Личность и искусство. Животворящий свет Айвазовского: красота его души и полотен
Наконец-то у меня дошли руки написать о своем наилюбимейшем живописце Иване Константиновиче Айвазовском.
Мне совершенно не хочется переписывать тома его биографий и искусствоведческих трудов, читать которые невероятно скучно и утомительно. В моей публикации речь пойдет о свете в совершенно не искусствоведческом его понимании. Я постараюсь в самых простых и доходчивых выражениях написать, что же достойного и замечательного нахожу я в этом человеке не только, как в талантливом художнике, но как в совершенно особенной личности, достойной величайшего уважения!
На могильной плите Айвазовского написано: «Рожденный смертным — оставил по себе бессмертную память».
Бесспорно, это так!
Многие наверняка знают из биографии художника, что родился Ованес Айвазян в семье бедного армянского купца, вскорости и совсем обнищавшего. Мальчик рано узнал нужду. И эти детские скорби повлияли на него очень правильно. Ведь бывает и так, что, настрадавшись, человек ожесточается сердцем и потом всю жизнь стремится лишь к одному — взять реванш у жизни. Порой перешагивая через головы других.
Когда я училась в ВУЗе, мне пришлось писать реферат о Рембрандте. Как -то так сложилось, что я прочитала тогда очень большую художественную книгу о жизни этого известного живописца. и невзлюбила его на всю жизнь! Эта личность вызывает у меня чувство глубочайшего отвращения. Об этом я тут же сообщила моей преподавательнице мировой художественной культуры. Она расспросила меня подробнее и. вывела жирную пятерку. Я добросовестно изложила ей свои впечатления, подкрепляя их фактами из прочитанной книги.
Тема была «Библейские сюжеты в творчестве Рембрандта». И вот на примере картины «Возвращение блудного сына» я рассказала, что сам Рембрандт, будучи третьим сыном мельника, вытянул у своего отца не только свою долю наследства, но также еще и часть денег своего брата. А в семье еще была сестра и третий брат, инвалид. А ему так хотелось учиться живописи, он ведь был такой талантливый! И вот гений уезжает в крупный голландский город, женится на богатенькой красотке, вселяется в особняк, окружает себя самыми изысканными и изящными предметами роскоши. Судьба к нему благоволила долго. И жил бы он припеваючи, но жена умирает. И оставляет ревнивое завещание, что, если супруг женится на другой, то все ее богатство должно вернуться обратно в ее семью.
Что же произошло дальше? Этот себялюбивый жадный гордец, конечно же, не хотел расставаться с богатством. И святошей он не был. И на свою беду его полюбила молоденькая экономка. Так сильно полюбила, что провозилась с этим Пер Гюнтом всю жизнь, родила ему детей вне брака, что в то время было чрезвычайно позорно и рискованно.
Так вот, этот негодяй все равно обнищал: родственники жены все время ревниво наблюдали за ним и в конце концов отсудили у него все достояние. Популярность его пошла на спад и в конце концов он оказался в нищей лачуге. Что же он делает в это время? О! Он пишет свои автопортреты! А жена (не венчанная) и сыновья пытаются изо всех сил его прокормить. И этот человек умирает, так за всю жизнь и не приехав ни разу в свой дом, к своим родным! Его родители умерли, так и не повидав своего блудного сына, расточившего не только свое, но и наследство брата! Именно такой человек пишет одну из самых трогательных картин «Возвращение блудного сына».
Вот такой удивительный парадокс! Я называю такие явления «перевертыш».
Тема личности и искусства вечна! Есть разные взгляды на этот счет. Многие пытаются оторвать произведения от автора, придать им значение самодостаточности, как некий универсум, проведенный человеком в наш мир, не важно, каким был этот человек.
Другие же считают, что именно сама личность ложится отпечатком на работы художника или мастера, что, безусловно, важно — каков сам мастер, сотворивший свое произведение. Я отношусь ко второй категории.
Известный русский святитель Игнатий Брянчанинов был сыном пажа, до монашества он был вхож в тот самый цветник русской классической литературы, он лично был знаком с Пушкиным и Далем, сам превосходно писал стихи и прозу, был обласкан императорским домом, на него делали большие ставки, он был восходящей звездой. мало кто знает об этом. И вот в цвете юных лет он оставляет все и уходит в монахи. Будучи человеком, глубоко компетентным в вопросах искусства и литературы, он пишет: «. по образцам порока портится человек, по образцам добродетели исправляется». Святитель Игнатий, как никто другой, категорически утверждает, что дурная личность всегда положит отпечаток на все, что из-под нее выйдет. Так же и благо озарит произведения поистине праведного человека.
Какую же жизнь проживет Ованес Айвазян? Что такого удивительного нахожу я в его судьбе?
Итак, маленький бедный художник рисует углем на стенах домов все, что находит достойным внимания. И это, в свою очередь, привлекает внимание феодосийского архитектора Якова Коха, который сыграл ключевую роль в судьбе Ованеса. Он ввел талантливого ребенка сначала в свою семью, а затем в семью градоначальника. Ованес учился в гимназии вместе с его детьми и был им добрым другом и благодарным подопечным. Благодаря попечению феодосийского градоначальника будущий маринист был принят в Петербургскую академию художеств на казенный счет.
Что показалось мне важным выделить в его судьбе в этот период? Учился молодой художник очень прилежно, он начал стремительно расти в мастерстве и в популярности, его работы были отмечены самим императором. И вот молодой человек получает высочайшую награду: его отправляют учиться за границу, назначив ему приличное содержание. И! Большую часть этих средств Айвазовский отправляет своей матери, поднимающей младших братишек и сестренок. Сам он вел довольно аскетичный образ жизни и старался самостоятельно прокормиться своими руками.
Хочется отметить, что человеком он был чрезвычайно приветливым и приятным в общении. Наверное, отчасти благодаря именно этому у него было так много знакомств: он знал лично литераторов Гоголя, Пушкина и Жуковского, художников Иванова и Брюллова, флотоводцев Лазарева, Корнилова, Нахимова, Истомина и многих многих других знаменитых и безвестных людей того времени. Со всеми он поддерживал хорошие отношения на протяжении жизни.
Айвазовский немало путешествовал: он побывал и в Англии, и в Испании, и в Германии, и в Голландии, и в Италии, и в Португалии, и в Швейцарии, на Ближнем Востоке, в Африке, в Америке. Всего не перечесть. Но всегда он помнил о родной Феодосии, всегда его сердце жило именно там.
И отдельно хочется выделить то, что волнует и восхищает меня больше всего. Айвазовский, будучи успешным и признанным художником, стал настоящим меценатом с большой буквы, и в первую очередь связано это именно с его любимой родиной — Феодосией. Я уже говорила о том, что стипендию свою он отправлял матери и детям ещё во время учёбы. Став зрелым художником, он открыл в Феодосии школу искусств, в которой также имели возможность обучаться талантливые дети из малообеспеченных семей, галерею, библиотеку, концертный зал, реконструировал порт и основал школу живописи.
Он инициировал строительство железной дороги «Феодосия-Джанкой» и вообще активно занимался благоустройством города, способствуя его процветанию. На свои средства построил новое здание Феодосийского музея древностей. Подарил своему городу. водопровод! Внушительно это всё звучит, не правда ли? И это лишь малая толика его деяний.
А ведь меценатство его распространялось не только в пределах малой родины. Так, ежегодно он устраивал благотворительные выставки в различных городах России и за границей — в пользу бедных художников или студентов, нуждающихся семейств погибших воинов, армянских семей, небогатых актёров. В течение жизни Айвазовский устроил более 120 таких выставок.
В завершение, подводя итог, хочется сказать, что я твердо убеждена: у каждого человека в жизни есть высокое предназначение. И никак иначе быть не может! Только это предназначение человек может реализовать, исключительно возжелав его нащупать, почувствовать, обрести! У таких, как Ованес Айвазян, людей очень высокого полета, оно совершенно очевидно для нас, в его жизни как бы видима рука Божия, направлявшая его талант и давшая возможность очень и очень многим людям соприкоснуться с тем благом, что несла в себе личность этого замечательнейшего человека. И благо это настолько многогранно, что всех граней его нам никогда не разглядеть. Но одно для меня совершенно бесспорно! Его картины несут свет божественной любви!
Я никогда не пресыщаюсь ими, могу смотреть и смотреть на них сколько угодно! Его популярность и известность при жизни были вызваны, как я чувствую, не только красотой его полотен, но и тем, что в каждой картине оставалась частичка его бесконечно доброй, тонкочувствующей души, восхищенной миром и Творцом! И именно его душа с ее мировосприятием, с ее любовью к людям и Богу, ко всему видимому и невидимому животворила и продолжает животворить его полотна! В них Свет Божий, трепетно донесенный до нас рукой величайшего художника всех времен и народов! Посмотрите, как прекрасны его картины!
Источник