- Когнитивные теории эмоций
- Современные теории эмоций объясняют, вследствие чего формируются эмоциональные проявления человека
- Человек – часть космоса
- Эмоции появились в процессе эволюции
- Информационная теория эмоций Симонова
- Познавательная теория эмоций Лазаруса
- Биологическая теория эмоций Анохина
- Когнитивные теории эмоций
- Выводы
- Когнитивистские теории эмоций
Когнитивные теории эмоций
К числу когнитивных теорий эмоций относятся «теория Я» и теории, рассматривающие разум как причину или компонент эмоции.
Центральной переменной в «теории Я» является Я-концепция – восприятие индивидом самого себя и его размышления по поводу своего «Я».
Чем больше восприятие или познание связаны с ядром личности, тем в большей степени они включают в себя чувства или эмоции.
Если Я-концепция подвергается критике, то индивид склонен к страху или к принятию оборонительной позиции. Если Я-концепция одобряется, то индивид испытывает интерес или радость.
В «Теории Я» для понимания индивида необходимо изучение «чувственного содержания». Это особенно важно для психотерапевтов.
Этот принцип используется в современной психотерапии: в группах психологического тренинга, группах знакомств, в гештальттерапии.
Современные теории рассматривают эмоцию как комплекс ответов, обусловленных когнитивными процессами:
— человек – рациональное существо;
— рациональное по своей сущности хорошо, а эмоциональное – плохо;
— когнитивные процессы должны использоваться как фактор, контролирующий и замещающий эмоции.
Теория Арнолд является одной из наиболее разработанных теорий эмоций и личности. Эмоция возникает как результат последовательности событий, описываемых при помощи понятий восприятия и оценки.
Арнолд использовала термин восприятие в значении «простого понимания объекта». Необходимо знать, что из себя представляет данный объект вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего.
Объект должен быть воспринят и оценен до того, как эмоция возникнет. Эмоции возникают в ответ на оценку объекта как нерациональное принятие или отвержение.
«Последовательность восприятие – оценка – эмоция настолько жестка, что наш повседневный опыт не располагает строго объективным знанием вещей; это всегда либо знание и принятие, либо знание и неприязнь. Интуитивная оценка ситуации побуждает действие, что ощущается как эмоция, выражается в различных телесных изменениях и обычно может вести к внешнему действию» (Арнолд).
Арнолд обосновала различие между эмоцией и мотивом. Эмоция – это чувственно-действенная тенденция. Мотив – это действенный импульс плюс разум. Отсюда следует, что мотивированное действие является функцией и эмоцией и когнитивных процессов.
Шехтер и его соавторы обосновали эмоции как интерпретацию физиологического возбуждения. Они предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки.
Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение. Индивид оценивает ситуацию, которая это возбуждение вызвала.
Тип или качество эмоции зависит не от ощущения, которое возникло при физиологическом возбуждении. Роль играет то обстоятельство, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит.
Оценка («узнавание или определение») ситуации дает возможность индивиду испытать радость или гнев, страх или отвращение, а также любую другую подходящую к ситуации эмоцию.
По мнению Шехтера, подобное физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев в зависимости от трактовки ситуации. Мандлер предложил похожее рассмотрение эмоциональной активности.
Лазарус и его сторонники представили теоретическую конструкцию, в которой каждая эмоция служит комплексным ответом, составленным из трех различных подсистем. Активации или причины эмоции соответствуют принятым в классической психоаналитической теории Фрейда и идентичны схеме, предложенной Арнолд.
Первый компонент системы эмоционального ответа состоит из сигнальных переменных или стимульных свойств.
Второй компонент – оценивающая подсистема. Она определена как функция мозговых процессов, с помощью которых индивид оценивает стимульную ситуацию.
Третий компонент системы эмоционального ответа включает три типа категорий ответа: когнитивный, экспрессивный и инструментальный. Лазарус и его сотрудники определяют первый из них (когнитивные реакции) как синоним того, что обычно описывается как механизмы защиты, такие как подавление, отказ, проекция.
Экспрессивные ответы включают мимические выражения, которые рассматриваются как поведение, без определенной цели.
Третий тип ответа – инструментальная реакция – может относиться к одной из трех категорий: символам, средствам и обычаям. Функция символов – сигнализировать о наличии некоторого аффекта, когда нет других форм коммуникации.
Символы могут маскировать нежелательный аффект. Средства – сложные целенаправленные инструментальные действия, такие, как агрессия и избегание. Обычаи – культурально обусловленные средства: траур или способы ухаживания.
Источник
Современные теории эмоций объясняют, вследствие чего формируются эмоциональные проявления человека
Почему у нас возникают переживания или волнения из-за каких-либо событий? Почему вследствие разных факторов мы испытываем какие-либо эмоции? Какова их природа? Такие вопросы рано или поздно начинают интересовать человека. Особенно когда какая-то ситуация или событие оставляет глубокий след в сознании, определенным образом воздействует на психологическое состояние. Сильные переживания заставляют задуматься, почему мы чувствуем то, что мы чувствуем. Исследованиями в этой области плотно занимаются с начала XX века. Но к единому мнению о происхождении разных эмоциональных проявлений исследователи так и не пришли. В этой статье мы рассмотрим основные теории эмоций, предложенные отечественными и зарубежными психологами и психоаналитиками.
Человек – часть космоса
Объяснить природу эмоций пытались еще в Древнем Китае. Учения о психических явлениях основывались на знаниях о космосе. Предполагалось, что человек является частью космоса и существует словно организм в организме. При этом психика его, как целостный космос, имеет такое же количество структурных уровней, а взаимоотношения с окружающим миром определяют его внутренние состояния. Однако никаких научных обоснований суждениям древнекитайских мыслителей не было.
Эмоции появились в процессе эволюции
Такое предположение выдвинул Чарльз Дарвин. Его теория является первой научно обоснованной. В 1872 году Дарвин выпустил книгу «Выражение эмоций у человека и животных». В ней он показывает эволюционный путь развития эмоций и объясняет происхождение физиологических проявлений эмоциональных состояний. Он утверждает, что есть полезные эмоции, а есть те, что представляют собой остаточные явления от различных реакций, которые у человека рождаются в борьбе за существование. Многие современные теории эмоций в психологии также связывают происхождение проявлений психики с эволюционным процессом.
Информационная теория эмоций Симонова
Достаточно большую популярность завоевали научные труды П. В. Симонова. Он предположил, что эмоциональные переживания возникают на основе актуальной потребности, ее качества и величины, а также субъективной оценки вероятности ее удовлетворения. При оценке вероятности удовлетворения потребности человек ориентируется на имеющийся опыт и информацию.
Симонов создал формулу эмоции: Э = П (Ин – Ис). Она означает, что эмоция равна произведению потребности и разности между необходимой и имеющейся в данный момент для ее удовлетворения информации. Таким образом, он рассчитывал наличие, глубину и характер психологической эмоции человека.
Из предложенной Симоновым формулы следует, что:
- эмоция возникает только при наличии потребности;
- если есть потребность и достаточное количество информации имеет смысл говорить о возникновении эмоции;
- при дефиците информации или полном ее отсутствии возникают отрицательные эмоции, а при достатке или избытке (когда исходных сведений столько же или больше необходимого) – положительные.
Познавательная теория эмоций Лазаруса
В 1990-х годах Ричард Лазарус разработал познавательную теорию, согласно которой любая эмоция появляется на фоне мыслей. Человек осмысливает ситуацию или событие, возникает определенная реакция организма, и после этого появляется эмоция. К примеру, человек слышит шаги за спиной, у него появляется мысль об угрозе, его сердце начинает биться быстрее, появляется страх. То есть, согласно теории Лазаруса, эмоции непосредственно связаны с физиологическими проявлениями организма, образованными вследствие осознания происходящего.
Биологическая теория эмоций Анохина
Опираясь на теорию эволюции Ч. Дарвина, П.К. Анохин предположил, что эмоции, как положительные, так и отрицательные, возникают как следствие сравнения ожиданий от действий или событий и полученных результатов. Он представляет эмоциональные состояния продуктами эволюции, факторами приспособления к жизни в среде обитания. По его мнению, вопрос в том, что означают биологическая и физиологическая полезности эмоций в процессе функционирования организма. Анохин считает, что эмоциональные ощущения – это средства удержания процесса эволюции в его оптимальных границах.
Когнитивные теории эмоций
Многие исследователи при изучении природы эмоций опираются на связь физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Согласно теории Арнольда, эмоции становятся результатом воздействия на психику человека какой-либо последовательности событий. По мнению Шехтера, когда возникает физиологическое возбуждение, у человека появляется необходимость оценить его. Когда же оценка сформирована, появляется эмоциональное восприятие.
Выводы
В рамках одной статьи достаточно сложно рассмотреть все теории, которые так или иначе объясняют природу наших эмоций. Все научные труды заслуживают внимания, и для собственного понимания вопроса можно выбрать наиболее близкий подход к обоснованию эмоциональных проявлений в различных ситуациях. Кратко изучив суть даже нескольких современных теорий, можно сказать, что эмоция:
- может возникать в результате физиологической активности организма, которая является реакцией на какое-либо событие;
- может являться результатом мышления и психической реакции;
- в любом случае появляется в результате активной деятельности головного мозга.
Природа возникновения эмоций – это, конечно, интересный и очень важный вопрос. Также важно иметь представление о базовых эмоциях человека. Этому как раз посвящен курс Викиум «Эмоциональный интеллект». Он объясняет аспекты проявления эмоций, содержит тренажеры и видеоуроки. Этот курс позволяет обрести базовые знания в области эмоционального интеллекта, научиться распознавать эмоции людей и понимать, что под ними скрывается.
Источник
Когнитивистские теории эмоций
Эти теории появились как следствие развития когнитивной психологии и отражают точку зрения, согласно которой основным механизмом появления эмоций являются когнитивные процессы. При этом независимо от предлагаемых разными авторами теорий все они сводятся к двум постулатам. Во‑первых, эмоции вызывают не внешние события сами по себе, а отношение к ним, приписывание того или иного субъективного значения этих событий для личного благополучия/неблагополучия своего или близких. Поэтому на одно и то же событие разные люди отвечают разными эмоциями. Эмоция – это реакция на значение данного события, ситуации (Фрийда[17]). Разные значения вызывают разные эмоции. Во‑вторых, даваемые человеком оценки относительны.
Когнитивно‑физиологическая теория эмоций С. Шехтера.Эта теория разработана С. Шехтером (Schachter, 1964) с коллегами в рамках когнитивистских теорий эмоций. Было выявлено, что висцеральные реакции, обусловливающие увеличение активации организма, хотя и являются необходимым условием для возникновения эмоционального состояния, но недостаточны, так как определяют лишь интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность. В соответствии с этой теорией какое‑то событие или ситуация вызывают возбуждение, и у человека возникает необходимость оценить его содержание, т. е. ситуацию, которая вызвала это возбуждение. По представлениям Шехтера, на возникновение эмоций, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями в организме, оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов. Таким образом, висцеральная реакция вызывает эмоцию не прямо, а опосредованно.
В пользу этой точки зрения говорит то, что возникновение эмоций может обусловливаться словесными инструкциями и эмоциогенной информацией, предназначенной для изменения оценки возникшей ситуации (т. е. при использовании феномена приписывания).
Так, в одном эксперименте людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор, причем в одном случае им говорили, что данное «лекарство» будет вызывать у них эйфорию, а в другом – состояние гнева. И действительно, после принятия «лекарства» через отведенный инструкцией временной промежуток у испытуемых появились ожидаемые эмоциональные переживания.
В пользу когнитивных теорий эмоций говорит и тот факт, что висцеральные реакции, вызванные введением адреналина, зависели от ситуации эксперимента и характера инструкций: в одном случае они вызывали реакцию гнева, в другом – страха, в третьем – радости и т. д. (Шехтер, Зингер[18]).
Показательны и эксперименты с ложной обратной связью. Эмоциональное отношение испытуемых к воспринимаемым объектам определялось в таком опыте не реальными висцеральными изменениями, а оценкой ложной информации о висцеральных изменениях, якобы возникающих при восприятии некоторых объектов (Вейлинс[19]).
Было также показано, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в значительной степени зависят от того, как сопереживают этому человеку другие находящиеся рядом люди. Причем этот эффект зависит от того, как сопереживающий относится к тому человеку, которому сопереживает.
По мнению Шехтера, эмоциональные состояния – это результат взаимодействия двух компонентов: активации (arousal) и заключения человека о причинах его возбуждения на основе анализа ситуации, в которой появилась эмоция.
Однако проверка гипотезы Шехтера во многих случаях не подтверждала ее. Например, приписывание причины эмоционального состояния нейтральному фактору не во всех случаях приводило к снижению интенсивности переживания. Отрицательные результаты в этих экспериментах были получены на субъектах с высокой личностной тревожностью, а также на находящихся в состоянии стресса. Данный метод не сработал и в клинике, что объясняют сильной концентрацией внимания больных на истинных причинах их болезней. Х. Левенталь и А. Томаркен (Leventhal, Tomarken, 1986) показали, что феномен приписывания возникает только в новых условиях и при среднем уровне негативных эффектов.
Рис. 5.1.Сравнение трех теорий эмоций по Р. Герригу и Ф. Зимбардо (2004, с. 624).
Познавательная (когнитивно‑оценочная) теория эмоций М. Арнолд – Р. Лазаруса(рис. 5.1). В русле воззрений С. Шахтера находятся и концепции M. Арнолд (Arnold, 1960) и Р. Лазаруса (Lazarus, 1991). У М. Арнолд в качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция, как и действие, следует за этой оценкой: «Сначала я вижу нечто, потом я представляю, что это “нечто” опасно, – и как только я представляю это, я напугана и бегу» (с. 178). Таким образом, по Арнолд, мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают. Она считает, что как только человек непосредственным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предметом стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Как только человек интуитивно заключает, что нечто угрожает ему, оно приобретает отталкивающий характер и человек стремится его избежать. Возникающая тенденция действовать, будучи выражена в различных телесных изменениях, и переживается как эмоция. Оценка, по Арнолд, характеризуется мгновенностью, непосредственностью и непреднамеренностью, т. е. интуитивностью. Эта интуитивная оценка понимается автором как «чувственное суждение», в отличие от абстрактного «рефлексивного суждения».
В концепции Р. Лазаруса (Lazarus et al., 1970) центральной тоже является идея о познавательной детерминации эмоций. Он считает, что когнитивное опосредование является необходимым условием для появления эмоций. Эмоциональное переживание невозможно понять, пишет он, исключительно в рамках того, что происходит в человеке или в мозге, оно вырастает из непрерывного, оцениваемого взаимодействия с внешней средой. Лазарус подчеркивает, что оценка ситуации происходит подчас неосознанно, на основании приобретенного опыта, увязывающего эмоции с ситуациями.
Он критикует М. Арнолд за то, что понятие «оценка» остается у нее субъективным и не связывается с фактами, поддающимися непосредственному наблюдению, что ведет к игнорированию вопроса об условиях, детерминирующих оценку. Кроме того, Лазарус не согласен с Арнолд по поводу того, что оценка признается ею чувственной (эмоциональной) по характеру.
Два положения являются главными в концепции Лазаруса:
– каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания или оценки;
– эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, каждый из компонентов которого отражает какой‑либо важный момент в общей реакции.
Центральным понятием концепции Лазаруса является «угроза», понимаемая как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом, причем предвосхищение основано на сигналах, оцениваемых с помощью познавательных процессов. По существу, Лазарус рассматривает аффективные реакции, а не только переживание, так как для него эмоция, судя по первой и особенно последней работам, является синдромом, включающим три основные группы симптомов: субъективные переживания, физиологические сдвиги и моторные реакции. Как только некоторый стимул оценивается как угрожающий, тут же приводятся в действие процессы, направленные на устранение или уменьшение вреда, т. е. процессы преодоления угрозы. Тенденции к действию по поводу наличия угрозы и ее устранения отражаются в различных симптомах эмоциональных реакций.
Таким образом, схема возникновения эмоции выглядит так:
восприятие => первичная оценка => исследовательская активность =>
=> (личное значение действий в оцениваемой ситуации) =>
=> вторичная оценка => тенденция к действию =>
=> эмоция как проявление тенденции в переживании, физиологических сдвигах и моторных реакциях.
Лазарус и Смит (Lazarus, 1991; Lazarus, Smith, 1988; Smith, Lazarus, 1990) выделяют шесть параметров когнитивной оценки. Два из них – первичные, сообщающие о важности того или иного события для благополучности человека, связано ли оно с личными интересами (мотивационная релевантность события) и соответствует ли оно личным целям (мотивационная конгруэнтность), – определяют знак эмоций; остальные четыре (можно ли изменить обстоятельства, можно ли к ним приспособиться (оценка потенциала копинг‑поведения), кто – я или другой – ответственен за сложившуюся ситуацию (оценка объяснимости), можно ли ожидать, что обстоятельства изменятся (оценка ожидаемых событий в будущем)) – определяют модальность эмоций. Например, гнев является результатом того, что события оцениваются как мотивационно релевантные и мотивационно неконгруэнтные, т. е. не соответствующие целям, желаниям, а ответственность за это несут другие люди. Вину же человек испытывает в том случае, когда считает ответственным за те же события себя. Грусть является результатом оценки мотивационной релевантности, неконгруентности, низкого потенциала копинг‑поведения и отсутствия ожидания изменений, что создает впечатление невосполнимой потери.
Таким образом, по Лазарусу, каждая отдельная эмоция связана с различной, присущей ей оценкой ситуации, события и возможных альтернатив действия. При этом оценка может осуществляться на любом уровне сознания.
Положительным в представлениях автора является то, что детерминантами оценки являются как ситуативные факторы, так и диспозиционные, т. е. свойства личности. Отсюда одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную оценку и как следствие – разную эмоциональную реакцию. Однако надо отметить, что в теории Лазаруса уделяется много внимания как анализу детерминант процесса оценки, так и приспособительным реакциям по поводу осознания угрозы, и значительно меньше – механизмам появления самой эмоции.
Межнациональные исследования эмоционального реагирования (Шерер[20]) позволяют получить подробную информацию о кросскультурной вариабельности в процессах оценивания. В этом исследовании респондентов 37 стран просили вспомнить ситуации, когда они испытывали каждую из семи перечисленных эмоций (радость, гнев, грусть, страх, отвращение, стыд и вину)… О применимости оценочных теорий для выявления универсалий и культурных вариаций эмоций свидетельствуют два результата исследования. Во‑первых, у представителей разных стран и регионов мира для каждой из эмоций общие паттерны оценок оказались сходными. Африканец ли человек, европеец, азиат или американец, радостными он считает неожиданные события, интерпретируемые как соответствующие внутренним стандартам. В качестве обстоятельств, вызывающих вину и стыд, рассматриваются обстоятельства, причиной которых человек считает самого себя, и обстоятельства, не соответствующие его нравственным стандартам. Во‑вторых, хотя общие паттерны оценки оказались сходными для каждой эмоции, по некоторым параметрам у представителей разных культур отмечались значительные различия в средних уровнях когнитивной оценки. По сравнению с европейцами, американцами и азиатами, африканцы чаще, а жители Латинской Америки реже оценивали ситуации как безнравственные.
Капрара Дж., Сервон Д. 2003, с. 390–391
Как отмечает Эллсуорт (Ellsworth, 1994), теории оценки не способны объяснить такие феномены, как влияние на эмоциональное состояние музыки, которая может быть источником богатого эмоционального опыта при отсутствии оценки относительной значимости музыки, или известный факт, что прекращение одного эмоционального состояния (например, страха) вызывает противоположное состояние (например, облегчение) при отсутствии соответствующих оценок (Мауро[21]; Соломон[22]).
Детальный критический разбор концепции Лазаруса дал И. А. Васильев (1976). Оценивая в целом эту концепцию как шаг вперед на пути сближения эмоции и действия, эмоциональной сферы и поведения, он делает и ряд замечаний. Наиболее существенные, на мой взгляд, следующие.
1. Эмоция появляется не только в конце познавательной деятельности как ее итог, но и в ходе познавательной деятельности, способствуя ее успешности. Лазарус это игнорирует.
2. Имеется два значения понятия «оценка», в одном из которых эмоция сама выполняет оценочную функцию (эмоциональная оценка). Лазарус не соотносит свое понимание оценки с существующим в психологии, что создает неопределенность в ее трактовке.
3. Лазарус доказывает зависимость возникновения эмоций от оценки, используя в экспериментах примитивную познавательную деятельность. Поэтому действительные процессы оценки остаются в концепции автора гипотетическими.
4. Лазарус, отождествляя мотивацию только с побуждением, т. е. сузив это понятие, не совсем обоснованно критикует мотивационную теорию эмоций. (Это бросается в глаза; ведь приведенная выше схема сама напоминает этапы развертывания мотивации.)
5. Если эмоция является конечным этапом процесса оценки, то остается не объясненным, для чего она нужна.
Наконец, вряд ли оправданно связывать возникновение эмоций только с познавательной активностью.
В еще одном варианте когнитивной теории эмоций (Ортони и др.[23]) утверждается, что только вербальный фактор (язык и самоотчет) имеет отношение к механизму вызова эмоциональных переживаний. При этом физиологические и поведенческие проявления эмоций считаются только сопровождением или следствием этих переживаний. По Н. Фрийда (Frijda, 1986), нейрофизиологический механизм не способен вызвать эмоции, он лишь создает условия для них.
К. Изард (Izard, 1993) отмечает, что процессы обработки информации могут быть не только контролируемыми сознанием человека, но и автоматическими. А раз это так, то некоторые информационные процессы, порождающие эмоции, могут и не быть когнитивными. Поэтому Изард делает вывод, что когнитивная оценка – важный процесс в переживании эмоций, но не единственный.
К такому же выводу приходят и другие авторы. Отмечается, что оценивание и вызов им эмоций может происходить без осознания человеком оценочных процессов (Гринвалд, Бейнаджи[24]). Согласно когнитивно‑опытной Я‑теории (Эпштейн[25]), эмоциональные реакции определяются автоматическими когнитивными оценочными процессами о реакциях, желательных в данной ситуации.
Вайнер (Weiner, 1985) разработал атрибутивную теорию эмоций, согласно которой основная роль в возникновении эмоции той или иной модальности состоит в определении субъектом причин полезности/вредности той или иной ситуации и события. Например, если виновником непрятных событий я считаю самого себя (внутренняя атрибуция), то у меня возникает стыд, а если я считаю, что виновен кто‑то другой (внешняя атрибуция), то у меня возникают гнев, презрение.
Когнитивно ориентированной можно считать в какой‑то степени и «коммуникативную теорию эмоций» (Отли, Джонсон‑Лейрд[26])[27], согласно которой осознаваемая или неосознаваемая оценка приводит к появлению сигнала для возникновения той или иной базовой эмоции. Имеются и другие современные теории, которые, однако, касаются второстепенных вопросов и лишь уточняют прежние представления сторонников когнитивного подхода к эмоциям.
Когнитивные теории не учитывают наличие эмоций, возникающих безусловно‑рефлекторно. Даже Шехтер, создавший когнитивную теорию эмоций, говорил, что вряд ли мы будем заниматься когнитивной интерпретацией ситуации, если неожиданно столкнемся в лесу с медведем. Биологически значимые стимулы являются источником различных эмоциональных переживаний. По крайней мере, все переживания, связанные с эмоциональным тоном ощущений (приятное – неприятное, боль и т. д.), вызывают эмоциональное реагирование сами по себе, без когнитивных процессов. Многие эмоции не требуют участия коры головного мозга и процессов осознанной переработки информации. Дж. ЛеДокс (LeDoyx, 1989) показал, что при удалении у крыс зрительной и слуховой коры реакция страха возникает при возбуждении подкорковых структур таламуса и миндалины. Таким образом, часто мы сначала ощущаем, переживаем ощущение и только потом узнаем и понимаем то, что мы переживаем. Следовательно, путь возникновения эмоции может быть не только таким, как описывается когнитивными теориями:
когнитивный процесс (приписывание) => эмоция,
ощущение – эмоциональная реакция => когнитивные реакции =>
=> усиление эмоционального реагирования.
…Истолкование по меньшей мере нескольких эмоциональных переживаний может и не потребовать оценки. Далее, переживание бурного возбуждения без какой бы то ни было причины не приводит к нейтральному, недифференцированному состоянию, как допускает (когнитивно‑оценочная) теория. Представьте, что прямо сейчас ваше сердце забьется сильнее, дыхание участится и станет неглубоким, мышцы груди напрягутся, а ладони станут потными. Какое истолкование вы дадите этим симптомам? Удивитесь ли вы, узнав, что люди обычно интерпретируют необъяснимое физическое возбуждение отрицательно, как признак того, что что‑то не в порядке? Вдобавок в поисках объяснения люди склоняются к обнаружению раздражителей, которые объяснят и оправдают это отрицательное истолкование (Marshall and Zimbardo, 1979; Maslach, 1979).
Еще один критический отзыв в адрес когнитивно‑оценочной теории эмоций исходит от Роберта Зайонца, продемонстрировавшего условия, при которых можно иметь безосновательные предпочтения и чувствовать, не зная, почему чувствуешь (1980, 2000). В ходе обширной серии экспериментов с эффектом мгновенного предъявления испытуемым предъявлялись разнообразные раздражители вроде иностранных слов, японских иероглифов, наборов чисел и незнакомых лиц. Эти предъявления были столь мимолетными, что объекты невозможно было распознать. Все же испытуемым удавалось указывать некие предпочтительные для них объекты, хотя они и не знали, почему одни понравились им больше других. Объекты, повторявшиеся чаще других, вызывали наибольшую симпатию; однако это возрастающее предпочтение… возникало вне связи с сознательным распознаванием объектов испытуемыми.
Герриг Р., Зимбардо Ф. 2004, с. 626
Как отмечает Н. Н. Данилова (2000), когнитивные, оценочные операции, которые влияют на эмоции, реализуются в мозге, который уже эмоционален и не является аффективно‑нейтральным. Она считает, что чисто когнитивной детерминанты эмоций вообще не существует. Эмоция на значимый стимул – это единство аффективно‑когнитивных процессов.
Источник