- Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма
- Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
- Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
- Как работает эмоциональный интеллект
- Как развивать эмоциональный интеллект
- Инструменты развития эмоционального интеллекта
Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма
Авторы: Карпов А. В., Петровская А. С.
Источник: журнал «Вестник интегративной психологии» выпуск 4 (2006 г.)
В настоящее время в психологической науке наблюдается интеграция различных психологических направлений, различных психологических явлений. Долгое время в науке доминировала аналитико-когнитивная парадигма изучения психических процессов, выделяющая когнитивные, эмоциональные, волевые и мотивационные процессы, как относительно независимо и автономно функционирующие системы. Постепенно назрела необходимость ее дополнения регулятивно-синтетической парадигмой. В активно развивающемся в психологии метакогнитивном направлении очевиден процесс трансформации от аналитического подхода к синтетическим установкам на изучение процессов, являющихся одновременно и когнитивными и регулятивными.
Проблема эмоционального интеллекта , возникшая на стыке психологии мышления и психологии эмоций, свидетельствует о возрастающей необходимости исследования взаимодействия психических процессов между собой и влияния этого взаимодействия на функционирование личности. В свете разрабатываемой нами концепции интегральных процессов психической регуляции деятельности, помимо основных традиционно выделяемых процессов первого порядка (микроуровень), дифференцируются интегральные процессы регуляции деятельности и поведения, выступающие в качестве промежуточного звена между основными процессами и целостной структурой деятельности и поведения (мезоуровень) [2]. Третий (макроуровень) включает рефлексию как процесс, дифференцирующийся на систему операциональных средств ее реализации и базирующийся на синтезе интегральных процессов.
Разрабатывая проблематику эмоционального интеллекта , мы сформировали предположение, согласно которому эмоциональный интеллект целесообразно интерпретировать как результативное проявление системы метапроцессуальных процессов личности.
В связи с этим, в настоящей статье будет дан краткий обзор существующих представлений об эмоциональном интеллекте и предложено наше понимание проблемы эмоционального интеллекта .
Понятие « эмоциональный интеллект » возникло относительно недавно, в начале 1990-х гг. Предположения о взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики высказывались великими учеными Античного мира (Платон, Аристотель). В дальнейшем о единстве интеллекта и аффекта писал Л. С. Выготский. Отечественными и зарубежными психологами проводились исследования взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики, но по-настоящему активное внимание к данной проблеме появилось в последнее десятилетие. Интерес к эмоциональной составляющей регуляции возник в связи с несостоятельностью традиционных тестов на интеллект в качестве предикторов успешности деятельности, а в более общем контексте, адаптации. Другой причиной взрыва «эмоциональной революции» стало формирование управления нематериальными активами компаний, в результате возникли методы управления эмоциями как части интеллектуального капитала [3].
Предложенный в качестве альтернативы IQ коэффициент эмоционального интеллекта EQ , по мнению сторонников теории эмоционального интеллекта, достоверно предсказывает успех людей и в будущем полностью заменит измерение интеллекта в образовании, в диагностике и коррекции психопатологии, при приеме на работу, обучении и аттестации сотрудников [6].
Конструкт «эмоциональный интеллект» принимает самые многообразные формы и содержание в зависимости от взглядов исследователей. И все же можно выделить две общие альтернативные модели эмоционального интеллекта .
Смешанные модели включают когнитивные, личностные и мотивационные черты, благодаря чему они оказываются тесно связанными с адаптацией к реальной жизни и процессами совладания (R. Bar-On, D. Goleman, R. Cooper). Эти модели предполагают измерение эмоционального интеллекта с помощью опросников, основанных на самоотчете, подобных традиционным личностным опросникам. Модели способностей определяют эмоциональный интеллект как набор способностей, измеряемых с помощью тестов, состоящих из заданий, имеющих правильные и ошибочные ответы (J. Mayer, D. Caruso, P. Salovey)
К смешанным моделям можно отнести представления Д. Гоулмена об эмоциональном интеллекте, который популяризовал этот конструкт и повлиял на всемерное распространение этого понятия и внес значительный вклад в использование эмоционального интеллекта в бизнесе для обучения руководителей, приема персонала, изменения организационной культуры компаний и т. д.
Согласно Д. Гоулмену эмоциональный интеллект есть «способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей» [1]. Конкретная структура эмоционального интеллекта, по Д. Гоулмену, включает набор разнокачественных и даже разнонаправленных параметров: во-первых, понимание собственных эмоций, целей и результатов своего поведения, и вместе с тем понимание эмоций и поведения других людей; во-вторых, умение регулировать свои эмоции и поведение и влиять на поведение других людей. Эти качества, хотя и относятся к одной сфере, но разнонаправлены и потому представлены различным образом у одного и того же индивида.
Другим примером смешанной модели является концепция Р. Бар-Она. Он предлагает следующее определение эмоционального интеллекта : «множество некогнитивных способностей и навыков, влияющих на способность успешно справляться с требованиями и давлением окружения» [5]. Бар-Он создал опросник на измерение эмоционального интеллекта , который включает следующие компоненты:
- интраперсональные: самонаблюдение, эмоциональное самосознание, напористость, самоутверждение, независимость, самоактуализация;
- интерперсональные: эмпатия, социальная ответственность, интерпесональные отношения;
- управление стрессом: толерантность к стрессу, контроль импульсивности;
- способность к адаптации: проверка реальности, гибкость, решение проблем;
- оценка общего настроения: оптимизм, счастье.
Смешанные модели эмоционального интеллекта подвергаются критике по нескольким причинам.
Во-первых, за чрезмерное расширение понятия эмоционального интеллекта, в которые включаются самые разнообразные личностные характеристики, такие, как эмпатия, мотивация, настойчивость, навыки общения и т. д.
Во-вторых, смешанные модели эмоционального интеллекта предполагают, что эти переменные обладают предсказательной силой относительно многих жизненных ситуаций. Но в действительности, под новым именем скрываются известные исследования личности, разработанные конструкты.
В-третьих, в популярной литературе встречаются слишком завышенные притязания на то, что люди с высоким эмоциональным интеллектом обладают несравненными преимуществами перед остальными. Научные исследования показывают, что эмоциональный интеллект обладает такой же предсказательной силой, как и другие личностные переменные (например, расхождения могут составить от 2 до 25 %).
Критике подвергаются методики, разработанные в рамках смешанных моделей, в связи с сомнениями в адекватности оценки испытуемыми своих способностей в области понимания и управления эмоциями [4]. Хотя имеются достаточно надежные шкалы с приемлемой критериальной валидностью, требуются дальнейшие эмпирические исследования для подтверждения того, что опросники измеряют характеристики, имеющие отношение к интеллекту.
К моделям способностей относится концепция эмоционального интеллекта , предложенная Дж. Мэйером, Д. Карусо и П. Сэловеем [7]. Они определяют эмоциональный интеллект как способность воспринимать, вызывать эмоции, повышать эффективность мышления с помощью эмоций, понимать эмоции и эмоциональные знания, и рефлексивно регулировать эмоции для эмоционального и интеллектуального развития. Эмоциональный интеллект представляет собой комбинацию 4-х способностей:
- Восприятие, идентификация эмоций (собственных и других людей), выражение эмоций. Представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию, чувствам и мыслям; определить эмоции других людей через произведения искусств, речь, звуки, внешний вид и поведение, точно выражать эмоции и потребности, связанные с данными чувствами; дифференцировать истинные и ложные выражения чувств.
- Фасилитация мышления — способность вызвать определенную эмоцию и потом контролировать ее, т. е. как эмоции входят в когнитивную систему и изменяют когниции. Эмоции направляют внимание на важную информацию; помогают в рассуждениях и в памяти на чувства, смена настроения с оптимистического на пессимистическое позволяет учитывать разные точки зрения; эмоциональные состояния по-разному помогают в конкретных подходах к решению проблем.
- Понимание эмоций — способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы с одной стадии на другую, анализ эмоций, использование эмоциональных знаний. Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные (амбивалентные) чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой
- Управление своими эмоциями и чувствами других людей. Это рефлексивная регуляция эмоций, необходимая для эмоционального и интеллектуального развития, которая помогает оставаться открытым к позитивным и негативным чувствам; вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; осознавать эмоции, определять их ясность, типичность, целесообразность и т. д.; управлять своими и чужими эмоциями с помощью сдерживания негативных чувств и повышения положительных, без искажения содержащейся в них информации.
По мнению авторов, эмоционально интеллектуальный человек должен постоянно справляться с состояниями эмоциональной нестабильности. Управление эмоциями подразумевает понимание развития отношений с другими людьми, что требует учета различных вариантов развития эмоций и их выбора. Регулирование эмоций должно быть пластичным.
Используемые для измерения эмоционального интеллекта объективные тесты, по сравнению с опросниками, обладают большей надежностью и удовлетворительной критериальной валидностью. Хотя открытыми остаются вопросы подсчета баллов, вероятной подмены оценки эмоциональных способностей испытуемых их конформности к социальным нормам, соотнесения конструкта эмоционального интеллекта и других способностей
Итак, в настоящее время происходит процесс формирования научных основ эмоционального интеллекта . Требуется четкое и теоретически обоснованное определение самого понятия эмоционального интеллекта. Необходимо обозначить единый подход к его измерению, исследовать нейропсихологические основы эмоционального интеллекта . Не менее важным является изучение связи между эмоциональной компетентностью и профессиональной успешностью.
Нам представляется возможным рассматривать проблему эмоционального интеллекта в рамках более общего направления метакогнитивизма. Как уже было отмечено выше, согласно нашим представлениям, эмоциональный интеллект является метапроцессуальным феноменом. Это образование является одновременно когнитивным (с точки з рения познания индивидом своих эмоций и чувств других людей) и регулятивным (позволяющим субъекту регулировать собственные эмоциональные процессы и контролировать эмоции окружающих).
На основании принципа гетерархичности представляется возможным влияние первичных процессов не только как обращенность на «самих себя» (мышление о мышлении, память о памяти), но и их обращенность друг на друга (мышление об эмоциях, эмоциональный интеллект).
В настоящее время нами проводится цикл исследований, направленный на верификацию сформулированного подхода к пониманию эмоционального интеллекта , а также определение его места в общей системе психических процессов, на изучение наличия реальной причинно-следственной связи между эмоциональным интеллектом и практической деятельностью. В качестве последней была выбрана деятельность руководителя. Этот выбор обусловлен несколькими причинами. Во-первых, до сих пор остается до конца не выясненными составляющие успешности деятельности руководителя, нет достаточно эффективных методов диагностики, отбора и прогноза личностного потенциала лидеров. Во-вторых, практическое применение концепции эмоционального интеллекта сосредоточено именно в области организационной психологии. В-третьих, деятельность руководителя направлена прежде всего на общение, и здесь большая роль принадлежит эмоциональному интеллекту как основному регулятору взаимодействия людей.
Решение поставленных задач предполагает необходимость адаптации существующих методик на измерение эмоционального интеллекта с их полной психометрической проверкой на большой выборке стандартизации. В этом плане получены предварительные результаты, показывающие наличие значимой (на уровне p=0,80) о трицательной корреляции между результатами опросника и теста на эмоциональный интеллект, что говорит об ортогональности двух конструктов, заложенных в этих разных видах тестов. И если опросники, основанные на самоотчете, направлены на измерение знания испытуемыми о своем эмоциональном интеллекте, то объективные тесты оценивают непосредственно уровень самого эмоционального интеллекта . Эти предварительные соображения нуждаются в дальнейшей эмпирической проверке и теоретическом анализе.
Источник
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.
Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.
Как работает эмоциональный интеллект
Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
- Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
- Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
- Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
- Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.
Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Как развивать эмоциональный интеллект
Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Инструменты развития эмоционального интеллекта
Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.
Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.
Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.
Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».
Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.
Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.
Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.
Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:
Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.
Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.
- Социальная компетентность
Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.
В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:
Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.
Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.
Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.
Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.
- Управление отношениями
Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.
Источник