В чем трагедия Евгения Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение 10 класс
Евгений Базаров — сильная личность в романе Тургенева «Отцы и Дети». Являлся представителем нигилистского течения. Его отец всю жизнь работал лекарем, который помогал многим людям. Он трудолюбив и его упорство приносит успех, на данный момент он учиться в университете и является студентом. Не видя смысла в искусстве, он отдаётся естественным наукам: большую часть времени проводит за экспериментами и микроскопом, устанавливая различные опыты. Даже в романе, Евгений говорит о том, что успех человеку приносит исключительно математика и химия, а поэты не добиваются успеха совершенно. По его мнению, для того, чтобы создать что-то новое, необходимо уничтожить все старое и таким образом, он стремился исполнить свои мечты.
Для него нет ни религии, ни искусства, эти душевные вещи созданы только для аристократического круга людей, а он к таковым не принадлежит. Считая, что исключительно нигилисты обладают всемогущей силой, они способны изменить все происходящее и жить, отдаваясь лишь своему сознанию. Безусловно, Евгений Базаров обладает невероятным складом ума, который помогает ему во всех ситуациях, но по мнению Тургенева это совершенно неправильное размышление о жизни, нельзя мыслить нарушая законы.
Это продолжалась до тех пор, пока он не познакомился с красивой девушкой Анной Одинцовой. На протяжении первого времени, Евгений был увлечён внешностью девушки, но через некоторое время он осознал то, что не может прожить без неё и минуты. Так пришло осознание того, что он влюбился. С этого момента, нигилистическое понятие стало рушиться. Базаров понял, что такое искренние чувства и теория о том, что искусство не играет никакой роли в жизни человека обрушилась в один миг. Он понял, что на самом деле существует определённая теория жизни, которая относится к каждому человеку. Планета, полностью населенная народом, также подчиняется законам природы. После того, как главный герой решил рассказать своей возлюбленной о чувствах к ней, она отказала ему. Тогда Базаров стал злиться на себя и винить себя в неправильность поступка.
Не смогший совладать со своими эмоциями, Евгений уехал к своим родителям для того, чтобы обдумать все раннее случившееся с ним. Через некоторое время, Базаров узнает о том, что он смертельно болен и ему осталось совсем немного времени на жизнь. И тут, он осознает, что его родители самые лучшие люди и друзья, которых он когда-либо встречал. Ему захотелось сильно встретиться со своей возлюбленной Анной и тогда, он отправляет ей письмо с просьбой прийти попрощаться, и она не побоялась прийти.
Трагедия Евгения Васильевича Базарова заключается в том, что он осознает своё немыслимое существование. Понимает и то, что ничего не принёс в жизнь России. Его жизнь пробежалась безрезультатно и просто его жизнь прожита зря. Как раз это и является основной трагедией в романе Тургенева «Отцы и дети».
Базаров — сильная личность, он обладает очень развитым и справедливым умом. Однако, не каждому умному и доброму человеку достаётся все самое лучшее в жизни. Об этом и повествует Тургенев в своём романе. Так, из-за нигилизма главный герой, можно сказать, прожил всю жизнь без настоящей и искренней возможности ценить всю жизнь.
Сочинение Трагедия Базарова
Главным героем произведения Тургенева “Отцы и дети” является человек нигилистичного типа личности, придерживающийся консервативного стиля жизни.
На момент повествования он учится в университете на факультете естественных наук, считая их единственно верными науками, а остальные, например литературу и философию, уделом ленивых аристократов не способных ни на что более. С такими убеждениями он узнает о нигилизме – движении которое яростно развивается в России на тот момент, и становиться нигилистом.
Нигилизм – движение, которое отрицает устоявшиеся ценности и убеждения.
Он убеждён, что человек существует только для того, чтобы принести пользу человечеству, а человек не приносящий пользу, как он считает, не достоин существовать.
Нигилизм же, он считал главной вещью в своей жизни, за которой он должен идти и преследовать её священную цель. По его убеждениям священная жизнь нигилизма, это помочь миру, насильственно или мирно, отказаться от всего старого и заезженного и идти навстречу новому, новым открытиям, новому будущему.
Почти всю свою жизнь он посвятил данной цели, и собственному просвещению, но к её концу он посчитал нужным отказаться от данных убеждений по нескольким причинам.
В ходе повествования сюжета его убежденность пошатнула внезапная влюбленность в даму, по фамилии Одинцова. Притом любовь эта возникла нежданно и без его участия, чему он был очень не рад, ведь он не смог ничего с собой поделать. Любовь заставила его понять, что те, казалось бы, фундаментальные вещи на которых он основывался, были ошибочными.
Чтобы как то придти в себя, он уезжает в родительский дом, где с ним происходит самая неприятная вещь в его жизни. При вскрытии больного тифом, он сам заражается этой ужасной болезнью. Далее он понимает, что смерть близка, и начинает обдумывать свою жизнь.
Он приходит к выводу, что он был не нужен России, из-за того что почти никакой пользы он не приносил, считая что гораздо полезнее России были люди рабочих профессий, ведь только на них строится мир. После чего он умирает, в осознании того, что он прожил жизнь зря.
В этом вся жизнь Базарова, и её трагичность.
Вариант 3
Главный герой романа Тургенева – молодой человек, тридцати лет от роду, Базаров Евгений Васильевич
Базаров получил хорошее воспитание в дворянском поместье своих консервативных родителей. Во время учебы в университете на врача, он сходится с кружком нигилистов, заражается их идеями отрицания и материализма. Базаров отрицает всякую красоту – природы, отношений, искусства. Все старое для него — пошлость, и давно изжившие себя «заблуждения предков», которые необходимо «расчинить». Друг Базарова – Аркадий Кирсанов далек от нигилизма, но очень увлечен Евгением, его умом, напором, харизмой.
В своих убеждениях Евгений Базаров бескомпромиссен. Он никогда ни перед кем не робеет, дерзок в своих суждениях и в манере общения. Говорит отрывисто, немногословно. Очень самоуверен, порой до развязности.
Аркадий Кирсанов приглашает Евгения в гости в свое родовое имение, где знакомит его со своим отцом и дядей – Павлом Петровичем. Павел Кирсанов – мягкий, романтичный человек, переживший в молодости любовную трагедию, поначалу с интересом относится к идеям Базарова. Они разговаривают на разные темы – культура, наука, любовь, природа, политика – но ни в чем не находят точек соприкосновения, выражая противоположные взгляды на суть этих вещей. Все заканчивается конфликтом и неудачной дуэлью с Павлом Петровичем.
После неудобной ситуации, Базаров с Кирсановым едут в гости к родителям Евгения, и заезжают в гости к Анне Сергеевне Одинцовой. И тут с Евгением происходит перемена. Он впервые влюбляется. Если до этого он считал любовь «билибердой», то теперь он любит «глупо, безумно». Он тяготится поначалу своим чувством, презирает себя за слабость, но ничего не может поделать – он «уверовал в любовь». Его чувства – безответны: Анна предпочитает безмятежность чувств.
Именно с этого момента Базаров разубеждается в своих теориях. Любовь существует, любить – прекрасно. И родители, к которым они приехали с Кирсановым, не так его уже раздражают, а наоборот, он понимает их чувства, понимает, что прежние ценности очень важны в жизни человека.
Как натура деятельная, Евгений принимается врачевать всех, кто в этом нуждается, и нечаянно заносит инфекцию себе. Он умирает.
Но перед смертью автор показывает в Базарове благородство его натуры, его душевную эволюцию: герой понимает, какие приоритеты важны в жизни, а все остальное – лишь самолюбование и гордыня.
Также читают:
Картинка к сочинению В чем трагедия Евгения Базарова в романе Отцы и дети
Популярные сегодня темы
После прочтения любого рассказа самый закономерный вопрос — о чем он? В случае с «Уроками французского» однозначный ответ дать сложно. Он о жизни, которая иногда может быть тяжелой, о добре и зле, о людях.
Что же такое обломовщина? Откуда появилось данное слово, и каково его значение? Данное понятие появилось в тот момент, когда Гончаров выпустил свой роман, который назывался Обломов. Выпустил он данное произведение
Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях написал всеми нам известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он на основе всей сказки показывает что красота, которая скрыта внутри человека может сотворить чудо
Роман «Джейн Эйр» — один из лучших мировых произведений, написанный в форме биографического любовного романа.
Произведение является одной из составных частей сборника небольших новелл писателя, изданного под названием «Донские рассказы».
Источник
Какого же было настроение базарова
«Роман «Отцы и дети» шевелит ум, вызывая при этом высокое наслаждение безупречной художественной формой», — писал Писарев. Критик прав: роман будит мысль, и эта мысль — о тургеневском Базарове, но также обо всех базаровых в нашей жизни, бунтарях и ниспровергателях авторитетов. Роман Тургенева — о великом трагическом переломе во взглядах на человека, происшедшем в 60-е годы XIX века в России. Схватились не на жизнь, а на смерть законы, по которым жили «отцы», и новая материалистическая теория переделки сознания человека и мира.
Особенностью Ивана Сергеевича Тургенева как писателя является его необычайная чувствительность к живым проблемам современного общества. Так, например, в своих произведениях «Новь» и «Дым» писатель говорит о нарождающемся движении народников; в романе «Отцы и дети» обращает внимание читателя на такое явление, как нигилизм.
Действие романа происходит в 1959 году, эта дата точно обозначена автором. Россия в это время переживает второй подъем русского освободительного движения. После восстания декабристов около тридцати лет длилась эпоха реакции. Народ был напуган, лучшие люди были сосланы в Сибирь, лишь немногие из них вернулись в столицу.
Теперь на смену дворянам-либералам приходят разночинцы. Это были представители различных сословий: дети священников, чиновников, ремесленников, мелкопоместных дворян. Из этих людей, различных по взглядам и свободных от сословных предрассудков, формировались революционеры-демократы. В шестидесятых годах между ними и либералами произошел раскол по крестьянскому вопросу. Время было очень бурное: студенческие выступления, гневные статьи в журналах и газетах, направленные в защиту народа.
Итак, 1859 год. Два года остается до отмены крепостного права. Образованные люди понимают, что нужно что-то изменить в жизни крестьян, больше так продолжаться не может. Этих взглядов придерживается и главный герой романа Базаров.
Отличие главного персонажа романа от окружающих его действующих лиц очевидна: прямота взглядов, независимый образ мыслей, отрицание всех принципов и законов жизни. Он нигилист, «который ко всему относится с критической точки зрения», «не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».
С одной стороны, Базарову простительно не признавать авторитетов. Даже в Библии сказано: «Не сотвори себе кумира». Но с другой стороны, его нигилизм доходит до совершенной глупости. Таково его отрицание поэзии, живописи. «Рафаэль гроша медного не стоит», «. порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», — такие высказывания поражают окружающих.
Главный герой во многом ошибается, отвергая любовь, жалость, нежность и другие человеческие чувства. Он смеется над ними, презрительно называя их «романтизмом». Порой он сам себе противоречит. Так, например, в разговоре с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров говорит: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Это позже Евгений скажет: «Всякий человек — загадка».
Евгения Базарова ни в коем случае нельзя назвать «лишним человеком». В отличие от Онегина и Печорина он не скучает, а много работает. Перед нами очень деятельный человек, у него «в душе силы необъятные». Одной работы ему мало. Чтобы действительно жить, а не влачить жалкое существование, как Онегин и Печорин, такому человеку нужна философия жизни, ее цель. И она у него есть.
Базарова сильно волнуют проблемы России. Евгений отвергает существующий в стране порядок. Правда, у него нет определенной программы для изменения социального строя и жизни всех людей. «И если он называется нигилистом, то надо читать — революционером», — писал Тургенев.
Базаров признается, что не «имеет плана», не знает, что и как строить. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем», — гордо заявляет он, объявляя себя представителем потребностей и стремлений народа, одновременно презирая его суеверия, леность, пьянство, беспомощность. Можно было бы списать позицию Базарова на грехи молодости, на неопытность, на гражданскую боль. Можно по-разному «прочитать» эту сцену поединка: кому-то, наверное, покажется, что нигилист прав, рубя со всего размаху под корень старую жизнь.
Но ведь он предлагает разрушение не столько политического уклада, сколько всех основ бытия: морали, этики, культуры, традиций, видя только дурное, несовершенное в окружающем мире. Что это за человек, для которого все вокруг плохо? Плохо, когда человек любит музыку, молитвенно относится к природе. И подумаем, к чему привел такой нигилизм в нашей истории? Земля изгажена, загрязнена химическими удобрениями, леса варварски вырублены, в реках промышленные отходы — вот финал подобного взгляда на природу.
По Базарову, плохо, когда мужчина видит в женщине не «богатое тело», а загадочный взгляд, воспринимает другого человека не с точки зрения «печонки», «селезенки», «радужной оболочки глаза», а как духовную ценность, уникальность, неповторимость. Ему невдомек, что каждый человек — это космос, тайна. Для Евгения плох Аркадий, соблазнившийся «свеженькой Катей», чтобы построить семью, плохи родители-старики с их чудачеством, слезами, обращением «Енюшечка».
Конечно, Базаров не в силах подавить в себе простые человеческие чувства. И чем дальше он пытается сделать это, тем яростнее они прорываются наружу. Примером этому может служить неистовая любовь Евгения к Одинцовой. Это чувство «мучило и бесило» его, но любовь оказалась безответной. Его «страстное, грешное, бунтующее сердце» натолкнулось на холодный отказ. Создается впечатление, что какие-то всемогущие внешние силы наказывают Базарова за его попытку перевернуть мир, за его отрицание естественной природы вещей.
Нельзя не отметить больное самолюбие Базарова. «И самолюбие какое-то противное», — говорит о нем Павел Петрович Кирсанов. Писарев в своей статье «Базаров» пишет об этом следующее: «Базаров чрезвычайно самолюбив, но самолюбие его незаметно именно вследствие своей громадности. Он так полон собою и так непоколебимо высоко стоит в собственных глазах, что делается почти совершенно равнодушным к мнению других людей». Именно вследствие своего равнодушия он не любит высказывать свои мысли, спорить с кем-либо. Евгений в этом не нуждается, так как ему нет необходимости доказывать свою правоту: он стоит выше всего этого. У этого человека есть собственное мнение, которым он чрезвычайно дорожит, и ему все равно, думают ли так же окружающие.
Базаров — откровенный циник. По словам того же Писарева, «. в цинизме Базарова можно различить две стороны — внутреннюю и внешнюю: цинизм мыслей и чувств и цинизм манер и выражений». Всем заметна его развязность и независимость поведения. Павла Петровича это внутренне коробило: «Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». Сам Евгений стоит выше предрассудков, касающихся сословий. Ему безразлично, какое у человека происхождение, к какому классу он принадлежит, потому что на всех людей Базаров смотрит «. сверху вниз и даже редко дает себе труд скрывать свои полупокровительственные отношения». В то же время Евгений гордится тем, что дед его «землю пахал».
Базаров ни в ком не нуждается, он одинок в этом мире, но совершенно не чувствует своего одиночества. Писарев писал об этом: «Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело от этого одиночества, он весь поглощен собою и работою».
Перед лицом смерти даже самые сильные люди начинают обманывать себя, тешить несбыточными надеждами. Но Базаров смело смотрит в глаза неизбежности и не боится ее. Он лишь сожалеет, что жизнь его была бесполезна, потому что он не принес никакой пользы Родине. И эта мысль доставляет ему много страданий перед смертью: «Я нужен России. Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник. »
Что же за явление русской жизни скрывается за образом Евгения Базарова? В чем его сила и слабость, победитель он или побежденный, перспективен ли он как тип реформатора и гражданина? В чем суть его трагедии? Только ли в преждевременной физической смерти?
Вспомним слова Базарова: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, — тогда я изменю свое мнение о самом себе». Налицо культ силы. «Волосатый», — так высказался Павел Петрович о приятеле Аркадия. Его явно коробит внешность нигилиста: длинные волосы, балахон с кистями, красные неухоженные руки. Конечно, Базаров — человек труда, не имеющий времени заняться своей внешностью. Это вроде бы так. Ну, а если это «намеренное эпатирование хорошего вкуса»? А если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь. Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважение.
Рассуждая чисто по-человечески, Базаров не прав. В доме друга его встретили радушно, правда, Павел Петрович руки не подал. Но Базаров не церемонится, сразу вступает в жаркий спор. Его суждения бескомпромиссны. «Зачем я стану признавать авторитеты?»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта»; он низводит высокое искусство до «искусства наживать деньги». Позже достанется и Пушкину, и Шуберту, и Рафаэлю. Даже Аркадий заметил другу о дяде: «Ты его оскорбил». Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился, что вел себя излишне дерзко, а осудил: «Воображает себя дельным человеком!», опустился до того, чтобы поставить «свою жизнь на карту женской любви», «мы, физиологи, знаем, какие это отношения» между мужчиной и женщиной.
В X главе романа во время диалога с Павлом Петровичем Базарову удалось высказаться по всем основополагающим вопросам жизни. Этот диалог заслуживает особого внимания. Вот Базаров утверждает, что общественный строй ужасен, и с этим нельзя не согласиться. Далее: Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, что хочешь, все дозволено! А вот с этим согласится далеко не всякий.
Есть ощущение, что Тургенев сам растерялся, исследуя характер нигилиста. Под напором базаровской силы и твердости, уверенности писатель несколько смутился и начал думать: «А может, так надо? А может, я старик, переставший понимать законы прогресса?» Тургенев явно сочувствует своему герою, а к дворянам относится уже снисходительно, а подчас и сатирически.
Но одно дело субъективный взгляд на героев, другое дело объективная мысль всего произведения. О чем же она? О трагедии. Трагедии Базарова, который в жажде «долго делать», в увлеченности своим богом-наукой попрал общечеловеческие ценности. А ценности эти — любовь к другому человеку, заповедь «не убий» (стрелялся на дуэли), любовь к родителям, снисходительность в дружбе. Он циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым и Кукшиной, людьми недалекими, падкими на моду, убогими, но все же людьми. Евгений исключил из жизни своей высокие мысли и чувства о «корнях», нас питающих, о Боге. Он говорит: «Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть!»
Трагедия героя также в полном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизирует и Фенечка, и эмансипированный слуга Петр. Он в них не нуждается! Мужики, назвавшие его «шутом гороховым», чувствуют его внутреннее презрение к ним. Трагедия его и в том, что он непоследователен и в отношении к народу, именем которого прикрывается: «. Я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет. Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет — ну, а дальше?»
Трагедия Евгения Базарова — это трагедия целого поколения, мечтавшего «обломать дел много, а породившего нигилизм, безверие, вульгарный материализм и даже разрешившего себе кровь по совести». Вспоминается Раскольников и Верховенский. Конечно, не стоит ставить знак равенства между Базаровым и «бесами» Достоевского. За тургеневским героем угадывается блестящая плеяда ученых-естествоиспытателей 60-80-х годов. Эти ученые действительно служили науке, России, они вовсе не покушались на нравственные ценности. Базаров же объявляет войну не только Кирсановым, но и Богу. Вслушаемся в его слова: «Ты, брат, глуп еще, я вижу. Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать. » На что Аркадий ответил, поняв бездонную пропасть базаровского самолюбия и сатанинской гордости: «Мы, стало быть, с тобой, боги? То есть, ты — бог, а олух не я ли?»
Писарев назвал эти крайности во взглядах героя «базаровщиной» и предрек, что эта болезнь рано или поздно уйдет из общества, но его предсказания не сбылись: базаровское разрушительное, безнравственное начало стало уделом России после Октябрьской революции. Это и стало настоящей трагедией.
Интересно, что Базаров перед смертью вспоминает лес, то есть тот мир природы, который он раньше по существу отрицал. Даже религию теперь он призывает на помощь. И получается, что герой Тургенева в своей короткой жизни прошел мимо всего, что так прекрасно. А теперь эти проявления подлинной жизни словно торжествуют над Базаровым, вокруг него и поднимаются в нем самом.
Смерть Базарова как бы случайная, нелепая. Евгений молод, сам является врачом, анатомом. Поэтому смерть его символична: для жизни недостаточными оказались медицина и естественные науки, на которые так уповал Базаров. Непоняты оказались его народолюбие, — погибает он как раз из-за мужика; и его нигилизм, — ведь его самого теперь отрицают и жизнь, и смерть.
Сначала герой романа делает слабую попытку бороться с болезнью и просит у отца адский камень. Но затем, поняв, что умирает, он перестает цепляться за жизнь и довольно пассивно отдает себя в руки смерти. Для него ясно, что утешать себя и других надеждами на исцеление — дело напрасное. Главное теперь — умереть достойно. А это значит — не хныкать, не расслабляться, не поддаваться панике, не предаваться отчаянию, сделать все, чтобы облегчить страдание стариков-родителей. Нисколько не обманывая надеждами отца, напоминая ему, что все теперь зависит только от времени и темпов течения болезни, он тем не менее бодрит старика своею собственной стойкостью, ведением разговора на профессиональном медицинском языке, советом обратиться к философии или даже к религии. А для матери, Арины Власьевны, поддерживается ее предположение о простуде сына. Эта забота перед смертью о близких очень возвышает Базарова.
У героя романа нет страха перед смертью, нет боязни расстаться с жизнью, он очень мужествен в эти часы и минуты: «Все равно: вилять хвостом не стану», — произносит он. Но его не покидает обида за то, что гибнут напрасно его богатырские силы. В этой сцене мотив силы Базарова особенно подчеркнут. Сначала он передан в восклицании Василия Ивановича, когда Базаров выдернул зуб у заезжего разносчика: «Эдакая сила у Евгения!» Затем сам герой книги демонстрирует свою мощь. Ослабленный и гаснущий, он вдруг поднимает стул за ножку: «Сила-то, сила вот вся еще тут, а надо умирать!» Властно преодолевает он свое полузабытье и говорит о своем титанизме. Но этим силам не суждено проявить себя. «Обломаю дел много» — эта задача гиганта осталась в прошлом как нереализованное намерение.
Очень выразительной оказывается и прощальная встреча с Одинцовой. Евгений больше не сдерживает себя и произносит слова восторга: «славная», «такая красивая», «великодушная», «молодая, свежая, чистая». Он говорит даже о своей любви к ней, о поцелуях. Он предается такому «романтизму», который раньше привел бы его в негодование. И высшим выражением этого становится последняя фраза героя: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».
Природа, поэзия, религия, родительские чувства и сыновняя привязанность, красота женщины и любовь, дружба и романтизм — все это берет верх, одерживает победу.
И тут встает вопрос: почему же Тургенев «убивает» своего героя? Герцен по этому поводу писал, что автор романа хотел своего героя «покончить «свинцом» — покончил тифусом» и, многое не принимая в нем, «отделывается от него на манер Брута».
Но причина гораздо глубже. Ответ кроется в самой жизни, в социальной и политической обстановке тех лет. Общественные условия в России не давали возможности для осуществления стремлений разночинцев к демократическим преобразованиям. К тому же сохранялась их оторванность от народа, к которому они тянулись и для которого боролись. Они не могли осуществить той титанической задачи, которую перед собой ставили. Они могли бороться, но не побеждать. Печать обреченности лежала на них. Становится ясно, что Базаров был обречен на неосуществимость своих дел, на поражение и гибель.
Тургенев глубоко убежден в том, что Базаровы пришли, но время их еще не пришло. Что остается орлу, когда он летать не может? Думать о гибели. Евгений среди своих будней нередко задумывается о смерти. Бесконечность пространства и вечность времени он неожиданно сопоставляет со своей короткой жизнью и приходит к выводу о «собственном ничтожестве». Поразительно, что автор романа плакал, когда заканчивал свою книгу смертью Базарова.
По словам Писарева, «умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг». И этот последний свой подвиг совершает тургеневский герой. Наконец, отметим, что в сцене смерти возникает мысль о России. Трагично то, что родина теряет своего большого сына, настоящего титана.
И тут вспоминаются слова Тургенева, сказанные по поводу смерти Добролюбова: «Жаль погибшей, напрасно потраченной силы». Такое же авторское сожаление чувствуется и в сцене смерти Базарова. И то, что мощные возможности оказались напрасно потраченными, делают смерть героя по-особому трагической.
Источник