Кинезиология упражнения против стресса

Мастер-класс для педагогов «Кинезиология. От стресса к гармонии»

Наталья Аликина
Мастер-класс для педагогов «Кинезиология. От стресса к гармонии»

Цель мастер-класса: демонстрация применения кинезиологических упражнений для снятия стресса и нервного напряжения у участников воспитательно-образовательного процесса в ДОО и распространение опыта работы в данном направлении.

• познакомить педагогов с эффективной технологией снятия стресса и нервного напряжения — кинезиологией;

• практически раскрыть преимущества, основные способы применения и правила использования данной технологии в психолого-педагогической практике.

1. Вводная часть

1.1. Связующая нить (Разминка). Упражнение «Карусель общения»

Цель упражнения: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; создание группового доверия и принятия, активизация деятельности участников мастер-класса.

1.2. Погружение в проблему

«Движение может заменить лекарство –

но ни одно лекарство не заменит движения»

Сохранение и укрепление психологического здоровья участников воспитательно-образовательного процесса является основной задачей психолого-педагогического сопровождения в ДОО.

В последнее время наблюдается снижение уровня психологического здоровья детей, педагогов и родителей. Это проявляется в преобладании у них неблагоприятного эмоционального фона, наличии стресса и нервного напряжения.

Решение данной проблемы возможно при осуществлении целенаправленного внедрения технологий сохранения и стимулирования психологического здоровья в условиях ДОО.

Одной из эффективных здоровьесберегающих технологий является кинезиология и внедрение кинезиологических упражнений в систему работы с воспитанниками, педагогами и родителями.

Кинезиология — наука о движении мыслей, чувств, мыщц тела человека («кинезис» – движение, «логос» — наука»). Кинезиология отражает связь движения тела с функциями мозга.

2. Основная часть

В стрессовой ситуации нарушается проводимость мозолистого тела, ведущее полушарие берёт на себя большую нагрузку, а ведомое полушарие блокируется. Нарушается интеграция работы полушарий. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и слухового восприятия с работой пишущей руки. Ребёнок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Одним из основных условий для успешного снятия стрессового состояния является развитие мозолистого тела, укрепляющего и объединяющего головной мозг.

Учитывая, что стресс является психофизиологическим состоянием, сопровождающимся нарушением межполушарного взаимодействия, ликвидировать его последствия возможно при помощи комплекса кинезиологических упражнений:

1. «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая — на плоскости стела (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.

2. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется — вначале каждой рукой отдельно, затем вместе – в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном.

3. «Лезгинка». Сложить левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положение прикоснуться к мизинцу левой. На высокой скорости одновременно изменить положение правой и левой рук.

4. «Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром; распрямленная ладонь. Дети выполняют движения — сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками — вместе с воспитателем, затем по памяти (8-10 повторений).

Работа с комплексами кинезиологических упражнений позволяет, в кратчайшие сроки и устойчиво изменить способность детей усваивать и перерабатывать информацию и снимать нервное напряжение.

Педагогам вручаются буклеты «Кинезиологическая гимнастика для мозга».

Помимо этого, упражнения «гимнастики мозга» могут хорошо помочь в коррекции поведения и эмоционального состояния воспитанников. С этой целью в работе с детьми используются такие упражнения как «Слоник», «Дышим животом», «Зевнём», «Добрые точки».

Не секрет, что работа педагога – работа нервов и сердца. Людям этой профессии приходится много общаться – с детьми, родителями, быть всегда на виду, нести огромную ответственность за жизнь малышей. Низкие оклады, куча документации. Поэтому велик риск возникновения стрессов и признаков профессионального выгорания.

И снова на помощь приходит кинезиология. Внедрение в работу с педагогами кинезиологических упражнений способствует снятию и поддержанию физической, психической, моральной и духовной нагрузки путем перевода в положительное эмоциональное состояние.

Читайте также:  Мне сказала радость моя выбирай рюкзак

3. Практическая часть

3.1. Психологический тест «Подвержены ли Вы стрессу?».

Педагогам предлагается определить стадии стресса и степень профессионального выгорания.

3.2. Практическое задание «От стресса к гармонии»

Для снятия стрессовых и невротических ситуаций необходимо восстановить межполушарное взаимодействие, гармонизировать работу мозга, преодолеть для этого можно использовать следующий комплекс упражнений, направленных на снятие стресса и эмоционального напряжения. Педагогам предлагается на практике потренироваться и выполнить кинезиологические упражнения:

1. Лобно-затылочная коррекция (фронтально-акцепитальная коррекция). Одну ладонь положите на затылок, другую — на лоб. Закройте глаза и подумайте о любой негативной ситуации. Сделайте глубокий вдох-выдох. После появления своеобразной «пульсации» между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается глубоким вдохом-выдохом. Упражнение выполняется от 30 секунд до 10 минут.

2. Луч света. Направьте яркий луч света от фонарика в середину лба. Длительность упражнения от 30 до 60 секунд. Во время упражнения смотрите на черный лист бумаги.

3. Молния. Проведите рукой вдоль переднего срединного меридиана от нижней губы к лобковой кости, затем в обратном направлении (расстегивая и застегивая «молнию»). Затем проведите рукой вдоль заднего срединного меридиана от верхней губы к копчику и в обратном направлении. Движения проводить вверх-вниз несколько раз. Всегда заканчивать движением вверх.

4. Ахилл. Легко ущипните обеими руками оба ахиллова сухожилия, затем мягко погладьте подколенные сухожилия несколько раз, сбрасывая в стороны и наружу.

5. Уши. Мягко расправьте и растяните руками внешний край каждого уха в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассируйте участок от сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз к ключице – 5 раз.

6. Постукивание. Сделайте массаж в области вилочковой железы в форме постукивания 10-20 раз круговыми движениями слева направо.

7. Медуза. Сидя на стуле, совершайте плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

Участникам вручаются памятки «От стресса к гармонии», содержащие практические рекомендации по борьбе со стрессом и нервным напряжением с помощью кинезиологических упражнений.

4. Заключительная часть

Таким образом, за внешней простотой и детскостью предлагаемых движений стоит глубокая нейрофизиологическая работа тела.

Регулярное применение кинезиологических упражнений в работе с участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОО позволяет решать ряд задач и способствует достижению следующих результатов:

В работе с детьми

• повышению работоспособности в деятельности;

• улучшению вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания;

• развитию интеллектуальных и творческих способностей;

• развитию способностей к обучению и усвоению информации;

• восстановлению работоспособности и продуктивности;

• нормализация эмоционального состояния.

В работе с педагогами

• активизации ресурсных возможностей организма;

• снятию стресса, нервного напряжения, усталости;

• профилактике профессионального выгорания педагогов.

Мастер-класс для молодых педагогов Мастер-класс для молодых педагогов «Лепка из соленого теста как средство развития творчества у дошкольников» Мастер-класс для молодых педагогов.

Мастер-класс для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов» Мастер класс для педагогов по теме: Повышение экологической компетенции педагогов. Програмное содержание: Расширять и систематизировать.

Мастер-класс для педагогов «Гербарий с увлечением» Гербарий с увлечением! Листопад и снегопад, водопад и звездопад всегда и у всех вызывает восторг, удивление, желание остановить мгновение.

Мастер-класс для педагогов «Кляксография» Педагогическая мастерская для воспитателей. «Нетрадиционные техники рисования. Кляксография» Цель: познакомить педагогов с нетрадиционной.

Мастер-класс для педагогов «Квиллинг» Цель: формировать у педагогов представление об одном из видов декоративно-прикладного искусства — квиллинге, как средстве развития творчества.

Мастер-класс для педагогов «Музыколечение» Музыка может успокоить или, наоборот, возбудить. Развеселить или заставить плакать. Все мы – кто реже, кто чаще – пользуемся этими ее возможностями.

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук» Говорят, что воспитатель должен идти в ногу со временем, а иногда чуть опережать его, проявляя свое творчество и фантазию. В связи с введением.

Мастер-класс для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов» Програмное содержание: Расширять и систематизировать экологические знания педагогов. Активизировать и развивать умственную и эмоциональную.

Читайте также:  Открытки для отличного настроения смешные

Мастер-класс для педагогов «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ» Мастер-класс для педагогов: Тема: «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ»Формирование правильного звукопроизношения.

Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии» Цель:создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья. Задачи: -снижение психической.

Источник

Как самостоятельно снизить уровень стресса. Несколько шагов на пути к осознанному спокойствию.

Доводилось ли вам видеть дуб в состоянии стресса, или дельфина, пребывающего в мрачном расположении духа, лягушку, страдающую заниженной самооценкой, кошку, которая не может расслабиться, или птицу, обремененную обидой? Поучитесь у них умению мириться с настоящим.

Экхарт Толле — немецкий писатель и духовный оратор.

Жизнь в XXI веке интересна, красочна, динамична, даётся огромное количество возможностей для развития каждого. Но при этом растёт и уровень стресса. Для многих слово «стресс» и «жизнь» стали синонимами. Что же каждый из нас закладывает в это состояние? Стресс (от английского «stress» — нагрузка) это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (вследствие действий сверхсильных раздражителей). Ежедневно мы сталкиваемся со стрессовыми ситуациями: то в метро толкнули, то соседская собака громко лает все утро, то сын принес снова двойку со школы. Конечно, случаются и сильные стрессовые ситуации, такие как потеря близкого, болезнь, утрата чего-то ценного. Но каждый человек уникален, нервная и психическая системы разных людей по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию. Согласитесь, что происходящие вокруг изменения несут и благотворную роль, например, свадьба и рождение ребёнка это благоприятный стресс, так же как и выход на долгожданную работу. Другое дело, как мы видим эту ситуацию со своей стороны, наше восприятие и способность реагировать. Один человек будет прыгать от счастья, когда узнаёт о приезде любимой бабушки в гости, а другой впадёт в панику и стресс, а вдруг бабушке что-то не понравится, как же ее лучше встретить, а если дети будут себя плохо вести при ней и т. д. Или, например, ребёнок пролил краски на мамино любимое платье, в такой ситуации один родитель станет отчитывать своё чадо с выпученными от злости глазами, а другой родитель с досадой, но спокойно объяснит и покажет, как делать аккуратнее.

При каждом стрессе организм получает сигнал об опасности, который в длительном состоянии приводит к депрессии и развитию болезней. Но в первой стадии стресса — стадии тревоги (мобилизуются защитные силы организма, повышающие его устойчивость), когда человек только столкнулся с чем-то неприятным, можно предпринять довольно эффективные методы для его уменьшения. Следуя рекомендациям кинезиологов, вы ощутите на себе их незамедлительное позитивное воздействие на физическом и эмоциональном уровнях.

При первой стадии стресса «сердце в пятки уходит», человек «не дышит», как бы замирает, взгляд становится «стеклянным», активизируется вегетативная нервная система, выделяется адреналин и нордадреналин. Импульсы от мозга идут в руки, ноги (бей, беги, замри), при этом внутренние органы испытывают недостаток кислорода. И вот тут главная задача — это вернуть физическое состояние в обычное русло. Первым делом нужно обеспечить доставку кислорода ко всему организму, восстановить нормальное дыхание с помощью полярного дыхания (баланс поляризации): закрыть правую ноздрю двумя пальцами правой руки (указательным и средним) и вдыхать через левую ноздрю, затем закрыть левую ноздрю (аналогично пальцами левой руки) и выдыхать через правую ноздрю. Данное упражнение проделать 5−7 раз в обе стороны, начиная вдыхать поочередно то правой, то левой ноздрей, при этом языком упираться в нёбо.

Во время стресса человек неосознанно повторяет свои старые непродуктивные реакции. Для снижения эмоционального стресса следует положить руки на лоб и затылок (ЛЗК — лобно-затылочная коррекция) и пару минут подержать в такой позе, возможно, вы почувствуете пульсацию. При прикосновении ко лбу и затылку внимание переключается на эти зоны, связанные с сознательным мышлением и первичной зрительной корой, в которых информация обрабатывается без эмоций, а также активизируется кровообращение. Стоит отметить, что этот метод подарила сама природа, обратите внимание, как человек в стрессовых ситуациях хватается за голову (тянет руки ко лбу), как мама успокаивает ребенка, нежно прижимая его лоб к себе и поглаживая по голове.

Читайте также:  Органы чувств человека презентация для 3 класса

Перед началом сеанса кинезиолог всегда очищает мышцы клиента и подготовляет его тело к работе. И одним из претестов (подготовка к работе) является исключение дегидратации (обезвоживание организма). Все очень просто — нужно попить обычной воды. Так и в стрессе употребление чистой воды помогает вывести продукты распада нейромедиаторов стресса и очистить весь организм. Вода снаружи в виде любых водных процедур (ванна, душ, баня, море) помогает смыть вредные влияния и гармонизировать общее состояние.

На приеме у кинезиолога для работы с клиентом может выйти коррекция сканирование тела. Одну руку необходимо положить на лоб, а вторую на ту часть тела, которую протестирует кинезиолог. Чаще всего это будет часть тела, в которой есть боль (и заблокированная эмоция). Данную коррекцию можно сделать самому себе в стрессе, если где-то появилась боль на теле. Одну руку положить на лоб, а вторую на место, где ощущается боль. При этом мысленно соединять эти места, можно при этом представлять золотую нить, идущую ото лба к месту боли и назад. Действительно как часто в стрессе начинает что-то болеть. Теперь вы знаете, как с этим справиться самостоятельно.

Для «заземления» во время стресса рекомендуется практиковать позу Кука. Данное упражнение позволяет сбалансировать все энергетические меридианы. Незаменимым приемом снятия эмоционального напряжения является простукивание тимуса — вилочковой железы. Вилочковая железа расположена в центре груди, за грудиной. Она поддерживает циркуляцию энергии в нашем теле, помогает нейтрализовать негативные эмоции, усиливает иммунную систему, поддерживает энергию и здоровье. Стресс вызывает сжатие вилочковой железы и это приводит к снижению уровня жизненной энергии. Активация вилочковой железы происходит при помощи простукивания, массирования. Легко простукивайте точку тимуса пальцами примерно в течение 20 секунд. Дышите при этом как можно глубже, пойте любимые песни. Любопытно, что свою работу тимус начинает уже на 10-ой неделе внутриутробного развития, пик приходится на период полового развития, а после идет процесс угасания.

В аптечке «скорой помощи» кинезиолога особое место занимают цветочные эссенции доктора Эдварда Баха. Цветы Баха — это система, оказывающая помощь при стрессах и негативных эмоциях, разработана более 100 лет назад, на сегодняшний день приобрела широкую известность во всём мире. В России препараты зарегистрированы Минздравом Р Ф, что дает возможность официально их использовать. Простота, натуральность метода открывает возможности использования этой системы как врачами и кинезиологами, так и самостоятельно. Эссенции помогают справиться с такими состояниями как страх, беспокойство, депрессия, уныние, вина, злость и др.

Таким образом, кинезиологи разработали и внедрили эффективные и доступные технологии для борьбы со стрессом, которыми люди могут пользоваться самостоятельно. Конечно, причину стресса это не решит, но значительно снизит негативное влияние, а для полноценной работы стоит обратиться к психокинезиологу. Напоследок для профилактики стрессовых ситуаций и поддержания нервной системы (и общего состояния) мы рекомендуем: высыпаться, гулять на свежем воздухе, отказаться от вредных привычек, чаще бывать на природе, заниматься спортом, слушать классическую музыку, посещать музеи и выставки, уделять время хобби и развлечениям, сбалансировать питание, уделять больше времени семье, читать качественную литературу и смотреть художественные фильмы, заниматься любимым делом, баловать себя, танцевать, чаще улыбаться, больше заниматься творчеством в любом его проявлении (рисовать, лепить, сочинять, творить)…

Источник

Оцените статью