Какое настроение у стихотворения пора мой друг пора

Содержание
  1. Краткий анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора!» по плану
  2. 1. История создания
  3. 2. Литературное направление
  4. 3. Род
  5. 4. Жанр
  6. 5. Проблематика
  7. 6. Тематика
  8. 7. Идея
  9. 8. Пафос
  10. 9. Система образов
  11. 10. Центральные персонажи
  12. 11. Лирический герой
  13. 12. Сюжет
  14. 13. Композиция
  15. 14. Художественные особенности произведения
  16. 15. Строфика, размер, рифма
  17. 16. Средства художественной выразительности
  18. 17. Значение
  19. 18. Актуальность
  20. 19. Мое отношение
  21. 20. Чему учит
  22. Литературный анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора»
  23. Как было написано произведение
  24. Идея стихотворения, рифмовка и размер
  25. Анализ стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора»: направление и жанр
  26. Образец философской лирики
  27. Лирический герой и его счастье
  28. Художественные приемы
  29. Анализ стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора»
  30. История написания
  31. Жанр и композиция
  32. Главная тема
  33. Смысл и идея
  34. Литературные приемы

Краткий анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора!» по плану

1. История создания

Для Пушкина вопрос смерти всегда оставался одним из важнейших. Особенно это стало заметно в позднем творчестве великого поэта.

Стихотворение «Пора, мой друг, пора!» связано с непростой жизненной ситуацией Александра Сергеевича.

В 1836 году поэт уже окончательно устал от светской жизни, постоянного непонимания со стороны императора, гонений цензуры. Он хотел одного: уехать с семьей подальше от столиц, обосноваться в имении и отдохнуть.

Но император, в глазах которого Пушкин был опасным вольнодумцем, опасался отпускать его так далеко от себя. Самодержец пошел на хитрость: присвоил писателю звание камер-юнкера, и тем самым буквально обязал его ежедневно появляться на службе.

С одной стороны, Николай I официально не запрещал Пушкину уезжать, но с другой, создал условия, при которых это стало невозможным.

Кроме того, подобное назначение было довольно оскорбительным. Обычно камер-юнкерами служили совсем молодые юноши, а Александр Сергеевич был уже зрелым, семейным мужчиной.

Поэт очень расстроился, и, пребывая в таком подавленном настроении, написал анализируемое произведение. При жизни величайшего русского гения оно нигде не публиковалось, настолько было личным.

Стихотворение посвящено Наталье Гончаровой.

2. Литературное направление

Стихотворение относится к реализму, но есть и признаки романтизма.

3. Род

По роду литературы это лирика.

4. Жанр

Жанровая принадлежность рассматриваемого произведения – философское стихотворение с элементами послания.

5. Проблематика

Автора затрагивает очень важные проблемы – жизни и смерти, постоянного утекания бытия, постепенного приближения к завершению своего пути.

6. Тематика

Тематика определяется проблематикой стихотворения: жизнь и смерть.

Поэт размышляет о естественном течении жизни, о том, как быстро уходит юность, и наступает зрелость, о счастье.

7. Идея

Пушкин написал «Пора, мой друг, пора!», чтобы излить свою душу, попытаться осмыслить внутреннее состояние, поделиться желаниями.

Оно адресовано жене, и изначально поэт даже не планировал публиковать эти стихи. Александр Сергеевич делился с супругой собственными мечтами именно таким способом: создавая прекрасный литературный текст.

8. Пафос

Стихотворение пропитано грустью, сожалением, печалью.

Читая его, мы понимаем, что автор находился далеко не в лучшем расположении духа, переживал очередной тяжелый жизненный момент, испытывал душевный дискомфорт.

Однако слышится надежда, стоит лишь совершить тот самый побег «в обитель дальнюю трудов и чистых нег», т.е. в деревню.

9. Система образов

В своем стихотворении Пушкин обращается к Наталье Гончаровой, именно ей адресованы слова «Пора, мой друг, пора!».

Он хочет уехать именно с ней, вдвоем, а значит, относится с любовью и доверием. Недаром именно ей Пушкин высказывает свои заветные мечты.

Он живописует образы пролетающих мгновений – «частичек бытия», которые уходят каждую секунду, унося юность человека. Он описывает деревню, в которую задумал совершить побег, как «обитель дальнюю трудов и чистых нег».

Вообще, все стихотворение строится на противопоставлении жизни и смерти. И если в первых четырех стихах автор вводит образы тленности, то в оставшихся четырех, напротив, мы видим проявление спокойного бытия, так желанного для поэта.

10. Центральные персонажи

В своем произведении Пушкин обращается к Наталье Гончаровой, хоть и не называет ее имени. Она становится персонажем этого стихотворения, неким слушателем, с которым автор делится самым сокровенным.

11. Лирический герой

Так как произведение глубоко личное, раскрывающее потайные уголки души величайшего гения, можно смело сказать, что лирическим героем становится сам поэт, вернее, его художественная проекция.

12. Сюжет

Перед нами яркий пример философской лирики, наделенной глубоким смыслом, но лишенной сюжета как такового. Классик просто размышляет, делится с читателем своими взглядами.

Читайте также:  Если улыбаться настроение поднимается

13. Композиция

Исследователи считают, что данное произведение Пушкин не закончил. Основанием для таких мыслей становится, в том числе, и композиция стихотворения, которая явно обрывается.

Предположительно, автор задумывал три части, но написал только две.

Первая – это первые четыре стиха. В них Пушкин рассуждает о природном течении жизни: все проходит, меняется, и люди стареют. Ежесекундно уносятся «частички бытия», оседая лишь в памяти. Люди предполагают жить, но могут умереть – вот о чем говорит автор.

Вторая часть – оставшиеся четыре стиха. В них речь идет о том, что есть счастье для лирического героя («покой и воля»). Он высказывает свою заветную мечту – убежать от света, уехать в глушь, и жить там.

Композиционно должна быть еще одна часть, описывающая старение на лоне родной природы, счастливым человеком, окруженном многочисленными родственниками. Однако по каким-то причинам Пушкин не дописал, оставив стихотворение в неполном виде.

Именно поэтому нельзя говорить, что композиция тут логически завершена, но две части явно выделяются и различаются по тематике.

14. Художественные особенности произведения

Стихотворение написано лаконичным, но вместе с тем емким языком. Пушкин не использует каких-то сложных слов или понятий. Наоборот, он максимально приближает язык художественного произведения к разговорной речи, даже использует просторечную глагольную форму «глядь».

В тексте много действий: «просит», «летят», «уносит», «предполагаем жить», «умрем». Вся первая часть буквально насыщена глаголами, что создает яркую, динамично изменяющуюся картину скользящего бытия.

Дальше текст меняется. Автор описывает свое видение счастья, которое заключается в «покое и воле». Он рисует более мирную, статичную картину, используя преимущественно существительные и прилагательные.

15. Строфика, размер, рифма

Стихотворение состоит из одной строфы, всего восемь стихов.

Написано излюбленным пушкинским размером – шестистопным ямбом.

Рифмовка парная (ААББ). Все это вместе создает простое и вместе с тем очень красивое стихотворение.

16. Средства художественной выразительности

Пушкин начинает свое произведение с обращения, чем сразу настраивает на диалог, однако перед нами философский монолог.

В тексте используется много эпитетов: «усталый раб», «завидная доля», «обитель дальняя», «чистые неги».

Кроме того, встречаются метафоры: «летят за днями дни», «каждый час уносит частичку бытия» и т.д.

Поэт вводит олицетворение «покоя сердце просит», тем самым подчеркивая, насколько он устал от повседневной светской суеты. Недаром он сравнивает лирического героя с «усталым рабом», замышляющим побег от всего этого.

17. Значение

Стихотворение очень значимо для понимания внутреннего состояния зрелого Пушкина, того, что с ним происходило незадолго до трагической гибели.

18. Актуальность

Человек всегда будет стараться постичь стремительный бег времени, осознать вопросы жизни и смерти, понять, что же такое счастье. А значит, анализируемое стихотворение никогда не потеряет своей актуальности.

19. Мое отношение

Мне очень нравится это произведение. Оно вызывает светлые чувства и заставляет задуматься над важными бытийными вопросами.

20. Чему учит

Стихотворение учит правильному, философскому отношению к жизни, а также принятию быстротечности времени.

Источник

Литературный анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора»

Стихотворение «Пора, мой друг, пора» Александр Сергеевич создал в 1834 году в Петербурге. Оно пропитано тоской по тихой и спокойной деревне, размеренной жизни, приятной творческой работе. При жизни великого русского поэта это стихотворение не печаталось, что может свидетельствовать о том, что оно являлось для него личным.

Как было написано произведение

Проводя анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора», школьник может рассказать, что Пушкин написал его в довольно зрелом возрасте, когда ему было 35 лет. Считается, что произведение адресовано его супруге Наталье, и его написание связано с неудачной попыткой Пушкина уйти в отставку и уехать в деревню. Царь Николай I не хотел так далеко отпускать поэта, поскольку боялся его свободомыслия. Помимо этого, ему нравилась супруга поэта. Николай I присвоил Пушкину звание камер-юнкера – обычно его удостаивали только юношей. Этим поэт был очень оскорблен. Читатель может только догадываться о том, хотела ли супруга Пушкина Наталья остаться в городе или уехать вместе с мужем в деревню.

Идея стихотворения, рифмовка и размер

В анализе стихотворения «Пора, мой друг, пора» нужно упомянуть и о его размере. Размер произведения — шестистопный ямб; используется парная рифмовка. Произведение очень ритмично, в нем нет пропусков ударения. Женские рифмы гармонично чередуются с мужскими. Стихотворение состоит всего лишь из восьми строчек. Первая строфа повествует о быстротечности человеческого бытия. С афоризма, свидетельствующего о личностной зрелости, начинается вторая строфа стихотворения.

Читайте также:  Если сердце есть мышца то радость возможно мышца

Краткий анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» обязательно должен содержать в себе тему этого произведения. Говоря о теме и идее стихотворения великого поэта, стоит также учитывать, что оно не было дописано до конца, ведь были найдены и другие его наброски. В них поэт хотел описать идиллическую жизнь в деревне, где главный герой, будучи в зрелом возрасте, наслаждается заботой своей возлюбленной. Тема произведения – спокойная жизнь вдали от города.

Исследователи творчества поэта считают, что именно к ней Александр Сергеевич обращается «мой друг». Хотя есть версия, что великий поэт может обращаться и к товарищу. Но в любом случае стихотворение начинается так, что читатель сразу поймет сказанное, и оценит юмористическую ремарку Александра Сергеевича о быстротечности человеческого бытия и неминуемой смерти.

Анализ стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора»: направление и жанр

Произведение относится к литературному направлению реализма. В найденных набросках есть план продолжения стихотворения, который составлен по законам реализма. Поэт хотел описать эволюцию своего лирического героя – то, как он отдаляется от шумной суеты вместе с возлюбленной подругой, и наслаждается радостью простого человеческого бытия до самого конца своих дней. Жанр стихотворения – философская лирика.

Образец философской лирики

Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» показывает, что оно является отличным образцом философской лирики. Главный герой осознает свою зрелость, он понимает, что его жизнь не будет длиться вечно. Он с грустью вспоминает прошлое, однако все же настроен на лучшее. Лирический герой хочет прожить свою жизнь вместе с возлюбленной и умереть в один день (слово «умрем» указывается во множественном числе).

В своем стихотворении великий русский поэт размышляет о том, как быстро проходит человеческая жизнь. Он говорит о том, что мы можем только «предполагать», каким может быть наше существование. Но не успеет человек обернуться, как конец его дней оказывается близок. Александр Сергеевич в этом немного грустном стихотворении говорит о своей мечте – он хотел бы проводить драгоценные дни в своей «дальней обители». Строки из этого стихотворения уже давно стали афористическими. В нем поэт в легкой форме говорит о серьезных мечтах – жизни и смерти, счастье и стремлении к покою.

Лирический герой и его счастье

Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» можно дополнить тем, что, с одной стороны, рассказчик разочарован отсутствием счастья. Но это можно рассматривать и как лукавство, ведь нет большей радости, чем настоящая любовь. В силу своей зрелости он уже не получает удовольствия от проявлений страсти, но находит успокоение в другом – в воле и покое от шумных общественных мероприятий и от обсуждения его стихотворений.

В своем кратком анализе стиха «Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит» школьник также может рассказать о том, что лирический герой осознанно выбрал свой путь, и его желание жить мирно тщательно обдумано и взвешено. Он говорит о себе как о «усталом рабе» — не о том, который может отдохнуть и восстановить свои силы, а о том, кто уже не может прогнать свое утомление. От него можно только скрыться – там, где душе хорошо и спокойно. Исследователи творчества А. С. Пушкина предполагают, что великий поэт имел в виду Михайловское – ведь именно там он трудился больше всего, испытал истинное счастье от своего творчества.

Художественные приемы

В анализе стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора» учащийся может также упомянуть о том, что поэт для передачи своих идей использует очень выразительные средства – метафору, эпитет. Стихотворение наполнено меткими определениями: долю он называет «завидной», обитель – «дальней», неги – «чистыми». Метафора в произведении – «дни летят».

Также поэт использует и олицетворение – «сердце просит». Есть в произведении и антитеза – данный прием Пушкин использует, когда говорит о планах на жизнь и о смерти. Также присутствует анафора – в начале шестой и седьмой строчки упоминается слово «давно».

Источник

Анализ стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора»

Делая анализ стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора», нужно учитывать, что произведение является незавершенным. Считается, что Александр Сергеевич хранил его в личных архивах, ведь впервые оно было издано только после смерти поэта. Существует несколько версий, кому автор хотел посвятить произведение — приятелям или супруге.

Читайте также:  Девушка как вам можно поднять настроение

История написания

Стихотворение было написано в 1834 году, когда Александр Сергеевич переживал непростой период. Большинство литературных критиков склоняются к мысли, что произведение адресовано жене поэта — Наталье. Другие делают анализ стихотворения как посвященного друзьям.

В первой строчке описано состояние поэта: «покоя сердце просит». Беспокоило Александра Сергеевича желание вернуться в родное село Михайловское, покинуть шумный Петербург и сбежать вместе с женой. Николай I не отпускал молодого человека, его просьбы об отставке игнорировались.

Ощущение безысходности одолевали поэта, и он обратился к жене в стихотворении. О том, разделяла ли супруга переживания молодого человека и хотела ли она променять комфортную жизнь в Петербурге на скромный дом в тихой деревушке, читателю остается догадываться.

Жанр и композиция

Стихотворение относится к философской лирике, в этом жанре написана большая часть произведений Пушкина. Часто она переплетается с пейзажной лирикой, но в этом стихотворении она отсутствует.

Написание стихотворения не завершено, на последних строках у читателя возникает ощущение, что мысль обрывается. После смерти автора были найдены наброски с продолжением — в них описывается сюжет, в котором главный герой все-таки покидает шумный город и вместе с супругой отправляется в деревню. Там они живут до старости в любви и радости, но это продолжение так и не было опубликовано.

Произведение состоит из двух строф по четыре строки каждая. Размер — шестистопный ямб, рифмовка использована парная, она ритмичная, женские и мужские рифмы чередуются. В основу композиции взята антитеза «жизнь-смерть», задающая произведению философское, задумчивое настроение. Автор использует лингвистический язык — понятный и его современникам, и нынешнему поколению.

Главная тема

Основной темой стихотворения считается тихая жизнь, вдали от городской суеты, о которой мечтает автор. Александр Сергеевич вспоминает время, когда он был под домашним арестом в ссылке в Михайловском. Тогда он сетовал, что остался лишенным свободы, а единственным близким человеком оказалась няня. Теперь же его не покоит мысль о том, чтобы вернуться в то время. Он «замыслил побег», но его старание оказывается напрасным.

Другой темой, затронутой в стихотворении, считается быстротечность человеческой жизни: «Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем». А. С. Пушкин многим современникам казался легкомысленным, ведь в своем творчестве он неоднократно подчеркивал мысль о том, что не боится смерти. В стихе также затрагивается тема неизбежности смерти.

Согласно преданию, поэт знал, что его ожидает скорая смерть во время дуэли — об этом ему рассказала цыганка.

Некоторые исследователи считают, что в стихотворении Пушкин выразил свое отношение к сообщению о собственной гибели. Он кажется спокойным, а смысл строк «Пора, мой друг, пора» становится очевидным уже после смерти великого поэта.

Смысл и идея

Анализ стихотворения Пушкина раскрывает душевное состояние и настроение поэта в момент написания. Можно прийти к таким выводам:

  1. Счастье зависит от душевного покоя, который дарит свобода. Пушкин с удовольствием готов отказаться от привилегий жизни в Петербурге ради возвращения в забытое семейное поместье. Это напоминает, что какой бы ни была привлекательной роскошь, счастье от нее не зависит.
  2. Время быстротечно и строить планы наперед не всегда уместно. Обращаясь к читателю, поэт напоминает, что смерть приходит неожиданно. Не стоит откладывать на потом важные дела.
  3. Смерть не стоит того, чтобы жить в страхе перед ней. Думал ли Пушкин о предсказанной скорой смерти или нет, неизвестно. Однако его слова «замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег» показывают, что он не испытывал чрезмерного беспокойства. Важно жить, наслаждаясь каждым днем, не боясь будущего.

Делая анализ, важно помнить, что полный смысл можно было бы понять, только если было бы опубликовано продолжение произведения, где описан логический конец размышлений поэта.

Литературные приемы

В стихотворении использованы средства выразительности, характерные для творчества А. С. Пушкина. Ими являются:

  • эпитеты: «усталый раб», «завидная доля»;
  • метафоры: «дни летят»;
  • олицетворение: «сердце просит»;
  • антитеза: планы на жизнь и смерть;
  • анафора: «давно…давно».

Темы отсутствия счастья в шумном обществе, желания свободы и быстротечности времени актуальны во все времена. Некоторые знакомятся со стихотворением впервые в средних классах, а затем, перечитывая его с возрастом, воспринимают смысл по-новому.

Источник

Оцените статью