- Школьные сочинения по литературе
- Анализ стихотворения А. А. Блока «Вхожу я в темные храмы»
- Анализ «Вхожу я в темные храмы», Блок: символы, атмосфера, история создания
- Кратко о поэте
- Анализ: «Вхожу я в темные храмы» (Блок)
- «Вхожу я в темные храмы». Эмоциональная атмосфера стихотворения
- В заключение
- Какова эмоциональная атмосфера стихотворения
- Какова эмоциональная атмосфера стихотворения
Школьные сочинения по литературе
Анализ стихотворения А. А. Блока «Вхожу я в темные храмы» Стихотворение пронизано таинственной, волшебной, загадочной атмосферой. Она создается с помощью цветовой гаммы, деталей храма. Эту атмосферу также подчеркивает эмоциональное состояние героя, переданное через глаголы «жду», «дрожу». Герой почти неподвижен, но эта неподвижность напряженного ожидания, ожидания Прекрасной Дамы. Героиня лишена внешних черт, конкретного облика. Этот образ существует только в мечтах лирического героя. Ее образ такой, какой ее хочет видеть лирический герой: чистый и светлый, не поддающийся описанию обычными словами. Автор подчеркивает «бесплотность» героини: «мне не слышно ни вздохи, ни речи…». Обстановка храма, эпитеты и эмоциональное состояние героя создают образ возвышенной, божественной, неземной. Героиня прекрасна в своей недовоплощенности, поэтому столь значимы в стихотворении мотивы, создающие ощущение непроясненности, невидимости, — мотивы тени и сна. Эмоциональная сила стихов усилена их скрытой идеологической формой. Он обращается к Прекрасной Даме на Ты. И в этом обращении сочетание благоговения и любовной интимности. Источник Анализ «Вхожу я в темные храмы», Блок: символы, атмосфера, история созданияВ статье представлен краткий анализ «Вхожу я в темные храмы». Блок написал это стихотворение в период расцвета символизма, будучи влюбленным и увлеченным философией В. Соловьева. Благодаря такому сочетанию мыслей и чувств поэта, оно наполнено яркими и загадочными символами, атмосферой любви и ожидания. Кратко о поэтеАлександр Блок был одним из ярчайших представителей Серебряного века. Из множества течений он выбрал символизм и следовал его основам на протяжении всего своего творческого периода. Известен поэт во многих странах благодаря стихотворению «Незнакомка», которое переведено на множество языков, а также стихотворению, которое мы будем изучать в статье и делать его анализ, — «Вхожу я в темные храмы». Блок родился в дворянском роду, мать и отец его были образованными, талантливыми людьми. Он унаследовал от родителей любовь к литературе и искусству. Правда, все имеет две стороны. Темной стороной медали рода Блока оказалось наследственное психическое заболевание, что передавалось через поколения. Первая публикация стихов поэта была в 1903 году в московском журнале Мережковского, и с этого момента он покорил сердца читателей своим легким слогом, скрывающим не всегда доступные символы и образы. Анализ: «Вхожу я в темные храмы» (Блок)Стихотворение создано в 1902 году. По данным литературоведов, это время было периодом возвышенной влюбленности поэта в свою будущую жену — Любовь Менделееву (дочь того самого Менделеева, который открыл таблицу химических элементов), и увлеченности концепцией философа Соловьева о высшей женственности и божественной сути любви к женщине. Два этих мотива сплелись в один и создали стихотворение «Вхожу я в темные храмы». Божественное начало любви и божественное женское начало создают незримый образ «Вечной жены» поэта. Его чувства светлые, духовные. Любовь его несет тоже платоническую, нематериальную форму. Любимая сравнивается с божеством, она незрима и недоступна взгляду, но автор, называя ее «Милая – ты!», говорит о том, что давно знаком с ней, ему привычен и близок ее образ, и такое вот мистическое свидание завораживает, удивляет, привлекает внимание и не оставляет равнодушным читателя. В стихотворении описано дивное ожидание, предчувствие скорой встречи с «Прекрасной дамой». Влюбленность автора окрыляет его, темные холодные стены храма наполняются радостью ожидания. Что же это за храм? Вспомним, что автор принадлежал к символистам, значит, понятие здесь не фактическое, а символическое. Возможно, темный храм символизирует душу поэта. Темнота же не тьма, а сумерки ожидания. Красная лампада символизирует любовь, огонь которой только-только загорелся, но уже томит своим ожиданием. А Та, которую он ждет? Кто она, «Величавая Вечная Жена»? Скорее всего, здесь, как и в «Незнакомке», речь идет об образе любимой поэта. Он еще не видит ее, но уже чувствует и ждет. Слово «привык» говорит, что это ожидание ему не в новость, он привык ждать ее, образ в сердце светит подобно лампаде в храме. «Не слышны ни вздохи, ни речи» поэту, но он знает, что любимая рядом, и скоро она будет с ним. «Вхожу я в темные храмы». Эмоциональная атмосфера стихотворенияАтмосфера поэзии обрушивается на читателя с первых строк. Это загадочные «темные храмы», строгость, аскетизм с примесью ожидания, предчувствия. «Дрожь от скрипа дверей» выдает напряжение, высокие ноты ожидания контрастируют с темнотой и тенями. Красные лампады придают остроту, кажется, будто мы находимся вместе с автором и так же, как он, ждем его дивную Даму. Довольно трудным и неоднозначным может быть анализ «Вхожу я в темные храмы». Блок-символист так и не раскрывает нам, о каких же храмах идет речь, но его задача — не рассказать, а дать прочувствовать нам его поэзию. В этом стихотворении его замысел удался. Ощущение ожидания сливается с мистическим ощущением присутствия образа любимой автора рядом. Она невидима, не слышна, но поэт знает, что она придет в этот темный храм, наполненный тенями сомнений, и легко развеет их. В заключениеПоэтами Серебряного века были созданы настоящие бриллианты поэзии. Проходят десятилетия, а их стихи все так же актуальны и ярки. К таким поэтам относится и Александр Блок. «Вхожу я в темные храмы» с его дивной атмосферой ожидания, томления и радости от осознания встречи, которая, может, будет лишь во сне, — удивительное стихотворение о любви и ожидании, о духовном начале чувств и о светлой мечте о любимой. Источник Какова эмоциональная атмосфера стихотворенияКаково внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную Даму? Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4. Вхожу я в тёмные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озарённый, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты. Черты какого поэтического течения начала XX века нашли отражение в приведённом стихотворении А. А. Блока? Символизм — литературное течение начала XX века. В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха, наполнив его новыми, яркими и выразительными образами, и иногда, пытаясь добиться оригинальной формы, они уходили в считаемую критиками бессмысленной игру слов и звуков. Можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых. 2) риторическое восклицание Эпитет: «Величавой Вечной Жены». Эпитет — образное определение. Риторическое восклицание: «О, я привык к этим ризам / Величавой Вечной Жены!». Риторическое восклицание служит для усиления эмоционально-эстетического восприятия изображаемого. Инверсия: «Высоко бегут по карнизам/ Улыбки, сказки и сны». Инверсия — необычный порядок слов в предложении. В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чём эти образы созвучны образу блоковской Прекрасной Дамы? Анализируя «женскую тему» в творчестве Пушкина и Блока, можно встретить немало пересечений. В стихах А. С. Пушкина создаются идеальные женские образы. «Гений чистой красоты», «Божество», «Вдохновенье», «Мадона» — все это для Пушкина Женщина. Нетрудно заметить созвучие подходов: у Блока – Величавая Вечная Жена, у Пушкина – Мадона. Работая над романом «Евгений Онегин», Пушкин любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Поэт с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах поэт невольно признается в любви к своей героине: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью. » Татьяна — натура поэтическая, высокая, одухотворенная. Опять та же трактовка образа: с идеальной женщиной поэт будет чувствовать себя защищенным. Мечта об идеале — попытка найти выход из пустыни одиночества, создать гармонию в душе и мире. Блок вошел в мир людей с любовью и верой. Путь в мир, по Блоку, должен осуществляться при помощи любви. И почти конкретное (лирический герой — Она) перекликается в «Стихах о Прекрасной Даме» с поиском идеала, Вечной Женственности. Мечта о Прекрасной Даме — попытка найти выход из пустыни одиночества, из замкнутого круга. В стихотворении «Вхожу я в тёмные храмы» слышится благоговейная, торжественно-молитвенная интонация, ожидание чуда — появление Прекрасной Дамы, от этого лирический герой Блока испытывает светлое чувство: для него милая — это Величавая Вечная Жена, святая, с ней он верит в свое преображение, в возможность гармонии мира.
|