Эмоциональный экран «Мое настроение сегодня»
Елена Кожокарь
Эмоциональный экран «Мое настроение сегодня»
Что такое эмоциональный экран и зачем он нужен детям в детском саду?
Эмоциональный экран[/b] — это совокупность средств, позволяющих наглядно изучать эмоции, чувства, как свои собственные, так и окружающих. Происходит обучение соответствующим способам выражения своих эмоциональных состояний, умению понимать состояния и переживания других окружающих, откликаться на эмоциональное состояния другого человека. Эмоциональный экран поможет создать необходимые условия для развития эмоционального интеллекта у наших детей (знакомство детей с эмоциями, появления навыка правильно справляться с негативными их проявлениями: гнев, страх, обида и тп., что способствует развитию коммуникативных навыков ребенка, а также создание эмоционально-положительного климата в группе.
Для того чтобы создать такой экран в группе нужно рассказать о нем детям. Обсудить с детьми, как он будет выглядеть предложить им разные варианты. Если у Вас дети младшего возраста, придумайте такой экран самостоятельно. Книги, картинки с персонажами и игрушки, ярко проявляющими свои эмоции. Чем младше ребёнок, тем меньше должно быть смайликов (эмоций) на экране. Сделайте эмоциональный экран вместе с детьми и определите место, где он будет находиться, когда Вы будете его использовать. Обязательно спросите у каждого про его настроение (можно ли помочь улучшить настроение если кто грустит или расстроен)
Приходя в группу, ребенок вместе с родителем или воспитателем определяет свое чувство, которое он испытывает, в виде условного обозначения. Таким образом, происходит диагностика эмоционального состояния каждого ребенка. После того как все дети выставят свое настроение, воспитатель может обобщить и сказать, какое настроение имеет группа. Опираясь на эмоциональное состояние ребенка, педагог может найти индивидуальный подход.
Экран настроения должен находиться на уровне глаз ребёнка, так как в любой момент ребенок имеет право поменять свое настроение, то есть внесение изменений в экране настроения производиться самим ребенком. При определении настроения используются как цветовые, так и пиктограммы изображения.
В нашей группе экран «Мое настроение сегодня» находится в раздевальной комнате. На магнитной доске висят конверты с пиктограммами эмоций. Пиктограммы выбирали вместе девочки захотели ромашки, мальчики роботов, а некоторые ребята захотели смайлики. Дети были рады, что учли их желания и интересы.
По моим наблюдениям дети около 3-х раз за день меняю свои эмоции (утром, в обед после прогулки и вечером). Если ребенок поставил отрицательную эмоцию, то все вместе пытаемся помочь ему поднять настроение. Если ребенок поставил положительную эмоцию, мы спрашиваем, что ему понравилось в течение этого времени, что его развеселило.
«Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько!» (эмоциональный фотоотчёт праздника) Вот и заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. Весёлому русскому народному.
Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.
Фотоотчет «Сегодня мамин праздник, сегодня мамин день!» Уважаемые друзья,коллеги и гости моей странички! Шестого марта в нашей группе прошел праздник, посвященный Международному женскому дню.
Источник
Консультация «Как определить эмоциональное состояние по мимике, у себя и у других»
Валентина Сергеевна Тарова
Консультация «Как определить эмоциональное состояние по мимике, у себя и у других»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ ЦРР — ДС)
«Как определить эмоциональное состояние по мимике, у себя и у других».
Конспект выполнила:
Тарова Валентина Сергеевна
Цель: создание доброжелательной, положительной, позитивной обстановки на занятии, помочь детям, понимать и определять у себя и других эмоциональное состояние по мимике.
— Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «весёлый”, «грустый” — Познакомить детей с эмоциями, уметь определять эмоции.
— активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции:
радость, грусть, печаль, гнев.
— развивать восприятие, внимание, память, логическое и абстрактное мышление, воображению и фантазию;
— способствовать сплочению детского коллектива;
— Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого ребёнка и адекватно выражать свои эмоции.
— Развивать коммуникативные навыки и умения.
— формировать навыки общения и сотрудничества в различных ситуациях.
— развитие творческих способностей.
— воспитывать доброжелательное отношение к себе, окружающим детям и взрослым, стремление помогать друг — другу.
— формировать положительную обстановку на занятии.
— способствовать обогащению эмоциональной сферы детей;
— воспитывать умения договариваться, работать в коллективе.
— воспитывать у детей духовно – нравственные качества.
— Совершенствовать умение участвовать в совместных играх, работать сообща в команде.
Образовательные области: речевое и познавательное развитие.
Интеграция видов деятельности: в форме игровой деятельности, познавательная информация для расширения кругозора у детей дошкольного возраста.
Вид занятия: групповое.
Возрастная группа: дети подготовительной группы.
Форма образовательной деятельности: игра-путешествие в мир эмоций.
Методы,используемые в работе с детьми:
— метод наглядной передачи информации (зрительное восприятие информации при помощи наглядного материала);
— метод словесной передачи информации (слуховое восприятие информации);
— метод повышения эмоциональной активности (через игровые моменты).
Подготовительная работа: велась беседа настроение детей.
Материалы: набор сюжетных картин, отображающих различные
эмоции (настроение);
картинка мишки Умки,три стакана с водой: стакан с чистой водой, стакан с водой и блёстками, стакан с капелькой акварельной краски коричневого цвета, картинка улыбающийся смайлик.
Настроение можно выразить с помощью мимики.
1. Ритуал приветствия.
2.Беседа с детьми на тему: наши эмоции.
3. Упражнение – мимическая гимнастика «Покажи настроение»
Игра «Угадай эмоцию»
4. Сказкотерапия «Сказка про Умку»
Эксперимент (три стакана с водой)
5. Игра «Веселый смайлик»
6. Рисунок «Цветок настроения»
7. Игра «Подари друг — другу улыбку»
8. Ритуал прощания — рефлексия
Ход занятия
1. Ритуал приветствия.
В круг все вместе становитесь
За руки дружно возьмитесь
И улыбкой поделитесь.
На соседа посмотри
Руку дружбы протяните.
— От ласковых имен стало тепло как от солнышка. Давайте мы все попробуем превратиться в солнышко и согреть друг друга взглядом, лучиками, улыбкой.
2.Беседа с детьми на тему: наши эмоции.
Я везде его искала:
Под диваном, под столом,
Во дворе и за углом,
Я звала его, сердилась,
А оно не находилось!
И тоскую, и грущу.
Может, я не там ищу?
Без следа исчезло прямо.
А потом вернулась мама.
Как ей это удалось? –
Педагог – психолог рассматривает вместе с детьми сюжетные картинки. Сначала рассматривается картина «Радость». Педагог –психолог задает детям вопросы:
— Какое настроение у героя на этой картинке? Почему?
— В каких ситуациях у нас бывает радостное настроение? (когда весело,
— Какое бывает при этом лицо? (на лице улыбка).
Дети вместе с психологом отмечают форму губ, положение бровей,
характерные для данного настроения.
Далее подобным образом рассматривается сюжетная картина «грусть» и
картинка эмоции гнева.
Беседа с детьми когда вы злитесь?
(когда плохое настроение).
После этого дети знакомятся с такими эмоциями, как удивление.
Показ соответствующих картинок
. — Какое бывает при этом лицо? Дети вместе с психологом отмечают форму
губ, положение бровей, характерные для данного настроения.
3. Упражнение – мимическая гимнастика «Покажи настроение».
— Ребята, какое у вас сегодня настроение?
— Как вы можете узнать, какое настроение у людей, окружающих вас? (по выражению лица)
— Предлагаю показать, как меняется выражение лица, когда меняется наше настроение. Показ карточек с эмоциями дети повторяют показанную эмоцию.
Когда нам грустно – мы делаем так.
Когда мы удивлены – делаем вот так.
Когда мы напуганы – мы вот такие.
Когда мы злимся – мы уже другие.
А когда мы радуемся – то вот какие. (демонстрация картинка с
Игра «Угадай эмоцию».
На столе картинкой вниз выкладываются изображения эмоций (радость,
грусть, печаль, гнев).
гнев, печаль). Дети по очереди берут любую карточку, не показывая
ее остальным. Задача ребенка – узнать эмоцию, настроение и изобразить
ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Остальные дети – зрители должны угадать, какую эмоцию
переживает, изображает ребенок, что происходит в его мини – сценке.
Я вам открою один секрет: наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хотите, чтобы у вас было хорошее настроение, думайте о хорошем!
4. Сказкотерапия «Сказка про Умку».
Послушайте историю, которая произошла с мишкой Умкой.
На далеком севере, среди крупных снегов находится ледяная пещера. В ней живет маленький медвежонок Умка. Это особенный медвежонок – он умеет думать. Умка очень любит учиться! Но самое интересное – это его мысли, которые бывают разными. Иногда они похожи на праздничный фейерверк – яркие, быстрые, сверкают, играют. Для Умки мир вокруг кажется таким разноцветным! В его голове появляются прекрасные идеи – тогда у него и настроение отличное. Медвежонок мечтает, чтобы эти минуты никогда не заканчивались.
Но не всегда мысли похожи на фейерверк. Иногда они, как океан, спокойные и тихие, светлые, как отражение в чистой и прозрачной воде. Когда мысли такие, он чувствует себя уверенно и хорошо. Медвежонок мечтает, чтобы так было всегда, чтобы душевное спокойствие никогда его не покидало.
Но, иногда, Умка чувствует себя очень плохо, даже безобразно. То, что происходит с ним, напоминает что-то неприятное и унылое. Тогда его мысли похожи на мутную воду в непогоду. Умка называет их невеселыми. В такие минуты медвежонок хочет как можно скорее избавиться от неприятного состояния. Ему хочется поскорее почувствовать себя снова счастливым. Но что для этого делать, он не знает. Поэтому сидит и ждет, ждет, ждет?.
Эксперимент (три стакана с водой)
— Когда Умке хорошо, ему все удается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и чистые (стакан с чистой водой).
— Когда ему в голову приходят отличные идеи, настроение бывает прекрасным, радостным,мысли становятся похожими на салют: они блестят, переливаются, как вода в этом стакане (бросаю во второй стакан блестки и размешиваю их палочкой).
— Но бывает, что ему плохо, мысли печальные и неприятные. Тогда они похожи на темную, мутную воду (в третий стакан добавляю капельку акварельной краски коричневого цвета).
5. Игра «Веселый смайлик».
— Давайте подскажем Умке, что нужно делать, чтобы улучшить настроение?
Игрушка – смайлик передается по кругу, каждый проговаривает, что можно делать, когда ему весело (можно делать добрые дела, поиграть с котиком, посмотреть веселый мультик, поиграть в любимую игру, спеть веселую песенку).
6. Рисунок «Цветок настроения»
Цель: развивать умение выражать свои чувства.
Ребята я предлагаю вам нарисовать на стеклянном планшете, акварельными красками при помощи указательного пальца цветок настроения. Центр у цветка у нас уже есть, а лепестки вы должны нарисовать самостоятельно выбрать нужно цвет краски тот, который соответствует вашему сейчас настроению.
Каждое настроение имеет свой цвет, например, радость – это желтый, оранжевый, красный цвета, спокойствие – это зеленый, печаль – коричневый, черный, темно-синий. Выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению. (Дети дорисовывают лепестки цветка. Обращается внимание на «лепестки», имеющие темные цвета, спросить у детей, почему у них такое настроение).
7. Игра «Подари друг — другу улыбку».
Психолог показывает детям большой улыбающийся смайлик.
Психолог:Вам нужно по очереди передавать смайлик своему соседу со словами: «Мне нравиться с тобой дружить, потому что ты …. (какой) и называть качество соседа».
8. Ритуал прощания — рефлексия
— Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились на занятии?
— (знакомились с настроением, учились определять настроение по мимике)
Что мы с Вами сегодня делали на занятии?
— (Беседовали, слушали рассказы, играли, помогали друг другу, учились понимать и определять у себя и других эмоциональное состояние по мимике такие эмоции
как радость, грусть, печаль, гнев).
Ребята у меня на столе лежат смайлики (красного, желтого, зеленого и синего цвета).
Каждый цвет смайлика это как прошло сегодня занятие понравилось, поняли занятие,интересным оно было или скучным (поясняю детям каждый цвет, проговариваю).
Я попрошу сейчас по одному человеку подойти к столу выбрать и взять смайлик любого цвета,который вы считаете нужным. Когда все дети взяли смайлики в руки психолог просит всех детей взять смайлик в правую руку,поднять и показать.
— Так психолог оценивает как дети усвоили новый материал и на что обратить внимание в своей работе.
— Дети, вы были сегодня такие внимательные, сообразительные. Я хочу подарить вам вот «улыбающиеся смайлики». Ребята дружба ведь начинается с улыбки. Попрощаемся мы сегодня с вами улыбкой.
Они подарят вам хорошее настроение и уверенность. Ведь когда у человека хорошее настроение он легко сможет преодолевать любые препятствия. Будьте всегда радостными и добрыми и свое добро дарите своим родным и друзьям.
«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает.
Интегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской.
Консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание учителя» По данным исследований Н. А. Аминова (Аминов Николай Александрович- кандидат психологических наук, старший научных сотрудник Психологического.
Источник