Соответственно этому все органы чувств делят на две группы:
1. Органы внешних чувств, получающие нервные импульсы из экстероцептивного поля, — экстероцепторы.Их шесть: органы кожного чувства, чувства земного тяготения (гравитации), слуха, зрения, вкуса и обоняния.
2. Органы внутренних ощущений: а) получающие импульсы из проприоцептивного поля (мышечно-суставное чувство, тесно связанное с чувством земного притяжения) — проприоцепторы; б) органы, воспринимающие нервные импульсы из интероцептивного поля (внутренностей и сосудов), — интероцепторы.
Ощущения, идущие из внутренних органов, обычно неопределенны и при нормальном состоянии этих органов не достигают сознания, сказываясь только «общим самочувствием». Вообще все внутренние процессы, регулируемые вегетативной нервной системой, протекают без нашего ведома и только при болезненных расстройствах дают о себе знать обычно более или менее сильной болью.
Подробно об интероцептивном анализаторе было изложено в специальной главе. Из возбуждений, идущих от проприоцептивного поля, надо упомянуть только мышечно-суставное чувство, благодаря которому воспринимается ощущение положения частей тела и происходит координация движений. С одной стороны, это чувство комбинируется с кожной чувствительностью (чувство стереогноза), а с другой, стоит в связи с органом гравитации, дающим ориентацию по отношению к гравитационному полю, который может быть рассмотрен также как статокинетический аппарат, обеспечивающий равновесие тела. Нервные окончания (в мышцах, костях, сухожилиях и суставах) и проводники мышечно-суставного чувства были описаны при изложении двигательного анализатора. В данном разделе будут рассмотрены только органы, воспринимающие ощущения, получаемые из внешнего мира,— экстероцепторы.
Общий план воспринимающих приборов у всех классов животных более или менее одинаков, несмотря на последующие значительные усложнения в деталях. Основным элементом, за исключением органов кожного чувства, у наземных животных являются особые чувствительные клетки, которые в процессе развития всегда происходят из эпителия наружного листка (эктодермы), который уже по своему положению находится в соприкосновении с окружающим миром. Каждая такая клетка на одном конце, обращенном к наружной поверхности, несет штифтик или воспринимающие волоски, а с другой стороны отдает (в органе обоняния и зрения) отросток, идущий на соединение с отростками нервных клеток проводящих нейронов.
В других органах (вкуса и слуха) чувствительная клетка, не давая центрального отростка, оплетается концевыми разветвлениями подходящего к ней афферентного нерва. Первый тип чувствительных клеток сравнительно со вторым видом нужно считать первичным. У водных животных такая форма воспринимающих элементов встречается и в кожных покровах, где эти элементы подвергаются увлажнению окружающей жидкостью. В коже наземных животных чувствительных клеток не бывает, и рецепторные нервные волокна оканчиваются или свободно между клетками эпителиального покрова, или же имеют на своих концах особого рода концевые тельца. В образовании органов чувств принимает также участие мезодерма, но только вторичным порядком, образуя для них защитные, поддерживающие и вспомогательные приспособления. Эти приспособления, обрастающие и дополняющие чувствительные клетки, т. е. рецепторы, образуют вместе с ними периферические отделы органов чувств: кожа, ухо, глаз, язык, нос. Например, зрительным рецептором являются чувствительные клетки сетчатки (палочки и колбочки), а периферическим отделом — весь глаз.
Источник
Разделы: Биология
Цели и задачи урока:
Методы и приемы проведения урока: познавательные игры (Третий лишний, Ключевое слово, Веселые буквы. Устами младенца)
Оборудование:
Вступительное слово учителя.
На предыдущих уроках вы познакомились и изучили особенности строения и работы анализаторов
Учение об анализаторах разработано И.П.Павловым.
Вопрос: Назвать отделы анализатора?
(Периферический, проводниковый и центрального)
Периферический отдел: это клетка или специальный чувствительный аппарат, способный воспринимать определенный раздражитель. Выделяют следующие виды рецепторов: хеморецепторы (вкуса обоняния); механорецепторы (осязания, слуха); фоторецепторы (зрение); терморецепторы (холода, тепла); болевые рецепторы.
Проводниковый отдел: это центростремительные нервы отходящие от рецепторов органов чувств; передают нервный импульс от рецептора в соответствующий отдел центральной нервной системы.
Центральный отдел анализатора: это определенный участок коры больших полушарий головного мозга, где происходит перевод информации с языка нервного импульса в соответствующие ощущения.
Органы чувств обуславливают основные виды чувствительности: осязание и положение тела в пространстве, обоняние, вкус, зрение, слух.
Учитель сообщает учащимся цели урока и принципы оценки работы учеников:
1. Играя познаем мир.
2. Один за всех, все за одного.
За каждый правильный ответ, ставится один балл. Чем больше баллов наберет ученик, тем выше его оценка в конце урока.
Задание первое. Дано ключевое слово, приписать к нему слова представляющие собой часть органа или сам орган чувств.
При заполнении кроссворда, ученик называет орган или часть анализатора и дает ему краткую характеристику.
Задание второе. Даны слова, объедините их. Какой принцип вы положили в основу объединения?
Темный | Яркий | Солнечный |
Горький | Язык | Слуховой проход |
Резкий | Тихий | Зрачок |
Перепонка | Острый | Сладкий |
Молоточек | Сосочек | Хрусталик |
Ответ: Язык — горький, острый, сладкий, сосочек .В эпителии сосочков языка располагаются вкусовые (рецепторные) клетки, раздражителями которых являются растворимые в воде вещества. Рецепторы, специфичные к восприятию сладкого, расположены на кончике языка, горького — на корне, кислого и соленого — по бокам языка.
Зрачок- хрусталик, солнечный, яркий, темный, В центре радужной оболочки находится круглое отверстие- зрачок. Зрачок расширяется или сужается в зависимости от количества света, падающего на глаз. Лучи света, отражаясь от предметов, проходят через светопреломляющие среды: роговицу, водянистую влагу, хрусталик, стекловидное тело — и собираются на сетчатке.
Слуховой проход — перепонка, резкий, тихий, молоточек. Наружный слуховой проход заканчивается слепо барабанной перепонкой. За ней расположена полость среднего уха, состоящая из барабанной полости, заполненной воздухом, слуховых косточек.
Слуховые косточки — молоточек, наковальня и стремечко — соединены между собой подвижно.
Задание третье. Какие функции выполняют анализаторы? Составьте слово из букв, которыми зашифрованы части анализаторов:
О- зрительный, | О — восприятие звуков, | С -рецепторы в улитке |
К — слуховой, | Р — восприятие цвета, света, | А — рецепторы кожи |
Т — осязательный | К — восприятие боли, температуры, давление. | Г — рецепторы сетчатки. |
Н — чувствительный нерв, | Ь — осязательная зона коры |
А — зрительный нерв | Ь — слуховая зона коры |
Т — слуховой нерв | Н зрительная зона коры. |
ОРГАН — зрительный анализатор (О), восприятие цвета, света(Р), рецепторы сетчатки(Г), зрительный нерв(А), зрительная зона коры.(Н).
КОСТЬ — слуховой анализатор(К), восприятие звуков(О), рецепторы в улитке(С), слуховой нерв(Т), зрительная зона коры(Ь).
ТКАНЬ — осязательный анализатор(Т), восприятие боли, температуры, давление(К), рецепторы кожи(А), чувствительный нерв кожи(Н), осязательная зона коры(Ь).
Задание четвертое. «Устами младенца» О каком органе чувств идет речь?
1. В этом органе есть элемент музыкального инструмента ?
В этом органе есть моллюск.
В этом орган есть предметы труда — кузнеца, плотника, конюха.
2. Он помогает измельчить пищу.
У лягушки он выполнят роль удочки, а у змей. ящериц служит орудием угрозы.
Этот орган участвует в формировании речи.
В народе о нем говорят: » . до КИЕВА доведет», «. не лопата, что попало не метет».
3. Изучив строение его люди сконструировали — бинокль, телескоп.
Этот орган обеспечивает восприятие окружающего мира на 90%
В известной песне есть строчки «Эти. напротив калейдоскоп огней»
О них говорят ,что они зеркало души человека
Задание пятое. Правильна ли поговорка? Объяснить поговорки с точки зрения строения, функций органов чувств.
Задание шестое. НАЙТИ соответствие. Отобрать черты характерные только для одного анализатора.
Зрительный анализатор | Масса — Л |
Слуховой | Размеры-Я |
Мышечный | Температура-Ы |
Осязательный | Форма- М |
Вкусовой | Окраска- С |
Обонятельный | Запах- К |
Вестибулярный | Объем — П |
Расположение тела пространстве — О | |
Расстояние до предмета — Щ | |
Прочность, хрупкость — Н. | |
Характеристика звука — О | |
Вкусовые качества — Ш | |
Особенности поверхности — Г |
Ответ. СЛОВО, составленное при работе СОЛНЫШКО
Задание седьмое Работа с таблицами. Вызываются ученики(2 человека). На столе учителя набор листочков со словами частей анализаторов. Вызванные ученики прикрепляют к таблицам эти листочки на соответствующие части анализаторов в таблицах.
Задание восьмое. Зачитываются ситуации с искаженными гигиеническими требованиями, или же советы врача, или же жалобы больного, связанные с работой органов чувств.
Какие ошибки допущены в данных предложениях? Объясните почему.
Задание девятое. » Веселые кубики».Даны кубики с буквами: Р, Е, Т, Е, О, Ы, П, Ц, Р.
Составить слово: РЕЦЕПТОРЫ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
У человека пять основных органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Каждый орган чувств является первым звеном соответствующего анализатора, который состоит из рецепторов, проводящих путей и чувствительных зон коры больших полушарий. Каждый анализатор обладает специфичностью. Он реагирует только на свои раздражители. Анализаторы дополняют друг друга и все вместе дают полные сведения о предмете.
Выставление оценок и характеристика ответов учащихся учителем.
Источник
У человека пять основных органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Каждый орган чувств является первым звеном соответствующего анализатора, который состоит из рецепторов, проводящих путей и чувствительных зон коры больших полушарий. В органах чувств поступающая информация преобразуется в форму, доступную для рецепторов, которые возбуждаются и в виде нервных импульсов передают информацию в мозг. В проводящих путях на различных уровнях мозга эта информация обобщается и перерабатывается. В коре головного мозга происходит окончательный анализ и осмысление поступивших сведений.
Орган зрения. Человек получает 70% всех сведений об окружающем мире с помощью зрения. Глаза позволяют видеть предметы, их форму, размеры, цвет. Зрение помогает установить, где находится объект, двигается он или неподвижен, какое до него расстояние. Это дает человеку возможность ориентироваться, вовремя заметить опасность. Глаза позволяют нам читать учебники и книги, рассматривать картины, карты, смотреть кинофильмы и телепередачи. Все виды трудовой деятельности связаны со зрением. Глаза расположены в глазницах черепа. Они хорошо защищены от ушибов.
Веки и ресницы защищают глаза от пыли и неожиданного яркого света. Если в глаз все-таки попадает пылинка, ее смывает слеза. Слезы выделяются постоянно, они увлажняют и согревают глаз. Над глазами расположены брови. Они отводят от глаз пот со лба.
Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Снаружи оно покрыто плотной белочной оболочкой – склерой. Передняя ее часть переходит в прозрачную роговицу, через нее хорошо видна радужная оболочка – радужка. Цвет радужной оболочки, или цвет глаз, у человека может колебаться от светло-голубого до темно-коричневого и даже черного оттенка.
В центре радужной оболочки находится зрачок. Это отверстие, через которое внутрь глаза проникает свет. Сужаясь и расширяясь, зрачок регулирует поступление света на заднюю поверхность глаза, где находятся клетки сетчатки, воспринимающие световое изображение.
За зрачком расположен хрусталик. Он имеет форму двояковыпуклой линзы, которая может менять кривизну. Если мы смотрим вдаль, хрусталик становится более плоским; если рассматриваем предметы вблизи – более выпуклым. Благодаря этому хрусталик направляет лучи строго на сетчатку. Он фокусирует изображение на ней.
За белочной оболочкой лежит сосудистая оболочка. Кроме кровеносных сосудов она содержит черный пигмент. С задней стороны глаза, на внутренней его поверхности, располагается сетчатка.
Она имеет два вида светочувствительных рецепторов: колбочки и палочки. Колбочки сосредоточены на задней поверхности глаза против зрачка, где они образуют желтое пятно. Они воспринимают различные цвета, являются аппаратом дневного зрения, их количество – 6 • 10 6 .
Палочки – воспринимают форму, ответственны за сумеречное зрение, располагаются на периферии сетчатки в количестве 120 • 10 6 . Палочек больше по краям. Они не различают цвета, зато отличаются повышенной светочувствительностью.
Слепое пятно – место на сетчатке, где из глаза выходит зрительный нерв. Не обладает светочувствительностью.
Зрительный нерв воспринимает возбуждение и передает его в зрительную зону коры больших полушарий головного мозга, где происходит анализ возбуждения и формирование зрительных образов.
Все внутреннее пространство глазного яблока заполнено стекловидным телом. Это совершенно прозрачная полужидкая масса, она поддерживает форму глаза.
Нарушение зрения: близорукость и дальнозоркость. Причинами ухудшения зрения являются: перенапряжение глаз, неправильное питание, бодрствования по ночам, сон днем, сдерживание слез, инфекционные заболевания и нарушение кровообращения вследствие проблем с позвоночником. Близорукость или миопия – человек хорошо видит предметы вблизи, а удаленные от него – плохо. При близорукости лучи света собираются в фокус перед сетчаткой.
Дальнозоркость – человека хорошо видит предметы вдали, а вблизи – плохо. При дальнозоркости лучи света собираются в фокус за сетчаткой.
Источник