- Тест. Характеристики эмоциональности (Е. П. Ильин)
- Читайте также
- Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности»
- Губы как отражение эмоциональности
- Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ)
- Тест ВМ (ориентировочный тест школьной зрелости — вербальное мышление)
- По ту сторону эмоциональности
- Глава 5 «Семья – лаборатория человеческих судеб» (И. А. Ильин)
- Эффект реостата: усиление или ослабление эмоциональности
- ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ
- Опросник «Работоголизм» (Е. П. Ильин)
- ФИЛОСОФ ИВАН ИЛЬИН О СЕМЬЕ
- 4.3. Искусственное снижение эмоциональности
- Качественная характеристика эмоциональных переживаний
Тест. Характеристики эмоциональности (Е. П. Ильин)
Тест. Характеристики эмоциональности (Е. П. Ильин)
Этот тест предназначен для того, чтобы вы могли самостоятельно оценить, насколько выражены у вас различные характеристики эмоций: эмоциональная возбудимость, эмоциональная реактивность (т. е. интенсивность и длительность эмоциональных переживаний), а также эмоциональная устойчивость (т. е. влияние эмоций на эффективность вашей деятельности).
На каждый из предложенных ниже вопросов отвечайте «да», если согласны с тем, о чем вас спрашивают, и «нет» – если не согласны.
1. В разговоре вы легко обижаетесь по пустякам?
2. Сильно ли вы переживаете, когда сдаете экзамен менее успешно, чем ожидали?
3. Часто ли вы не можете заснуть оттого, что в голову лезут волнующие вас мысли?
4. Когда вы сильно волнуетесь, у вас все валится из рук?
5. Легко ли вас ранят намеки и шутки над вами?
6. Выходите ли вы из себя, сердясь не на шутку?
7. Быстро ли вы отходите после того, как разозлитесь?
8. Вам помогает волнение собраться с мыслями на экзамене?
9. Вас можно быстро рассердить?
10. Охватывает ли вас ярость, когда с вами поступают несправедливо?
11. Долго ли вы не прощаете нанесенную вам обиду?
12. Вы от страха «теряли голову»?
13. Легко ли вы можете заплакать при трогательных сценах в театре и кино?
14. Сильно ли вы волнуетесь перед ответственным делом или разговором?
15. Вы действительно долго переживаете из-за пустяков?
16. Можете ли вы от сильного волнения совершить какую-нибудь глупость?
17. Вы легко откликаетесь на горе других?
18. Вы способны восторгаться, восхищаться чем-или кем-нибудь?
19. Долго ли вы переживаете оттого, что сказали нечто, чего не следовало бы?
20. Вы не теряете контроль над собой, даже если очень волнуетесь?
21. Легко ли вы обижаетесь, если вас критикуют?
22. Вы впадаете в глубокое отчаяние при каких-либо разочарованиях?
23. Правда ли, что вы недолго переживаете свои разочарования?
24. Бывает ли, что от возмущения вы не можете вымолвить и слова, как будто у вас язык к нёбу прилип?
25. Вы быстро начинаете злиться или впадать в гнев?
26. Вы сильно волнуетесь на экзамене?
27. Вы долго дуетесь на обидчика?
28. Часто ли на зачетах и экзаменах вы из-за сильного волнения не можете показать все, на что способны?
29. Волнуетесь ли вы из-за пустяков?
30. Вы действительно принимаете все близко к сердцу?
31. Вам действительно свойственно быстро забывать свои неудачи?
32. Это правда, что во время ссоры вы «не лезете за словом в карман»?
Обработка результатов. За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется по 1 баллу. Подсчитывается сумма баллов по каждой из четырех шкал:
Эмоциональная возбудимость – ответы «да» на вопросы 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29.
Интенсивность эмоций – ответы «да» на вопросы 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30.
Длительность эмоций – ответы «да» на вопросы 3, 11, 15, 19, 27, ответы «нет» на вопросы 7, 23, 31.
Отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности и общения – ответы «да» на вопросы 4, 12, 16, 24, 28, ответы «нет» на вопросы 8, 20, 32.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности»
Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» Тест разработан Е. П. Ильиным и предназначен для самооценки выраженности различных характеристик эмоций: эмоциональной возбудимости, интенсивности, устойчивости, влияния на эффективность деятельности.ИнструкцияНа
Губы как отражение эмоциональности
Губы как отражение эмоциональности Чтобы узнать, насколько человек экспрессивен и эмоционален, достаточно взглянуть на его губы. Полные губы говорят о большой эмоциональности, склонности к яркому проявлению чувств.Люди с тонкими губами редко обнаруживают свои чувства
Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ)
Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ) С помощью данного теста определяется уровень тревожности на момент его выполнения (РТ), отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию и уровень
Тест ВМ (ориентировочный тест школьной зрелости — вербальное мышление)
Тест ВМ (ориентировочный тест школьной зрелости — вербальное мышление) И. ИразекКакое животное больше — лошадь или собака? Лошадь = 0, неправильный ответ = -5.Утром мы завтракаем, а в полдень. Обедаем. Мы едим суп, макароны и мясо = 0.Полдничаем, ужинаем, спим и др. неправильные
По ту сторону эмоциональности
По ту сторону эмоциональности С именем «органа» мы привыкли связывать представление о морфологически сложившемся, статически постоянном образовании. Это совершенно не обязательно. Органом может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное
Глава 5 «Семья – лаборатория человеческих судеб» (И. А. Ильин)
Глава 5 «Семья – лаборатория человеческих судеб» (И. А. Ильин) 1. Мудрый мистицизм здравого смыслаИ. А. Ильин – один из немногих отечественных мыслителей, в чьем творчестве органично переплетаются два начала: русский космизм, соединенный с православием и общечеловеческой
Эффект реостата: усиление или ослабление эмоциональности
Эффект реостата: усиление или ослабление эмоциональности Жена Аполлона может обнаружить, что становится все более похожа на него, — особенно если она больше ценит мышление, чем чувства, и сориентирована на достижение целей. По мере того как оба супруга вкладывают все
ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ
ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ Однажды при посадке в самолет, летящий в Испанию, я услышала довольно занятный разговор двух молодых девушек, направляющихся в Испанию с надеждой выйти замуж за настоящих латинских мачо.Иностранки все такие нудные, такие скучные, — раз за
Опросник «Работоголизм» (Е. П. Ильин)
Опросник «Работоголизм» (Е. П. Ильин) Вопросы1. Можете ли вы сидеть без дела?2. Часто ли вы дома обдумываете рабочие планы?3. Вы полагаете, что выходные дни даются не для того, чтобы работать?4. Работа, а не безделье доставляет вам удовольствие?5. Вы можете бросить работу, не
ФИЛОСОФ ИВАН ИЛЬИН О СЕМЬЕ
ФИЛОСОФ ИВАН ИЛЬИН О СЕМЬЕ Можно долго перечислять русских философов, отдавших дань краеугольному камню общественной жизни — семье. Тройка лидеров выявляется довольно легко: Иван Ильин, Василий Розанов, Константин Леонтьев.Почему на первое место я по изволению своему
4.3. Искусственное снижение эмоциональности
4.3. Искусственное снижение эмоциональности Детские психологи отмечают интересную вещь – когда младенцы хотят уйти от неприятной реальности, они засыпают. Все первое время жизни они проводят во сне, избегая стресса, вызванного рождением и набираясь сил для роста и
Источник
Качественная характеристика эмоциональных переживаний
Эмоциональное переживание имеет субъективный характер, то есть переживается как состояние субъекта, чем резко отличается от всех остальных переживаний; в этом смысле удовольствие—неудовольствие и возбуждение—успокоение совершенно не отличаются друг от друга.
Таким образом, субъективность — необходимый признак всех эмоциональных процессов: как простых чувств, так и сложных эмоций.
Специфическая особенность эмоциональных переживаний заключается в том, что каждое из них содержит два полярно противоположных направления: удовольствие и неудовольствие, возбуждение и успокоение, то есть состоят из полярно противостоящих членов. Это объясняется полярной природой того, что лежит в основе каждого из них. Активность человека всегда имеет целью удовлетворение какой-либо потребности, но, к сожалению, эта активность не всегда оказывается успешной, либо достигая цели, либо завершаясь неудачей, то есть имеет по-настоящему полярный характер. Поэтому неудивительно, что и состояние субъекта носит двоякий характер: когда активность достигает цели, происходит удовлетворение его потребности, что и находит свое отражение в чувстве удовольствия; когда же, наоборот, активность завершается неудачей, потребность остается неудовлетворенной; соответственно, субъект переживает чувство неудовольствия.
Таким образом, полярный характер приятного—неприятного становится понятным.
3. Асимметричность полюсов
Однако присущая чувствам полярность весьма своеобразна. По словам Штерна, данная полярность — «асимметрична». Это означает, что противоположные полюса чувства представляют собой отнюдь не только взаимоотрицание. Различие между приятным и неприятным состоит не только в том, что одно отрицает второе, как полагал, например, Шопенгауэр. Эти чувства являются качественно различными пе-реживаниями, а потому не соответствуют друг другу и в количественном плане. Возьмем, к примеру, направление приятного—неприятного. Разумеется, оно полярно: удовольствие составляет один полюс, а неудовольствие — другой. Но эти полюсы несимметричны, ведь в случае симметричности каждому чувству удовольствия соответствовало бы надлежащее противоположное чувство неудовольствия и, наоборот, чувству неудовольствия — свое противоположное чувство удовольствия.
Однако, очевидно, что это не так. Существует целый ряд эмоциональных переживаний, относящихся либо к одному, либо к другому направлению удовольствия- неудовольствия, не имея своей противоположности. Особенно часто это имеет место в случае эмоций, но и в случае простых чувств это не столь уж редкое явление. Например, спрашивается, какое переживание неудовольствия составляет противоположный полюс удовольствия, получаемого от прослушивания симфонии Бетховена? Разумеется, такого чувства неудовольствия не существует.
Отсюда понятно, что между полярными направлениями чувств не существует и количественного соответствия.
Разумеется, количественное соотношение удовольствия—неудовольствия во многом зависит от социально-экономических условий жизни человека. «Бюджет» пессимистов достаточно ясно доказывает, что не следует надеяться на равное число случаев удовольствия и неудовольствия; в частности, в определенных условиях неудовольствие может настолько превосходить удовольствие, что жизнь в этих условиях становится невозможной и, соответственно, возникает необходимость непримиримой борьбы за надлежащие условия существования.
С другой стороны, сама природа удовольствия и неудовольствия такова, что их количественное соотношение не предполагает равенства. Еще Аристотель отмечал, что приятное и неприятное имеют различную биологическую основу: удовольствие, указывал он, является признаком успеха живого существа, а неудовольствие — показателем противоположного явления. После этого подчеркивание биологической ценности удовольствия—неудовольствия превратилось в обычное дело. Спенсер дает следующую формулировку этой идеи: «Чувства неудовольствия являются коррелятом вредных для организма процессов, а чувства удовлетворения представляют собой коррелят полезных процессов». Это означает, что приятные переживания возникают у субъекта лишь тогда, когда в его организме происходит какой-либо полезный процесс, а неприятные, когда имеет место противоположный процесс, то есть все полезное — приятно, а вредное — неприятно.
Спенсеровскую трактовку биологической теории удовольствия—неудовольствия разделить невозможно. Дело в том, что существует много случаев, противоречащих такой позиции: принимать лекарство, например, бывает неприятно, а хирургическая операция обычно болезненна, тем не менее, и одно и второе полезны.
Ошибочность точки зрения Спенсера заключается в том, что она подразумевает прямую связь между полезным—вредным и приятным—неприятным, как будто полезное и вредное может непосредственно вызвать чувство. Позиция Спенсера исходит из теории непосредственности. В действительности же дело обстоит следующим образом: объективный агент, будь то полезный или нет, действует на субъекта, и, в зависимости от его целей и потребностей в данный момент времени, может вызвать чувство удовольствия или неудовольствия. Это зависит от содержания актуальных потребностей субъекта, а не от объективного содержания раздражителей. Поэтому неудивительно, что для человека, жестоко страдающего от тяжелых переживаний и желающего забыться, алкоголь может быть и приятен, и полезен, поскольку хотя бы временно облегчает муки. То же самое происходит и в других случаях; вообще же объективно вредный для благополучия организма агент легко может вызвать чувство удовольствия, если содействует осуществлению важной для субъекта в данный момент цели, или, наоборот, чувство неудовольствия в противоположных обстоятельствах. Актуальные цели и потребности людей всегда имеют индивидуальный характер, поэтому понятно, что и чувства удовольствия—неудовольствия также носят индивидуальный характер: кому нравится одно, а кому — другое («ёе gustibus поп ^рШдпёит»).
Однако какой вывод следует из сказанного в связи с асимметричным характером полярности удовольствия—неудовольствия? Если удовольствие—неудовольствие и в самом деле зависит от того, насколько в данный момент для субъекта целесообразно то, что на него действует, то тогда понятно, что невозможно испытывать удовольствие столь же часто и остро, как неудовольствие. Дело в том, что существование живого организма оказалось бы невозможным, не будь целесообразны условия его проживания; например, он не может существовать в безвоздушном пространстве, тем не менее далеко не каждый вздох вызывает чувство особого удовольствия; то, что воздух приятен, чувствуется лишь тогда, когда по какой-то причине дыхание затрудняется, и мы переживаем острое чувство неудовольствия.
Одним словом, многое из того, что воздействует на нас, чрезвычайно полезно, не вызывая, тем не менее, чувства удовольствия; однако если возникает нечто противоречащее нашим целям, нецелесообразное для нас, на это мы чаще всего отвечаем чувством неудовольствия. Иными словами, мы более чувствительны к вредному и нецелесообразному, нежели полезному и целесообразному. Чувства удовольствия и неудовольствия выполняют роль сигнала, как бы указывая, что это — полезно, а то — вредно. Но на полезное нужно указывать лишь тогда, когда оно впервые начинает действовать на нас, на вредное же — всегда. В противном случае организм может погибнуть. Поэтому понятно, что случаи возникновения чувства чрезмерного неудовольствия встречаются гораздо чаще, чем переживания удовольствия. Следовательно, с количественной точки зрения асимметричность переживаний удовольствия—неудовольствия не подлежит сомнениям.
Точно также асимметричны и взаимопротивоположны возбуждение и успокоение. Переживание возбуждения, связанное с нашей активностью, проявляется не столь очевидно, как чувства, сопутствующие результату: и успех, и неудача переживаются гораздо более резко и явственно, нежели чувства, связанные с процессом активности.
Единство эмоционального состояния
Одна из специфических особенностей чувства, резко отличающая его от, допустим, ощущений, заключается в том, что оно не может существовать независимо и изолированно от других чувств, тогда как для ощущения это — обычное явление. Правда, факт смешения известен и в сфере ощущений; например, смешение цветов или слияние звуков. Но, несмотря на это, мы без труда можем созерцать многоцветный предмет или слушать многоголосую музыку, тогда как в сфере чувств это невозможно — чувства не испытываются друг рядом с другом, они соединяются друг с другом, создавая единое целостное эмоциональное состояние.
Как происходит это объединение? Что происходит с частичными чувствами, объединяющимися в целостное чувство? Было бы ошибочно полагать, что эти чувства нейтрализируют, усиливают или ослабляют друг друга. Нет! Создавая целостное эмоциональное состояние, они, тем не менее, в этой целостности более или менее отчетливо сохраняют свою индивидуальность.
Особенно ярко это проявляется в случаях амбивалентности чувства, на что специально обратила внимание школа психоанализа. Амбивалентность заключается в том, что в некоторых случаях в одном определенном чувстве, например сочувствии, одновременно присутствуют элементы переживания как удовольствия, так и неудовольствия, причем удовольствие—неудовольствие отнюдь не нейтрализуют друг друга, а переживаются одновременно и рядом друг с другом в одном целостном чувстве.
Таких амбивалентных чувств у нас много, например, верность, послушание, эстетическое переживание величия, переживание комического, ревность и многое другое. Амбивалентные чувства встречаются настолько часто, что амбивалентность может быть сочтена одной из основных особенностей чувств. Дело в том, что, как пишет Штерн, «вследствие внутренней многогранности системы целей человека легко может случиться так, что некоторые явления с точки зрения одной цели имеют смысл, а с другой могут оказаться совершенно бессмысленными, в силу чего эмоциональное переживание может содержать момент как удовольствия, так и неудовольствия». Более того, — продолжает Штерн, — следует признать исключением именно те случаи, когда в нашем сознании представлена лишь одна цель, а не одновременно несколько.
Источник