Какому типу темперамента подходит должность руководителя

Психотип идеального руководителя – как он должен выглядеть

Есть несколько классификаций, которые применяются для психологического типирования в бизнесе. Эта информация может стать основой для принятия решений о кадровых перестановках, например. Какой психологический тип идеален для руководителя, рассказывает Алексей Филатов, научный руководитель «СёрчИнформ Профайлинг».

– Есть несколько ключевых классификаций, которые применяются для типирования в бизнесе. Перечислю те, у которых больше всего поклонников. Одна из самых известных – классификация Ицхака Адизиса, которая перечисляет четыре типа руководителей: производитель, администратор, предприниматель и интегратор.

Популярна классификация ролей Белбина, ее суть в том, что он оценивает взаимодействие людей в команде. Это восемь ролей, среди которых исполнитель, реализатор, генератор идей, исследователь и др.

Типология DISC выделяет четыре ключевых компонента поведения: доминирование, влияние, стабильность, соответствие.

Классификация Майерс – Бриггс, она же соционика, – рассказывает про 16 типов, которые образованы, благодаря выраженности у человека показателя по четырем «дихотомиям» (Экстраверсия / Интроверсия; Логика / Этика; Интуиция / Сенсорика; Рациональность / Иррациональность).

И теория семи радикалов, которая описывает типы в зависимости от наиболее выраженных черт характера: паранояльный тип (целеустремленный), истероидный (демонстративный), эпилептоидный (застревающий), шизоидный (странный), гипертимный (жизнерадостный), эмотивный (чувствительный), тревожный (боязливый). Именно эта классификация лежит в основе нашей программы ProfileCenter.

По-своему хороша каждая теория, выбор в пользу одной из них как правило зависит от удобства применения для конкретной задачи.

Так какой же психотип наилучшим образом подходит для роли руководителя?

Многое зависит от типа бизнеса, но типологии все же описывают неких более-менее универсальных лидеров. В типологии Адизиса считается, что хороший руководитель должен быть в первую очередь интегратором и администратором. Это позволяет лидеру «сшивать» несколько команд и быть медиатором разных элементов системы. Адизес также говорит, что лидеру нужно быть коммуникабельным, ответственным, доброжелательным, порядочным и, как ни странно, скромным.

В классификации Белбина для лидера выделена конкретная роль – председатель (в других переводах – координатор). По DISC хороший руководитель – тот, у кого выражена ориентация на влияние и доминирование (Influence и Dominate). Если говорить о конкретных качествах, то DISC настаивает на том, что руководителю нужно быть харизматичным.

Попробовать бесплатно продукты «СёрчИнформ»

В соционике не выделяют специальный тип, наиболее подходящий для руководства, но считается, что обязательный показатель лидера – экстравертность.

В теории семи радикалов лучшие лидеры – это целеустремленный тип параноял с любой «примесью». У руководителя могут быть выражены черты истероида (тогда это яркие и заметные руководители) эпилептоида (прагматичные педанты). Но в любом случае в основе личности всегда паранояльный компонент, без которого руководить бизнесом сложно. Паранояльность включает в себя сильную устойчивую нервную систему, но при этом достаточно «вязкую» (а значит, он прочно держит поставленную цель или задачу во внимании). Это делает руководителя сильным, целеустремленным, устойчивым.

На скриншоте ниже – профиль человека, который имеет почти идеальное сочетание для лидера: высокий уровень амбиций, ориентация на общее благо, вежливость, готовность к взаимодействию и т.д. Единственно, что может немного насторожить – это «долгое время принятия решений».

Можно ли заполучить такой профиль путем тренировок полезных качеств? Считается, что врожденный только темперамент. Это важно для теории лидерства, так как большинство лидеров – сангвиники. Конечно, представители других темпераментов тоже становятся руководителями, просто им приходится прилагать больше усилий и тренироваться. Для них лидерство – это вызов.

Но большинство экспертов скажут вам, что нет противопоказаний для лидерства. Важно комплексно развивать личность руководителя и не сторониться ни одного психотипа, поскольку каждый из них имеет свои сильные стороны, необходимые в повседневной работе менеджера.

Определите психотипы сотрудников в автоматизированном режиме с помощью «СёрчИнформ ProfileCenter». Попробовать бесплатно.

Источник

Типология руководителей по темпераменту: какие типы есть?

При замещении вакансий руководящих должностей работодатели очень требовательны к наличию определенных черт характера и навыков. Однако даже при относительно стандартизированных критериях отбора все руководители отличаются в подходах к работе, отношению к подчиненным, стилю ведения дел и тому подобное.

Почему же так происходит?

  • Во-первых, на все сферы жизни, и на профессиональную деятельность в том числе, значительное влияние имеет темперамент;
  • Во-вторых, огромное значение играют амбиции, которые движут человеком;
  • В-третьих, у каждого человека (руководителя) имеется свой предшествующий жизненный и профессиональный опыт, через призму которого воспринимается настоящее, и опираясь на который принимаются решения.

Холерический. Среди холериков можно выделить два типа руководителей.

  1. Харизматичный. Такого типа начальник всегда обладает безусловной загадочностью и притягательностью. Он всегда поддерживает свой образ отличного от других, но это не вызывает у подчиненных раздражения – а даже напротив, коллеги относятся к нему с искренней симпатией и уважением. Харизматик прагматичен, умеет быстро и качественно оценить перспективу, не боится ответственности, решения принимает уверенно и обдуманно.
  2. Император. Зачастую такой руководитель консервативен, решения принимает единогласно, исполнения требует быстрого и четкого. К составу коллектива относится, как к орудию труда, интересуется лишь функционалом, являясь приверженцем мнения о том, что незаменимых людей нет.
Читайте также:  Дельфины чувствуют как люди

Сангвинический. Сангвиники-руководители также встречаются нескольких типов.

  1. Феодал. Отличается свободомыслием и неординарным современным взглядом на работу на фоне общего спокойствия и уравновешенности. Допускает демократичность и свободу в некоторых сферах деятельности подчиненных, однако строго контролирует выполнение возложенных на работников обязательств, за неподчинение непременно наказывает и второй шанс дает неохотно. В отношениях с руководителем такого типа важно соблюдать субординацию и установить доверительные отношения.
  2. Свой среди чужих. В отличие от предыдущего типа, еще более активен, гибок и амбициозен. Ценит действия и поступки. С удовольствием делегирует полномочия заслужившим доверия сотрудникам. Не столь строг, как феодал, однако требует выполнения установленных им правил.

Флегматический. Руководитель, обладающий темпераментом флегматика, немного похож на родителя: он заботлив и наблюдателен, интересуется жизнью сотрудников, стремится создать гармоничный коллектив единомышленников. Однако при этом он не забывает о функциях контроля над своевременностью и качеством работы. Поэтому первична для него все же роль начальника, а не родителя или друга.

Меланхолический. Самый пассивный тип руководителей. Ему сложно дается принятие решений, поэтому он берет в подчинение людей, которым можно делегировать эту функцию. Редко проявляет инициативу и тяжело переносит груз ответственности. Для такого типа руководителя наиболее приемлемо дистанционное руководство, заключающееся в координировании работы группы и распределение полномочий.

Путь вверх по карьерной лестнице доступен абсолютно каждому человеку. Ведь свои особенности имеет не только руководитель – но и коллектив, и сфера деятельности. Поэтому решающим всегда является вопрос совместимости.

Источник

Методы влияния на руководителей и подчиненных с учетом их типа темперамента. Часть 1: холерик, флегматик

Сейчас все знают, что «чистые» темпераменты встречаются редко. Как правило, люди имеют смешанные психотипы, но ведущий темперамент заметно выделяется у каждого человека. Важно помнить: нет «хороших» или «плохих» темпераментов. Каждый человек — уникальная индивидуальность, единственная во Вселенной. У каждого есть сильные стороны и преимущества, а также качества, которые делают его уязвимым.

Как же распознавать тип темперамента человека? Темперамент проявляется у человека в характеристиках скорости (темпоритмах), интенсивности, выносливости, чувствительности и степени открытости психических (внутренних) и сенсомоторных (поведенческих или внешних) действий.

Скорость (темпоритмы) человека можно заметить потому, насколько быстро он говорит, отвечает собеседнику, запоминает, воспринимает информацию, получает впечатления, думает и принимает решения. Скорость проявляется в походке и движениях человека. Есть люди быстрые, скоростные, и есть — медленные, «тормозные». Между ними — «средние» по темпоритмам.

Выносливость тоже относится к свойствам темперамента человека. Некоторые из нас — «пахари», нуждаются в непродолжительном отдыхе и могут трудиться по двадцать пять часов без перерыва. Но есть люди, которые «выдыхаются» достаточно быстро и им требуется регулярный и продолжительный отдых.

Со времен Гиппократа описанные выше характеристики группируются в четыре темперамента. Поддерживая эту давнюю традицию, будем придерживаться в изложении следующей логики:

  • характеристика темперамента и его распознавание;
  • оценка управленческого стиля руководителя, имеющего подобный темперамент, и определение для него мотиваторов;
  • оценка профессионального почерка подчиненного, имеющего подобный темперамент, и его мотиваторы.

1. Холерик

Холерик имеет самые скоростные темпоритмы. Он много и быстро говорит, без промедления отвечает собеседнику. Часто перебивает: когда собеседник только начал о чем-то говорить, холерик уже все понял и имеет готовый ответ.

Такой человек быстро воспринимает и запоминает новую информацию, правда, иногда поверхностно, и может сразу же ее забыть. Он много и быстро двигается, часто и суетливо поправляет детали своего костюма (мужчины — галстук, очки или часы, женщины — прическу и украшения). На совещании может крутить ручкой, снимать и надевать очки, болтать ногой, вынимать носовой платок и убирать, шептаться с соседом и т. д. Он с трудом переносит снижение активности и необходимость оставаться некоторое время в покое.

Это впечатлительный сотрудник, с «переливами» эмоций, которые меняются в течение одного дня. Из-за перепадов настроения о нем говорят: «Семь пятниц на неделе!» Он быстро думает и принимает решения, бывает, ошибается. Тем не менее движение и динамика для него — ценности, и он не захочет тормозиться и перепроверять свои выводы.

Во время стресса его поспешность и суетливость усиливаются. Может проявить раздражение и вспыльчивость. Хотя он имеет высокую чувствительность, долго помнить обиды и разочарования не будет. Может вспылить, но через минуту успокоится. Про него говорят; «Вспыльчивый, но отходчивый!»

Холерик — открытый, прямой и общительный человек, с активным интересом к людям и к внешнему миру. Имеет высокую работоспособность и выносливость, нередко амбициозный и честолюбивый. Стремится к лидерству и доминированию. Часто — максималист в оценках людей и событий, особенно в молодые годы.

Читайте также:  Дефицит эмоционального контакта у ребенка

1.1. Управленческий стиль руководителя-холерика. Такой руководитель нередко имеет директивный стиль управления с высоким контролем и критикой в адрес сотрудников, допускающих ошибки. Позволяет себе вспыльчивость, может накричать на подчиненного. Руководителю-холерику нравится, когда его сотрудники похожи на него. Если он сам проводит собеседование с кандидатами, то принимает на работу преимущественно холериков.

Холерик — активный и энергичный руководитель, с высокой мотивацией и «горящими глазами». Его подчиненные должны быть такими же. Он заядлый трудоголик, такой же преданности по отношению к работе требует от своих подчиненных. Правда, набрав команду холериков, часто удивляется тому, что между сотрудниками начинаются конфликты. А чего он ожидал? Холерики — конкурентные люди!

Он работает в высоком темпе, напряженно и интенсивно. Быстро анализирует информацию и принимает решения. Стремится к экономии рабочего времени, требует говорить лаконично и по существу. Постепенно большинство его подчиненных сами «ускоряются» и на работе становятся почти холериками.

Вообще руководителя-холерика можно «вычислить» сразу же, как только войдешь в офис. Если все сотрудники бегают с напряженными лицами и с рабочими папками в руках, боясь потерять даже минуту рабочего времени, скорее всего, в кабинете сидит холерик. Он, как динамо-машина, «накручивает» и «ускоряет» сотрудников, задавая им высокий темп работы.

1.2. Мотиваторы для руководителя-холерика:

  • Линейного менеджера с таким темпераментом отличает стремление к вертикальной карьере, его мотивируют условия для карьерного роста в компании.
  • Предпочитает свободу и самостоятельность, давление и контроль со стороны топ-менеджера окажутся для него демотиваторами.
  • Его мотивирует интересная работа с высокой интенсивностью, любит работать с полной самоотдачей и драйвом.
  • Привлекает креативная работа, в которой нужно принимать нестандартные решения.
  • Ему нравится профессиональная конкуренция с руководителями такого же уровня, и он провоцирует ее, «заводя» себя и других.
  • Он любит ставить высокие, амбициозные цели и достигать их, может разумно рисковать, успех для такого руководителя — сильный мотиватор.
  • Застой и «болото» в компании будут для него демотиваторами.
  • Мотиватором для него выступает также сплоченная команда единомышленников, в которой «один — за всех и все — за одного».

1.3. Профессиональный стиль подчиненного-холерика. Для непосредственного начальника подчиненный с таким темпераментом — удача, с одной стороны, и испытание на прочность — с другой. Сотрудник-холерик — активный, инициативный и энергичный. Его не нужно подгонять, проверять и специально мотивировать на работу: он самомотивирован на успех и достижения. Это амбициозный специалист. Его ведущая потребность — в новой информации и новом опыте. Любит учиться и всегда стремится к повышению компетентности. Однако для руководителя такой сотрудник со временем становится серьезным конкурентом.

1.4. Мотиваторы для подчиненного-холерика:

  • Самостоятельность в работе мотивирует сотрудника с холерическим темпераментом.
  • Его мотивирует участие в инновационных проектах.
  • Работа на прорывах — хороший мотиватор.
  • Нравятся частые командировки, завязывание новых контактов, интенсивное общение с разными людьми.
  • Мотиватором может выступить работа на выставках.
  • Хороший продавец.
  • Директивный стиль управления со стороны непосредственного руководителя — демотиватор для специалиста линейного уровня, имеющего холерический темперамент.
  • Публичная похвала за успехи в присутствии персонала компании — сильнейший мотиватор.
  • Мотивируют корпоративные знаки отличия за успехи.
  • Вертикальная карьера и возможность власти мотивируют его больше, чем заработная плата.
  • Направление на обучение может выступить серьезным мотиватором.

2. Флегматик

Если активный и энергичный холерик не всегда нравится окружающим за свою резкость и несдержанность, то флегматика любят все. Это спокойный, миролюбивый и сдержанный человек. У него мягкие и неторопливые движения, негромкий голос. Он никогда не перебивает собеседника, умеет внимательно выслушать и кивает в знак согласия.

Флегматик — медленный человек. Он долго усваивает новую информацию, долго думает, когда принимает решение. Иногда его называют человеком «ждите ответа». Но он имеет надежную память, которая его не подводит: если запомнил, то никогда не забудет. Так же и в решениях. Если после тщательного анализа всех «за» и «против» флегматик принял решение, оно будет продуманным, взвешенным и без риска. От принятого решения не отступает, проявляет настойчивость и упрямство.

Внешне нередко — плотный и полноватый человек, любит хорошо поесть. Неравнодушен к жизненным удовольствиям, предпочитает пассивный отдых. Хорошо восстанавливается в уединении.

Это вдумчивый и основательный человек. Надежный друг и партнер. Стабильный, устойчивый. В стрессовой ситуации не волнуется, сохраняет самообладание и ясную голову. Правда, в условиях запредельного стресса может затормозиться и вообще отказаться от общения, решений и действий. Неконфликтный, старается избегать столкновений с людьми. Малообщительный, молчаливый, немногословный. Закрытый, без особого интереса к неформальным отношениям в компании. Имеет друга, одного и на всю жизнь.

Флегматик не имеет склонности к лидерству. Может работать и в команде, и самостоятельно. В работе проявляет себя либо как ведомый (подчиненный), либо как независимый эксперт. Однако если его назначают руководителем, например, линейного уровня, будет предан своим подчиненным.

Читайте также:  Какие средства снимают стресс

Не любит инноваций. Консервативный. К новому привыкает долго, нередко — мучительно. Хорошо работает в условиях однообразия и монотонности. Там, где нужны выдержка, терпение и усидчивость, — ищите флегматика.

Несмотря на то что флегматик — спокойный и сдержанный человек, у него есть одна неожиданная особенность: если ему что-нибудь не нравится на работе, он способен незаметно накапливать неудовлетворенность. Обычно она появляется при невнимании со стороны руководства или нарушении принципа справедливости. В подобных случаях такой сотрудник может неожиданно «взорваться» и написать заявление об уходе. И остановить его будет невозможно.

2.1. Управленческий стиль руководителя-флегматика. Такой руководитель чаще реализует лояльный стиль с низким контролем. Предпочитает принимать на работу профессионалов и старается не вмешиваться в их работу. Часто делегирует полномочия, поскольку хорошо знает, что, кому и когда следует перепоручать. Если нужно взять ответственность на себя, может стать директивным и властным. С молодежной командой проявляет родительский стиль: строгий, но справедливый.

Неконфликтный, выдержанный, солидный. Без суетливости. Хороший деловой политик. Нередко «закрывает своей спиной» первого руководителя. При необходимости занимает позицию «теневого» лидера, хотя личного стремления к лидерству не имеет. Гуманный, внимательный к людям. Стремится реализовать принцип справедливости. Подчиненные его уважают. Однако бывает так, что он затягивает принятие решений и сопротивляется инновациям. Консервативный. Присутствует стремление удержать достигнутые позиции.

На совещании, если руководитель-флегматик выступает с докладом или речью, говорит медленно, основательно, с паузами. Когда выступают подчиненные, спокойно сидит и слушает, может прикрыть глаза и как бы задремать, но неожиданно резко задает важные вопросы по недостаткам. Не любит поспешности и неряшливости в работе подчиненных. Отчеты просматривает от первой до последней страницы. Может проявить раздражение за плохое оформление документов.

2.2. Мотиваторы для руководителя-флегматика:

  • Стабильность, надежность компании — сильнейший мотиватор для руководителя-флегматика.
  • Угроза немотивированного увольнения — сильный демотиватор.
  • Корпоративные традиции — мотиваторы для такого руководителя.
  • Работа, требующая усидчивости, внимания, тщательности и скрупулезности — хороший мотиватор.
  • Необходимость интенсивного общения с разными людьми, в том числе и незнакомыми, — демотиватор.
  • Невозможность сосредоточиться в большом рабочем помещении или при частых звонках и вызовах высшего руководителя — демотиваторы.
  • Признание успехов и похвала за достижения — мотиваторы.
  • Отражение в заработной плате выслуги лет и стажа работы в компании — мотиваторы.

2.3. Профессиональный стиль подчиненного-флегматика. Про такого подчиненного говорят: «Человек и работник — хороший, обязательный и ответственный, но без инициативы». Он много знает и умеет, компетентный и образованный, но ориентирован на исполнительскую работу и предлагать новые идеи и проекты не будет.

Такого сотрудника лучше использовать на монотонных участках работы, где нужны тщательность и основательность. Он хорошо будет справляться с задачами по анализу большого массива информации, выполнять одинаковые и рутинные действия. При формулировании задания ему необходимо давать время для вопросов, обсуждения, записи.

Ему нужно предоставлять достаточно времени для понимания задания и его выполнения. Торопить не нужно. На участки работы, где необходимы высокая скорость и общительность, лучше не ставить.

Темперамент любого подчиненного «ломать» вообще нет смысла: все равно ничего не получится. Холерик будет торопиться и делать ошибки, флегматик — медленно, но тщательно выполнять. Искусство управления состоит в том, чтобы найти правильную нишу для сотрудников и эффективно использовать их сильные качества на пользу компании.

Флегматика, который нередко бывает «человеком процесса», нужно контролировать и стимулировать к получению конкретного результата. Говорите так: «Я жду от вас выполнения задания к 11 марта. Помните об этом! Уже 14–15 марта вы получите новое задание». Ответственный и обязательный флегматик будет стремиться закончить первое задание и приступить к следующей задаче.

Сдержанные и спокойные флегматики — ценный ресурс для компании. Да, они не «революционеры» и не новаторы, как холерики. Однако именно они составляют контингент стабильных сотрудников, преданных компании. Когда компания будет переживать не лучшие времена, именно флегматики будут терпеливо ждать выхода из кризиса и радоваться вместе с руководством новым успехам.

2.4. Мотиваторы для подчиненного-флегматика:

  • Основными мотиваторами выступают стабильность и устойчивость компании на рынке.
  • Высокий заработок для флегматика — не главное: ему важнее зарабатывать средние деньги, но регулярно и без задержек.
  • Спокойная работа, «без дерготни», в рамках компетенции флегматика — сильный мотиватор.
  • Хорошая экология помещения, кондиционер, удобное рабочее место и наличие фиксированного обеденного перерыва — мотиваторы для флегматика.
  • Удобное расположение офиса и наличие корпоративного транспорта — мотиваторы.
  • Уважение со стороны руководителя — мотиваторы для такого подчиненного, особенно если он старше своего начальника.

Часть 2: меланхолик, сангвиник

Наталья Caмoyкинa
По материалам «Elitarium»

Источник

Оцените статью