- Как выглядит карта эмоций? В каких частях тела мы ощущаем то или иное эмоциональное состояние?
- Обзор игры «Эмпатиум» (карточки с эмоциями и фразами)
- [первые впечатления]
- ЗА КУЛИСАМИ СЛОВЕСНЫХ И БЕССЛОВЕСНЫХ СЕКРЕТОВ ОБЩЕНИЯ
- Изучение правил
- Как и где можно использовать эту игру?
- Это ещё предстоит проверить.
- Плюсы:
- Предложения:
- И в завершении:
- P.S. Для воспитателей дошкольников:
- Вам также может понравится
- One Comment
- Эмоции: картинки для детей, пиктограммы, дидактические игры
- Что дети должны знать об эмоциях
- Определение эмоций для детей
- Нарисованные картинки
- Пиктограммы
- Игры с пиктограммами
- Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников
Как выглядит карта эмоций? В каких частях тела мы ощущаем то или иное эмоциональное состояние?
Все мы обладаем природным умением распознавать эмоциональное состояние других людей. На лице человека можно увидеть практически все эмоции – злость, страх, печаль, любовь, ненависть.
При этом, мы редко задумываемся о том, что наши эмоциональные переживания «оставляют значительный след» не только на лице, но и в нашем теле.
Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда.
«Эмоция — это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия».
Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций : интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние.
Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности.
Команда учёных из Университет Аалто (Хельсинки, Финляндия) составила карту эмоций, выяснив в каких частях тела и как именно мы ощущаем то или иное эмоциональное состояние.
В исследовании приняло участие 700 человек.
В ходе серии экспериментов учёные с помощью различных стимулов вызывали у испытуемых различные эмоции и с помощью датчиков фиксировали неврологические и физиологические изменения. Кроме того, каждому участнику было предложено самостоятельно указать свои телесные ощущения, раскрасив соответствующим цветом области на бумажных силуэтах человеческого тела. Например, учащённое сердцебиение, «жар» — красными и жёлтыми цветами, холодные руки и ноги, «холод» — синими и т. д.
Проанализировав и сгруппировав данные было обнаружено , что люди независимо от пола, возраста, языка и культуры ощущают и испытывают эмоции одинаково: гнев, страх и тревога нашли отражение в груди и связаны с увеличением сердцебиения, чувство грусти, стыда или депрессии вызывает слабость, снижение чувствительности конечностей и т. д.
Учёные установили интересную взаимосвязь между базовыми человеческими эмоциями и физиологическими реакциями в разных частях тела, что в свою очередь может дать объяснение некоторым выражениям, таким как, «оцепенеть от страха», «разбитое сердце», «бабочки в животе» и другие.
Понимание связи между телесными ощущениями и эмоциями может открыть двери для лечения целого спектра эмоциональных расстройств. Учёные предполагают, что составленная карта эмоций может помочь в разработке биомаркеров для некоторых заболеваний. Кроме того, результаты исследования могут найти применение в восстановительной медицине, основываясь на гипотезе, что эмоциональное состояние модулирует, изменяет физиологические реакции. Иными словами, хорошее настроение, ощущение радости способствует выздоровлению, нежели постоянная депрессия.
Справляться с эмоциями каждый может по-своему. Однако стоит помнить, что если постоянно находиться в напряжении, ничем хорошим для здоровья это не кончится.
Поэтому лучше заранее научиться правильно и вовремя расслабляться даже после негативных проявлений.
Тогда все эмоции, как говорят древние мудрецы, будут только отличным средством переживания, душевного взросления и исцеления.
Источник
Обзор игры «Эмпатиум» (карточки с эмоциями и фразами)
[первые впечатления]
Это настольная игра 3+.
Из Москвы в Прагу получили по почте. Пришла быстро. Распаковывать посылку собрались дома с детьми 4, 5 и 13 лет. Дети сразу схватили карточки (с лицами) и начали их рассматривать и кривляться, изображая эмоции с карточек.
А нам захотелось понять логику карточек с надписями. Мы специально не стали заранее изучать правила, потому что хотелось проверить самодостаточность набора.
Увидели, что надписи на карточках красные и синие. На красных — эмоции, стиль или жанр, а на синих — фразы. Разделили на 2 колоды и взяли по одной из каждой колоды.
ЗА КУЛИСАМИ СЛОВЕСНЫХ И БЕССЛОВЕСНЫХ СЕКРЕТОВ ОБЩЕНИЯ
Практико-ориентированные экскурсы по
ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ДЕЙСТВИЙ
Петра Михайловича Ершова
И без изучения правил, сразу захотелось произнести фразу с той интонацией, которая была в карточке. Это понравилось всем.
Все внимательно слушали и потом спрашивали, какая же эмоция была написана.
Надо сказать, что это довольно сложно сказать какую-нибудь позитивную фразу с эмоцией, например: покорность или страх. Мне это сразу напомнило социо-игровую ситуацию, когда делаются сценки по заданному жанру.
Изучение правил
Совет! Все правила лучше прочитать заранее.
[Или можно посмотреть видео с объяснениями правил на сайте (ссылка)]
Читать их, пока дети ждут, когда им объяснят, не хорошо. Они начинают скучать.
Выбрали первый вариант игры для дошкольников: УГАДАЙ ЭМОЦИЮ. В инструкции было написано положить карточки с лицами рядом с игровым полем лицом кверху. И дети разложили карточки солнышком вокруг, но потом решили собрать в колоду. Объяснять особо ничего и не пришлось, дети интуитивно поняли, что нужно делать и спешили начать играть.
Рассчитались на «камень-ножницы-бумага», определив первого, и начали играть.
Задача была, брать по очереди по одной карточке из колоды и класть карточку на игровое поле (на соответствующее место с эмоцией). Дети читать ещё не умеют. После нескольких озвучиваний, где какая эмоция, они уже потом сами ориентировались и без труда определяли на игровом поле эмоцию.
Карточки они раскладывали на игровом поле, друг на дружку, а я им говорила совпал ли их выбор или нет со списком в инструкции(!).
Из 30 карточек не угадали всего 4. Сложность составила грусть и гнев .
К слову сказать слово «гнев», дети не употребляли до этого, говорили «злость». А во время игры, сразу запомнили его и слово вошло в их лексикон.
За каждое совпадение, я давала им «банкноту», они брали их с охотой, но мне показалось это необязательным.
Потом дети сами подсчитали свои накопления. Оказалось — НИЧЬЯ, чему мы все вместе порадовались.
Как и где можно использовать эту игру?
Думаю, что набор «Эмпатиум» можно использовать на занятиях по социо-игровой методике. Его можно расширять различными дополнениям и модифицировать под ситуацию, предмет и задачу.
Она может подойти для игры дошкольникам, школьникам, взрослым и смешанным компаниям.
Хорошо также подойдет для игр в кругу семьи и в дороге.
Это ещё предстоит проверить.
Карточки с эмоциями можно использовать для социо-игрового приёма: объединения в команды “по открыткам”
Как вариант вспомогательного материала для заданий типа подготовить сценки, озвучивания текстов, для оттачивания техники чтения, опроса класса ( отвечать у доски с соответствующей эмоцией ).
Также она подошла бы для быстрой смены деятельности, как переходник.
Данная игра не будет лишней в студиях, театральных, спортивных.
Плюсы:
- Качественно исполнены карточки;
- Карточки отличного качества и печать на них яркая и глянцевая;
- Они хорошего размера, удобно и приятно держать в руках и детям и взрослым Понятная инструкция на русском языке;
- Большое разнообразие фраз и эмоций;
- Хорошо, что есть визуально-изображённые эмоции без надписей, для нечитающих детей;
- Можно использовать при изучении иностранного языка;
- Прекрасно изображены эмоции;
- Можно играть довольно большой компанией и с разным возрастом;
- Игра непредсказуема, что делает её настоящей игрой;
- Этот набор имеет очень большую вариативность ( об этом напишем отдельно статью );
- Нет «умышленной» дидактики, игра может быть бескорыстна со стороны взрослых, если добавить немного вариативности.
Предложения:
- При размещении игрового поля на столе, из-за мест сгибов, не удаётся его положить так, чтоб оно лежало ровно. И во время игры его легко зацепить и сдвинуть, свалив все карточки.
( предложение: игровое поле можно разрезать на значимые фрагменты и располагать в любой последовательности, хоть в одну линиюили сделать их из более плотного картона, а места соединений тонкими.) - Добавить карточек с персонажами, тогда можно будет комбинировать эмоции и персонажей, чтобы могли играть дети, не умеющие читать или иностранцы ( для нас это актуально, потому, что компании часто бывают смешанными. )
- Коробка-упаковка чересчур большая, если сделать игровое поле из более тонкой, но прочной ткани, чтоб можно было сворачивать или скручивать, то коробку можно сделать поменьше, чтоб карточки и поле умещалось. Хотя сама идея, из поля сделать часть коробки — интересная, но износ увеличивается из-за постоянного раскладывания и собирания перед/после каждой игры.
И в завершении:
В целом это хорошая базовая игра, которая позволяет с удовольствием провести время. Взрослый вариант игры позволяет двигаться.
Эта игра хороша самим процессом, а не результатом.
P.S. Для воспитателей дошкольников:
Не забывайте дополнить игру движениями и разнообразить взаимодействие не каждого в отдельности, а малыми группами.
Бессловесные элементы действий [часть 1 (из трёх)]
Советы учителям начальных классов
Вам также может понравится
133 зайца
Лавина дефективных учебников для просвещения новых поколений
Lonely Heart Marie
One Comment
Effortless Lesson
Хотелось бы добавить от себя, что эту игру хорошо иметь в доме не только у кого есть дети, но и для взрослых эта игра предоставляет хорошую возможность расслабится и пообщаться в непринуждённой игровой атмосфере
Источник
Эмоции: картинки для детей, пиктограммы, дидактические игры
Для развития речи дошкольников можно использовать не только рисунки предметов или жизненных ситуаций, но и изображения эмоциональных состояний человека. Картинки эмоций — полезный наглядный материал для логопедических игр и занятия с детьми 5-7 лет.
Что дети должны знать об эмоциях
К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформировано представление об человеческих эмоциях, к которым относятся:
Дети определяют, называют психологические состояния, кратко описывают, приводят примеры житейских ситуаций, в которых человек их испытывает.
Картинки для детей с изображением эмоций учат ребенка рассуждать, описывать причинно-следственные связи, анализировать собственный жизненный опыт.
В ходе логопедической работы полезно предлагать детям дошкольного возраста для составления рассказов-рассуждений темы, связанные с переживаниями людей. Например:
- Только ли у человека есть чувства?
- Что такое положительные и отрицательные эмоции?
- Когда я рад, а когда огорчаюсь?
Эмоции можно разделить на пары с противоположным значением. Например: радость — печаль, отвращение — восхищение, скука — интерес и др. Дети должны уметь узнавать и назвать чувство персонажа на рисунке, но и подбирать антонимы к определению. Упражнения в таком формате позволяют прочнее закрепить характеристики эмоций.
Дети должны знать, что о психологическом состоянии человека мы можем узнать как из слов, так и наблюдая за поступками, поведением. Каждой эмоции соответствует как словарь, так и набор:
Со старшими дошкольниками полезны беседы о том, что эмоциональным состоянием нужно управлять, особенно, если речь идет о негативных чувствах. Нельзя давать волю гневу, раздражению, печали. Переживания выражать только допустимыми в обществе способами. Детям будет интересно узнать, что в странах мира люди выражают чувства разными способами.
Определение эмоций для детей
Для логопедической работы с воспитанниками старшей и подготовительных групп детского сада используйте следующий перечень эмоциональных состояний:
Радость — положительная эмоция, знакомая каждому. Мы испытываем радость тогда, когда происходит что-то хорошее. Выражать это чувство человек может словами и действиями. Признаками радостного состояния является смех, улыбка. Испытывать радость приятно, также как и доставлять ее другим.
Грусть — чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. Это не значит, что нельзя позволять себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться печальному настроению, полезнее попробовать побыстрее от него освободиться, занявшись чем-то приятным или полезным.
Гнев — злость, сильное раздражение на кого-то или что-то. Испытывать гнев не приятно, но иногда такое случается с каждым. Это сильная эмоция, которая может доставить неприятности нам и другим людям. Важно объяснить детям как управлять гневом, уметь выражать его правильно. Если человек часто бывает злой, то ему трудно находить друзей, он часто бывает одинок.
Страх — сильная отрицательная эмоция, которую люди испытывают, если им что-то угрожает. Опасность может быть реальной или ожидаемой, воображаемой. Каждый ребенок неоднократно чувствовал страх, поэтому он может легко распознать его изображение на иллюстрациях или фото, а также привести примеры событий, предметов и явлений, вызывающих у них это чувство. Дети должны знать, что страх бывает различным по своей интенсивности, от испуга до ужаса. Важно объяснить детям, что эта эмоция необходима человеку, так как она предупреждает об опасности. Можно добавить, что для иллюстрации страха на картинках часто используется черный цвет.
Восхищение — приятная эмоция, возникающая при встрече с чем-то очень красивым или необычным. Восхищение могут вызвать: необычная игрушка, сад в цвету, нарядная девочка. Люди, выражая восхищение, используют особые восклицания: (ох, ах, ух ты, вот это да) и слова (неужели, потрясающе, прекрасно, замечательно, необыкновенно). Восхищение бывает таким сильным, что выразить свое чувство словами очень сложно. По фотографии или рисунку дети-дошкольники легко узнают человека, который чем-то восхищается, хотя описать его чувства им трудно, для этого нужны специальные логопедические тренировки.
Стыд — неприятное чувство, которое возникает тогда, когда мы сделали что-то плохое и жалеем об этом. Чем старше дети, тем легче объяснить им суть и значение этого эмоционального состояния. Признаками стыда является не только определенная мимика, но и покраснение отдельных частей лица (щек, ушей, шеи). Знание этой особенности поможет дошкольникам быстрее и легче узнавать стыд на рисунках (кстати, этот признак часто можно увидеть на сюжетных картинках для детей и даже на самйликах) и в поведении окружающих людей. С детьми 6-7 лет можно провести беседу о разнице между стыдом и застенчивостью, эти состояния легко перепутать.
Обида — человек чувствует обиду тогда, когда ему чей-то поступок кажется несправедливым. Одни люди обидчивы, другие редко испытывают эту эмоцию. Описать состояние обиды трудно, дети дошкольного возраста должны уметь узнавать его изображение. Для этого можно использовать как схематичные изображения (например, смайлики – простые картинки эмоций для детей), так и реалистичные рисунки, цветные или черно-белые фотографии. Кстати, такой наглядный материал удобно распечатывать из подборок и презентаций на специализированных логопедических сайтах.
Нарисованные картинки
Эмоции в картинках для детей, используемые для занятий по развитию речи представлены в нескольких вариантах: изображения взрослых и детей, людей или сказочных персонажей. Для развития речи дошкольников подходят печатные картинки и рисунки, созданные детьми.
Предложите ребятам нарисовать себя или другого человека, испытывающих определенное чувство. Составление словесного пояснения к такой картинке — логопедическое упражнение, которое ребята выполняют охотно.
Если дети пока еще не могут справиться с самостоятельным изображением эмоциональных состояний, стоит предложить им создать коллаж из заранее подготовленных и распечатанных деталей лица. Дошкольники 6-7 лет способны воссоздать эмоции на бумаге самостоятельно, а вот для ребят младшего возраста стоит использовать готовые шаблоны и образцы.
В логопедической работе можно использовать не только рисование, но и раскрашивание. Тематические раскраски — это полезный и увлекательный материал, который незаменим для девочек и мальчиков в детском саду и дома.
Важно предварительно хорошо изучить с детьми не только названия разных эмоций, но и те художественные приемы, которые позволяют точно передать то или иное психологическое состояние человек. В этом очень большую помощь может оказать использование пиктограмм.
Пиктограммы
Схематичные изображения различных эмоций очень помогают детям в изучении, запоминании и распознавании эмоциональных состояний человека. Особенно на ранних этапах знакомства с этой темой. Различные наборы «Эмоции смайлики картинки для детей» содержат карточки с условным изображением гнева, радости и других чувств.
Игры с пиктограммами
Игры с пиктограммами — это целое направление в работе логопедов и психологов. Схематические изображения эмоций (рожицы) — отличный материал для стимулирования речевой активности ребенка. Вот несколько примеров использования таких изображений:
Подбери и назови
Подготовьте для детей картинки пиктограмм с разными эмоциями, чувствами. Задание – узнать то или иное состояние, дать ему название, а затем придумать ситуацию, в которой оно будет уместна. Дети могут использовать как свой личный опыт, так и вспоминать героев известных сказок, мультфильмов. Ничего, если сначала описания эмоций будут звучать по-детски, постепенно регулярные речевые тренировки помогут этим рассказам стать более совершенными.
Найди пару
Если взять разрезной набор картинок-смайликов и перемешать, то получится увлекательная игра для команды дошкольников, которую можно использовать и на занятиях по развитию речи. Задача – собрать все изображения. Важно, чтобы каждый смайлик точно выражал то или иное чувство, тогда эмоцию будет проще узнать и описать.
Превращения настроений
Для этой игры нужно подобрать такие смайлики картинки эмоций для детей, которые можно разложить по парам-противоположностям. Например, грусть-радость, восхищение-отвращение и т. п. Попросите детей взять одну карточку или круглую рожицу-смайлик, а затем подобрать к выбранной картинке пару. После этого можно предложить детям придумать историю о том, что могло бы превратить одну эмоцию в другую.
Колобки
Изображение колобка похоже на смайл, поэтому картинки с этим персонажем тоже используйте в качестве пиктограмм, иллюстрирующих эмоции.
Используйте рисунки Колобка на прозрачном фоне, так детям проще анализировать психологическое состояние героя, а не сюжетные повороты, происходящие с ним.
Вариантов игр с этим сказочным персонажем много. Например, рассказать русскую сказку, описывая эмоции Колобка и других героев. Сделать такое занятие продуктивным поможет использование кукольного театра или масок.
Эмоции в стране Смешарии
Игрушки из мультфильма Смешарики — материал для занятий по развитию речи в ДОУ и дома. Изображения забавных круглых героев можно использовать для иллюстрации эмоциональных состояний. Купите готовое пособие или изготовьте сами, вырезая и подписывая героев из журнала или книжки.
Предложите детям картинки со смешариками и попросите назвать то чувство, которое испытывает Нюша, Кар-Карыч, Крош и другие герои.
Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников
Вот еще примеры логопедических игр и упражнений для дошкольников, которые используются педагогами в детском саду и родителями дома.
Грусть или радость
Посмотри на картинку и назови тех героев, лицо которых выражает то или иное чувство. Затем усложните игру, предложив угадать эмоцию, которую показывает другой ребенок.
Гусенички
Попросите детей найти гусеницу, настроение которой не похоже на чувства других и придумать ситуации, когда оно может возникнуть. В продолжении игры создайте «Дерево настроений». Каждый ребенок получает бумажную гусеничку, у которой он дорисовывает мимику так, чтобы передать то или иное настроение. Готовые фигурки прикрепляются на одно дерево.
Составьте рассказ по картинкам. В этом помогут вопросы:
- Кто изображен на первом рисунке?
- Какое настроение у девочки и ее подруги?
- Как изменились их чувства?
- Почему это произошло?
- Что будет дальше?
Секрет хорошего настроения
Предложите детям выполнить задание к рисунку, а затем попросите каждого вспомнить то, что поднимает настроение лично ему. Это может быть подаренный цветочек, наблюдение за клоуном, игры в детском лабиринте и т.п.
Мы не ленивые, мы трудолюбивые
Дети получают задание обсудить те ситуации, которые изображены на рисунках и рассказать о том, почему некоторые герои на них — лодыри. Продолжить эту игру можно, вспоминая ленивцев из детских сказок и мультфильмов.
Где это случилось
Попросите ребят описать случаи или обстоятельства, которые вызвали у Буратино изображенное чувство, состояние. Игру проводите и с другими эмоциями для детей в картинках, с иллюстрациями к сказкам (с животными или людьми).
Собери лицо
Для игры понадобится шаблон лица и отдельные части, выражающие эмоции: глаза и рот. Попросите ребенка составить веселую рожицу, а затем грустную. Используйте готовые шаблоны или изготовьте сами при помощи цветной бумаги и маркера.
Эмоции в картинках для детей — интересный и полезный материал, использование которого позволяет логопедам, психологами и педагогам совершенствовать активный словарь дошкольников и связную речь. Тема сложна, но правильно подобранные иллюстрации и игры помогут детям освоить ее в полном объеме.
Источник