Краткое содержание «Тихое утро»
Главные герои: Яша (мальчик, деревенский житель), Володя (приезжий городской мальчик)
Автор: Казаков Ю.П. | Дата публикации: 1954 | Форма произведения: рассказ | Жанр: лирический | Время событий: вторая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 7 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа |
Темы: верность и предательство, героизм, детство, дружба, жизнь и смерть, образование и воспитание, смелость и трусость, человек и природа
Утро в деревне
Главные герои рассказа «Тихое утро» – два мальчика, Володя и Яша, а действие происходит летом, в одной из российских деревень. В один прекрасный день местный житель Яша решил порыбачить. В компанию к нему напросился столичный гость Володя, который в это время отдыхал у тетки. Брать с собой Володю не входило в планы Яшки, но после долгих уговоров он согласился, о чем впоследствии очень сильно пожалел.
Яшка будит Володю
В тот день Яша проснулся еще до восхода солнца. Надев старые штаны и рубашку, он перекусил на ходу и отправился копать червей. После этого он пошел за Володей. Тот еще спал и очень рассердил Яшку вопросом, для чего нужно так рано вставать, чтобы сходить на рыбалку.
Обида Яшки
По отношению к Володе Яшка испытывал явное раздражение. Например, ему было совершенно непонятно, зачем нужно было надевать на рыбалку новые ботинки и такие же штаны с рубашкой. Ведь ловить рыбу можно и вовсе без обуви, а не портить лучшие вещи. Также его задело и то, что Володя не оценил, что Яшка с утра сам, без его помощи накопал червей. Все время, пока они шли к реке, мальчишка подтрунивал над Володей.
В душе Володе было обидно, но он не отвечал на колкости и молча шел за Яшкой. Он испытывал смешанное чувство злости и зависти: ему нравилось то, как вразвалку, по-взрослому шагает Яшка, даже старая рубаха и штаны смотрелись на нем как-то по особенному. Для городского Володи Яша был идеалом, несмотря на то, что мальчик считал его слишком высокомерным и заносчивым.
Иллюстрация к рассказу. Художник Анатолий Веркау
Дорога к омуту
По дороге злость Яши незаметно для него самого прошла. Он подумал, что Володя не такой уж и плохой, просто он, живя в городе, никогда не рыбачил. Отсюда и его незнание, как правильно одеваться на такое мероприятие. В Яшке проснулось чувство ответственности за этого городского паренька.
Примирение. Рыбалка
Начался процесс рыбалки. Сидя на берегу омута, Яша рассказывал Володе про то, что здесь никто никогда не купается. Ходит легенда, что омут этот бездонный, а его обитатели – громадные осьминоги. Если человек случайно упадет в воду, они сразу же утащат его на дно. Также он учил Володю, как подсекать рыбу и копать червей.
Володя в беде
Несмотря на примирение, Володя снова начал раздражать Яшку. Мало того, что его рыба все время срывалась с крючка, он очень мешал Яшке. Наконец, у Володи клюнула рыба. Он засуетился и, пытаясь вытащить ее, поскользнулся и упал в воду. Это произошло в считанные секунды, и Яшка сначала ничего не понял. Когда же он сообразил, что Володя тонет – побежал за помощью. Но вокруг не было ни души. Оглянувшись, Яшка увидел только неподвижную Володину макушку, сам мальчик даже не пытался вынырнуть.
Яшка быстро сдернул с себя штаны и, не снимая рубахи, ринулся в омут. Открыв под водой глаза, он увидел, что его друг за что-то зацепился в воде, что не дает ему пошевелиться.
Спасение
Освободив Володю, Яша с трудом вытолкнул его на поверхность, при этом, сам чуть не утонул. Это было в тот момент, когда Володю охватила паника, и он потянул Яшку за собой. Наконец оба мальчишки были на берегу.
Яша стал проводить Володе искусственное дыхание и откачивать воду из легких. Для этого он положил мальчика на живот и, когда тот начал дышать, облегченно вздохнул. Сам Володя находился в шоковом состоянии и все время повторял: «Ты видел, как я тонул?»
Настоящая дружба
Когда все было уже позади, нервы Яшки не выдержали, и он разрыдался, ничуть не стесняясь своих слез. Его переполняло счастье от того, что Володя остался жив. Сам же он только что совершил мужественный поступок, рискуя собой. Так что, в этом смысле слезы его были вполне взрослыми. Яша впервые в жизни так близко столкнулся со смертью. Он не мог представить, что человек, который только что сидел рядом, разговаривал и просто жил, вдруг исчезает навсегда, погибая на его глазах.
В рассказе говорится о том, что все временные чувства, такие как зависть, злость, раздражение ни в какое сравнение не идут с ценностью самой жизни. Оказавшись перед лицом смерти, ребята по-настоящему поняли, что такое настоящая дружба и взаимовыручка.
Источник
—>Decadence —>
Образовательный сайт
Тихое утро Казакова запоминается не только красотой слога писателя, но и его правдивым смысловым содержанием. Читателю стоит подробнее рассмотреть особенности сюжета и поведения героев.
Вопросы и задания
1. Чем отличается поведения Яшки по дороге к реке от поведения Володи?
Яшка встает сквозь сон, ему удается перебороть себя. Собирая снасти, он ведет себя собранно и выполняет все очень быстро. Володя же, напротив, не очень рад новому утру, он с трудом просыпается и сомневается, что стоит отправляться на рыбалку.
По дороге к реке Яшка старается показать себя опытным рыбаком. После того, как Володя обижает его своим вопросом «А не рано?», ему хочется всячески унизить городского гостя. Володя же, понимая, как хочется ему половить рыбу, не перечит Яшке. К примеру, он совсем не мучается жаждой, но пьет воду из колодца, которую ему предлагает Яшка.
Тихое утро Казакова представляет собой проникновение в мысли двух совершенно разных мальчишек, и ситуацию, которая делает их лучшими друзьями.
По каким признакам Яшка узнавал, что летят утки, звенят дрозды? Что рассказал он о дроздах?
Яшке знакомы звуки, которые издает практически любая живность, которую можно встретить в условиях деревни. Если свистит – значит «ути», если звенит – дрозд. С этой птицей у Яшки связаны особые воспоминания.
Как-то раз он поймал одного дрозда и держал его у себя целую зиму. Дрозд, по словам Яшки, мог кричать по-разному: и как паровоз, и как пила…
2. Как вели себя в минуту опасности мальчики?
Когда Володя стал тонуть, Яшка подумал, что он спокойно выплывет. Он даже разозлился, что рыба теперь распугана и не станет ловиться. Яшка схватил ком земли, чтобы кинуть в Володю, когда тот вынырнет. Володя сразу стал кричать. Он не на шутку испугался. Понимая, что тонет, Володя беспорядочно барахтается в воде.
Основной интерес составляет для читателя Яшка. В первые минуты он хотел позвать кого-нибудь на помощь. Потом ему приходит в голову мысль, что уходить от тонущего Володи нельзя. И в конце концов, решается нырять за ним в омут.
Такой накал сюжета противопоставляется названию рассказа – «Тихое утро» Казакова является таковым лишь в самом начале и в конце.
Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не было ничего на свете милее бледного, испуганного, страдающего лица Володи?
После того, как Володя был спасен и оказался живым, Яшка был искренне этому рад. Ведь он столько перетерпел, когда спасал его. Яшка и сам чуть не утонул, когда Володя стал тянуть его вниз. К тому же, Яшка чувствовал большую ответственность – он был главным в этом походе на речку.
Как вы думаете, что мог утаить, но не утаил от читателя автор в поведении Яшки?
Казаков мог написать о том, что Яшка собирался уйти – за помощью, за веревкой, подальше от этого страшного места – куда угодно, лишь бы не знать о том, что здесь случилось. Казаков не хотел делать из Яшки идеального героя, он показал эту ситуацию так, будто она произошла на самом деле.
3. Подготовьте по самостоятельно составленному плану пересказ или чтение рассказа по ролям (на выбор)
Чтобы подготовить пересказ, стоит разобраться с кратким содержанием произведения.
Тихое утро Казакова – краткое содержание
Деревенское утро, раннее, туманное и тихое. Яшка, местный мальчишка встает ни свет ни заря на рыбалку. Он собирает снасти и идет будить своего нового товарища Володьку, приехавшего погостить к ним из Москвы.
Тот не очень рад такому раннему подъему и спрашивает Яшку – «А не рано?» После таких слов Яшка начинает на него сердиться. Однако, они все же идут рыбачить. По дороге к речке Яшка рассказывает Володьке много интересных историй: про дрозда, которого он поймал, рыбу, что водится в речке, погоду и пр.
На реке Яшка сразу же ловит большого леща. У Володи тоже клюет. Но он не справляется с удочкой и падает в глубокий омут. Спустя минуту Яшка понимает, что его друг тонет. Он пытается позвать на помощь, но вокруг никого нет. Через время Яшка все же решается нырять. После неудачной попытки (Володя цепляется за Яшку и чуть не топит его) он вылезает на берег и пытается убежать. Но ему не позволяет совесть. Яшка снова ныряет.
Под водой ему предстает увидеть страшную картину – бледный Володька в неестественной позе застыл не глубине омута. Тогда он хватает его за рубаху и вытаскивает на берег. Через некоторое время Володька приходит в себя. Оба мальчишки невероятно счастливы видеть друг друга.
Источник
Каковы чувства героев когда яшка будит володю
По высказываниям многих писателей, талант Казакова как мастера русского рассказа был замечен сразу, хотя писателем, по его словам, он стал поздно.
Обратим внимание школьников, насколько своеобразно развивались его творческие способности: он играл на виолончели в оркестре, хотел всерьез стать музыкантом. Может быть, именно это впоследствии помогло в его творческой работе. Юрий Павлович Казаков автор многих сборников рассказов: «Арктур гончий пес», «По дороге», «Голубое и зеленое», «Двое в декабре», «Во сне ты горько плакал» и др. Писатель часто путешествовал по России, восхищался родной природой, воспевал в своих рассказах Волгу, Север.
Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То жеможно сказать и о рассказе «Тихое утро».
Чтение рассказа, составление плана, характеристика героев, художественный и краткий пересказы, чтение по ролям диалогов, ответы на вопросы учебника все это должно привести учащихся к размышлениям о взаимоотношении детей, о внутреннем мире героев (Как ведет себя каждый из них? Кто из них может узнать любой звук, раздающийся утром в поле? Какие чувства переполняли Яшку, когда тонул Володя?). Случай, потребовавший от Яшки напряжения всех физических и моральных сил для спасения друга, раскрывает характеры мальчиков вот что важно понять школьникам.
Подготавливая краткий пересказ, или художественный, с сохранением художественных особенностей текста, или выборочный рассказы Яшки, учащиеся составляют план пересказа. Так выглядел план краткого пересказа, выполненный учащимися седьмого класса:
2. Яшка будит Володю.
3. По дороге на рыбалку.
6. Спасение Володи.
7. Яшка и Володя по дороге домой
Интересно, если школьники разделятся на группы, из которых первая покажет краткий пересказ, вторая выборочный, третья художественный, с последующим обсуждением качества пересказов.
В тексте рассказа много живых диалогов, посоветуем семиклассникам подготовить по группам и диалоги, например:
1. Со слов: «Яшка заложил в рот испачканные землей пальцы и свистнул » до слов: «Володя наконец справился с ботинками »
2. Со слов: «Проходили мимо колодца со старым, поросшим зеленью срубом » до слов: «Солнце наконец взошло »
3. Со слов: «Робкая, влюбленная улыбка светилась в глазах Яшки » до конца рассказа.
Подросткам важно обратить внимание при рецензировании подготовленных диалогов на то, как проявляются в процессе чтения характеры героев.
Создание плана, пересказы, чтение диалогов, ответы на вопросы учебника и учителя подведут учащихся к более трудной работе созданию сравнительных характеристик наших героев: Яшки и Володи. Под руководством учителя семиклассники воспользуются планом, который дан в справочном разделе учебника, подумают над тем, что общего и что различного в поведении и характерах героев рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро».
Школьники сравнивают, как просыпаются герои и готовятся выйти на рыбалку («И Яшке, и Володе не хочется так рано вставать, голова валится на подушку, и глаза слипаются », «Володя зашевелился на сене Лицо его, измятое после сна, было бессмысленно и неподвижно », но «Яшка подтягивается, решительно начинает действовать: поел, взял удочки, накопал полную банку червяков, разбудил Володю, а Володя успел только одеться и пойти вместе с Яшкой по дороге на рыбалку » из рассказов семиклассников). Затем сопоставляются поступки героев, их рассказы по дороге на рыбалку, во время рыбалки, спасение Володи и дорога к дому
Ребята отмечают, что Яшка чувствует себя в деревне свободно, спокойно, многое знает из того, что необходимо на рыбалке, Володя, напротив, робел, не только многое не знал, но и не умел ходить босиком, не умел различать голоса птиц, не умел ловить рыбу все это еще предстояло ему узнать и освоить. Однако оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу.
Как же переживают мальчики случившееся с ними? Отчего они оба плакали? Почему для Яшки не было никого милее Володи и никого не любил он больше Володи? Как это можно объяснить? Как проявляются лучшие черты характера в каждом? Трудна ли ситуация, в которой оказались герои?
В самом деле, непросто, оказавшись в такой ситуации, выстоять, оказаться мужественным и стойким, выдержать испытание. Важно, чтобы школьники попытались сами подготовить рассказ о трудных случаях из своей жизни, описав обстановку, может быть, настроение, состояние, чувства, которые пережили. Они могут называться по-разному: «Случай в лесу», «Друзья познаются в беде» и т. д. Работы учащихся коллективно анализируются, устно рецензируются, и вновь вспоминается рассказ Казакова, его построение 1 , художественные особенности (мастерство диалога, описание чувств Яшки, описание пейзажа), которые помогают нам не только живо представить себе происходящие события, но и вместе с героями пережить случившееся.
Познакомим семиклассников с высказываниями о Ю. Казакове, с его собственными суждениями о писательском труде. Так, Г. Семенов в предисловии к книге Юрия Казакова «Арктур гончий пес» пишет: «Редко пользуясь диалектом, Юрий Павлович умел создать атмосферу северного села, северного говора, умел сотворить чудо из обычных, общеупотребительных слов, какими общаемся мы все друг с другом. В чем дело? Я думаю, опять-таки в таланте » 2 .
Ю. Кузьмичев замечает: « В рассказах Казакова может быть, все вымысел, но основа истина» 3 .
Подумаем вместе с учащимися, почему Юрий Казаков считает, что писателю необходимо мужество. Каким представляется школьникам автор «Тихого утра» благодаря рассказу, его позиции, высказываниям о нем?
Закончить работу над рассказом можно сочинением, отзывом на один из рассказов Ю. Казакова или письменной характеристикой «Главный герой рассказа «Тихое утро».
Не менее интересны и самостоятельные рассказы учащихся, которые организуются после обсуждения этих текстов («Случай в деревне», «Как я однажды заблудился в лесу», «Когда я особенно оценил моего друга?» и пр.), с последующим коллективным обсуждением в классе.
На уроках развития речи можно провести конкурс на лучшее сочинение-рассуждение на одну из тем: «О благородстве», «О мужестве», «О сострадании» с примерами из текстов Л. Толстого, И. Бунина, А. Платонова, Ю. Казакова.
В книге «Читаем, думаем, спорим » предлагается для ознакомления еще один текст современного писателя В. Мирнева «Ночью», в котором герой, в отличие от героя Ю. Казакова, испугался, в минуту опасности сбежал, но потом все-таки делает все, чтобы односельчане спасли оставленного им в лесу дядю, раскаивается в своем поступке. Сопоставление рассказов и героев В. Мирнева и Ю. Казакова даст новый импульс для важного разговора о долге и мужестве, умении прощать и сострадать о том, как это показывается разными писателями.
Далее в этой же книге школьники прочитают о проблемах, поднятых А. Вампиловым и А. Володиным (сцена из киноповести «Старшая сестра»), подумают над рисунками X. Бидструпа на сходные темы, рассмотрят, составят устные рассказы.
Особыми на основе стихотворений поэтов XIX и XX веков будут уроки, посвященные родной природе и ее отражению в произведениях русских писателей.
Приближаясь к последней теме по русской литературе. представленной обращением Д. С. Лихачева к молодежи, напутствием ей, напомним, что эта тема, как и некоторые другие (детство, родная природа, сострадание, история нашей родины, взаимоотношения взрослых и детей в разных семьях и пр.), проходит в учебнике с самого начала, от «Поучения» Владимира Мономаха до обращения к молодым Д. С. Лихачева, и может помочь организации специального урока на эту тему.
1 Поработаем над пониманием композиции, обратимся к словарям, разделу по теории литературы.
2 Цит по кн.: Казаков Ю. Арктур гончий пес. М., 1985. С. 9.
3 Кузьмичев Ю. Юрий Казаков. Л., 1986. С. 31.
Источник