В большинстве культур одной из самых очевидных истин является существование в обществе мужского и женского начал. Отношения к ним менялось в зависимости от этапа развития общества и тех ценностей, которые в нем преобладали. Так в Древней Индии женское начало рассматривалось как источник мироздания и обожествлялось. А вот в языческой Руси женщина, наоборот, ассоциировалась с чем-то темным и мрачным.
Разделение общества на мужскую и женскую половину можно проследить еще на заре становления человека. В первобытном племени у женщин и у мужчин существовали совершенно разные обязанности. Мужчины занимались охотой, часто опасной для жизни, а женщины собирательством и хозяйством, что также было немаловажным занятием, хотя и не играло центральной роли в жизни племени. Это неравенство было порождено различием в физической силе, так как именно она позволяла первобытному человеку обеспечить свое существование, и носило объективный характер.
Однако временя менялись и примат физической силы становился все более значимым. Для успеха в жизни уже не требовалось бегать и прыгать. Становилось важным мастерство, умение выполнять некую работу.Но положение женщин долго оставалось прежним: они не могли претендовать на то, чтобы занимать ту же позицию, что и мужчины.Объяснение этому давалось простое: женщины менее талантливы и способны, им не следует участвовать в общественной жизни, а значит, и развивать требуемые для этого навыки.
В наше время представление о женщине существенно изменилось, ведь теперь она играет совершенно другую роль в обществе и может выступать в нем наравне с мужчиной. А это значит, что и девочка может развиваться так же, как и мальчик.
Но несмотря на идею равенства полов, во многих цивилизованных странах до сих пор существует практика раздельного обучения мальчиков и девочек.Тем не менее в современном обществе ее обоснование уже иное: признавая равенство полов как таковых, сторонники данного подхода уверены, что мальчики и девочки все же отличаются друг от друга по стратегиям усвоения информации и видам научной и художественной деятельности. Иными словами, раздельное обучение позволит детям более полно реализовать свой творческий потенциал.
Таким образом,перед нами встает весьма важный вопрос: существуют ли различия между мальчиками и девочками? И если эти различия все же есть, то значимы ли они? Откуда они берутся и можно ли их преодолеть отдельному ребенку? Для ответа на эти вопросы необходимо проследить развитие мальчиков и девочек с того самого момента, когда в утробе матери только-только образуется человеческий эмбрион.
Известно,что у человека существует два типа половых хромосом: X и Y. Сочетание хромосом XX характерно для женщин, а XY – для мужчин. При этом сторонники теории эволюции отмечают, что мутации в Y-хромосоме встречаются намного чаще, чем в Х-хромосоме. Иными словами, природа, по сути, экспериментирует на мальчиках, поэтому из них вырастает как больше гениев, так и больше людей с отклонениями. Генетическая же информация в хромосомах девочек представляют собой усредненный стабильный вариант, подразумевающий меньшую вероятность возникновения и гениальности, и патологии, что однако не предполагает их полного отсутствия.
Помимо этого, мальчики по сравнению с девочками рождаются с большей длинной и массой тела, а значит, чаще получают травмы при родах. Неудивительно, что среди мальчиков в итоге больше детей с дислексией, СДВГ и иными нейропсихологическими расстройствами. Кроме этого, во взрослом возрасте такое заболевание, как шизофрения у мужчин встречается чаще, чем у женщин.
Помимо изначальной биологической уязвимости мальчиков, их развитие отличается от развития девочек еще и более низким своим темпом. Поэтому мальчики отстают от девочек по уровню овладения речью, в том числе скорости освоения сложных структур языка, уровню развития крупной и мелкой моторики, координированности в целом, внимания, усидчивости и т. д. В подростковом возрасте пубертат также начинается раньше у девочек, и разница между временем созревания мальчиков и девочек измеряется периодом от года до двух. Однако после юношеского возраста разница в темпах развития исчезает.
Кроме биологических факторов, следует выделить еще и социальные причины, влияющие на развитие мальчиков и девочек. Воспитание детей традиционно осуществляется на основе тех социальных представлений об особенностях поведения мужчин и женщин, которые на данный момент господствуют в обществе. Именно поэтому ребенку вне зависимости от его индивидуальных особенностей, скорее всего, будет приписываться совершенно определенный образец поведения, под воздействием которого дети будут менять рисунок своих действий. Например, более вероятно, что девочке запретят быть агрессивной, в то время как по отношению к мальчику этот запрет либо будет более мягок, либо будет отсутствовать в целом.
Совокупность этих биологических и социальных причин действительно в итоге приводит к тому, что девочки и мальчики отличаются друг от друга по целому ряду социо-эмоциональных и когнитивных параметров.
Так, установлено, что с точки зрения интеллектуального развития мальчики превосходят девочек в уровне развития математических и пространственных способностей, но уступают им в способностях к иностранным языкам. С одной стороны, причиной этого могут быть врожденная специфичность доминирования разных полушарий у детей разного пола. С другой стороны, сами родители и воспитатели могут больше времени уделять развитию у ребенка именно тех способностей, которые на их взгляд, больше соответствуют деятельности мальчиков и девочек.
Более четко развития между мальчиками и девочками проявляются в социо-эмоциональной сфере. Например, девочки легче адаптируются к различным жизненным ситуациям. Это неудивительно, ведь от девочек чаще требуют проявления уступчивости, мягкости, послушания, в результате чего они больше ориентируются на окружающие условия и учатся принимать их в расчет. Аналогичным образом девочки по сравнению с мальчиками более чувствительны к своей внешности, ведь от девочек ожидают, что они буду красивыми и нарядными или хотя бы опрятными.
При этом девочки по сравнению с мальчиками более чувствительны к критике. Однако и само содержание критики, адресуемой мальчикам и девочкам, обычно различно. Так, мальчиков часто ругают за неаккуратность, неопрятность и непослушание, что не затрагивает их интеллектуальных способностей. Девочки же часто не имеют особых проблем с поведением, что позволят взрослым обращать все свое внимание именно на качество выполнения девочками различных заданий. Но задания невозможно всегда выполнять без ошибок, поэтому девочки часто слышат замечания относительно своих способностей – о том, что они не смогли что-то сделать. Хвалят же их за аккуратность, то есть не подчеркивают их интеллектуальные достижения. В итоге для девочек критика становится отражением их некомпетентности, а для мальчиков, скорее, средством внешнего контроля. Так что неудивительно, что девочки реагируют на нее более остро.
Дружба среди детей разного пола также протекает по-разному. Девочки дружат парами, что позволяет им устанавливать друг с другом тесные межличностные эмоциональные отношения. Мальчики же предпочитают дружить «стайками», что делает их игры более динамичными, но менее доверительными. Это не означает, что девочки не могут играть в группах сверстниц. Однако в таких случаях в их игре все же выстраиваются некие предпочитаемые взаимоотношения. Так, в группе девочек при игре в дочки-матери «мама» скорее предложит роль дочки своей подружке, а не иной девочке.
Кроме этого, девочкам по сравнению с мальчиками легче пожалеть обиженного, но сложнее радоваться успеху другого. У мальчиков же все наоборот: они не склонны к сочувствию, но победу друга воспринимают как свою собственную.
Интересно также отметить, что дети склонны уделять внимание именно деталям, связанным с их полом. Если попросить детей запомнить изображение мальчиков и девочек и попросить потом его описать, то детали героя своего пола запоминаются лучше. Это связано с тем, что, во-первых, ребенок более информирован об атрибутах своего пола и их значимости, а во-вторых, социализируясь, ребенок уделяет больше внимания именно своим образцам поведения, что и приводит к лучшей их усвояемости.
Еще один интересный факт отражает влияние на детей представлений о гендерном (поло-ролевом) поведении на детей. Если прочитать детям рассказ, в котором нарушаются гендерные стереотипы, например девочка рубит дерево, и попросить его пересказать, то при пересказе дети обычно устраняют это противоречие и меняют пол героя так, чтобы он соответствовал деятельности.
Все это говорит о том, что даже для маленьких детей важно соответствовать своему полу. Именно поэтому они должны получать правильные и четкие образцы гендерного поведения. Однако в этом случае необходимо учесть два важных момента.
Во-первых, для успешной социализации ребенка недостаточно того, чтобы он получил знания только о своем поле. Дети должны с интересом и уважением относится к детям противоположного пола и достаточно хорошо представлять себе их интересы и особенности. Без этого невозможно успешное общение между мальчиками и девочками.
Во-вторых, представления о типичной девочке и типичном мальчике весьма условны и отражают те эффекты, которые в среднем характеризуют большую часть детей. При этом каждый отдельный ребенок может иметь свои собственные, отличные склонности. Например, девочка может демонстрировать интерес к математике, а мальчик обладать очень хорошими коммуникативными навыками. Современное общество может предоставить все условия для реализации и девочек, и мальчиков вне зависимости от совокупности их способностей. И именно поэтому несмотря на статистические различия между полами, в каждом конкретном случае ребенок может и должен развиваться именно в соответствии со своими индивидуальными интересами.
Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.
Взаимодействие ДОУ и семьи ДОУ и семья являются теми социальными институтами, которые осуществляют речевое воспитание и развитие словесного творчества детей до школы.
Источник
Опрос воспитателей и учителей относительно индивидуальных особенностей поведенческих характеристик детей дает возможность считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы, неуверены в себе и даже более агрессивны, чем девочки. По-видимому, в большинстве случаев это действительно так. Однако, надо иметь в виду, что наше видение ребенка не всегда объективно отражает то, что есть на самом деле.
Мы сравнили характеристики, которые давали одному и тому же ребенку родители (почти исключительно мамы, а не папы) и воспитатели (тоже женщины). К нашему удивлению расхождения были весьма значительными и разными для мальчиков и девочек.
Так, мальчиков родители часто считают неэмоциональными, когда воспитатели отмечают их повышенную эмоциональность. В то же время при оценках эмоциональности девочек характеристики и мам, и воспитателей совпадают. Но родители часто считают тревожными девочек тогда, когда ни воспитатель, ни психолог тревожности у них не отмечают. У мальчиков встречаются лишь обратные случаи, когда психолог говорит о том, что мальчик очень тревожен, а родители с полной уверенностью заявляют, что их сыну такое качество не свойственно.
Значит, родители склонны несколько завышать эмоциональность дочерей, видимо потому, что она проявляется в их речи и более наглядна, и не замечать эмоциональных переживаний сыновей. То есть родители обычно хуже понимают внутренний мир мальчиков. Даже такие, казалось бы, наглядные черты поведения, которые мы обычно связываем с понятиями «быстрый» или «медлительный» ребенок, по-разному оценивают родители и воспитатели. Если в отношении девочек они однозначны, то мальчики в глазах родителей чаще излишне медлительны, хотя воспитатели считают их быстрыми. Правда, иногда, наоборот — именно воспитатели жалуются на медлительность мальчиков, а их родители считают, что их сыновья очень подвижны и быстры. То есть и здесь разногласия касаются почти исключительно мальчиков.
Это наводит нас на размышления о каких-то существенных различиях в организации, в регуляции двигательной и эмоциональной сферы мальчиков и девочек. А организует и регулирует любую деятельность человека его мозг. Исследовать особенности работы мозга можно с помощью объективных нейропсихологических тестов и прямой записи биоэлектрической активности мозга во время разных видов деятельности.
Сначала мы провели нейропсихологическое исследование, которое состояло в том, что ребенку — одновременно каждому глазу по отдельности — предъявлялась картинка, но картинки были разными, а ребенок этого не знал. Такой тест называется диоптическим просматриванием. Обычно дети при этом говорили, что видят только одну картинку, и называли правую или левую. Оставим сейчас вопрос о специфике обработки поступающей информации левым и правым полушариями мозга и сосредоточим наше внимание на восприятии ребенком эмоционально окрашенной информации.
В ряду прочих картинок мы показывали улыбающееся и грустное лицо, причем, если правый глаз видел улыбающуюся рожицу, то левый — грустную. Через некоторое время картинки меняли местами, и уже в левый глаз поступала позитивная информация, а в правый — негативная. Если свести все результаты по шестилетним детям вместе, то окажется, что и мальчики, и девочки независимо от того, какому глазу показывают какую картинку, чаще говорят, что они видят улыбающуюся рожицу. Грустное лицо они видят реже, т.е. глаз-то видит, в мозг информация об увиденном поступает, но в сознание не допускается.
И вот наши дети пошли в первый класс. Это колоссальная нервная нагрузка на их психику. Изменяется весь привычный уклад жизни, меняется та внешняя среда, в которой живет ребенок, и в ответ на это начинает иначе работать и его мозг. В конце первого класса мы снова провели то же исследование с теми же и с новыми детьми. У девочек картина сохранилась почти полностью и практически не различалась в разных классах. А вот для мальчиков этот год не прошел бесследно: они стали чаще говорить, что видят грустное лицо. То есть негативная информация стала прорываться в сознание, и при восприятии одновременно позитива и негатива мозг стал чаще выбирать негатив, что обычно детскому (а может быть, и взрослому) восприятию не свойственно.
Важно, что результаты анализа мозгом положительных и отрицательных воздействий очень зависели от личности учителя, который работал с ними. У педагога авторитарного типа (требование безоговорочного подчинения, упор на следование жестким правилам, исключение тонких душевных контактов даже при внешней видимости доброжелательности отношения: «я сказал — ты сделал») такое нарастание настроенности мозга на принятие неприятного, вызывающего негативные переживания, и игнорирование положительной, эмоционально позитивной стороны воспринимаемого мира выражено наиболее сильно.
В тех классах, где учитель предпочитал демократический тип воспитания (стремление добиться желаемого поведения не через давление своим авторитетом, не через требование подчинения, а через стремление к пониманию внутреннего мира ребенка, способность услышать и понять суть его трудностей), детям, а в первую очередь мальчикам, повезло больше, они сохранили свойственное детству качество: видеть мир добрым и радостным. А конкретно в нашем случае, мальчики продолжали, как и до школы, чаще видеть улыбающуюся рожицу и реже грустную.
Записывая биотоки мозга детей, мы тоже узнали много нового о том, как мальчики и девочки воспринимают и анализируют приятные и неприятные воздействия. Детям разного возраста мы давали ощупать разные предметы, причем ребенок их не видел, а трогал то, что было спрятано в коробке. Одни из предметов были приятными на ощупь: мягкими, пушистыми, а другие неприятными — колючими или шершавыми. Известно, что малыши очень любят мягкие пушистые вещи, с удовольствием играют с плюшевыми, ворсистыми игрушками или трогают мамину кофту из мягкой шерсти. А вот колючую одежду они ненавидят, шершавые, колючие предметы обычно обходят стороной.
У детей, начиная с четырехлетнего возраста, мы обнаружили различия в мозговой активности при восприятии приятного и неприятного. У девочек активность мозга в тот момент, когда они трогали пушистый предмет, была намного выше, чем у мальчиков. Но вот когда предмет был неприятным на ощупь, большую активность проявлял мозг мальчиков. У трехлетних такой выраженной реакции не было: уровень включения высших отделов коры мозга в восприятие и анализ информации не зависел ни от пола ребенка, ни от того, какой эмоциональный знак она носила (рис. 3). Правда, более тонкие исследования показывают, что даже у таких малышей разные структуры мозга включаются в эту деятельность неодинаково.
Если мы проследим, как изменяется активность мозга на протяжении длительной деятельности, носящей эмоциональный характер, то и здесь нас ждут сюрпризы. Дети-дошкольники смотрели и слушали сказку «Красная шапочка». Время от времени действие прерывали и давали детям ощупать среди других невидимый ими приятный на ощупь предмет (это была лапка песца от старого воротника, покрытая мягкой шерстью). Один раз они это делали до трагических событий сказки, и взрослый называл предмет: «это лапка». В другой раз сказку прерывали после того, как волк бросился на Красную Шапочку (но еще не успел съесть ее) — дети снова ощупывали ту же лапку, но взрослый вдруг говорил им: «Это лапа волка».
Конечно, это вызывало у большинства детей неприятные эмоции: одни замирали, другие бросали предмет, глаза их округлялись, вегетативные реакции показывали наличие эмоций. Тогда сказку начинали показывать снова и, когда волк бросался на Красную Шапочку, вновь давали ощупать тот же предмет. Дети, конечно сразу узнавали его. Взрослый снова говорил: «это лапа волка».
Но далеко не все дети при этом испытывали отрицательные эмоции. Некоторые редкие дети (и это были девочки) улыбались, узнавая предмет, и радостно сообщали, что они так и думали, что это лапа волка. Для них важнее было не то, что происходило в сказке, а то, угадали ли они, что за предмет дал им взрослый. Главное для них — установить контакт со взрослым, правильно выполнить задание, которое дал взрослый, а не переживать за Красную Шапочку. Как только взрослый включился в деятельность — стал давать какие-то задания, в данном случае ощупать предмет, — установка этих девочек поменялась и полностью переключилась на контакт со взрослым. Можно думать, что и сказку они тоже теперь смотрели для того, чтобы суметь все запомнить и, если надо, ответить на вопросы. Мальчики же, впрочем как и многие девочки, смотрели сказку, почти не обращая внимания на взрослого до тех пор, пока он не отрывал их от действия сказки для выполнения каких-то заданий, но и тогда они все еще жили сказкой.
У девочек, еще до показа сказки, как только начиналась работа со взрослым (ощупывание разных предметов), уровень биоэлектрической активности мозга повышался и оставался высоким все время, пока девочка смотрела сказку и ощупывала предметы.
У мальчиков картина иная. Когда они просто ощупывают предмет, задействованы только те центры, которые непосредственно участвуют в регуляции этой конкретной деятельности, и общая активность мозга невелика. После того, как лапка оказывается лапой волка, активность повышается, а затем снова падает. Когда мальчик сам узнает предмет (лапа волка), активность снова возрастает и снова падает, не повышаясь даже на слова взрослого («это лапа волка»). Причем активность носит очень избирательный характер: включаются слуховые и моторные центры речевого полушария, а также лобные структуры, которые программируют последующие действия ребенка и прогнозируют результат.
Можно думать, что мальчики осмысливают ситуацию и готовят способ выхода из нее. У девочек же активируется весь мозг: и зрительная, и слуховая, и моторная кора, и ассоциативные структуры обоих полушарий.
Итак, мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействее, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.
Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика — они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от мамы (и сестры или одноклассницы), не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, т.к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если вся ваша речь сводится к двум словам: «ты плохой», — то чего вы ждете от мальчика? Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно — чем же вы недовольны.
Итак, мы с вами пришли к важному выводу: мальчик и девочка — это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Если вы уже растите славную дочку, а у вас родился сын, знайте, что во многом вам придется начинать с нуля и ваш опыт воспитания дочки иногда не только не поможет вам, а даже будет мешать. То же самое произойдет, если после сына у вас родилась долгожданная дочь, хотя здесь сложностей обычно меньше.
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать — зависит только от нас с вами.
Источник