Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
28.02.2020
Кедрин Д. «Аленушка»
Главные герои стихотворения «Аленушка» и их характеристика
- Поэт. Патриот, горячо влюбленный в свою Родину человек.
- Родина. Родная страна, земля. Великая и красивая.
План пересказа стихотворения «Аленушка»
- Туман и соловей
- Царевна Несмеяна
- Сапожный ножик
- Лесной омут
- Мечты поэта
- Песня матери
Главная мысль стихотворения «Аленушка»
Нет ничего дороже, чем Родина.
Чему учит стихотворение «Аленушка»
Стихотворение учит гордиться своей Родиной, учит любить ее и защищать от врагов. Учит никому не давать в обиду свою Родину, свою мать.
Отзыв на стихотворение «Аленушка»
Это очень красивое и трогательное стихотворение, написанное в разгар Великой Отечественной Войны. Именно в эти грозные для нашей Родины годы, поэт острее и сильнее ощущает ее величие и спокойную красоту. Мне нравится уверенность поэта в том, что наша Родина может выдержать все, и останется при этом столь же прекрасной, как и была.
Анализ стихотворения «Аленушка»
Стихотворение было написано Дмитрием Кедриным в 1942 году.
По жанру это патриотическая, пейзажная лирика.
Используя очень выразительные образы, автор создает картину родной земли, тихой, но бесконечно красивой и родной. Создает образ горячо любимой Родины, сравнивая ее со сказочными персонажами — царевной Несмеяной и Аленушкой. От этого и сам образ Родина становится сказочным, а значит великим. Упоминает автор о многочисленных угрозах, которые пришлось пережить Родине, о ее стойкости. Родина в изображении поэта вынесла немало горя, но осталось все той же тихой, милой, родной.
Автор рассказывает о своей любви к родной земле, о том, что эта любовь воспиталась у него с песнями матери.
В стихотворении мы видим отсылки к картинам Шишкина «Рожь» и Васнецова «Аленушка», к дневникам Лермонтова, которому поэт напоминает о забытой песне матери.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Аленушка»
Эпитеты: осеннего тумана, ночного соловья, тихая царевна, Родина неяркая, лихая сила, глухой околицы, ножичек сапожный, нетленную красу, омута лесного.
Метафоры: стойбище тумана, вотчина соловья, за раздольем нив,.
Сравнения: царевна Несмеяна — Родина моя.
Олицетворения: Родина, сила ножичек заносила, ты все вынесла, песенку поешь.
Аллегория: лихая сила (враг Родины).
Пословицы к стихотворению «Аленушка»
Нет ничего краше Родины нашей.
Родина — мать, умей за нее постоять.
Чужая земля — рай, но не лучше Родины.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родной край — сердцу рай.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Аленушка»
Автор сравнивает свою Родину с царевной Несмеяной и говорит, что она стойбище тумана и вотчина соловья.
Он говорит, что не раз злая сила покушалась на ее косу, но Родина выдержала все. И до сих пор поет песенку Аленушки возле лесного омута.
Поэт пишет, что побродил бы по свету, но вернулся бы умирать на Родину. Ведь эту песню пела ему мать.
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна —
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Алёнушки поёшь…
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!
Источник
«Алёнушка» Д. Кедрин
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна –
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Алёнушки поёшь…
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!
Дата создания: 1942 г.
Анализ стихотворения Кедрина «Аленушка»
Стихотворение «Аленушка» написано Д. Б. Кедриным в 1942 году, в период, когда над страной нависла смертельная опасность фашистского нашествия. Несомненно, Аленушка – метафорический образ самой России, а небольшое, удивительное по красоте стихотворение – поэтическое признание в любви к родной стране. Лирическим героем является сам поэт, поэтому стихотворение приобретает исповедальные, сокровенные нотки.
Красоту Отчизны и смертельную угрозу для нее автор подчеркивает набором соответствующих эпитетов – «Родина неяркая», «тихая царевна», «ночной соловей», «глухая околица», «нетленная краса», метафор – «вотчина соловья», «раздолье нив», однородных именных сказуемых – «стойбище…, вотчина…, царевна – Родина», антитеза – «бродил бы… по свету – …вернулся б», отражающая отношение автора.
В тексте стихотворения имеется перифраз – «царевна Несмеяна» в значении «сдержанная, нескорая на веселье», и также примеры инверсии – «Родина неяркая моя», «песню эту», «у омута лесного».
Прием аллитерации – «стойбище осеннего тумана», «ножичек сапожный заносила» позволяет создать особую, тревожащую читателя атмосферу.
Обороты «раздолье …, где зреет рожь», «пенек у омута лесного» – отсылки (аллюзии) к картинам великих художников, носителей русского духа: «Рожь» И. И. Шишкина – изображение необозримых русских просторов (аллюзия широты русской души) и «Аленушка» В. М. Васнецова – отражение чисто русской печали и одиночества. А последняя строка – отсылка к дневниковой записи М. Ю. Лермонтова о материнской песне, которая вызывала у него слезы.
Автор широко использует устаревшие и разговорные обороты, которые выступают своеобразной стилизаций под старину – «знать» в значении «видимо», разговорное «певала» (в значении многократно повторяемого действия), «вотчина» в значении «владение, место обитания», «лихая».
Упомянутая в третьей строфе песенка Аленушки – очарование, притягательная сила родных просторов, метафорический зов Родины, ассоциированный с матерью.
Оборот «ножичек сапожный» (разбойничий) – метафора, обозначающая нежданное, подлое нападение. Уголовные элементы – лихие люди – скрытно носили за сапожным голенищем оружие (в том числе небольшие ножи) и в случае необходимости неожиданно для противника быстро выхватывали его и наносили удар.
Лихая сила – аллегория, указывающая на врагов России, и поэт выражает твердую уверенность, что Родина справится с очередным испытанием и выйдет из него сильной и обновленной.
Источник
Анализ стихотворения Дмитрия Борисовича Кедрина «Алёнушка» По плану: 1)Основная тема.(о чём?) 2)Мысли и чувства автора.
Ответ или решение 1
1. Основная тема стихотворения Д.Б. Кедрина «Алёнушка» — это тема Родины.
2. Лирический герой с большой любовью говорит о своей Родине, называя её «тихая царевна Несмеяна», он говорит о её «нетленной красе», о том, что сколько бы ходил по свету, сколько бы стран не увидел, всё равно бы вернулся в родные края: «я бродил бы тридцать лет по свету,
а к тебе вернулся б умирать». В то же время, стихотворение пронизано болью, беспокойством и тревогой за судьбу Родины: «не раз лихая сила ножичек сапожный заносила на твою нетленную красу».
3. Главная мысль этого стихотворения заключается в том, что Родина — это самое лучшее место на свете, где человек родился, там и должен жить и умереть, «потому что в детстве песню эту,
знать, и надо мной певала мать».
4. Эпитеты: «нетленная краса», «лихая сила», «глухая околица», «Родина неяркая»; перифразы «вотчина ночного соловья», «стойбище осеннего тумана», «тихая царевна Несмеяна» (Родина).
5. Это стихотворение произвело на меня большое впечатление: автор с большим мастерством создал удивительный, реалистичный образ русской земли, подчеркнув все её характерные черты. Это произведение пронизано любовью к Родине, тоской по ней, переживаниями за её судьбу, что не может оставить равнодушным.
Источник
Нужна помощь. Нужно анализ стихотворения кедрин «аленушка»
Анализ стихотворения Кедрин Аленушка.
Дмитрий Кедрин
Аленушка
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна —
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только все ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь.
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!
Неподвижно смотрит девушка на мрачные воды пруда. Поникла ее голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях худые руки. Она точно сломанная века осины, что спускается рядом к пруду. Сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье – все говорит о бедности и горькой сиротской доле. Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует с ней. . Взгляни, как заботливо окружили девушку молодые осинки, ели. Краски тоже передают это настроение: главные тона здесь серые, зеленые, желтые. Нет в картине ничего яркого. Все сливается в тихую задумчивую сказку.
В сказках добро всегда побеждает зло? Смотришь на картину и веришь, что наступят и для Аленушки счастливые дни. А вот как написал поэт Прокофьев про эту картину: “Аленушка”
Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.
«Аленушка» Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: «пруд заглохший» (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения) , «тростник качается» (рогоз) , «мертва вода» (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды) . В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки :
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
. .
Но кукушка на сосне кукует
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.
На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.
Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.
Стихотворение А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова «Аленушка». Оно посвящено родной природе и Родине и было написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этого стихотворения перекрестный способ рифмовки, ритм- хорей.
Александр Прокофьев выразил своё впечатления от картины Васнецова «Аленушка» , передав в своём стихотворении любовь к родной земле
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна —
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь.. .
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!
9 октября 1942
Стихотворение « Аленушка » было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины» .
«Стойбище осеннего тумана» : в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, — с местом, где кочевники остановились на ночлег. Если вдуматься в эту строку, постараться разглядеть созданную поэтом картину, то мы увидим, как клубится туман, образуя странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Там, в тумане, идет своя таинственная жизнь, но она не будет продолжаться бесконечно: выйдет солнце, осветит долину, и исчезнут клубящиеся фигуры, покинут свое ночное стойбище кочевники.
Слово стойбище указывает нам на временность, тогда как существительное вотчина в следующей строке говорит о постоянстве: туман уйдет, а соловей останется, и его прекрасная песня, песня любви, будет безраздельно владеть русской землей.
Стихотворение Кедрина совсем не похоже на описание картины Васнецова. Поэт обращает это стихотворение к образу «Родины неяркой» , сравнивает ее со «стойбищем осеннего тумана» , с «вотчиной ночного соловья» , с царевной Несмеяной. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Аленушки . Можно сделать вывод, что, глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.
Стихотворение Д. Б. Кедрина нельзя считать словесным пересказом картины «Аленушка». Оно посвящено родной природе и Родине и было написано, вероятно, под впечатлением картины В. М. Васнецова. Стихотворение написано перекрестной рифмовкой, стихотворный размер-хорей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин выразил свои впечатления от картины Васнецова «Аленушка», передав в своем стихотворени любовь к родной земле.
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
тихая царевна Несмеяна-
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Алёнушке поёшь.
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, надо мною певала мать!
Анализ стихотворения:
1. Вступление
2. Основная часть (тема, идея, выразительность языка, атмосфера)
3. Завершение (вывод, можно высказать своё отношение к тексту)
Источник