Какое настроение весенняя гроза

«Весенняя гроза» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – эпитеты, сравнение, главная мысль, разбор

Стихотворение “Весенняя гроза” – одно из самых популярный в тютчевском наследии. Оно относится в раннему периоду его творчества, и лучше понять это произведение поможет краткий анализ “Весенняя гроза” по плану. Этот разбор можно использовать на уроке литературы в 5 классе в качестве основного или вспомогательного материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенняя гроза.

История создания – произведение было написано Тютчевым в 1828 году и на следующий год уже опубликовано в журнале “Галатея”. Однако поэт вернулся к нему в 1854 году, несколько переделав. Сегодня известна именно вторая версия его написания.

Тема – гроза как вечное движение, как символ перемен, как знак рождения нового.

Композиция – трехчастная. Первая часть, она же строфа, открывает произведение, четвертая – закрывает, а две центральные создают главный образ, “рисуют” грозу.

Жанр – пейзажная лирика с элементами философского рассуждения.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием и перекрестной рифмовкой, женская и мужская рифмы чередуются.

Эпитеты“весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.

Метафоры – “солнце нити золотит“, “гром грохочет”, “пыль летит”.

Олицетворение“поток бежит”, “гром резвится и играет”.

История создания

Стихотворение “Весенняя гроза” имеет двойную датировку. Оно было написано молодым поэтом в 1828 году, когда он находился в Германии, а годом его первой публикации стал 1829-й. Читатель впервые увидел его на страницах журнала “Галатея”.

Однако спустя очень много лет, в 1854 году Тютчев неожиданно возвращается к этому стихотворению и значительно переделывает его, добавив вторую строфу и изменив первую.

Описывая грозу, поэт именно ее делает основной темой своего произведение. При этом он показывает ее не просто как природную стихию, а как символ стремления к переменам, знак того, что они обязательно наступят.

Показывая природное явление как знак, говорящий о рождении чего-то нового, поэт проводит очень тонкую параллель между миром людей и окружающей их природой. Он показывает, что молодость подобна описываемой им грозе: они обе заявляют о себе очень громогласно. Таким образом главная мысль произведения заключается в том, что человек и природа едины.

Олицетворение природных явлений, придание им черт, характерных для людей, становится сквозной идеей этого стиха. Резвящиеся тучки подобны детям, а тучка веселится, проливая воду на землю.

Композиция

Композиционно это произведение разделяется на три части. Первая строфа выводит на сцену главный образ стихотворения – грозу, определяя таким образом его тему.

Вторая часть состоит из двух строф, в которых рисуются разные картины, связанные с этим природным явлением. Созданное Тютчевым художественное пространство наполнено сиянием и светом. Здесь поэт проводит аналогию с поведением юноши, который вырвался из-под родительской опеки и мечтает попробовать все удовольствия этого мира, узнать о нем все и везде побывать.

Божественное начало, которое поэт видит в природе, показано в третьей части – четвертом четверостишии, в котором смеющаяся богиня Геба проливает на землю молнии и гром. С помощью древнегреческого сюжета Тютчев метафорически показывает, что сотни лет до этого и сотни лет после гроза будет греметь все так же. Таким образом образ грозы перефразируется, демонстрируется цикличность мира. С помощью волшебной истории поэт завершает повествование о природном явлении, придавая ему философский характер.

Это прекрасный образец ранней пейзажной лирики Тютчева, в котором, однако, явно прослеживаются и философские момента, ведь поэт уподобляет грозе, которая гремит и меняет мир, молодость. То есть, рассуждая о мире природы, он одновременно рассуждает и о мире людей.

Характерный для Тютчева стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием – делает стихотворение легким по звучанию и в то же время очень мелодичным. Этот эффект дополняется перекрестной рифмовкой, в которой чередуется мужская и женская рифма.

Средства выразительности

Без использования тропов поэту не удалось бы создать такие яркие образы. Художественных средств не так много, но все они на своем месте. Это:

  • Эпитеты – “весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.
  • Метафоры – “солнце нити золотит“, “гром грохочет”, “пыль летит”.
  • Олицетворение – “поток бежит”, “гром резвится и играет”.
Читайте также:  Ночная потливость при стрессе

Чтобы картина грозы была еще более реалистичной, поэт прибегает к такому приему, как аллитерация, играя с буквами г и р.

Обилие глаголов позволяет, с одной стороны, создать очень насыщенную картину природы с постоянно меняющимся действием, с другой – сделать динамичным стихотворение целиком.

Источник

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» (Ф. И. Тютчев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 31.01.2020 · Обновлено 31.01.2020

Лирика Ф. И. Тютчева разнообразна по своему содержанию, в ней нашли отражения философские и любовные рассуждения поэта. Тексты, посвященные красоте и величию природы, прославили поэта и как мастера пейзажной лирики. Созерцание природы не только вдохновляло и восхищало поэта, оно подводило его к серьезным размышлениям о жизни и мироздании. Один из самых известных образцов такой лирики – «Весенняя гроза». Многомудрый Литрекон предлагает подробный разбор стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» по плану, который позволит рассмотреть все особенности этого необыкновенно красивого текста.

История создания

Стихотворение «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчев написал в 1828 году, когда находился на дипломатической службе в Германии. Опубликовано оно было годом позднее, в московском журнале «Галатея».

В Германии он пережил свой творческий расцвет, ведь вращался в обществе поэтов, известных на весь мир. Он был знаком с Гейне и Шеллингом. Там же поэт завел первую семью: в 1826 году женился на Элеоноре Петерсон и был счастлив в браке. В 1828 году он все еще пребывал в восторженном расположении духа: любил красавицу-жену, вел светский образ жизни, не был обременен службой.

Интересно заметить, что поэт написал текст в возрасте 25 лет, но в 1854 году вернулся к стихотворению и немного переделал его. Сегодня известна именно вторая, более поздняя редакция «Весенней грозы».

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Весенняя гроза» — это образец пейзажной лирики с элементами философского рассуждения. Поэт разворачивает перед читателем живую картину весенней грозы. Используя яркие образы и средства выразительности, он рисует голубое небо, раскаты громы и первые дождевые капли. Тем не менее, некоторые литературоведы утверждают, что творческое наследие Тютчева представляет собой последствия распада формы оды, которая была популярна во времена Державина и Ломоносова. Поэтому Ю.Н. Тынянов выдвинул свое определение жанра стихотворений Тютчева — «фрагменты». По его мнению, произведения поэта до предела сжаты и не имеют даже логического завершения.

«Тютчев — поэт одной темы: космизация человеческого присутствия в Сущем. В ней всё собрано, уплотнено и в то же время расредоточено по нескольким руслам, наполненным игрой стихий, мерцанием ценностей и коннотатов»

В то же время Тютчев проводит параллель между природным явлением и человеческой молодостью, рассуждает о вечном движении и цикличности жизни. Наблюдение за природой заставляет поэта задуматься над философскими вопросами существования, что делает его текст более полным и глубоким.

Стихотворение «Весенняя гроза» написано четырехстопным ямбом с пиррихием и использованием перекрестной рифмовки, при этом в тексте чередуются мужские и женские рифмы. Использование любимого поэтом размера делает звучание «Весенней грозы» легким и мелодичным.

Образы и символы

Главные образы стихотворения «Весенняя гроза» — это сама гроза и лирический герой, который выступает наблюдателем, пораженным красотой весны и величием природы. Его настроение созвучно с пейзажем.

Центральный образ стихотворения – это весенняя гроза, которой признается в любви поэт. Тютчев представляет явления природы в виде живых существ: раскаты «молодые», гром гремит «как бы резвяся и играя», «поток проворный» бежит с горы. Поэт подмечает мельчайшие детали наступающей грозы, он точно описывает лесные звуки, летящую пыль, блестящие на солнце дождевые капли. Все вместе складывается в яркий и цельный образ грозы.

Тютчев в своем тексте не просто изображает грозу, он делает ее символом молодости и вечного движения. Весна как время года традиционно ассоциируется с обновлением жизни, рождением нового. Первая гроза в тексте поэта уподобляется молодому живому существу, которое полно сил и радости. Ее появление сопровождается «проворными потоками», несмолкающим птичьим гамом и солнечным сиянием – таким образом, каждая черта пейзажа только усиливает этот образ.

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения «Весенняя гроза» действительно невелика, ведь поэт стремился сказать самые главные слова, сосредоточенные вокруг одной идеи:

  1. Основная тема грозы в тексте Тютчева неразрывно связана с темой молодости и обновления. Мастер пейзажной лирики, поэт создает невероятно живую и привлекательную картину, где читатель не только видит краски природы, но слышит звуки и запахи, сопровождающие первую лесную грозу.
  2. В финале Тютчев вводит в стихотворение древнегреческий сюжет про «ветреную Гебу» и таким образом дополнительно расширяет тематику произведения. Это позволяет поэту подчеркнуть вечность и цикличность природы, одинаково чарующей и вдохновляющей разные культуры и эпохи.
  3. Настроение стихотворения «Весенняя гроза» — приподнятое, веселое и позитивное, как сама весна.
Читайте также:  Физические упражнения для хорошего настроения

Проблематику стихотворения «Весенняя гроза» можно вывести из его структуры.

В первой строфе поэт признается в любви к весенней грозе и подготавливает к восприятию основной картины. Вторая и третья строфы изображают образную картину самой грозы, где каждая черта подчеркнуто свежая и живая, где раскаты грома и лесной гам сливаются в единый радостный гимн весне и обновлению. Наконец, завершающая строфа сравнивает природное явление с мифологическим древним сюжетом.

Поэт затрагивает в своем стихотворении проблему вечной взаимосвязи всего живого, поэтому громовые раскаты у него так похожи на юных живых существ, которым свойственно резвиться и просто радоваться наступлению нового дня.

Основная идея

Главная мысль стихотворения Тютчева – подчеркнуть взаимосвязь природы и человека. Весеннее обновление природы оказывается таким же шумным, активным и радостным, как человеческая молодость, наполненная энергией и бесконечными планами. Именно эта связь ведет к мировой гармонии, когда каждый элемент мироздания становится его неотъемлемой частью.

Поэт видит в природе высшее, божественное начало. Полушутливо рассказывая в последней строфе древнегреческий сюжет про Гебу и «Зевесова орла», Тютчев метафорически напоминает читателю о вечности природы и цикличности ее явлений, в которых не бывает ничего случайного. Таков смысл произведения «Весенняя гроза».

Все описываемое поэтом пространство как бы наполнено светом и сиянием, что придает стихотворению приподнятое, радостное настроение и звучание.

Средства выразительности

Нарисовать картину весенней грозы Тютчеву помогает использование многочисленных средств выразительности.

  • Прежде всего, стихотворение наполнено яркими точными эпитетами: «весенний, первый гром», «голубое небо», «шум нагорный». Подчеркнуть красоту природы поэту помогают и метафоры, так первые капли дождя он сравнивает с жемчугом и называет «перлы дождевые».
  • Тютчев активно использует олицетворение, так как стремится показать природу как живую стихию. Все природные явления поэт наделяет способностью действовать: «как бы резвяся и играя», грохочет гром, «дождик брызнул», «солнце нити золотит», «и гам лесной, и шум нагорный – все вторит весело громам».

Можно заметить в стихотворении также аллитерацию. Поэт многократно использует в начале тексте звуки «г» и «р», уподобляя звучание текста грозовым раскатам.

Стихотворение «Весенняя гроза» представляет собой яркий образец русской пейзажной лирики, когда через созерцание красоты природы поэту немного приоткрывается Великая Тайна Мироздания. Ф. И. Тютчев с помощью ярких образов и тропов создает живую картину первой весенней грозы и помогает увидеть ее сходство с наполненной энергией молодостью жизни.

Источник

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» (Ф. И. Тютчев)

Анализ стихотворение «Весенняя гроза», которое написал Федор Иванович Тютчев, дает возможность познакомиться со всеми тонкостями произведения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, который будет полезен при проведении анализа.

История создания

Стихотворение «Весенняя гроза» было написано Федором Ивановичем в 1828 году. В это период жизни он находился в Германии, где проходил дипломатическую службу. Но в печать оно попало лишь спустя год. Именно в Германии он застал пик своего творчества, поскольку постоянно находился в окружении поэтов, имеющих огромную популярность.

Находясь в Германии, поэт в первый раз связывает себя узами брака с Элеонорой Петерсон. Это был счастливый брак, который полностью устраивал поэта. Во время написания стихотворения поэт был полностью счастлив – имел любимую супругу, а тягости службы не отягощали его. Все свое свободное время автор проводил в светском обществе.

Анализируемое стихотворение было написано поэтом в двадцатипятилетнем возрасте, но оно подверглось изменениям уже в то время, когда автор переступил рубеж пятидесяти лет. Мы будем рассматривать вариант текста, который уже подвергся правкам со стороны поэта.

Жанр, размер

Стихотворение «Весенняя гроза» относится к пейзажной лирике, в которой присутствуют философские рассуждения. В произведении Тютчев показывает всю красоту весенней грозы. Благодаря системе образам и различным тропам, ему удается передать все краски весенней непогоды. Читатель словно переносится в тот момент времени и ощущает на себе первые капли дождя, которые падают с неба.

Но в это же время поэт придается рассуждениям, проводя параллели природных явлений и молодости людей. Он показывает, что все в этом мире циклично, и имеет постоянное движение. Именно природные явления наталкивают поэта на размышления о смысле жизни и существования. Его философские мысли и размышления наполняют стихотворение глубиной и делают более полным.

Читайте также:  Как выразить чувства знаками

Для написания автор использует четырехстопный ямб с пиррихием. Рифмовку автор использует перекрестную. Рифмы используются как женская, так и мужская, которые чередуются между собой. Благодаря выбору поэта, его стихотворение получилось особенно красивым, лёгким и мелодичным.

Образы и символы

Основным образом анализируемого стихотворения «Весенняя гроза» становится непосредственно гроза и лирический герой. Он здесь представляется больше как наблюдатель, который восхищается тем, насколько прекрасна весенняя непогода и природа в целом. Настроение лирического героя полностью соответствует окружающей его природе.

Весенняя гроза, которую стоит выделить все же основным образом, поэт представляет как живое существо. Это становится заметно из-за его описания, в котором он использует олицетворения. Автор не упускает ни одной мелочи, знакомя читателя с весенней грозой. У него прекрасно получается передать звуки леса, пыли, а так же блеск дождевых капель, которых касаются солнечные лучи. Совокупность всего этого, образует цельную картину весенней грозы.

Автор показывает грозу, как некий символ молодости и движения. Многие поэты ассоциировали приход весны с началом новой жизни, чего-то нового и прекрасного. Тютчев не становится исключением, поэтому изображает весеннюю грозу неким молодым созданием, которое полно сил и энергии. Автор очень умело рисует данный образ, дополняя его описанием окружения, чем придает большое количество красок и яркости.

Темы, проблемы

В анализируемом стихотворении «Весенняя гроза», поэт не поднимает остро важные вопросы и проблемы. Он просто хочет показать всю красоту, силу и прелесть весенней грозы. Что же касается тем произведения, то автор раскрывает тему молодости. Он показывает молодость и быстротечность на примере грозы весной. Когда природа только проснулась от зимнего сна и начинает оживать. Поэт настолько «живо» передал все весенние краски и запахи, что невольно начинаешь их ощущать, читая данное произведение.

Так же, в заключительной части произведения, поэт добавляет некий сюжет, который касается «ветреной Гебы», чем добавляет ещё одну тему в свое произведение. Затронув данную тему, поэт подчеркивает вечность природных явлений, а так же их цикличность. Он показывает то, что природа очаровывает независимо от времени, эпохи и культуры.

Все стихотворение имеет веселое, игривое и приподнятое настроение.

Композиция

Композиционно данное стихотворение можно разделить на три части. В первой строфе автор знакомит читателя с грозой, тем самым обозначая главный образ стихотворения.

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Вторая часть стихотворения включает в себя две строфы, в которых идет речь о различном виде грозы. Автор настолько сочно и ярко описывает данное природное явление, что начинаешь невольно чувствовать на себе капли этого проливного дождя.

Третья часть стихотворения состоит из одной строфы. В ней автор рассказывает о Гебе, которая с небес проливала дождь на землю. Тем самым поэт пытается донести, что сегодня, завтра, вчера, и много лет назад был дождь. Это постоянное природное явление, которое появляется с некоторой закономерностью и постоянством.

Данные строки добавляют некой философии в произведение, делая его ещё более привлекательным и интересным.

Основная мысль произведения

Основной мыслью данного произведения является желание поэта показать взаимосвязь человека с природой. Пробуждение природы от зимней спячки, её расцвет и обновление очень напоминают человеческую юность. Ведь именно весной мы можем видеть, как проклевывается первая травка, лопаются на ветках почки, а солнышко с каждым днем светит все ярче. Даже проливной дождь не способен испортить настроение и желание жить.

Когда человек молод, он точно так же начинает свой путь, растет и радуется солнечным лучам. На этом примере автор и показывает эту связь человека с природой. Автор рассказывает о вечности. На примере древнегреческой мифологии он напоминает, что природа вечна, а её жизнь циклична.

Средства выразительности

Тютчев в своем произведении «Весенняя гроза» использует большое количество различных троп. С их помощью он наполняет стихотворение яркими красками и эмоциями.

Эпитеты, которых в стихотворении встречается достаточно много, подчеркивают красоту природы, передать её яркость и уникальность. Немаловажную роль в этом играют и метафоры, которых так же немало в стихотворении.

Благодаря олицетворениям поэту удается оживить природу, которую он наделяет способностью двигаться.

Благодаря использованию аллитерации Тютчев умело передает те самые раскаты грома, которые невольно слышит читатель.

Данное стихотворение является одним из ярчайших примеров пейзажной лирики. Автор призывает читателя больше времени уделять созерцанию природных явлений, ведь именно в них хранится великая тайна мироздания.

Источник

Оцените статью