Цвет наших эмоций
У каждого нашего чувства, у каждой эмоции есть свой цвет.
Грусть любит наряжаться в серые одежды,
синий — символ интереса («шла машина тёмным лесом за каким-то интересом» — легко догадаться, какого цвета была машина),
зелёный и жёлтый — удивление,
красный — радость и гнев,
коричневый — отвращение, чёрный — цвет фобий.
Определить цвет нашей главной эмоции просто. Эмоциональность проявляется в любой ситуации.
Даже в таких мелочах, как покупка вишнёвого пирога.
Тест на определение типа характера по цветам
Предположим, вы купили такой пирог, а дома обнаружили, что вишен внутри нет. Какой будет ваша реакция?
1. Шутник этот кондитер. Представляю, как он сейчас веселится. Ладно, съем завтра на завтрак. С маслом.
2. Хорошо, что чек сохранился. Надо немедленно пойти в магазин и во всём разобраться.
3. Вечно мне не везёт! Что теперь делать? Как быть? Или не быть? Кто виноват? Пусть подавится своими вишнями!
4. Сейчас я им объясню, как надо правильно пироги печь! Они у меня на всю жизнь этот случай запомнят! Надо потребовать, чтобы ещё и моральный вред компенсировали!
5. Вот досада! Но не расстраиваться же из-за пирога? Что-нибудь придумаю: птичкам в парке скормлю.
6. И почему только люди так безобразно относятся к своей работе? Хотя неизвестно, почему так получилось. Может, кондитер — новичок или у него какие-то проблемы были.
7. Пирог без начинки — это очень символично. Вот так ведь и в жизни бывает. Настраиваешься на одно, а получаешь совсем другое.
8. Есть, наверное, контролирующие организации, которые должны с такими вопросами разбираться. Нельзя допустить, чтобы халатность сошла этим халтурщикам с рук.
Итак, если вы выбрали цифру:
1 — Эмоции желтого цвета
Присущи весёлым, радостным людям, которые легко относятся ко всему. Конечно, они могут испытывать негативные чувства — злость, ревность и т.д., но недолго, поверхностно.
Если такая женщина обижена на партнёра, то для него это очевидно.
Она не может уснуть, плачет и говорит, что никогда ещё не испытывала такого разочарования. Загладить вину невозможно: никакие слова не помогут.
Зато наутро женщина с ведущей эмоцией жёлтого цвета просыпается как ни в чём не бывало. Разочарование? Какое разочарование? Мир прекрасен, и ты, дорогой, просто чудо. Одни называют таких людей «солнышками».
Другие считают непоследовательными, несерьезными, особенно раздражает стремление «солнышка» светить всем.
Гармоничные варианты: синий (он выдерживает перепады настроения, а сам получает недостающую лёгкость), фиолетовый (уравновешивает жёлтый глубоким отношением к жизни). А вот жёлтый с жёлтым — не лучшее сочетание: так ярко, что слепит.
2. Эмоции красного цвета
Это энергия, жажда жизни и деятельности, оптимизм. «Красного» человека легко узнать по высоко поднятой голове, быстрой походке, живой мимике и активной речи. Он почти всегда бодр и весел. Никогда не обижается: обида — не его эмоция. Если кто-то ему мешает, строит козни, может стать агрессивным.
Женщина с ведущей эмоцией красного цвета, обнаружившая связь мужа на стороне, не будет плакать, жаловаться, винить себя. Она развернёт такую деятельность, что чертям тошно станет, а не только мужу и его любовнице.
От красного цвета, особенно, если его слишком много, можно устать. Это нужно учитывать и хотя бы иногда немного отходить в тень.
Гармоничные варианты: очень хорош серый (он забирает лишнюю энергию и придаёт чувство значимости), голубой, охлаждающий и уравновешивающий. Для дружеского общения подходит жизнерадостный жёлтый — с ним всегда весело. Коричневый и фиолетовый раздражают чрезмерной основательностью, синий — выводит из себя своим спокойствием.
3. серого цвета
С одной стороны, в этом цвете заложено много качеств, с другой, — все они очень слабы. Людям такого типа не хватает энергии.
Они с детства быстро утомляются и проявляют склонность к спокойным занятиям.
Серый не очень доволен своей жизнью, с завистью смотрит на другие цвета. Но не чувствует в себе сил что-то изменить. Он больше настроен на избегание неудач, чем на победу. Например, женщина такого типа готова мириться с партнёром, всё достоинство которого в том, что он не пьёт, то есть без явных недостатков.
Гармоничные варианты: все, кроме такого же серого, потому что у любого другого цвета энергии больше. Но проблема в том, что этот скромный тон редко выбирают представители ярких оттенков. Разве что красный, и то потому, что нуждается в человеке, который бы терпел его напор и агрессию. Чтобы заряжаться энергией, женщинам с ведущей эмоцией серого цвета надо больше общаться с разными людьми, почаще бывать в их окружении.
4. синего цвета
Люди такого склада спокойны, постоянны, воспринимают жизнь как соблюдение правил, традиций: «Так должно быть», «Так правильно», «Все так делают». Ко всему они подходят обдуманно и серьёзно, без суеты.
Женщина с подобным характером может годами жить с партнёром, который ей чужд и даже неприятен, просто потому, что она когда-то вышла за него замуж, и, значит, так тому и быть.
При этом нельзя сказать, что она мучается: просто сосредотачивается на воспитании детей, решении бытовых проблем. Упорядоченность, стабильность — сами по себе для неё удовольствие, ценность.
Гармоничные варианты: жёлтый (но больше для дружбы) и синий. Это редкий случай, когда два одинаковых «по цвету» человека прекрасно уживаются. В других цветах для синего слишком много противоречий или слишком мало позитива.
5. голубого цвета
Человек с эмоциями цвета воздуха и морской волны бывает так же летуч, неуловим и непостоянен. У него обычно тихий голос, лёгкая походка, мягкие волосы и слегка отстранённый взгляд. В целом он создаёт приятное впечатление у окружающих, но некоторые склонны считать его странным. Сегодня весело рассказывает анекдоты, всех смешит, завтра молчит, грустно смотрит в окно.
Женщины такого типа обычно не конфликтные. Они не любят выяснять отношения — это слишком тяжёлая для них процедура. И обиду тоже не таят: не нравится им эта эмоция. Но отношение к обидевшему человеку изменится. Его просто как бы не будет в их жизни, во всяком случае такого, как раньше. Близкие, несмотря на непрактичное отношение к жизни женщин с ведущей эмоцией голубого цвета, ценят их за лёгкость и согласны сами заниматься «земными» проблемами.
Гармоничные варианты: красный (обоюдная тяга), зелёный (даёт чувство уверенности, стабильности, но при этом не ограничивает). Фиолетовый интересен своей глубиной, но долгое общение с ним обременительно. Жёлтый нравится, но кажется простоватым. Любые тёмные цвета подавляют энергию голубого, их лучше избегать.
6. Эмоции зеленого цвета
Люди с ведущей эмоцией этого цвета умеренны во всем.
Обычно они ведут правильный образ жизни и очень этим гордятся.
Стремятся к лидерству в отношениях, могут критиковать и даже пытаться исправить тех, кто, по их мнению, делает что-то неправильно.
Из-за такой тяги к совершенству у них с окружающими бывают конфликты.
Гармоничные варианты: голубой (он спокойно относится к нравоучениям), серый (ему нравится быть под контролем).
Представители других цветов или не нуждаются в руководстве, или тяжелы на подъём.
Сочетание зелёного с фиолетовым приводит к полному непониманию в паре.
7. фиолетового цвета
Люди с эмоциями цвета сумерек глубоко переживают все события, но не выносят чувства на поверхность. Они живут своими ощущениями и размышлениями. Выглядят загадочными, иногда даже странными. Часто вспоминают прошлое, много мечтают в одиночестве, отрываясь от реальности. Это занятие увлекает их больше всего. Они способны молчать часами, не испытывая никакого дискомфорта. Естественно, что это может вызывать претензии у окружающих.
Гармоничные варианты: голубой (хорошо понимают друг друга), жёлтый (он способен расшевелить, показать прелести реальной жизни). Зелёный, синий, красный будут препятствовать стремлению к уединению. Серый и коричневый портят настроение своим пессимизмом.
8. коричневого цвета
Они характерны для людей принципиальных, основательных, серьёзных, воспринимающих всё в категории «плохо-хорошо». Они не злопамятны, просто считают, что за дурные поступки должно последовать наказание.
Женщина годами может помнить обиды и при каждом удобном случае напоминать партнёру о его ошибках и проступках. Конечно, такое отношение мало кто выдержит.
Гармоничные варианты: красный (энергия равной силы, хоть и разной направленности), зелёный — у этих цветов одинаковое представление о правильном — неправильном. С остальными коричневый может вступать в диссонанс.
Читайте цветные статьи в журнале:
Каждая статья откроется в новом окне.
Эдуард Асадов.
очень романтичный поэт, необычайно популярный среди женщин в 50-70-е годы прошлого столетия писал:
Имеют ли чувства какой-нибудь цвет,
Когда они в душах кипят и зреют?
Не знаю, смешно это или нет,
Но часто мне кажется, что имеют.
Когда засмеются в душе подчас
Трели, по-вешнему соловьиные,
От дружеской встречи, улыбок, фраз,
То чувства, наверно, пылают в нас
Небесного цвета: синие-синие.
А если вдруг ревность сощурит взгляд
Иль гнев опалит грозовым рассветом,
То чувства, наверное, в нас горят
Цветом пожара — багряным цветом.
Когда ж захлестнёт тебя вдруг тоска,
Да так, что вздохнуть невозможно даже,
Тоска эта будет, как дым, горька,
А цветом тёмная, словно сажа.
Если же сердце хмельным-хмельно,
Счастье, какое ж оно, какое?
Мне кажется, счастье как луч. Оно
Жаркое, солнечно-золотое!
Назвать даже попросту не берусь
Все их — от ласки до горьких встрясок.
Наверное, сколько на свете чувств,
Столько цветов на земле и красок.
Судьба моя! Нам ли с тобой не знать,
Что я под вьюгами не шатаюсь.
Ты можешь любые мне чувства дать,
Я все их готов, не моргнув, принять
И даже чёрных не испугаюсь.
Но если ты даже и повелишь,
Одно, хоть убей, я отвергну! Это
Чувства, крохотные, как мышь,
Ничтожно-серого цвета!
Ваша Милена Апт, Libelle, Стрекоза.
Источник
Арт-директор Playrix о Цвете. Часть 1. Как цвет влияет на наши эмоции?
Начинаем серию статей о феномене цвета от арт-директора Playrix Светы Саблиной. Света поделится собственным видением и расскажет, как знания о цвете могут помочь в работе художника.
Эмоции. Очевидность с неочевидной точки зрения
Что такое эмоции?
Почему именно они, эмоции? Это объективная область исследований, которая касается непосредственно каждого человека. Это не физика, не теория цвета, не колористика. Хотя в какой-то мере все эти вещи связаны. Но все же эмоции — это про наш мозг. И мне, как художнику, очень важно изучить механизм процессов, связанных с цветом и вызывающих эмоции, чтобы увереннее и с большим пониманием использовать цвет в своей работе.
Согласно теории, за эмоции человека отвечает лимбическая система. Она координирует эмоциональные, мотивационные, вегетативные и эндокринные процессы и интегрирует две важнейшие функции мозга животного и человека: эмоции и память. От нее зависит эмоционально-гормональная активность животного, которая, как правило, плохо поддается рассудочному контролю даже у человека.
Среди ученых нет единого мнения о составе лимбической системы, но считается, что эмоции рождаются именно в ней. От лимбической системы возбуждение передается в кору, спинной мозг и периферическую нервную систему. Поэтому эмоции в прямом смысле «захватывают нас с головой». Вспомните, когда у вас по телу бежали мурашки от восторга или удивления?
Американский ученый Яак Панксепп создал классификацию базовых эмоциональных систем. Эмоции типа гордости, стыда и вины он отнес к эмоциям самосознания — вторичным, так как их порождает культура, а первичные эмоции человек изначально несет в себе, независимо от влияния общества.
Целые мировые индустрии — кино, телевидение, производство игр — опираются на наши базовые эмоции, вызывая в нас ярость, страх, похоть. Но сегодня мы подробнее остановимся на такой базовой эмоциональной системе, как seeking (поиск). Это самая большая и наиболее универсальная эмоциональная система, доставшаяся нам от животных.
Животному для выживания необходимо искать и находить ресурсы, причем делать это достаточно энергично, с энтузиазмом. Высшее чувство, производимое этой системой – эйфория. В более умеренной форме – энтузиазм.
Давайте попробуем заглянуть дальше и предположить следующую стадию — религиозный, мистический экстаз, присущий только человеку. Самопознание — тоже своего рода поиск, но более высокого порядка. И это жизненно необходимые процессы.
Иногда эйфорию ошибочно путают с экстазом. Эти состояния действительно в чем-то похожи, но абсолютно разнородны с точки зрения психологии.
Что означает эйфория? Положительно окрашенный аффект, состояние отличного самочувствия как эмоционального, так и физического, а экстаз — это крайняя степень духовного напряжения, высший восторг, пребывание будто бы вне себя.
И уже на этом этапе мы можем проследить связь эмоций и цвета. Во многих культурах и религиях мира цвет используется, чтобы вызвать у человека определенный эмоциональный отклик, например, витражные окна в готических соборах или разноцветные мандалы.
Многие великие люди связывали цвет, свет, эмоции и ощущения. Немецкий писатель Иоганн Гете писал, что цвета — это деяния и страдания света. По Карлу Юнгу, цвет — это родной язык бессознательного. Психическое воздействие цвета, по Кандинскому, рождает “вибрацию души”. Поль Сезанн был уверен, что для импрессиониста писать с природы значит не нарисовать какой-либо предмет, а осознать свои ощущения.
Энтузиазм, эйфория, экстаз — чтобы вызвать такие яркие эмоции, используя цвета в наших играх, нужно хорошо разбираться в физиологии возникновения этих состояний.
За энтузиазм отвечает серотонин — гормон счастья, радости. Он вырабатывается в нашем организме в моменты экстаза, а во время эйфории его уровень повышается. Для выработки серотонина обязательно нужен солнечный цвет. А это, безусловно, яркие, насыщенные краски. Если серотонина слишком мало, то есть риск получить депрессивное расстройство.
Когда человек испытывает радость, кроме серотонина (спокойная и светлая радость), выделяются еще окситоцин, дофамин и эндорфины (буйная радость, эйфория). Эти гормоны, помимо повышения настроения, уменьшают страх, снижают боль, увеличивают регенерацию клеток, замедляют старение, улучшают сопротивляемость стрессу.
В темное время суток, когда все цвета вокруг нас приглушены, вырабатывается мелатонин. Он помогает нам расслабиться и уснуть. В определенном сочетании с серотонином порождает яркие видения, озарение и экстаз, например, во время медитации. Именно благодаря мелатонину мы можем видеть цветные сны.
Если яркие краски стимулируют выработку этих гормонов, то выходит, что наблюдение за цветом не только приятно, но и полезно! Поэтому мы используем в своих играх яркие насыщенные иллюстрации, которые нравятся большинству людей, ведь это базовая потребность организма.
В чем связь эмоций и цвета?
Каждый цвет вызывает у нас свои ассоциации и имеет огромное количество связей: цвет и бренд, цвет и искусство, цвет и национальная культура.
Цвет — это символ эмоций. Мы можем не догадываться о точном значении цвета, но наше подсознание выделит его из окружающей среды и даст нам о нем информацию на уровне эмоций. У каждого эта ассоциация индивидуальна, но все же доказано, что тот или иной цвет вызовет у всех схожую эмоцию.
В 2019 году прошел интересный эксперимент — исследование ассоциативных связей в современном русском языке.
В ходе исследования участникам показывали названия основных цветов и просили указать одну или несколько эмоций, которые у них ассоциировались с этим цветом, и передать их интенсивность.
В результате выяснилось, что наиболее выраженные ассоциации с гордостью повторяли цвета российского триколора и, по всей видимости, отражали официально принятые ассоциации красного цвета с державностью, силой, кровью, пролитой за Родину, с победой; белого цвета – со свободой и независимостью, миром, чистотой и непорочностью; синего – с верой и постоянством. Как мы видим, в большинстве случаев связь цвет-эмоция закладывается на уровне культурного и национального кода, но все же нельзя отрицать, что восприятие цвета человеком зависит от многих факторов — от эмоционального состояния, физического самочувствия и времени суток. Многие реакции на цвет возникают в процессе развития личности и меняются с годами, а некоторые — присущи нам по праву рождения.
Взаимосвязь цвета и эмоций — многоуровневое явление. Мы видим, что с одной стороны, цвета и их сочетания являются символами эмоций, а с другой — эмоциональное состояние человека часто влияет на наше восприятие цвета.
Как цвет влияет на человека? Цвета не существуют локально и изолированно. Мы не воспринимаем эмоционально каждый кусочек цвета где бы то ни было отдельно. На то, как мы видим цвет в конкретный момент времени, влияет освещение, окружающие предметы, контекст. Но большинство исследований занимаются изучением именно локальных цветов, упуская из виду спектральные градиенты.
Невозможно пройти мимо этой розы флорибунда — ее цветовые переходы на лепестках, богатство оттенков завораживают и заставляют остановиться и рассматривать эту цветовую пульсацию. Почему это происходит?
Наш взгляд всегда привлекают оттенки и цветовые переходы — радуга, северное сияние. Нас завораживают блеск металла, светящиеся глаза животных, блики каустиков. Вспомните, как мы реагируем на салют? Мы радуемся как дети. Для некоторых народов, живущих на севере, характерно явление мерячения. Этот удивительный эффект описан очень давно. Под влиянием полярного сияния определенной силы и цвета люди, подверженные этому явлению, впадают в гипнотический транс.
Как объяснить эти феномены? Вероятно, цвет и свет являются определенным стимулом, который одинаково влияет на всех нас, заставляя испытывать восторг и удивление, впадать в транс или эйфорию. По своей природе эта реакция похожа на экстатическое состояние, о котором мы говорили раньше.
Выходит, что наше восприятие цвета субъективно и объективно одновременно, а его воздействие на нас происходит на физическом уровне. Как, учитывая это, можно выработать общие рекомендации по работе с цветом, которые будут актуальны и для художников в игровой индустрии? Для этого предлагаю посмотреть, как менялось наше цветовосприятие на протяжении последних ста лет.
Источник