Карл орф развитие чувства ритма

Описание методики Карла Орфа

елена антоневич
Описание методики Карла Орфа

Мастер- класс музыкального руководителя Е. Ю. Антоневич

Научить маленького ребенка чему-то можно лишь тогда, когда у него удается вызвать интерес и желание сделать то, что требует от него воспитатель. «Воспитание, понимаемое в самом широком смысле этого слова, должно в сущности быть основным стержнем, вокруг которого строится все развитие личности ребенка», — писал Л. С. Выготский.

Описание методики Карла Орфа

Школа Карла Орфа получила название Шульверк (от нем. «школа» и «работа», «творение», а методика — «Музыка для детей». Основная идея заключается в том, что все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней приобщаться, раскрывать свой природный музыкальный потенциал.

Традиционное обучение игре на конкретном инструменте, по его мнению, сильно ограничивает ребенка, его страсть к импровизации. Детей, в противовес классическому подходу, нужно учить играть не на сложных инструментах, на освоение которых уйдут годы, а на простых.

Дети музыкальное дошкольное образование по Карлу Орфу воспринимают легко, потому что музыка через простые инструменты, незатейливые мелодии становится доступной. Дошкольное образование можно начинать уже с трех лет.

Классический подход: дети играют музыку.

Методика Карла Орфа: дети играют в музыку.

В названии орфовской антологии есть фраза «Музыка для детей». Это не случайно! Орф был против того, чтобы ограничивать музыкальный слух ребенка рамками классической музыки, мажорно-минорной гармонии. Он стремился показать, что музыка бывает разной — по ритму, по темпу, по настроению.

Воспитать открытый миру слух, восприимчивое ухо и сформировать вкус у ребенка — было его главной задачей. Музыка должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психическому развитию ребенка. Это не просто музыка, а музыка, связанная с движением и речью. Музыка с элементами театра, если попытаться выразить иначе. Например, дети по Орфу могут петь и одновременно изображать кошечку — потягиваться, лежать, или приплясывать, выкрикивать, звенеть инструментами. Детская элементарная музыка, считал Карл Орф, неразрывно связана с речью и движением, причем связана генетически. У любого народа есть потешки, заклички, попевки и т. д.

Орф мечтал, чтобы дети учились «играть в музыку», игры — импровизации призваны подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию. Он мечтал возвратить педагогов к гармоническому синтезу речи и движения как к истокам музыки, ее первоосновам. При этом, Орф хотел дать толчок фантазии педагога, чтобы тот в свою очередь показал малышне, что такое импровизация, как можно относится к музыке творчески.

По-особому выглядят отношения «педагог – дети» в видении Карла Орфа. Педагог — не авторитарный персонаж на уроке, он помогает детям раскрыться, он общается с детьми с помощью музыки. А кто будет оспаривать, что с помощью музыки и танца можно общаться? По Орфу, музыкальное воспитание — это не просто приобщение детей к исполнению. Дети должны не повторять, а создавать свою детскую элементарную музыку. Поэтому и конкретных уроков — рекомендаций в «Шульверке» вы не найдете. Выбор метода подачи музыки — в руках у учителя. Работа педагога, по Орфу, — это импровизация. Он может придумать вместе с детьми аккомпанемент из хлопков, звоночков к известной народной песенке, дать детям побренчать на инструментах. Дети обожают придумывать, творить, фантазировать, и подход Карла Орфа в этом смысле очень сродни природе ребенка.

Барабаны и ударные инструменты. Широко используются все существующие виды ударных – маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко.

Ксилофоны. Это — необходимый переходный этап между барабанами и сложными мелодическими инструментами.

Звучащие жесты. Это техника ритмической игры на собственном теле. Присутствует во многих культурах, в наибольшей степени у американских негров. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.

Материалы, предметы. Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки –практически любой предмет может быть использован на уроке: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты, либо для создания образа (например, мыльные пузыри, и т. д.

1 “В доме моем тишина”

сл. и муз. Т. Боровик

нотный пример 1

1. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза)

2. В доме моем тишина.

В доме моем я одна,

Только слышно- стукунчики стучат (2 раза)

3. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Читайте также:  Оформление экрана настроения для лагеря

Только слышно — звучунчуки звучат (2раза)

4. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно – бурчунчуки бурчат (2 раза)

5. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно – скрипунчики скрипят (2 раза)

5. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно – сопунчики сопят. (2 раза)

Эту игру можно назвать “звуки дома”. На стадии разучивания предлагаю детям самим поискать варианты озвучивания текста, при этом аккомпанемент должен звучать тихонечко, не нарушая общего настроения домашнего уюта и тишины. После разучивания прошу ребят придумать, как могут выглядеть персонажи песенки –шуршунчик, бурчунчик, сопунчик и другие. По желанию ребята рисуют этих героев, обычно получаются очень интересные персонажи на грани реального и фантастического, дети с удовольствием рассматривают выставку рисунков

2 «Найти у соседа носик»

Самодельные музыкальные инструменты, которые можно использовать на занятиях, развлечениях, праздниках, свободной самостоятельной деятельности. Заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов, крупой, песком и т. д. полотняные мешочки, коробочки от киндер-сюрприза, железные баночки

Все послушайте, прошу. Шу-шу-шу.

Я Шуршунчиком шуршу. Шу-щу-шу.

Я с собой его ношу. Шу-шу-шу.

И шуршу, шуршу, шуршу. Шу-шу-шу.

4 «Волшебные барабаны»

Бьёт волшебный барабан: бан, бан, бан.

А волшебный барабум: бум,бум, бум

А волшебный барабух: бух, бух, бух.

5 «Прыг – скок» В. Данько.

(Игра с чередованием tutti и solo: у всех детей кроме солистов две палочки, которыми они стучать, декламируя слова рефрена.) Солисты озвучивают каждый свою строчку стиха на выбранном инструменте.

Палочки -, коробочка, ложки -, тон блок двойной

Прыг скок! Прыг скок! —

Сел кузнечик на листок

Прыг скок! Прыг скок!

Лягушонок — на мосток.

Прыг скок! Прыг скок! –

Скачет козлик по дорожке

Прыг скок! Прыг скок! –

Это прыгают ладошки!

Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлоп!

Фантазируем и импровизируем.

6 Деревянные разговоры.

Предлагаем взять инструменты (рубель, трещотку, ксилофон, ложки)

И «поговорить» друг с другом.

Задание образное, разговор лошадки с кузнечиком (ложки с ксилофоном,

белки с собачкой (рубель с коробочкой или две коробочки и т. д.).

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки» Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки» Цель: учить составлять описательный рассказ об игрушках, используя.

Методики психодиагностики в помощь учителю Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Возраст: от 5 – 12 лет Цель: Исследование целостности восприятия и образного мышления. Инструкция:.

Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа 1. Упражнение.

Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа.

Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста от года до трёх лет, с использованием методики.

Описание по картине А. И. Куинджи «Березовая роща» План 1. А. И. Куинджи — замечательный русский художник- пейзажист. 2. Описание картины а. Изображение берез на картине Куинджи б. Силуэты деревьев.

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Упражнения по музыкально-слуховому развитию для детей раннего возраста от года до трёх лет с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Упражнения по музыкально-слуховому развитию для детей раннего возраста от года до трёх лет, с использованием методики К. Орфа.

Источник

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста (видео)

Юлия Юшкова
Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста (видео)

Читайте также:  Боязнь депрессии как называется фобия

Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь.

Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания.

Среди систем музыкально-эстетического воспитания одной из наиболее популярных является система немецкого композитора и музыкального педагога ХХ века Карла Орфа. Методика детского и юношеского музыкального воспитания, разработанная Орфом, опирается на широкое использование музыкального фольклора и развитие творческой инициативы ребенка. В результате экспериментальной музыкально-педагогической работы К. Орфа было создано пособие из пяти томов по музыкальному воспитанию «Шульверк». Впоследствии «Шульверк» значительно расширился за счет дополнительных учебных тетрадей Орфа и Кетман, не вошедших в пятитомник, а также за счет различных работ других педагогов. Сборники моделей для элементарного музицирования, изданные в различных странах мира на разных языках, имеют общий заголовок «Орф-Шульверк», что указывает на их внутреннюю связь с концепцией Орфа и возможность использования в качестве дополнительного материала всеми педагогами, работающими по Шульверку.

Главный принцип Орф-педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

В основу концепции Орфа положено понятие «элементарная музыка», сформулированное для обозначения той музыки, которая существует только в единстве с речью и движением.

Элементарная музыка предполагает использование специального инструментария, который позволяет принимать участие в музицировании каждому, независимо от уровня его способностей. Это древнейшие инструменты человечества: шумовые и звуковысотные ударные, к которым Орф добавил блок-флейту.

Почему именно эти инструменты? Если начинать работу с детьми на сложных классических инструментах, на рояле, смычковых и т. п., то овладение техникой игры, столь трудное, невольно отвлечет внимание детей и уведет от музыки, от музицирования, от импровизации. К тому же сложные инструменты невозможно использовать в детских садах, где обучаются не только музыкально способные или специально подготовленные дети.

На протяжении многотысячелетнего исторического пути музыка все дальше уходила и продолжает уходить от своих первичных основ, и нынешний человек нередко оказывается оторванным от ее истоков. Орф и его последователи полагали крайне важным для дальнейшего развития музыкальной культуры и для музыкального воспитания, чтобы ребенок в ранние годы приник к этим живым источникам, познал начало всех музыкальных начал, научился из слова, ритма, движения создавать элементарную музыку.

Прогрессивные идеи К. Орфа:

• всеобщее музыкально-творческое развитие;

• детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности;

• связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования.

Основные принципы методики К. Орфа:

1. Самостоятельное сочинение детьми музыки и сопровождения к движению, хотя бы в самой скромной форме.

2. Обучение детей игре на простых музыкальных инструментах, не требующее большого труда и дающее ощущение радости и успеха. С этой целью Орф придумал некоторые простые инструменты и использовал уже существующие.

3. Коллективность занятий детей младшего возраста. Минимальная группа состоит из двух участников, каждому из которых обеспечено равноправное участие в воспроизведении или импровизационном оформлении пьесы. Максимальное количество участников группы практически не ограничено.

4. Предоставление детям известной свободы на занятиях: возможности хлопать, топать, двигаться.

5. Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которой – имена, считалочки, простейшие детские песни. Помимо музыкальных целей, воспитывается подсознательное ощущение гармоничности и стройности родной речи, языка. Это – основа восприятия поэзии и шире – литературы вообще.

6. Развитие свободного, не скованного условностями восприятия и отношения к музыкальному искусству. Пройдя через собственное творчество, узнав законы элементарной музыки, можно предположить, что слушатель будет подготовлен к общению с музыкальной культурой в целом, куда он войдет как неотъемлемая ее часть.

Это в какой-то степени игра, но это еще и труд, поэтому привитое желание трудиться, воспитанная потребность в собственном творчестве будут затем перенесены на более широкие области деятельности.

Инструментарий Карла Орфа

Начальный этап организации детского музицирования в рамках шумового оркестра целесообразно начинать с использования так называемых «звучащих жестов» (bodipercussia).

Звучащие жесты — это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и другие. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики. Подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе в русском фольклоре. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Работу с детьми над звучащими жестами необходимо воспринимать как важную форму простейшего активного участия детей в музицировании. Их использование вносит элемент движения, так необходимого для ощущения музыки и для освоения детьми ее ритма, потому что так он осознается и усваивается лучше всего. Это лучшее средство метроритмического воспитания.

Читайте также:  Всем отличного настроения прикольные

• Деревянные палочки (клавесы).

• Штабшпили (ударные инструменты, представляющие собой резонансный ящик и ряд пластинок определённой высоты из дерева или металла. Звук извлекается ударами палочек. Штабшпили с деревянными пластинами называются ксилофонами, а с металлическими – металлофонами).

Вышеперечисленные инструменты являются основными и представляют собой лишь часть «Орфовского набора». При желании педагог может найти и ознакомиться с другими инструментами, необходимыми ему для создания детского оркестра.

Карл Орф, создавая свою музыкально-педагогическую концепцию, адресовал её прежде всего педагогам, работающим с детьми в сфере музыкального воспитания, а не образования. Поэтому его система максимально приближена к возможностям и интересам обыкновенного ребёнка.

Элементы системы музыкального воспитания гармонично вплетаются в структуру занятий.

Формы работы на занятиях по системе К. Орфа

Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.

Речевые упражнения как основа первоначальной музыкальной тренировки – одна из очень удачных находок Орфа. В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, считал Орф, стоит упражнение речевое. Ими обогащается не только музыкальное воспитание, но и преподавание родного языка и даже иностранного. Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм модели, так и специально сочинённый, изменённый в педагогических или иных целях. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.

Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.

Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.

У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.

В детском саду обучение танцу не является специальной задачей. Отправная точка в работе педагога – двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружение, бег и бег вприпрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое. Повторяемые во множестве вариантов простые движения и должны составлять главную заботу педагога-музыканта, работающего с дошкольниками.

Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.

Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов.

Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.

В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.

Самое первое представление о выразительности различных тембров они получают, если попробуют озвучить какую-нибудь сказку, например «Кошкин дом». Вначале педагог читает сказку, выделяются персонажи, за ними закрепляются инструменты — импровизационный театр готов!

Таким образом, система музыкального воспитания Карла Орфа обладает необходимой гибкостью, универсальностью, которые обеспечивают ей удивительную жизненность на протяжении десятилетий. Современное прочтение этой системы позволяет увидеть в ней глубокие корни и связи, а также сочетать её идеи с другими педагогическими концепциями, лучшими методиками отечественных и зарубежных педагогов, что даёт возможность оптимально и комплексно подходить к решению задач развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Источник

Оцените статью