- Лирическое настроение. Характеристики и особенности жанра
- Характеристики
- Манера изложения
- Какие направления можно отнести к лирике?
- 15. Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения «Незнакомка»? и 16. В каких произведениях предоставление о прекрасном связано с женским образом и в чём их сходство и отличие от стихотворения Незнакомка (ЕГЭ по литературе)
- Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения А.С. Пушкина «Бесы»?
Лирическое настроение. Характеристики и особенности жанра
Лирика. Как часто мы слышим это слово, ассоциирующееся у нас с любовными переживаниями! Лирика – это и тихая печаль, освещенная прекрасным чувством, и сладкая боль в предвкушении чего-то неведомого! Само название «лирическая поэзия» происходит от греческого λυρικός, то есть «чувственный и звучащий под аккомпанемент лиры».
Характеристики
Лирика является одним из литературных жанров, который передает личные переживания и настроения самого автора. В русских толковых словарях можно найти следующие описания лиризма. Это:
- Утонченность души как эмоционального истока, а также мягкость и чуткость переживаний (по Ожегову).
- Сердечность и поэтический настрой, цель которого – взволновать душу (по Ефремовой).
- Лирическое настроение – есть поэзия, отражающая субъективные переживания и чувства своего создателя (по Крысину).
Манера изложения
В лирических произведениях суть построения характера главного героя основывается на эмоциях и чувствах. То есть, если фундамент драматической истории основан на непростых взаимоотношениях с окружающими в течение жизненного пути, то роль главного персонажа становится образом-переживанием. Причем его эмоции при этом выходят за рамки личности самого писателя и приобретают социальное значение, не теряя при этом автобиографичности.
Лирическое настроение по праву является важным в эстетическом плане переживанием, которое приходит из глубины души автора, который дает каждому из нас возможность увидеть отражение собственных чувств в его творениях. Даже если поэт не испытал описанных чувств в действительности, на чувственность восприятия это никоим образом не влияет, так как переживания вполне реальны.
Принято смотреть на лирику как на увлеченность автора собственным внутренним миром, поэтому зачастую эту манеру изложения называют «творческой исповедью» или «самораскрытием». И это вполне подходящие термины.
Какие направления можно отнести к лирике?
Так как этот жанр основывается на умении чтеца (певца) передавать описанные эмоции посредством голоса, произнесение каждого слова должно подтверждаться интонацией, многозначительной паузой и рифмой. К лирике можно отнести такие направления, как:
На протяжении всего произведения мы можем отследить, как меняется настроение лирического героя в ходе повествования. От эпических творений такие отличает то, что пишутся они всегда в настоящем времени, поэтому бесполезно задаваться вопросом: «Чем все закончилось?». Лирическое стихотворение – есть мгновение из жизни человека, происходящее здесь и сейчас, и, читая, мы невольно представляем себя на месте главного героя, с головой погружаясь в океан чужих чувств.
Источник
15. Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения «Незнакомка»? и 16. В каких произведениях предоставление о прекрасном связано с женским образом и в чём их сходство и отличие от стихотворения Незнакомка (ЕГЭ по литературе)
15. Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения «Незнакомка»?
1. Эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения меняется от трагического до возвышенного.
2. В начале стихотворения лирический герой рисует нам «низкий мир», где раздается «детский плач», «женский визг».
Ему неприятно видеть эту картину. 3.Он чувствует одиночество: «И каждый вечер друг единственный в моём стакане отражён». 4. Герой «смирён и оглушён», ведь всё окружающее вызывает у него отвращение. 5. Его душевное состояние меняется, как только появляется «дивичий стан, шелками схваченный». 6.Он уже не видит пьяниц с «глазами кроликов». Смотря на вуаль, герой видит только «берег очарованный и очарованную даль».7. Ему становится легко. 8. Он понимает, что в его душе появилось настоящее сокровище.
9. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что эмоциональное состояние героя резко меняется с появлением незнакомки. 10. Он начинает чувствовать радость, счастье, а не одиночество и отвращение, которое герой ощущает в начале стихотворения.
16. В каких произведениях русской лирики предоставление о возвышенном и прекрасном связано с женским образом и в чём их сходство и отличие от стихотворения «Незнакомка»?
1. В произведениях А.С.Пушкина «К ***», С.Есенина «Заметался пожал голубой» представление о возвышенном и прекрасном связано с женским образом.
2. Для лирического героя А.С.Пушкина женский образ является божеством, без которого его жизнь теряет всякий смысл. 3. Именно этот образ помогает герою ощутить радость, любовь, вдохновение. 4. Его охватывают возвышенные чувства, как и лирического героя стихотворения «Незнакомка». 5. Вот только для героя А. Блока женский образ является таинственным, загадочным, а герой Пушкина уже знаком с ним.
6. Лирический герой стихотворения «Заметался пожар голубой» влюблен. 7. Чувство пробуждают в нём желание изменить свою жизнь.8 Он утверждает, что навеки бы « забыл кабаки
и стихи бы писать забросил» ради своей возлюбленной. 9. На мировоззрение героя повлиял женский образ и в стихотворении «Незнакомка». 10. Лирический герой Блока начинает видеть «берег очарованный и очарованную даль». 11. Отличие заключается в том, что лирический герой Есенина страстно влюблен, а герой Блока лишь наблюдает за незнакомкой.
12. Исходя их вышесказанного, можно сделать вывод, что женские образы заставляют чувствовать героев радость, говорить о возвышенном и прекрасном.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения А.С. Пушкина «Бесы»?
Лирический герой, который едет в чистом поле один-одинешенек, без спутников, признается, что ему очень страшно: «Страшно, страшно поневоле, / Средь неведомых равнин». В душе его тревога, смутная, неясная тоска, мрак: Во второй – четвертой строфах путь героя напоминает перемещение по замкнутому кругу: «нет мочи», «все дороги занесло», «следа не видно», «в поле бес нас водит, видно», «сил нам нет кружиться доле», «колокольчик вдруг умолк», «кони стали».
Во второй части усиливается напряжение. «Нет мочи» – эта фраза ямщика передает охватившее людей отчаяние. Теперь уже и лирический герой замечает беса: «Вот уж он далече скачет; Лишь глаза во мгле горят». Испуганные лошади снова понесли. Герой становится свидетелем какого-то шабаша, разгула нечистой силы.
В третьей, итоговой части, лирический герой передает свои чувства от всего, что он увидел и пережил: «Визгом жалобным и воем / Надрывая сердце мне. » Здесь уже герой испытывает не просто страх, а ужас, панику. Знаменательно выражение «надрывая сердце…» Следовательно, герою горько и мучительно смотреть на разгул нечистой силы.
Какую роль в данном стихотворении играют повторы?
Основной образ стихотворения, – это образ «кружения», «снежного вихря»: «В поле бес нас водит, видно, /И кружит по сторонам». Образ этот разрастается до бесконечности. Ощущение этого однообразного и страшного кружения («бес водит») создаётся при помощи различных средств выразительности. Одно из них – повтор. Повторы подчеркивают монотонность и однообразие зимнего пути, и одновременно нарастающий страх героя («еду, еду», колокольчик «дин-дин-дин», «страшно, страшно», «вон, вон»). Кроме того, они нужны для усиления мистического впечатления: «вьюга злится, вьюга плачет». Интересно и использование звукоподражательного повтора: «колокольчик дин-дин-дин», что заставляет вспомнить о магической функции бубенцов и колокольчиков: они являются средством «отгона» нечистой силы.
Композиция стихотворения – симметричная, кольцевая. Симметричность создается пейзажем, играющим роль своеобразного рефрена. Уже сам по себе рефрен изнутри построен на повторах, что прекрасно передаёт круговое движение снежных вихрей: «мчатся тучи, вьются тучи», «мутно небо, ночь мутна».
Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» с приведённым ниже
стихотворением А.А. Фета «Чудная картина. ». Чем различаются пейзажные зарисовки в этих стихотворениях?
СтихотворениеА.С. Пушкина «Бесы», на первый взгляд, привязано к времени года. Это зима, зимняя буря: «снег летучий», «вьюга», «дороги занесло», «белеющие равнины». Пушкин показывает разгул стихийных сил, полный мрачной красоты. Однако читаем:
Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре. |
Очевидно, поэту понадобилось сблизить два времени года: осень и зиму, листья и снег. Отсюда появился ноябрь как действительно переходный от осени к зиме месяц.
Тёмная бездна ночи, ночного неба, «бесконечных, безобразных» бесов, несущихся в этом небе. Понятно, что пейзаж в этом стихотворении не основан на наблюдениях. Речь идёт о какой-то другой, внутренней буре. В стихотворении «Бесы» зимний пейзаж символичен: дорога – это жизненный путь человека, буря – жизненные потрясения, бесы – человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути.
В стихотворении А.А. Фета перед нами действительно зимний пейзаж средней полосы России – бесконечная равнина и высокое небо – бескрайние просторы; точнее сказать, впечатления от пейзажа, от картины зимней природы. В стихотворении всего восемь строк, одно сложное предложение, но зарисовка «чудной картины» оказывается необычайно выразительной, зримой, запоминающейся. Восемь строк передали ощутимую динамику одинокого бега саней. Поэт не может остановиться, говорит на одном дыхании, как говорят люди, когда их переполняют чувства.
Настроение праздничной освещенности, озаренности пейзажа создаётся в первых четырёх строчках:
Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег… |
Две первые и две последние строчки стихотворения говорят о переживаниях лирического героя – щемящее чувство прелести родного края, которое смешивается с чувством грусти от осознания собственной малости на земле, чувством затерянности человека в мире, чувством одиночества, которое известно всякому русскому, преодолевающему зимой в санях большие пространства.
Итак, пейзаж А.С. Пушкина символичен, в нём мы видим мрачную и страшную стихию, объединяющуюся с шабашем «нечистой силы». У А.А. Фета – пейзаж-впечатление, наполненный настроением «светлой грусти».
Часть2
Что дало основание А.С. Пушкину в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » утверждать, что он «восславил свободу»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
Понятие свободы нельзя определить однозначно. Это и социальная, и политическая, и философская, и морально-этическая категория. В мировоззрении и творчестве Александра Сергеевича Пушкина тема «вольности святой» занимает центральное место.
В Царскосельском Лицее воспитанникам внушались высокие жизненные принципы, проповедовалось естественное право каждого человека на свободу. Огромное влияние на Пушкина-лицеиста оказали идеи французского Просвещения, общение с П. Я. Чаадаевым, с будущими декабристами. Высоким гражданским пафосом проникнуто одно из «программных» стихотворений первого послелицейского периода – ода «Вольность». В ней нет пока каких-то самостоятельных авторских идей, она лишь определяет принадлежность Пушкина к лагерю вольнодумцев.
В первых двух строфах «Вольности» звучит отказ от «изнеженной лиры» и единственной целью поэзии объявляется стремление «. воспеть Свободу миру, /На тронах поразить порок».
В 3-ей и 4-ой строфах поэт воссоздает страшную, мучительную картину царящего в России беззакония: «Везде неправедная власть. » И здесь — кульминация оды:
Владыки! вам венец и трон Дает Закон — а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон. |
Гуманистический идеал гармоничного общества, живущего под властью Закона, проповедуется Пушкиным и в «Деревне». Построенное на антитезе, стихотворение противопоставляет высшую гармонию, царящую в природе, дикости социальных взаимоотношений. Но в отличие от «Вольности», в «Деревне» уже звучат вечные мотивы пушкинской лирики: природы, воли, дома, духовного раскрепощения человека.
В 1818 году написано послание «К Чаадаеву». Оно продолжает «романтическое направление» темы свободы в творчестве Пушкина. Первые строки послания написаны в традиционно романтическом ключе: разочарованный жизнью юноша обращается к другу – также изверившемуся. Их объединяет главное:
. в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. |
Обратим внимание на глубокую интимность чувства: ожидание освобождения страны сравнивается с таким личностным переживанием, как ожидание встречи с любимой:
Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. |
Обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина 20-х годов – к «Узнику». Это своеобразная формула романтического мировосприятия. Стихотворение открывается образами «темницы» и томящегося в ней «узника». «Грустным товарищем» узника представлен орел. Образ орла – типичный романтический символ. Обратим внимание: стремление к свободе у орла – врожденное, несмотря на то, что он вскормлен в неволе. Орел зовет узника в тот мир, который всегда живет в воображении, в душе романтического героя, противостоя миру реальному:
Туда, где за тучей белеет гора. Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер. да я. |
Мир свободной стихии — мир без людей.
1823 год стал кризисным для поэта. Пушкин смотрит на мир более трезвым, реалистическим взглядом. И мир этот оказывается страшен. Одно из наиболее характерных для этого периода произведений – стихотворение «Свободы сеятель пустынный…». Оно поражает безысходностью, отчаянием лирического героя. Главным своим назначением поэт считал дело освобождения: он – «сеятель свободы». Но все безнадежно, люди не приемлют его даров, свобода им не нужна. Какой издевкой звучат слова поэта: «Паситесь, мирные народы!»
Эпитет «мирные» приобретает презрительную окраску: мирные – так как не способны восстать против собственного рабства.
В стихотворении «К морю» поэтическое изображение водной стихии сочетается с размышлениями о личной судьбе и о судьбах «властителей дум» – Наполеона и Байрона. И если здесь французский император – «мятежной вольности наследник и убийца», то великий поэт – певец, «оплаканный свободой». Море же символизирует не только мощь стихийных сил природы, но и мятежную свободу Личности.
В стихотворении «Из Пиндемонти» Пушкин заявляет, что «Иные, лучшие, мне дороги права; /Иная, лучшая, потребна мне свобода. » Здесь он говорит о свободе творческой личности идти «дорогою свободной, куда влечет свободный ум», «. никому /Отчета не давать, себе лишь самому /Служить и угождать. » Однако, «угождая» себе, великий поэт никогда не посягает на чужую независимость, даже если связан с человеком крепчайшими узами любви: «Я вас любил: любовь еще, быть может, /В душе моей угасла не совсем; /Но пусть она вас больше не тревожит; /Я не хочу печалить вас ничем. » Вольнолюбивая лирика «таинственного певца» свободы всегда будет волновать наши сердца, поскольку свобода и независимость для Пушкина всегда были высочайшим идеалом человеческой жизни. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин скажет об одном из важнейших итогов жизни:
. в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. |
Свобода противопоставляется не рабскому, а именно «жестокому» веку. Истинная свобода не приемлет жестокости, ибо жестокость – проявление духовной закрепощенности, ущербности. Свободный человек добр. Именно поэтому следующая строка – о «милости к падшим», о милосердии, которого лишен «жестокий век».
Источник