Какова основная тема сборника темные аллеи каковы эмоциональная доминанта

Краткий и полный анализ рассказа И.А. Бунина «Темные аллеи»

Произведение «Темные аллеи» подсказало автору название всего сборника. Предлагаем просмотреть краткий и полный анализ рассказа Бунина «Темные аллеи».

Год написания и публикации — Рассказ написан в эмиграции в 1938 году. Опубликован он в 1943 году в Америке.
История создания — Находясь в эмиграции, Бунин тоскует по России, вспоминая различные истории из жизни русского человека.
Жанр — Рассказ.
Направление — Реализм.
Основная идея — Для человека важно разобраться в своих чувствах и сделать тот выбор, который подсказывает его сердце. Главные герои рассказа любят друг друга, но расстаются. В результате мы видим двух несчастных людей, их внутреннюю пустоту, отсутствие близкого человека рядом.
Тема — Тема любви, забытой, отвергнутой в прошлом.
Проблема — Отвергая взаимную любовь, человек травмирует не только своего партнера, но и себя самого. В дальнейшем он может столкнутся с негативными последствиями своего необдуманного поступка.
Композиция — В рассказе выделены три основные части: остановка военного на постоялом дворе, встреча с женщиной, с которой в молодости был роман, и размышления главного героя о произошедшей встрече и о своей жизни.

п.1. Тематика и проблематика

1.
Тема – Темная сторона любви.
Проблема – Любовь бывает не только счастливой, но и трагичной. После нанесенной обиды и расставания с любимым Надежда так и не смогла оправиться. Она не создала семьи, не вышла замуж, а Николай Алексеевич тоже не нашел счастья в жизни.

2.
Тема – Тема выбора.
Проблема – Не всегда человек может сделать выбор по душе. И расплачиваться за это приходится долгие годы. Главный герой уходит от своей возлюбленной, хотя любовь к ней в нем жива. Сделав такой выбор, он пожинает его плоды в виде измен, одиночества, разочарований.

3.
Тема – Социальное неравенство влюбленной пары.
Проблема – Людям из разных социальных слоев сложно создать семью. Их счастью будет препятствовать общественное мнение, различный жизненный уклад каждого из этих людей, которые привыкли к определенной жизни, к конкретному отношению со стороны других. А создать прочный брак на такой основе не так уж легко.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Бунин считает, что любовь – это наиболее важная ценность для человека. Он воспевает любые ее проявления – как взаимное чувство, так и неразделенную любовь. В этом и состоит пафос в изображении автором этого сильного, всеобъемлющего состояния.

п.3. Основные герои, их место в образной системе

Образы двух героев, встретившиеся через много лет, ощущаются как в единстве, так и в противостоянии друг к другу. Их объединяет любовь, которая еще чувствуется в Надежде и в Николае Алексеевиче. Разделяет же их давняя ссора, разрыв отношений, спровоцированный главным героем. В душе Надежды осталась обида за жестокое обращение к ней, за свою одинокую жизнь. Когда рассказ завершается, то становится легче потому, что два любящих человека встретились и поговорили друг с другом.

п.4. Литературные приёмы

Важную роль в любом произведении играют описание состояния человека, небольшие подробности, художественные детали. Так, при встрече с Надеждой сердитый Николай Алексеевич вдруг воспарял духом, приосанился, от его усталости не осталось и следа. Более того, после разговора с Надеждой, на его глазах выступили слезы.

Бунин подмечает сходство главного героя с Александром ІІ, что сразу характеризует не только внешность героя, но и его суть – внутренний мир человека данной эпохи, типичного представителя своего времени.

Читайте также:  Как заставить себя есть если нет аппетита при депрессии

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт в рассказе – это внутренняя борьба чувств внутри человека. Главный герой не может противостоять мнению общества — он отвергает женщину, которую любит, из-за различного социального статуса между ними. Лишь спустя годы, он понимает, что их любовь не угасла: что все это время они продолжали любить друг друга.

Источник

Анализ сборника произведений «Темные аллеи» (Бунин И. А.)

Рассказы из сборника различны в жанровом отношении, по структуре, объёму, характеру персонажей. Объединяет их одна тема: тема любви. Сочиняя книгу о самом индивидуальном человеческом чувстве, Бунин словно противопоставляет его массовому безумию второй мировой войны, так как рассказы написаны в оккупированной Франции, во время второй мировой войны, о русской жизни, которая давно исчезла и осталась лишь в памяти писателя.

Автор пишет не просто о любви, а о любви особой, о единстве духовного и плотского чувств, часто не знающих морали и обязанности, не думающих о будущем, где есть лишь встреча и нечто непостижимое, то, что сам Бунин определил как «легкое дыхание» или «солнечный удар».

Он пытается постичь тайну женской души, продолжает традицию коллизии любви земной и любви небесной, и пытается их соединить. Также, он показал, что происходит с нами, когда мы думаем, что бросив нашу первую любовь, получим нечто большее, но нет, нас может ожидать лишь большее разочарование. Но ведь всякая любовь-есть счастье. Именно об этом и повествует автор в своих рассказах. Рассмотрим несколько из них.

Рассказ «Чистый понедельник». Автор не дает главным героям имен, называет их лишь «он» и «она». Их любовь была далеко не платонической, их связывал духовный мир. Мужчину тянуло к ней, он ее любил, не только за ее ум, но и за таинственность, недоступность, начитанность и собственного взгляда на мир. Влекло его к ней не только телом, но и душой. Она была всегда сдержана, молчалива, все подарки от него принимала небрежно и рассеяно, о будущем ничего не говорила. Ей было не важно его материальное благосостояние, не нужны были ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом. Однако, после длительных ухаживаний, у них случилась близость, но не все так просто. На следующий день после этого она уехала, а через 2 недели он получил письмо, где она прощается и просит больше не писать и не продлевать их муки от разлуки. Мужчина исполняет ее просьбу, но начинает пропадать по кабакам, постепенно теряя человеческий облик, после чего долго и безнадежно приходит в себя. Но, автор не даром в своем рассказе упомянул ту мелочь, что она сказала, дабы хочет уйти в монастырь, а мужчина не воспринял это всерьез, скорее потому, что был ослеплен любовью. Кроме этого, стоит заметить, что Москва описывается как «Столица Святой Руси» и Москва начала 20 века в конкретных реалиях: Красные ворота, рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь», «Яр», «Стрельна», Трактир Егорова, Охотный ряд, Художественный театр. Описание обстановки и атмосферы играет очень важную роль в рассказе, это все погружает нас в мир праздника, изобилия, веселья и приглушенного света.

Теперь рассмотрим рассказ «Натали». Здесь мы можем заметить парадоксальное изображение любви, «Восторг своей любви и погибели». Человеческие судьбы героев прихотливо сплетаются. Автор убежден в трагичности любви и кратковременности счастья, любовь не бывает долгой и счастливой, миром правит любовь и смерть. Устами главной героини Бунин объявляет: «Разве бывает несчастная любовь? Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» В рассказе очень хорошо показаны скитания молодых людей, их нерешительность, переживания, эмоции и чувства. Все отношения, которые автор рассказал в своем произведении, показывают, что сердцу не прикажешь, и даже когда Виталий намеревается просто развлечься, без всякий серьезных отношений, тут же возникают чувства, и причем не к одной, а сразу к двум девушкам. Тем самым, в неловкой ситуации оказываются все и боль испытывает каждый из них. Здесь хорошо описаны страдания от причиненной боли и и имеющихся чувств, которые сводят чуть ли не в могилу.

Читайте также:  Какие чувства у вас вызывает ученый петя

Далее рассказ Часовня. Сквозной сюжет всех темных аллей «любовь-смерть» свернут до двух детских реплик: «Когда очень влюблен, всегда стреляют в себя». Этот рассказ был написан самым первым из всего сборника, здесь нет любовных интриг, а скорее раскрывается смысл жизни человека. Также, автор пытается показать читателю контраст между добром и злом через взгляды и интересы детей, и контраст любви- страдание и страсть. Присутствует также философия жизни: то, что сочетается, оказывается несочетаемым. Поэтому автор и обращает внимание читателя на часовню, дабы заставить его поразмышлять о добре и зле, о свете и тьме.

В заключении, можно сказать, что Россия во всю историческую глубину оказывается у Бунина огромной территорией любви. Миром Темных аллей правит любовь и смерть. Разлука уже встроена в самую счастливую встречу. Для автора важна иррациональная сторона любви, ее непостижимая сущность, которая настигает героев как наваждение и предначертана судьбой.

Источник

Анализ «Тёмные аллеи» Бунин

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1116.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1116.

Цикл рассказов Бунина “Тёмные аллеи” – лучшее, что написано автором за всю его творческую жизнь. Несмотря на простоту и доступность бунинского стиля, анализ произведения требует специальных знаний. Произведение изучается в 9 классе на уроках литературы, его подробный разбор будет полезен при подготовке к ЕГЭ, написании творческих работ, тестовых заданий, составлении плана рассказа. Предлагаем ознакомиться с нашим вариантом анализа “Темных аллей” по плану.

Краткий анализ

Год написания – 1938.

История создания – рассказ написан в эмиграции. Тоска по родине, светлые воспоминания, уход от реальности: войны и голода – послужили толчком к написанию рассказа.

Тема – любовь, потерянная, забытая в прошлом; разбитые судьбы, тема выбора и его последствий.

Композиция – традиционная для новеллы, рассказа. Состоит из трёх частей: приезда генерала, встречи с бывшей возлюбленной и поспешного отъезда.

Жанр – рассказ (новелла).

Направление – реализм.

История создания

Анализ “Темных аллей” будет неполным без истории создания произведения и знания некоторых подробностей биографии писателя. В стихотворении Н. Огарёва “Обыкновенная повесть” позаимствован Иваном Буниным образ тёмных аллей. Эта метафора настолько впечатлила писателя, что он наделил её своим особым смыслом и сделал названием цикла рассказов. Все они объединены одной темой – яркой, судьбоносной, запоминающейся на всю жизнь любви.

Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937–1945 гг.), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силы автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческом пути Бунина. Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – всё это стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.

В самые страшные времена написаны самые лучшие, тонкие, пронзительные рассказы о любви – цикл “Тёмные аллеи”. В душе каждого человека есть места, куда он заглядывает нечасто, но с особым трепетом: там хранятся самые светлые воспоминания, самые “дорогие” переживания. Именно такие “тёмные аллеи” имел в виду автор, давая название своей книге и одноимённому рассказу. Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании “Новая земля”.

Читайте также:  Как чувствуют себя подчиненные с руководителем

для самых нетерпеливых —

для самых компанейских —

для самых занятых —

Ведущая тема – тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.

Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит, всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.

Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к любимой девушке.

Вывод очевиден: счастье состоит в том, чтобы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.

Композиция

Композиционно рассказ можно разделить на три части.

Первая часть: приезд героя на постоялый двор (здесь преобладают описания природы и окружающей местности). Встреча с бывшей возлюбленной – вторая смысловая часть – в основном состоит из диалога. В последней части генерал покидает постоялый двор – бежит от собственных воспоминаний и своего прошлого.

Основные события – диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: “всё проходит, но не всё забывается”. В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что “всё проходит”. Именно так прошла и его жизнь: бессмысленно, безрадостно, впустую. Критика восприняла цикл рассказов восторженно, несмотря на его смелость и откровенность.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Темных аллей».

Тёмные аллеи относится к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина склонны считать их новеллами.

Тема любви, неожиданные резкие концовки, трагичность и драматизм сюжета – всё это характерно для бунинских произведений. Нужно отметить и львиную долю лиризма в рассказе – эмоции, прошлое, переживания и душевные искания. Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина. Автор имеет уникальную способность: в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном.

Художественные средства, которые использует автор, всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.

Источник

Оцените статью