Кант априорные формы чувственного познания

Кант априорные формы чувственного познания

Доведенный до логической крайности, эмпиризм наталкивается на непреодолимые трудности: великая задача поисков новых путей и решений, способных предотвратить как иррационалистические и скептические крайности, так и крайности противоположного рода, связанные с рационалистическими философскими системами, выпала на долю Канта.

Иммануи́л Кант (1724, Кёнигсберг, Пруссия[1] — 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, Всеобщая естественная история и теория неба (1755); Критика чистого разума (1781/1787); Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783); Основы метафизики нравственности (1785); Критика практического разума (1788).

Возможность априорных синтетичесих суждений. Аналитические суждения-суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) заключено в содержании
логического подлежащего (субъекта). Синтетические суждения-суждение, в котором
содержание логического сказуемого (предиката) не заключено в содержании логического подлежащего (субъекта).

Априорные формы чувственного восприятия – время и пространство – упорядоченный опыт, а не хаос. Априорное — всеобще и необходимо. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, и носит, «априорный» (доопытный) характер.

Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о врожденных идеях. Во-первых, тем, что, по Канту, доопытны только формы знания, а его содержание целиком поступает из опыта. Во вторых, сами доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. Смысл: индивид, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания.

Есть непосредственный опыт, есть косвенный (усвоенный). Все опытные, эмпирические суждения синтетичны. Науки опираются на опыт, но они не могут основываться исключительно на опыте, поскольку их законы в форме общих аподиктических суждений.

Время – форма внутреннего созерцания, бесконечно, одномерно, однонаправлено, априорная основа арифметики. Пространство – форма внешнего созерцания, бесконечно, трехмерно, изотропно, априорная основа геометрии. Предмет восприятия не дан нашей чувственности, а конструируется ею из материала ощущений. Данные ощущений соединяются в целостный образ (синтезируются) соответственно априорным формам самой чувственности.

Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. Существуют знания, которые безусловно не зависят от опыта, — априорные знания. Человеческое знание изначально содержит в себе чистые априорные суждения. Эмпирическое знание единично, незавершенно, а априорное — всеобще и необходимо. Необходимо заметить, что априорны только формы знания, содержание же поступает из опыта. Доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. То есть смысл кантовского априоризма состоит в том, что, приступая к познанию, мы располагаем определенными, сложившимися до нас формами познания.

Далее Кант устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят поясняющий характер, а вторые расширяют наши знания. Очевидно, что все эмпирические суждения синтетичны. Кант не сомневается, что и априорные синтетические суждения возможны, иначе бы научные знания не были бы обязательными для всех. Главный вопрос кантовской критики — как возможно чистое априорное знание — распадается на три: как возможна математика, как возможно естествознание, как возможна метафизика в качестве науки? Данным вопросам соответствуют три раздела работы: трансцендентальная эстетика, аналитика и диалектика. Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход в систему знаний условий опыта через познавательную способность.

Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не делают его копией вещей. Есть принципиальное различие между тем, чем вещь является для нас — феномен, и тем, что она представляет сама по себе — ноумен. Ноумены недоступны никакому познанию, они — трансцендентны. Сколько бы мы не стремились познать явления, наше знание всегда будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле. И сколько бы не увеличивались наши знания, их границы не могут исчезнуть.

Одна из частей человеческого познания — чувственное познание. По Канту, существуют две априорные формы чувственности — пространство и время. Пространство систематизирует внешние ощущения, а время — внутренние. Кант рассматривает пространство и время лишь во взаимной связи, но связь реализуется лишь в трансцендентальном субъекте. Трансцендентальная аналитика является одновременным ответом на вопрос о том, как возможна математика как наука. По Канту, геометрия имеет своим базисом пространственные представления, а арифметика — временные представления.

Читайте также:  Чувство вины у мамы что одному ребенку

Источник

Априорные формы знания. Кант о возможностях и границах разума. Антиномии. Агностицизм Канта.

И. Кант считал, что существуют изначальные (априорные), формы чувственности и рассудка, которые недоступны для познания человека. К таким изначальным формам он относит пространство, время, категории количества, качества, отношения и модальности. Это идеи чистого разума, душа, мир, Бог, которые лежат в основании естественного стремления к объединению всего нашего познания, подчиняя его единым задачам и являясь предельными идеями нашего познания. Они закрывают человеку доступ к познанию вещей самих по себе. Эти изначальные формы чувственности и рассудка Кант назвал «вещь в себе».

Кант разделяет весь мир на две области — мир «вещей в себе» и мир явлений. Мир явлений — это мир материальных, чувственных вещей, который существует в пространстве и времени, данный человеку в его опыте и познаваемый научными методами и средствами. О мире «вещей в себе» человек может только мыслить. Его составляют такие идеальные сущности, как Бог, бессмертная душа, свобода, любовь, добро и т.т. Эти сущности не даны человеку в опыте и не могут быть познаны человеком. «Вещи в себе» остаются в принципе непостижимыми для человека. И. Кант писал: «Какими эти вещи являются на самом деле, каковы они могут быть сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства». С его точки зрения в силу того, что мир разделен на доступные знанию «явления» (феномены) и не познаваемые «вещи в себе» (ноумены), теоретическое познание имеет определенные пределы, которые никогда не преодолеваются. Поэтому он считал одной из основных задач философии критику достоверности познания, установления его границ и пределов.

Человек принадлежит одновременно обоим мирам. Он есть и явление, и «вещь в себе». Человек обладает материальным телом и может быть познан в результате научных исследований. Человек в то же время обладает духовностью, сознанием, мыслит и в этом своем проявлении он — «вещь в себе». Обо всем, что составляет духовную сферу, человек может только мыслить. По Канту, человек мыслит потому, что он человек, а не наоборот. Человек существо природное и подчинен ее законам, но в то же время человек как мыслящее и общественное существо выше природы и ее законов. В мышлении проявляется способность человека воспринимать прекрасное и моральное, деятельность мышления в ходе исторического развития человека породила философию.

Кант высказывает идеи о различных возможностях для познания живого и неживого, о необходимости разграничить разум, чтобы дать место вере, о природу эстетических оценок и природу художественного творчества.

По Канту, человеку мешает подняться до высот разумности его телесная сущность, которая ограничивает его возможности постижения окружающей реальности. Косность мыслительной способности, будучи результатом зависимости от грубой и негибкой материи, представляет собой источник не только пороков, но и заблуждений[5].

И. Кант считает, что познать сущность «вещей в себе» можно в рамках практического знания, нравственности. Он возвышает веру над разумом, основываясь на преимуществе практического разума над теоретическим. Кант считает, что мораль автономна. Утверждение свободы воли, бессмертия души и существование Бога возможно благодаря существованию морального закона.

И. Кант считал, что диалектика является естественным, фактическим и очевидным состоянием мышления. Исследуя проблему разума, логического мышления, он первым заговорил о категориях как логических формах мышления. Категории как наиболее обобщенные понятия являются продуктом деятельности чистого разума и вырабатываются им при попытках человека ответить на основополагающие вопросы бытия, познать общие законы мира. Человек пытается ответить на вопросы о мире в целом: конечен мир или бесконечен, есть ли в нем нечто простое, далее неделимое или нет, есть ли в нем место для свободы или все предопределено свыше, есть ли в мире Верховное существо (Высший разум, Бог) или нет? Эти проблемы конкретизируются при решении таких вопросов о жизни человека, как конечна жизнь человека или нет, подчинена какой-то закономерности или нет, свободен человек в своей жизнедеятельности или нет. На уровне логического мышления при этом возникает особая форма противоречий — антиномии.

Читайте также:  Почему во время болезни не чувствуешь запахи

Антиномия — это противоречие, выражающееся в появлении в ходе рассуждений двух противоречащих друг другу, но одинаково обоснованных суждений. По Канту, антиномии — это конфликт законов.

Три «Критики», по мнению Канта, создают прочную основу для ответа на вопросы, которые он считал основными: каково предназначение человека, каким нужно быть, чтобы быть человеком, что человек должен делать и на что он может надеяться?

Источник

Учение И. Канта об априорных формах чувственного восприятия(И. Кант,“Пролегомены” 1)

Доведенный до логической крайности, эмпиризм наталкивается на непреодолимые трудности: великая задача поисков новых путей и решений, способных предотвратить как иррационалистические и скептические крайности, так и крайности противоположного рода, связанные с рационалистическими философскими системами, выпала на долю Канта.

Иммануи?л Кант (1724, Кёнигсберг, Пруссия[1] — 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, Всеобщая естественная история и теория неба (1755); Критика чистого разума (1781/1787); Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783); Основы метафизики нравственности (1785); Критика практического разума (1788).

Возможность априорных синтетичесих суждений. Аналитические суждения-суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) заключено в содержании логического подлежащего (субъекта). Синтетические суждения-суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) не заключено в содержании логического подлежащего (субъекта).

Априорные формы чувственного восприятия – время и пространство – упорядоченный опыт, а не хаос. Априорное — всеобще и необходимо. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, и носит, «априорный» (доопытный) характер.

Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о врожденных идеях. Во-первых, тем, что, по Канту, доопытны только формы знания, а его содержание целиком поступает из опыта. Во вторых, сами доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. Смысл: индивид, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания.

Есть непосредственный опыт, есть косвенный (усвоенный). Все опытные, эмпирические суждения синтетичны. Науки опираются на опыт, но они не могут основываться исключительно на опыте, поскольку их законы в форме общих аподиктических суждений.

Время – форма внутреннего созерцания, бесконечно, одномерно, однонаправлено, априорная основа арифметики. Пространство – форма внешнего созерцания, бесконечно, трехмерно, изотропно, априорная основа геометрии. Предмет восприятия не дан нашей чувственности, а конструируется ею из материала ощущений. Данные ощущений соединяются в целостный образ (синтезируются) соответственно априорным формам самой чувственности.

Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. Существуют знания, которые безусловно не зависят от опыта, — априорные знания. Человеческое знание изначально содержит в себе чистые априорные суждения. Эмпирическое знание единично, незавершенно, а априорное — всеобще и необходимо. Необходимо заметить, что априорны только формы знания, содержание же поступает из опыта. Доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. То есть смысл кантовского априоризма состоит в том, что, приступая к познанию, мы располагаем определенными, сложившимися до нас формами познания.

Далее Кант устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят поясняющий характер, а вторые расширяют наши знания. Очевидно, что все эмпирические суждения синтетичны. Кант не сомневается, что и априорные синтетические суждения возможны, иначе бы научные знания не были бы обязательными для всех. Главный вопрос кантовской критики — как возможно чистое априорное знание — распадается на три: как возможна математика, как возможно естествознание, как возможна метафизика в качестве науки? Данным вопросам соответствуют три раздела работы: трансцендентальная эстетика, аналитика и диалектика. Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход в систему знаний условий опыта через познавательную способность.

Читайте также:  4 типа темперамента человека определить свой темперамент

Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не делают его копией вещей. Есть принципиальное различие между тем, чем вещь является для нас — феномен, и тем, что она представляет сама по себе — ноумен. Ноумены недоступны никакому познанию, они — трансцендентны. Сколько бы мы не стремились познать явления, наше знание всегда будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле. И сколько бы не увеличивались наши знания, их границы не могут исчезнуть.

Одна из частей человеческого познания — чувственное познание. По Канту, существуют две априорные формы чувственности — пространство и время. Пространство систематизирует внешние ощущения, а время — внутренние. Кант рассматривает пространство и время лишь во взаимной связи, но связь реализуется лишь в трансцендентальном субъекте. Трансцендентальная аналитика является одновременным ответом на вопрос о том, как возможна математика как наука. По Канту, геометрия имеет своим базисом пространственные представления, а арифметика — временные представления.

Источник

Учение Канта об априорных принципах познания

Предмет познания создается операцией априорного синтеза материала чувственного восприятия с помощью коренящихся в разуме и рассудке правил и принципов. С помощью категорий пространства и времени, априорно данных рассудку, создается мир чувственных явлений. Затем, этот мир чувственных явлений, с помощью априорных правил рассудка, преобразуется в мир опыта, подлежащий научному рассмотрению.

Основоположения чистого рассудка Кант делит на четыре рода: категории количества; категории качества; категории отношения; категории модальности. Помимо условий и основоположений рассудка необходимо еще само действие, с помощью которого данные чувств могли бы преобразовываться в истинное знание. Это действие Кант назвал «трансцендентальной апперцепцией».

Учение об априорных принципах чувственного познания названо «трансцендентальной эстетикой». Учение об основоположениях чистого рассудка есть область трансцендентальной аналитики. Трансцендентальная диалектика исследует идеи и принципы и разума и показывает невозможность философии как науки.

Кант об антиномиях чистого разума

Разум как способность Кант подразделяет на чистый (спекулятивный) разум и практический разум. Чистый разум ограничивается пределами мира явлений, практический разум нацелен на «вещи-в-себе». Пределы чистого или спекулятивного разума Кант демонстрирует на примере доказательства космологической идеи. В попытке осуществить такое доказательство, разум запутывается во внутренних противоречиях, которые названы Кантом антиномиями чистого рассудка». Всего таких антиномий четыре:

Первая антиномия. Тезис: Мир имеет начало во времени и пространстве. Антитезис: Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве.

Вторая антиномия. Тезис: В мире все состоит из простого и неделимого. Антитезис: В мире нет ничего простого, а есть только сложные тела.

Третья антиномия. Тезис: В мире есть свобода. Антитезис: В мире нет свободы, а все необходимо и причинно обусловлено.

Четвертая антиномия. Тезис: Бог есть. Антитезис: Бога нет.

И тезис, и антитезис могут быть одинаково истинными, следовательно, объекты их не могут служить предметом научного познания. Но они могут быть предметом практического разума

Сущность практического разума

Практический разум у Канта регулирует сферу человеческой свободы. Он означает право на свободу выбора. Часто практический разум отождествляется с нравственностью. Говоря об отношениях чистого и практического разума, Кант отдает предпочтение последнему. Это означает, что в затруднительных ситуациях человек в первую очередь должен прислушиваться к голосу сердца, совести, даже если это идет вразрез с требованиями логики.

Сердцевина теории практического разума – учение Канта об автономии человеческой воли.

Учение Канта об априорных принципах нравственного сознания

Нравственное учение Канта основано на удалении из человеческой деятельности всех чувственных элементов с тем, чтобы получить чистую сущность нравственности. Эта сущность состоит в полной независимости человека от внешних детерминант его поведения, что означает автономию, то есть самодостаточность человеческой воли.

Главное в нравственности – это идея долга, которая непосредственно дана нашему сознанию и неразложима далее: «Ты должен, потому что ты человек». Мораль Канта имеет формальный характер. Нравственность, изменяясь по содержанию, всегда имеет одну и ту же форму всеобщих и необходимых законов.

Источник

Оцените статью