- ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА статья
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Особенности эмоциональной сферы у дошкольников с нарушенным слухом статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
статья
В статье представлен анализ на предмет того, что социальная ситуация, в которой пребывает ребенок с нарушениями слуха, играет важную роль в возникновении и формировании у него определенных составляющих личности и, как следствие, гармоничного эмоционального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_i_problemy_emotsionalngo_razvitiya_detey_s_narusheniyami_sluha.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат № 36 города Ставрополя»
(ГКОУ С(К)О школа-интернат №36 города Ставрополя)
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
В статье представлен анализ на предмет того, что социальная ситуация, в которой пребывает ребенок с нарушениями слуха, играет важную роль в возникновении и формировании у него определенных составляющих личности и, как следствие, гармоничного эмоционального развития.
Ключевые слова: социальная среда, эмоциональная сфера, синтония, мимика, жесты, нарушения слуха.
Социальная среда, в которой оказывается ребенок с нарушениями слуха, имеет особое значение в формировании у него особенностей в развитии эмоциональной сферы, становлении определенных черт характера. Личность ребенка формируется в ходе усвоения и анализа социального опыта, то есть в процессе общения как со сверстниками, так и со взрослыми. Окружающий социум раскрывается перед ним с позиции, при которой ребенок начинает занимать место в системе человеческих отношений. Однако при этом большое значение имеет и его собственная позиция, то, как он сам относится к своему положению. Это достигается при условии, что ребенок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а активно овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями «ребенок — ребенок» или «ребенок — взрослый».
Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот, и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности — с эмоциональным тоном ощущений. Уже на первом году жизни начинают формироваться собственно эмоции, которые носят ситуативный характер, то есть выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Развитие собственно эмоций происходит по следующим направлениям: дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитие способности регулировать эмоции и их внешние проявления. Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения, в результате сопереживаний другим людям, при восприятии произведений искусства, музыки.
На развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха могут влиять определенные неблагоприятные факторы:
1) нарушение словесного общения частично изолирует ребенка с нарушениями слуха от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта;
2) детям с проблемами слуха не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки;
3) отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений;
4) более позднее приобщение к художественной литературе влияет на мир эмоциональных переживаний слабослышащего и глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.
К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения [1, с.288].
В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов рассматривались проблемы своеобразия эмоционального развития детей с нарушениями слуха, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции.
Так, например, В. Петшак провел исследование эмоционального развития детей с нарушениями слуха, в котором решались следующие взаимосвязанные проблемы:
1) определение особенностей эмоционального развития и эмоциональных отношений у детей с недостатками слуха дошкольного и школьного возраста в зависимости от сохранности или нарушения слуха у родителей, а также в зависимости от социальных условий, в которых воспитывается и обучается ребенок, будь то дом, детский сад, школа или школа-интернат;
2) исследование возможностей понимания эмоциональных состояний другого человека слабослышащими и глухими дошкольниками и школьниками [2, с. 132].
Пониманию эмоциональных состояний другого человека способствует восприятие их внешних проявлений в мимике лица, жестах, пантомимике, голосовых реакциях и речевой интонации. Такое понимание происходит более успешно, если воспринимающий знаком с той ситуацией, в которой возникло наблюдаемое эмоциональное состояние, или с данным человеком, его личностными особенностями и может предположить, что послужило причиной этого состояния. Понимание эмоциональных состояний предполагает обобщение многих наблюдаемых ранее аналогичных состояний и их символизацию, словесное обозначение. По мере развития симпатии к другому человеку у ребенка возникает и синтония как способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего — близкого. Синтония является основой сопереживания как способности «присваивать» основные свойства эмоционального состояния другого человека и вчувствоваться в его жизненную ситуацию.
При благополучном социально-эмоциональном общении с ближайшими родственниками у детей с нарушениями слуха очень рано формируется повышенное внимание к выражению лиц общающихся с ними людей, к их движениям и жестам, к пантомимике. Постепенно они овладевают естественными мимико-жестовыми структурами для общения с другими людьми и жестовой речью, принятой в общении между слабослышащими и глухими.
Стоит отметить, что в дошкольном возрасте начинает формироваться такой вид эмоциональных состояний, как чувства, с помощью которых выделяются явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Чувство — это переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям, отличающееся относительной устойчивостью. Сформировавшиеся чувства начинают определять динамику и содержание ситуативных эмоций. В процессе развития чувства организуются в иерархическую систему в соответствии с основными мотивационными тенденциями каждого конкретного человека: одни чувства занимают ведущее положение, другие — подчиненное. Формирование чувств проходит длинный и сложный путь, его можно представить как своеобразную кристаллизацию сходных по своей окраске или направленности эмоциональных явлений.
Развитие чувств происходит в рамках ведущей деятельности дошкольного периода — сюжетно-ролевой игры. Даниил Борисович Эльконин отмечает большое значение ориентации на нормы отношений между людьми, формирующейся в сюжетно-ролевой игре. Нормы, лежащие в основе человеческих отношений, становятся источником развития морали, социальных и нравственных чувств ребенка. Эмоции и чувства участвуют в подчинении непосредственных желаний игровым ограничениям, при этом ребенок может ограничить себя даже в самом любимом виде активности — двигательном, если по правилам игры нужно замереть. Постепенно ребенок овладевает умением сдерживать бурные выражения чувств. Кроме того, он учится облекать выражение своих чувств в культурно принятую форму, то есть усваивает своеобразный язык чувств — принятые в обществе способы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи улыбок, мимики, жестов, движений, интонаций. Овладев «языком» чувств, он пользуется им уже осознанно, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них [3, с.82].
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психическом развитии детей. Личность формируется в процессе коммуникации со взрослыми и сверстниками, в ходе усвоения жизненного опыта. В итоге можно говорить о том, что сама социальная ситуация, в которой пребывает ребенок с нарушениями слуха, играет важную роль в возникновении и формировании у него определенных составляющих личности. Благоприятно влияет на эмоциональную сферу детей с недостатками слуха развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть показаны эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи. Условия домашнего воспитания, важным фактором которого является наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. С помощью коррекционных упражнений необходимо проводить постоянную работу по развитию личности и компенсация сниженных психических функций детей с проблемами слуха.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом. Пер. с франц. – М.: Прогресс. — 2008. –427 с.
- Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих школьников // Дефектология. – 1989. №4.
- Эльконин Д. Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до 7 лет. — М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.
- Федоренко Л.Г. Профилактика эмоционального напряжения в школе // Психология в школе. 2002. 4.1
Источник
Особенности эмоциональной сферы у дошкольников с нарушенным слухом
статья на тему
Эмоциональная сфера ребенка с нарушенным слухом отличается однообразием. У детей вызывают затруднения не только дифференциация эмоциональных состояний, их уместность в той или иной конкретной ситуации . Так как эмоция — абстрактное понятие, не обозначающее конкретный образ, то ребенку трудно понять эмоциональное состояние другог, а тем более обозначить его словом. Отсутствие эмоционального воздействия через устную речь приводит к нарушению коммуникаций. Причинами непонимания эмоционального состояния можно считать ограниченный эмоциональный опыт, а также отсутствие словесной речи. В условиях специального коррекционного воздействия у таких детей нужно развивать способность к эмпатии, пониманию основных эмоций и вербального их выражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh004.pdf | 640.4 КБ |
zozh005.pdf | 643.55 КБ |
zozh006.pdf | 642.5 КБ |
zozh007.pdf | 659.64 КБ |
zozh008.pdf | 687.59 КБ |
otchyotzozh.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Особенности эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями слуха ( на примере подготовительной группы ГБОУ комбинированного вида )
1 .На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Не-слышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.
2 .Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности — с эмоциональным тоном ощущений.
3 .Вследствие ограниченности эмоционального и речевого взаимодействия с миром глухим и слабослышащим детям сложно понимать эмоциональные состояния других людей и свои собственные, их вербальное выражение и установление причин эмоциональных переживаний.
4. Дети с нарушениями слуха позднее, чем их слышащие сверстники, овладевают способностью к сопереживанию.
Отставание и своеобразие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха сказывается и на овладении лексикой, обозначающей те или иные эмоциональные состояния.
Эти и другие особенности социальной ситуации развития детей с нарушениями слуха обуславливают трудности в овладении эмоциями, в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и обобщении.
Описанные психологические особенности детей с нарушением слуха приводят к сложностям социализации и адаптации. Поэтому важно как можно раньше начинать специальное коррекционное обучение и создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы ребёнка.
5. Характеристика детей
Примечание:имплантированные дети — все из семей, где оба родителя с нормальным слухом.
Примечание:дети с 1 и 2 степенью тугоухости — имплантированные, до имплантации была группа глухоты.
78%-из семей,где оба родителя с нормальным слухом.
22%-из семей,где оба родителя с нарушениями слуха.
22%-пользуются слуховыми аппаратами.
33,4%-с 3 степенью тугоухости.
22,2%-с 3-4 степенью тугоухости.
22,2%- с 4 степенью тугоухости.
11,1%- со 2 степенью тугоухости.
11,1%- с 1 степенью тугоухости.
6. Для формирования у детей с нарушенным слухом представлений об эмоциях и причинах,их вызывающих, были отобраны следующие эмоциональные состояния ве
Работа проводилась не только на занятиях(по ознакомлению с окружающим миром,по изодеятельности),но и в ситуациях,возникающих в бытовой,повседневной жизни ребенка («Ты грустный потому что мама ушла»,»Ты обиделся потому,что он не разрешает играть со своими игрушками?»,»Ты рад,что так красиво нарисовал?»).Также вне занятий детям было предложено для прослушивания несколько музыкальных произведений,в массе своей детские песни отечественных композиторов,как то:«Спят усталые игрушки»,»Танец маленьких утят»,»Сюрприз» и т.п. После прослушивания детям предлагалось показать цветной квадратик:красный,если музыка радостная,жёлтый,если спокойная,зелёный,если грустная.
7. Виды предложенных заданий
а)чтение или слушание небольшого текста и рисование по тексту на предложенном шаблоне лица с определённой эмоцией. Шаблон:нарисованные на листе 2 круга одинакового диаметра .Примеры текстов:
«Саша говорит:»Маша,возьми конфеты».Маша говорит»Спасибо,Саша».Саша угостил Машу. Ребята вместе едят конфеты».
«Серёжа и Аня пришли в цирк. Они увидели клоуна. Фокусник показал фокусы .В цирке выступали разные животные:львы,тигры. Ребята увидели слона.»
«Ребята весело играют. Денис не играет. Ребята не хотят играть с ним. Вася говорит:»Денис,возьми машину. Будем играть вместе»».
«Вова говорит:»Серёжа,отдай мою машину».»Нет,это моя машина.»Вова ударил Серёжу. Мальчики дерутся».
- «Света гуляет. Она испачкала одежду. Одежда грязная. Света неаккуратная девочка. Мама ругалась:»Ты — неаккуратная. Ты — неряха.»Света плачет.»Мама, я так больше не буду».
б) рисование лица с определённой эмоцией. Ребёнку предлагалось самостоятельно придумать любую ситуацию,назвать соответствующую данному случаю эмоцию и нарисовать лицо,её выражающую.
Примеры приведённых детьми ситуаций:
«Девочка рада. Потому что наступило лето. Можно купаться в пруду.»
«Девочка грустная. Потому что мама ушла в магазин. Девочка дома одна.»
«Мальчик удивился. Увидел паука.»
в) тренировка эмоций. Детям было предложено:
-разозлиться, как хулиган, который бьёт стёкла;
-обрадоваться, потому что получил подарок от деда Мороза;
-устать, потому что много трудился;
-испугаться, потому что увидел на улице большую страшную собаку;
-загрустить, потому что заболел и т. п.
г) как ты сегодня себя чувствуешь
Ребёнку предлагались картинки с изображениями различных
эмоций. Он должен выбрать ту, которая похожа на его настроение в данный момент.
д) классификация чувств
Ребёнок рассматривает те же карточки и раскладывает их по следующим признакам:
-какие не нравятся.
Задания г) и д) направлены также на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим( эмпатия).
е) какое слово пропущено
Ребёнку предлагались таблички с неполным предложением и с несколькими пропущенными словами:
Я. потому что шары улетели.
Я. потому что мама подарила новую куклу.
Я. потому что заблудился в магазине и не знал, где мама.
Также, помимо всего вышеперечисленного, с детьми проводились беседы, направленные на уточнение (объяснение — в зависимости от ситуации) эмоциональных состояний.
22,2% опрошенных детей не поняли заданий по причине того, что начали систематическое обучение в ГОУ относительно недавно. Устная и письменная словесная речь отсутствуют. Практически у всех возникли затруднения в понимании следующих эмоциональных состояний: спокойствие, стыд ( вина ), обида, скука и гордость. Всего один ребёнок ( слышащих родителей ) смог объяснить, что « Мальчик сидит спокойный, чтобы не мешать папе». Понятие «стыдно» было трактовано только 30% респондентов .Ответы
были:»Мальчики играли в футбол нечаянно разбили окно»,»Мама будет ругаться, девочка плачет »(только после демонстрации картинки»Девочка разбила вазу»), «Стыдно. Грязный ». У большинства понятие «стыдно» ассоциировалось с проступком, за который будут ругать, а может быть и накажут. Даже с опорой на иллюстративный материал многие затруднялись привести свой собственный пример, а соответственно и понять значение слова «обида» ( «Одна девочка украла у другой игрушки»,»Конфеты не дали. Гулять нельзя.»,»Не даёт. Нельзя. Книжки, карандаши не дам.».
Абсолютно у всех опрошенных дошкольников вызвали непонимание эмоции «скука» и «гордость» даже после демонстрации сюжетных картинок с пояснением взрослого. Эмоциональное состояние «скука»
( на иллюстрации была изображена девочка, лежащая на диване)
было объяснено как « ленивая»,» устала, отдыхает». Понятие « гордость»( иллюстрация «Мальчик смастерил скворечник») не поняли даже после объяснения. В представлении опрошенных хорошо выполненная работа ассоциировалась с эмоцией «радость».
Практически все респонденты не различали понятия «злой» и «сердитый». Оно ассоциировалось с глаголом « ругаться» по всей вероятности из-за схожести мимического выражения. « Злой — гоняет собаку палками»,»Злой — дерётся»,»Обижает. Бьёт» — т.е злоба воспринималась как причинение физического насилия. Только один дошкольник пояснил, что «злой» и «сердитый»- « не одно и то же». На просьбу взрослого пояснить, а что же такое «сердитый», ответить затруднился.
Большинство детей не могли привести самостоятельно примеры той или иной эмоции из своей жизни или придумать их:(«Придумай, почему удивился. Увидел ( животное в цирке или зоопарке), нашёл (большой гриб или ягоду в лесу)»).Так как до этого на занятиях педагога и воспитателя был показан аналогичный иллюстративный материал («Увидел крота в саду и т. п.). Это свидетельствовало о наличии трудностей в перенесении жизненного опыта в учебную ситуацию и наоборот за счёт узкого круга общения (дом, группа детсада), скудности своего жизненного опыта, однообразия бытовой жизни ребёнка.
Затруднения в понимании чужого эмоционального состояния, его причин объяснялось ограничением словесного общения. Именно способность понимать эмоции другого человека отражает уровень эмоционального развития ребёнка и степень осознания им своих и чужих эмоциональных состояний. Дети с нарушениями слуха позднее, чем их слышащие сверстники овладевают способностью сопереживать.
По причине особенностей своего мышления (конкретность образов), глухие дети испытывают огромные трудности в понимании отвлечённых понятий. Это проявляется и в учебной деятельности и в процессе усвоения значения слова. Само по себе понятие «эмоция» абстрактно т.е. не связано с каким — либо предметом или действием. Вышеуказанные особенности также затрудняли процесс формирования представления об эмоциональных состояниях.
Личность ребёнка формируется в общении со взрослым и сверстниками. Описанные выше особенности эмоциональной сферы слабослышащего дошкольника приводят к сложности в социализации и адаптации. Поэтому важно как можно раньше начинать специальное коррекционное обучение и создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы ребёнка.
План конспекта занятия «Эмоции» в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха
Цели: знакомство с основными эмоциями,развитие словаря по теме, обращать внимание на способы выражения эмоциональных состояний (мимика, жесты), развитие способности идентифицировать эмоциональные состояния в их графическом состоянии (картинки, в т.ч. сюжетные и пиктограммы, умение мимикой изображать различные эмоциональные состояния
Коррекционные: развитие эмоциональной сферы детей, формировать умение сопереживать и чувствовать настроение (эмоцию) другого (эмпатия).
Образовательные : развитие познавательных интересов, внимания, памяти, мышления, воображения. Активизация эмоциональной лексики
Воспитательные: развитие умения доброжелательно относиться друг к другу, формировать навыки общения, развивать коммуникативную активность
Оборудование: пиктограммы с изображениями следующих эмоциональных состояний:грусть, радость, испуг, стыд(вина),удивление, злость. Таблички. Сюжетные иллюстрации с изображением т.ж. эмоций: «Мальчик заболел». «Девочка бежит по лесу.» «Дети испугались грозы» «Девочка разбила чашку» « Мальчик обижает животных» «Мальчик увидел крота в цветнике». См. Приложения.
2.а) рассматривание сюжетных картинок и беседа по ним
2.б) подбери пиктограмму к данной сюжетной картинке и назови эмоцию
3.«Подвижная игра малой подвижности «Море волнуется раз»( изобрази какую хочешь эмоцию и назови её )
4. Рисование на заранее заготовленных шаблонах лиц с определённой мимикой (по тексту)
Источник