Арт-директор Playrix о Цвете. Часть 1. Как цвет влияет на наши эмоции?
Начинаем серию статей о феномене цвета от арт-директора Playrix Светы Саблиной. Света поделится собственным видением и расскажет, как знания о цвете могут помочь в работе художника.
Эмоции. Очевидность с неочевидной точки зрения
Что такое эмоции?
Почему именно они, эмоции? Это объективная область исследований, которая касается непосредственно каждого человека. Это не физика, не теория цвета, не колористика. Хотя в какой-то мере все эти вещи связаны. Но все же эмоции — это про наш мозг. И мне, как художнику, очень важно изучить механизм процессов, связанных с цветом и вызывающих эмоции, чтобы увереннее и с большим пониманием использовать цвет в своей работе.
Согласно теории, за эмоции человека отвечает лимбическая система. Она координирует эмоциональные, мотивационные, вегетативные и эндокринные процессы и интегрирует две важнейшие функции мозга животного и человека: эмоции и память. От нее зависит эмоционально-гормональная активность животного, которая, как правило, плохо поддается рассудочному контролю даже у человека.
Среди ученых нет единого мнения о составе лимбической системы, но считается, что эмоции рождаются именно в ней. От лимбической системы возбуждение передается в кору, спинной мозг и периферическую нервную систему. Поэтому эмоции в прямом смысле «захватывают нас с головой». Вспомните, когда у вас по телу бежали мурашки от восторга или удивления?
Американский ученый Яак Панксепп создал классификацию базовых эмоциональных систем. Эмоции типа гордости, стыда и вины он отнес к эмоциям самосознания — вторичным, так как их порождает культура, а первичные эмоции человек изначально несет в себе, независимо от влияния общества.
Целые мировые индустрии — кино, телевидение, производство игр — опираются на наши базовые эмоции, вызывая в нас ярость, страх, похоть. Но сегодня мы подробнее остановимся на такой базовой эмоциональной системе, как seeking (поиск). Это самая большая и наиболее универсальная эмоциональная система, доставшаяся нам от животных.
Животному для выживания необходимо искать и находить ресурсы, причем делать это достаточно энергично, с энтузиазмом. Высшее чувство, производимое этой системой – эйфория. В более умеренной форме – энтузиазм.
Давайте попробуем заглянуть дальше и предположить следующую стадию — религиозный, мистический экстаз, присущий только человеку. Самопознание — тоже своего рода поиск, но более высокого порядка. И это жизненно необходимые процессы.
Иногда эйфорию ошибочно путают с экстазом. Эти состояния действительно в чем-то похожи, но абсолютно разнородны с точки зрения психологии.
Что означает эйфория? Положительно окрашенный аффект, состояние отличного самочувствия как эмоционального, так и физического, а экстаз — это крайняя степень духовного напряжения, высший восторг, пребывание будто бы вне себя.
И уже на этом этапе мы можем проследить связь эмоций и цвета. Во многих культурах и религиях мира цвет используется, чтобы вызвать у человека определенный эмоциональный отклик, например, витражные окна в готических соборах или разноцветные мандалы.
Многие великие люди связывали цвет, свет, эмоции и ощущения. Немецкий писатель Иоганн Гете писал, что цвета — это деяния и страдания света. По Карлу Юнгу, цвет — это родной язык бессознательного. Психическое воздействие цвета, по Кандинскому, рождает “вибрацию души”. Поль Сезанн был уверен, что для импрессиониста писать с природы значит не нарисовать какой-либо предмет, а осознать свои ощущения.
Энтузиазм, эйфория, экстаз — чтобы вызвать такие яркие эмоции, используя цвета в наших играх, нужно хорошо разбираться в физиологии возникновения этих состояний.
За энтузиазм отвечает серотонин — гормон счастья, радости. Он вырабатывается в нашем организме в моменты экстаза, а во время эйфории его уровень повышается. Для выработки серотонина обязательно нужен солнечный цвет. А это, безусловно, яркие, насыщенные краски. Если серотонина слишком мало, то есть риск получить депрессивное расстройство.
Когда человек испытывает радость, кроме серотонина (спокойная и светлая радость), выделяются еще окситоцин, дофамин и эндорфины (буйная радость, эйфория). Эти гормоны, помимо повышения настроения, уменьшают страх, снижают боль, увеличивают регенерацию клеток, замедляют старение, улучшают сопротивляемость стрессу.
В темное время суток, когда все цвета вокруг нас приглушены, вырабатывается мелатонин. Он помогает нам расслабиться и уснуть. В определенном сочетании с серотонином порождает яркие видения, озарение и экстаз, например, во время медитации. Именно благодаря мелатонину мы можем видеть цветные сны.
Если яркие краски стимулируют выработку этих гормонов, то выходит, что наблюдение за цветом не только приятно, но и полезно! Поэтому мы используем в своих играх яркие насыщенные иллюстрации, которые нравятся большинству людей, ведь это базовая потребность организма.
В чем связь эмоций и цвета?
Каждый цвет вызывает у нас свои ассоциации и имеет огромное количество связей: цвет и бренд, цвет и искусство, цвет и национальная культура.
Цвет — это символ эмоций. Мы можем не догадываться о точном значении цвета, но наше подсознание выделит его из окружающей среды и даст нам о нем информацию на уровне эмоций. У каждого эта ассоциация индивидуальна, но все же доказано, что тот или иной цвет вызовет у всех схожую эмоцию.
В 2019 году прошел интересный эксперимент — исследование ассоциативных связей в современном русском языке.
В ходе исследования участникам показывали названия основных цветов и просили указать одну или несколько эмоций, которые у них ассоциировались с этим цветом, и передать их интенсивность.
В результате выяснилось, что наиболее выраженные ассоциации с гордостью повторяли цвета российского триколора и, по всей видимости, отражали официально принятые ассоциации красного цвета с державностью, силой, кровью, пролитой за Родину, с победой; белого цвета – со свободой и независимостью, миром, чистотой и непорочностью; синего – с верой и постоянством. Как мы видим, в большинстве случаев связь цвет-эмоция закладывается на уровне культурного и национального кода, но все же нельзя отрицать, что восприятие цвета человеком зависит от многих факторов — от эмоционального состояния, физического самочувствия и времени суток. Многие реакции на цвет возникают в процессе развития личности и меняются с годами, а некоторые — присущи нам по праву рождения.
Взаимосвязь цвета и эмоций — многоуровневое явление. Мы видим, что с одной стороны, цвета и их сочетания являются символами эмоций, а с другой — эмоциональное состояние человека часто влияет на наше восприятие цвета.
Как цвет влияет на человека? Цвета не существуют локально и изолированно. Мы не воспринимаем эмоционально каждый кусочек цвета где бы то ни было отдельно. На то, как мы видим цвет в конкретный момент времени, влияет освещение, окружающие предметы, контекст. Но большинство исследований занимаются изучением именно локальных цветов, упуская из виду спектральные градиенты.
Невозможно пройти мимо этой розы флорибунда — ее цветовые переходы на лепестках, богатство оттенков завораживают и заставляют остановиться и рассматривать эту цветовую пульсацию. Почему это происходит?
Наш взгляд всегда привлекают оттенки и цветовые переходы — радуга, северное сияние. Нас завораживают блеск металла, светящиеся глаза животных, блики каустиков. Вспомните, как мы реагируем на салют? Мы радуемся как дети. Для некоторых народов, живущих на севере, характерно явление мерячения. Этот удивительный эффект описан очень давно. Под влиянием полярного сияния определенной силы и цвета люди, подверженные этому явлению, впадают в гипнотический транс.
Как объяснить эти феномены? Вероятно, цвет и свет являются определенным стимулом, который одинаково влияет на всех нас, заставляя испытывать восторг и удивление, впадать в транс или эйфорию. По своей природе эта реакция похожа на экстатическое состояние, о котором мы говорили раньше.
Выходит, что наше восприятие цвета субъективно и объективно одновременно, а его воздействие на нас происходит на физическом уровне. Как, учитывая это, можно выработать общие рекомендации по работе с цветом, которые будут актуальны и для художников в игровой индустрии? Для этого предлагаю посмотреть, как менялось наше цветовосприятие на протяжении последних ста лет.
Источник
Влияние Солнца на эмоциональное состояние человека
Научно-исследовательская работа для городской НПК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_vliyaniesolncanacheloveka2.rar | 40.45 КБ |
Предварительный просмотр:
- Солнце – самая знакомая звезда, источник жизни на Земле.……………4
— Солнце – монетка, — скупой проворчал.
— Нет, сковородка! – обжора вскричал.
— Нет, каравай, — хлебопёк произнёс.
— Компас, — сказал убеждённо матрос.
— Солнце – звезда, — астроном объявил.
— Доброе сердце, — мечтатель решил.
А. Еськова, 3кл., Заречный
Солнце – самый знакомый всем людям астрономический объект; источник света и тепла, дающий нам жизнь, и источник ультрафиолетового излучения. Расстояние между нашей планетой и Солнцем, масса и орбита Земли, сам тип звезды – Солнца – создали гармонические предпосылки для возникновения и развития жизни на Земле. «Дыхание» Солнца (процесс пятнообразования) связан с жизнью на Земле. Живые организмы преобразуют энергию Солнца и за счёт этого живут. Воздействие Солнца сказывается на работе различных радиосистем, энергосетей, проводных линий в Арктике, на интенсивности электрического тока. Энергии Солнца достаточно, чтобы вызвать полярные сияния и магнитные бури. Влияние солнечной активности на человека установил ещё в 20-х годах А. Л. Чижевский. Учёные заметили, что ухудшение состояния больных людей максимально проявляется или сразу после солнечной вспышки, или с началом магнитной бури. И пришли к выводу, что уровень солнечной активности в год рождения ребёнка существенно отражается на его конституционных особенностях. Согласно принципу закона аналогии, «как вверху, так и внизу», организм человека – это Вселенная в бесконечности космоса. Мы живём в Солнечной системе, и её центром является солнце. В соответствии с законом в нашем организме тоже есть центр, и этот центр – сердце. Нас заинтересовал вопрос, как связаны эти два центра, как влияет солнце не только на здоровье человека, но и на его настроение. Поэтому тема нашего исследования – «Влияние Солнца на эмоциональное состояние человека».
Цель: Выяснить, как влияет Солнце на настроение человека.
Задачи: 1. Познакомиться с научной литературой о Солнце.
2. Найти информацию о влиянии Солнца на человека.
3. Выяснить путём анкетирования, как Солнце влияет на настроение взрослых и детей.
4. Представить одноклассникам результаты исследования.
Гипотеза: Мы предположили, что в ясные солнечные дни настроение людей улучшается, повышается их работоспособность и творческая активность.
Практическая значимость: Материалы работы можно использовать при проведении уроков окружающего мира, классных часов и бесед с учениками начальных классов, родительских собраний .
Солнце – самая знакомая звезда, источник жизни на Земле.
Солнце – это массивный раскалённый газовый шар. Внутри него постоянно происходит расщепление атомов водорода, его переработка в гелий. Этот процесс называется ядерной реакцией синтеза. При этом выделяется гигантское количество энергии. Температура поверхности Солнца около 6 000 градусов, температура ядра – 14 млн. градусов. Расстояние от Земли до Солнца почти 150 млн. км. Его свет распространяется со скоростью 300 тыс. км/сек. и доходит к нам за 8 мин. Солнечный диаметр в 109 раз больше диаметра Земли (как арбуз и арбузное семечко). Масса Солнца почти в 333 400 раз больше массы Земли и в 750 раз больше массы всех планет Солнечной системы и их спутников. (Приложение 1)
Солнце содержит в себе огромнейшее количество энергии. На Землю попадают лишь около одной половины миллиардной доли энергии. Но именно благодаря ей на нашей планете происходит круговорот воды, дуют ветры, развивалась и развивается жизнь. Значение Солнца для жизни на Земле человек понимал ещё в далёкие времена. Этимологический словарь Фасмера говорит о том, что слова «солнце» и «сердце» имеют общие источники происхождения. Славяне поклонялись Богу Солнца Дажбогу, римляне – Богу Солнца Гелиосу и Апполону… Правители, чтобы возвеличить свою власть, внушали людям, что произошли от Бога Солнца. Люди заметили, что богатство урожая зависит от солнечного света и тепла, и отразили это в сказках, загадках, пословицах и поговорках. Народная мудрость гласит: «Солнце пригреет – всё поспеет», «Солнце встанет – так и утро настанет», «Солнце сияет на благих и злых», «От солнца бегать – света не видать», «Вешнее солнышко землю воскрешает»…
Солнце и здоровье человека.
Солнце – самое великое,
что могут видеть глаза человека.
Солнце — это не только центральное светило Солнечной системы, но и частное проявление космического универсального света. Проявление солнечной активности оказывает сильное влияние на человека. Организм человека – это своего рода Вселенная в бесконечности Космоса. Вселенная организма человека (от молекул до систем органов) устроена также гармонично, как и наша Солнечная система. «Солнце – есть Сердце системы, так же сердце человека есть солнце организма». Солнце при каждом своём обороте сокращается так же ритмично, как человеческое сердце. Феномен пятнообразования подобен правильной и здоровой пульсации сердца. Ритмическая работа Солнца и работа человеческих сердец определённым образом связаны между собой (например, солнечный луч достигает Земли за 8 минут, артериальная кровь достигает мозга после сокращения сердца за 0,8 секунд).
Как влияет деятельность Солнца на центры высшего нервного аппарата человека – прямо или косвенно? Сразу на орган психической деятельности или же при участии таких факторов, как голод, возникший вследствие засухи и вызвавший войну или дороговизна продуктов, побудившая народ к восстанию и т. д.? Изучение этого вопроса показало, что косвенный фактор, хотя и часто сопутствует, но совсем не является необходимым. Действительно, одно и то же число концентраций исторических событий в каждом столетии и одновременность их во многих участках Земли говорит о том, что эти явления вызываются ни какой-то местной естественной причиной, а некоторыми силами, строго-периодически влияющими на человечество, независимо от того, какую область земного шара оно населяет. Здесь резко бросается в глаза именно эта одновременность массовых волнений или даже возмущений на всем земном шаре. Поэтому необходимо заключить, что возмущающие силы действуют повсеместно в одно и то же абсолютное время. Электрическая энергия Солнца является тем внешним естественным фактором, который оказывает влияние на ход исторического процесса. Теперь же обратимся к рассмотрению зависимости, существующей между человеческим организмом и различными колебаниями окружающего его пространства. Следует помнить, что зависимость эта между живой и неживой природой чрезвычайно сильна, хотя и тонка до неуловимости… Известно, что электрическое действие солнечного света на атмосферу вызывает в ней ряд химических превращений. Ультрафиолетовые лучи солнечного света производят химическое действие. Они превращают молекулу кислорода (О 2 ) в молекулу озона (O 3 ). За изменением химического состава воздуха неминуемо следует нарушение нормальных отправлений в организме и изменение течения химических реакций в некоторых важнейших органах.
Исследования показали, что число несчастных случаев и травматизма на транспорте увеличивается во время солнечных бурь, которые оказывают влияние на центральную нервную систему (появляется заторможенность, медлительность, ухудшается сообразительность, увеличивается вероятность принятия неверных решений). (Приложение 2) Во время экстремальных космических ситуаций страдает энергетика и ребёнка. Могут появляться нарушение сна, беспокойство, плаксивость, потеря аппетита, повышение температуры, возможно повышение возбудимости, нарушение внимания (отсюда – медленное выполнение школьной работы), могут возникать конфликтные ситуации. В этот период особенно остро необходимо чуткое отношение к ребёнку родителей и педагогов.
Причина плохого настроения у человека кроется, в первую очередь, в полном отсутствии солнца. Чем меньше света попадает на кожу, тем более подавленным чувствует себя человек. Пасмурная погода, грязь на улицах, мрачные лица прохожих – всё это активно провоцирует уныние и скуку. Проблема настолько серьёзна, что уже вышла на 1 место в мире среди причин неявки на работу среди взрослых. Учёные уже успели окрестить эту нашу грусть «Чумой 21 века».
При этом учёные считают, что нормальное солнечное излучение положительно сказываются на иммунитете, на деятельности сердца, аппетите и настроении. Точно установлено, что под действием солнечных лучей вырабатывается витамин Д, способствующий переработке кальция. Нет солнца – и кости становятся хрупкими, зубы крошатся, волосы выпадают, ногти слоятся, кожа шелушится. Считается, что 15 мин., проведённых на солнце в день, является достаточным для получения пользы человеческим организмом..
Солнце стимулирует выработку «гормонов удовольствия», поэтому считается, что солнечный свет – лучший природный антидепрессант. Его положительное влияние распространяется и на сферу межличностных отношений: если холод побуждает нас «закрыться», то солнце, напротив, «раскрывает» нас по отношению к внешнему миру и окружающим. Именно поэтому летом нам легче вступать в новые контакты и заводить новых друзей. От Солнца исходит энергия счастья. Наши исследования это наглядно показывают. (Приложения 3, 4) Анкетирование детей отчётливо демонстрирует прямую зависимость настроения и успешной деятельности от наличия тёплой и солнечной погоды, располагающей каждого ребёнка к радостному общению, желанию быть победителем, ощущению быть любимым и любить самому. Анкетирование взрослых показало, зависимость их настроения от нескольких факторов. Но Солнце и солнечная энергия занимают важное и значительное место среди других факторов, способных помочь взрослому человеку «раскрыться» в полной мере.
В астрологии Солнце — важнейший фактор характеристики духовной жизни. Солнце показывает, насколько мы можем «светить» — как в прямом, так и в переносном смысле. «Бог есть свет». «В каждом атоме, — говорил Шабистари (Персия, XIII в., суфийский поэт), — заключен пылающий свет тысячи солнц». Эта энергия в первую очередь поступает к нашему сердечному центру, а затем к другим чакрам. Жизненная сила бьется в нашем сердце, дает нам импульс к росту и развитию, привносит энергию в органы и системы нашего тела. Мы, как Солнце, тоже излучаем энергию. Что такое аура? Это энергетическое поле человека. Это наше тепло, запахи, электричество, химия, вибрация сердца и клеток, наши слова, мысли и убеждения. Это свет нашей души, пропущенный через наше сознание. И чем чище и возвышеннее сознание, тем светлее и ярче наша аура. Большой свет ауры – большое сердце. Говорят, что голову святых окружает золотистый нимб, который можно видеть даже невооруженным глазом. И по цвету нашей ауры можно определить, насколько мы здоровы духом и, следовательно, телом. Мы всегда обладаем свободной волей. Мы можем, к примеру, использовать энергию своего сердечного центра, чтобы быть естественно добрыми, любящими и щедрыми, но можем воспользоваться ею и для того, чтобы быть эгоистичными и жадными. Чем темнее у нас аура — тем больше у нас болезней и проблем в судьбе. Почему темнеет аура? Откуда берется наша астральная грязь? От наших обид, уныния, гнева, грязных мыслей, пожелания кому-то плохого, обмана, страха… .
Умственная чистота также зависит от Солнца, потому что и Солнце, и ум имеют огненную природу. Солнце дает силу уму для деятельности. У человека, имеющего слабый контакт с Солнцем, ум работает вяло, ему тяжело думать, и наоборот . Хорошие поступки приведут к тому, что мы увидим мир и всех людей очень красивыми и счастливыми. Когда настроение плохое, все кажутся плохими. Почему один человек улыбается людям, а другой на них злится? Учительница поставила двойку — плохая, поставила пятерку — сразу стала хорошей. Все воспринимается через призму ума. Учительница, какой была, такой и осталась.
Солнце позволяет добиться успеха. Если вовремя не делать то, что необходимо, хорошего результата не будет. Солнце повышает жизненный тонус, дает чувство счастья, поддерживает и вдохновляет человека. Тот, кто просыпается рано утром, получает заряд бодрости. Поздний подъем приводит к подавленности, мы становимся несчастными. Если человек ест не вовремя, он теряет силу, и в его организме накапливаются токсины. Прием пищи в подходящее время восполняет энергию. Таким образом, Солнце контролирует нашу жизнедеятельность .
В медицинском плане Солнце отвечает за сердце, мозг, позвоночник, кости, голосовые связки, за зрение. Обычно у людей, имеющих плохую связь с Солнцем, слабое зрение, у них проблемы с кровообращением, больное сердце, высокое кровяное давление, слабые кости, они страдают эпилепсией, головными болями и облысением. Такие люди отличаются небольшой жизнестойкостью, повышенной раздражительностью, аппендицит у них протекают в тяжёлой форме. (Приложение 5)
Чувства живут в сердце. «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». (А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц») Как при солнечном мы видим все ярче и чётче, так и сердце нам подсказывает и показывает, где у нас «слабые места». Надо учиться слушать и слышать своё сердце. Сердце – единственный орган в теле, который наполняет кровь неизвестной нам информацией. Головной мозг может всё проанализировать и рассчитать, но только сердце способно предчувствовать и заранее точно знать. Сердце и чувствует, и знает. «Чувствознание есть зажжённый огонь сердца», – говорят мудрецы. Культ Света есть культ Сердца. Солнце – естественный источник света – распространяет свет прямо и по всем направлениям. Хочешь быть «солнечным человеком» – учись светить всем – быть естественным. У солнечного света цвета нет, и в то же время «белый свет» состоит из всех цветов радуги. Свет Солнца всё вместил и щедро всех одаривает, не выбирая. Вмести всё – Солнцем станешь! Мы знаем, что в темноте даже малый свет большим выглядит, а в ярком свете и тьма меньше кажется. В огромном напряжении – освобождая себя от страха быть нестандартным – рождаем свой свет. Чем больше самостоятельности, нестандартности и творчества, тем светлее аура. Будь светлым – и плохого будет меньше!
Чтобы стать «солнечным человеком» необходимо, избавляясь от отрицательных черт характера, развивать в себе следующие качества:
- Теплоту сердца – как постоянный очаг.
- Естественность.
- Самостоятельность.
- Ответственность.
- Открытость знаниям и людям.
- Решительность, оптимизм, целеустремлённость.
- Твёрдость, силу воли, энтузиазм, искренность, благородство, самодисциплину, великодушие, человечность, щедрость, увлечённость, деятельностью, чувство собственного достоинства, творчество.
Солнце спрятано в каждом!
Надо лишь вовремя вспыхнуть,
Не боясь, что окажется мало
Вселенского в сердце огня.
Таким образом, в результате наших исследований мы нашли подтверждение нашей гипотезы, что эмоциональное и физическое состояние человека зависит от интенсивности солнечных лучей. Кроме того, мы сделали вывод о том, что многое зависит и от самого человека, его отношения к окружающему миру.
Вот несколько простых шагов, чтобы энергия солнца не покидала вас:
- Попробуй повторить себе пару раз, что «Солнце есть всегда!» Да, сейчас оно за тучами, но оно точно есть! Такое тёплое, яркое, приветливое, твоё!
- Зажги поярче лампы, пусть внутри твоего жилища и внутри тебя станет светло.
- Если есть любимая музыка – включи! И, приводя в порядок свою комнату, представляй, что ты чистишь и своё внутреннее пространство тоже, выметая из своей души грусть-бессилие.
- Больше общайся с другими, радостными людьми.
- Вечером перед сном ещё раз организуй максимально яркое освещение. Тогда заряд света поможет не грустить пасмурным утром.
Чтобы счастье чуть-чуть улыбнулось —
Постарайтесь его не спугнуть.
Если солнце от нас отвернулось —
Надо к солнцу себя повернуть.
Не напяливай кислую мину,
Это может тебе повредить,
Улыбайся! И выпрями спину!
Сколько можно сутулым ходить?
Если грустные мысли лелеять —
Что хорошего? Да ничего.
И ответственность нужно смелее
Возлагать на себя самого.
Победив свои страхи отчасти,
Не всегда покоряйся судьбе.
Пожелай окружающим счастья,
И оно улыбнется тебе!
Солнце сразу тебя заприметит,
Оно ценит улыбки и смех.
Солнце всем одинаково светит,
А вот греет, бывает, не всех.
Не давай настроеньям осенним
Взять тебя целиком в подотчет.
Если в храм приходить в воскресенье –
Будешь солнцем ты взят на учет! Римма, Тель-Авив
Выполнил: Залётов Фёдор, ученик 2-б класса,
Источник