охранять природу, защищать родину и т.д.).
  • Ответственность – необходимость выполнять определённые действия в соответствии с моральными и правовыми законами в обществе, отвечать за свои поступки перед людьми (юридическая, политическая, нравственная ответственность).

17.Волюнтарм и фатализм как две крайности в понимании свободы.

Волюнтаризм – это абсолютизация свободы, доведение её до произвола, вседозволенности, отсутствие каких-либо ограничений в поведении человека, игнорирующего объективные условия и законы.

Фатализм — вера в судьбу, в предопределение, исключение возможности выбора, а значит, и отрицание свободы вообще.

Источник

Оцените статью