Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подхватывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ю́МОР , -а, м. 1. Добродушно-насмешливое отношение к кому-, чему-л., умение представить события, недостатки, слабости и т. п. в комическом виде. (Малый академический словарь, МАС)
Ю́МОР , -а, м. 1. Добродушно-насмешливое отношение к кому-, чему-л., умение представить события, недостатки, слабости и т. п. в комическом виде.
Он был добродушным человеком, обладавшим тонким чувством юмора и разносторонними интересами, охватывающими не только религиозную, но также социальную и политическую жизнь его страны.
Несмотря на возраст, он прекрасно помнил даты, фамилии, события, обладал тонким юмором.
Я считала, что уже выучила язык – говорила спокойно на любые темы, понимала юмор и сама шутила в ответ.
Источник
Чувство юмора называется чувством скорее для удобства. На самом деле эта способность увидеть необычное в обыденном, которая связана с IQ, больше свойственна мужчинам и может превратить ботаника в секс-символа.
Подчас внутреннее состояние не выразить с серьезной интонацией. Почему в какой-то момент вдруг хочется пошутить? Зигмунд Фрейд в работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» писал, что юмор «подавляет развитие аффекта, занимает его место». По мнению психолога, юмор появляется, например, в состоянии огорчения – шутить приятнее, чем расстраиваиться, а отрицательная энергия высвобождается. Сьюзен Краусс Уайтбоурн, доктор философии из Массачусетского университета, также считает, что человек порой шутит не от хорошей жизни, а сталкиваясь с неприятностями. «Люди, которые могут с помощью юмора выйти из сложной ситуации, кажутся более здоровыми в эмоциональном плане», – считает Сьюзен.Однако далеко не всегда поводом для веселья становится больная для нас тема, когда, смеясь, мы пытаемся преобразовать отрицательные эмоции в положительные. Ничуть не реже человек шутит, находясь в хорошем расположении духа, тогда, когда ничто его не тревожит.
Добрый и веселый
Чувство юмора – одно из главных качеств, которое большинство девушек хотят видеть в будущем избраннике. Вспомним Царевну Несмеяну: она собиралась замуж за того, кто ее развеселит. «Способность мужчины рассмешить так важна для многих женщин, потому что свидетельствует и об интеллекте, и об умении общаться, и о том, что человек может посмотреть на ситуацию с разных сторон», – уверена психотерапевт Алена Август. По мнению психологов, наличие у человека чувства юмора почти всегда сопровождают высокие показатели IQ. «Найти смешное – значит оценить, проанализировать окружающую действительность. Чувство юмора – один из высших признаков ума и здоровья личности», – продолжает Алена Август.
Кроме того, остроумие считается проявлением сексуальности. «Не удивительно, что девушкам так нравятся кавээнщики или участники телевизионного проекта Comedy Club, – отмечает психолог. – Несмотря на то что многие звезды популярных юмористических шоу далеко не красавцы. Что свидетельствует: наличие чувства юмора часто компенсирует даже недостатки внешности. Сексуальный мужчина не всегда умеет шутить. Но тот, кто умеет, – всегда сексуален».
Возможно, женщин притягивает к мужчинам то, что у них самих – в дефиците. Психолог Ирина Воронцова подтверждает: по своей природе женщины менее склонны к юмору: «Расшатывать устои этого мира – прерогатива мужчины. Женщина более стабильна. В ее задачи просто не входит обращать внимание на казусы».
Алена Август полагает, что раньше юмор женщин был более мягким и простым, а мужчин – либо грубым, либо интеллектуальным. Сейчас же достаточное количество женщин, готовых смеяться над брутальными шутками, и много мужчин, считающих это дурным тоном. То, что мужской и женский юмор разный, подтверждает и доктор философии Сюзан Краусс Уайтбоурн. По ее мнению, сильному полу свойственна более агрессивная манера шутить. «Когда жизнь преподносит неприятные сюрпризы мужчине, сарказм помогает справиться с ситуацией. А женщине, которая прибегнет к помощи саркастической шутки в трудную минуту, не полегчает», – считает эксперт. Другими словами: после неудачного свидания мужчине полезнее пошутить, а женщине лучше поплакать.
Человек без чувства юмора – не обязательно выглядит букой. Он даже может быть обладателем заразительного смеха. И при этом не уметь шутить.
О чем ты шутишь
«Всех любителей плоских шуток не стоит сразу записывать в дураки, – утверждает Ирина Воронцова. – Тягу к подобному юмору зачастую можно объяснить не умственными, а психологическими проблемами. Так, шутки ниже пояса могут свидетельствовать о неладах в интимной сфере, а черный юмор – о страхе смерти или не до конца изжитых травмах, связанных с потерей близких.
«Для подростков абсолютно нормально повышенное внимание к сексу, они все время шутят на эту тему, – объясняет психотерапевт Алена Август, – но по мере взросления человек учится контролировать себя и дозировать подобный юмор в зависимости от ситуации».
Привести в чувство
Новорожденный младенец начинает улыбаться очень рано, иногда уже спустя пару дней после появления на свет. «Его улыбка – это, конечно, всего лишь показатель физического комфорта. Чувство юмора возникает у ребенка примерно к трем годам, когда он уже отделяет себя от мира», – рассказывает психотерапевт Алена Август.
Научиться шутить, «привести себя в чувство юмора» (как говорил литератор Валентин Домиль) можно в любом возрасте, но быстрее всего эта способность развивается в детстве. «Грамотные родители поддерживают в ребенке любовь к шутке, помогают ему в несмешной на первый взгляд ситуации отыскать частицы веселого», – говорит Алена Август.
«Отсутствие чувства юмора – не патология, – считает психолог Ирина Воронцова. – У таких людей обычно хорошо развито правое полушарие головного мозга, поэтому они, например, отлично ориентируются в пространстве. Из них выходят прекрасные спортсмены или инженеры, способные без труда изобразить любую деталь в трехмерном пространстве».
«Далеко не всегда шутки окружающих кажутся нам смешными – и это нормально, ведь все мы видим мир по-разному. Вспомните, как часто мы определяем «свой» перед нами человек или «чужой» именно по его манере шутить, – отмечает Алена Август. – Такой своего рода тест».
Если люди смеются над одним и тем же, им легче будет понять друг друга и в серьезных вещах.
Надя Логинова
Фото: Fotobank (1)
Источник
Человек способен подмечать в межличностных отношениях комические стороны и эмоционально на них откликаться, сохраняя при этом дружеские отношения. Шутка и юмор способны снизить агрессивность и раздражение. Юмор способен комически изобразить события, сочетать насмешку и сочувствие. Юморе это не «разрушительный смех» и «не смех превосходства» а серьёзное отношение к предмету смеха. Юмор это умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизненных явлениях.
Давайте рассмотрим психологию юмора.
Юмор
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/yumor
Юмор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комические стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире.
Юмор — благосклонное, добродушное, миролюбивое веселье и позитивное отношение к жизни. В юморе ситуация (и участники) показываются с неожиданной, смешной стороны. Обычно в юморе уменьшается все большое — и статус больших людей, и объем и величина происшедших неприятностей, и увеличивается все маленькое…
Юмор позволяет спокойно относиться к человеческим особенностям, помогает пережить страх и горе. Благодаря юмору можно воспринимать мир чуть менее серьезно, а это бывает нужным во многих личных и деловых ситуациях.
Юмор уместен всегда, кроме ситуаций нормативной печали, когда никому не должно быть хорошо и никто не должен радоваться. Здоровый юмор — означает смеяться друг с другом, а не друг над другом.
Виды юмора
• Юмор на ситуацию: ситуация смешная.
• Юмор на себя: я смешной. Приветствуется всеми. Единственная опасность — когда-то на этом можно немного потерять в статусе.
• Юмор на нас: мы смешные. Обычно хорошо, но этот юмор не понимают некоторые вышестоящие руководители.
• Юмор на партнера: ты смешной. Такой юмор опасен и обычно является сильным конфликтогеном.
• Черный юмор.
Достоинства юмора
• Снимает стрессовые состояния, помогает пережить напряжённые моменты жизни.
• Способствует лучшей межличностной коммуникации, развивает сплоченность и атмосферу доверия.
• Помогает преодолевать конфликты, а в некоторых ситуациях препятствует их возникновению.
• Усиливает чувство «мы — команда», повышает мотивацию, способствует более продуктивной работе в коллективе.
• Способствует готовности к изменениям, новациям.
• Формирует лояльные настроения по отношению к организации.
Сила юмора
Актер и режиссер Михаил Чехов в книге «Путь актера» написал следующие строки:
«Юмор дает познания, нужные для искусства, и вносит легкость в творческую работу. Юмор же, направленный на самого себя, избавляет человека от слишком большой самовлюбленности и честолюбия. Он научает ценить вещи в себе и вне себя по их истинному достоинству, а не в зависимости от личных склонностей, симпатий и антипатий человека. Сила юмора заключается еще и в том, что он поднимает человека над тем, что его смешит… Замечательно, что люди, умеющие смеяться, сразу узнают друг друга, понимают друг друга с полслова и часто становятся друзьями.
Актер (и художник вообще), умеющий только серьезно смотреть на жизнь и на себя самого, едва ли сможет быть хорошим или, по крайней мере, интересным художником…»
Гипертим и юмор
Автор — А.П. Егидес. Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»
Юмор у него нередко сальный, грубо сексуальный, типа: «Откуда взять столько женщин на такое количество прокладок?»
Его юмор часто базируется на интонациях, на специфическом кавказском или одесском произношении, а не на ситуации. Этакий одесский юмор. Или же это буффонадный юмор, с явно гротескной ситуацией: торт в лицо, а в ответ подножка.
Для шутовского поведения гипертимов подходят слова «ерничанье», «паясничанье» — просто кривляется человек. Но это не шут из пьес Шекспира, а «шут гороховый», вроде евдокимовского: «Иду из бани. Морда красная. Никого не трогаю».
Бывает, что юмор у него заимствованный, но чаще все же свой, и при этом не смысловой, не глубокий, плоский. Люди смеются его шутке именно в его исполнении. Но на бумаге она уже теряет юмористический смысл. Иногда это все-таки хороший юмор, который веселит и может быть вовсе не безвкусицей.
Это как раз Жванецкий с его «прокладками» и Евдокимов с его «красной мордой».
Шутки в свой адрес гипертимы переносят легко. С них и здесь все слетает как с гуся вода — отряхнулись и пошли. Гипертим легко и отобьется глупой шуткой. Понятно, такой человек тоже не очень заботится о том, заденет ли он товарища своими неуклюжими поддевками.
Чужим шуткам гипертим смеется громко и заразительно, как и своим: скажет что-нибудь и тут же сам расхохочется. Он прирожденный рассказчик, рассказы его иногда смешат, он их запоминает и повторяет, вот и становится штатным юмористом.
На конфликтогены гипертим реагирует тоже конфликтогенами, резко превышая меру. И тут уже возникает Неуправляемый конфликт.
Гипертимы обидчивы, хотя и не злопамятны. Обида проявляется моментально, но они и отходчивы.
Истероид и юмор
Автор — А.П. Егидес. Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»
Истероиды любят юмор, они его с радостью воспринимают, любят посмеяться в ответ на чужую шутку. Шутки они понимают очень хорошо и принимают их, если эти шутки направлены не на них, понимают и комедийный юмор. И смеется истероид вместе со всеми, когда видит что-то смешное в жизни. Смеется заливисто, заражаясь и заразительно. А может и неестественно, манерно, чопорно смеяться — в зависимости от того, где какой смех принят.
Но с юморотворчеством у него плоховато — так, заимствованное все. Остроумных ходов истероид может придумать мало, для этого надо быть шизоидом. Но шутить любит. Он, как и паранойяльный, набирает в запас остроты типа «короче, Склифософский» и швыряется ими направо и налево. В День смеха истероид может придумать несложный розыгрыш типа «пойди за премией в бухгалтерию», а там человека поднимают на смех или искренне не понимают. Шутки у него хорошо сыграны, с модуляциями в голосе, вот и розыгрыши ему удаются, люди верят им.
Юмор истероид направляет чаще на партнера, чем вверх ни на кого, чтобы покрасоваться, чтобы все видели, какой он острослов, не лезет за словом в карман, может ответить шуткой на шутку или первым подсмеивается над кем-то, вызывая на юмористическую дуэль.
Истероид может смешить специально, он знает много анекдотов — нахватал их в разных компаниях, иногда даже записывал впрок, чтобы потом других веселить анекдотами. Он может направить юмор даже на себя, чтобы посмешить публику, он ерничает, но скорее не в целях психозащиты, а просто дурачится, чтобы привлечь внимание, и у него это действительно кривлянье, а не принятие на себя вынужденной роли шута, как чаще бывает у гипертима, шизоида или сензитива. Истероид может быть намеренно неуклюжим, падать, подставляя сам себе ножку.
Шутки в свой адрес он переносит хуже, чем гипертим, но все же лучше, чем паранойяльный. Истероид знает, что необходимо понимать юмор, иметь чувство юмора, и может даже разыграть удовольствие от шутки в свой адрес, но потом в удобный момент отомстит.
Если истероида сделать объектом шутки, он отобьется более изящно, чем гипертим. С того вообще юмор как с гуся вода: он шутит незамысловато и неумно, но без обид.
А вот одна истероидка по имени Клара страшно страдала от того, что каждый дурак, знакомясь с ней, тут же шутил: а как, дескать, у вас с кораллами, кларнетом и Карлом. На занятиях по психотехнике общения ей подсказали идею отвечать, используя другие скороговорки: «Вы, право, со мною так не по-колпаковски обходитесь», «С кораллами все хорошо, а вот курлы уже кончились, остались только мурлы. Вам мурлы завернуть или так донесете?» — и все наладилось.
У истероидов развит интонационный юмор, то есть не фраза юмористическая, а интонация, ироническая вальяжность типа: «Ну конечно, большое вам спасибо, что вы лишь мне на ногу наступили».
Истероидов предупредим: если вы будете соревноваться с шизоидом, то, пожалуй, только раздразните его и он выдаст вам порцию перца, высмеяв по полной программе, поскольку он продуцирует юмор, а вы только цитируете.
Параноик и юмор
Автор — А.П. Егидес. Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»
Да, с юмором у паранойяльного неважно как в плане восприятия, так и в плане юморотворчества. Шутки он, конечно понимает, понимает и комедийный юмор и смеется вместе со всеми, когда что-то смешное в кино или в жизни, — не имбецил все-таки и даже не дебил, хотя и тот смеется со всеми.
Но шутки в свой адрес паранойяльный переносит хуже, чем человек любого другого психотипа, подчас они для него вообще невыносимы. Высмеянный паранойяльный человек все равно что хищник-подранок. Это вам не гипертим, с которого любая шутка как с гуся вода: «У меня вся спина белая, а у тебя она вся сзади» — так незамысловато отобьется гипертим. Паранойяльный обычно не найдется что ответить, воспримет юмор с гневом и злобой или затаится и отмстит. Паранойяльный злопамятен. Так что если вы сострили сегодня и забыли об этом, то он и через два года постарается уволить вас. Если хотите иметь смертельного врага, сочините эпиграмму на паранойяльного человека. Придумать собственную шутку ему почти не под силу. Юморотворчество у паранойяльных непродуктивно. Шутки у него не смешные, грубые. Чаще всего он пользуется заимствованными шутками. Типа «короче, Склифософский. » (такой замусоленный юмористический штамп, когда-то остроумно ввернутый в фильм «Кавказская пленница»). Ну, расскажут анекдот, но это и все. И тем не менее при полной непродуктивности в юморотворчестве паранойяльный высмеивает окружающих, его так и тянет высмеивать — за трусость (в случае обычной осмотрительности); за неуклюжесть: «все дело развалите, как вязанку дров»; за усердие: «заставь дурака богу молиться, тот и лоб расшибет».
Шизоид и юмор
Автор — А.П. Егидес. Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»
У шизоидного человека юмор смысловой, а не буффонадный (чего больше можно ждать от истероида игипертима). Часто, увы, черный. Шизоид не будет говорить своему ребенку, что его «пальцем делали». Это скажет своему ребенку гипертим. Его черный юмор изощреннее: «Вот, оказывается, в сырости-то что заводится. » И это «любя», потому что подразумевается, что, мол, какая ты прелесть. И ведь не откажешь этой фразе, несмотря на ее мрачноватость, в добротности. Или юной милой жене муж говорит: «Поцелуемся перед смертью!» А ведь и в самом деле: не после же смерти. Когда я старался отучить себя от мясоедства, то придумал фразу: «Прихожу домой, открываю холодильник, а там труп курицы, торчит когтистая лапа, на ней остатки недощипанных перьев, кожа — в пупырышках, а на ней синюшные трупные пятна».
Прекрасный пример гуманистического черного юмора (и так бывает) в «Чуде, сотворенном сорокой» Анатоля Франса, Гильом, как обычно, заснул голодный на своей колокольне, продуваемой всеми ветрами, «Ему приснилось, что некая жена совершеннейшей красоты целует его. Но, пожелав вернуть поцелуй и протянув к ней губы, он тут же проглотил двух или трех мокриц, ползавших по его лицу. Их легкое прикосновение и принял за поцелуи его погруженный в дремоту разум».
Часто юмор шизоидов носит обличительный характер. «Богатство священно во всех государствах, в демократических государствах священно только оно» — это опять Анатоль Франс. А в условиях нашей действительности я видоизменил эту фразу: «Богатство священно для всех слоев общества, для российской интеллигенции священно только оно». Не удержусь процитировать и слова великого шизоида Хорхе Луиса Борхеса: «В 1515 году отцу Бартоломе. стало жалко индейцев, изнемогавших от непосильного труда в аду антильских золотых копей, и он предложил императору Карлу Пятому ввозить негров, чтобы в аду антильских золотых копей изнемогали негры».
Юморотворчество шизоида напрямую связано с его нестандартным мышлением. Чтобы увидеть смешное, надо таким мышлением обладать. Шизоид увидит сходство оттопыренных ушей с крыльями и выдаст это в виде оригинальной язвительной шутки.
Я уже писал, что с юмором надо быть осторожнее, в особенности по отношению к паранойяльному и к эпилептоиду. Даю такой совет в первую очередь шизоидным людям, которые могут быть талантливыми сатириками. Следует это учитывать и гипертимным людям, у которых шутки неглубокие, но тоже могут задевать. Если же истероид начнет соревноваться с шизоидом на ниве юмора, то раздразнит его, и тот уж высмеет по полной программе, поскольку шизоид продуцирует юмор, а истероид обычно только цитирует.
Впрочем, иногда шизоид вынужденно принимает на себя роль шута, и тогда ему становится тяжко. Это не гипертим, который «шут, он и есть шут», это все-таки хрупкий, ломкий шизоид. А берет он на себя личину шута поневоле. Кстати, и шуты при дворах королей — того же короля Лира — были именно шизоиды, которые чаше всего умнее королей. Они умничали и язвили, потому что у королей было модно дозволять такую меру свободы слова. Но если шизоиды становятся неуправляемыми, язвят не по статусу, их одергивают. Да и короли одергивали шутов, когда те переходили меру дозволенного.
Эпилептоид и юмор
Автор — А.П. Егидес. Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»
С юмором у эпилептоидов плоховато. То есть им хватает чувства юмора в том самом простом смысле, что, когда кто-то рассказывает что-нибудь смешное, они смеются вместе со всеми, над кинокомедиями Леонида Гайдая, рассказами Зощенко или выступлениями Жванецкого. Но такое чувство юмора есть даже у дебилов. А вот юмор Анатоля Франса, например, для эпилептоидов менее доступен. Но главное, они сами непродуктивны в плане юморотворчества. Могут рассказать свежий (а чаще устаревший) анекдот — и все, то есть юмор у них, как и у паранойяльных, заимствованный. Юмор в свой адрес эпилептоиды воспринимают крайне болезненно, злятся, иногда впадают в ярость, стремятся отомстить. Они менее злопамятны, чем паранойяльные, но все же злопамятны, а насмешка — это самое страшное для эпилептоидного самолюбия.
В ряде публикаций я уже предупреждал, что с юмором надо обращаться осторожнее, но в особенности следует учитывать это по отношению к паранойяльному и к эпилептоиду. Я даю такой совет прежде всего шизоидным людям, которые могут быть талантливыми юморотворцами, и гипертимным людям, у которых юмор неглубокий, но тоже может задевать.
Почему у эпилептоидов трудности с юморотворчеством? Чтобы увидеть смешное, надо обладать нестандартным мышлением (как у шизоида), а у эпилептоидов мышление стандартное. Поэтому и шутят они, используя банальные, «патентованные» остроты типа «У тебя в ушах чернозем», «Тебя пальцем делали». Часто это делается в рамках руководящих замечаний в адрес нижестоящих, в адрес своих и чужих детей.
А шизоид увидит сходство оттопыренных ушей с крыльями и выдаст это в виде оригинальной, но тоже неприятной шутки.
При том, что и у эпилептоида, и у паранойяльного юмор заимствованный, эпилептоид все-таки меньше, чем паранойяльный, склонен высмеивать людей.
Основной закон юмора
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/osnovnoy_zakon_yumora
Основной закон качественного смеха (аникса): создайте у аудитории неожиданность, которая вскоре и резко сменится озарением.
Неожиданность дает напряжение. Резкое озарение дает резкое расслабление и выдох. И если все это на позитивном фоне — звучит освобожденный смех! Или хотя бы улыбнуло.
Осталось дополнительно уточнить детали:
• Как создать Неожиданность? Смотри Эффект неожиданности
• Вскоре — это какое время? Над шуткой, которая «не доходит» достаточно быстро, — не смеются. Время на озарение, чтобы человека «осенило» после созданной у аудитории неожиданности — не более 10 секунд.Смотри Время на озарение
• Озарение — что нужно, что бы оно вспыхнуло? Смотри Эффект озарения
Юмор на партнера
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/yumor_na_partnera
Без юмора жизнь пресна и одноцветна. Юмор прекрасен, но не так уж и безобиден, особенно из уст простого, дикого человека. Юмором можно довести до белого каления, даже не держа на человека зла. То, что хорошо между друзьями и под хорошее настроение, в других случаях создаст грозовое напряжение.
Юмор бывает разным. Есть юмор абстрактный, про жизнь; от него всем будет весело и никому не будет обидно. Есть юмор «на себя». «Я смешной» — допустимо и хорошо, если человек не боится оказаться в роли «шута». Есть юмор — «мы смешные», — между друзьями он хорош почти всегда, начальники и некоторые другие невротизированные люди воспринимают эту разновидность юмора плохо.
Но один из самых распространенных и одновременно самых опасных видов юмора — юмор, направленный на другого: «ты смешной». «А-га-га». Смешно всем, кроме того, над кем смеются. Если же он обижается, его можно ударить еще раз: «Ну ты что, юмора не понимаешь?» Если вам дорого хорошее настроение свое и окружающих, прежде чем отпустить шутку — подумайте о последствиях.
Да. иногда безнаказанно уколоть очень приятно. Но, во-первых, совсем безнаказанно это бывает очень редко, а, во-вторых, чем у человека выше нравственное развитие, тем все менее воодушевляет его возможность кого-то уколоть.
БЕРЕГИТЕ СОБЕСЕДНИКА: ИЗБАВЬТЕ ЕГО ОТ УКОЛОВ, ОБИД И ОБВИНЕНИЙ!
Психологи знают, что у человека чувство юмора может снижаться или утрачиваться в невротическом, пограничном состоянии или в состоянии психоза.
В.А.Жмуров в своей книге «Большой толковый словарь терминов психиатрии» пишет:
«Юмора расстройства (англ.humor — добродушно-насмешливое отношение. умение представить или воспринять нечто неприятное в смешном, комическом виде) — снижение или утрата чувства юмора, обусловленные психическим нарушением. Юмор — сложное чувство оно включат способность адекватно оценивать теневые стороны жизни, остроумие, умение поместить их в такой контекст, где видны их смешные стороны,а также добродушие, незлобливость и страдание при виде достойных сожаления событий, слабостей и недостатков, включая собственные (юмор, по словам Гоголя, есть «видимый миру смех сквозь невидимые миру слёзы»).
Юмор, если принять такое его понимание,страдает при снижении мышления, интеллекта и эмоциональном обеднении, например при депрессии,дистрофии, эпилепсии и вообще органических процессах, шизофрении. В начале, предположительно, пациенты теряют способность самостоятельно видеть юмористические аспекты проявлений собственного Я, а затем и наблюдаемых внешних явлений,но еще могут отвлекаться на юмор других людей. Затем они утрачивают и эту способность, например не понимают шутки, анекдота, комизма какой-то ситуации. Они остаются при этом равнодушными, буквально понимают образные сообщения или демонстрируют обиду, озлобленность, готовность к высмеиванию, ёрничанию, глумлению.
(В.А.Жмуров. Большой толковый словарь терминов психиатрии. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар»,2010. с.786).
Возможно, людям, размещающим свои фотографии в социальных сетях, сильно не хватает внимания близких, уверенности в себе, хочется получить порцию постороннего внимания: «Я такой хороший, такой красивый, такой…, а вы меня не замечаете, не цените!» Когда подростки выносят в Сеть ролики криминального толка, понятно, мозга нет, а утвердиться в стае надо. Но взрослые, если не имеют страсти к сальному вниманию, причину размещения фотоотчёта о собственной жизни не смогут оформить словами, даже психотерапевт будет путаться в побудительных мотивах.
В каком виде размещаться на личной страничке соцсети, личное дело каждого, но на рабочем месте фотографироваться надо с большой оглядкой.
Иногда черный юмор помогает восстановить моральное состояние человека и вернуть в строй, но, как известно, каждой шутке своё время и место. Некоторые чёрно юморные фотографии из повседневной жизни забавно смотреть, но неуместно выдавать их на обозрение всех, но неэтично размещать в Интернете, потому как непосвящённый сочтёт юмористические фотографии глумлением над своим тяжелым, его катастрофическим положением в горе, утрате и будет прав.
Черный юмор — забава для сытых?
Если посмотреть на географию черного юмора, то отчетливо видно, что явление это широко представлено в массмедиа, социальных сетях, в искусстве и рекламе именно развитых стран. Сытое общество, граждане которого чувствуют себя защищенными от бедности, войн и невзгод, порождает прекрасные образцы черного юмора. Им изобилуют кинематограф, литература, театр, изобразительные искусства и, конечно, реклама.
Напрашивается вывод, что шутить по-черному могут только сытые и защищенные люди, для которых предметы их черных шуток являются чем-то нереальным, игрой. Отчасти это так. Человек, которому грозит ампутация ноги, не поймет анекдот о нерадивом враче и двух новостях — плохой и хорошей.
Действительно, людям несвойственно смеяться над тем, что у них «болит». Вряд ли такая «веселая» реклама появилась бы в стране, охваченной бедствиями войны.
И вряд ли ветеран войны, побывавший под скальпелем полевого хирурга, найдет эту тему смешной. Черный юмор такого толка рассчитан на молодых людей, жизнь которых настолько беззаботна и скучна, что они ищут остроту эмоций в виртуальном мире. Они не поедут на войну, поэтому они не «примеряют» такой юмор к своему реальному будущему и не сопоставляют ее с прошлым — «это не про меня».
Такое объяснение предпочтений черного юмора очень убедительно. Сытые страны шутят «по-черному» — «это не про них», голодным не до шуток — для них это реальность. Это общепринятое объяснение причины отсутствия черного юмора в нашей стране и его обилия в странах Европы.
Однако причины значительно глубже, и лежат они в разных пластах — психологическом, культурном, социальном.
Иначе как объяснить, что объектами черного юмора в «сытых» странах становятся также явления, несущие реальную угрозу обществу.
Черный юмор в соцсетях также демонстрирует способность смеяться над насущными опасностями — гибелью в катастрофах, смертельными болезнями, смертью.
И как объяснить обилие черного юмора в отечественном народном творчестве — анекдоты, истории, стишки?
Маленький Костя с карниза сорвался,
Крик его вскоре внизу оборвался.
Бабушка в комнату кинулась ланью.
Нет! Не задел он горшочек с геранью.
Природа черного юмора
Чтобы разобраться в природе черного юмора, нужно попытаться понять природу юмора как такового. Ведь черный юмор — это тоже юмор. Просто специфический.
Что же такое юмор? Суммируя и упрощая множество существующих определений, можно сказать, что юмор — это действия и явления, вызывающие смех (веселость, эмоциональную реакцию). А смех — это определенная телесная реакция организма, которая изменяет наше эмоциональное состояние.
Зачем нужен смех?
О пользе смеха написано немало. Главные полезные действия смеха — сброс напряжения и выработка эндорфинов — гормонов счастья. Психика и тело человека представляют единую систему. Это значит, что каждая эмоция имеет свою телесную реакцию. Например, при страхе тело сжимается, и мы чувствуем напряжение в животе, при обиде сжимается горло, при гневе появляется неприятное напряжение в груди.
Современный человек часто подавляет эмоции в силу существования системы социальных стандартов поведения: нельзя злиться, нельзя бояться, нельзя плакать (мужчинам). Когда эмоции подавляются, они не находят телесного отреагирования и «застревают» в теле в виде мышечных зажимов, которые со временем становятся хроническими. В местах зажимов нарушается нормальная жизнедеятельность тканей и со временем могут развиться заболевания. Эти заболевания называют психосоматическими, к ним относят гипертонию, аллергии, астму, язву желудка, всевозможные сердечные заболевания… Этот список можно продолжать очень долго, в него входит большинство заболеваний невирусного характера.
Так вот, одна из важнейших функций смеха — сброс телесного, а значит, и эмоционального напряжения. Поэтому считается, что смех удлиняет жизнь. Кстати, ту же функцию выполняет и плач — он также сбрасывает телесно-эмоциональное напряжение. Мужчинам с детства внушают, что плакать постыдно. Поэтому мужчины чаще умирают от сердечно-сосудистых заболеваний, особенно от инфаркта. Плачущие женщины продлевают себе жизнь, сбрасывая напряжение в груди от обиды и печали через рыдания. А смех и слезы, как известно, всегда рядом. И пока мы плачем и смеемся, мы живем.
Итак, юмор продлевает нам жизнь, и черный юмор, несмотря на свою «черноту», не исключение. Если он вызывает веселый смех, пусть и с мрачным налетом, он полезен для нашего здоровья. А здоровые люди формируют здоровое общество. Значит, черный юмор полезен для здоровья общества. Даешь черный юмор народу!
Зачем ещё нужен смех?
Профессор британского университета Сэм Шустер провел необычное исследование. Он проанализировал реакцию 400 людей на его езду по городу на одноколесном велосипеде. Большинство женщин реагировало на его езду доброжелательно и одобрительно. Мужчины же реагировали шутками, зачастую издевательского характера. Особыми шутниками были молодые мужчины, а мужчины пожилые, как правило, реагировали «по-женски» доброжелательно.
Профессор считает юмор трансформацией агрессии и результатом действия мужского гормона тестостерона. Этим он также объясняет, что мужчины шутят гораздо чаще женщин. По этой же причине большинство юмористов и комиков — мужчины.
«Во время одного из концертов Петросяна парализованный мальчик встал со своего места и ушёл».
(Из народного творчества)
Мужчина на одноколесном велосипеде подсознательно воспринимался окружающими мужчинами, как соперник, способный отобрать на себя внимание женщин. Этим и была обусловлена неосознанная агрессия, которая проявлялась в виде шуток.
Таким образом, юмор выполняет еще одну важную функцию — он позволяет «выводить» агрессию в социально-приемлемой форме. Если бы мы не смеялись друг над другом, то давно бы уже «лопнули от злости», либо превратили этот мир в сплошной театр военных действий. Давайте пожелаем мировым политикам больше шутить.
Некрофилы и биофилы
Известный немецкий психолог и философ Эрих Фромм считал, что в каждом человеке присутствует одновременно два стремления — к жизни и к смерти. Только у разных людей эти стремления выражены в разных пропорциях. По этому признаку Фромм делил людей на 2 категории: биофилы – люди, в которых больше развито стремление к жизни; некрофилы — люди, с более развитым стремлением к смерти.
Разумеется, стремление к смерти не означает, что индивид хочет умереть. От этого нас оберегает инстинкт самосохранения. Это значит, что некрофилу интереснее все, что связано со смертью, он смотрит на мир с точки зрения смерти. В то время как биофил рассматривает мир с точки зрения жизни.
Мир представляет собой единство противоположностей: добро-зло, свет-тьма, жизнь-смерть. Одно не существует без другого. Одно и другое — суть две стороны одной медали. Так же биофилы и некрофилы взаимодополняют друг друга в этом удивительном мире, а также внутри каждого из нас.
Для некрофилов характерен повышенный интерес к смерти и разрушениям. Их притягивают репортажи о катастрофах, истории о маньяках-убийцах (в нашем агентстве работала сотрудница, которая собирала истории о серийных убийцах и могла часами говорить на эту тему). Молодежное направление готы объединяет ярко выраженных некрофилов, которые находят выражение своих стремлений к смерти в музыке, мировоззрении и внешнем виде a la вампиры.
В своих крайних проявлениях некрофилы — это настоящие маньяки, которые не ограничиваются одним лишь интересом к смерти. Но это уже патологическая форма.
Одним из таких некрофилов был Гитлер. Вот что писал один из приближенных фюрера А. Шпеер в своих воспоминаниях:
«. Не менее характерными были шутки, которые Гитлер любил повторять. Он придерживался вегетарианской диеты, но гостям подавали обычную еду. «Если на столе появлялся мясной бульон, — вспоминает Шпеер, — я мог быть уверен, что он заведёт речь «о трупном чае»; по поводу раков он всегда рассказывал историю об умершей старушке, тело которой родственники бросили в речку в качестве приманки для этих существ; увидев угря, он объяснял, что они лучше всего ловятся на дохлых кошек».
Из этого описания видно, что люди некрофильского склада склонны к черному юмору. Выходит, одна из причин тяготения к черному юмору лежит в глубинном интересе человека к вопросу смерти. Хочу также напомнить, что интерес к жизни и смерти живут одновременно в каждом из нас. И в этом аспекте черный юмор привлекает всех без исключения. Только некрофилов он притягивает в большей степени, чем биофилов.
К тому же, интерес к конкретным проявлениям черного юмора будет диктоваться еще множеством дополнительных факторов — моральные установки, психологические особенности, эстетическая подготовка, культурный уровень. Как видно по качеству шуток Гитлера, высоким культурным уровнем фюрер не отличался.
Итак, одна из причин привлекательности черного юмора скрыта в неосознанном стремлении человека к смерти. И чем больше это стремление, тем больше склонность к черному юмору. К тому же, тема смерти социально табуирована, а запрет всегда подогревает интерес.
Что же касается социальной значимости черного юмора, то и в данном контексте он исключительно полезен для общества. Стремление человека к смерти так же природно, как и стремление к сексу. Так лучше давать ему выход через социально приемлемые формы. А черному юмору полезнее жить в форме искусства, чем в грубом фольклоре в духе застольных шуток Гитлера.
Защитная функция черного юмора
Как уже говорилось выше, человеку свойственно подсознательное стремление к смерти. Но в то же время, все мы больше всего боимся ее. А все остальные наши страхи — проекция этого базового страха смерти. Даже взрослый человек, обладая знанием о неминуемой конечности своего бытия, глубоко в душе этот факт не принимает и, как маленький ребенок, верит в то, что будет жить вечно.
Внутреннее непринятие этой перспективы, с одной стороны защищает психику человека, с другой стороны, наполняет его бесчисленными страхами. Зачастую некоторые страхи перерастают в навязчивые, патологические формы — фобии.
В этом ключе смерть — самый страшный враг человека. А что нужно сделать с врагом, чтобы он был не так страшен? Как понизить его значимость в наших глазах? Правильно, осмеять.
Мне не раз приходилось наблюдать, как на месте какой-нибудь страшной трагедии, отошедшие от первого шока зеваки, начинали шутить над случившимся. Поначалу меня это возмущало – как можно шутить над чужим несчастьем? А потом стало ясно — это не цинизм и не жестокость, это страх.
Отпуская шутки об увиденном, человек как бы отрицает значимость увиденного для себя, защищает себя от тяжелого осознания — все мы не вечны под Луной. Такая форма поведения особенно характерна для детей. Они еще не скованны социальными нормами, они еще не знают, что «над чужим горем нехорошо смеяться».
Существуют и другие защитные реакции на страх: причитания, стенания, сплетни, поиск виновного, самообман, агрессия. Так не лучше ли смеяться?
В поисках ярких эмоций
Для жизни и здоровья человеку необходимо питать тело чистым воздухом и водой, свежей и разнообразной пищей. Психика также нуждается в питании — ярких переживаниях, вызывающих сильные эмоции. Вот мы и находимся в постоянном поиске впечатлений — кино, путешествия, чтение, секс, спорт, игры, общение и т. д. И всем хорош наш относительно мирный век, но одна беда — мало событий в личной жизни каждого, способных наполнить нас яркими переживаниями. И чем более сыто общество, тем больше эмоциональный голод. Кино, игры и реклама для многих становятся главными «поставщиками» эмоций. Парадокс же заключается в том, что зачастую при неумении получить яркие позитивные эмоции, человек ищет сильные негативные переживания — лишь бы не «остаться без чувств».
Черный юмор удовлетворяет эту потребность искателей ярких впечатлений. Он вызывает как позитивные, так и негативные эмоции одновременно. А главное, что эти эмоции сильные, т. к. черный юмор апеллирует к глубинным табуированным темам. И весело, и страшно; и притягивает, и отталкивает; и смех, и слезы — два в одном.
Кроме того, современный человек не живет по законам природы. Вовсе не в природе человека днем сидеть в офисе перед компьютером, вечером в баре перед бокалом пива, а ночью перед телевизором. Человек был создан для активных действий. Особенно это касается мужчины, который природой создан охотником, воином. Иначе, зачем ему столько тестостерона? Для сидения в офисе он только помеха.
Вот тут и вспоминается вышеизложенное исследование профессора Сема Шустера. Если юмор — это видоизмененная форма агрессии, то и черный юмор не является исключением. Это утверждение подтверждается тем фактом, что черный юмор наиболее популярен именно в мирное время.
Черный юмор и абсурд
Адекватное понимание черного юмора невозможно без рассмотрения такого явления как абсурд. Абсурд — это нелепица, явление нарушающее законы здравого смысла. Абсурд всегда привлекал философов всех времен и народов. Во многих философских школах абсурд использовали, как инструмент для расширения сознания учеников. Абсурд указывает на то, что законы «здравого смысла» созданы человеком, а мир живет по своим законам и совсем не таков, каким мы его себе представляем.
«Абсурд имеет смысл, когда с ним не соглашаются».
(А. Камю).
Философы-абсурдисты (первая половина XX века) провозглашали бессмысленность человеческого существования. Абсурдисты рассматривали тщетность жизненных скитаний, отсутствие свободы у человека, и как результат, абсурдность человеческого бытия. Альбер Камю писал: «Этот мир лишен смысла, и тот, кто осознал это, обретает свободу».
Ад — это другие люди
Ж.-П. Сартр
Творчество и идеи абсурдистов (Кафка, Камю, Сартр и пр.) плотно вошли в систему европейской культуры. Эти идеи составляют неотъемлемую часть мировоззрения современного представителя европейской цивилизации. Произведения абсурдистов наполнены изысканным черным юмором. Можно сказать, что черный юмор в своей чистой форме и есть абсурд.
В этом ключе становится ясно, почему именно Европа является законодателем в искусстве черного юмора.
Черный юмор в соцсетях — за и против
Так стоит ли использовать черный юмор в жизни? Или это привилегия только «сытых мира сего»?
Попробуем взвесить «за» и «против».
1. Черный юмор — одна из естественных потребностей человека. Рассказ, построенный на черном юморе, будет удовлетворять эту потребность.
2. Черный юмор вызывает сильное эмоциональное воздействие. Это большое достижение для рекламы в современных условиях, когда потребитель, атакуемый со всех сторон тысячами реклам, выработал «эмоциональный иммунитет» и реагирует холодно и равнодушно на всю рекламную какофонию. Вероятно, и этот фактор также является одной из причин популярности черного юмора в жизни.
3. Черный юмор несет в себе элемент эпатажа, что также позитивно сказывается на силе воздействия и запоминаемости.
4. Рассказ, кино, реклама, построенные на черном юморе, активно привлекает внимание.
5. Юмор имеет свойство «вирусного» распространения — из уст в уста. Человек, которого впечатлила и развеселила реклама, будет показывать ее своим знакомым. Конечно, при условии, что юмор удачен.
6. С помощью черного юмора можно живо и доступно передать нужную информацию в некоторых индивидуальных случаях.
7. Черный юмор может быть хорошим приемом, когда в рекламном сообщении необходимо сначала напугать потребителя, чтобы потом предложить решение проблемы.
8. Удачные рассказы, кинофильмы, книги, построенные на черном юморе, надолго запоминается.
9. Анекдот, фотография, видео с использованием черного юмора может иметь резонанс в прессе, что является дополнительным средством PR.
1. Черный юмор, наряду с положительным воздействием, вызывает отрицательные эмоции. У некоторых людей он может вызывать острое неприятие.
2. Рассказ, анекдот, фотография, видеоролик, построенные на черном юморе, «отсекает» часть аудитории, для которой сюжет идет в резонанс с реальными жизненными переживаниями. Чем острее человек переживает жизненную проблему, тем больше будет агрессии и отторжения к ситуации, которая действует, как «соль на рану».
3. Черный юмор в соцсетях может вызвать отрицательный общественный резонанс — естественный или спровоцированный. Например, создателей черного юмора можно было бы обвинить в разжигании межрасовой ненависти и демонстрации неуважения.
Конечно, черный юмор в соцсетях — это специфический креативный прием и решение о его применении должно быть очень взвешенным. Нам всем стоит рассматривать возможность использования черного юмора, работая с подростковой и молодежной аудиторией. Особенно, с ее мужской частью.
Черный юмор в соцсетях может произвести настоящий фурор в среде молодых людей. Работая с аудиторией старше 35-ти лет, следует «шутить осторожнее» — тут риск «наступить на больное место» выше. Особенно не стоит шутить над семейными ценностями. В любом случае, аудитория старше 35-лет должна быть преимущественно мужской. Черный юмор для людей с высокой жизненной активностью.
Противопоказания к применению черного юмора — старики и домохозяйки.
Мы вчера с дедушкой смеялись до потери пульса. Он выиграл.
(Из народного творчества)
Также противопоказанием к применению черному юмору является отсутствие чувства юмора у его автора и низкий профессиональный уровень создателей черного юмора в соцсетях. В таких случаях черный юмор превращается в вульгарную «чернуху».
Литература:
1. http://www.arthouse.com.ua/notes/168/chernyi-yumor-v-reklame
2. http://www.psychologos.ru/articles/view/yumor
Юмор
Материал Википедия
Юмор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комические стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире.
В широком смысле — всё, что может вызвать смех или улыбку.
Этимология
Слово юмор имеет древнегреческие корни. В античной медицине состояние человека описывалось соотношением четырёх жидкостей — крови, лимфы, жёлтой и чёрной желчи — которые они называли «гумор» (ср.: гуморальный). Соотношение и гармония этих жидкостей определяли здоровье и самочувствие человека.
Виды юмора
Существуют различные формы юмора: ирония, оксюморон или игра слов, пародия, сатира, сарказм, анекдот, шутка, каламбур и так далее. Особый вид юмора представляет собой чёрный юмор.
Наряду с текстовой формой, юмор может быть также представлен в графическом виде — карикатура, шарж и др.
Психология юмора
Чувство юмора — способность субъекта понимать юмор. Оно придаёт субъекту уверенности в себе и оптимизм. В крайних случаях вызывает чувство превосходства и власти над объектом унижения.
В работах А. Д. Редозубова[источник не указан 768 дней] приводится объяснение смешного через рефлекторный характер эмоций. Так, смех и эмоция «смешно» рефлекторно возникают, когда мы сталкиваемся с тем, что кто-то попал в «нелепую» ситуацию. Этот смех вызывает у объекта осмеяния рефлекторное появление эмоции «обиды». Негативная эмоция «обиды» производит «быстрое обучение» не попадать в подобную ситуацию. К «нелепым» мы относим ситуации, нарушающие принятые в обществе правила. Эволюционная целесообразность эмоции «смешно», рефлекторного смеха и эмоции «обидно» в появлении механизма, который позволяет передавать опыт, накопленный в стае, новым поколениям.
То есть смех, если рассматривать с точки зрения науки и эволюции, является эмоциональной составляющей стадного инстинкта.
Сходные механизмы рассматриваются в статье Демагогия.
В целом юмор можно охарактеризовать как удачно структурированную информацию, направленную на запутывание оппонентов по данной теме либо на предотвращение запутывания своих сторонников.
Отношение религии к юмору
Одно из библейских «посланий» включает такие слова: «также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф.5:4). Несмотря на это, в Интернете широко распространён «христианский» юмор.
Ислам выработал целый ряд правил относительно юмора.
«Столицы» юмора
Некоторые города претендуют на звание национальной (или даже мировой) «столицы юмора».
• Болгария: Габрово
• Украина (а ранее — СССР): Одесса
• Шотландия: Абердин
• Польша: Вонхоцк
• Азербайджан: Шеки
• Восточноевропейские евреи: Хелм (Польша)
См. также
• Чувство юмора
• Чёрный юмор
• Абсурдопедия
• Одесса
• Если любовь крутит миром, то юмор служит ему осью вращения.
— Эдвин Джилрой
• Если шутка прячется за серьезное — это ирония; если серьезное за шутку — юмор.
— Артур Шопенгауэр
• Не будь у меня чувства юмора, я бы давно покончил с собой.
— Махатма Ганди
• Не теряйте чувства юмора. Юмор для человека то же, что аромат для розы.
— Джон Голсуорси
• С возрастом женщины всё больше полагаются на косметику, а мужчины — на свое чувство юмора.
— Джордж Джин Нейтан
• Только решетка отделяет юмор от дома умалишенных.
— Генрих Гейне
• Удачно шутить ещё не значит понимать юмор.
— Александр Фюрстенберг
• Цинизм — это юмор в плохом настроении.
— Герберт Уэллс
• Человек, который хотя бы отчасти не юморист, — лишь отчасти человек.
— Гилберт Честертон
• Юмор — единственное истинное испытание серьёзности,а серьёзность — юмора.
— Энтони Эшли Купер Шефтсбери
• Юмор, как плющ, вьется вкруг дерева. Без ствола он никуда не годен.
— Генрих Гейне
• Юмор — очень редкий металл.
— Илья Ильф и Евгений Петров
• Юмор, пожалуй, единственное изобретение, отличающеё людей от скотов и других людей.
— Станислав Ежи Лец
• Юмор — это способность видеть три стороны одной медали.
— Нед Рорем
• Если смеховой экстаз соответствует освобождению, юмор соответствует суверенному пользованию свободой. — Бахтин, смех, христианская культура
— Сергей Сергеевич Аверинцев
Этимология
Происходит от лат. humor (umor) «влажность, влага»; родств. umere «быть влажным». Русский юмор заимствован через англ. humour; стар. форма гумор (Куракин) — возможно, через немецкое Нumоr (то же). Развитие значения становится ясным на основании учения средневековой медицины о соках тела, которые определяют темперамент человека. Среднее выражение сухой человек. Использованы данные словаря М. Фасмера.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания:
•чёрный юмор
•чувство юмора
•сатира и юмор
•юмор висельника
Юмор — (англ. humour — нравственное настроение, от лат. humor — жидкость: согласно античному учению о соотношении четырёх телесных жидкостей, определяющем четыре Темперамента, или характера).
Юмор — особый вид комического (См. Комическое); отношение сознания к объекту, к отдельным явлениям и к миру в целом, сочетающее внешне комическую трактовку с внутренней серьёзностью. В согласии с этимологией слова, юмор заведомо «своенравен», «субъективен», личностно обусловлен, отмечен отпечатком «странного» умонастроения самого «юмориста». В отличие от собственно комической трактовки, юмор, рефлектируя, настраивает на более вдумчивое, серьёзное отношение к предмету смеха, на постижение его правды, несмотря на смешные странности, — в этом юмор противоположен осмеивающим, разрушительным видам смеха.
В целом юмор стремится к сложной, как сама жизнь оценке, свободной от односторонностей общепринятых стереотипов. На более глубоком (серьёзном) уровне юмор открывает за ничтожным возвышенное, за безумным мудрость, за своенравным подлинную природу вещей, за смешным грустное — «сквозь видный миру смех. незримые ему слезы» (по словам Н. В. Гоголя). Жан Поль, первый теоретик юмора, уподобляет его птице, которая летит к небу вверх хвостом, никогда не теряя из виду землю, — образ, материализующий оба аспекта юмора.
В зависимости от эмоционального тона и культурного уровня юмора может быть добродушным, жестоким, дружеским, грубым, печальным, трогательным и т. п. «Текучая» природа юмора обнаруживает «протеическую» (Жан Поль) способность принимать любые формы, отвечающие умонастроению любой эпохи, её историческому «нраву», и выражается также в способности сочетаться с любыми иными видами смеха: переходные разновидности юмора иронического, остроумного, сатирического, забавного. Сопоставление с основными видами комического многое уясняет в существе и своеобразии чистого юмора.
С иронией (См. Ирония), не менее сложным видом комического, юмор сходен и по составу элементов, и по их противоположности, но отличается «правилами» комической игры, а также целью, эффектом. В иронии смешное скрывается под маской серьёзности — с преобладанием отрицательного (насмешливого) отношения к предмету; в юморе серьёзное — под маской смешного, обычно с преобладанием положительного («смеющегося») отношения. Сложность иронии, таким образом, лишь формальная, её серьёзность — мнимая, её природа — чисто артистическая; напротив, сложность юмора содержательная, его серьёзность — подлинная, его природа — даже в игре — скорее «философическая», мировоззренческая. Юмор нередко «играет» на двух равно действительных аспектах человеческой натуры — физическом и духовном. Различен поэтому эффект иронии и юмора, когда игра закончена и обнажается внутренний аспект, подлинная цель игры: ирония, порой близкая смеху язвительному, задевает, ранит, оскорбляет сугубо — не только открывшимся неприглядным содержанием, но и самой формой игры: тогда как юмор в конечном счёте заступается за свой предмет, а его смехом иногда, например в «дружеском» юморе, «стыдливо» прикрывается восхищение, даже прославление. Колоритом юмора художники нового времени часто пользуются — во избежание ходульности или односторонности — для изображения наиболее благородных героев, а также идеальных натур «простых людей», национально или социально характерных.(В. Скотт и др.).
Не менее показательно сопоставление юмора с остроумием (остротой), с комическим в интеллектуальной сфере. Остроумие основано на игре слов, понятий, фактов, по сути своей далёких, но по ассоциации либо по словесному звучанию сближенных. В юморе же, напротив, за внешним, самим по себе комичным, интуитивно постигается внутреннее того же самого предмета, — за чувственным, зримым — духовное, умопостигаемое. Например, в романе Сервантеса долговязый, тощий Дон Кихот, мчащийся на костлявом Россинанте, а за ним на осле коренастый, толстопузый Санчо, каждый образ в обоих аспектах сам по себе, — и как взаимно связанная, целостная «донкихотская» пара, — и как странствующая («за идеалом») пара на фоне косной, «неподвижной» действительности Испании: во всех этих планах та же ситуация непрактичного духа и бездуховной практики. Остроумие стилистически часто вырастает из сравнения (сопоставления различного), а юмор — из метафоры, нередко даже «реализованной метафоры» (материализация духовного).
Отношение юмора к сатире определяется уже тем, что источником сатирического смеха служат пороки, недостатки как таковые, а юмор исходит из той истины, что наши недостатки и слабости — это чаще всего продолжение, утрировка или изнанка наших же личных достоинств. Сатира, открыто разоблачая объект, откровенна в своих целях, тенденциозна, тогда как серьёзная цель юмора, глубже залегая в структуре образа, более или менее скрыта за смеховым аспектом. Бескомпромиссно требовательная позиция сатирика ставит его во внешнее, отчуждённое, враждебное положение к объекту; более интимное, внутренне близкое отношение юмориста (который «входит в положение» предмета его смеха) тяготеет к снисходительности, вплоть до резиньяции — перед природой вещей, перед необходимостью. Но именно великим сатирикам (Дж. Свифт, М. Е. Салтыков-Щедрин), пребывающим в глубоком, нередко близком к трагизму, разладе с жизнью, часто свойственно причудливо перемешивать гневную серьёзность с абсурдно игровым, как бы шутливо незначительным (персонаж с «фаршированной головой» у Салтыкова-Щедрина): восстанавливающая бодрость «анестезия» смехом и игрой, некое «ряжение» сатиры под забавный юмор.
Исторически юмор выступает как личностный преемник безличного древнейшего типа комического — всенародного обрядно-игрового и праздничного смеха. Жизнь преломляется в юморе через «личное усмотрение», центробежно («эксцентрично») уклоняясь от официальных стереотипов представлений и поведения. Сфера юмора, в отличие от архаического смеха, — это личностное начало в субъекте смеха, предмете смеха, критериях оценки. Если коллективное празднество поглощает, уподобляет каждого всем, интегрирует (клич карнавала: «делайте, как мы, как все»), то юмор дифференцирует, выделяет «я» из всех, даже когда оригинал-«чудак» (например, Дон Кихот) подвизается для всех, вплоть до самопожертвования ради всех. В юморе «мнение» перестаёт быть мнимым, недействительным, ненастоящим взглядом на вещи, каким оно представляется сознанию безличному (традиционно-патриархальному), и, напротив, выступает единственно живой, единственно реальной и убедительной формой собственного (самостоятельного) постижения жизни человеком. Трактуя вещи серьёзно, но аргументируя комически, «своенравно», апеллируя не отдельно к разуму или чувству, а к целостному сознанию, юмор как бы исходит из того постулата, что в отвлечённой от субъекта, в безличной форме убеждение никого не убеждает: идея без «лица» не живёт, «не доходит», не эффективна. Личностной природой юмора объясняется то, что, в отличие от других форм комического, теоретическая разработка которых восходит ещё к древнему Востоку и античности, юмор привлек внимание эстетиков поздно — с 18 в. Но с тех пор исследования юмора появляются одно за другим — юмор почти заслонил для нас прочие виды смешного. Общепризнанная «родина» юмора — Англия, страна классического развития буржуазно-либеральной мысли, но также классическая со времён пуританства страна canfa (английское — лицемерие, ханжество, пошлое в общепринятых стереотипах приличий), как и страна наиболее яркой многовековой борьбы (в характерно английской «эксцентричной» форме) с cant′om, с тиранией общественного мнения.
Для культур до нового времени юмор, как правило, не характерен и встречается, знаменуя формирование личности, лишь на периферии морального и религиозного сознания как оппозиция — нигилистическая, иррационалистическая, мистическая или шутовская — господствующим канонам; античные анекдоты о киниках (особенно о Диогене — «взбесившемся Сократе»), позднесредневековые легенды «о нищих духом», «безумно мудрые» выходки юродивых в Древней Руси, поэзия деклассированных кругов (лирика Ф. Вийона). Первые литературные образцы универсального смеха, близкого юмора, принадлежат эпохе Возрождения — в связи с «открытием человека и мира», новым пониманием личности и природы, причём генетическая связь с архаическим смехом в них ещё достаточно наглядна («Похвала Глупости» Эразма Роттердамского, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, комедии У. Шекспира, образ Фальстафа и «фальстафовский фон» его исторических драм). Б. Джонсонодним из первых вводит в литературу обиход слово «юмор» — правда, ещё в сатирическом смысле «порочных односторонностей» характера: комедии «Всяк со своей причудой» («своим юмором») (1598) и «Всяк вне своих причуд» («своего юмора») (1599). Первый законченный образец юмора — «Дон Кихот» Сервантеса, непревзойдённый идеал и отправная точка для последующей эволюции юмора в литературах нового времени.
Отстаивание «естественных» личных прав и «поэтизация прозы» частной жизни в век Просвещения ознаменованы расцветом юмора, прежде всего — в английской литературе («семейный роман» — Г. Филдинг, О. Голдсмит, Т. Смоллетт; проза Л. Стерна — вершина юмора в литературе 18 в.). Во французской литературе возможности юмора обнаруживает «философский» роман (Вольтер, «Жак-фаталист» Д. Дидро). Высшие образцы юмора в немецкой литературе 18 в. — идиллия «Герман и Доротея» И. В. Гёте и особенно его роман «Годы учения Вильгельма Майстера», затем романы Жана Поля — «немецкого Стерна». Своеобразной разновидностью субъективного юмора оказывается романтическая ирония, нашедшая художеств, воплощение у Л. Тика, И. Эйхендорфа, А. Шамиссо, но полнее и поэтичнее всего в двойном плане повествования Э. Т. А. Гофмана. Наиболее влиятельным оказался и в 19 в. юмор английского романа. Величайший мастер юмора (но также великий сатирик) Ч. Диккенс начал с «Посмертных записок Пиквикского клуба», наиболее значительного в европейских литературах подражания Сервантесу, но методом образотворчества в целом чаще продолжал английскую традицию эксцентрических образов Л. Стерна, придав юмору более социально заострённый смысл.
Многочисленны разновидности юмора в литературе 20 в. — от традиционных, восходящих к литературе Возрождения и национально характерных (санчопансовский образ «бравого солдата Швейка» Я. Гашека, раблезианский «Кола Брюньон» Р. Роллана) — до «авангардистских» (в дадаизме, сюрреализме, или «комедии абсурда»).
В русской литературе 19 в. многообразен и в высшей степени самобытен юмор Гоголя (от народно-праздничного смеха «Вечеров на хуторе. » и «героического» Ю. «Тараса Бульбы» до причудливого гротеска «Носа», идиллического Ю. «Старосветских помещиков» и грустного юмора «Шинели»). Юмор в самых различных функциях и оттенках присущ Ф. М. Достоевскому, А. Н. Островскому. Юром пронизаны рассказы и пьесы А. П. Чехова. Замечательные образцы различных видов юмора в советской литературе — у И. Э. Бабеля, М. М. Зощенко, М. А. Булгакова, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, В. М. Шукшина.
Лит.: Пропп В. Я., Проблемы комизма и смеха, М., 1976;
См. также в других словарях:
• Юмор — ЮМОР латинское humor, немецкое humor, французское l humeur обозначало жидкость и в старинной медицине обозначало четыре главных… … Словарь литературных терминов
• ЮМОР — Если шутка прячется за серьезное это ирония; если серьезное за шутку юмор. Артур Шопенгауэр Юмор это способность видеть три стороны одной медали. Нед Рорем Юмор это правда в безопасных для жизни дозах. Юмор такое же личное дело, как секс. Джин… Сводная энциклопедия афоризмов
• ЮМОР — (англ. humour причуда, нрав, настроение, от лат. humor влага, жидкость: согласно антич. учению о соотношении четырёх «жидкостей» человеч. тела, определяющем четыре темперамента, или характера), особый вид комического, переживание… … Философская энциклопедия
• ЮМОР — ЮМОР, юмора, мн. нет, муж. (англ. humour от лат. humor влага). 1. Незлобивая насмешка, добродушный смех; проникнутое таким настроением отношение к чему нибудь (к чьим нибудь недостаткам, слабостям, к злоключениям и т.п.). Чувство юмора. В этом… Толковый словарь Ушакова
• ЮМОР — (англ. humor). 1) с XVI XVIII столетья, означало темперамент. 2) с конца XVIII стол., означает направление в литературе, которое состоит в добродушном осмеивании человеческих слабостей и недостатков, возбуждающем в читателе грусть над… Словарь иностранных слов русского языка
• Юмор — Юмор. Первоначально на латинском языке слово humor означало жидкость, сок. Другие значения оно получило в связи с средневековой медициной, по которой здоровое состояние человеческого организма зависит от надлежащих свойств и соединения четырех… Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
• ЮМОР — муж., англ. веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии. Неподражаемый юмор Гоголя. Юмор малорусов ярко высказывается в их похвалках: эта похвалка… … Толковый словарь Даля
• юмор — См. насмешка, остроумие, шутка. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. юмор насмешка, остроумие, шутка, юморок, комизм Словарь русских синони … Словарь синонимов
• юмор — (от англ. humour нрав, настроение) см. чувство юмора. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. юмор … Большая психологическая энциклопедия
• ЮМОР — (английское humour), особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным. В отличие от разрушительного смеха сатиры и смеха превосходства (в том числе… Современная энциклопедия
• ЮМОР — (англ. humour) особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комичную трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным. В отличие от разрушительного смеха , сатиры и смеха превосходства (в т. ч. иронии), в … Большой Энциклопедический словарь
Книги
• Юмор для дураков, Аркадий Аверченко
• Юмор большого Парижа
Юмор, ирония, сарказм, или Как с оптимизмом относиться к жизни.
Афоризмы и мысли выдающихся людей.
• Если шутка прячется за серьезное — это ирония; если серьезное за шутку — юмор.
• Артур Шопенгауэр
• Юмор — это способность видеть три стороны одной медали.
• Нед Рорем
• Юмор — это правда в безопасных для жизни дозах.
• Аноним
• Юмор — такое же личное дело, как секс.
• Джин Шеперд
• Юмор, как плющ, вьется вкруг дерева. Без ствола он никуда не годен.
• Генрих Гейне
• Человек, который хотя бы отчасти не юморист, — лишь отчасти человек.
• Гилберт Честертон
• Юмор, пожалуй, единственное изобретение, отличающее людей от скотов и других людей.
• Станислав Ежи Лец
• Все человеческое грустно. Сокровенный источник юмора не радость, а горе. На небесах юмора нет.
• Марк Твен
• Юмор — очень редкий металл.
• Илья Ильф и Евгений Петров
• Юмор, конечно, восстанавливает то, что разрушает пафос, но когда его очень много — он сам начинает раз¬рушать. А от хронического юмора образуется цинизм, с которым жить очень удобно, потому что человек все недооценивает. Всему назначает низкую цену.
• Виктория Токарева
• Цинизм — это юмор в плохом настроении.
• Герберт Джордж Уэллс
• Только решетка отделяет юмор от дома умалишен¬ных.
• Генрих Гейне
• Черного юмора не существует, потому что не быва¬ет белого юмора.
• Моуз
• Если у человека нет чувства юмора, у него по крайней мере должно быть чувство, что у него нет чувства юмора.
• Аноним
• Если человек лишен чувства юмора, значит, было за что.
• Данил Рудый
• С возрастом женщины все больше полагаются на косметику, а мужчины — на свое чувство юмора.
• Джордж Джин Нейтан
• Меняю чувство юмора на повод для смеха.
• Аноним
Источник