Какое настроение создает поэт

Какое настроение создает поэт в сказке «Путаница»?

Задания по литературе для 2 класса Какое настроение создает поэт

В стихотворении Чуковского «Путаница» описана странная ситуация, когда разные звери вдруг одновременно стали разговаривать на чужом языке. Зачинщиками путаницы стали кошечки, которые вдруг захрюкали, но их сразу весело поддержали и другие животные.

Это стихотворение представляет собой небылицу, описание заведомо невозможного события. Как небылица стихотворение «Путаница» несомненно создает веселое настроение, потому что трудно удержаться от улыбки читая про то, как закукарекал медведь или про то, чем тушили воду, которая вдруг загорелась, подожженная лисичками.

Настроение этим стихотворением создается озорное и веселое.

Корней Чуковский в стихотворении «Путаница» заставляет читателя улыбаться буквально с первых строк, начиная перечислять как звери все перепутали и начали издавать не те звуки. Это очень веселая история про путаницу, которую создали сами звери и которая закончилась поджогом моря. Несмотря на этот пожар, настроение всего стихотворение очень веселое, задорное. Читая «путаницы» мы смеемся.

Правильным является второй вариант ответа — Бабочка.

Напомню, что в этом смешном стихотворном рассказе Корнея Чуковского, речь идёт о том, как все зверюшки начали говорить не на своём языке. Котята начали хрюкать, утята заквакали, а воробей замычал.

А затем, вообще начало творится непонятное и лисички, вообще море синее зажгли. Да зажгли так, что его не мог потушить ни кит, ни крокодил, ни два курчонка, ни два ерша. И только бабочка смогла его потушить, помахав крылышками.

Созвучия на концах стихотворных строчек называются рифмами и именно их нам предстоит найти выполняя это задание.

Стихотворение Чуковского «Радость» небольшое, но автор разбил его строчки пополам, поэтому рифмы находим через одну строку.

В первых четырех строчках это созвучия Розы-Березы.

Во вторых — осины-апельсины

В третьих — град-виноград.

А вот далее автор начинает рифмовать строки подряд, то есть ритм стихотворения ускоряется. появляются пары созвучий: Полями/Соловьями, Земли/Потекли, Павами/Кудрявыми, И та/моста.

Далее идет рифма Мною/Рекою и Река/Дуга.

Завершает стихотворение автор созвучием Облаках/коньках.

А вот что можно придумать самому: Розы-Козы-Грозы, Осины-Лесины-Сосины, Град-Не рад-Отряд.

В школьной библиотеке есть очень много книг Корнея Чуковсокго. Например книга «Федорино горе».

В этой книге рассказывается о бабе Федоре, которая не любила поддерживать в доме чистоту и до того довела посуду и прочие предметы быта, что они не выдержали и убежали от Федоры. От неряхи убежали все — и чайник и самовар, тарелки и чашки, утюги и блюдца.

Федора долго бежала за посудой, умоляя ее вернуться, но посуда упрямо шла вперед и только в болоте остановилась. Многие захотели вернуться к Федоре, а тут и она сама появилась и стала обещать, что будет чистить и мыть посуду.

Федора исправилась и теперь в ее доме всегда было чисто.

Это очень интересная книга, в которой говорится о том, что нехорошо быть грязнулей.

Сказка «Путаница» Корнея Чуковского по своему жанру конечно же относится к небылицам, ведь в ней описаны не просто сказочные события, в ней описано то, что невозможно в принципе. Самые обычные звери, кошки, утята, свиньи, медведь и прочие, вдруг начинают вести себя совершенно необычным образом. Тот же самый медведь вдруг начинает кричать петухом, а котята начинают хрюкать.

Только заяц пытается урезонить разбушевавшихся зверей.

Дальше происходят еще боле странные события. Лисички поджигают синее море. Это событие несомненно следует отнести к небывальщине. Зато пожар на море наконец образумил зверей, они бросились тушить море, а потом каждый занялся своим привычным делом.

Это сказка конечно относится к жанру Небылиц.

В начале сказки Корней Чуковский явно осуждает главную героиню, то есть собственно Федору. Он описывает картины запустения и полного хаоса в её жилище.

Того же мнения придерживаются и все другие предметы домашнего обихода, такие как мебель, кухонная утварь и так далее..

Исповедь медного таза вовсе внушает ужас и негативное отношение к Федоре, из-за того, что всё облито помоями и вокруг кишат тараканы.

Но после того, как Федора горько зарыдала и расскаялась, отношение посуды и мебели к ней изменилось, как и самого автора сказки.

Домашние вещи верят Федоре и возвращаются в дом.Федора отныне будет аккуратной и заботливой по отношению к посуде и мебели.

Все улыбаются, у особо чувствительных наворачивается слеза..Занавес, господа..

Источник

Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 73 (Школа России)

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.
  • Год: 2021.
  • Серия: Школа России.
  • Издательство: Просвещение.

Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 73 странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 1, 2, 3 и 4.

Читайте также:  Изложение что такое радость

Учебник 1 часть — Страница 73.

Ответы 2021 года.

С. Есенин
***
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.

С чем сравнивает поэт золотую листву?

С. Есенин сравнивает золотую листву со стаей бабочек.

Как выглядит пруд, окружённый осенними деревьями? Почему вода в пруду розовая?

Кажется, что вода в пруду розовая. Это происходит из-за того, что на воду попадают лучи солнца и отражаются в воде жёлто-красные листья. Розовый оттенок вода в пруду может приобретать по той причине, что поэт описывает события, которые происходят в вечернее время.

Какое настроение создаёт это стихотворение? Передай его при чтении.

Это стихотворение создаёт настроение восхищения увядающей природой.

Придумай свой рассказ или сочини маленькое стихотворение на тему «Осень». Помощь ты найдёшь в «Рабочей тетради».

Улетают птицы с севера на юг,
Заберут с собою всё тепло вокруг.
Листья опадают, вся земля сыра.
Все мы это знаем: осень к нам пришла.

Источник

Конспект урока литературы «Поэтическое изображение Родины в стихотворении Сергея Есенина «Я покинул родимый дом…»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Урок литературы в 5А классе по теме:

«Поэтическое изображение Родины в стихотворении С.Есенина «Я покинул родимый дом…»

русского языка и литературы

Дата: 12.02.2021 год

Тема: «Поэтическое изображение Родины в стихотворении С.Есенина «Я покинул родимый дом…»

— познакомить обучающихся с творчеством талантливого русского поэта Сергея Александровича Есенина;

— развивать умение лингвистического анализа стихотворного текста;

— повторить изобразительно-выразительные средства языка, развивать умение находить средства художественной выразительности;

— прививать чувство любви к малой родине, родному дому, родителям.

1. Проектор, мультимедийная презентация «Я покинул родимый дом…»,

2. Портрет С.А.Есенина,

3. Иллюстрации «Березы», «Клен», «Комната в доме С.Есенина»,

5. Корзина, цветы,

8. Учебник литературы

1. Организационный момент

3. Слово учителя

4. Обращение к портрету Сергея Есенина

5. Тема, цели (формулируем вместе с детьми)

6. Прослушивание аудиозаписи стихотворения

7. Анализ поэтического текста

8. Итоги урока. Вывод

10. Домашнее задание

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый Ваш класс,

И для меня уже награда –

Улыбка Ваших милых глаз.

Я знаю, каждый в классе – гений,

Но без труда талант не впрок,

Нас ждут открытья и свершенья –

Мы вместе сотворим урок.

3. Слово учителя

Сегодня у нас с вами необычный урок, мы вместе с вами совершим путешествие в необычайно красивый. но полный тайн и загадок, мир поэзии. а поможет нам в этом великий русский поэт СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

4. Обращение к портрету

Слайд 1.

— Когда мы смотрим на лицо поэта, что больше всего привлекает наше внимание?

(Вьющиеся золотистые волосы)

(Глаза, мечтательный и чистый, чуть грустный взгляд)

Сергей Есенин будто бы хочет прочитать нам свои стихотворения, вступить с нами в диалог, распахнуть перед нами свою ранимую душу.

На уроках литературы вы уже имели возможность видеть портреты русских и зарубежных писателей.

Скажите, чем этот портрет от них отличается?

(Сергей Есенин изображен на фоне природы)

— Как вы думаете, почему художник изобразил поэта на фоне реки, деревьев?

(Есенин родился и жил в деревне)

(Есенин писал стихи о природе, о родном доме, о Родине, о России)

«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине»,- писал Сергей Есенин. И мы с вами сегодня попробуем разобраться, что Есенин вкладывал в понятие «родина».

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

5.Тема, цели урока

Слайд 2

.

Тема урока нам уже известна, давайте вместе с вами сформулируем цели урока. Итак,

О ЧЕМ НАМ ПРЕДСТОИТ УЗНАТЬ?

(Узнаем о том, как жил Есенин)

(Узнаем о том, какой была Родина в представлении С.Есенина)

Слайд 3.

Итак, нам предстоит

УЗНАТЬ: поэтические особенности изображения родины, родной природы в лирике Сергея Есенина;

— А чему мы должны научиться?

(находить слова, которые помогают поэту создавать красивый образ)

Итак, нам предстоит

производить анализ поэтического текста, выявлять средства выразительности.

— Каковы истоки таланта Сергея Есенина? Может быть его предки тоже писали стихи? Нет.

Сергей Есенин родился в 1895 году в селе Константиново на рязанской земле в простой крестьянской семье. В семье все относились друг к другу с большой теплотой и нежностью. Он покинул дом в 1912 году, а через 6 лет – в 1918 году – появилось на свет красивейшее стихотворение «Я покинул родимый дом…».

6. Прослушивание аудиозаписи.

Мы с вами вместе послушаем это стихотворение, а прочитает его мастер художественного слова, актер Сергей Безруков, который в фильме сыграл роль Сергея Есенина.

7. Анализ стихотворения

Каким настроение пронизано стихотворение?

Какие чувства оно навевает?

(грусть, печаль, тоска)

Читайте также:  Стрельба помогает снять стресс

Какие картины вы представляли, когда слушали стихотворение?

(Отец, весна, цветение яблонь, мать, природа, луна)

— Какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?

(он тосковал, он скучал по дому, ему было очень одиноко)

Какова тема стихотворения?

(Родной дом, Родина, родители)

Какова основная мысль стихотворения?

(Родина — это единственное место, где тебя ВСЕГДА любят и ждут).

— Действительно, стихотворение очень грустное, напевное, протяжное. Оно вам очень понравилось, ведь когда вы слушали его, в классе была тишина. Почему же оно так завораживает нас, читателей, на протяжении почти СТА лет, почему хочется слушать и слушать его?

Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить, мы попытаемся разобраться в таинственности и загадочности этого стихотворения, в его притягательности.

Работая с текстом, будем ВНИМАТЕЛЬНЫ, чтобы не пропустить ни одной важной детали, ни одного СЛОВА.

— …. прочитай выразительно первую строфу (четверостишие).

(Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

— Молодец, прочитал очень выразительно.

— Что мы узнаем о ЛИРИЧЕСКОМ ГЕРОЕ из первых двух строк?

(Лирический герой уехал из дома)

— Слова ПОКИНУЛ и ОСТАВИЛ.

Как называются слова сходные по смыслу, но разные по звучанию?

(Слова разные по звучанию, но сходные по смыслу называются СИНОНИМАМИ).

-Верно. Почему автор использует синонимы ПОКИНУЛ и ОСТАВИЛ в первых строках стихотворения?

(Он использует синонимы, чтобы не повторяться)

(Лирический герой старается выразить всю горечь своего расставания с домом).

Совершенно верно. Автор подчеркивает грусть героя, используя синонимы. Использование синонимов делает нашу речь красивой, богатой, яркой.

-Обратите внимание. Почему Есенин использует слово РОДИМЫЙ, а не более привычное родной. В чем разница между этими словами?

— Прилагательное «родной» использует все люди, но оно не несет дополнительного смысла, а РОДИМЫЙ – отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется чаще всего в разговорной речи. Есенин как будто беседует со своими читателями, рассказывает о самом сокровенном, дорогом его сердцу.

— А как вы думаете, почему лирический герой говорит, что он «оставил Русь», он ведь из России никуда не уезжал?

(Он был в России, но не дома)

-Есенин имеет в виду, что прежняя Русь, которую он знал и любил с детства, никогда не вернется, ведь он вырос, и далеко от дома.

РУСЬ – это древняя русская земля.

— Почему поэт называет Русь ГОЛУБОЙ? Какой образ возникает благодаря этому слову?

(образ голубого неба над просторами полей)

-Как называется такое изобразительно-выразительное средство языка?

Эпитет – художественное, красочное определение предмета.

— Ребята, давайте вместе с вами найдем и запишем еще несколько эпитетов.

!!К доске (Старый клен, старая мать, тихая вода)

— Что мы представляем, когда читаем следующие строки?

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

(Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами)

Грусть матери теплится, как лампада, как свеча, на которую похожи три звезды над прудом.

Перед нами еще одно художественное средство выразительности языка.

— перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.

— Мы с вами представляем березовую рощицу, над которой горят звездочки, как свечи, как тепло материнских глаз, как слезинки, которые блестят на щеках матери, давно не видевшей сына.

Прочитаем первые 2 строки 2 четверостишия.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Какой художественный прием помогает Есенину создать очень необычный образ? Какая картина возникает перед вами?

(Ночь, тишина, луна в воде)

— Яркая, праздничная метафора: отражение луны в воде пруда предстает перед нами в образе ЗОЛОТОЙ ЛЯГУШКИ, может быть даже ЦАРЕВНЫ-лягушки, которая словно спит на поверхности воды.

— А как вы понимаете слово РАСПЛАСТАЛАСЬ?

(Упала, плоско отражается в воде).

— А почему Сергей Есенин не написал просто — ЛУНА ОТРАЖАЕТСЯ В РЕКЕ? Почему создает перед нами такой необычный образ?

(Он был необыкновенным человеком, умел видеть красивое и необычное в простых вещах и хотел свое восхищение природой передать и нам)

Интересно, но этот образ ЗОЛОТОЙ ЛЯГУШКИ возникает в творчестве поэта очень часто. Он связан с воспоминаниями детства. Еще мальчиком Сергей Есенин помогал отцу ночью пасти лошадей, и он боялся, что лошади, войдя в реку, выпьют ЛУНУ.

— А почему вода названа ТИХОЙ?

(Она спокойная, неподвижная, нет ветра, природа спит)

Какое средство художественной выразительности мы наблюдаем?

А следующие 2 строчки – это вообще что-то волшебное…

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

— Какие ассоциации у вас возникают, какой образ возникает, когда мы читаем это строки?

(Цветение яблонь, весна, седой отец ждет сына домой)

— С чем сравнивает лирический герой седину в бороде отца?

(С яблоневым цветом)

— Итак, перед нами еще один великолепный прием, который помогает понять необычность дара Есенина-поэта, художника слова. Как называется прием, в котором используется сопоставление одного предмета с другим?

Читайте также:  Ярко передать эмоции героя синтаксическое средство

Седина, слово яблонный цвет

Обратите внимание, ребята, какие звуки использует поэт, создавая настроение грусти, тоски. Во 2 строфе – всего 3 звука [р] и 1 [к]. Зато сонорные (звучные) согласные [л] и [л’] – 9 раз, [н] – 5 раз.

Обилие сонорных согласных и гласных придает стиху протяжность, спокойствие, напевность.

Но спокойствие вдруг прерывается, мы слышим восклицание!

1 строка 3 четверостишия

Я не скоро, не скоро вернусь!

— Как вы думаете, почему лирический герой дважды повторяет слова НЕ СКОРО, НЕ СКОРО?

(Хочет подчеркнуть, что еще долго ему тосковать вдали от родного дома)

— Совершенно верно. Есенин подчеркивает это с помощью еще одного приема – ЛЕКСИЧЕСКОГО ПОВТОРА.

— На какое время года указывает лирический герой в первых 2 строфах? Докажите свою точку зрения.

(Думаю, что в природе царит весна, а возможно начинается лето)

(Яблони цветут, голубое небо)

— Совершенно верно. Царит весна, но почему тогда вдруг в 2 строке 3 четверостишия –

Долго петь и звенеть пурге…

— Почему поэт создает перед нами образ пурги, как вы думаете?

(Хочет рассказать обо всех временах года)

— Давайте подберем эпитеты к слову ПУРГА

(колючая, злая, холодная, бешеная)

Пурга – это метель, вьюга, холодный снег, во время пурги тяжело открыть глаза.

Еще раз обратимся к дате написания стихотворения.

1918 год… Россия переживает тяжелые времена. Первая мировая война – тысячи убитых и раненых, две революции – Февральская и Октябрьская, смена власти, гражданская война. Кровопролитье, волнения, буря в сердцах людей… Эти события, как пурга, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением.

— Пурга поет и звенит… Какой художественный прием помогает нам не просто представить картину, но и УСЛЫШАТЬ ее?

— наделение неодушевленных предметов и явлений признаками и свойствами человека.

Пурга… Но поэт верит в то, что его ГОЛУБАЯ РУСЬ находится под охраной удивительных сил…

— Кто охраняет его родную землю, страну его детства?

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге,

— От кого или от чего нужно охранять Русь?

(от врага, от самих себя, традиции деревни, детство)

Каждое дерево в народной поэзии олицетворяет какого-то человека. Дуб и тополь – сильные, храбрые мужчины, русские былинные богатыри; березка – чистая молодая девушка, красивая, добрая; рябина – замужняя женщина, терпеливая, тонкая; ива – грустная, несчастливая женщина.

А каким вы представляете себе СТАРЫЙ клен?

(Стойкий, смелый, видевший много, переживший не одну зиму, привыкший к лишениям)

Старый клен предстает перед нами одноногим сторожем, охраняющим старинные традиции и атмосферу русской деревни.

КЛЕН СТЕРЕЖЕТ – олицетворение.

БЕРЕЗНЯК ТЕПЛИТ — олицетворение

Какой эпитет очень часто употребляется со словом КЛЕН?

— Мы знаем, что Есенин и сам был кудрявым, с волосами пшеничного цвета, цвета хлебных колосьев.

И клен мы видим не зеленым, а в какое время года?

— Как вы думаете, о каком дожде листьев говорит поэт?

(листопад) – и снова мы видим МЕТАФОРУ – дождь из листьев.

Тот, кого стережет желтый клен, целует опадающие листья и радуется, вспоминая поэта.

— Кто может видеть кудрявую голову юноши даже в листве осеннего клена?

(Наверное, мать, которая много лет назад гладила кудри сына, такие же непослушные и веселые, как листья клена)

И вновь перед нами ОБРАЗ МАТЕРИ, но не четкий, а словно бы растворенный в природе, который, как лампада, как свеча, горит в душе поэта.

— Что является воплощением Родины у Есенина?

(Мать и отец, клен, березки, яблоневый цвет, пруд)

— Человек и природа – одно целое, природа чувствует настроение человека, она и грустит, и радуется вместе с ним. Березки и луна ждут маленького мальчика в гости, они хотят пригласить его в страну детства.

— Какие чувства испытывал поэт в момент написания стихотворения?

(грусть, тоска по Родине, по детству)

Это грусть, но она не мрачная, она светлая. Есенин верит в то, что его Россия, его Русь не потеряет свою красоту, одухотворенность; она выстоит, она будет гордо держать голову, как старый сторож-клен, что бы не пришлось пережить. И мы видим, что нашу страну невозможно сломить, сила России в красоте ее озер, рек, лесов, и самое главное – в России живут честные, сильные, стойкие люди, способные любить.

9. Домашнее задание

Стихотворение «Я покинул родимый дом…» выучить наизусть

— Что нового узнали на уроке?

— Что на уроке запомнилось больше всего?

— О чем заставил задуматься сегодняшний урок?

Вы можете оценить свою работу на уроке.

Если вы довольны своей работой, были внимательны, активны – поставьте в корзиночку КРАСНЫЙ цветок, если не совсем довольны – ГОЛУБОЙ.

Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо! До свидания!

Источник

Оцените статью