Карточки эмоции для аутистов

Использование карточек Пекс (PECS) в работе с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с заиканием

Светлана Бакулина
Использование карточек Пекс (PECS) в работе с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с заиканием

На базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №7 г. Шебекино Белгородской области»функционируют пять специализированных групп: две группы для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, две группы для детей с нарушениями зрения и группа для детей с РАС.

В группу для детей с тяжелыми нарушениями речи и группу с РАС дети зачисляются на основании заключения территориальной психолого – медико – педагогической комиссии.

Речь пойдет именно о работе с детьми с расстройством аутистического средства. Поэтому, прежде чем говорить о методах работы учителя – логопеда с этими детьми, надо разобраться, что же такое аутизм и каковы особенности общения детей с РАС.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это совокупность нарушений психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, неспособностью к общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).У детей с РАС проявляются следующие речевые недостатки: некоммуникативность речи;ее искаженность: сочетание недоразвития различных компонентов речевой системы, служащих взаимодействию с окружающим и акселерация аффективной речи, направленной на аутостимуляцию; часто наличие своеобразной вербальной одаренности; мутизм или распад речи. Но, несмотря на неспособность общаться зачастую вербально, аутисты, все же, хотят общаться!

На сегодняшний день существует множество методик развития коммуникации и межличностного общения неговорящих детей,такие как: метод эмоционального растормаживания речевого развития Е. Ф. Соботович (стимулирование речи с помощью музыки); методика использования звукоподражаний О. А. Румянцевой и Н. Е. Старосельской – «перевод» звуками русского языка неречевых звучаний; сеансы холдинг-терапии М. М. Либлинг – включает в себя повторяющиеся процедуры удержания ребенка на руках у родителей до его полного расслабления (физического и эмоционального). Данные методики имеют ряд недостатков, т. к. они в большей степени способны растормаживать аффективные высказывания ребенка без возможности сохранения и поддержания речевой активности ребенка на определенном стабильном уровне. Поэтому их использование при работе с детьми с аутистическими нарушениями ограничено.

В своей практике с детьми, посещающими группу для детей с РАС выбраны мной и используются карточки Пекс, как метод невербальной коммуникации.

Что же это такое и откуда взялся этот метод альтернативной коммуникации?

Коммуникационная система обмена изображениями была разработана в конце 80-х гг. доктором Эндрю Бонди и его помощником Лори А. Фрост из Программы исправления аутизма в городе Делавэр (штат Нью-Джерси).

Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет).

Карточки ПЕКС — это альтернативный способ коммуникации, способ, который даёт возможность выразить ребенку свои желания и потребности, а педагогу донести до ребёнка слова и их значения. С карточками Пекс налаживается понимание речи у ребёнка, а благодаря этому ребенок начинает понимать значение слов, просьб и намерений.

Но, к сожалению, многие родители неговорящих детей с РАС очень не любят коммуникативные карточки ПЭКС. Мамы запрещают дефектологам и логопедам вводить их на занятиях, т. к. боятся, что после них дети будут лениться говорить словами.

Из своей практики с детьми с РАС могу сказать, что ПЭКС — это самый наглядный и простой способ коммуникации с аутичным неговорящим ребенком. В сложных случаях, речь может запускаться годами, а общаться с помощью карточек он может хоть завтра. С их помощью ребенок с сенсорной или сенсо-моторной алалией должен понять, для чего вообще люди общаются.

ПЭКС снимает негативизм, убирает часть истерик, которые происходят из-за того, что ребенок хочет что-то, но не может этого объяснить словами.

Это развивает понимание речи и пассивную речь у детей с нарушением понимания речи, развивает глобальное чтение.Ребенок: видит картинку, видит подпись, слышит название предмета, — и все это связывается в один образ. Иногда это подталкивает устную речь.

Читайте также:  Нарушение эмоционально волевой сферы детей с овз

В тяжелых случаях, когда речи и или ее понимания нет совсем и не ожидается в перспективе, такой ребенок сможет общаться с окружающими людьми сначала через ПЭКС, а потом через чтение и письмо. У ПЭКС много уровней сложности, с их помощью можно строить довольно длинные предложения.

Это позволяет ребенку сообщать о жизненных потребностях: пить, болит голова и т. п.

Ребенок, обученный работать с коммуникативными карточками, как правило, более управляем. А педагоги также могут описывать свои инструкции и просьбы, обращенные к ребенку, карточками. Даже если ребенок понимает речь, в работе с ним часто используются педагогами визуальные подсказки, визуальное расписание, поведенческие карточки.

Хочу обратить внимание на следующее, что ПЭКС — не упражнение на развитие речи, а стиль общения.

Целью использования карточек PECS в работе логопеда считаю создание условий для коррекции речевых и неречевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Карточки ПЭКС можно в полном объеме приобрести в специализированных магазинах или скачать в сети интернет.

Но так как работа логопеда с детьми с расстройством аутистического спектра предполагает только индивидуальные занятия, направленные на коррекцию речи, в первую очередь, то могу сказать, что не все разделы карточек ПЭКС подходят и нужны в работе логопеда.

Для своих логопедических занятий я разработала карточки с этапами индивидуального логопедического занятия. Это, своего рода, визуальное расписание, набор карточек с наглядными изображениями деятельности, которую необходимо выполнить.

Визуальное расписание — наиболее эффективный способ упорядочить учебную и бытовую деятельность детей с РАС. Поэтому визуальное расписание широко используется педагогами, ABA терапевтами и другими специалистами, которые работают с аутичными детьми. Визуальное расписание позволяет наглядно выстроить распорядок дня или последовательность заданий, которые необходимо выполнить.

Для аутистов визуальное расписание не только полезно, но и крайне необходимо. Визуальное расписание в первую очередь подскажет вашему ребенку порядок событий, научит переходить от одного задания к другому, поможет самостоятельно структурировать свою деятельность.

Одна из основных целей карточек с этапами логопедического занятия — это предоставление аутисту выбора и возможности контролировать ситуацию.

Может ребенок хочет начать не с выполнения артикуляционной гимнастики или массажа органов артикуляции, а ему важно именно сейчас поиграть с массажным мячиком.

По мере выполнения заданий, карточки с выполненными заданиями убираются логопедом. В конце цепочки карточек обязательным и неизменным остается изображение поощрения.

Отмечу, что стереотипные игры, являющиеся одной из «визитных карточек» аутистов дошкольного возраста, тоже можно направлять с помощью карточек ПЭКС и постепенно отучая ребенка от длительного бесцельного повторения одних и тех же действий.

Инициатива ребенка не должна гаситься словесными инструкциями и подсказками взрослого.

Как только у ребенка разовьются навыки имитации речи, и он сможет бегло повторять звуки, слоги и слова в отдельном упражнении на имитацию, он сам, абсолютно спонтанно и без нажима начнет произносить слова одновременно с подачей карточек. Но не нужно сразу ожидать от него таких результатов. С помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его

Использование мини-песочниц в работе с детьми Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как можно интересно, познавательно и с пользой для развития детей использовать в групповой.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет) Помню, как в детстве любила играть в кубики с картинками! Наверное, и вы любили. И все дети любят подобные игры — головоломки! Я обязательно.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр — это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Использование мини-ковролинографов в работе с детьми Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, зрительного восприятия дошкольников является метод ковролинографии. Ковролинограф.

Читайте также:  Хорошо чувствовать свою венеру это как

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Источник

Карточки эмоции для аутистов

Распространенные ошибки в понимании PECS:
В нашей стране метод PECS по-прежнему окружен целым рядом «логопедических» мифов, создающих барьеры для введения данного способа альтернативной коммуникации невербальным и маловербальным детям с РАС и нарушением развития. Данные мифы противоречат огромному массиву научных данных, лежащих в основе доказанной эффективности данного метода. Вот некоторые из них:

Заблуждение 1
PECS это то же, что и визуальное расписание
PECS — это система коммуникации, в которой с собеседником вместо реплик обмениваются карточками. В визуальном расписании используются карточки, но с целью отображения последовательности событий. У визуального расписания совсем иная функция, отличная от PECS, и обучают им пользоваться тоже совсем по-другому.

Заблуждение 2
PECS тормозит развитие речи
Исследования доказывают, что PECS, напротив, стимулирует развитие речи. Благодаря использованию PECS у ребенка восстанавливается функция коммуникации. Безречевой ребенок получает возможность самостоятельно инициировать коммуникацию. В условиях, когда взрослый сам «догадывается» о желании ребенка, для ребенка ускользает смысл коммуникативного процесса. Научение самостоятельному обращению к взрослому позволяет более эффективно строить стратегии восстановления устной речевой функции. Через какое-то время ребенок научается сам озвучивать свои пожелания (или начинает пытаться).

Заблуждение 3
Моему ребенку PECS не подходят, потому что…/ мы уже пробовали, он ненавидит книжки/ он не понимает и не любит карточки/ он не соотносит картинки с предметами .
Если подойти к вопросу правильно, ребенка можно научить использовать PECS всего за 5 часов. Он не должен уметь различать картинки, не должен даже любить карточки. Если за дело берется профессионал, все фазы PECS становятся доступны для любого ребенка.

Заблуждение 4
PECS не имеет отношения к ABA
Создатели PECS Энди Бонди (PhD) и Лори Фрост (MS, CCC/SLP) завершили свою работу в 1985 году. Не являясь поведенческими аналитиками, они основали свою систему на фундаментальном труде Б.Ф.Скиннера «Вербальное поведение». Детей учат коммуникации с учетом всех законов поведения и вербальных реакций, описанных Скиннером. Это определение соответствует вербально-поведенческому подходу к развитию языковых навыков, который существует в рамках ABA-терапии.
Однако практика внедрения системы PECS в обиход ребенка требует дополнительных профессиональных навыков и знаний даже для профессионалов АВА.

Заблуждение 5
Мой ребенок слишком взрослый для введения PECS
Если ваш ребенок не успел овладеть ни одним способом коммуникации (речью, языком жестов и т.д.), вам стоит всерьез задуматься о введении PECS или какой-либо аналогичной системы вне зависимости от возраста. Любой человек имеет право получить возможность сообщать о своих нуждах максимально доступным и простым способом. Очень часто дети старшего возраста и взрослые, не владеющие навыками коммуникации, демонстрируют неподобающее и опасное поведение: агрессию, самоповреждение, вспышки гнева, в ситуации, когда они не могут самостоятельно получить желаемое. PECS — эффективным метод альтернативной коммуникации. При грамотном введении, он может в несколько раз уменьшить случаи проявления подобного поведения.

Источник

Карточки PECS – система альтернативной коммуникации для аутистов

Что такое PECS

Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?

Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.

PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.

Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д.), а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.

Работа с карточками PECS

Работу с карточками нужно вводить с дефектологом или другим коррекционным педагогом, который наблюдая за ребенком, определит его навыки и умения.

На первом этапе, как правило, педагоги советуют вводить первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой.

Читайте также:  Что может чувствовать женщина при овуляции

Освоение этих двух карточек значительно облегчит жизнь родителям и ребенку.

Важно! Если ребенок может произнести слово «нет» и «да» или показать жестом, карточки использовать не нужно.

Второй этап ввода карточек PECS — мотивационные предметы и действия ребенка.

Например: картинка с конфеткой. Нужно показать ребенку эту картинку и спросить: «Хочешь?», если да, то организовать обмен и озвучить название карточки. Во время передачи конфеты, карточку следует забрать и обязательно похвалить. Далее ребенка следует ознакомить с другими обозначениями мотивационных предметов.

Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы.

Например: малыш любит кататься на качели. Нужно показать подходящую картинку, сказать «кататься», покатать ребенка и еще раз показать картинку.

Важно! Как только ребенок пытается назвать желаемый предмет словом, карточку следует убрать из альбома.

Третьим этапом обучения PECS будет набор карточек, которые точно обозначают события — расписание.

Расписание включает в себя несколько карточек определенной тематики, расположенные друг за другом в определенном порядке.

Это может быть расписание дня, похода в магазин, уборки, сборов в магазин, приема пищи и т.д.

Этот этап вводится при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит картинки с их значением.

Пример: «расписание дня». Для ввода этих карточек нужно подготовить планшет (картонная или пластиковая основа), на котором будут выстроены в ряд картинки или фото с изображением тех повседневных занятий, которыми нужно заняться ребенку в течение дня.

Карточки следует распределить таким образом, чтобы занятия по программе были расположены сразу перед любимыми занятиями ребенка, такими как просмотр мультиков, прогулкой и т.д. Таким образом, ребенок будет понимать, что перед прогулкой ему нужно учиться.

Расписание можно использовать для развития ребенка в учебных целях. Взяв альбом или планшет нужно спросить: «Что у нас сейчас? А что будет потом? ». В конце дня, когда все события из расписания дня закончились, нужно собрать карточки и пообщаться с ребёнком: «Что было в начале дня?», «Что было после занятий?», «Что ты делал после просмотра мультфильма?» и т.д.

Расписание нужно не только для обучения, а и для того, чтобы убрать у ребенка чувство тревоги. Часто встречается, что у детей с РАС возникает тревога, если нарушается привычный для них режим дня и ребенок не понимает, что будет происходить дальше.

Например, случай из жизни семьи: когда семья собиралась в машине куда-то ехать, то девочка с аутизмом начинала капризничать и плакать. Она думала, что ее сейчас повезут к врачу, т.к. однажды такое было, а дети с РАС склонны запоминать негативные случаи. На самом же деле семья собиралась поехать в магазин или в парк. То есть, если бы девочка знала, что сев в автомобиль она поедет на прогулку, а не к врачу — она конечно бы не плакала.

С какого числа карточек PECS стоит начать?

У ребёнка, конечно же, не сразу появится целый альбом карточек PECS. Начинать стоит с одной мотивационной или двух карточек «да/нет». Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их объём доводится до нужного размера.

Можно сделать карточки PECS по темам: «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т.д.

Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться.

Как сделать карточки PECS своими руками

Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку.

Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word.

После распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые продаются в магазине для шитья.

Заговорит когда-нибудь ребенок, если привыкнет так общаться?

Мечта каждого родителя – это чтобы всё-таки ребёнок смог словами выразить все свои потребности и общаться развернутыми и полными предложениями. Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение!

Отзывы родителей использовавших PECS говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.

Источник

Оцените статью