Какого цвета детские эмоции

Какого цвета настроение.
материал по теме

Консультация для педагогов по организации «уголка настроения» в группе ДОУ.

Скачать:

Вложение Размер
ugolok_nastroeniya.docx 13.88 КБ

Предварительный просмотр:

Какого цвета настроение? Может, оно радостное желтое, как ясное солнышко или золотой луг с одуванчиками? Может быть, спокойное синее, как чистое небо или бескрайнее васильковое поле? А может, унылое серое Как хмурый осенний дождик или бесснежная зимняя ночь? Настроение бывает разным, изменчивым и зависит от эмоционального самочувствия человека, взаимодействия его с другими людьми или природных погодных явлений.

Но если взрослый человек контролирует свое эмоциональное состояние и может скорректировать свое негативное настроение, детям дошкольного возраста трудно дается умение понимать свои чувства и эмоции, а тем более чувства других детей. Это непонимание может отрицательно сказываться на взаимоотношениях ребенка с окружающими его сверстниками и взрослыми, его эмоциональном здоровье, успешном или неуспешном овладении знаниями и навыками.

Научить ребенка понимать свое настроение, свои эмоции и чувства, а также эмоции и чувства других детей должен взрослый. Одно из направлений развития эмоциональной сферы дошкольников – организация работы в так называемых «уголках настроения».

В ДОУ можно начать работу со второй младшей группы. При оформлении ориентироваться необходимо в первую очередь, на возраст ребенка, его жизненный опыт. Для младших дошкольников при выборе эмоциональных образов лучше находить близкие и знакомые им сказочные персонажи с ярко выраженным проявлением какой либо эмоции. Например, веселая кошка, грустная черепаха. В средней группе разные эмоции может выражать один и тот же персонаж. Старшим дошкольникам доступны более сложные герои, такие как гномы, домовята, а так же возможны обозначения эмоций через схемы-пиктограммы. Возрастом обусловлен и выбор количества эмоций. Для младшей группы 2-3 эмоции (радость, грусть, злость), для среднего возраста – 3-4 (можно добавить страх), старшим дошкольникам в уголке настроения походят 5-6 эмоций (спокойствие, удивление, скука и тд.) .

Использование детских фотографий в « уголках настроения» может быть многоплановым: вариант оформления семейной фотографии группы или форма отслеживания присутствующих или отсутствующих детей в группе (Здравствуйте, я пришел!).

При оформления «уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Так, в изображении цветов радости, удовольствия, счастья можно использовать гамму желтого, оранжевого, розового цветов, спокойствия — синие и зеленые тона, а страх и тревогу изобразить фиолетовым или черным цветом. Жизненный опыт ребенка не всегда позволяет ему понять выражение той или иной эмоции у представленных сказочных героев, цвет же поможет почувствовать и лучше понять ее.

Работа в «уголке настроения» предполагает решение разных задач. Ведущая задача – отслеживание эмоционального фона настроения каждого ребенка и группы в целом. Но при этом не забывать, что важно не просто констатировать ту или иную эмоцию, но и провести своевременную коррекцию обнаруженных негативных чувств детей. В младшей группе эту работу организует воспитатель, но, начиная со средней группы, можно привлекать и детей. Это могут быть простые словесные игры в кругу : «Хвалилки», «Сделай подарок другу», «Волшебные очки», «Комплименты» и др.

Организуя работу в «уголке настроения», важно не только отследить настроения и чувства детей, но и научить их словесно обозначать свои эмоции, делиться как позитивными так и негативными переживаниями. И здесь очень важно объяснить детям, что плохих чувств не бывает. Любой переживает как эмоции радости, так страха и гнева. Главное, чтобы негативные эмоции не разрушали самого человека и не приносили вреда окружающим. Поэтому нужно научить ребенка не бояться делиться своими негативными эмоциями и познакомить его с конструктивными способами их преодоления.

Создавать позитивный фон настроения в группе можно и через использование ритуалов, как ежедневных (Доброе утро», «Добрые слова», «Кто у нас хороший?», «Весело живется», «Солнышко ясное встало» и др.), так и еженедельных («выпустить пар», «Прогноз погоды»).

Такой подход к использованию «уголков настроения» поможет развить у детей чувства эмпатии и толерантности, стать более добрыми и сочувствующими, смотреть на мир позитивно и радостно.

Источник

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЭМОЦИИ ДЕТЕЙ

ЭМОЦИИ ОСОБЫЙ КЛАСС СУБЪЕКТИВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих отношение человека к миру, людям, к процессу и результату практической деятельности. Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности, практически от самого рождения, сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря им мы лучше понимаем друг друга. Характер основных эмоций (радости, гнева, печали, страха, отвращения, удивления) является врожденным, а способность к пониманию экспрессии обусловлена генетически.

Эмоции неотделимы от личности и связаны с потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности в познании, общении, самосовершенствовании. По эмоциям можно определенно судить о том, что в данный момент волнует человека, является актуальным.

Особенно ярко эмоции проявляются в художественном творчестве. Многие психокоррекционные упражнения, психодиагностические методики связаны с рисованием, цветом. Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Мы видим мир многоцветным. Цвета радуют, тревожат, возбуждают, успокаивают или погружают в печаль – по-разному воздействуют на человеческую психику.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА И ВЫБОР ЦВЕТА

Свойства цвета

Свойства каждого цвета можно рассматривать на трех уровнях: универсальном, культурном и личностном.

Универсальные свойства связаны с тем, что цвет является частью видимого спектра и воздействует на живые организмы.

Культурные факторы, включая место жительства человека и социально-экономические условия его существования, определяют избирательное отношение к цветам.

Личностный уровень цветовосприятия заключает в себе определенную систему ассоциаций, которую человек формирует с каждым цветом, а также с различной степенью предпочтения разных цветов.

Характеристика цветов

Характеристика цветов включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета. В основе трактовки лежит социально-историческая символика цветов.

Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость зарождающегося дня (желтый цвет) вызывали надежду, побуждали к активности. Красный цвет – окраска цветов, плодов, крови – отражал охотничьи инстинкты, стремление к обладанию благами жизни. Зеленый – цвет травы, кустарников, деревьев – мог служить символом защиты, маскировки, затаенности, серый – как отсутствие цвета – разделения, отгораживания. Черный цвет символизировал отрицание ярких красок жизни и самого бытия, коричневый – смешение цветов – стремление к комфорту, уюту. Фиолетовый – символ иррациональности, нереалистичных желаний.

Исследования последних лет внесли некоторые коррективы в историческую символику. Опыт показывает, что первый выбор цвета соответствует преобладающим тенденциям потребностной сферы, которая связана с эмоциональными переживаниями.

Синий

Синий – потребность в глубокой привязанности как инструмент достижения внешней защиты, эмоционального комфорта, покоя.

Зеленый

Зеленый – потребность в отстаивании собственной позиции, оборонительности, агрессивность защитного характера.

Красный

Красный – потребность в достижении, обладании, лидировании, наступательная агрессивность «завоевателя», целенаправленность, высокая поисковая активность.

Желтый

Желтый – потребность в эмоциональной вовлеченности и защищенности в социальном плане; яркость переживаний и общение как необходимый процесс, избегание ответственности.

Эти потребности являются основой, представляют собой самые главные человеческие потребности, актуализации которых необходима для нормального существования человека.

Фиолетовый

Фиолетовый – потребность в уходе от реальной действительности, иррациональность притязаний, нереальные требования к жизни, субъективизм, индивидуалистичность, эмоциональная незрелость. (Этот цвет можно не предлагать для выбора детям, так как он сам по себе диагностирует «деткость».)

Коричневый

Коричневый – потребность в снижении тревоги, стремлении к психологическому и физическому комфорту.

Черный

Черный – потребность в независимости через протест, негативизм по отношению к любимым авторитетам, давлению извне.

Серый

Серый – потребность в успокоении, отдыхе, пассивность.

Эти потребности не главные. Они выходят на первый план как вынужденная, охранительная реакция на невозможность реализации первичных потребностей и связаны с защитными механизмами, направленными на противодействие тревог, давлению извне, усталости, уход от неприемлемых отношений или ситуаций в бездействие, протест, мир фантазий.

Основные принципы цветовых выборов детей

Нельзя сделать однозначное объективное заключение о состоянии эмоциональной сферы лишь по цветовому выбору, однако некоторые предположения об актуальном состоянии человека сделать можно. Используя основные принципы цветовых выборов, можно изучать эмоциональное состояние ребенка, который часто не может сам рассказать о своих чувствах, желаниях, потребностях.

Полезными ориентирами в работе с ребенком являются цвета, выбранные для рисунка. Однако имеют значение не сами цвета как таковые, а тот контекст, в котором они используются на рисунке. Ненормальное употребление или злоупотребление цветом или цветовой комбинацией помогает глубже понять эмоциональное состояние ребенка.

В то же время при толковании символики цвета необходимо учитывать, что у детей бывают цветовые причуды, современные цветовые пристрастия, находящие отражение в их рисунках. Кроме того, цветовые предпочтения изменяются в зависимости от возраста. Дети помладше отдают предпочтение теплым тонам красного и желтого цвета, дети постарше тяготеют к использованию прохладных тонов – синего и зеленого, все меньше отдавая предпочтения желтому цвету. Красный цвет доминирует на протяжении всех стадий жизни.

И самое главное – нужно остерегаться «слепого» анализа детских рисунков. Необходимо дать ребенку возможность объяснить смысл изображенного, а общие взаимосвязи использовать в качестве возможных гипотез, но при этом не навредить.

P . S . Если Вы хотите узнать цвет настроения Вашего ребенка – поиграйте с ним в игру «Радуга». Суть ее заключается в том, что малыш должен выбрать, на какой из восьми предложенных цветов больше всего сейчас похоже его настроение.

Может быть, эта игра станет вашим утренним (вечерним, воскресным) ритуалом и поможет найти ключик к доверию Вашего ребенка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА С РЕБЕНКОМ «РАДУГА»

Цель: активизировать внимание взрослых к эмоциональной сфере детей.

Что это может значить?

Потребность активно действовать и добиваться успеха, стремление к доминированию; противодействие; возбуждение.

Дайте возможность ребенку реализовать себя в подвижных играх, труде. Хороши соревнования как спортивные, так и интеллектуальные. Хвалите его; негативные проявления гасите, не допускайте грубости, агрессии.

Потребность в самоутверждении, признании; настойчивость, упорство, уверенность.

Самое время заняться выработкой каких-либо умений, навыков. Можно вернуться к тому, что долго не получалось. Главное – положительный эмоциональный фон и Ваша уверенность в успехе.

Желание нравиться; веселость, стремление к общению; надежды на лучшее; эмоциональная неустойчивость.

Создайте доброжелательную обстановку, поговорите с ним, поиграйте, не важно о чем и как. Вашему ребенку хорошо, и если Вы разделите его радость – он будет счастлив.

Потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности.

Пришло время отдохнуть от забот. Приласкайте Вашего малыша, ему хочется тепла, уюта, спокойных игр, сказок и чтобы мама был рядом.

Эмоциональная напряженность, желание уйти из неблагоприятной обстановки; потребность в отдыхе.

У Вашего малыша нет сил сопротивляться напору неприятных переживаний. Будьте внимательны – ему одному не справиться. Очень нужны Ваше сочувствие, понимание, забота.

Протест, нетерпимость к окружающим, противодействие внешнему давлению; может быть чувство безнадежности.

Необходимо тщательно проанализировать последние события, в которые был вовлечен ребенок. Ему плохо. Капризы, непослушание, агрессия не возникают на пустом месте – когда-то были брошены семена. Постарайтесь разобраться бережно, терпеливо, не повредите ростков личности.

Эта игра поможет Вам более внимательно относиться к ребенку, уважать его потребности, эмоциональное состояние, бережнее относиться к его внутреннему миру. Успехов Вам!

Источник

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЭМОЦИИ ДЕТЕЙ

ЭМОЦИИ ОСОБЫЙ КЛАСС СУБЪЕКТИВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих отношение человека к миру, людям, к процессу и результату практической деятельности. Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности, практически от самого рождения, сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря им мы лучше понимаем друг друга. Характер основных эмоций (радости, гнева, печали, страха, отвращения, удивления) является врожденным, а способность к пониманию экспрессии обусловлена генетически.

Эмоции неотделимы от личности и связаны с потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности в познании, общении, самосовершенствовании. По эмоциям можно определенно судить о том, что в данный момент волнует человека, является актуальным.

Особенно ярко эмоции проявляются в художественном творчестве. Многие психокоррекционные упражнения, психодиагностические методики связаны с рисованием, цветом. Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Мы видим мир многоцветным. Цвета радуют, тревожат, возбуждают, успокаивают или погружают в печаль – по-разному воздействуют на человеческую психику.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА И ВЫБОР ЦВЕТА

Свойства цвета

Свойства каждого цвета можно рассматривать на трех уровнях: универсальном, культурном и личностном.

Универсальные свойства связаны с тем, что цвет является частью видимого спектра и воздействует на живые организмы.

Культурные факторы, включая место жительства человека и социально-экономические условия его существования, определяют избирательное отношение к цветам.

Личностный уровень цветовосприятия заключает в себе определенную систему ассоциаций, которую человек формирует с каждым цветом, а также с различной степенью предпочтения разных цветов.

Характеристика цветов

Характеристика цветов включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета. В основе трактовки лежит социально-историческая символика цветов.

Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость зарождающегося дня (желтый цвет) вызывали надежду, побуждали к активности. Красный цвет – окраска цветов, плодов, крови – отражал охотничьи инстинкты, стремление к обладанию благами жизни. Зеленый – цвет травы, кустарников, деревьев – мог служить символом защиты, маскировки, затаенности, серый – как отсутствие цвета – разделения, отгораживания. Черный цвет символизировал отрицание ярких красок жизни и самого бытия, коричневый – смешение цветов – стремление к комфорту, уюту. Фиолетовый – символ иррациональности, нереалистичных желаний.

Исследования последних лет внесли некоторые коррективы в историческую символику. Опыт показывает, что первый выбор цвета соответствует преобладающим тенденциям потребностной сферы, которая связана с эмоциональными переживаниями.

Синий

Синий – потребность в глубокой привязанности как инструмент достижения внешней защиты, эмоционального комфорта, покоя.

Зеленый

Зеленый – потребность в отстаивании собственной позиции, оборонительности, агрессивность защитного характера.

Красный

Красный – потребность в достижении, обладании, лидировании, наступательная агрессивность «завоевателя», целенаправленность, высокая поисковая активность.

Желтый

Желтый – потребность в эмоциональной вовлеченности и защищенности в социальном плане; яркость переживаний и общение как необходимый процесс, избегание ответственности.

Эти потребности являются основой, представляют собой самые главные человеческие потребности, актуализации которых необходима для нормального существования человека.

Фиолетовый

Фиолетовый – потребность в уходе от реальной действительности, иррациональность притязаний, нереальные требования к жизни, субъективизм, индивидуалистичность, эмоциональная незрелость. (Этот цвет можно не предлагать для выбора детям, так как он сам по себе диагностирует «деткость».)

Коричневый

Коричневый – потребность в снижении тревоги, стремлении к психологическому и физическому комфорту.

Черный

Черный – потребность в независимости через протест, негативизм по отношению к любимым авторитетам, давлению извне.

Серый

Серый – потребность в успокоении, отдыхе, пассивность.

Эти потребности не главные. Они выходят на первый план как вынужденная, охранительная реакция на невозможность реализации первичных потребностей и связаны с защитными механизмами, направленными на противодействие тревог, давлению извне, усталости, уход от неприемлемых отношений или ситуаций в бездействие, протест, мир фантазий.

Основные принципы цветовых выборов детей

Нельзя сделать однозначное объективное заключение о состоянии эмоциональной сферы лишь по цветовому выбору, однако некоторые предположения об актуальном состоянии человека сделать можно. Используя основные принципы цветовых выборов, можно изучать эмоциональное состояние ребенка, который часто не может сам рассказать о своих чувствах, желаниях, потребностях.

Полезными ориентирами в работе с ребенком являются цвета, выбранные для рисунка. Однако имеют значение не сами цвета как таковые, а тот контекст, в котором они используются на рисунке. Ненормальное употребление или злоупотребление цветом или цветовой комбинацией помогает глубже понять эмоциональное состояние ребенка.

В то же время при толковании символики цвета необходимо учитывать, что у детей бывают цветовые причуды, современные цветовые пристрастия, находящие отражение в их рисунках. Кроме того, цветовые предпочтения изменяются в зависимости от возраста. Дети помладше отдают предпочтение теплым тонам красного и желтого цвета, дети постарше тяготеют к использованию прохладных тонов – синего и зеленого, все меньше отдавая предпочтения желтому цвету. Красный цвет доминирует на протяжении всех стадий жизни.

И самое главное – нужно остерегаться «слепого» анализа детских рисунков. Необходимо дать ребенку возможность объяснить смысл изображенного, а общие взаимосвязи использовать в качестве возможных гипотез, но при этом не навредить.

P . S . Если Вы хотите узнать цвет настроения Вашего ребенка – поиграйте с ним в игру «Радуга». Суть ее заключается в том, что малыш должен выбрать, на какой из восьми предложенных цветов больше всего сейчас похоже его настроение.

Может быть, эта игра станет вашим утренним (вечерним, воскресным) ритуалом и поможет найти ключик к доверию Вашего ребенка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА С РЕБЕНКОМ «РАДУГА»

Цель: активизировать внимание взрослых к эмоциональной сфере детей.

Что это может значить?

Потребность активно действовать и добиваться успеха, стремление к доминированию; противодействие; возбуждение.

Дайте возможность ребенку реализовать себя в подвижных играх, труде. Хороши соревнования как спортивные, так и интеллектуальные. Хвалите его; негативные проявления гасите, не допускайте грубости, агрессии.

Потребность в самоутверждении, признании; настойчивость, упорство, уверенность.

Самое время заняться выработкой каких-либо умений, навыков. Можно вернуться к тому, что долго не получалось. Главное – положительный эмоциональный фон и Ваша уверенность в успехе.

Желание нравиться; веселость, стремление к общению; надежды на лучшее; эмоциональная неустойчивость.

Создайте доброжелательную обстановку, поговорите с ним, поиграйте, не важно о чем и как. Вашему ребенку хорошо, и если Вы разделите его радость – он будет счастлив.

Потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности.

Пришло время отдохнуть от забот. Приласкайте Вашего малыша, ему хочется тепла, уюта, спокойных игр, сказок и чтобы мама был рядом.

Эмоциональная напряженность, желание уйти из неблагоприятной обстановки; потребность в отдыхе.

У Вашего малыша нет сил сопротивляться напору неприятных переживаний. Будьте внимательны – ему одному не справиться. Очень нужны Ваше сочувствие, понимание, забота.

Протест, нетерпимость к окружающим, противодействие внешнему давлению; может быть чувство безнадежности.

Необходимо тщательно проанализировать последние события, в которые был вовлечен ребенок. Ему плохо. Капризы, непослушание, агрессия не возникают на пустом месте – когда-то были брошены семена. Постарайтесь разобраться бережно, терпеливо, не повредите ростков личности.

Эта игра поможет Вам более внимательно относиться к ребенку, уважать его потребности, эмоциональное состояние, бережнее относиться к его внутреннему миру. Успехов Вам!

Источник

Читайте также:  Какие лекарства снимают стресс
Оцените статью