- Обществознание. Теория. Мировоззрение.
- Обществознание. Повторение теории к ЕГЭ и ОГЭ. Мировоззрение. Вопросы философии.
- Человек.
- Мировоззрение. Вопросы философии.
- 17опросов- 17 ответов.
- 1.Что такое мировоззрение и какова его структура?
- 2.Перечислите формы мировоззрения. Каковы их особенности?
- 3.Каковы пути формирования мировоззрения и факторы, влияющие на его формирование?
- 4.Каковы основные типы мировоззрения?
- 5.Какие ещё классификации мировоззрения вам известны?
- 6.Перечислите уровни мировоззрения.
- 7.Какова роль мировоззрения в жизни?
- 8.Что такое внутренний мир человека?
- 9.Сущность понятий «цель» и «смысл» жизни.
- 10.Назовите основные концепции о смысле жизни. Какова их суть?
- 11.Самореализация и самопознание, сущность данных понятий.
- 12.Каков виды и пути самопознания?
- 13.Каковы пути самопознания?
- 14.Назовите виды самооценки и перечислите их особенности.
- 15.Что такое свобода?
- 16.Каковы ограничители свободы человека в обществе?
- 17.Волюнтарм и фатализм как две крайности в понимании свободы.
Обществознание. Теория. Мировоззрение.
Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.
Структура мировоззрения:
Формы мировоззрения.
- Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.
- Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.
- Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.
Пути формирования мировоззрения:
Факторы, влияющие на формирование мировоззрения:
- окружение человека, социальная среда;
- социальные условия и государственное устройство.
Формы мировоззрения.
- Обыденное мировоззрение. Формируется в повседневной жизни, основано на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы.
- Религиозное мировоззрение. В его основе – вера в сверхъестественное, в Бога. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. Оно целостно, отвечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни.
- Мифологическое мировоззрение. Основано на вере в мифы, в которых неосознанно подменяется реальность вымышленным содержанием. Основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира.
- Научное мировоззрение. В его основе – научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой. Основано на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека.
- Философское мировоззрение. Основано на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.
- Атеистическое мировоззрение. Основано на полном отрицании возможности существование бога, любых мистических и потусторонних сил.
В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение.
Классификация мировоззрения по эмоциональной окраске:
Гуманистическое мировоззрение — признание ценности каждого человека на земле, основано на любви к людям, уважении их.
Человеконенавистническое мировоззрение — основано на презрении к другим людям, народам, пропаганде национальной исключительности.
Революционное — в его основе лежит отстаивание резких, кардинальных преобразований в обществе.
Консервативное – основано на недоверии к преобразованиям в обществе, предпочтении всего устоявшегося.
Уровни мировоззрения:
- обыденно — практическое (или повседневное) мировоззрение – складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира; источники – чувства и эмоции;
- рациональное (или теоретическое) –возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата; источники – разум и рассудок.
Роль мировоззрения в жизни человека.
- даёт ориентиры и цели в жизни,
- показывает методы познания и деятельности,
- формирует истинные ценности жизни и культуры.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Обществознание. Повторение теории к ЕГЭ и ОГЭ. Мировоззрение. Вопросы философии.
Человек.
Мировоззрение. Вопросы философии.
17опросов- 17 ответов.
1.Что такое мировоззрение и какова его структура?
Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.
Структура мировоззрения:
2.Перечислите формы мировоззрения. Каковы их особенности?
Формы мировоззрения.
Форма мировоззрения – это такая система взглядов, которая органически включается в жизнь человека, в нормы его мышления и поступков.
- Мироощущение– это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.
- Мировосприятие– это видение мира дружественным или враждебным.
- Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.
3.Каковы пути формирования мировоззрения и факторы, влияющие на его формирование?
Пути формирования мировоззрения:
- стихийныйпуть – каждый человек на основе своего личного жизненного опыта, а также на основе преданий и легенд, фрагментов религиозных или философских представлений может сформировать для себя какое-то мировоззрение;
- осознанный путь – освоение уже созданного в систематизированном виде то или иное мировоззрения.
Факторы, влияющие на формирование мировоззрения:
- окружение человека, социальная среда;
- социальные условия и государственное устройство.
4.Каковы основные типы мировоззрения?
- Обыденное мировоззрение. Формируется в повседневной жизни, основано на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы.
- Религиозное мировоззрение. В его основе – вера в сверхъестественное, в Бога. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. Оно целостно, отвечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни.
- Мифологическое мировоззрение. Основано на вере в мифы, в которых неосознанно подменяется реальность вымышленным содержанием. Основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира. Это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным.
- Научное мировоззрение. В его основе – научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой. Основано на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека.
- Атеистическое мировоззрение. Основано на полном отрицании возможности существование бога, любых мистических и потусторонних сил.
В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение.
5.Какие ещё классификации мировоззрения вам известны?
Классификация мировоззрения по эмоциональной окраске:
- оптимистическое – основано на вере в лучшее;
- пессимистическое – основано на неверии в лучшее, на сомнении в позитивное течение жизни.
Классификация мировоззрения по отношению к людям:
- гуманистическое мировоззрение— признание ценности каждого человека на земле, основано на любви к людям, уважении их.
- человеконенавистническое мировоззрение— основано на презрении к другим людям, народам, пропаганде национальной исключительности.
Классификация мировоззрения по взглядам на пути развития общества:
- революционное— в его основе лежит отстаивание резких, кардинальных преобразований в обществе.
- консервативное– основано на недоверии к преобразованиям в обществе, предпочтении всего устоявшегося.
6.Перечислите уровни мировоззрения.
Уровни мировоззрения:
- обыденно — практическое (или повседневное) мировоззрение – складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира; источники – чувства и эмоции;
- рациональное (или теоретическое)– возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата; источники – разум и рассудок.
7.Какова роль мировоззрения в жизни?
Роль мировоззрения в жизни человека:
- даёт ориентиры и цели в жизни,
- показывает методы познания и деятельности,
- формирует истинные ценности жизни и культуры.
8.Что такое внутренний мир человека?
Духовный мир человека — это сложная система отношения человека к окружающему миру, обществу, людям, это его внутренние оценки и самооценки, мир интересов, склонностей, взглядов, идеалов, представлений.
Макрокосмос (или макрокосм)— человек как часть большого космоса, мироздания.
Микрокосмос (или микрокосм)– отдельный уникальный мир, которому присуще только человеческое.
9.Сущность понятий «цель» и «смысл» жизни.
Цель и смысл жизни.
Цель жизни – это некий ориентир, к которому стремится человек в своей жизни.
Смысл жизни – осознанное восприятие человеком направленности своей жизни, стремление реализовать свои возможности в соответствии с теми ценностями, которые он считает важными для себя.
10.Назовите основные концепции о смысле жизни. Какова их суть?
Концепции смысла жизни:
- аскетизм (от греч. упражняющийся в чём-либо) – необходимость довольствоваться в жизни малым, ограничение и подавление чувственных желаний и влечений, «умерщвление плоти»;
- гедонизм (от греч. наслаждение) – смысл жизни – в наслаждении, в умении радоваться всему, получать от жизни удовольствие;
- прагматизм (от греч. действие, дело) – необходимо относиться к жизни с расчётом, добиваться цели любым средствами;
- утилитаризм (от греч. польза) – необходимо жить, из всего извлекая для себя пользу;
- эвдемонизм (от греч. счастье, блаженство) — назначение человека — быть счастливым в этой жизни, добиваться счастья;
- альтруизм (от лат. другой, другие) – самопожертвование во имя служения идеалу, людям, обществу.
11.Самореализация и самопознание, сущность данных понятий.
Самореализация – это процесс реализации в обществе своих способностей, умений, навыков, возможность применять знания, достижение намеченных целей. Это одна из высших потребностей человека.
Самопознание — процесс познания человеком самого себя, своих возможностей, нравственных качеств, собственных физических и психических особенностей.
12.Каков виды и пути самопознания?
Виды самопознания:
- непосредственное – самонаблюдение,
- опосредованное – анализ собственной деятельности, поступков.
13.Каковы пути самопознания?
Пути самопознания:
- Самоузнавание— когда ребёнок осознаёт самого себя как отдельного человека.
- Познание себя путём познания других– человек оценивает действия и поступки других, принимая или нет их, так формируются качества личности, мировоззрение.
- Самооценка– эмоциональное отношение человека к самому себе, представления человека о самом себе, принятие или нет собственного поведения.
- Оценка результатов своей деятельности, своего поведения, самонаблюдение, через личный (жизненный и познавательный) опыт.
- Самоисповедь – это внутренний отчёт человека самому себе о своих действиях, поступках, отношении к людям.
«Я»- концепция – устойчивое представление человека о самом себе.
14.Назовите виды самооценки и перечислите их особенности.
- Адекватная или реалистическая— реальная, объективная оценка человека самого себя, при которой он трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал. Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Проявляется в способности принимать решения и нести за них ответственность, в спокойном выражении своего мнения, в адекватном восприятии критики со стороны, в реалистичности ожиданий.
- Завышенная самооценка— неадекватная, при которой человек полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи, человек думает о себе луче, чем он есть на самом деле. Проявляется в самолюбовании, непереносимости любой критики, в уверенности в своей правоте, в отсутствии желания и навыков слушать оппонента и т.п.
- Заниженная самооценка— неадекватная, при которой человек недооценивает себя, свои способности и возможности либо не принимает себя совсем. Проявляется в частой самокритике, в регулярно возникающем чувстве вины, в желание угодить другим людям, в боязни сделать что-то неправильно.
- Смешанная самооценка – в данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.
15.Что такое свобода?
Свобода — это возможность человека выбирать решение, действия в соответствии со своими желаниями, потребностями и целями, интересами; это отсутствие каких-либо ограничений в чём-либо.
16.Каковы ограничители свободы человека в обществе?
Человек не может быть абсолютно свободным в обществе.
В.И. Ленин писал: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
Ограничители свободы человека в обществе.
- Закон – человек не может преступать его, а значит, он обязан вести себя в определённых рамках.
- Свобода другого человека – человек обязан не нарушать границы свободы другого, не достигать свободы для себя ради ограничения её для другого.
- Обязанности – действия, которые человек одолжен совершать в соответствии с установленными в обществе законами (обязанность охранять природу, защищать родину и т.д.).
- Ответственность – необходимость выполнять определённые действия в соответствии с моральными и правовыми законами в обществе, отвечать за свои поступки перед людьми (юридическая, политическая, нравственная ответственность).
17.Волюнтарм и фатализм как две крайности в понимании свободы.
Волюнтаризм – это абсолютизация свободы, доведение её до произвола, вседозволенности, отсутствие каких-либо ограничений в поведении человека, игнорирующего объективные условия и законы.
Фатализм — вера в судьбу, в предопределение, исключение возможности выбора, а значит, и отрицание свободы вообще.
Источник