Какое полушарие мозга называют эмоциональным

Научная электронная библиотека

1.3. Психологические исследования в области межполушарных дихотомий

Согласно одному из центральных положений нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган: в осуществлении любой психической функции всегда задействованы оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль. (Лурия А.Р., 1969, 1973; Мосидзе В.М., 1986; Хомская Е.Д., 1987, 1996).

Мозг представляет собой сложную, иерархически организованную систему, состоящую из отдельных компонентов (мозговых структур), объединенных жесткими и гибкими звеньями. Удельный вес последних существенно нарастает в ходе индивидуального развития (Бехтерева Н.П., 1971).

Развитие мозга идет в направлении дифференциации и специализации его элементов с их последующей пластичной функциональной интеграцией (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., 1996). «Согласно современным представлениям, сложившимся в науках о мозге, закономерности межполушарного взаимодействия (и межполушарной асимметрии как его частного случая) относятся к важнейшим, фундаментальным основам работы мозга как парного органа. Они характеризуют системные интегративные свойства работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов» (Выготский Л.С., 1983).

Значительная доля в исследованиях функциональной межполушарной асимметрии головного мозга отводится выявлению межполушарных дихотомий.

Дихотомия — разделение или классификация на две, не обязательно равные части (Бехтерева Н.П., 1971).

Левое полушарие — вербальное, логическое, «рассудочное», пользуется механизмами последовательного анализа информации как об одном, так и о нескольких стимулах, обработка информации происходит аналитически, последовательно. Левое полушарие (у праворуких) служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, тонкого двигательного контроля пальцев обеих рук, самосознания, арифметического счета, логического, аналитического, абстрактного мышления, музыкальной композиции, пространства цветов, положительных эмоций, оно хорошо понимает время, глаголы. С этим полушарием связаны речевой слух, чтение, письмо, положительные эмоции, восприятие приятного, смешного. Выключение левого полушария приводит к депрессии.

Правое полушарие — невербальное, образное, ассоциативное, оно воспринимает действительность целиком, обработка информации происходит глобально (холистически) (Фишман М.Н., 1989). Правое полушарие предназначено для пространственно-зрительных функций, интуиции, музыки, интонационных особенностей речи, грубых движений всей руки, эмоционально-целостного восприятия, синтетического, ситуационного мышления, отрицательных эмоций. Правое полушарие способно геометрически воспринимать мир. Оно обрабатывает информацию одномоментно (холистически), целостно, обрабатывает одновременно большое количество элементов, что обеспечивает образный охват ситуации, формируя полный образ из фрагментов. С правым полушарием связан анализ звуков, интонации и образность речи, оно почти не понимает глаголов, абстрактных терминов, не способно на ложные высказывания, понимает юмор. Выключение правого полушария приводит к эйфории (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1988; Денисов З.В., 1978; Ильюченок Р.Ю. и др. 1989; Спрингер С., Дейч Г., 1983;).

По данным В.Л. Бианки (1983), в случае одновременного предъявления серии зрительных раздражителей доминирует правое полушарие, а в случае последовательного — левое. При этом время опознания раздражителей правым полушарием меньше такового для левого полушария, что может быть связано с последовательным перебором признаков сигналов в левом полушарии. Конкретные и абстрактные аспекты восприятия, по его мнению, латерализованы в правом и левом полушариях соответственно.

Способности к формально-логическим операциям традиционно связываются с функционированием левого полушария (Симерницкая Э.Г., 1978; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Хомская Е.Д., 1988).

При пространственно-зрительном анализе стимула преобладающим оказывается правое полушарие, а при анализе семантических черт доминирует левое полушарие, особенно его затылочная область (Будохоска В. и др., 1990).

Исследования нейрофизиологов, проведенные в последнее время, показали, что к анализу вербальной информации левое и правое полушария подходят по-разному. В левом полушарии анализ проходит по фонологическому принципу: через звуковой анализ и синтез, а правое полушарие воспринимает слово целиком, через гештальт. При этом лексикон правого полушария формируется не сразу и имеет свои особенности: вероятно, он меньше, в нем имеются не только целостные образы слов, но и отдельных выражений, фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи.

В последние 5-10 лет появились данные о том, что преобладание одного из полушарий по ряду функций не абсолютно, что в каждом полушарии заложены как лингвистические, так и пространственные способности, однако весьма различается степень их выраженности. Таким образом, способности к восприятию речи у правого полушария ненамного меньше, чем у левого, но способности к устной речи весьма ограничены. «Немое» правое полушарие обладает и некоторыми способностями к письменной речи. В литературе описан случай, когда больной с расщепленным мозгом по просьбе нейропсихолога мог левой рукой собрать из букв разрезной азбуки некоторые слова, но не мог назвать их. Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких. С этим, видимо, связан феномен «зеркального письма», наблюдающийся у 85% леворуких детей.

Сторонники теории о связи сознания с языком считали, что оно расположено в левом полушарии, а правому полушарию оставляли только бессознательное мышление, сходное с работой компьютера. Однако, вероятно, оба полушария равноценны по уровню мышления, но одно из них «говорящее», а второе «немое».

Детальный анализ, проведенный в одной из работ Сперри, показал, что отдельное правое полушарие воспринимает, думает, обучается, принимает решения, только делает это бессловесно. Правое полушарие хорошо понимает устные инструкции, читает графически представленные слова. Оно способно накапливать опыт, вспоминать те задания текста, которые оно «видело» или «ощущало» при тестировании несколько дней или недель тому назад.

Накопление знаний о специфике работы левого и правого полушарий мозга и закономерностях их взаимодействия подтверждает справедливость положения о том, что в осуществлении любой функции принимает участие весь мозг в целом — и левое и правое полушарие. Однако каждое полушарие делает это, используя присущие ему стратегии.

Итак, с левым полушарием связаны следующие формы мышления: логическое, абстрактное, последовательное, линейное, символическое, вербальное, временное, дискретное основанное на реальности. С правым — интуитивное, хаотическое, конкретное, невербальное, образное, вневременное, аналоговое, ориентированное на фантазии.

Наличие такого множества концепций в отношении право-левых дихотомий, порой противоречивых, свидетельствует, очевидно, о весьма тонкой специфической морфофункциональной организации левого и правого полушарий головного мозга человека. Проявление той или иной функции в нормальных условиях отражает не только специфику участия каждого из полушарий, но связано с их интегративной деятельностью. Оно является результатом взаимодополняющего сотрудничества правого и левого полушарий, выполняющих неравнозначную роль на определенных стадиях обработки информации.

Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может изменяться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе. При этом у человека направление и степень выраженности функциональной асимметрии мозга во многом зависит от вида и качества обучения (Кураев Г.А., 1982; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1994; Ермаков П.Н., 1988).

Читайте также:  Мои чувства после первой встречи с тобой

Таким образом, каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в реализации высших психических функций. Анализ практически любого психического процесса позволяет выделить компоненты, обеспечиваемые структурами, как левого, так и правого полушария.

В психофизиологической и психологической литературе проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека в последние годы все больше обсуждается в связи с ее непосредственным отношением к проблеме «мозг и сознание» (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Симонов П.В., 1990, 1994).

Вопрос о совместной работе левого и правого полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности человека имеет в настоящее время большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане выявление закономерности работы интактного мозга расширили не только естественнонаучное понимание кортикальных процессов, но и философское осмысление принципа симметрии-асимметрии (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1986).

В практическом направлении проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга в настоящее время все более привлекает внимание психологов и психофизиологов с точки зрения взаимосвязи функциональной межполушарной асимметрии головного мозга с особенностями психического склада человека, его адаптивных возможностей, особенностей обучения и общения, развития творческих способностей личности (Ермаков П.Н., 1988; Москвин В.А., 1990, 1999; Ахутина Т.В. и другие, 1996).

Источник

Эмоции, Интеллект, Правое Полушарие, Левое Полушарие

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ

Головной мозг состоит из трех крупных частей: большой мозг, мозжечок и мозговой ствол. По размерам и функциональной значимости большой мозг играет ведущую роль. Поэтому, в упрощенном варианте его можно называть головным мозгом. Головной мозг состоит из левого и правого полушарий. Морфологически или по форме они очень похожи друг на друга. Однако их нельзя назвать парными органами, поскольку в функциональном плане они не однозначны. Левое полушарие отвечает за интеллектуальную деятельность человека, а правое за его эмоциональные характеристики. Учитывая тот факт, что именно в сфере их функциональной деятельности находятся личностные характеристики человека, его поведение, привычки, эмоции, интеллектуальные способности а, в конечном счете, и его судьба, изучение мозга является насущной необходимостью. Кроме того это чрезвычайно интересное занятие, которое приносит нам все новые и новые сюрпризы. Так нами было установлено, что у основной массы наших людей правое полушарие является более активным, нежели левое, Поскольку правое полушарие отвечает за формирование негативного эмоционального статуса человека, то можно считать, что мы все более эмоциональны, нежели рациональны и, причем негативно эмоциональны. Проще сказать мы очень злые, агрессивные и злопамятные. И это, в первую очередь, бьет по нам самим, это очень вредит нашим семейным и общественным отношениям, подрывает наше здоровье и сокращает нашу жизнь на 10 – 15 лет. Как исправить такое положение?

Функции полушарий головного мозга

Функциональная неоднозначность полушарий головного мозга была выявлена на основании данных о нарушениях речи. Открытие это своими корнями уходит во вторую половину XIX века. Исходя из результатов посмертного вскрытия больных утративших дар речи, французский врач-клиницист P. Broka установил связь этого заболевания с поражениями нервных клеток в лобной доле левого полушария головного мозга. Несколько позднее С. Wemecxe описал утрату способности устного речевого общения, так называемую сенсорную афазию, у пациента с повреждением височной извилины того же полушария. Далее, было установлено, что левое полушарие мозга доминирует не только в речи, но и в процессах чтения, письма, счета, способности к логическому мышлению. Была сформулирована концепция доминирования левого полушария головного мозга. Правое полушарие представлялось подчиненным и не имеющим специфических свойств.

Однако в клинике накапливались факты, проясняющие значение правого полушария в формировании эмоционального статуса человека. В 1881 г. B.Luys, исследуя пациентов с очаговыми поражениями головного мозга и полной потерей произвольных движений одной половины тела (гемиплегией), показал, что правому полушарию головного мозга принадлежит доминирующая роль в сфере эмоций. Несколько позднее, доминантность правого полушария в экспрессии эмоций была определена Н Sackkeim. Оказалось, что правое полушарие отвечает за эмоции и, в большей степени, за отрицательные эмоции. При преобладании функции правого полушария человек склонен к негативизму восприятию окружающей среды Он видит, прежде всего, отрицательные аспекты событий, лучше запоминает их и дольше помнит. Таким образом, при доминирующей активности правого полушария над левым формируется отрицательный эмоциональный профиль личности, выраженность которого зависит от степени этой активности. Дальнейшие исследования в этой области показали более глубокую связь в плане функциональных отношений левого и правого полушарий, их взаимно дополняющую друг друга специализацию. Как оказалось, функциональная асимметрия полушарий головного мозга неоднозначна, сложно мозаична, имеет возрастные особенности. Однако, вполне обоснованно и с достаточно высокой степенью достоверности можно утверждать, что левое полушарие, в большей мере, является вербально логическим, ответственным за интеллектуальный уровень личности, в то время как правое полушарие, в большей мере, является пространственно = чувственным. Высокий уровень активности того или иного полушария определяет психологический тип личности. Функциональная неоднозначность полушарий головного мозга сформировалась в ходе эволюции центральной нервной системы ( ЦНС ).

В развитии нервной системы животных принято выделять три последовательных этапа или три типа нервной системы: диффузную, узловую и трубчатую. Первые многоклеточные организмы, например, пресноводный полип гидра, имеют диффузную нервную систему.

По всей поверхности наружного слоя гидры расположены нервные клетки. Они имеют звездообразную форму, т к. снабжены длинными отростками. Отростки близко расположенных нервных контактируют между собой, а часть их контактирует с кожно-мускульными клетками. Рабочее состояние нервной клетки — возбуждение. Если к гидре прикоснуться тонкой иглой, то возбуждение от раздражения одной из нервных клеток передается по отросткам другим нервным клеткам, а от них к кожно-мускульным клеткам. Происходит сокращение мускульных волоконец, и гидра сжимается в маленький комочек.

Дальнейшее развитие нервной системы приводит к тому, что разбросанные по всему телу нашей, уже описанной ранее гидры, нервные клетки постепенно группируются в нервные цепочки и нервные узлы — скопления нервных клеток. Первым представителем, у кого мы наблюдаем узловую нервную систему, являются плоские черви и их типичный представитель – белая планария. Этот червяк длиной 1-2см, живущий в прудах и ручьях, имеет белое тело с просвечивающим кишечником, набитым темной пищей. Одной из особенностей нервной системы планарии является двусторонняя симметрия. Ее правая сторона выглядит как зеркальное отражение левой. Все органы планарии попарно располагаются по обе стороны воображаемой плоскости, проходящей вдоль тела животного. Двусторонняя симметрия свойственна для большинства многоклеточных животных, в том числе, и человека. Планария имеет по бокам два нервных ствола. В передней части оба нервных ствола заканчиваются крупными нервными узлами, связанными между собой. У кольчатых червей они формируются в большие подглоточный и надглоточный узлы. Эти два больших узла и нервные стволы являются предшественниками современной ЦНС позвоночных животных и человека.

Читайте также:  Когда человек чувствует стресс

Более крупный подглоточный узел обеспечивает осязательные, а надглоточный – пищеварительные функции. Далее, в процессе эволюции происходит перемещение надглоточного узла влево, а подглоточного вправо и вверх, Таким образом формируется правое и левое полушария головного мозга. Вращательные движения надглоточного и подглоточного узлов, соединенных с нервными стволами приводят к перекрещиванию нервных путей. Два нервных ствола погружаются вглубь мышечной ткани и, соединяясь между собой, формируют первичный спинной мозг. Функциональная и морфологическая неоднозначность надглоточного и подглоточного узлов явилась причиной функциональной неоднозначности левого и правого полушарий головного мозга человека.

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга дает возможность классифицировать людей по степени относительной активности левого или правого полушарий головного мозга. Психологи всегда пытались разделить людей на психофизиологические типы.

Первая попытка такой классификации людей уходит в далекое прошлое. В V веке до н.э. древне–греческий врач, реформатор античной медицины Гиппократ создал учение, согласно которому человеческое тело состоит из 4х элементов: воздуха, воды, огня, и земли. Предполагалось, что соединения этих элементов создают 4 субстанции: кровь, слизь, черная желчь, желтая желчь, которые и определяют 4 типа человека. Несколько позднее, 130-200 лет до н.э, последователь Гиппократа, греческий врач Клавдий Галлен предложил выделить 4 основных психологических типа, основанных на эмоциональном состоянии человека. Это сангвиник – склонен к радости, флегматик — к спокойствию, меланхолик – к тоске и холерик – гневный тип. Эта классификация выдержала два тысячелетия. Была выявлена физиологическая связь некоторых болезней с психотипами людей. Так меланхолик склонен к определенным заболеваниям сердечно – сосудистой системы, вегето–сосудистой дистонии, депрессии, шизоидной психопатии. Холерик, например, склонен к дисфункции желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, спазмам, судорогам, маниакальности, истероидной или эпилептоидной психопатии. Знание психотипа имеет большое значение в медицине для уточнения диагноза и лечения, а также в коррекции социальных отношений.

В ХХ веке исследование психотипов получило новое направление, связанное с психоанализом, разработанным З.Фрейдом. Наиболее значимой в этом плане является типология К. Юнга, одного из выдающихся учеников З.Фрейда. В основу своей системы он ставит 4 класса людей: мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный. Каждый из этих людей того или иного класса может проявить себя как экстравертный, так и интравертный, образуя в общем количестве 8 психотипов. По классификации К.Юнга интраверт склонен оставлять все переживания внутри себя, он легко раним и беззащитен, подвержен какой-либо идее и ему тяжело пересмотреть свои взгляды. В этом отношении экстравертам гораздо легче. Они общительны, легко ориентируются в любой обстановке, обществе, способны прогнозировать и перестраивать свои отношения. Все достается им удивительно легко, а свои неприятности они не замечают и просто пропускают их сквозь пальцы.

И.П.Павлов в основу разработанной им классификации положил основные процессы в деятельности центральной нервной системы. Он выделил 4 типа высшей нервной деятельности по силе, уравновешенности, возбуждению и торможению нервных процессов.

Все вышеперечисленные классификации не учитывали факта функциональной неоднозначности левого и правого полушарий головного мозга. Как выяснилось, на психическую деятельность и поведение человека серьезное влияние оказывает доминирование того или иного полушария. Было предложено выделять два психотипа: левополушарный и правополушарный, где характеристикой основных свойств каждого типа является функциональная направленность доминирующего полушария головного мозга. Проблема заключается в научно обоснованном определении доминирования того или иного полушария. А.П. Ануашвили предлагает выявлять доминирование правого или левого полушария головного мозга путем определения разности амплитуд колебательных процессов в том или ином полушарии и степенью согласованности этих колебательных процессов между собой. Для определения этих параметров требуются непосредственные измерения с помощью датчиков, измеряющих электромагнитные излучения мозга. Кроме того, что данная методика требует использования дорогостоящего специализированного оборудования недоступного для широкого использования, электромагнитные характеристики излучения мозга отличаются высоким уровнем нестабильности. Они легко изменяются и зависят от многих дополнительных факторов. Очевидно, что это существенно влияет на объективность результатов исследований и требуют накопления большого количества статистического материала.

Нами предложена методика косвенного определения преобладающего полушария головного мозга сравнением площади поверхности левой и правой половины лица. Поверхность лица формируется его мимической мускулатурой и чем сильнее она развита, тем больше площадь поверхности лица. Развитие мимической мускулатуры напрямую зависит от функциональной активности корковых комплексов нейронов левого и правого полушарий головного мозга. Поскольку мимическая мускулатура левого и правого лица иннервируется контрлатерально, то есть противоположными полушариями, то площадь поверхности правого лица зависит от активности левого полушария, а площадь поверхности левого лица соответственно зависит от активности правого полушария. При стабильном доминировании или более высокой активности, например, правого полушария мимическая мускулатура левой половины лица будет развита значительно сильнее мимической мускулатуры правой половины лица, а следовательно и площадь поверхности левой половины лица будет больше площади поверхности правой половины лица. Заметим, что доминирование одного полушария или более высокая степень возбуждения его нейронов, как правило, вызывает относительное торможение нервных процессов в противоположном полушарии. Это еще больше усиливает вышеописанный эффект.

Для выявления доминирующего полушария сравнивались площади поверхности синтезированных фотографий левого и правого лица. Синтезированная фотография представляет собой фотоизображение, составленное из одной половины лица и ее зеркального отражения. Лицо на фотографии разделяется по осевой анатомической линии на две половины, и из каждой половины составляются две синтезированные фотографии. Берется левая половина лица и ее зеркальное отображение и комбинируется левое лицо. Таким же образом делается комбинированная фотография правого лица. Это осуществлялось с помощью компьютерной программы. Далее измерялись площади поверхности левого и правого лица синтезированных фотографий. Одинаковый масштаб фотографий и их фронтальные изображения позволяют производить сравнительную математическую обработку. Площадь искомой половины лица с одной стороны ограничивалась центральной осевой анатомической линией, а с другой внешними контурами лица.

. Для определения доминирующего полушария и степени его доминирования было введено понятие коэффициента асимметрии лица, который определялся отношением площадей поверхности левого и правого лица. Если отношение площади левого лица к площади правого больше единицы, то есть площадь левого лица больше правого, то это означает что правое полушарие более активно, чем левое. Если это отношение меньше единицы, то более активным полушарием является левое. Если данный коэффициент равен единице, то лицо является абсолютно симметричным и оба полушария имеют одинаковую активность. Таким образом, мы можем легко выявить какое полушарие у испытуемого является активным и определить его индивидуальный коэффициент асимметрии. Исследования проводились среди студентов НГМА.

Читайте также:  Кто главная роль шестое чувство

Результаты оказались несколько неожиданными. Нам виделось что, в количественном отношении число правополушарных и левополушарных типов должно быть примерно одинаковым. Однако в процентном отношении число правополушарных людей составило 87,7%, число левополушарных 12,3%. Число симметрично функционирующих полушарий равно нулю. Какое — то полушарие всегда является чуть более активным, чем противоположное. Средний коэффициент асимметрии в группе с активным левым полушарием составил 0, 944, а в группе с активным правым полушарием 1,087. Были проведены дополнительные исследования среди различных возрастных и социальных групп. Результаты оказались идентичными. Мы все очень эмоциональны и, как правило, сначала делаем, а потом думаем, совершаем поступки, а потом раскаиваемся.

Левое полушарие обрабатывает информацию, последовательно кодируя и сопоставляя ее детали, т. е. идет от анализа к синтезу, где выводы делаются после тщательной обработки данных. Лишь после этого левое полушарие определяет цели и намечает пути их реализации. Такой подход гарантирует высокий уровень успешности и результативности. Анализируя ситуацию, происходящую здесь и сейчас, левое полушарие делает ставку на будущее. Такой человек в процессе своей настоящей деятельности, прогнозирует ожидаемое будущее и видит себя в этой ситуации активно действующим лицом. Он проявляет исключительную изобретательность и холодную рассудительность в сложных ситуациях. Это позволяет исключать принятие ошибочных решений и избежать нежелательных последствий. Среди этих людей мы видим ученых, инженеров, руководителей. С учетом всех обстоятельств и особенностей функционирования левого полушария, способов его восприятия окружающей действительности и выражения своей психической сущности человек у которого доминирует левое полушарие, определяется как интеллектуальный логический тип.

Правое полушарие играет ведущую роль в эмоциональной сфере психической деятельности человека. Учитывая тот факт, что левое полушарие кроме всего, берет на себя весь спектр положительных эмоций, то естественно, мы оказываемся не только эмоциональными, но эмоциональными негативно. Правое полушарие обеспечивает целостное и образное восприятие мира, но это восприятие всегда носит негативный оттенок. Плохое всегда запоминается лучше, чем хорошее, имеет особенность накапливаться. Работая в настоящем, правое полушарие опирается исключительно на прошлое, выискивает там неблагоприятные обстоятельства и опирается на них, принимая решения. Это приводит к нежелательным и непредвиденным последствиям. И это еще мягко сказано. Правое полушарие работает в аналоговом режиме с очень узким спектром анализа. Оно сравнивает объекты в таких понятиях как хорошее или плохое, злое или доброе, верное или неверное и совершенно не способно к компромиссам. Люди, у которых доминирует правое полушарие, относятся к чувственному типу, они чрезмерно эмоциональны и, находясь во власти эмоций не способны думать. Однако в эмоциональном плане они очень выразительны, окружающий мир они воспринимают на чувственном уровне, способны к состраданию, благотворительности, готовы к самопожертвованию в борьбе за справедливость. Из этой среды выходят вожди. Отсюда же к нам приходят художники, скульпторы, поэты, певцы, артисты, в конечном счете, романтики, украшающие наше общество, дающие ему привлекательность и направленность. Это хорошо. Но существует одна вещь, которая довлеет над нами. Это раздражение.

Правополушарный тип изначально несет в себе раздражение и основанием для этого является постоянная активность правого полушария, его негативно эмоциональная направленность. Это тлеющий вулкан, который живет в наших душах. Любое непредвиденное препятствие вызывает в нас безудержный гнев. Происходит это в результате генерализации возбуждения, когда отрицательные эмоции захватывают весь мозг. Здесь любой внешний импульс только усиливает возбуждение. Если такого человека не остановить, он может совершить любое преступление, вплоть до убийства.

Подспудное раздражение держит нас в состоянии, хотя и слабой, но постоянной депрессии. Любая, даже незначительная неблагоприятная ситуация может ввергнуть нас уже в настоящую депрессию. Неуверенность, тревожное и тягостное состояние, подавленный инстинкт самосохранения, невыносимая душевная боль, ощущение собственной никчемности. Этот страшный список можно продолжать до бесконечности. Требуется лишь сказать, что и последствия такого состояния ничего хорошего не предвещают. Они являются причиной целого ряда тяжелых заболеваний. Это, прежде всего язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет и сердечно = сосудистые заболевания. При тяжелых формах депрессии возникают нервные расстройства и суицидальный синдром, который часто заканчивается трагедией. По всем этим показателям мы чуть ли не лидеры. Такова наша национальная особенность. В целом, все это сокращает продолжительность жизни до 10 — 15 лет, в зависимости от степени асимметрии полушарий. Как исправить данное положение?

Исследования различных типов людей ставят перед учёными-психологами проблему устранения отрицательных характеристик личности, изменения её в позитивном направлении. Задача заключается в создании гармоничной, высоко духовной, творческой личности, помогая ей раскрыть свои положительные качества, способствовать укреплению физического здоровья. Теперь, когда понятны причины наших многих несчастий рассмотрим методы борьбы со злым роком, который не дает нам жить спокойно и счастливо.

Проявления на лице человека функционального состояния полушария головного мозга позволяют получить, при визуальной обработке синтезированных фотографий левого и правого лица, коррекцию психологического состояния человека. Рассматривая синтезированные фотографии, составленные из левой и правой половин лица, испытуемый видит двух различных людей. Происходит раздвоение личности, которое мозг стремится ликвидировать, устраняя асимметрию между левой и правой половинами лица Синтезированные фотографии показывают мозгу обнажённую действительность, результат его неудачной деятельности и побуждают его к исправлению ситуации. Мозг обладает огромной способностью к самовосстановлению и самосовершенствованию. Когда, наконец, цели определены, сознание приступает к самокоррекции.

Визуализацию или просмотр синтезированных фотографий следует проводить перед сном, в спокойной обстановке. Просматривать фотографии следует поочередно, в течение нескольких минут каждую. Далее, работа по исправлению функциональных перекосов в работе мозга идёт на подсознательном уровне. Курс данной психотерапии составляет 7 — 10 дней и повторяется через 1 месяц. Достаточно 2 – 3 курса. В результате такой психотерапии меняется поведение человека, геометрические пропорции и эмоциональная выраженность лица меняются в положительную сторону. Повышается иммунитет и самооценка, уходят болезни, нормализуется давление.

. Следующий метод заключается в активации левого полушария. Его активность, как мы говорили выше, автоматически будет тормозить активность правого полушария и снизит эмоциональный фон психического состояния человека. Для этого необходимо дать левому полушарию работу. Загрузить его решением несложной логической задачи. Например, пусть у вас в кармане всегда будет несколько монет разного достоинства. Вы на ощупь устанавливаете достоинство каждой монеты и определяете общую сумму вашего монетного состояния. Задание может иметь несколько вариаций, но результат будет один. Вы обретете спокойствие, а вместе со спокойствием уверенность в себе и своих силах.

Меликов П С (1980), Мясников И Г (1964=2008)

Источник

Оцените статью