Матрешка — как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста
Cветлана Ивкова
Матрешка — как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста
ФГОС в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область,сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об окружающем мире.
Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития. В этой связи немаловажную роль в воспитании и развитии детей раннего возраста мы отводим народной игрушке. Которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития.
Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление.
С этой целью работа с воспитанниками нашей группы проводилась по основным образовательным направлениям ФГОС.
Познавательное направление
С целью приобщения детей к русской культуре через знакомство с предметами народно – прикладного искусства – матрешкой, развития сенсорных эталонов, развития мелкой моторики, познавательной активностис детьми проводилась работа:
Рассматривание иллюстраций «Русские матрешки», игрушек – матрешек.
Создали в группе мини-музей.
Изготовили дидактические игры: «Собери матрешку», «Подбери матрешке сарафанчик», «Домик для матрешки», «Большая – маленькая», «Укрась сарафанчик», «Найди матрешке пару».
Игры с элементами- экспериментирования:
Игры с тестом «Вылепили матрешку»,
Игры с красками «Украсим матрешке сарафанчик»,
Игры с крупой «Соберем матрешку».
Соберем для матрешки бусы
Игры со строительным материалом: «Матрёшки ходят в гости», «Домик для матрёшки», «Лесенка для большой матрешки», «Дорожка для матрёшки», «Мебель для матрёшек» и т. д.
Речевое развитие
В проводимых играх развивали словарный запас детей, ориентируясь на слова «большая», «маленькая», «поменьше», «побольше», «открой», «закрой».
Слушали и совместно с педагогом рассказывали потешки и стихи о матрешках.
Проводили игры на развитие мелкой моторики: «Игры с крышечками», «Пальчиковый театр матрешек», «Игры со шнуровками –матрешками».
Социально – коммуникативное развитие
Вызывая у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке, и воспитывая бережное отношение,и заботу о ней провели:
С. И. «В гостях у матрешки», «Напои матрешку чаем», «Уложим матрешку спать», «Пригласим матрешку танцевать», «Поиграем в прятки с матрешкой», Хороводная игра «Каравай».
Художественно – эстетическое развитие
Показ театра матрёшек по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка».
Музыкальное развлечение «В гостях у матрешки»
Показ русских народных сказок «Репка», «Курочка ряба» изготовленных в виде матрешек.
Вместе с мамой изготовили «Варежковый театр матрешки».
На руку одели куколку — матрешку
Заплясали быстро детские ладошки
Милая матрешка всех гостей встречает
И свою головку низко наклоняет.
Спрятали за спину милую матрешку.
В прятки поиграют вместе с нами крошки
Глазки закрывает милая матрешка.
Быстро засыпают маленькие крошки.
Физическое развитие
Подвижные игры: «Прячем матрёшку», «Бегите к матрёшке», «Шли матрешки по дорожке», «Матрешка в гостях у ребят»,
«Звонкие погремушки», «У матрешки – теплые ладошки».
Физкультурный досуг «В гостях у матрешки»
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Исследование материалов для строительства дома (солома, кирпич, прутики) на основе сказки «Три поросенка» воспитатель Садилова Валентина.
Статья «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста». Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Развитие исследовательских способностей ребенка — одна из важнейших задач современного образования.
Источник
Матрёшка в жизни ребёнка
Олеся Архипова
Матрёшка в жизни ребёнка
«Кто не знает своего прошлого —
тот не имеет будущего»
Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления.Для этого необходимо вернуться к нравственным традициям воспитания детей: стремление к добру и красоте, справедливости и правды. Ведь ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде, в каких условиях живет, какое получает воспитание. Для этого взрослым надо показывать красоту природы, слушать духовную музыку, читать художественные литературные произведения, знакомить с декоративно- прикладным искусством. Поэтому родители должны стать примером для малышей, делать добро самим и направлять детей на такие же проявления, как вежливость, сострадание, милосердие. Воспитывать духовные ценности надо с первого года жизни. Дети познают все через игру и игрушки.
Матрешка – старинная русская забава. Она является интересной развивающей игрушкой для малыша. Игра – это основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрешка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрешка, несмотря на свою простоту, помогает развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. Очень маленькие дети могут только раскладывать и складывать матрешку, таким образом ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое. Простое складывание и раскладывание в дальнейшем усложняем – мы начинаем сравнивать. Берем двухместную матрешку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Ребенок учится таким понятиям, как большая — маленькая матрешка. На примере с матрешкой ребенок учится распознавать другие большие и маленькие предметы. Научившись складывать и раскладывать матрешку, определять большая или маленькая матрешка, можно акцентировать внимание ребенка на том, во что она одета. Мы рассматриваем, какого цвета платок, платье у матрешки. Таким образом, матрешка помогает нам изучить цвета.
Уникальным свойством матрешек является возможность развития сюжетной линии. На форме матрешки может быть изображены персонажи из сказок. Например, из сказки «Колобок» и «Репка». Такие матрешки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка. Собирая матрешку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание и упорство.
Взрослые создают условия знакомства детей с народной игрой и игрушкой.
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера и интеллекта.
Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Какова же она, настоящая русская матрешка?
Классическая русская матрешка состоит из пяти или семи кукол, самая маленькая из которых является ребенком. Сделана русская сувенирная матрешка из дуба или ольхи, покрыта известковым раствором, предотвращающим рассыхание, и лаком. Расписывают матрешек гуашью либо не расписывают вообще, а выжигают рисунок, да так искусно, что на первый взгляд и не поймешь, что краски на матрешке нет.
Наряд у русской матрешки может быть самым разнообразным, но, как правило, присутствует расписной платок или кокошник и цветочный орнамент. В руках у матрешки может быть корзина с ягодами-грибами, ведро с водой, серп. Можно встретить матрешку-невесту и даже матрешку-жениха, матрешку-девушку на выданье и матрешку – зрелую женщину. Иногда художник «одевает» матрешку в зимний наряд – полушубок, теплый платок и даже валенки. По росписи можно узнать место рождения матрешки
ПОЧЕМУ КУКЛУ НАЗВАЛИ «МАТРЕШКОЙ«?
Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона,среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся.
То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной»
Художественное слово в жизни ребёнка Тема: «Художественное слово в жизни ребёнка» «Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно и старайтесь что бы они…. Больше.
Консультация «Игра в жизни ребёнка» Игра в жизни ребёнка Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Если спросить ребенка находящегося один на один с собой : «Чем.
Конспект НОД «Раз матрёшка, два матрёшка» Программное содержание: Знакомить детей с народной игрушкой матрешка. Задачи: Образовательные: Знакомить детей с декоративно-прикладным.
Консультация для родителей «Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка» Консультация для родителей. Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка. «Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего».
Лепка в жизни ребёнка Чем можно занять ребенка дома? Как развить его способности? Как найти занятие, которое придется по душе и взрослому и его маленькому чаду.
Правила дорожного движения в жизни ребёнка 1 слайд. Правила дорожного движения в жизни ребёнка 2 слайд. Дети дошкольного возраста– это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним.
Роль игры в жизни ребёнка Ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного возраста выступает игра. С помощью игры ребенок учится познавать себя, мир и учится.
Роль природы в жизни маленького ребёнка Роль природы в жизни маленького ребёнка неоценима, но сам ребёнок постигать природу не может. С ним надо работать, его надо направлять.
Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка Сюжетно — ролевая игра в жизни ребёнка. Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность?.
Значение ритмики в жизни ребёнка Тема моего выступления: «Значение ритмики в жизни дошкольника» Слайд 2 1. Характеристика ритмики, как вида музыкальной исполнительной.
Источник