Какое полушарие мозга контролирует эмоции

Как развивать мозг ребенка? Советы психолога (+упражнения)

Вспомним о сферах специализации левого и правого полушарий головного мозга.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:
Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если…» также задает правое полушарие.

Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

УПРАЖНЕНИЕ 1: Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности

УПРАЖНЕНИЕ 2: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи.

УПРАЖНЕНИЕ 3: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо.

УПРАЖНЕНИЕ 4: Поставьте руки на спинку стула — это опора. Отставьте одну ногу назад. Корпус пододвиньте вперед, сгибая другую ногу. Перенесите на нее вес тела. Чуть приподнимите пятку сзади стоящей ноги. Теперь плавно переместите весь вес на ногу, которая находится сзади. Ее пятку опустите, а носок другой ноги приподнимите. Повторите 5 раз, затем смените ноги.

АССИМЕТРИЧНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА

Ассиметричная гимнастика запускает оба полушария мозга, т.е синхронизирует оба полушария. В 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за «открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга». На основании его исследований сделан вывод, что синхронизируя оба полушария мозга, мы повышаем качество любого обучения во много раз. Поэтому, овладевая любым новым навыком, нужно запустить мозг в работу по максимуму.

Упражнение 1. Кулак-ладонь. Одну руку сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. И начинаем последовательно менять их: кулак- ладонь. Сначала делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получатся — ускоряем темп.

Упражнение 2. Ухо-нос. Одну руку ставим на нос, а вторую перекрещивая руки, подносим к уху. Хлопок и меняем их местами.

Читайте также:  Одни эмоции перевод с английском

Упражнение 3. Капитанское. Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

Упражнение 4. Одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак «Класс». Меняем руки. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.

Упражнение 5. Победитель. Одна рука показывает знак «V» а вторая «Ок». Меняем руки.

Упражнение 6. На одной руке соединяем 2 пальца- указательный и средний, а указательный палец второй руки будет накрывать два этих соединенных пальца. Меняем руки.

Упражнение 7. Мизинец одной руки накрывается тремя соединенными пальцами другой руки (указательным, средним и безымянным). Меняем руки.

Упражнение 8. Рожки и ножки. Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.

Упражнение 9. Пазлы. На одной руке выставляем два пальца — указательный и средний, а на другой -безымянный и мизинец. Соединяем их как пазлы. Меняем руки.

Упражнение 10. На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача — делать упражнение одновременно двумя руками.

Источник

Откуда берутся чувства, и какие части мозга за них отвечают?

Почему у человека возникают эмоции, откуда берутся чувства? Понятно, что этим управляет головной мозг, но какие именно части отвечают за те или иные эмоции? Составим эмоциональную карту мозга для того, чтобы определить, чем конкретно мы ощущаем, почему ярость похожа на счастье, и по какой причине люди не могут жить без ласки, нежности и теплых прикосновений.

Височные доли отвечают за стыд и вину

Мы четко понимаем, что запоминание и счет, например, являются процессами, которые происходят в головном мозге человека. Но с эмоциями все обстоит менее очевидно. И, наверное, поэтому мы нередко произносим такие фразы, как «залиться краской», когда стыдно, или «разбить сердце», года испытываем грусть от неудачного завершения любовных отношений. Человек точно не знает, откуда берется чувство стыда, вины или любви. Эмоции относят к нейрофизиологии, и так называют явления, возникающие в тканях головного мозга. На данный момент этот процесс мы можем изучить с помощью нейровизуализации.

Петра Михль вместе с коллегами из Университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене провели эксперимент. Они сделали несколько МРТ-снимков и определили, откуда берутся чувства и эмоции, а именно – вина и стыд. Оказалось, они возникают где-то неподалеку друг от друга, хотя и в разных областях.

Участники эксперимента представляли, что чувствуют стыд или вину, и в этих случаях задействовались височные доли. При этом стыд активизировал парагиппокампальную извилину и переднюю поясную кору, передние и средние лобные извилины, а вина – среднюю височную латеральную затылочно-височную извилины, миндалины и островковую долю.

После сравнения снимков мужчин и женщин ученые обнаружили, что чувство вины у женщин возникало только в височных долях, а у мужчин – одновременно в затылочных, лобных долях и в миндалинах.

Ярость и страх затрагивают миндалины

Во время развития эмбриона внутри утробы происходит формирование лимбической системы. Она отвечает за те эмоции и поступки, которые необходимы человеческому виду для выживания. Миндалины – одна из наиболее важных частей лимбической системы. Они находятся вблизи гипоталамуса и задействуются тогда, когда человек видит еду, плачущих детей, противников и сексуальных партнеров.

Откуда берется чувство тревоги или страха? При этих эмоциях также активизируются миндалины, например, когда темной ночью вы думаете, что вас кто-то преследует, и у вас сильно бьется сердце. Ученые определили, что человек чувствует опасность даже тогда, когда эти области активизируются искусственно.

Ярость – также работа миндалин. Невероятно, но ярость человека напоминает счастье: как восторг или удовольствие, она побуждает людей к действиям, в отличие от досады или страха. Ярость и гнев задействуют и другие области мозга, поскольку этому органу требуется также обратиться к памяти, опыту, оценить обстановку, распорядиться гормонами.

Соматосенсорная кора отвечает за утешение и ласку

Далеко не в каждом обществе печаль и тревогу принято показывать. К примеру, британское выражение «keep a stiff upper lip» означает «не падать духом», «не показывать своих чувств». При этом ученые заявляют, что внимание других людей человеку необходимо. Немецкий нейробиолог Стефан Кляйн утверждает, что наиболее распространенной и опасной причиной стресса является именно одиночество. По его мнению, одиночество – это непосильная ноша для организма. Оно активизирует гормоны стресса, вызывает тревогу, неясность мыслей и эмоций, вредит иммунной системе.

Читайте также:  Как правильно восстанавливать силы после стресса

Многочисленные исследования доказывают, что приятельское общение положительно сказывается на организме. Жизнь становится дольше и насыщеннее. Грусть может быстро пройти от прикосновения близких и любимых людей. Это происходит потому, что во время ласки активизируются нейромедиаторы – опиоиды и окситоцин.

Компьютерная томография также подтверждает пользу нежности. При касании других людей возбуждается соматосенсорная кора. Она работает все время, реагируя на тактильные ощущения. Ученые определили, что те, кого за руку держал близкий (или даже незнакомый) человек, переживали печаль намного легче.

Счастье и смех контролируют гиппокамп и префронтальная кора

В процессе создания и воспроизведения положительных эмоций участвуют множество различных зон мозга: миндалины, гиппокамп, префронтальная кора, кора передней островковой доли. Поэтому можно уверенно утверждать, что ощущение счастья и радости охватывает мозг почти целиком.

Во время счастья правая миндалина начинает работать интенсивнее левой. При этом долгое время существовало мнение, что правое полушарие мозга отвечает за творческие процессы, а левое – за логические. Теперь известно, что это далеко не так, однако некоторое функциональное разграничение все же присутствует: например, слева находятся речевые центры, а справа обрабатываются интонации и акценты.

Префронтальная кора – это зоны лобных долей в передней части полушарий. Эти области отвечают за создание целей и планов, за их достижение и выполнение. У женщин во время радости такие части более активны в левом полушарии, чем в правом.

Гиппокамп – парное образование в височных долях – позволяет человеку расставлять приоритеты, при удержании знаний в памяти отдает предпочтение только существенным и нужным. Они наиболее активны во время радости или грусти. Чувство юмора и дежавю также возникают при участии гиппокампа.

Любовь и похоть – вовсе не эмоции

Несмотря на то, что сегодня наш мозг изучают сотни ученых во всех странах мира, у науки пока что нет точного ответа на вопрос, что такое эмоции или чувства. Да, многие из них возникают в лимбической системе, однако, физиологически некоторые сильно отличаются друг от друга. К примеру, с этой точки зрения вожделение совсем не похоже на счастье или страх. Оно появляется в вентральном стриатуме, а не в миндалинах. Вентральный стриатум также возбуждается при оргазме или поедании пищи. Существует множество сомнений, является ли вожделение чувством или нет.

При этом любовь, в отличие от вожделения, активизирует дорсальный стриатум. Интересно, что при употреблении наркотиков возбуждается эта же область. Во время любви человек испытывает и ярость, и страх, и счастье, и грусть намного интенсивнее и чаще, чем в тихие и спокойные моменты, так что можно утверждать, что влюбленность – это именно совокупность чувств, импульсов и намерений.

Заключение

Говоря о чувствах и эмоциях, следует понимать, что надо стремиться к избавлению от негативных и к постановке в приоритет положительных эмоций. Чем больше позитивных чувств, тем счастливее мы себя ощущаем, тем больше добиваемся в жизни. Негативные же эмоции изменяют мышление, оказывают плохое влияние на здоровье, мешают достижению целей. Поэтому необходимо работать над собой и стараться испытывать только позитивные эмоции. А если вы чувствуете, что ваш мозг во власти негативных мыслей и переживаний, пройдите курс Викиум «Детоксикация мозга». Он помогает избавиться от токсичных мыслей, сократить уровень стресса, наладить сон и жизнь в целом.

Источник

Научная электронная библиотека

1.2. Межполушарная асимметрия и основные психические функции человека

Другой полюс нейрофизиологического уровня — интегральный, он характеризуется функцией клеточных популяций, деятельностью морфофункциональных центров, взаимодействием центров и анализаторов, возникновением нейрофункциональных систем различного уровня сложности.

Рисунок 1.1. Иерархия функциональной организации мозга

Безусловные рефлексы, доминанты, элементарные и высшие формы временной связи, условный рефлекс, элементарные и сложные формы поведения животных и человека — все эти процессы примыкают к психическому уровню и поэтому называются психофизиологическими.

Аналогично могут рассматриваться процессы психического уровня от более элементарных (психометрических — восприятие, память, скорость обработки информации, эмоционально-волевая сфера) до интегральных (интеллект, сознание, адекватность восприятия и поведения сложившимся обстоятельствам и т.д.). Эти положения используются как примерная схема психопатологического обследования.

Межполушарная асимметрия и сознание

При рассечении мозолистого тела и при избирательном поражении правого или левого полушария было установлено:

У правшей при нарушениях правого полушария нарушения сознания проявляются утратой чувства реальности и собственной личности, окружающий мир теряет свое объективное значение. При поражении левого полушария — это «провалы или наплывы мыслей», отключения сознания по типу сумеречных с сохранением психомоторной активности.

Читайте также:  Болит живот от стресса причины

У левшей нарушения сознания мало зависят от стороны поражения. Преобладают галлюцинации, они неотчетливы, смазаны и полимодальны (зрительные, слуховые, осязательные), по силе близки к реальности.

Гипотеза Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой (1981) выражена метафорой: правое полушарие адресуется к настоящему и прошлому, левое — к настоящему и будущему.

Асимметрия проявляется не только на уровне мозга и соответствующих психических функций, распространяющихся на сенсорную сферу и моторную деятельность, но и на эмоционально-волевую сферу человека. От ее типа и степени выраженности зависят индивидуальные особенности поведения.

Межполушарная асимметрия и эмоции

Многие авторы объясняют эмоциональные различия особенностями функциональной асимметрии мозга (Tucker D.M., 1981; Davidson R.J.,
Fox N.A., 1982; Davidson R.J., 1993; Симонов П.В, 1998).

Более эмоциогенным считается правое полушарие. Существует корреляция активности лицевой мускулатуры и эмоций. Правое полушарие связано с негативными эмоциями (при ослаблении левого полушария у больных возникает пессимизм, беспокойство, плаксивость. При снижении активности правого полушария возникает беспричинная эйфория индифферентное настроение, частый смех (Деглин В.Л., Николаенко Н.Н., 1975; Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1993). Правое полушарие имеет отношение к преимуществу левой половины поля зрения, при оценке выражения лица, эмоционального тона голоса, таких проявлений чувств как плач, смех, музыка. Левая половина лица больше выражает отрицательные эмоции, а правая — положительные. Есть мнение, что правое полушарие воспринимает отрицательные эмоции, а левое ответственно за восприятие и экспрессию положительных. При поражении левого полушария депрессивные переживания относятся за счет растормаживания правого и при поражении правого полушария эйфория рассматривается как растормаживание левого полушария.

Также предполагается, что тенденция правого полушария к синтезу и объединению многих сигналов с построением глобального образа стимулирует и эмоциональные переживания. Левое полушарие анализирует во времени сигналы и ослабляет эмоциональные реакции.

Исследования Е.Д. Хомской с соавторами (1997) показали различие в характере и познании базальных эмоций у испытуемых с различными профилями латеральной организации мозга. Согласно этим данным правши скорее опознают радость и горе, а левши — страх и гнев. Помимо общей замедленности реакций у испытуемых с амбидекстральным типом профиля латеральной организации, как у левшей, наблюдается более короткое время опознания эмоций страха и гнева.

В.А. Москвин (1988; 1990) выявил особенности эмоционального реагирования в зависимости от преобладания функций того или иного полушария — «правополушарные» индивиды в большей степени склонны продуцировать и переживать негативные эмоциональные состояния, а также более негативно оценивать одни и те же ситуации по сравнению с «левополушарными» субъектами, что позволяет говорить о наличии индивидуальных стилей эмоционального реагирования.

Согласно «закону Геодакяна» все новые функции первоначально формируются в левом полушарии с последующим их перемещением в правое. Это положение справедливо как для процесса эволюции и филогенеза, так и для процесса обучения.

Сущность левого полушария — оптимизм, положительные эмоции, сущность правого — «дух отрицания», дух сомнения, отрицательные эмоции. Каждое полушарие при ослаблении другого стремится «навязать» человеку свою волю, но в норме хорошо отрегулированное их взаимодействие приводит к плодотворным результатам. Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия, тревожные опасения правого полушария действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не размышлять о собственных успехах. Однако неумеренная активность правого полушария может не только воспрепятствовать реализации интеллектуальных усилий, но и вызвать сомнение в ценности самой жизни.

Исходя из этих особенностей эмоциональной сферы, находящихся под контролем левого и правого полушарий, выстраиваются и различные стратегии поведения человека.

Люди логического типа (левополушарная доминанта) в поведении придерживаются стратегии избегания неудач: они уверены в себе и все, что от них зависит, они с успехом сделают, но они способны предвидеть и возможные препятствия, трудности, поэтому еще до их возникновения могут предупредить, избежать их. Люди художественного типа (правополушарная доминанта) часто повышенно тревожны, страдают многочисленными комплексами, в том числе и комплексом неполноценности, так как их стратегия мышления не дает возможности точно оценить их адекватность в меняющихся условиях среды. И только успех способен подтвердить правильность их решений, действий. Именно поэтому в поведении они выстраивают «стратегию успеха».

Таким образом, от латерального фенотипа человека зависят не только особенности мыслительных процессов, сенсорики и анатомического строения, но и особенности эмоциональной сферы и поведения, то есть от преобладания того или иного полушария зависят все проявления человека.

Источник

Оцените статью