Какого настроение стихотворения лермонтова пророк

Содержание
  1. Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану
  2. 1. История создания
  3. 2. Литературное направление
  4. 3. Род
  5. 4. Жанр
  6. 5. Проблематика
  7. 6. Тематика
  8. 7. Идея
  9. 8. Пафос
  10. 9. Система образов
  11. 10. Центральные персонажи
  12. 11. Лирический герой
  13. 12. Сюжет
  14. 13. Композиция
  15. 14. Художественное своеобразие произведения
  16. 15. Размер, рифма, строфика
  17. 16. Средства художественной выразительности
  18. 17. Значение произведения
  19. 18. Актуальность
  20. 19. Моё отношение
  21. 20. Чему учит произведение
  22. Анализ стихотворения «Пророк» (М. Ю. Лермонтов)
  23. История создания
  24. Жанр, направление и размер
  25. Композиция
  26. Образы и символы
  27. Темы и настроение
  28. Средства художественной выразительности
  29. Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс
  30. Пророк
  31. Анализ Стихотворения Лермонтова «Пророк» №3
  32. Восприятие, толкование, оценка
  33. История написания
  34. Текст «Пророк» М.Лермонтов
  35. Прообраз Лермонтовского пророка — Иеремия
  36. Признак скорби, потери и неверия
  37. Сюжет
  38. Два разных пророка
  39. Особенности поэтического произведения
  40. Основы стихосложения
  41. Своеобразие композиции
  42. История создания

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану

1. История создания

Стихотворение «Пророк» написано в мае — июне 1841 года, незадолго до гибели Лермонтова.

Это был тяжёлый период как в личной жизни поэта, так и в общественной жизни страны. После заговора декабристов и Польского восстания 1831 года Николай I создаёт тайную полицию, Третье отделение, агенты которого присутствовали в самых разных кругах общества.

Всякое инакомыслие безжалостно подавлялось, была введена жёсткая цензура. Лермонтов, выросший и творивший в атмосфере политических репрессий, по словам Белинского, стал ярким выразителем царивших в обществе настроений того времени.

Характер у Лермонтова был трудный, он не умел скрывать свои мысли, по этой причине у него было немало недоброжелателей, среди которых – сам царь, Николай I. Именно по его инициативе поэт был сослан на Кавказ.

Впервые читатели познакомились с этим произведением уже после смерти поэта, оно было напечатано в 32 томе «Отечественных записок» в 1844 году.

2. Литературное направление

Стихотворение «Пророк» относится к романтическому литературному направлению.

3. Род

Стихотворение можно отнести к философской лирике.

4. Жанр

Жанр – лирическая исповедь. Это лирическое стихотворение, в котором прослеживаются библейские мотивы.

5. Проблематика

Автор пытается проанализировать извечную проблему противостояния духовного и низменного в человеческой натуре.

6. Тематика

В этом стихотворении можно видеть своеобразную перекличку с пушкинским «Пророком». Но пророк у Пушкина только готовится идти из пустыни к соплеменникам, чтобы «глаголом жечь сердца людей», в то время как лермонтовский герой изгоняется из сообщества и возвращается в пустыню.

Главная тема стихотворения Лермонтова – тема одиночества нестандартной личности в социуме, противостояние толпы и поэта-пророка. Не благодарность, а травля – вот цена за то, что он несёт людям свет правды, проповедует идеи добра и любви.

Существует мнение, что к написанию стихотворения «Пророк» Лермонтова подтолкнули беседы с В.Ф. Одоевским, с которым поэт подружился в последние годы своей жизни. Тема признания поэта и его творчества была одной из причин их разговоров и споров.

7. Идея

Лермонтов продолжает пушкинскую тему о роли и предназначении поэта, его признании обществом.

Также в противовес городу воспевается природа, как более комфортная среда для существования человека.

8. Пафос

Романтичные стихи Лермонтова чаще всего грустны и даже пессимистичны.

Здесь же эмоциональный фон произведения становится пафосно-трагическим. Невозможность выполнить свою миссию делает пророка глубоко несчастным.

Некоторые критики считали, что поэт предчувствовал свою скорую кончину и называли это стихотворение пророческим.

9. Система образов

Художественные образы представлены в классической традиции. Образ лирического героя произведения, одинокого пророка, противопоставляется образу враждебной толпы.

Образ природы передан описанием пустыни, которая более благосклонна к пророку, чем человеческое общество. Пустыня позволяет ему жить, и всякая тварь земная в ней покорна пророку, там даже звёзды слушают его проповеди, «лучами радостно играя».

10. Центральные персонажи

Лирический герой произведения – пророк, призванный обличать человеческие пороки. Он одинок и несчастен, поскольку его изгоняют из общества за то, что он говорит людям о тёмных сторонах их натуры.

Автор сочувствует своему герою, поскольку понимает значимость такой личности для оздоровления человеческой натуры и общества в целом.

Лирическому герою-одиночке противопоставляется собирательный образ его соплеменников – толпа, не признающая в нём пророка.

11. Лирический герой

Лирический герой – смертный, по воле Бога ставший пророком. Ему досталась неблагодарная роль, – роль человека, несущего людям правду, – за что подвергается насмешкам и преследованиям со стороны сообщества, которое не верит его пророчествам.

12. Сюжет

Перед нами исповедь страдающего человека, которого не принимает общество.

Если пушкинский герой, находясь в пустыне, ещё только в начале своего пути, то лирический герой стихотворения Лермонтова уже попытался выполнить свою миссию и, в результате, оказывается в пустыне, спасаясь от преследования соплеменников.

Находясь среди людей, он ещё более одинок, чем в пустыне. Его дар никому не нужен. Люди не приемлют его речей, они не хотят знать правды ни о себе, ни о мире. В их глазах он видит лишь «страницы злобы и порока», а за «правды чистые ученья» в него швыряют камни.

Пророк обретает покой лишь в пустыне, где ему покорна всякая тварь земная, а звёзды слушают его, «лучами радостно играя».

Если же случается ему снова попасть в город, он снова слышит в свой адрес насмешки и упрёки.

Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Его показывают детям, как образец неподобающего поведения.

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!

13. Композиция

Произведение состоит из семи строф и композиционно делится на три части.

  • Из двух первых четверостиший читатель узнаёт о ниспосланном герою пророческом даре и о крайне негативной реакции толпы на его проповедь «любви и правды».
  • В двух следующих строфах показана его отшельническая жизнь в пустыне.
  • В трёх заключительных строфах описывается отношение толпы к пророку и то, как он выглядит в глазах своих современников.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано высоким стилем, который придаёт ему звучание библейской притчи. Чтобы добиться этого, поэт использует старославянскую и библейскую лексику: град, старцы, судия, всеведенье, уста, глава, очи, тварь земная, дар божий, пророк, завет и другие.

15. Размер, рифма, строфика

«Пророк» написан четырёхстопным ямбом и пиррихиями.

Поэт использует чередование мужской и женской рифм.

В шести строфах используется перекрёстная рифмовка (АБАБ), в заключительном четверостишии – опоясывающая (АББА).

16. Средства художественной выразительности

Эпитеты: “вечный судия”, “божья пища”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”, “нагой”.

Метафоры: “страницы злобы и порока”, “читать в очах”, “посыпать пеплом главу”.

Сравнение: “как птицы”

Олицетворение: «звёзды слушают…, лучами радостно играя”.

Антитеза: противопоставление поведения толпы и пророка.

Перифраза: “вечный судия”, “предвечный”.

В двух последних четверостишиях используется также инверсия.

Звукопись: использование взрывных согласных усиливает напряжённое звучание строф.

Читайте также:  Какие чувства вызывает отрывок записки охотника

17. Значение произведения

Белинский подчёркивал значимость этого произведения, называя его одним из лучших в творческом багаже Лермонтова.

Невозможно не согласиться с его высокой оценкой стихотворения: «Какая глубина мысли, – писал критик, – какая страшная энергия выражения!»

18. Актуальность

Несомненна актуальность «Пророка» и в сегодняшнем мире.

Незаурядная личность, понимающая больше других, во все времена встречала если не враждебное, то холодное к себе отношение. Разным слоям населения, людям разных конфессий, или просто имеющим разный жизненный опыт порою нелегко находить общий язык. А непонимание часто порождает конфликты.

Многие и сейчас враждебно настроено к тем, кто, как лермонтовский пророк, имеет смелость говорить неприятную правду.

19. Моё отношение

Нельзя не восхищаться поэтом и его произведением. В сжатой форме лирического стихотворения поэт сумел нарисовать яркое художественное полотно, наполненное глубоким философским смыслом.

20. Чему учит произведение

«Пророк» учит нас прислушиваться к окружающим и пытаться их понять. Учит проявлять сочувствие и, в какой-то степени, учит также мужеству говорить правду, что не всегда удобно и легко.

Источник

Анализ стихотворения «Пророк» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Guru · 28.06.2018

На вопрос, кто такой поэт, во все времена отвечали по-разному. Каждая эпоха имела свой представление и о том, какую роль сочинитель стихов играет в обществе. С романтическими воззрениями на автора виршей нас знакомит «Пророк» Лермонтова.

История создания

Стихотворение «Пророк» Михаил Юрьевич представил публике в 1841 году. К этому времени автором было написано уже немало произведений, и он хорошо мог представлять себе, что есть поэт для народа.

Примечательно, что это полное глубоких переживаний стихотворение было написано незадолго до смерти литератора. Здесь автор задумывается о своём жизненном пути, осмысляет его. Стоит вспомнить, что в 1841 году Лермонтов окончательно решил уйти в отставку и посвятить свою жизнь служению литературе. Такое намерение могло заставить писателя задуматься о роли поэта в жизни общества.

Жанр, направление и размер

Лермонтов ориентируется на библейский сюжет – книгу пророка Иеремии, потому стихотворение близко жанру легенды. Обращение к религиозному тексту не случайно: в эпоху романтизма поэтические способности рассматривались как дар свыше – от Бога.

Мотив пророка занимает одно из главных мест в русской лирике. Не секрет, что любимым поэтом Михаила Юрьевича был А.С. Пушкин. Своим стихотворением он продолжает линию, начатую кумиром. Но на этом «тандеме» тема не закончила: к ней обращались Розенгейм, Некрасов, Плещеев.

Стихосложение также отсылает к пушкинскому образцу: стихотворный размер — четырёхстопный ямб, а рифма – перекрестная.

Композиция

Стихотворение делится на строфы, что свойственно для позднего романтизма. Их в произведении семь. Шестое и седьмое четверостишия закольцовывают стихотворения. Они иллюстрируют собой то, о чём говорится в первых двух – злые слова людей в адрес поэта. Центральным же является четвертый катрен, в котором говорится о гармонии, что обрёл пророк.

Таким образом, композиция стройна и математически выверена: кульминация говорит о балансе, а обрамляющие её части сообщают читателю о конфликте.

Образы и символы

Возникновение образа пророка в творчестве Лермонтова оправдывается историей его рода. По легенде, предок Михаила Юрьевича, Томас Лермонт, живший в Шотландии в XIII веке, обладал даром ясновидения и славился искусным колдуном. В XVI веке его потомок, Георг Лермонт, попадает в Россию – так начинается род Лермонтовых.

Ярким примером образа поэта-пророка в творчестве Лермонтова является лирический герой юношеского стихотворения «Предсказание», где автор предугадывает события революции начала ХХ века. «Моя душа» — другое произведение подобного рода. Здесь Лермонтов угадывает собственную судьбу: «Я предузнал мой жребий, мой конец…»

Лирический герой в «Пророке» предстаёт зрелой и цельной личностью. Он не ропщет на людей или свою судьбу, но радуется обретению своего пристанища – пустыни. Она символизирует место, где нисходит божественное откровение. Образ пророка, созданный Лермонтовым, напоминает юродивого – нищего странника, отказавшегося ради служения Христу от всех земных благ.

Темы и настроение

  1. Одиночество. Поэт-пророк полностью осознаёт свою миссию – говорить людям правду. Но это далеко не всегда приятно публике. Поэтому он вынужден искать покой и уединение в пустыне, где его слушают звезды. Без лишения себя социума, герой не может в полной мере реализовывать свои способности, потому пророк совершает подвиг отшельничества. Когда автор говорит об изгнании – он полон отчаяния и сострадания к людям. Настроение сменяется радостным, когда речь идёт о природе и звёздах.
  2. Поэт и поэзия – основная тема. Творчество – это дар неба. И относиться к нему нужно с должной ответственностью. Терпеть непонимание, одиночество – идти на многие жертвы ради того, чтобы мир узнал божественные слова.
  3. Поэт и толпа. Народ не желает принимать поэта, люди противятся заветам любви и правды. Вместо того чтобы прислушаться к словам пророка, она изгоняют его. Так и правдивые, искренние стихи часто оказывались под гнётом критики, а их авторы – в ссылке.

Основная мысль стихотворения – стойко и мужественно следовать своему предназначению. Людям не приятно знать правду о себе, но всё же должен быть тот, кто её вещает. И это поэт-пророк. Он призван, чтобы научить алчных и завистливых людей жить в мире и согласии. Лирический герой понимает, что это будет не просто, но он готов к трудностям и лишениям. Ведь сам «вечный судия» призвал его на это служение.

Смысл стихотворения был выстрадан поэтом, ведь сам он нередко вынужден был драться на дуэлях, отстаивая свое право на прямолинейность и честность суждений. Один из таких поединков его и погубил.

Средства художественной выразительности

В первой строфе встречается метафора: «В очах людей читаю я// Страницы злобы и порока».

Намерения героя автор подчеркивает эпитетом «чистые», что говорит об искренности и бескорыстии пророка. Этому по определению противопоставлена «самолюбивая» улыбка старца, который воспитывает презрение в детях к таким, как этот поэт. Лирический герой рисует свой портрет через взгляд человека из толпы: «Как он угрюм, и худ, и бледен!»

В стихотворении противопоставляются пустыня и мир людей, а проводник между ними – пророк, ведающий истину.

Кроме того, автор использует фразеологический оборот, берущий своё начало в Ветхом завете, – «Посыпал пеплом я главу». Что говорит об отчаянии и сожалении пророка.

Источник

Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс

Михаил Юрьевич пережил смутное время после подавления восстания декабристов. Это отразилось в его стихах, пронизанных трагизмом, безысходностью, тоской. Многие из его современников считали его трагическим поэтом. В течение жизни он, то приближался к Богу, то отдалялся от него. В душе его велась борьба двух начал. Чаще победу одерживало бунтарское, трагическое, порой даже злое направление. Он знакомо всем по образам Печорина, Мцыри, Демона. Другой Лермонтов предстаёт перед нами с летящим по небу ангелом, с внемлющей богу пустыней.
В жизни он нередко конфликтовал, не находил общего языка с собеседниками. Возможно, за этим он пытался скрыть свою ранимость и впечатлительность. Ведь внутренне он был одинок и чужд окружающему миру. Собственное поэтическое кредо автор высказывает во многих стихах. Среди них: «Кинжал», «Не верь себе», «Поэт».

Читайте также:  Как звери чувствуют страх

В некоторых произведениях поэта есть пророческие мотивы. Например, в «Предсказании » ещё в 15 лет он предрёк России революцию и гражданскую войну. А в одной из поздних работ «Сон» предсказал собственную гибель. Анна Ахматова говорила, что слово слушается Лермонтова, словно змея заклинателя.

При жизни он выпустил всего один сборник стихов, включающий и две поэмы. В романе «Герой нашего времени» причинами болезни века назвал он безверие, порочность, равнодушие. 28 июля 1841 года близ Пятигорска поэт был убит на дуэли. Среди последних его стихов «Утёс», «Выхожу один я на дорогу», «Пророк». «Пророк» — одно из последних произведений, символическое прощание поэта В стихотворении совершается преображение поэта, обретение им дара прорицания. Донесение божественной правды до народа и общества стало его высшей целью.

Пророк

С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!»

Анализ Стихотворения Лермонтова «Пророк» №3

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Пророк» был написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Это последнее произведение поэта. Впервые оно было напечатано в 1844 году.

Основная тема «Пророка» — противостояние поэта и толпы. Жанр его — лирическая исповедь, также в произведении есть черты библейской легенды (сюжет Лермонтова основан на книге Пророка Иеремии).

В этом произведении Лермонтов продолжает тему пушкинс­кого пророка, недаром он начинает свое стихотворение с пуш­кинской концовки: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка. ». Пушкин в своем «Пророке» аллегорически изобразил преображение духовного облика человека в борьбе со своими собственными пороками. Лермонтов показывает уже преображенного героя, лермонтовский «Пророк» — как будто продолжение пушкинского сюжета, однако продолжение, ли­шенное пушкинского оптимизма. У Пушкина поэт, находясь в одиночестве, готовится к служению людям — у Лермонтова про­рок изображен уже среди людей, в обществе, и основной акцент сделан уже не на внутреннем, а на внешнем конфликте — конф­ликте достойного, мыслящего человека со средой. Пушкин в сво­ем стихотворении утверждает огромный потенциал духовно бо­гатой личности, человека, победившего собственные пороки. Лермонтов же считает, что талантливый, достойный человек об­речен на конфликт с обществом, и лишь в природе герой нахо­дит созвучие своим чувствам и мыслям.

Таким образом, движение пушкинского и лермонтовского героев полностью противоположно. Если пушкинский пророк из «пустыни мрачной» движется к людям, то герой Лермонтова уходит от людей в пустыню.

Анализируя композицию, в стихотворении мы можем выде­лить три части. Первая часть — описание жизни пророка среди людей, гонений, которые устраивали на него окружающие. Вто­рая часть — описание гармоничного, благодатного существова­ния героя в пустыне. Первая и вторая часть контрастны по свое­му настроению — миру людей автор противопоставляет мир при­роды. В третьей части вновь описан «шумный град», чувство пре­зрения, которое испытывают к пророку «старцы». В третьей же части утверждается невозможность для героя донести свои пророчества людям:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Таким образом, стихотворение имеет кольцевую компо­зицию.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитеты («чистые ученья», «шумный град», «с улыбкою самолю­бивой»), метафору («В очах людей читаю я Страницы злобы и порока»), сравнение («И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи»), анафору (шестая и седьмая строфа), инверсию («Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья»). Мы находим библейские слова, выражения высокого стиля — «про­рок», «очи», «завет», «тварь земная», «вечный судия», — придаю­щие речи торжественность, взволнованные интонации.

Произведение имеет большое значение для творчества М.Ю. Лермонтова. Оно раскрывает его мысли о высокой миссии по­эта, показывает обреченность свободной творческой личности в этом мире. В.Г. Белинский относил это стихотворение к луч­шим творениям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дож­даться России!…».

История написания

Стихотворение «Пророк», одно из последних творений поэта, написано им в год его гибели — 1841. Причиной рождения произведения, возможно, стали споры автора с Одоевским В.Ф. В вопросах поэзии и философии они не могли прийти к общему мнению. Многие считают данное творение поэтическим прощанием автора.
Опубликовано впервые стихотворение было в «Отечественных записках» в 1844 году. Известный критик Белинский В.Г. считал стихотворение «Пророк» одним из лучших в поэзии Лермонтова, отмечая глубину его мысли и особую энергию выражения.

В монологе героя особо остро прослеживаются отношения поэта, обладающего даром предвидения, с социумом. Людские сердца остаются холодными к попыткам всколыхнуть их поэтом – миссионером. Зависть и злоба становятся ответом на уникальный дар героя.

Речи «О любви и правде» не только натыкаются на глухую стену равнодушия, но и на открытую агрессию. Печально и то, что в общей массе неприятия и непонимания не только чужие и незнакомые люди, но и «все ближние».

Текст «Пророк» М.Лермонтов

С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!»

Читайте также:  Нет эмоций по утрам

Прообраз Лермонтовского пророка — Иеремия

Источником темы страданий из-за пророчеств мог явиться ветхозаветный источник. В нём пророк Иеремия долго призывал к покаянию, избавлению от грехов. За пророчества и призывы он подвергся множеству испытаний. Частые угрозы убийством, заточение в темницу сломили его дух. Не вынеся тяжёлых испытаний судьбы, неприятия и непонимания людского, он усомнился в Боге и сделал шаг назад. Но это был лишь шаг, чтобы собраться с силами. Вновь встав на путь прорицателя, он прошёл по нему до конца.
С путём Иеремии в чём-то схожа судьба лермонтовского персонажа. Однако ему недостаёт силы воли, терпения и целеустремлённости. И он быстро теряет надежду на взаимопонимание с обществом. Стезя отшельничества затягивает его, как болото. Нищета и жизнь по подобию небесных птиц – его удел. В этом путь его сильно отличается от пророка пушкинского, который обращён к людям после преображения.

Признак скорби, потери и неверия

Пророк Лермонтова, отделившись от социума, совершает древний иудейский обряд: посыпает пеплом голову. Это знак потери, скорби, неверия в разум, напоминания о грешной человеческой природе. Разочаровавшись в людях, герой стихотворения проповедует «тварям земным», звёздам. Покорные звери, солнечные лучи, по его мнению, ближе к Богу, чем человеческое общество.
И в финале надежда на изменение общества к лучшему не появляется. Это оттеняется оценками стариков в адрес героя, оскорбительными и самолюбивыми. Презренное отношение подчёркивается их характеристиками: худой, угрюмый, бледный. Своими негативными эмоциями общество отвергает божьего посланника, тем самым обрекая себя на пустое, тёмное будущее без перспектив.

Сюжет

Перед нами исповедь страдающего человека, которого не принимает общество.

Если пушкинский герой, находясь в пустыне, ещё только в начале своего пути, то лирический герой стихотворения Лермонтова уже попытался выполнить свою миссию и, в результате, оказывается в пустыне, спасаясь от преследования соплеменников.

Находясь среди людей, он ещё более одинок, чем в пустыне. Его дар никому не нужен. Люди не приемлют его речей, они не хотят знать правды ни о себе, ни о мире. В их глазах он видит лишь «страницы злобы и порока», а за «правды чистые ученья» в него швыряют камни.

Пророк обретает покой лишь в пустыне, где ему покорна всякая тварь земная, а звёзды слушают его, «лучами радостно играя».

Если же случается ему снова попасть в город, он снова слышит в свой адрес насмешки и упрёки.

Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами!

Его показывают детям, как образец неподобающего поведения.

Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм и худ, и бледен!Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!

Два разных пророка

В произведении автор рассуждает на тему предназначения поэтического таланта, так близкую и А.С. Пушкину. Ясно просматривается аналогия с его стихотворением с подобным названием. Пересекаются также изобилующие образы христианства, обращение к церковнославянской лексике. В своём творении Михаил Юрьевич не только развивает идею, поднятую Пушкиным А.С., но и вступает с ним в своеобразный спор, в котором высказывается по отношению к происходящему более пессимистично.
Лермонтовский пророк одинок и затравлен. Его удел – непонимание. Ведь правда его осуждала крепостничество и самодержавие. И финал у Лермонтова трагичен, характеризуется отсутствием надежды на взаимопонимание между поэтом – пророком и обществом.

Всё стихотворение Лермонтова пронизано мотивами гордого одиночества. Спокойствие и самоутверждение ждёт его лишь в пустыне. Тема судьбы обречённого поэта нитью проходит через всё стихотворение. В нём боль, разочарование в ближних людях и обществе в целом.

Особенности поэтического произведения

Написано стихотворение от первого лица. Жанр – лирическая исповедь. В стихотворении раскрывается внутренний мир героя в процессе его взаимоотношений с природой, людьми, окружающим миром. Это подтверждает уединение поэта в пустыне, рассуждения его о проблемах бытия, греховности, ясность рассуждений и мыслей. Его мучат упрёки, непонимание окружающих. Прослеживается разочарование и неверие в то, что жизнь может стать лучше. Он даже смиряется с возможностью раннего ухода. Библейские мотивы пронизывают всё произведение. Повествование является сюжетным.

Основы стихосложения

Размер произведения – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой (кроме финального четверостишья). Опоясывающая рифмовка последней строфы позволяет усилить финальный эффект и делает завершение более глубоким.
Лексика отличается богатством и разнообразием. Произведение изобилует устаревшими словами, например «в очах», «град», «судия», «главу». Это позволяет приобрести схожесть со священным пророческим текстом. Горечь, душевные страдания отражены с помощью часто встречающихся слов обиды: бросали каменья, глупец, злоба. Изобилует библейская лексика: тварь земная, завет. Высокому стилю способствуют торжественные эпитеты.

Приём противопоставления используется в рассказе об общении героя с людьми и природой. Применяются приёмы восклицания, иронии. Использование взрывных согласных способствует прерывистости и напряжённости повествования. Печальная интонация определяется преобладанием гласного звука «у».

Своеобразие композиции

Поэтическое произведение состоит из двух различающихся частей. В первой читатель знакомится с жизнью поэта до удаления в пустыню. Действие в пустыне происходит во второй части. В библейских произведениях пустыня является символом страданий и очищения.
Начало стихотворения является как бы продолжением стихотворения Пушкина с аналогичным названием. Поднятая предшественником тема получает развитие. Пророк Пушкина попадает в пустыню, томимый духовной жаждою. Лермонтовский – по-своему тоже утоляет жажду. Он нашёл истинных и благодарных слушателей в образах земных тварей, звёзд.

У Пушкина иное композиционное решение: из пустыни – к людям. И у Пушкина, и у Лермонтова в произведениях содержатся призывы. Только у первого это Божий глас, посылающий пророка на служение народу, а у второго речь старцев, призывающая детей к отречению и неприятию пророка. Заканчиваются стихи прямой речью.

Одно из последних стихотворений Лермонтова «Пророк», напечатанное уже после его смерти, вошло в число его лучших произведений. В финале отсутствует вера в лучшую жизнь, есть лишь трагизм и разочарование в обществе и близких людях. Лермонтов вместе с Пушкиным предложил особое понимание предназначения искусства и личности поэта. Идею служения истине в дальнейшем поддержали А. Блок, В Маяковский, Ф. Достоевский, Л. Толстой и другие великие литераторы.

История создания

Лермонтов написал стихотворение “Пророк” в 1841 году незадолго до смерти, это его последнее произведение. Опубликовано оно было в 1844 году в “Отечественных записках”.

Его отношения с общественностью значительно ухудшились: к тяжёлому характеру поэта прибавилась проблема неустройства в плане карьеры и разлад в личной жизни.

Это поспособствовало общему направлению в стихах 1841 года. Существует мнение, что рождение стихотворения “Пророк” – следствие споров Лермонтова с Одоевским В. Ф. Тема поэта и его признания была камнем преткновения в их горячих спорах. Большинство критиков признаёт, что это одно из лучших стихотворений Лермонтова.

Источник

Оцените статью