Какую цель имеет вторая фаза процесса распада эмоциональных отношений
Цели второй, диадической, фазы уже иные. Это, во-первых, конфронтация с партнером, а затем перестройка или прекращение отношений. В течение этой фазы в общении партнеров начинают преобладать негативные моменты, продолжается ухудшение состояния — все больше возрастает чувство вины, тревожности и т. д. Для этой фазы характерны приватные дискуссии между партнерами («выяснение отношений»), экспериментирование со своими отношениями, активный поиск новых форм, склонность к фантазиям о будущем. Все это направлено на поиск возможностей для перестройки и сохранения отношений в их новом варианте. Результатом может быть либо успех на этом пути, либо решение о прекращении отношений.
Задачами третьей фазы являются собственно прекращение отношений, информирование об этом значимых других и получение их «санкций», минимизация негативных (психологических и социальных) последствий прекращения отношений. На этой фазе наблюдается постоянный переход от ссор к примирениям, актуализируется сомнение и тревога по поводу своего будущего, страх одиночества и т. д. Одновременно активизируется тенденция к возложению на партнера ответственности за неудачу, партнеры становятся более общительны и болтливы. В результате они добиваются принятия факта прекращения их эмоциональных отношений окружающими людьми.
Фаза «отделки», протекание которой происходит наиболее индивидуально, посвящена реинтерпретации происходящего с целью создания наиболее благоприятной и нетравмирующей истории эмоциональных отношений с бывшим партнером.
На основе этой модели, которая рассматривает процесс распада эмоциональных отношений как общий по структуре для всех пар, разработаны уже и такие схемы, которые позволяют описать не только общие, но и специфические для данной пары закономерности процесса распада. В качестве примера можно привести последовательность фаз распада, предложенную Л. Ли [167]. Согласно Л. Ли, выявляются пять стадий: осознание неудовлетворенности, выражение неудовлетворенности, переговоры, решение, трансформация. Каждый конкретный случай включает в себя либо полный, либо неполный набор фаз, причем последовательность их может меняться, некоторые появляются больше одного раза и т. д. (Такой индивидуальный вариант распада автор назвал сценарием.) Например, после фазы переговоров субъект может вновь вернуться на фазу осознания неудовлетворенности и начать процесс сначала. Другой вариант — непосредственно после выражения неудовлетворенности перейти к трансформации отношений. Чисто теоретически существует огромное множество вариантов. Проведенный авторами ретроспективный анализ 112 случаев распада эмоциональных отношений дал, однако, возможность несколько сократить число сценариев, выделив наиболее вероятные из них. Отметим, что эта схема сохраняет основное достоинство модели С. Дака — одновременный учет внутрииндивидуальных и межиндивидуальных сторон исследуемого процесса.
Источник
Какую цель имеет вторая фаза процесса распада эмоциональных отношений
Процесс распада может быть описан на разных уровнях — внутриличностном (как это сделано в упоминавшейся работе Р. Вейса [206]), диадическом, выводящем все закономерности распада из особенностей взаимодействия в диаде [112], групповом, ориентированном на понимание распада в системе взаимоотношений членов пары с другими людьми [170]. Наибольшее внимание в социальной психологии до сих пор уделялось диадическому подходу, который при всех своих преимуществах оставляет за скобками роль общения субъекта с другими людьми (они могут выступать как альтернативные объекты эмоциональных отношений, как референтные группы для оценки своих отношений и т. д.) и с самим собой (мечты, фантазии, самоанализ и пр. могут служить подготовкой к распаду). Необходимо, естественно, учитывать и половые различия — процесс распада отношений проходит у женщин и у мужчин далеко не одинаково.
Одной из немногих попыток синтеза этих подходов является модель процесса распада эмоциональных отношений, предложенная С. Даком [135]. Он делит процесс распада на четыре фазы: интрапсихическую, диадическую, социальную и фазу, получившую название фазы «отделки». Каждая имеет свою специфическую задачу, свои проявления (которые частично могут быть зарегистрированы в ходе эмпирического исследования), свой результат.
Цель интрапсихической фазы состоит в понимании того, что именно в данных отношениях является неудовлетворяющим, идентификации своих проблем с определенными аспектами отношений, повышении уровня удовлетворенности партнером и отношениями с ним. В попытке достижения этих целей субъект повышает внимание к таким характеристикам своих эмоциональных отношений, как справедливость и равенство, увеличивается степень личностной атрибуции в описании им действий партнера, растет враждебность к партнеру, стремление оценивать и сравнивать его с другими людьми, появляются тенденции к обсуждению своих отношений с референтами, растет чувство вины и неопределенности, тревожность. Результатом прохождения первой фазы является решение об эксплицировании конфронтации с партнером.
Источник
Концепция распада эмоциональных отношений Дж. Ли
1. Осознание неудовлетворенности.
2. Выражение неудовлетворенности.
4. Принятие решений.
5. Трансформация отношений.
Стивен Дак выделил 4 фазы распада эмоциональных отношений
1. Интрапсихическая (внутренняя) У одного или обоих супругов появляется ощущение внутренней неудовлетворенности. Возможные исходы данной фазы:
· смириться с этим и на поверхности выражать удовольствие или никак не проявлять свою неудовлетворенность;
· решиться на то, чтобы высказывать партнеру свое неудовольствие.
2. Интерпсихическая (между супругами), или диадическая – партнеры обсуждают свои отношения. На этой фазе повышается самораскрытие, супруги пробуют экспериментировать. Это может длиться годами. Исход возможен также в двух вариантах:
· перестройка отношений – их стабилизация;
· принятие распада (если эксперимент закончился неудачно)
3. Социальная фаза – в процесс распада семьи вовлекаются другие люди (родственники, друзья), Факт распада должен стать «всеобщим достоянием», должен «санкционироваться другими». Окружение и перестает воспринимать супругов как пару. Исход этой фазы: прекращение социальных отношений, распад семьи.
4. Фаза отделки (как бы вновь интрапсихическая): бывшие супруги перерабатывают полученный опыт внутри себя и остаются со своими переживаниями, воспоминаниями. Исход этой фазы возможен в двух вариантах:
· примирение с ситуацией, с собой;
· извлечение позитивных моментов, уроков, приобретение личного опыта;
· произошедшее воспринимается как неудача, приписываемая себе. Это влечет за собой срывы, истерики, неврозы.
А. Маслоу предложил модель процесса развода, которая включает в себя семь стадий и соответствующие им терапевтические методы помощи его участникам.
1. Эмоциональный развод. Уместна парная терапия или участие пары в групповой терапии.
2. Время размышлений и отчаяния перед разводом. Возможна парная терапия, терапия в ситуации развода, или какой-либо вариант групповой терапии.
3. Юридический развод. На этом этапе в психологической помощи особенно нуждаются дети. Терапевтическое вмешательство может быть полезно как для всей семь, так и для каждого индивидуально.
4. Экономический развод. Терапевтическое вмешательство может носить индивидуальный характер для взрослых и групповой для детей.
5. Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку.
6. Время самоисследования и возврат к равновесию после развода. Возможна индивидуальная терапия для взрослых и детей и групповая для одиноких.
7. Психологический развод. Возможны различные виды терапии.
Источник
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Курс для студентов: «Психология семейных отношений» — Специфика супружеского конфликта |
Лекции и практикум по психологии — Психология семейных отношений | |||||||||||
СПЕЦИФИКА СУПРУЖЕСКОГО КОНФЛИКТА.ПРОЦЕСС РАСПАДА И ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Литература: Термин «адаптация» в широком смысле слова понимается как приспособление к окружающим условиям. Социальная адаптация – «интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха, способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других». Все сказанное может быть отнесено и к брачно-семейной адаптации.
А.Н. Волкова и Е.И. Трапезникова считают, что для молодой семьи до рождения детей наиболее характерны трудности выработки своего семейного уклада, разочарование друг в друге как результат более глубокого узнавания, конфликты по поводу распределения функций, проблемы во взаимоотношениях с родственниками, материальные и экономические проблемы.
К общим адаптационным особенностям он относит:
Развитие этих способностей в значительной мере определяет успешность брачно-семейной адаптации. Сысенко определяет структуру адаптации личности в сфере брачно-семейных отношений следующим образом:
Семьи бывают разные. В одних семьях обстановка спокойная и доброжелательная, а в других – жизнь превращается в поток непрерывных ссор, ссоры становятся частью жизни семьи. Люди изматывают ссорами друг друга, страдают и болеют от них.
Существует закономерность: у одного и того же человека в разные моменты времени может складываться в голове в качестве преобладающей любая из трех систем представлений.
Одним из самых распространенных подходов к анализу причин межличностных конфликтов, в частности супружеских, является подход, который исходит из того, что конфликт между супругами возникает из-за неудовлетворенности определенных потребностей у одного из них или у обоих. В.А. Сысенко выделяет следующие причины конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей: Существуют разные психологические теории по поводу разводов. Некоторые психологи пытались объяснить развод через концепцию «толчка» — существовала благополучная семья, все было хорошо, но вдруг что-то случилось (измена, смерть, арест, болезнь), произошел толчок – и семья развалилась. Эмпирически это редко подтверждается. Обычно семью нельзя развалить одним толчком, видимо, что-то назревало, и готовность к разводу уже была. Развод – это процесс. Другая концепция пытается объяснить развод как «обратное развитие» (типа: симпатия – любовь – сближение – охлаждение – раздражение – распад) и утверждает, что это происходит в каждом браке. Но если в семье высокий уровень взаимоотношений, откровенности, гармоничность и удовлетворенность в сексуальных отношениях, то эта теория не подтверждается.
Наиболее распространенные факторы, увеличивающие вероятность распада брачно-семейных отношений:
Стивен Дак выделил 4 фазы распада эмоциональных отношений (дестабилизации):
Стратегии поведения в разводной ситуации также могут быть различными: Развод – это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства. Р. Кочюнас предложил модель Кюблер-Росс: Источник |