Камитова анастасия ивановна система развития эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.

Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.

Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.

Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.

Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.

Как работает эмоциональный интеллект

Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.

Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.

  1. Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
  2. Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
  3. Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
  4. Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.

Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.

Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.

Читайте также:  Чувствую себя с человеком уютно

Как развивать эмоциональный интеллект

Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.

Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.

Инструменты развития эмоционального интеллекта

Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.

Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.

Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.

Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».

Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.

Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.

Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.

Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:

Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.

Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.

  • Социальная компетентность

Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.

В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:

Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.

Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.

Читайте также:  Если парень очень эмоциональный

Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.

Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.

  • Управление отношениями

Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.

Источник

Современные методики развития эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект — это умение управлять своими и чужими эмоциями. Оно обязательно, как для рядового сотрудника, так и руководителя, которые хотят построить успешную карьеру. Как достичь эмоциональной осознанности, научиться понимать намерения, мотивацию и желания других людей, — рассказала ведущий менеджер по персоналу «Рексофт» Виктория Плужникова.

Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Такое определение дает Википедия.

Есть и другое: Эмоциональный интеллект является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным(С. Дж. Стейн и Говард Бук).

Человек – существо эмоциональное. Способность чувствовать присуща всем живым существам. Но помимо чувств, необходимых для выживания, человеку свойственны эмоции, недоступные животным и растениям – любовь, обида, ненависть и др. А одно из самых важных отличий человека от животного – это способность управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих.

Для того чтобы управлять своими эмоциями, в первую очередь необходимо научиться их осознавать. И вот с этим у современных людей проблемы родом из детства. «Ты же мальчик! Мальчики не плачут». «Зачем ты злишься? Ты же девочка!» И ребенок сначала недоумевает, полагая, что эмоция, которую он испытывает, неправильная. Затем начинает ее неосознанно блокировать. А следом уже во взрослом возрасте перестает ее распознавать. При этом сама эмоция никуда не девается: мы как испытывали грусть, тоску, печаль, злость, обиду – так и продолжаем испытывать. Перестали только выражать их и отслеживать их появление. И как следствие – перестали ими управлять. В итоге не мы управляем эмоциями, а они нами. Эмоциональный интеллект как раз и заключается в том, чтобы вернуть функцию управления себе.

Эмоции не умеют рассасываться. Они остаются с нами до тех пор, пока мы их не выразили. То есть, если произошло какое-то неприятное событие, вызвавшее в нас обиду, агрессию или даже радость, но у нас нет возможности ее выразить – эмоции все еще находятся с нами. Даже когда мы говорим себе: «Я всех простил/а. Эмоции больше нет». Неправда: простить-то, может быть, и простили – а эмоция осталась. Что же делать?

Согласно научным исследованиям, у эмоции есть 24 часа на безболезненный выход. Если нет возможности выплеснуть эмоцию в моменте, а это бывает довольно часто, так как мы живем в социуме, важно ее выразить любым доступным способом. Самое главное – уложиться в 24 часа.

Если по прошествии суток эмоция все еще не осознана и не проработана – в теле появляется «зажим». Он бывает даже заметен на физическом уровне – замечали когда-нибудь, как после скандала тело будто скрючилось или глаз начинает дергаться? Но даже если этот зажим не виден явно, он может проявиться на уровне внутренних органов. Это те самые психосоматические проявления. К сожалению, зажим на физическом или психическом уровне после сильных эмоций появляется практически всегда, даже если мы на уровне сознания не понимаем, что эмоция была довольно сильной.

Этих зажимов у кого-то больше, у кого-то меньше, зависит от восприимчивости и уровня эмоциональности. Но если от них не избавляться, у всех они копятся. И в какой-то момент что-то происходит, часто совершенно незначительное, и человека прорывает – истерикой, неконтролируемым гневом, слезами, в худшем случае – болезнями. Просто сосуд переполнился, случилась та самая последняя капля. И в этот момент управлять эмоциями уже крайне сложно – тут уж остается только дать волю слезам и позволить выплеснуться тому, что накопилось. А бывает еще «взрыв внутрь» – когда невыраженные эмоции из небольших зажимов превращаются в серьезное заболевание. Причем диагноз может быть очень разный – в зависимости от наиболее ослабленного места организма.

Читайте также:  Какие чувства есть у человека гнев

Поэтому, дабы не прослыть истеричкой или агрессором, чтобы позаботиться о своем здоровье, предлагаю не копить эмоции.

Самый простой и при этом самый сложный способ выражения: в момент проявления эмоции сказать собеседнику или просто самому себе: «Сейчас я чувствую гнев, я злюсь, я обижен». Казалось бы, просто? На деле же даже с самой волшебной эмоцией не получается сразу – вспомните момент, когда вы впервые поняли, что влюбились в кого-то? Бабочки в животе появились? А теперь представьте, что вам впервые нужно сказать об этом. Спокойно стоите? Коленки не трясутся? Эмоция выбивает из колеи, вернее из той самой пресловутой зоны комфорта.

Что же еще можно сделать, когда вы, наконец, поняли, что да, это эмоция, и решили ее выразить.

  1. Спорт. Волшебная таблетка для здоровья. Занятия спортом помогают перестроить организм так, чтобы эмоция вышла без вреда. Это может быть бег, бокс, кардио-тренировка – не имеет значения. Главное, что вы на входе осознаете свою эмоцию, тогда на выходе можно будет забрать управление эмоциональным фоном в свои руки.
  2. Разговоры. Возможность выговориться – хороший инструмент для тех, кто любит разговаривать, делиться, «плакаться в жилетку». Важно предупредить собеседника, что вы просто освобождаетесь от эмоции, и не нужно бежать вас спасать и решать ваши проблемы.
  3. Элементы агрессии. В нашем менталитете при слове «агрессия» бегут по спине мурашки, хочется спрятаться и закрыться, мол, ко мне это не относится. На самом деле, злость и агрессия – такие же полноценные чувства, как нежность и радость. И бежать от них бессмысленно – все равно не убежишь, как мы выяснили ранее. Важно просто научиться правильно и безопасно их выражать: рвать на куски бумагу, и даже жечь ее (не спалив дом), кричать в лесу, бить подушку или боксерскую грушу, прыгать и топать ногами (не забудьте предупредить свидетелей о том, что происходит).
  4. Творчество. Все творческие люди – это люди с повышенной эмоциональностью. То есть они чувствуют и воспринимают этот мир острее, чем среднестатистический человек. Попробуйте посмотреть на мир их глазами: вас обидели – пойте, разозлили – пишите стихи, депрессия – рисуйте!

Осознание своих эмоций и управление ими поможет выйти на следующую ступень эмоционального интеллекта – уровень осознания и управления эмоциями других людей. Наверняка вы слышали термин «эмпатия» – это результат осознания сначала своих эмоций, а потом чужих, способность сопереживать без потери осознания происхождения этого переживания.

Без этой ступени эмоционального интеллекта невозможно истинное лидерство. Да и менеджмент без эмпатии скуден и ограничен.

Тренировки этого уровня эмоционального интеллекта, на самом деле, те же, что и в управлении своими эмоциями: осознание и действие. Весь секрет в том, что без прокаченной способности осознавать и управлять собственными эмоциями невозможно полноценно перейти на ступень управления чужими эмоциями. Перефразируя знаменитую фразу из «Москва слезам не верит»: свои три эмоции научишься организовывать – там уже не важно будет, сколько их – три или три тысячи.

С точки зрения руководителя, гораздо важнее уметь замечать и принимать во внимание чужие эмоции.

«Признаюсь честно: развитая эмпатия никогда не была моей сильной стороной. Преодолевать этот недостаток помогает инженерный подход: есть набор различных методик от DISC до MBTI, помогающих понимать, какие виды эмоциональных реакций свойственны для разных людей в тех или иных ситуациях. Например, у человека, с системным, скрупулезным взглядом на вещи, будут вызывать раздражение призывы к немедленному принятию решений на базе недостаточных или недостоверных данных.

Напротив, коллега, которого можно отнести к психотипу «генератор идей», быстро заскучает при длительном обсуждении мелких (несущественных на его взгляд) подробностей большого проекта. Дальше все дело в практике и внимании к окружающим. В этом плане гораздо проще создавать комфортную среду для всех участников работы, чем преодолевать последствия «неправильных» эмоций

Источник

Оцените статью