Кинетическое чувство это как

Кинестетическое и кинетическое развитие

Кинестетические ощущения (от греч. Kineo — двигаюсь и aesthesis — ощущение) — это ощущения положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий в процессе движения и вне его . Данный вид ощущений возникает в результате раздражения специальных рецепторных образований (проприорецепторов), расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. Именно они дают информацию о движении и положении тела в пространстве.

Роль кинестетических ощущений в психической деятельности была выделена еще И.М. Сеченовым, который считал, что мышечное чувство является не только регулятором движения, но и психофизиологической основой пространственного видения, восприятия времени, предметных суждений и умозаключений, абстрактно-словесного мышления.

Кинестетические ощущения тесно связаны с работой рецепторов, расположенных на поверхности тела и воспринимающих раздражения из внешней среды: вкусовых, болевых, температурных, зрительных. Особенно отчетливо это выступает в осязании, являющемся комбинацией кинестетических и кожных ощущений, при которой важную роль играют зрительный, слуховой, вестибулярный анализаторы и др. Мышечно-двигательная чувствительность также способствует правильной ориентировке в пространстве.

Кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных — в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных — при письме, речедвигательных — при произношении, тактильно-двигательных — в процессе взаимодействия с окружающим миром и др.

Недоразвитие кинестетической чувствительности вызывает возрастание двигательной недостаточности при выполнении особо сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность, пространственно-временная организация движений, то есть сенсомоторная координация.

Совершенствование точности движения и овладение навыками контроля и самоконтроля осуществляется в процессе длительной тренировки с использованием специальных упражнений на развитие зрительно-моторной координации с предметами и без них, а также физических упражнений, направленных на развитие симметричной мышечной силы тела, на координацию верхних и нижних конечностей и других частей тела. При этом обязательным условием успешности обучения является применение ориентировочной основы действия, то есть наличие четкой, Доступной, поэтапной словесной инструкции, сопровождаемой показом упражнения.

Кинестетическая чувствительность тесно связана с кинетическим фактором развития детей (от греч. kinema — движение). Кине — мельчайшая единица движения, как бы буква движения тела. Таким образом, кинетика как наука изучает совокупность телодвижений человека, применяемых в процессе общения, а также его поведение в таких невербальных проявлениях, как мимика (движения мышц лица), пантомимика (движения всего тела), вокальная мимика (интонация, тембр, ритм и др.), пространственный рисунок (выразительность, сила проявления чувств, переживаний).

Двигательное действие — понятие психологическое; по механизму возникновения оно всегда произвольно и преднамеренно (то есть сознательно управляемо), а следовательно, и мотивированно — формируется исходя из определенного смысла. Выделяются предметные двигательные действия, действия по перемещению тела, действия по установке и поддержанию позы, коммуникативные действия.

Двигательная реакция человека на разнообразные ситуации является врожденной, она имеет приспособительный характер. Познание мира ребенком начинается именно с двигательных действий: малыш берет предметы, манипулирует с ними, зрительно обследует с помощью движения глаз. Позже добавляется речедвигательныи компонент моторики, то есть называние предмета. Движение служит рабочим инструментом при восприятии предметов и их свойств, а также явлений окружающего мира. Гибкое управление телом позволяет ребенку быстро и точно воспринимать воздействия и реагировать на них. Овладение разнообразными движениями подготавливает ребенка к учебной и трудовой деятельности, поэтому можно сказать, что совершенные движения лежат в основе интеллектуального развития.

Свободное владение своим телом осуществляется благодаря единству кинестетического, кинетического и пространственного факторов.

Читайте также:  Козерог по типу темперамента

Изначально формирование двигательных умений происходит с опорой на ощущения с внешних (слуховых, зрительных и др.) и внутренних (проприоцептивных ) рецепторов. Мышечно-суставные ощущения возникают при многократном повторении движения. Автоматизация движений достигается путем выполнения разнообразных упражнений, направленных на снятие напряжения, придание действию плавности и нужной скорости.

Развитие сложных двигательных умений первоначально формируется как двигательный образ каждого отдельного движения. В свободном поведении эти образы выстраиваются в определенный алгоритм, который руководит движениями. Все позы и движения закрепляются у ребенка на трех уровнях:

1) зрительном — ребенок наблюдает за выполнением движений другими людьми;

2) словесном (понятийном) — ребенок называет эти движения (командует себе или другим) или слушает команду других людей;

3) двигательном — ребенок самостоятельно выполняет движения.

Целостный образ поз и движений формируется на основе взаимосвязи всех уровней, в этом случае обеспечивается быстрая реакция ребенка при восприятии на любом из уровней. Успешность восприятия движений способствует более легкому освоению разнообразных движений и координации в пространстве. Решающее значение при этом имеет регулярность повторений и закрепления движений, положительный эмоциональный фон, создаваемый путем одобрения, подчеркивания важности и результативности деятельности ребенка.

Сконцентрировать внимание на анализе своих кинестетических ощущений ребенку помогают упражнения:

на смену положения туловища (вытягивание вверх туловища и рук, затем — полное расслабление и выполнение полуприседания);

на смену качества движения (резкие движения в напряженной ходьбе сменяются мягкими плавными движениями в мягкой ходьбе и др.);

на движение в разных направлениях (движение вперед-назад, вправо-влево, по диагонали) и использование при этом разных уровней пространства (верх, низ, середина).

Главное при выполнении двигательных упражнений -П очувствовать свое тело, сформировать правильные представления о его позе в статическом положении и в движении на основе пережитых кинестетических ощущений.

Необходимо вырабатывать у ребенка умение сохранять позу. Этому способствуют самые простые упражнения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть руками, покачать головой и т.д.) и более сложные движения (прыжки, различные действия с предметами: перемещение, перестановка и т.д.).

Важно сформировать у детей положительный образ своего тела в движении. Этого можно достичь через овладение выразительными движениями.

Свободному владению мышцами лица (мимикой), а также овладению другими способами невербальных коммуникаций способствуют мимические и пантомимические упражнения.

Кроме того, необходимо помочь детям овладеть приемами расслабления, освобождения от мышечных зажимов, снятия напряжения и эмоционального раскрепощения.

В процессе данной работы важно уделять внимание формированию способности произвольного управления движениями, так как сами дети не могут длительно контролировать свои движения ни со стороны предполагаемого внешнего результата, ни со стороны самого двигательного процесса.

Способность ребенка к произвольным действиям проявляется:

в оценке партнера и организации ответных действий;

программе своей деятельности и осуществлении регуляции внимания;

корректировке своей деятельности по ходу ее выполнения.

Для достижения наилучшего результата рекомендуется использование разнообразных форм организации детей: индивидуальных, парных, групповых упражнений, а также игр, связанных с двигательной активностью. Все это способствует коррекции психомоторной сферы ребенка.

Применение музыкального сопровождения при выполнении упражнений усиливает коррекционный эффект, а также создает положительный эмоциональный настрой.

Источник

КИНЕТИЧЕСКОЕ ОЩУЩЕНИЕ

Большая медицинская энциклопедия . 1970 .

Смотреть что такое «КИНЕТИЧЕСКОЕ ОЩУЩЕНИЕ» в других словарях:

ФУТУРИЗМ — (от лат. будущее) одно из главных направлений в искусстве авангарда нач. 20 в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Начался с опубликования в париж. газете “Фигаро” 20 февр. 1909… … Энциклопедия культурологии

АВАНГАРД — АВАНГАРД (франц. avant garde передовой отряд) категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность многообразных новаторских движений и направлений в искусстве 1 й пол. 20 в. В России его впервые употребил (в негативно… … Философская энциклопедия

Читайте также:  Что такое стресс понятие стресса

АРТТЕРАПИЯ — Изучение А. началось в 20 е гг. нашего столетия с фундаментальных работ Принцхорна (Prinzhorn H., 1922). В России в 1926 г. вышла первая монография, посвященная А., книга П. И. Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие… … Психотерапевтическая энциклопедия

Нидерланды — (Nederland), Королевство Нидерландов (неофициальное название Голландия), государство в Западной Европе. В средневековый период включало также историческую область Фландрию (Южные Нидерланды), отделившуюся в начале XVII в. (ныне территория … Художественная энциклопедия

Техника и естествознание в Европе во второй половине XVII и в XVIII в. — В науке второй половины XVII в. окончательно победили гелиоцентрическая система, динамика Галилея и картезианская физика (т. е. физика Декарта и его последователей). По сравнению с первой половиной XVII в. научное представление о мире во многом… … Всемирная история. Энциклопедия

МОЗЖЕЧКОВО-МОСТОВОЙ УГОЛ — (Klein hirnbruckenwinkel, angle ponto cerebelleuse, по нек рым angle ponto bulbo cerebelleuse) занимает своеобразное место в невропатологии, неврогистопатологии и неврохирургии. Названием этим обозначается угол между мозжечком, продолговатым… … Большая медицинская энциклопедия

Источник

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Полезное

Смотреть что такое «КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ» в других словарях:

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ — (от греч. kinesis – движение и aisthetos – чувственно воспринимаемый) см. Ощущения двигательные. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

Ощущения — Ощущение (англ. sensation) психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при… … Википедия

ОЩУЩЕНИЯ ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ — [от лат. proprius соб ственный, особенный capio брать, принимать] кинестетические ощущения, отражающие движения и относительное положение частей тела в пространстве благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных… … Психомоторика: cловарь-справочник

ОЩУЩЕНИЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ — (от греч. kinesis – движение и aisthetos – чувственно воспринимаемый) см. Ощущения двигательные. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

кинестетические (киностезические) — ощущения (от греч. kinetikos – движение, aisthete – чувствующий) – ощущения положения и движения органов тела … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения … Большая психологическая энциклопедия

Ощущение — Эта статья об отражении сигналов органов чувств. Об отражении эмоциональных процессов см. Переживание (психология). Ощущение, чувственный опыт простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение… … Википедия

Сенсорные процессы — Ощущение (англ. sensation) психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при… … Википедия

Орган чувств — Орган чувств специализированная периферическая анатомо физиологическая система, обеспечивающая, благодаря своим рецепторам, получение и первичный анализ информации из окружающего мира и от других органов самого организма, то есть из внешней … Википедия

Абатестезия — (от греч. bathys глубокий) утрата проприоцептивной (мышечно суставной) чувствительности. 1. Неврогенная абатестезия возникает при органическом повреждении проприоцептивного анализатора (центральная, проводниковая, периферическая абатестезия). 2.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

СТАТИЧЕСКИЕ И КИНЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ

Оглавление раздела ощущения:

  • Ощущение
  • Рецепторы
  • Классификация ощущений
  • Органические ощущения
  • Статические и кинестетические ощущения
  • Кожная чувствительность
  • Осязание
  • Обонятельные и вкусовые ощ-я
  • Слуховые ощ-я
  • Зрительные ощ-я
Читайте также:  Тест айзенка темперамент 101

Статические ощущения

Показания о состоянии нашего тела в пространстве, его позы, его пассивных и активных движений, равно как и движений отдельных его частей относительно друг друга, дают многообразные ощущения по преимуществу от внутренних органов, от мышечной системы и суставных поверхностей и отчасти от кожи.

В оценке положения тела в пространстве решающая роль принадлежит глубокой чувствительности. Основным органом для регулирования положения тела в пространстве является лабиринтный аппарат, а именно его вестибулярный аппарат — преддверие и полукружные каналы. Лабиринт сигнализирует положение головы в пространстве, в связи с чем происходит перераспределение тонуса мускулатуры. Целая серия экспериментальных головокружений от вращения, от действия на лабиринтный аппарат тепла, холода, действия гальванического тока показывает, насколько решающую роль играет лабиринтный аппарат в этих состояниях.

Центральным органом, регулирующим сохранение равновесия тела в пространстве, служит преддверие лабиринта — вестибулярный аппарат, иннервируемый вестибулярным нервом, который передаёт раздражения от расположенных в лабиринте статоцистов.

Высшим контролирующим органом равновесия является мозжечок, с которым связан соответствующими путями вестибулярный аппарат.

В то время как вестибулярный аппарат служит для определения и регулирования положения по отношению к вертикали, для определения вращательного и ускоренного поступательного движения собственного тела служат полукружные каналы.

Кинестетические ощущения

Ощущения движения отдельных частей тела — кинестетические ощущения вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. [Так как подавляющее большинство проприоцептивных импульсов не осознаётся, то И. М. Сеченов назвал — очень удачно — мышечное чувство «тёмным».] Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих членов. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприоцепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений влечёт за собой поэтому более или менее значительное расстройство координации движений. Отчасти это нарушение координации может коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии с зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений; с другой стороны, вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении с зрением, осязанием и т. д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.

Роль мышечного чувства в воспитании зрения, слуха и других чувств была подмечена одним из первых выдающимся русским физиологом И. М. Сеченовым. В ряде работ и особенно в своей известной статье «Элементы мысли» Сеченов показал, что пространственное видение, глазомер осуществляются, во-первых, с помощью проприоцепторов глазных мышц, во-вторых, путём многократного сочетания оценки расстояний глазами и руками или ногами. По мнению Сеченова, мышца является анализатором не только пространства, но и времени: «Близь, даль и высота предметов, пути и скорости их движений — всё это продукты мышечного чувства… Являясь в периодических движениях дробным, то же мышечное чувство становится измерителем или дробным анализатором пространства и времени». [И. М. Сеченов, Элементы мысли. СПб., 1898. С. 187]

Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- к проприоцепторам. Такой переход может иметь место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестаёт руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, доверяясь искусству своей руки.

Источник

Оцените статью