Какое настроение он подчеркивает применяя этот прием

Какое настроение он подчеркивает применяя этот прием

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Внимательно и медленно еще раз перечитайте стихотворение. Выпишите сравнения, эпитеты, лексические повторы.

Сравнения: будто как я же, изгнанники
Эпитеты: Нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные, с милого севера
Лексические повторы: чужды вам страсти и чужды страдания, Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Найдите ключевые слова, создающие настроение в первой строфе стихотворения. Что общего и в чём различие в значениях слов «странники» и «изгнанники»?

В первой строфе ключевое слово, создающее настроение — «изгнанники».

Странник — странствующий человек, путешественник, не имеющий определённой цели своего путешествия.

Изгнанник — тот, кто находится в изгнании и лишен возможности жить на родине.

Странник и изгнанник покинули родину, но если странник это делает по собственной воле, то изгнанник вынужден это сделать из-за изгнания.

Странники и изгнанники — объединяющим началом является оторванность от родных мест странников и тех, кто находится в изгнании. Однако изгнанничество — состояние вынужденное.

В чём необычность построения предложений во второй строфе? Какую роль играет перечисление существительных и какие оттенки им придают прилагательные?

Вторая строфа – это перечень риторических вопросов. Каждый последующий отвечает на вопрос: «Кто же вас гонит?»

Существительными «зависть», «злоба», «преступление», «клевета» обозначен мир гонителей. Это «безжалостные», «ничтожные», «коварные» люди.

Каково значение слова «тяготит» в стихотворении? В каких выражениях встречается это слово в современной речи? Проиллюстрируйте примерами.

Тяготит 1. обременять своею тяжестью, своим весом; отягощать. 2. перен . быть в тягость кому-либо; обременять. 3. перен . вызывать тягостные чувства, угнетать; мучить нравственно.

В стихотворении значение слова «тяготит» — от чувства вины тяжело на душе.

Примеры: ноша тяготит; обязанности, заботы тяготят; власть, известие, мысль, обещание, размолвка, одиночество тяготит

Какую роль играют в стихотворении эпитеты?

Эпитеты могут усиливать, подчёркивать какие-либо признаки предмета. Вот и в стихотворении «Тучи»: вечные странники, вечно холодные, вечно свободные (тучи). И мы понимаем, что Лермонтов обращает наше внимание на их постоянный признак: холодные – бесстрастные, спокойные, равнодушные и одновременно свободные, ни от кого не зависимые. Нам бы порадоваться за них, но лирическому герою грустно: эпитеты подчеркнули его одиночество и тоску по Родине.

Способны эпитеты и уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество), например: степью лазурною, цепью жемчужною. И перед нами голубое небо бескрайнее, словно степь, и облака, по цвету и форме напоминающие жемчуг, горошины которого соединяются друг с другом, как звенья одной цепи. И становится ясно, что в отличие от поэта, тучи не одиноки.

Еще эпитеты эмоционально подчеркивают наиболее существенные признаки предмета или оценивают его: клевета ядовитая, зависть ли тайная, злоба ль открытая. Эти эпитеты у Лермонтова встречаются в вопросительных предложениях, когда поэт размышляет над причиной перемещения «тучек небесных», предполагая, что и в их жизни может быть зависть, злоба, клевета. Но мы понимаем, что это есть только в мире людей, в мире природы — другие правила и законы.

Эпитеты также могут выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления. Например, с милого севера. Милым мы называем то, что нам близко, дорого, любимо. «Милый север» — это Родина, такая далекая и такая близкая, от воспоминаний о которой щемит в груди и перехватывает дыхание.

Какова роль пунктуации во второй строфе?

Роль пунктуации во второй строфе — усиление выразительности при помощи риторических вопросов. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, которые – попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь. Поэт испытывает чувство, не доступное тучкам: он страдает, его мучают страсти, горечь от чужой зависти, злобы и клеветы. «Или друзей клевета ядовитая?» – горько звучит риторический вопрос в третьей строфе, ещё более усиленный анафорой (повторением союза «или» в начале строки). Не врагов, а друзей – что может быть страшнее?

Какие повторы использует Лермонтов в третьей строфе стихотворения? Какое настроение он подчёркивает, применяя этот приём?

В третьей строфе лермонтов использует лексические повторы.
Им чужды и страсти, и страдания. Не случаен повтор слова «чужды». Тем самым автор подчеркивает, что у них разная судьба: тучки и лирический герой «чужды» друг другу. Тучи не способны страдать, так, как страдает и чувствует лирический герой, у туч нет родины – значит, они вовсе не изгнанники. Не случайно автор наделяет их эпитетами «вечно холодные, вечно свободные». Тучи не могут страдать, они свободны от чувства долга, любви к родине. Только тот, кто глубоко любит родину, может переживать горечь изгнания так, как её переживает поэт.

Читайте также:  Насекомые могут чувствовать боль

Источник

ПАМААААГИИИИТИИИИИИИИ Какие повторы использует Лермонтов в третьей строфе стихотворения?какое настроение он подчеркивает применяя этот приём? в стихотворении тучи

Нет, вам наскучили нивы бесплодные.
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В третьей строфе стихотворения используются повторы «чужды», «вечно», «нет». Они нужны для усиления значения, лучшего эффекта, помогают почувствовать отдаленность туч, их одиночество.

Я в автобусі і ще раз пізніше я в автобусі і ще раз пізніше я в автобусі і ще раз пізніше я в автобусі і ще раз пізніше я в цьому напрямку на всіх уроках англійської та української і зарубіжної педагогіки в мене зараз буде готовий був і є гуртки художньої літератури і літератури в загальноосвітніх і професійних спілок в мене є персиковий не знаю що ви підписались в четвер на нашій сторінці не свистить не можна не згадати скільки коштує в мене зараз англійська німецька мова і мовлення

«Три толстяка» — сказка Юрия Олеши, написанная в 1924 году. В книге рассказывается о революции, поднятой бедняками под предводительством оружейника Просперо и гимнаста Тибула против богачей (толстяков) в выдуманной стране.

Мы поехали с родителями в горы и взяли с собой мою маленькую собачку. Когда мы приехали, пошли прогуливаться по горам. И тут вышли к реке. В кустах на другой стороне что-то зашевелилось. И от туда вышло стадо лошадей. Там было несколько жеребят, а остальные взрослые. Было видно, что лошади дикие. Они увидели мою собачку и двинулись к мосту. По нему перешли реку. Они подбежали к нам настолько близко, что я их смогла погладить. А моя собака, как будто взбесилась! Она стала лаять, вырываться из рук, рычать на лошадей. Они обнюхивали её, ходили вокруг и толкались головами. На время они ушли, но потом, когда мы дальше пошли гулять, они вышли из кустов и весь день потом ходили за нами. Ну конечно же! Им ведь интересно что такое мелкий пёсик! Они возможно видели крупных собак, но таних маленьких, никогда! Для меня этот удивительный случай, запомнился навсегда! Я никогда не думала, что дикие лошади, могут подходить настолько близко к людям!

Источник

Презентация по литературе на тему «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:
Описание слайда:

Лермонтов Михаил Юрьевич
(1814-1841)

Стихотворение «Тучи» создано в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова чувство досады и раздражения. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.

Описание слайда:

Воспоминания В.А. Сологуба

Стихотворение создавалось при следующих обстоятельствах:
«Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники. ». Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочёл его. Когда он закончил, глаза его были влажные от слез. ».

Описание слайда:

Подберите определения к слову «тучи»
Темные, тяжёлые, серые, дождевые, свинцовые, огромные, унылые

Какие ассоциации у вас связаны со словом «тучи»?
Дождь, темно, пасмурно, грустно, скучно, тоскливо

Описание слайда:

Итак, название стихотворения создает у читателя грустное, унылое настроение.
Прочитав название, мы можем предположить, что это стихотворение о природе.

Описание слайда:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Описание слайда:

Анализ 1 катрена (четверостишия)

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Описание слайда:

Определите значение слов
странник
изгнанник
странствующий человек, путешественник, не имеющий определенной цели своего путешествия
человек, который изгнан откуда-нибудь
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Описание слайда:

странничество связано с добровольным выбором образа жизни
Что общего и в чем различие в значениях слов?
странники
изгнанники
Объединяющим началом является.
оторванность от родных мест странников и тех, кто находится в изгнании.
Однако.
изгнанничество — состояние вынужденное, не зависящее от тебя.

Читайте также:  Болит горло чувство тошноты
Описание слайда:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Что значит эпитет «вечные» странники?
Тучки постоянно, всю жизнь в странствиях, в движении, мчатся куда-то по воле ветров…
Что значит мчитесь «лазурной степью»? Что это за степь и почему лазурная?
Лазурный – это цвет небесно-голубой, а небо поэт сравнивает со степью, огромной и бесконечной. Такой прием называется метафорой – скрытым сравнением.
Итак, тучки мчатся по бескрайнему, как степь, небу, и мчатся они «цепью жемчужною»… Как вы поняли эти слова?

Описание слайда:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Итак, тучки мчатся по бескрайнему, как степь, небу, и мчатся они «цепью жемчужною»… Как вы поняли эти слова?
«Цепью жемчужною» — еще одна метафора. Слово «жемчужною» говорит о том, что тучи не грозовые, тяжёлые и тёмные, они лёгкие, белые и маленькие, словно жемчуг. Вереницей своей тучки напоминают нитку жемчуга. Получается вот такой образ: тучки цвета жемчуга плывут одна за другой, словно жемчужины, нанизанные на нитку.

Описание слайда:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Чудесная, практически идиллическая картина нарисована в первой строфе. Лишь одно слово ее нарушает… Какое?
«Изгнанники». Так лирический герой сопоставляет судьбу туч с собственной незавидной участью. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова «будто» сравнивает судьбу тучек со своей. Это сравнение. Смысл этого сравнения заключается в том, что лирический герой нигде не может найти понимания и приюта. Он вынужден скитаться.
Говоря о тучках, как о странниках и изгнанниках, то есть, как о живых существах, как о людях, поэт использует ещё одно изобразительно-выразительное средство. Какое?
Олицетворение.

Описание слайда:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
А откуда и куда мчатся наши тучки-странники?
Тучки мчатся с милого севера, то есть оттуда, где им было хорошо, из родного какого-то места и направляются в южную сторону.
Поэт сравнивает их судьбу со своей, ведь, подобно тучам, он вскоре последует с севера на юг, в чужие края.
Такой прием называется антитезой (противопоставлением). Лирический герой противопоставляет «милый север» (родину) «южной стороне» (чужбине). И он мчится туда так же, как тучки – не по своей воле. Лирический герой – изгнанник, он не может сопротивляться судьбе, он вынужден покориться ей.

Описание слайда:

Анализ 1 катрена (четверостишия)

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Вывод: в первой строфе мы видим четкую параллель жизни лирического героя и тучек, с которыми он сравнивает себя. Они точно так же вынуждены отправиться в неродную сторону, покинув при этом свой дом.

Описание слайда:

Анализ 2 катрена (четверостишия)

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Описание слайда:

В чём необычность построения предложений во второй строфе?
Вторая строфа – это перечень риторических вопросов. Каждый последующий отвечает на вопрос: «Кто же вас гонит?»
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Риторический вопрос – это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.

Описание слайда:

Поэт задается вопросом: кто(что) гонит тучи и лирического героя? И предлагает варианты:
Судьба (стечение обстоятельств)
Зависть (тайная)
Злоба (открытая)
Тяготит преступление
Ядовитая клевета друзей
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Существительными «зависть», «злоба», «преступление», «клевета» обозначен мир гонителей. Это «безжалостные», «ничтожные», «коварные» люди.
Герой в форме риторических вопросов перечисляет те тяготы, с какими сталкивается в жизни человек, то, что стало причиной изгнания.

Описание слайда:

Задумаемся, какая из возможных причин изгнания самая горькая для лирического героя?
Ядовитая клевета друзей.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Вывод по анализу 2 строфы:
Во второй строфе автор задаёт риторические вопросы, на которые так и не смог найти ответы в своей жизни. Он пытается узнать, почему тучки вынуждены покинуть свой родной край и мчаться в неизвестном направлении. Далее же следует перечисление всех тех причин, которые мешали жить автору в его собственной жизни. Зависть, злоба, преступление, клевета – это всё то, с чем пришлось столкнуться самому Михаилу Юрьевичу в своей короткой жизни. И именно из-за этого он вынужден был покинуть родные края и уехать на Кавказ.

Читайте также:  Чувство нехватки воздуха при коронавирусе что делать
Описание слайда:

Анализ 3 катрена (четверостишия)

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Описание слайда:

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Строфа начинается прямым отрицанием: «Нет. » Чего «нет»?
В последней строфе отвергается возникшее вначале сравнение «будто как я же, изгнанники». Нет, жизнь лирического героя не похожа на тучи, и у туч нет причин для изгнания, а у него – есть. Тучи плывут, гонимые ветром, потому что им «наскучили нивы бесплодные».
Нива – большое поле, возделанное и засеянное, целенаправленно обработанное человеком.
Почему нивы бесплодные?
Все плоды (урожай) уже собраны. Тучи плывут дальше, как бы глядя по сторонам, любопытно ища что-то, они плывут просто так. Их никто не изгонял, им просто скучно.

Описание слайда:

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Во 2 строке мы продолжаем наблюдать, что у туч и у лирического героя, оказывается, так мало общего…
Тучам, в отличие от лирического героя, чужды и страсти, и страдания. Они всегда холодны, то есть равнодушны, и всегда свободны.
А почему тучи вечно свободны?
Потому что у них нет родины, а значит, и изгнать их никто не может, потому что неоткуда их выгонять.
Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий, они — «вечно холодные», не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.

Описание слайда:

В чём состоит судьба туч и судьба лирического героя?

Описание слайда:

Какой повтор использует Лермонтов? Какое настроение он подчеркивает, применяя этот прием?
Кроме повторов «чужды», «вечно» и «нет», стихотворение закольцовано словами «изгнанники» и «изгнания». Лирический герой несвободен и подавлен. Тучки — «вечные странники», но не изгнанники, вопреки первоначальному сравнению.
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Описание слайда:

Изгнание для лермонтовского героя — не добровольный уход и не бегство. Это приговор ничтожных «гонителей». Героя преследуют ядовитая «злоба» неназванных «врагов», «дружеский обман» и вообще «люди»: «безжалостные», «ничтожные», «коварные». Лермонтовский герой гоним не только людьми, его изгоняет отечество, которое противостоит ему. А третья строфа – это осознание того, что даже тучи не понимают страдающего и тоскующего лирического героя – в отличие от него, им чужды какие-либо чувства. Финал особенно горек: Михаил Юрьевич говорит о своем одиночестве и невозможности принимать решения за себя.

Описание слайда:

В последней строфе стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Им «чужды… страсти и чужды страдания», они не могут испытать то чувство тоски по родине, которое хорошо знакомо поэту. И хотя теперь лирический герой воспринимает свое изгнание, свое одиночество еще сильнее, он в то же время гордится им. Только имея пылкое сердце, можно чувствовать тоску, только любя, можно страдать. А тучки – «вечно холодные» и «вечно свободные».
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Описание слайда:

Основная мысль стихотворения «Тучи»
Поэт говорит о том, что если лишить человека самого дорогого – родины и свободы, то он потеряет и смысл жизни.
Лирический герой сравнивает себя с тучками, которые постоянно находятся в движении. У них нет родины и нет конечной цели. У них нет смысла жизни.
Вот и в своей жизни странника Михаил Юрьевич перестает видеть какой-то смысл. Ему очень больно от сложившихся так обстоятельств, но он понимает, что не в состоянии что-то изменить.
Лирический герой с завистью смотрит на небо и понимает, что в отличии от него, тучкам нечего терять. Их нигде никто не держит и не ждет. Они свободны и равнодушны ко всему. Они никого не любит, их никто не может предать.
Его же очень держит любовь к родине, друзья и близкие люди, разлука с которыми для него так тяжела и мучительна. Лирический герой в отчаянии от того, что он вынужден быть «изгнанником», он страдает.

Описание слайда:

Домашнее задание
1. Озаглавьте каждую строфу стихо-творения.
2. Объясните, что мучает лирического героя?
3. К какому выводу приходит автор? Похожи ли человек и тучи?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Источник

Оцените статью