Какое нарушение воспитания обусловливает расширение сферы родительских чувств выберите один ответ

Какое нарушение воспитания обусловливает расширение сферы родительских чувств выберите один ответ

Временами случается, что родители, не осознавая того, решают свои психологические (личностные) проблемы за счет ребенка. В этом случае в основе негармоничного воспитания лежит определенная личностная проблема (или потребность) родителя, чаще всего неосознаваемая им, которую он пытается решить за счет воспитания ребенка. В литературе можно встретить описание по крайней мере 8 подобных источников нарушений воспитания:

1) Расширение сферы родительских чувств – обусловливает такие нарушения воспитания как потакание ребёнку в его капризах (так называемая потворствующая гиперпротекция) или полное руководство и управление ребёнком, контроль его жизни в малейших мелочах (специалисты называют такой тип воспитания доминирующая гиперпротекция). Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными по различным причинам: смерть супруга, развод, не удовлетворенность одного из родителей отношениями с супругом. Родитель начинает хотеть, чтобы ребенок стал для него чем-то большим, нежели просто ребенком. Появляется стремление отдать ребенку (чаще противоположного пола) «все чувства, всю любовь», к ребенку предъявляются требования, не соответствующие его возможностям, что в итоге приводит к недовольству ребенком и конфликтам, нарушениям поведения в подростковом возрасте (если ребёнок сопротивляется) или к невротическим расстройствам (если ребёнок держит «всё в себе»).

2) Предпочтение в подростке детских качеств – обусловливает стиль воспитания «потворствующая гиперпротекция». У родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (например, если он имел младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст он воспринимал как несчастье). Рассматривая подростка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.

3) Воспитательная неуверенность родителя – обусловливает потворствующую гиперпротекцию, либо просто пониженный уровень требований к ребенку. Происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у ребенка. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место», которое может быть обусловлено психастеническими чертами личности родителя. В других случаях на формирование этой особенности могли повлиять отношения родителя с его собственными родителями: дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собственным родителям.

4) Фобия утраты ребенка – обусловливает потворствующую или доминирующую гиперпротекцию. Родители испытывают повышенную неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличивают свои представления о «хрупкости», болезненности ребенка. Источники такого отношения – долгое ожидание рождения ребенка, перенесенные им тяжелые заболевания.

5) Неразвитость родительских чувств – может обусловливать такие нарушения воспитания как гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, либо личностные особенности родителя, например, шизоидность.

6) Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств – обусловливает эмоциональное отвержение или жестокое обращение с ребенком. Причиной такого отношения часто бывает то, что родитель как бы видит в ребенке черты характера, которые не хочет признать в самом себе.

7) Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания – может обусловливать противоречивый тип воспитания, который представляет собой сочетание потворствующей гиперпротекции со стороны одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же – склонен жалеть ребенка, идти у него на поводу.

8) Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола (родитель неосознанно поощряет поведение у своего ребёнка, характерное для другого пола) – обусловливает либо потворствующую гиперпротекцию (если ребёнок следует этому желанию родителя), либо эмоциональное отвержение (если ребёнок сопротивляется и не хочет вести себя как лицо противоположного пола).

Чтобы узнать, что мешает вам в воспитании вашего ребёнка, вы можете сделать тест. Правда, чтобы узнать о результатах, вам нужно придти на приём в Кризисную службу.

Роли родителей в отношениях с детьми.

Роль помощника.

2) Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии, отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.

Читайте также:  Что такое акварельное настроение

3) Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях. Положительные эмоции связаны с эмоциональной близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные аффекты, то наблюдается эмоциональная холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.

4) Признание и одобрение со стороны родителей.

5) Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.

Роль товарища.

Роль руководителя.

2) Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.

Вы можете узнать, как поступать (какую роль по отношению к ребёнку играть в данный момент с учетом ситуационных обстоятельств, принципиальности вопроса, эмоционального состояния ребёнка и вашего), выполнив несложный тест. Возможно, потребуется некоторое время для загрузки, т. к. это документ PDF.

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Причины отклонений в семейном воспитании
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика семейных взаимоотношений

Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, чаще низкая педагогическая культура родителей. В этих случаях может помочь разъяснительная работа и разумная терапия. Нередко основную роль играют нарушения в личности самих родителей. При этом особый интерес для специалиста представляют две группы причин:
1) Отклонения характера самих родителей. Отклонения характера и психопатии нередко приводят к нарушениям в воспитании.

При неустойчивой акцентуации характера родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся пониженным уровнем требований к подростку. Эпилептоидная акцентуация родителей чаще других обуславливает жестокий стиль воспитания, доминирование.
Стиль доминирования может обуславливаться либо сензитивным, либо конформным характером родителей. Истероидная акцентуация у родителя обуславливает противоречивый стиль воспитания: демонстративная забота и любовь к подростку при зрителях и эмоциональное отвержение в их отсутствие. В этих случаях необходимо выявить отклонение характера родителей, убедиться, что именно оно играет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании. На осознание родителями взаимосвязи между особенностями своего характера, стилем воспитания и нарушениями в поведении подростка направляется в этом случае основное внимание врача–психотерапевта;
2) Личностные проблемы родителей, решаемые за счет подростка. В этом случае в основе нарушений воспитания лежит какая-то чаще всего неосознанная потребность. Ее-то родитель и пытается удовлетворить за счет воспитания подростка. В этом случае объяснение родителю неправильности его поведения и уговоры изменить стиль воспитания оказываются безрезультатными. Перед врачом-психо-терапевтом встает нелегкая задача выявить личную проблему родителя, помочь ему осознать ее, снять действие защитных механизмов, препятствующих такому осознанию. Именно эти случаи, как показывает практика, представляют особую трудность при диагностике и коррекции. Поэтому описанию таких неосознанных нарушений в воспитании и будет посвящен данный параграф. Излагая наиболее часто встречающиеся случаи, мы опираемся в основном на практический опыт с родителями подростков — пациентов подросткового психиатрического отделения и подростков — делинквентов. Как и в предыдущем параграфе, одновременно с описанием основных случаев будут даны описания шкал опросника АСВ, предназначенные для диагностики.
Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ)
Обуславливаемое нарушение: повышенная протекция (потворствующая или доминирующая). Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда в силу каких–либо причин супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными: супруга нет (умер, в разводе) либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (эмоциональная холодность, несоответствие характеров). Нередко при этом мать, реже отец, сами того не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток, стал для них чем–то большим, нежели просто ребенком. Они хотят, чтобы он удовлетворял хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в ходе супружеских отношений (взаимная исключительная привязанность, частично эротические потребности). Отношения с ребенком, а позднее с подростком, становятся исключительными, важными для родителя. Мать нередко отказывается от повторного замужества. Появляется стремление отдать сыну «все чувства», «всю любовь». В детстве стимулируются эротические отношения к матери (ревность, детская влюбленность). В подростковом возрасте у родителя возникает страх перед нарастающей самостоятельностью подростка, появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции.
Стремление к расширению именно супружеских отношений, как правило, не осознается самой матерью (оно строго табуировано). Это желание проявляется косвенно, в высказываниях о том, что ей никто не нужен, кроме сына, в характерном противопоставлении идеализированных отношений с сыном с неудовлетворяющими отношениями с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они рационализируют ее в виде многочисленных придирок к ним.
Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК)
Обуславливаемое нарушение в воспитании: потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей появляется стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них детские качества (детскую импульсивность, непосредственность, игривость). Для таких родителей подросток все еще «маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие им вообще нравятся больше, что с большими уже не так интересно. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он имел младшего брата или сестру, и на них переместилась любовь родителей. В связи с этим стал воспринимать свой старший возраст как несчастье).
Рассматривая подростка как еще «маленького», родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, стимулируя развитие психического инфантилизма.
Воспитательная неуверенность родителей (шкала ВН)
Обуславливаемое нарушение в воспитании: потворствующая гиперпротекция или пониженный уровень требований. Важное место среди источников нарушений в воспитании занимает и то, что можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этом случае из–за каких–либо психологических особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между подростком и родителем. Родитель идет «на поводу» у подростка, уступает даже в вопросах, в которых, по собственному мнению, уступать нельзя. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к этому родителю подход, нащупать его «слабое место» и использует это, чтобы добиться ситуации «минимум требований — максимум прав». Типичная ситуация в этом случае: бойкий, уверенный в себе подросток, смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с подростком родитель. Один из вариантов «слабого места» связан с психастеничными особенностями родителя. Определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях тех же требовательных, эгоцентричных существ, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного долга», какое испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерная черта высказываний таких родителей — признание массы ошибок, совершенных в воспитании. Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Фобия утраты ребенка (шкала ФУ)

Обуславливаемое нарушение: гиперпротекция (господствующая или доминирующая). «Слабое место» — повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличенное представление о хрупкости ребенка, его болезненности — все это могло развиться в связи с историей рождения ребенка (его долго ждали, обращения к врачам ничего не давали, родили хрупким и болезненным, с большим трудом удалось выходить и т.п.). Другой источник — перенесенные тяжелые заболевания ребенка, особенно, если они были длительными. Отношения родителя к ребенку в этом случае формируется под воздействием накопленного страха утраты ребенка. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому пожеланию подростка и спешить с его выполнением (потворствующая гиперпротекция), других — докучно опекать его (доминирующая гиперпротекция). Типичные высказывания таких родителей отражают их ипохондрическую боязнь за ребенка: они видят у него много болезненных проявлений. У родителей свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья подростка.
Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ)
Обуславливаемые нарушения воспитания: гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение. Воспитание становится адекватным лишь тогда, когда родителем движут достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя». Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречаются у родителей подростков с отклонениями характера. В то же время это явление очень редко осознается, а еще реже признается такими родителями. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с подростком, в плохой переносимости его общества, в поверхностном интересе к его делам. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал родительского тепла. Другой причиной могут быть особенности характера самого родителя, например, шизоидность. Родительские чувства нередко слабее у очень молодых родителей, усиливаются с возрастом (любящие бабушки и дедушки). При достаточно благоприятных условиях жизни семьи НРЧ обуславливает стиль воспитания по типу гипопротекции и особенно — эмоционального отвержения. При трудных, напряженных условиях жизни на подростка часто перекладывается значительная часть родительских обязанностей («повышенная моральная ответственность»), либо к нему возникает раздражительно–враждебное отношение. Типичные высказывания таких родителей содержат жалобы на утомительность родительских обязанностей, сожаление, что эти обязанности отрывают от чего–то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерны эмансипационные устремления.
Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств
(шкала ППСК)

Обуславливаемые нарушения воспитания: эмоциональное отвержение, жестокое воспитание. Причиной такого воспитания подростка нередко является то, что в своем ребенке родитель видит черты, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это может быть агрессивность, склонность к лени, тяга к алкоголю, те или иные сексуальные склонности, чрезмерная тяга к сопротивлению, протесту, несдержанности. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у подростка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком–то другом помогает ему верить, что у него самого этого качества нет. Эти родители много и охотно говорят о своей непримиримости и постоянной борьбе с отрицательными качествами и слабостями подростка, о мерах и наказаниях, которое они в связи с этим применяют. В высказываниях родителей сквозит неверие в сына, нередки инвизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить «истинную», т.е. плохую, причину. Этой причиной чаще всего бывает качество, с которым родитель неосознанно борется.
Вынесение конфликта между супругами
в сферу воспитания (шкала ВК)

Обуславливаемое нарушение воспитания: противоречивый стиль воспитания — соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. Конфликтность во взаимоотношениях с супругами — нередкое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность более открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница в мнениях родителей чаще бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании (по типу доминирующей гиперпротекции), другой же родитель склонен «жалеть» ребенка. Он тяготеет к стилю воспитания по типу потворствующей гиперпротекции. Характерное проявление ВК — выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать подростка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания «строгой стороны». Это связано с тем, что как раз «строгая сторона», как правило, является инициатором обращения к врачу либо психологу.
Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола подростка (шкала предпочтения мужских качеств — ПМК, шкала предпочтения женских качеств — ПЖК)
Обуславливаемые нарушения воспитания: гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Нередко отношение родителя к подростку обуславливается не действительными особенностями подростка, а теми чертами, которые родитель приписывает его полу, т.е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознанное неприятие подростков мужского пола. В этих случаях типичны стереотипные отрицательные высказывания о мужчинах вообще: «Мужчины в основном грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Человек же — и мужчина и женщина — должен стремиться к противоположным качествам: быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах». Пример проявления ПЖК — отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы все его сверстники. В то же время этот отец «без ума» от младшей сестры подростка, видит в ней одни достоинства. Под влиянием ПЖК в данном случае в отношении подростка мужского пола формируется стиль эмоционального отвержения. Возможен и противоположный перекос — с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери подростка, его сестрам. В этом случае по отно-шению к самому подростку формируется стиль потворствующей гиперпротекции.
Правила пользования опросником АСВ
Перед заполнением опросника необходимо создать доверительную атмосферу между психологом и родителем, заинтересовать родителя в правдивости собственных ответов. Каждый опрашиваемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. Проводящий исследование зачитывает инструкцию, убеждается, что опрашиваемые ее правильно поняли. После того как родители приступили к заполнению анкеты, инструктирование и пояснения не допускаются.
На бланке регистрации ответов номера ответов, относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке. Справа от номеров ответов, относящихся к одной шкале, указаны применяемые в данных рекомендациях, сокращенные названия шкал. Справа от сокращенного названия шкал указано диагностическое значение для каждой шкалы. Так, например, ответы на вопросы 1, 21, 41, 61 и 81 относятся к шкале Г + (гиперпротекция), диагностическое значение которой равно 7. Для подсчета баллов по каждой шкале необходимо подсчитать число обведенных в соответствующей строке номеров; если число баллов достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип отклонения в воспитании. Если названия шкал подчеркнуты, как, например, Г +, то к результату необходимо прибавить число баллов по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка и обозначена теми же буквами. Так, для шкалы Г + общее количество баллов подсчитывается с учетом ответов но вопросы 101, 107, 113, 119, 125. Именно оно и сравнивается с 7.
При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к Таблице диагностики типов семейного воспитания для установления типа неправильного семейного воспитания.

Источник

Читайте также:  Чем могут быть вызваны перепады настроения
Оцените статью