Виды и роль эмоций в жизни человека
Анна Сюваткина
Виды и роль эмоций в жизни человека
Существует определенная зависимость между спецификой эмоциональных ощущений и органическими реакциями. Она выражается в виде следующей,получившей экспериментальное подтверждение связи: чем ближе к центральной нервной системе расположен источник органических изменений, связанных с эмоциями, и чем меньше в нем чувствительных нервных окончаний, тем слабее возникающее при этом субъективное эмоциональное переживание. Искусственное понижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты.
Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.
Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.
Эмоции и чувства – личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В. К.Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам… предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия».
Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.
Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.
Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащим к одним и тем же нациям и культурам.
В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.
Чувства – продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.
Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций.Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система испытывает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное воздействие не только на психологическое состояние, но и физическое здоровье человека. Они представляют собой главные факторы риска при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С. Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».
Каждый из описанных видов эмоций имеет внутри себя подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам – например,по следующим: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее, по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе.
Конспект занятия «Лес в жизни человека» Цель: уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе. Задачи: Образовательные задачи: 1. Уточнять и расширять.
Конспект НОД «Вода в Жизни человека» ТЕМА: «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» ЦЕЛЬ: Развитие любознательности посредством познавательно-исследовательской деятельности. ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:.
Конспект урока «Семья в жизни человека» Конспект урока «Семья в жизни человека». Цель: Сформировать у учащихся понимание роли семьи в жизни человека и чувства ответственности.
«Вода и ее роль в жизни человека». Конспект занятия по экологии для старших дошкольников с использованием проблемного обучения Конспект занятия по экологии для старшего дошкольного возраста с использованием проблемного обучения «Вода и ее роль в жизни человека».
Конспект занятия «Роль дерева в жизни человека и животных» Цель: Учить детей беречь деревья, вступаться за них, когда кто – либо причиняет им вред независимо от того козы это или дети. Ход занятия.
Консультация для родителей «Роль игры в жизни дошкольника. Виды игр» Чем занимаются дошкольники основную часть своей жизни? Играют во все на свете. Игра помогает им без принуждения получать новые знания, навыки,.
Консультация для воспитателей «Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста» Материал подготовила: Шпилёва.
Особая роль эмоций в жизни ребёнка дошкольного возраста Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Ребенок грустен или разгневан, выглядит.
Сказка и её роль в жизни маленького человека В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений.
Занятие по ПДД «Знаки в жизни человека» Цель: дать детям понятие о знаках и их значении в жизни человека Задачи: 1. Познакомить детей с понятием «знак» и их разновидностями 2.
Источник
Роль эмоций в жизни человека
Вы будете перенаправлены на Автор24
Эмоции — это отдельный тип психических процессов (состояний) человека, проявляющихся через переживание каких-либо значимых ситуаций (например, радости, страха, удовольствия), явлений и жизненных событий.
Общие сведения об эмоциях
Эмоции являются своеобразным личностным отношением человека к окружающей действительности и к самому себе. Их невозможно представить без познания и деятельности, поскольку они способны отражать личную значимость внешних и внутренних стимулов.
Категорию «эмоции» используют в широком смысле, когда их представляют в виде целостной эмоциональной реакции личности, которая включает не только психические элементы (переживания), но и специфические физиологические изменения организма, которые сопутствуют данному переживанию. Эмоции присущи для животных, но у людей они начинают приобретать особенную глубину и обладают множеством оттенков и сочетаний.
Значение эмоций проявляется в том, что они возникают в качестве сигнала о биологическом состоянии организма после определенных воздействий на него. Сегодня это форма видового опыта, которая позволяет отдельному индивиду совершать необходимые действия, ориентируясь на них.
Целесообразность данных действий может быть не всегда ясна для человека, но они предназначены для обеспечения удовлетворения жизненно важных потребностей. Например, отрицательные эмоции, связанные с чувством голода, могут заставить людей начать поиск способов удовлетворения этой потребности. В свою очередь, это поможет сохранить нормальное функционирование организма.
В соответствии с личностными (вкусы, интересы, нравственные установки, опыт) и темпераментными особенностями человека, а также от ситуациями, в которой он находится, одна и та же причина вызывает разные эмоции. Они могут отличаться по интенсивности и длительности, по степени осознанности и др.
Классификация эмоций
Для того чтобы лучше понять роль эмоций в жизни человека, необходимо рассмотреть их виды. Для самой простой из существующих классификаций характерно разделение эмоций на два вида – отрицательные и положительные.
Готовые работы на аналогичную тему
Немецким философом И. Кантом эмоции были разделены на стенические (активизируют людей и повышают их готовность действовать) и астенические (расслабляют, утомляют человека, вызывают заторможенность).
В соответствии с классификацией, предложенной В. Вундтом, эмоции были разделены по 3 направлениям:
- Удовольствие / неудовольствие;
- Напряжение / разряжение;
- Возбуждение / торможение.
Американским психологом К. Изардом было выделено несколько фундаментальных эмоций:
- интерес (волнение),
- радость,
- гнев,
- удивление,
- страдание (горе),
- отвращение (презрение),
- вина (стыд).
Прочие эмоциональные реакции он считал производными (комплексными) от вышеперечисленных фундаментальных.
Роль эмоций в жизни человека
Эмоции представляют собой особую форму отражения внешнего мира или внутреннего состояния индивида. Они связаны с удовлетворением (неудовлетворением) определенных органических или социальных потребностей, а также с осуществлением (утрачиванием) жизненных целей.
В жизни человека эмоции играют следующие роли:
- Отражательно-оценочную,
- Защитную,
- Управляющую,
- Мобилизующую,
- Компенсаторную,
- Сигнальную,
- Дезорганизующую.
Отражательно-оценочная роль заключается в том, что эмоции могут давать субъективную окраску тому, что происходит вокруг человека и в нем самом. Это означает, что на одинаковое событие разные люди эмоционально реагируют абсолютно по-разному.
С помощью эмоций можно оценить события и действия, которые не только прошли или происходят сейчас, но и те, которые будут происходить в дальнейшем. Здесь необходимо включиться в процесс вероятностного прогнозирования (например, предвкушение удовольствия, когда человек едет в путешествие; ожидание неприятностей после экзамена, когда ученик не смог к нему как следует подготовиться).
Управляющая роль состоит в том, что кроме отражения действительности, окружающей человека, а также его отношения к определенному объекту или событию, эмоции имеют значение для управления поведением. Они являются в этом случае важным психофизиологическим механизмом управления.
Защитная функция эмоций относится к возникновению страха, который предупреждает индивида о реальной или предполагаемой опасности. Это способствует наилучшему продумыванию возникших ситуаций, более тщательному определению возможности достичь успеха или неудачи. Страх издавна защищал человека от неприятных для него последствий (часто даже от гибели).
Проявление мобилизующей функции эмоций характеризуется тем, что страх способствует мобилизации резервов человека с помощью выброса в кровоток дополнительного количества адреналина (например, в случае активно-оборонительной формы в виде спасения бегством). Эта функция способствует мобилизации сил организма.
Компенсаторная функция эмоций заключается в возмещении сведений, которых не хватает для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Эмоция, которая проявляется при столкновении с незнакомыми объектами, способна придавать ему соответствующую окраску (например, оценка человека как плохого или хорошего) на основе схожести с ранее встретившимися объектами. Через эмоции индивид может вынести лишь обобщенную, но не всегда обоснованную оценку. Тем не менее, они могут помочь ему выйти из тупика (например, когда человек не знает, что ему делать в сложившейся ситуации).
Сигнальную функцию можно связать с воздействием человека (животных) на другие живые объекты. Здесь, как правило, эмоция обладает внешним выражением (экспрессией). С ее помощью можно сообщить окружающим о своем состоянии, что поможет достичь взаимопонимания при общении, предупредить агрессию, распознать потребности и состояния, которые есть в этот момент у другого субъекта. Часто эта функция эмоций сочетается с защитной функцией (например, устрашающий вид в момент опасности помогает запугать другого человека или животное).
Источник