Кирибеевичу поступками которого руководит эгоистическое чувство противопоставлен калашников который
Задание 18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Кирибеевичу (1) поступками которого (2) руководит эгоистическое чувство (3) противопоставлен Калашников (4) который живёт согласно принципам честности и порядочности.
В этом задании нужно поставить запятые в сложноподчинённом предложении (здесь может быть несколько главных и одно или несколько придаточных предложений, обычно это придаточные определительные с союзным словом «который»).
1. Выделяем грамматические основы:
Кирибеевичу (1) поступками которого (2) руководит эгоистическое чувство (3) противопоставлен Калашников (4) который живёт согласно принципам честности и порядочности.
2. Ставим запятые на границе главного и придаточного предложений:
Кирибеевичу (,1) поступками которого (2) руководит эгоистическое чувство (,3) противопоставлен Калашников (,4) который живёт согласно принципам честности и порядочности.
3. Выписываем цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Проверка. В этом задании не ставится запятая после союзного слова «который». Если слово «который» не является в придаточном предложении подлежащим, то и перед этим словом запятая тоже не ставится. Значит, запятая и 2 не нужна, а запятая 4 нужна.
Ответ: 134 или любая последовательность цифр
Источник
Кирибеевичу поступками которого руководит эгоистическое чувство противопоставлен калашников который
1.1.3. Сопоставьте фрагмент из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» с приведённым ниже фрагментом из романа «Дубровский» того же автора. В чём схожи обстоятельства жизни и воспитания двух героинь — Татьяны Лариной и Маши Троекуровой?
1.2.3. Сопоставьте стихотворение Б. Ш. Окуджавы «Нам нужна одна победа» с приведённым ниже стихотворением В. С. Высоцкого «Мы вращаем Землю». В чём изображение войны в стихотворении Б. Ш. Окуджавы схоже с картиной войны, созданной В. С. Высоцким?
Прочитайте приведённый ниже стихотворения и выполните задание 1.1.3.
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Задумчивость, её подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Её изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шёлковым она
Не оживляла полотна.
Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя
К приличию закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маменьки своей.
Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
И были детские проказы
Ей чужды: страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.
Когда же няня собирала
Для Ольги на широкий луг
Всех маленьких её подруг,
Она в горелки не играла,
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех.
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звёзд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день.
Зимой, когда ночная тень
Полмиром доле обладает,
И доле в праздной тишине,
При отуманенной луне,
Восток ленивый почивает,
В привычный час пробуждена
Вставала при свечах она.
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо 1 .
Отец её был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой,
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой.
Жена ж его была сама
От Ричардсона без ума.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
1 Ричардсон, Сэмюэл (1689—1761) — английский романист, один из основоположников европейского сентиментализма.
Руссо, Жан-Жак (1712—1778) — французский писатель, один из крупнейших мыслителей XVIII в.
Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича, о которой сказали мы ещё только несколько слов, есть героиня нашей повести. В эпоху, нами описываемую, ей было семнадцать лет, и красота её была в полном цвете.
Отец любил её до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим её прихотям, то пугая её суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в её привязанности, никогда не мог он добиться её доверенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты. Она не имела подруг и выросла в уединении. Жёны и дочери соседей редко езжали к Кирилу Петровичу, коего обыкновенные разговоры и увеселения требовали товарищества мужчин, а не присутствия дам. Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича. Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в её распоряжение. Отец её, никогда не читавший ничего, кроме «Совершенной поварихи», не мог руководствовать её в выборе книг, и Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах. Таким образом совершила она своё воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими, которой Кирила Петрович оказывал большую доверенность и благосклонность…
А. С. Пушкин «Дубровский»
Прочитайте приведённый ниже стихотворения и выполните задание 1.2.3.
Нам нужна одна победа
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Нас ждёт огонь смертельный,
И всё ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
Десятый наш десантный батальон.
Лишь только бой угас,
Звучит другой приказ,
И почтальон сойдёт с ума,
Взлетает красная ракета,
Бьёт пулемёт неутомим,
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот.
Такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
В. С. Высоцкий, 1972
Мы возвращаем землю
От границы мы Землю вертели назад —
Было дело сначала.
Но обратно её закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала.
Наконец-то нам дали приказ наступать,
Отбирать наши пяди и крохи,
Но мы помним, как солнце отправилось вспять
И едва не зашло на Востоке.
Мы не меряем Землю шагами,
Понапрасну цветы теребя,
Мы толкаем её сапогами —
От себя, от себя.
И от ветра с Востока пригнулись стога,
Жмётся к скалам отара.
Ось земную мы сдвинули без рычага,
Изменив направленье удара.
Не пугайтесь, когда не на месте закат.
Судный день — это сказки для старших.
Просто Землю вращают, куда захотят,
Наши сменные роты на марше.
Мы ползём, бугорки обнимаем,
Кочки тискаем зло, не любя,
И коленями Землю толкаем —
От себя, от себя.
Здесь никто не найдёт, даже если б хотел,
Руки кверху поднявших.
Всем живым — ощутимая польза от тел:
Как прикрытье используем павших.
Этот глупый свинец всех ли сразу найдёт,
Где настигнет — в упор или с тыла?
Кто-то там впереди навалился на дот —
И Земля на мгновенье застыла.
Я ступни свои сзади оставил,
Мимоходом по мёртвым скорбя,
Шар земной я вращаю локтями —
От себя, от себя.
Кто-то встал в полный рост и, отвесив поклон,
Принял пулю на вдохе,
Но на Запад, на Запад ползёт батальон,
Чтобы солнце взошло на Востоке.
Животом — по грязи, дышим смрадом болот,
Но глаза закрываем на запах.
Нынче по небу солнце нормально идёт,
Потому что мы рвёмся на Запад!
Руки, ноги — на месте ли, нет ли, —
Как на свадьбе, росу пригубя,
Землю тянем зубами за стебли —
На себя, на себя!
В. С. Высоцкий, 1972
1.1.1. Какой предстаёт Татьяна в приведённом фрагменте?
1.2.1. Какие значения обретает в данном стихотворении слово «мы»?
1.1.1. Приведенный отрывок из романа Пушкина играет большую роль в раскрытии характера Татьяны, так как помогает понять причины, сформировавшие этот характер в детстве и юности. Татьяна не похожа на других, она выбивается из общего ряда образов помещиков и помещиц, представленных в романе. С самого детства она была «Дика, печальна, молчалива,/ Как лань лесная боязлива», что совсем несвойственно детям. Она любила уединение, где подолгу мечтала, погружаясь в собственный мир грез и размышлений. Татьяна выросла на любовных романах, которые сделали ее натурой мечтательной, сентиментальной. Именно этим и объясняется ее скорая влюбленность в Онегина — в нем она увидела героя своих грез.
1.2.1. Местоимение «мы» в стихотворении Владимира Высоцкого приобретает обобщенное значение. Мы — как все солдаты Великой Отечественной, мы — как весь народ, ждущий Победы над врагом и не щадящий для этого даже самого дорогого — жизни. У всех одна цель, все как один стремятся к ее достижению в одном едином порыве.
Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (5.1–5.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
5.1. Что сближает и что различает Татьяну и Ольгу Лариных? (По роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).
5.2. Как в лирике Б. Ш. Окуджавы раскрывается тема воинского подвига? (По 2–3 стихотворениям поэта).
5.3. Каково авторское отношение к Кирибеевичу и как оно выражено в поэме? (По поэме М. Ю. Лермонтова «Песня… про купца Калашникова»).
5.4. Почему для раскрытия характера Хлестакова большое значение имеет образ Осипа? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»).
5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
Комментарии к сочинениям
5.1. Что сближает и что различает Татьяну и Ольгу Лариных? (По роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).
Характеры сестер Лариных показаны с использованием противопоставления. Ольга весёлая, жизнерадостная девушка. Она послушная дочь, родители её любят, с детства она была обыкновенным ребенком, ничто не вызывало в ней опасений. В Ольгу без памяти влюблён Ленский. На его ухаживания она отвечает взаимностью, но её любовь непостоянна. Когда Ленского не стало, она недолго горевала и вскоре вышла замуж. Татьяна, наоборот, печальна, молчалива, замкнута в себе. Она не похожа на других девушек. В то время как все вышивали, заполняли альбомы, Татьяна читала романы и любовалась природой. В отличие от своей сестры «она в семье своей родной казалась девочкой чужой./ Она ласкаться не умела/ К отцу, ни к матери своей». Татьяна — натура глубокая и любит Татьяна по-настоящему, не так как Ольга.
5.2. Как в лирике Б. Ш. Окуджавы раскрывается тема воинского подвига? (По 2–3 стихотворениям поэта).
В поэзию и бардовскую песню Б. Окуджава вошел как уже вполне зрелый человек, фронтовик, орденоносец, но его песни сразу же подхватила молодежь. Столько в них было неподдельного, тонкого человеческого чувства. Поколение фронтовиков благодарно ему за несколько песен, которые раскрыли душу солдата больше, чем иные романы о войне. Например, песня «Десантный батальон» стала знаменитой на другой день после выхода фильма «Белорусский вокзал». Известно, что песня спасла и фильм от ножниц советской цензуры, потому что самого генсека Брежнева эта песня растрогала до слез.
Другим стихотворением о начале войны стало «До свидания, мальчики…» Стихотворение берет за живое, когда представляешь уходящих на фронт мальчишек и девчонок, которым впору любить, работать, жить, а не гибнуть от безжалостных пуль врагов.
Окуджава написал много песен на историческую тему. Удивительная способность чувствовать время, в котором живут и действуют его герои, роднить их с современностью сделала Окуджаву ведущим поэтом в кинематографе.
5.3. Каково авторское отношение к Кирибеевичу и как оно выражено в поэме? (По поэме М. Ю. Лермонтова «Песня… про купца Калашникова»).
В фигуре Кирибеевича нашли некоторое отражение черты доброго молодца «удалых» или «разбойничьих» песен. «Какая сильная, могучая натура!» — писал о нём Белинский, раскрывая психологию «удалого бойца». Автор не скрывает, что у опричника Кирибеевича есть положительные качества. Это «удалой боец», преданный царю, человек сильных страстей, способный на любовь. Но при этом он — самонадеянный, самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. «Лукавый» Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитриевна «в церкви Божией перевенчана» с молодым купцом. Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как человек, действующий о имя долга и чести. Автор «Песни» бросил вызов правящим кругам своего времени, дерзнув воспеть в манере народной песни удалого купца Калашникова, выступившего в защиту своего личного и социального достоинства против царского любимца и самого царя.
5.4. Почему для раскрытия характера Хлестакова большое значение имеет образ Осипа? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»).
Гоголь не раз предупреждал: «Хлестаков — самый трудный образ в пьесе». Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, всеми презираемый. Его не уважает даже собственный слуга Осип. Хлестаков имеет маленький чин, «елистратишка». Он недоволен своей жизнью, но глупость не позволяет ему попытаться изменить жизнь. Жизненная цель Хлестакова — это развлечения, на который он потратил все деньги. Даже осип выглядит умнее, практичнее своего хозяина, хотя он далек от идеала.
5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.
Источник