Проводя анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора», школьник может рассказать, что Пушкин написал его в довольно зрелом возрасте, когда ему было 35 лет. Считается, что произведение адресовано его супруге Наталье, и его написание связано с неудачной попыткой Пушкина уйти в отставку и уехать в деревню. Царь Николай I не хотел так далеко отпускать поэта, поскольку боялся его свободомыслия. Помимо этого, ему нравилась супруга поэта. Николай I присвоил Пушкину звание камер-юнкера – обычно его удостаивали только юношей. Этим поэт был очень оскорблен. Читатель может только догадываться о том, хотела ли супруга Пушкина Наталья остаться в городе или уехать вместе с мужем в деревню.
В анализе стихотворения «Пора, мой друг, пора» нужно упомянуть и о его размере. Размер произведения — шестистопный ямб; используется парная рифмовка. Произведение очень ритмично, в нем нет пропусков ударения. Женские рифмы гармонично чередуются с мужскими. Стихотворение состоит всего лишь из восьми строчек. Первая строфа повествует о быстротечности человеческого бытия. С афоризма, свидетельствующего о личностной зрелости, начинается вторая строфа стихотворения.
Краткий анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» обязательно должен содержать в себе тему этого произведения. Говоря о теме и идее стихотворения великого поэта, стоит также учитывать, что оно не было дописано до конца, ведь были найдены и другие его наброски. В них поэт хотел описать идиллическую жизнь в деревне, где главный герой, будучи в зрелом возрасте, наслаждается заботой своей возлюбленной. Тема произведения – спокойная жизнь вдали от города.
Исследователи творчества поэта считают, что именно к ней Александр Сергеевич обращается «мой друг». Хотя есть версия, что великий поэт может обращаться и к товарищу. Но в любом случае стихотворение начинается так, что читатель сразу поймет сказанное, и оценит юмористическую ремарку Александра Сергеевича о быстротечности человеческого бытия и неминуемой смерти.
Произведение относится к литературному направлению реализма. В найденных набросках есть план продолжения стихотворения, который составлен по законам реализма. Поэт хотел описать эволюцию своего лирического героя – то, как он отдаляется от шумной суеты вместе с возлюбленной подругой, и наслаждается радостью простого человеческого бытия до самого конца своих дней. Жанр стихотворения – философская лирика.
Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» показывает, что оно является отличным образцом философской лирики. Главный герой осознает свою зрелость, он понимает, что его жизнь не будет длиться вечно. Он с грустью вспоминает прошлое, однако все же настроен на лучшее. Лирический герой хочет прожить свою жизнь вместе с возлюбленной и умереть в один день (слово «умрем» указывается во множественном числе).
В своем стихотворении великий русский поэт размышляет о том, как быстро проходит человеческая жизнь. Он говорит о том, что мы можем только «предполагать», каким может быть наше существование. Но не успеет человек обернуться, как конец его дней оказывается близок. Александр Сергеевич в этом немного грустном стихотворении говорит о своей мечте – он хотел бы проводить драгоценные дни в своей «дальней обители». Строки из этого стихотворения уже давно стали афористическими. В нем поэт в легкой форме говорит о серьезных мечтах – жизни и смерти, счастье и стремлении к покою.
Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» можно дополнить тем, что, с одной стороны, рассказчик разочарован отсутствием счастья. Но это можно рассматривать и как лукавство, ведь нет большей радости, чем настоящая любовь. В силу своей зрелости он уже не получает удовольствия от проявлений страсти, но находит успокоение в другом – в воле и покое от шумных общественных мероприятий и от обсуждения его стихотворений.
В своем кратком анализе стиха «Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит» школьник также может рассказать о том, что лирический герой осознанно выбрал свой путь, и его желание жить мирно тщательно обдумано и взвешено. Он говорит о себе как о «усталом рабе» — не о том, который может отдохнуть и восстановить свои силы, а о том, кто уже не может прогнать свое утомление. От него можно только скрыться – там, где душе хорошо и спокойно. Исследователи творчества А. С. Пушкина предполагают, что великий поэт имел в виду Михайловское – ведь именно там он трудился больше всего, испытал истинное счастье от своего творчества.
В анализе стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора» учащийся может также упомянуть о том, что поэт для передачи своих идей использует очень выразительные средства – метафору, эпитет. Стихотворение наполнено меткими определениями: долю он называет «завидной», обитель – «дальней», неги – «чистыми». Метафора в произведении – «дни летят».
Также поэт использует и олицетворение – «сердце просит». Есть в произведении и антитеза – данный прием Пушкин использует, когда говорит о планах на жизнь и о смерти. Также присутствует анафора – в начале шестой и седьмой строчки упоминается слово «давно».
Источник
Делая анализ стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора», нужно учитывать, что произведение является незавершенным. Считается, что Александр Сергеевич хранил его в личных архивах, ведь впервые оно было издано только после смерти поэта. Существует несколько версий, кому автор хотел посвятить произведение — приятелям или супруге.
Стихотворение было написано в 1834 году, когда Александр Сергеевич переживал непростой период. Большинство литературных критиков склоняются к мысли, что произведение адресовано жене поэта — Наталье. Другие делают анализ стихотворения как посвященного друзьям.
В первой строчке описано состояние поэта: «покоя сердце просит». Беспокоило Александра Сергеевича желание вернуться в родное село Михайловское, покинуть шумный Петербург и сбежать вместе с женой. Николай I не отпускал молодого человека, его просьбы об отставке игнорировались.
Ощущение безысходности одолевали поэта, и он обратился к жене в стихотворении. О том, разделяла ли супруга переживания молодого человека и хотела ли она променять комфортную жизнь в Петербурге на скромный дом в тихой деревушке, читателю остается догадываться.
Стихотворение относится к философской лирике, в этом жанре написана большая часть произведений Пушкина. Часто она переплетается с пейзажной лирикой, но в этом стихотворении она отсутствует.
Написание стихотворения не завершено, на последних строках у читателя возникает ощущение, что мысль обрывается. После смерти автора были найдены наброски с продолжением — в них описывается сюжет, в котором главный герой все-таки покидает шумный город и вместе с супругой отправляется в деревню. Там они живут до старости в любви и радости, но это продолжение так и не было опубликовано.
Произведение состоит из двух строф по четыре строки каждая. Размер — шестистопный ямб, рифмовка использована парная, она ритмичная, женские и мужские рифмы чередуются. В основу композиции взята антитеза «жизнь-смерть», задающая произведению философское, задумчивое настроение. Автор использует лингвистический язык — понятный и его современникам, и нынешнему поколению.
Основной темой стихотворения считается тихая жизнь, вдали от городской суеты, о которой мечтает автор. Александр Сергеевич вспоминает время, когда он был под домашним арестом в ссылке в Михайловском. Тогда он сетовал, что остался лишенным свободы, а единственным близким человеком оказалась няня. Теперь же его не покоит мысль о том, чтобы вернуться в то время. Он «замыслил побег», но его старание оказывается напрасным.
Другой темой, затронутой в стихотворении, считается быстротечность человеческой жизни: «Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем». А. С. Пушкин многим современникам казался легкомысленным, ведь в своем творчестве он неоднократно подчеркивал мысль о том, что не боится смерти. В стихе также затрагивается тема неизбежности смерти.
Согласно преданию, поэт знал, что его ожидает скорая смерть во время дуэли — об этом ему рассказала цыганка.
Некоторые исследователи считают, что в стихотворении Пушкин выразил свое отношение к сообщению о собственной гибели. Он кажется спокойным, а смысл строк «Пора, мой друг, пора» становится очевидным уже после смерти великого поэта.
Анализ стихотворения Пушкина раскрывает душевное состояние и настроение поэта в момент написания. Можно прийти к таким выводам:
Делая анализ, важно помнить, что полный смысл можно было бы понять, только если было бы опубликовано продолжение произведения, где описан логический конец размышлений поэта.
В стихотворении использованы средства выразительности, характерные для творчества А. С. Пушкина. Ими являются:
Темы отсутствия счастья в шумном обществе, желания свободы и быстротечности времени актуальны во все времена. Некоторые знакомятся со стихотворением впервые в средних классах, а затем, перечитывая его с возрастом, воспринимают смысл по-новому.
Источник