- Что такое стресс. История термина, значение стресса
- Понятие стресса
- Читайте также
- Глава 6 Свирепые яномамо — жертвы стресса.
- 1. Понятие стереотипа
- 5.1. Понятие об анализаторах
- Толстокожее животное под влиянием стресса: почему носорог соревнуется с автомобилем
- Тупайи: древесные землеройки в состоянии стресса
- Понятие фотосинтеза
- 7.1. Понятие о биоценозе
- Понятие поведения
- Неспецифичность стресса
- Системность стресса
- Адаптивность стресса
- Определение величины стресса
- Понятие неконтролируемого стресса
- Практическое значение неконтролируемого стресса
- Эндокринные реакции после неконтролируемого стресса у представителей типа А и Б
Что такое стресс. История термина, значение стресса
Определение, история термина стресс
Довольно известный и авторитетный нейробиолог Роберт Сапольски, изучающий социальное поведение бабуинов в Кении в своей книге «Психология стресса или почему у зебры не бывает язвы» для лучшего понимания что такое стресс, какую роль стресс играет в жизни человека, какие изменения в организме человека происходят на фоне стресса, какие есть способы преодоления стресса, предлагает рассмотреть проблему стресса на примере его воздействия на зебру и льва. Своими научными исследованиями признанный ученый делится так же в документальном фильме «Стресс: портрет убийцы».
Человеческий организм устроен таким образом, что в нем генетически заложены инстинкты выживания, такие же как и у животных.
«Вот самая важная мысль этой книги: если вы зебра, бегущая изо всех сил, чтобы спасти свою жизнь, или лев, бегущий изо всех сил, чтобы не умереть с голоду, физиологические механизмы реакций вашего тела позволяют прекрасно справляться с такими краткосрочными физическими чрезвычайными ситуациями. Для огромного большинства животных на этой планете стресс — это прежде всего краткосрочный кризис. После этого кризиса они или живут дальше, или умирают. А когда мы сидим без дела и беспокоимся, у нас включаются те же самые физиологические реакции. Но если эти реакции становятся хроническими, то они могут привести к катастрофе»*.
В случае если ситуация стресса обусловлена реальной причиной: предстоящим экзаменом, собеседованием, выступлением перед аудиторией, серьезными переговорами и т. д. и является способом мобилизации всех возможностей организма, то в состоянии краткосрочного стресса (это не тот случай, когда мы неделю не можем заснуть перед знаменательным событием), мы эффективно справляемся со стоящими перед нами задачами, направляя наши действия на решение проблемы.
Но когда мы входим в психологический «штопор» и активируем реакцию на стресс безо всяких реальных на то причин, то мы имеем дело с «тревогой», «неврозом», «паранойей» или «неадекватной агрессией».
В результате исследования стресса были получены удивительные данные:
Физиологическую систему организма активируют не только физические факторы, но и просто мысли о них.
В начале своей профессиональной деятельности, в 1930-х, молодой специалист в области эндокринологии Г. Селье изучал воздействие экстракта яичников на организм, используя подопытных крыс. Он делал крысам инъекции экстракта несколько неуклюже: крысы падали со стола, ударялись, убегали – вообщем, любому наблюдателю было бы ясно, что они в панике.
Через несколько месяцев Селье обнаружил возникновение болезней у крыс: язва желудка, увеличение надпочечников (где вырабатываются гормоны стресса), изменения в тканях иммунных органов. На первый взгляд было очевидно влияние данного экстракта на организм.
Но, для чистоты эксперимента, ученый решил использовать контрольную группу: этим крысам он ежедневно делал инъекции раствора соли. При этом, Селье не стал ловчее и аккуратнее с крысами, и они все так же метались и падали со стола во время инъекций. Через время крысы демонстрировали те же болезненные симптомы, что и крысы первой группы, получавшие инъекции экстракта.
Размышляя над результатами эксперимента, Селье пришел к предположению, что общим и в первом и втором случае были болезненные инъекции и, возможно, возникновение заболеваний – это реакция на неприятные переживания боли.
Ученый решил разнообразить «неприятное переживание». Одних крыс разместил в холодный подвал, других под жаркую крышу чердака, а третьих подвергал постоянным физическим нагрузкам. Через некоторое время у всех трех групп крыс были обнаружены перечисленные выше заболевания.
Таким образом, Селье обнаружил верхушку айсберга стрессогенных заболеваний. По результатам своего эксперимента Селье назвал «неприятные переживания» крыс физическим термином – «стресс». Этот термин еще в 1920-х годах ввел физиолог Уолтер Кеннон. Уолтер Кеннон первый назвал реакцию организма на стресс реакцией борьбы или бегства («бей или беги»). Мы и сегодня используем систему реагирования, сложившуюся у наших предков более миллиона лет назад.
Селье развил эту концепцию, предложив две идеи.
1. Организм реагирует одинаково на любые воздействия стрессоров – будь то повышение или понижение температуры в окружающей среде, будь то угроза быть съеденным или ушибленным или же мысли о возможных негативных исходах (последнее относится исключительно к людям – у животных нет такой проблемы: тревожиться о возможных неприятностях). Т. Е. Воздействия стрессоров организмом воспринимается как угроза физической и психической целостности и «включает» адаптационные механизмы, предполагающие физиологические и биохимические изменения в организме, которые приводят к тем или иным внешним реакциям человека на стресс.
2. Если действие стрессоров продолжается слишком долго, это может привести к физическим заболеваниям.
И не имеет значения, что некоторые прежние опасности, например, нападение диких зверей, утратили свою актуальность, им на смену пришли другие: например, опасность утратить социальный статус, которая может восприниматься как угроза жизни.
Несмотря на то, что стресс в жизни современного человека уже норма а состояние стресса и постоянного напряжения практически не замечается нами, в науке до сих пор не существует единой точки зрения, что такое стресс. Есть много различных трактовок проблемы стресса и это не удивительно. Сам феномен стресса настолько многогранен, что каждое из определений способно описать лишь какую-либо одну из его сторон.
Понятие «Стресс» рассматривают как:
- Реакцию на раздражители (стрессоры) (Г. Селье, Ж. Годфруа, О. Н. Полякова);
- Требования к адаптивным способностям человека (Д. Фонтана, Д. Л. Гибсон, Дж. Гринберг);
- Естественный процесс взаимодействия между человеком и внешней средой (РЛазарус, С. Фолкман, К. Купер, Ф. Дэйв, М. О’Драйсколл);
- Особое функциональное, психологическое, физиологическое состояние организма (М. Фогиел, Р. С. Немов, Н. П. Фетискин, В. В. Суворова, А. Г. Маклаков);
- Психическое или физическое напряжение, являющееся причиной ухудшения физического и психического здоровья (Л. А. КитаевСмык, Ю. И. Александров, А. М. Колман).
В своей программе «Курс по эффективному управлению стрессом» я рассматриваю стресс как результат нарушенной коммуникации. Основанием являются факты, демонстрирующие нам то, что состояние стресса возникает чаще всего, при взаимодействии с реальным или воображаемым стрессором: с конкретным человеком, аудиторией, окружающей средой, информацией и т. д. На занятиях участники получают навыки, как справиться со стрессом, как можно позаботиться о себе после стресса. Мы знакомимся с тремя составляющими стресса: «стрессоры», «неосознанные, привычные реакции на стресс» и обучаемся новым эффективным «поведенческим реакциям» на стресс.
В настоящее время можно выделить актуальные направления исследований в области стресса:
- Изучение влияния стресса на наш организм и его последствия. (Например, сейчас установлено, что длительные стрессы оказывают более разрушительное воздействие на организм и психику, чем сильные, но кратковременные.
- Изучение факторов, влияющих на преодоление (coping) стресса. (В современных исследованиях проблемы стресса центральное место занимает изучение способов преодоления стресса);
- Изучение влияния социальной поддержки и социальных отношений на степень и глубину переживания личностью стрессовых ситуаций;
- Изучение особенностей проявления стресса в различных сферах и периодах нашей жизни (эмоциональное выгорание, секс, профессиональный стресс, подростковый возраст, экзамены, беременность, развод);
- Изучение влияния микрострессоров на психическое здоровье и эмоциональное состояние человека. (Например, известно, что люди редко осознают негативное влияние повседневных стрессоров, действующих по принципу «капля камень точит». А микрострессоры могут усиливать переживания в более серьезных стрессовых ситуациях).
- Изучение степени влияния стресса в зависимости от темперамента и индивидуальной истории развития личности (анамнеза).
В следующих статьях о стрессе будут более подробно рассмотрены вопросы: какие изменения происходят в организме в состоянии стресса и после стресса, как они проявляются в поведении человека, какие есть способы лечения и профилактики стресса, особенности переживания стресса у детей, подростков, женщин, мужчин.
Список использованной литературы:
- Г. Б. Монина, Н. В. Раннала тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости»
- * М. Е. «Психологический стресс: Помоги себе и ребенку»
- Р. Сапольски «Психология стресса»
Источник
Понятие стресса
Уолтер Кеннон первым отметил, что организм отвечает на самые разные физические и психологические воздействия сходным образом: из мозгового слоя надпочечников в кровь выделяется адреналин[85]. Сигнал на его выделение поступает по чревному нерву, который является частью симпатической нервной системы. Адреналин усиливает сердцебиение, повышает содержание сахара в крови, тормозит моторику желудочно-кишечного тракта, вызывает перераспределение кровоснабжения: от периферических органов к жизненно важным – сердцу, легким, мозгу и скелетным мышцам. Согласно Кеннону, эти эффекты адреналина подготавливают организм к борьбе, которая ассоциируется со страхом, яростью и болью. Организм с наиболее выраженными реакциями на адреналин имеет наибольшие шансы выжить в экстренной ситуации.
Уолтер Кеннон показал, что в ответ на угрозу происходит увеличение секреции адреналина из мозгового слоя надпочечников. Ганс Селье показал, что в ответ на любые воздействия происходит увеличение коркового слоя надпочечников
Современные представления не изменили, а только дополнили взгляды Кеннона. Адреналин, секретируемый мозговым слоем надпочечников, и норадреналин, секретируемый там же, а кроме того, и нервными окончаниями, являются основными медиаторами симпато-адреналового[86] компонента стрессорного ответа, развивающего в ситуации, которая требует от животного или человека борьбы или бегства от угрожающего стимула. Таким образом, Кеннон первым связал конкретный гормон с эмоциональным состоянием.
Понятие стресса мы связываем с именем Ганса Селье. Молодой канадский ученый обнаружил, что при воздействии самых разных физических раздражителей, таких как холод, хирургическая травма, сильная мышечная нагрузка, различные яды (адреналин, атропин, морфий, формальдегид и т. д.), организм животного реагирует сходным образом, проявляя три симптома: увеличение надпочечников, уменьшение лимфатических структур, появление язв на слизистой оболочке желудка[87]. Этот стереотипный ответ организма получил название генерализованного адаптационного синдрома. Селье выделил три его стадии. Стадия тревоги включает три упомянутые реакции, которые развиваются, когда животное впервые сталкивается со стимулом. При длительном действии стимула (если, конечно, животное выживает) эти морфологические изменения уменьшаются и исчезают. Такая стадия называется стадией адаптации, или резистентности (устойчивости). Это означает, что организм приспособился к конкретному раздражителю. Предъявление другого стимула вызывает появление триады генерализованного адаптационного симптома, т. е. адаптация достигается ценой снижения устойчивости к действию других раздражителей. Если раздражитель действует длительное время, стадия резистентности сменяется стадией истощения. На этой стадии организм уже не в состоянии поддерживать резистентность, и триада изменений надпочечника, лимфатической ткани и слизистой желудка проявляется снова, но уже значительно сильнее. В конце концов животное гибнет.
Г. Селье определял генерализованный адаптационный синдром, который обозначает то же, что и «стресс», как «неспецифическую системную реакцию организма, развивающуюся при длительном постоянном действии раздражителя». Несколько десятилетий спустя Селье определил стресс как «неспецифический ответ организма на возникшую потребность»[88], иными словами, как реакцию всего организма, которая имеет общие черты независимо от типа воздействия.
Данное определение не очень удобно, поскольку оно очень неспецифично, т. е. под него подпадают практически любые реакции живых организмов. Удовлетворение различных потребностей происходит постоянно (см. главу 2).
Стресс – это неспецифическая системная приспособительная реакция организма на новизну, т. е. на отклонение условий существования от привычных
Но при этом нельзя утверждать, что человек или животное так же постоянно испытывает стресс. Абсолютное большинство потребностей возникает и успешно удовлетворяется без каких-либо его признаков.
Другое распространенное определение стресса заключается в том, что он представляет собой реакцию на вредные воздействия. Такое представление тоже неудобно, потому что оставляет слишком много неясностей. Какое воздействие является вредным? Человек (или животное) может не осознавать его вред и не понимать, что когда-нибудь потом оно принесет пользу. Наконец, стрессом сопровождаются такие изменения условий существования, которые не только приятны человеку, но и приносят ему несомненную пользу. Многие люди (и животные) строят свою жизнь так, чтобы испытывать стресс как можно чаще.
В этой книге мы будем исходить из следующего определения стресса: стресс – это неспецифическая системная приспособительная реакция организма на новизну, т. е. на отклонение условий существования от привычных.
Рассмотрим каждое слово в этом определении.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 6 Свирепые яномамо — жертвы стресса.
Глава 6 Свирепые яномамо — жертвы стресса. Вернемся в мир индейцев и рассмотрим явление, во многом напоминающее постепенное превращение шимпанзе Джейн Гудолл в агрессоров и показывающее, как пагубен стресс в мире людей – и не только в больших городах.Большинство
1. Понятие стереотипа
1. Понятие стереотипа Понятие «стереотип» (буквально «твердый отпечаток») широко используется в науках о поведении живых систем. Однако феномены, обозначаемые этим словом в этологии, психологии и социогуманитарных науках, оказываются сходными в основном лишь по внешней
5.1. Понятие об анализаторах
5.1. Понятие об анализаторах Анализатором (сенсорной системой) называют часть нервной системы, состоящую из множества специализированных воспринимающих рецепторов, а также промежуточных и центральных нервных клеток и связывающих их нервных волокон. Для возникновения
Толстокожее животное под влиянием стресса: почему носорог соревнуется с автомобилем
Толстокожее животное под влиянием стресса: почему носорог соревнуется с автомобилем Набитый туристами автобус пересекает Национальный парк Этоша в Намибии. Туристам в глаза бросается пока немногое: стадо антилоп и пара туземцев, выглядывающих из своих жилищ. У гида,
Тупайи: древесные землеройки в состоянии стресса
Тупайи: древесные землеройки в состоянии стресса Мы с знаем, что чрезмерный стресс вредит здоровью. Многочисленные тяжелые заболевания — рак, мигрень, артрит и дерматит, а также депрессии и психозы связаны именно с ним. Мы также знаем, что может подвергнуть нас
Понятие фотосинтеза
Понятие фотосинтеза Фотосинтез – это процесс преобразования энергии света в энергию химических связей органических соединений. У растений этот процесс локализован в особых клеточных органоидах – хлоропластах, а у фотосинтезирующих бактерий происходит в самой
7.1. Понятие о биоценозе
7.1. Понятие о биоценозе Каждый организм живет в окружении множества других, вступает с ними в самые разнообразные отношения как с отрицательными, так и с положительными для себя последствиями и в конечном счете не может существовать без этого живого окружения. Связь с
Понятие поведения
Понятие поведения О психических явлениях объективный наблюдатель судит не непосредственно, а измеряя их проявления в активности живого организма, в первую очередь в поведении. Поэтому остановимся подробнее на этом понятии.Термин «поведение» для обозначения
Неспецифичность стресса
Неспецифичность стресса Центральным положением концепции стресса является неспецифичность. Уолтер Кеннон показал, что при боли, голоде, страхе, несмотря на то что эти чувства вызываются различными по своей природе стимулами, всегда происходит увеличение секреции
Системность стресса
Системность стресса Стрессор вызывает реакцию во всем организме, и эта особенность стресса называется «системностью». «Системная» означает, что стрессор вызывает реакцию всех систем организма, а он реагирует на стрессор как целостная система. Естественно, на уровне
Адаптивность стресса
Адаптивность стресса «Адаптивность» означает, что биологическое значение стресса состоит в сохранении организма как целого. Стрессорная реакция возникла в эволюции, закрепилась и постоянно совершенствуется именно благодаря тому, что с ее помощью организм животных и
Определение величины стресса
Определение величины стресса В литературе, в том числе и научной, часто встречаются выражения типа «сильный стресс», «умеренный стресс», «устойчивость к стрессу», «стресс-реактивность», «стресс-сенситивность», «стресс-резистентность» и т. п. Подобные выражения содержат
Понятие неконтролируемого стресса
Понятие неконтролируемого стресса Постоянное, т. е. хроническое воздействие может вызывать хронический стресс при наличии хотя бы одного из следующих условий:– невозможность приспособиться к воздействию;– невозможность избежать воздействия или избавиться от
Практическое значение неконтролируемого стресса
Практическое значение неконтролируемого стресса Практическое значение неконтролируемого стресса не ограничивается тем, что он может привести человека к депрессивному расстройству психики. Для социальной жизни его значение состоит в том, что поведение животного или
Эндокринные реакции после неконтролируемого стресса у представителей типа А и Б
Эндокринные реакции после неконтролируемого стресса у представителей типа А и Б Характер эндокринного компонента стрессорного ответа различается у животных и людей в зависимости от психологического типа. Для типа А характерно преобладание выброса адреналина при
Источник