Какое чувство вызывают последние страницы романа

Роман «Отцы и дети»


Смерть Базарова – итог его жизненного пути

Как вы восприняли последние страницы романа? Какие чувства у вас вызвала смерть Базарова?

Основное чувство, которое вызывают последние страницы романа у читателей, – чувство глубокой человеческой жалости от того, что гибнет такой человек. Эмоциональное воздействие этих сцен велико. А.П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь “Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова. Это черт знает как сделано. Просто гениально».

Как умирал Базаров? (Гл. XXVII)

«Базарову становилось хуже с каждым часом; болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно случается при хирургических отравах. Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся.

«Не хочу бредить, — шептал он, сжимая кулаки, — что за вздор!» И тут же говорил: «Ну, из восьми вычесть десять, сколько выйдет?» Василий Иванович ходил как помешанный, предлагал то одно средство, то другое и только и делал, что покрывал сыну ноги. «Обернуть в холодные простыни. рвотное. горчишники к желудку. кровопускание», — говорил он с напряжением. Доктор, которого он умолил остаться, ему поддакивал, поил больного лимонадом, а для себя просил то трубочки, то «укрепляющего-согревающего», то есть водки. Арина Власьевна сидела на низенькой скамеечке возле двери и только по временам уходила молиться; несколько дней тому назад туалетное зеркальце выскользнуло у ней из рук и разбилось, а это она всегда считала худым предзнаменованием; сама Анфисушка ничего не умела сказать ей. Тимофеич отправился к Одинцовой».

«Ночь была не хороша для Базарова. Жестокий жар его мучил. К утру ему полегчило. Он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку и выпил глотка два чаю».

«Перемена к лучшему продолжалась недолго. Приступы болезни возобновились».

«Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу. а там придет беспамятство, и фюить! (Он слабо махнул рукой.)»

«Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

Почему Д.И. Писарев сказал: «Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг…»?

Смертельная болезнь Базарова – последнее его испытание. Перед лицом неотвратимой силы природы в полном объеме проявляются мужество, сила, воли, благородство, человечность. Это смерть героя, и смерть героическая.

Не желая умирать, Базаров борется с болезнью, с беспамятством, с болью. До последней минуты он не теряет ясности ума. Он проявляет силу воли и мужество. Он сам поставил себе точный диагноз и рассчитал почти по часам течение болезни. Чувствуя неотвратимость конца, не струсил, не пытался обмануть себя и, главное, остался верен себе и своим убеждениям.

«…теперь, по-настоящему, и адский камень не нужен. Если я заразился, так уж теперь поздно».

«— Старина, — начал Базаров сиплым и медленным голосом, — дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».

«Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность, очень, по правде сказать, неприятная».

«Сила-то, сила, — промолвил он, — вся еще тут, а надо умирать. Старик, тот, по крайней мере, успел отвыкнуть от жизни, а я. Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»

По представлениям верующих, причастившимся прощались все их грехи, а не причастившиеся попадали на вечные муки в ад. Соглашается или нет Базаров принять причастие перед смертью?

Чтобы не обидеть отца, Базаров «промолвил, наконец»: «Я не отказываюсь, если это может вас утешить». И тут же добавляет: «…но мне кажется, спешить еще не к чему. Ты сам говоришь, что мне лучше». Эта фраза не что иное, как вежливый отказ от исповеди, так как, если человеку лучше, то за священником посылать не надо.

Верит ли сам Базаров в то, что ему лучше?

Мы знаем, что Базаров сам точно рассчитал течение болезни. Накануне он говорит отцу, что «завтра или послезавтра его мозг подаст в отставку». «Завтра» уже наступило, остается максимум еще день, и если еще подождать, то священник уже не успеет (Базаров точен: в тот день «к вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер»). Иначе как умный и деликатный отказ это нельзя понять. А когда отец настаивает на «исполнении долга христианина», становится резок:
«— Нет, я подожду, — перебил Базаров. — Я согласен с тобою, что наступил кризис. А если мы с тобой ошиблись, что ж! ведь и беспамятных причащают.
— Помилуй, Евгений.
— Я подожду. А теперь я хочу спать. Не мешай мне».

И перед лицом смерти Базаров отвергает религиозные убеждения. Для слабого человека было бы удобно принять их, поверить, что после смерти моет попасть «в рай», Базаров не обольщается этим. И если его все-таки причащают, то беспамятного, как он и предвидел. Тут его воли нет: это поступок родителей, находящих в этом утешение.

Отвечая на вопрос, почему смерть Базарова следует считать героической, Д.И. Писарев писал: «Но смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера… такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью».

Изменился ли Базаров перед смертью? Почему он стал ближе нам перед смертью?

Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм». Он думает не о себе, а о своих родителях, готовя их к ужасному концу. Почти по-пушкински прощается герой с возлюбленной и говорит языком поэта: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Он произнес, наконец, «другие слова», которых боялся раньше: «…я любил вас. Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда…» «И мать приласкайте. Ведь таких людей как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…». Любовь к женщине, любовь сыновняя к отцу и матери сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к родине, к таинственной России, оставшейся не до конца разгаданной загадкой для Базарова: «Тут есть лес».

Базаров стал перед смертью лучше, человечнее, мягче.

В жизни Базаров умирает от случайного пореза пальца, но случайна ли смерть героя в композиции романа?

Почему же все-таки Тургенев заканчивает свой роман сценой смерти главного героя, несмотря на его превосходство над другими персонажами?

О своем уходе Базаров говорит: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?»

Всякий сюжетно-композиционный прием раскрывает идейный замысел писателя. Смерть Базарова, с авторской точки зрения, закономерна в романе. Тургенев определил Базарова как фигуру трагическую, «обреченную на погибель».

Есть две причины смерти героя – его одиночество и внутренний конфликт. Обе эти взаимосвязанные причины входили в авторский замысел.

Как Тургенев показывает одиночество героя?

Последовательно, во всех встречах Базарова с людьми Тургенев показывает невозможность опереться на них. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом – родители, потом Фенечка, истинных учеников у него нет, покидает его и Аркадий, и, наконец, последнее и самое важное столкновение происходит у Базарова перед смертью – столкновение с народом.

Читайте также:  Хорошего настроения мужчине лучшему другу

«Иногда Базаров отправлялся на деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком.
— О чем толковал?
— Известно, барин; разве он что понимает?
— Где понять! — отвечал другой мужик, и, тряхнув шапками и осунув кушаки, оба они принялись рассуждать о своих делах и нуждах. Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового.

Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Их, конечно, мало, тем более что это первые новые люди. Тургенев прав, показывая их одиночество в поместной и городской дворянской среде, прав, показывая, что здесь они не найдут себе помощников.

Главная же причина гибели тургеневского героя может быть названа социально-исторической. Обстоятельства русской жизни 60-х годов не давали еще возможности для коренных демократических преобразований, для претворения замыслов Базарова и ему подобных.

«Отцы и дети» вызвали ожесточенную полемику во всей истории русской литературы XIX века. Да и сам автор с недоумением и горечью останавливается перед хаосом противоречивых суждений: приветствий врагов и пощечин друзей.

Тургенев верил, что его роман послужит делу сплочения общественных сил России, что русское общество прислушается к его предупреждениям. Но его мечты не сбылись.

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, истая, но все же обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего». И.С. Тургенев.

1. Поделитесь своими ощущениями от романа.
2. Симпатию или антипатию вызвал у вас герой?
3. Уживаются ли в вашем представлении о нем такие оценки, определения: умница, циник, революционер, нигилист, жертва обстоятельств, «гениальная натура»?
4. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?
5. Прочтите свои сочинения-миниатюры.

Источник

Какие мысли вызывает финал романа Тургенева “Отцы и дети”?

Роман “Отцы и дети” был написан в конце 50-х годов 19 века. В это время в России стали появляться люди нового типа, нигилисты-революционеры. Но их было очень мало, они не находили понимания и поддержки в народе. Тургенев в романе четко нарисовал портрет человека этого нового, прогрессивного типа, портрет Базарова.

Но Иван Сергеевич заглянул в будущее, его герой появился слишком рано, и поэтому в конце романа Базаров умирает.

Он умирает совершенно случайно, заразившись тифом при вскрытии трупа. Эту смерть никак нельзя было предугадать,

Евгений Васильевич встречает смерть спокойно, “нигилист” остается верен себе до последней минуты” – это сильный характер… Да! В России Базаровых было мало, но, увы, “от копеечной свечи… Москва сгорела”.

Здесь Базаров сравнивает себя и своих единомышленников с копеечной свечой, от которой действительно может сгореть целое государство. Такая сила способна только разрушать, а строить – это не их дело. Поэтому, если бы я прочла роман в то время, то была бы рада смерти Базарова, потому что, желая привести народ к светлому будущему,

Для них все люди одинаковы: “Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить об всех других”. Все самые высокие чувства и стремления были чужды им, а если “романтизм” и закрадывался к ним в душу, то они подавляли его в себе неимоверным усилием воли. И после смерти Базарова можно с облегчением вздохнуть, думая, что не случится великой беды, что для человека материальное благо никогда не станет важнее богатства духовного.

Но, увы, зная нашу историю, мы убеждаемся, что Россия уже успела вдохнуть воздух, зараженный “базаровским вирусом”. Страна заболела, к власти пришли Базаровы, но не настоящие, а те, которые лишь внешне очень похожи на него. Если у Базарова нигилизм был основан на глубочайших знаниях: он не мог найти себе равного, то нами правили его “последователи”, ситниковы и кукшины, а затем швондеры и шариковы.

И если уж нам суждено было переболеть “базаровской болезнью”, то я из двух зол выбрала бы меньшее: Пусть бы Базаров не умирал и оставил после себя достойных учеников: умных, грамотных, честных, преданных своей идее и бескорыстных, как он. И тогда они намного грамотнее правили бы государством, чем ситниковы-кукшины и шариковы-швондеры.

Но Базаров умер… А мы с вами живем в роковое время, когда страшно оглянуться вокруг, до такого жалкого состояния доведена наша Родина. Но я верю, что люди наконец опомнятся и повернутся лицом к Богу, Добру, Любви и Справедливости.

Любовный конфликт романа романа Тургенева “Отцы и дети”Способность глубоко любить Тургенев считал мерилом ценности человека как личности. Писатель многих своих героев подвергал испытанию любовью. Эта участь постигла и Евгения Базарова, который отрицал это чувство. Он считал, что любовь – это всего лишь физиологическая потребность. Поэзия, по его мнению, ерунда, читать Пушкина – потерянное время, заниматься музыкой – смешно, наслаждаться природой – нелепо. […].

Смысл заглавия романа И. С. Тургенева Отцы и детиСмысл заглавия романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” I. “Отцы и дети” – первый в русской литературе идеологический роман, роман-диалог о социальных перспективах России. 1. Художественная и нравственная прозорливость Тургенева. 2. “Честь нашей литературы” (Н. Г. Чернышевский). II. Роман о торжестве демократа над аристократами. 1. Сюжет романа как цепь столкновений нигилиста Базарова с “отцами”. […].

Сюжетно-композиционные особенности романа “Отцы и дети” И. С. ТургеневаВ соответствии с проблематикой и идейно-тематическим своеобразием романа организованы его сюжет и композиция. В центре его находится образ Базарова, который объединяет все художественное полотно произведения. Значимость его очевидна: из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Сюжет, ограниченный достаточно узкими временными рамками, развивается четко и динамично. С приездом Аркадия и его друга в […].

Анализ эпизода из романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” Глава XVIIГлава XVII В этом отрывке мы видим описание чувств, возникших между героями романа Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” – Базаровым и Одинцо­вой. В данном эпизоде романа описывается чувство Базарова к Одинцо­вой, мучившее и бесившее его. Мы видим душевные переживания Базаро­ва, который, полюбив Одинцову, не находит себе места, пытается владеть своими чувством, которое бесит и […].

Базаров и Одинцова (анализ главы 18 романа И. А. Тургенева “Отцы и дети”)На протяжении всего романа “Отцы и дети” И. А. Тургенев планомерно проводит главного героя – Евгения Базарова – через многие испытания, развенчивающие его нигилистическую теорию. Самым серьезным и болезненным для героя стало “испытание любовью”, которое перевернуло всю его жизнь, заставило разочароваться в своих убеждениях и в самом себе. В один прекрасный момент на жизненном пути […].

Идейное содержание романа Тургенева “Отцы и дети”В критике и публицистике 50-60 годов XIX века понятие “старшее поколение” и “младшее поколение” имело определенный политический смысл. Под “молодым” поколением демократические публицисты разумели сторонников новых, передовых идей, то есть революционных демократов а под “старшим” поколением – либеральное дворянство, т. е. тех людей, которые некогда играли важную роль в жизни русского общества, а теперь утратили […].

Сцена объяснения Аркадия и Кати. (Анализ эпизода из романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, гл. XXV.)Роман “Отцы и дети” после публикации стал предметом ожесточенных споров и приобрел мировую известность. Скорее всего это произошло из-за того, что “чуткая рука художника нащупала больное место общества, обнажила явление, бессознательно волновавшее всех, но еще никем не формулированное ясно”. Этот роман ввел в круг “вечных образов” литературы еще один – Евгения Базарова. Тургенев писал портрет […].

Читайте также:  Чувство надутого живот у женщин

“Отцы и дети”; Тургенева Написание романа “Отцы“Отцы и дети” Тургенева Написание романа “Отцы и дети” совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи западничества. “Отцы” придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы. Базаров, нигилист, представляет “новых людей”, в […].

Художественные особенности романа “Отцы и дети” И. С. ТургеневаТургенев так определяет основную черту своего творческого метода: “Наше время требует уловить современность в ее преходящих образах”. Она обуславливает возникновение в творчестве писателя особого вида реалистического романа, называемого культурно-историческим. Для такого романа свойственно представление злободневных проблем, новых идей и героев времени, характеризующихся через особый тип культуры, что с полным основанием можно отнести к роману “Отцы […].

Визит к Евдоксии Кукшиной. (Анализ главы XIII из романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”.)Базаров и Аркадий возвращались от губернатора, когда их перехватил Ситников, “ученик” Базарова, и пригласил посетить Евдоксию Кукшину. Начинается глава, о сущности которой Писарев отзывался так: “Юноша Ситников и молодая дама Кук-шина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины…” Сатира начинается с первых строк, уже при описании комнаты, похожей на кабинет. Тургенев пользуется […].

Какие черты “нового человека” в образе Базарова принимает и какие отрицает И. С. Тургенев? по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)Роман И. А. Тургенева “Отцы и дети” вышел накануне крестьянской реформы и вызвал бурные споры. В образе ключевого героя автор показал “нового человека”, наделив его достоинствами и отрицательными чертами характера. Уже с начала повествования через диалог в доме Кирсановых становится ясно, что Евгений Базаров принадлежит к нигилистам, отрицающим традиционные устои, искусство и все то, что […].

Споры вокруг романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”…Есть ли Базаров… карикатура, над Которою нужно издеваться, или же он Есть идеал, которому нужно подражать? М. Е. Салтыков-Щедрин Роман (бессмертное произведение) И. С. Тургенева “Отцы и дети”, опубликованный в 1862 году, вызвал ожесточенные споры. Чем объяснить это? Во-первых, сложностью и некоторой противоречивостью самого романа, а во-вторых, тем, что в спор вступили идейные враги. Ведь […].

Смысл названия и проблематика романа Тургенева “Отцы и дети”Проблема “отцов и детей” не раз затрагивалась в русской классической литературе. Эта тема стара как мир. Она лишь является частью той бесконечной борьбы старого с новым, поколения “отцов” с поколением “детей”. Действие романа начинается 20 мая 1859 года, а заканчивается зимой 1860 года, когда страна вплотную подошла к проведению антикрепостнических реформ. В романе “Отцы и […].

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА “ОТЦЫ И ДЕТИ” И. С. ТУРГЕНЕВАТрактовка как главных героев романа, так и замысла самого Тургенева встречается разная. Именно поэтому следует критически относиться к этим рассуждениям, и в частности, к трактовке Писарева. Принято считать, что основная расстановка сил романа отражена в противостоянии Базарова и Павла Петровича Кирсанова, так как именно они ведут полемику на различные темы – о нигилизме, аристократизме, практической […].

Смысл названия романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”Мнения и суждения Тургенева… дают только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей. Д. И. Писарев Иван Сергеевич Тургенев – один из замечательнейших писателей XIX века. Больше, чем в творчестве других писателей, в произведениях Тургенева нашли отражение наиболее важные вопросы политической и общественной жизни его времени. Сам Тургенев не примыкал […].

Анализ романа Отцы и дети Тургенева И. САнализ романа 1. Введение. Сложно анализировать роман Тургенева “Отцы и дети”, не зная исторической, общественно-политической ситуации, сложившейся в России к 1862 году. Русское общество находилось в крайне нестабильном положении, в ожидании реформ дворяне, разночинцы выдвигали самые разные проекты переустройства России. Многие помещики разорялись, жизнь становилась все сложнее, и постепенно вошло в моду критиковать русские порядки, […].

Сцена у стога (анализ эпизода из 21-й главы романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”)К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861. Появился роман в февральской книге журнала “Русский вестник” за 1862 год. “Отцы и дети” – произведение, отразившее целый этап в историческом развитии России второй половины 19 века. Действие романа происходит в 1859 году, а эпилог рассказывает о событиях, […].

Какие мысли и чувства вызывает дорога?Обычная дорога воспринимается нами по-разному. Видимо, сказывается внутренний настрой. Когда спешишь на учебу или на работу – ее практически не замечаешь, зато путешествие способствует наслаждению окружающими пейзажами, знакомству с интересными людьми. Дорога вызывает разные эмоции. Путь к месту отдыха кажется мне веселым и коротким. Я не испытываю дискомфорта и время летит незаметно. А вот привычная […].

Тип демократа-шестидесятника в романе Тургенева “Отцы и дети”В основу романа Тургенева положен социальный конфликт “отцов и детей”: вступающих в 50-60 годы XXI века на арену общественной борьбы революционеров-демократов и уступающих им место либеральных дворян. Базаров, один из главных героев романа, является представителем революционных демократов. По своему социальному происхождению Базаров – разночинец. Он, внук крестьянина, сын уездного лекаря, с гордостью говорит; “Мой дед […].

Взаимоотношения героев романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”С. Тургенев – писатель очень интересный и талантливый. Он написал множество романов, повестей. Одним из его самых лучших произведений считается “Отцы и дети”. Этот роман необычайно многогранен. Его можно назвать и социальным, и философским, и бытовым, и психологическим. Проблемы, поднятые в романе, настолько глубоки и сложны, что им нельзя подобрать какую-либо одну характеристику. Основная тема […].

Сочинение на тему: Композиционные особенности романа Тургенева “Отцы и дети”Композиционные особенности романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” Композиция – это построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Это важнейший структурный принцип организации произведения как художественного целого. Попробуем рассмотреть компо­зиционные особенности романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”. В центре системы персонажей романа один главный герой – Базаров. В основе композиции “Отцов и детей” […].

Визит к Евдоксии Кукшиной (Анализ главы 13-й романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”)Базаров и Аркадий возвращались от губернатора, когда их перехватил Ситников, “ученик” Базарова, и пригласил посетить Евдоксию Кукшину. Начинается глава, о сущности которой Писарев отзывался так: “Юноша Ситников и молодая дама Кукшина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины…” Сатира начинается с первых строк, уже при описании комнаты, похожей на кабинет. Тургенев пользуется […].

Сочинение на тему: Отцы и дети в романе Тургенева “Отцы и дети”Отцы и дети в романе Тургенева “Отцы и дети” Проблема отцов и детей существовала всегда. Однако особенно остро она проявляется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколение становятся носителями разных эпох и идей. Такой период наблюдался в России в середине XIX века, когда старое дворянство враждовало с революционно-демократической молодежью. Именно эта проблема […].

Читайте также:  Почему задыхаюсь при стрессе

Последняя глава романа “Отцы и дети” Ивана ТургеневаПочему И. С. Тургенев не завершил роман смертью Базарова, этой наиболее сильной в художественном отношении сценой? Ведь о главном герое сказано, казалось бы, все, для чего нужно было писателю создавать своеобразный эпилог – 28-ю главу? Во-первых, внимательно приглядимся к ее композиции. Главу обрамляют два пейзажа. Открывает дивный, чисто русский, зимний: “Стояла белая зима с жестокою […].

Смысл названия, заглавия романа Отцы и дети ТургеневаВзаимоотношения разных поколений являются одной из вечных проблем, которую пытаются решить психологи и журналисты, писатели и критики, художники и композиторы. В романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” эта тема звучит уже в самом его названии. Можно предположить, что автор произведения стремился найти ответ на один из “вечных” вопросов. Роман был опубликован в момент крайнего […].

Проблематика романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”На страницах романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” отражены социальные и политические разногласия в жизни общества середины XIX века. Время действия – 1853-1861 годы – сложный для России период. Закончилась “позорная” для России война с Турцией. Конец 50 – начало 60-х годов XIX века – время подготовки крестьянской реформы. На смену Николаю I пришел […].

Роман “Отцы и дети” И. С. Тургенева. Полемика вокруг романаРоман “Отцы и дети” был написан И. С. Тургеневым в период революционной ситуации в России (1859- 1862) и отмены крепостного права. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Это размежевание общества и нашло отражение в романе в лице Базарова, разночинца-демократа (“дети”) и братьев Кирсановых, лучших из дворян – […].

Основной конфликт романа “Отцы и дети” Тургенева И. СЗа частным конфликтом между братьями Кирсановыми и Базаровым стоит глобальный конфликт двух сословий. Вот почему даже разница в одежде, в воспитании, манере держать себя оказывается здесь социально значимой и обусловливающей идеологические и культурные расхождения. Этот общий конфликт имеет два аспекта: мы имеем противостояние одновременно двух сословий и двух поколений внутри каждого сословия. При этом нельзя […].

Особенности языка романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”В идеологической системе романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” центральное место отводится конфликту мировоззрений, характерных для различных слоев современного писателю русского общества. Носителем умеренного либерализма является Павел Кирсанов, выразителем разночинно-демократических взглядов и настроений – Евгений Базаров. Николай Петрович и его сын Аркадий по своим убеждениям, воспитанию, склонностям – консерваторы. Речь героев не только позволяет […].

Система образов романа “Отцы и дети” И. С. ТургеневаВ соответствии с идейно-тематическим содержанием строится система образов романа. В центре ее фигура Базарова, раскрываемая с разных точек зрения, в различных взаимоотношениях и ситуациях. Линия Аркадий – Базаров позволяет выявить, с одной стороны, истинный нигилизм Базарова, резко отличающийся от простой увлеченности новым течением Аркадия. Для него это оказывается лишь проявлением молодого задора и преклонения перед […].

Мифологический и метафорический контекст романа Ивана Тургенева “Отцы и дети”Несмотря на несомненную оригинальность романа “Отцы и дети”, мы не можем не обратить внимание и не провести параллели с произведениями других авторов, а также не отметить связь романа со всей мировой мифологией. Роман Тургенева чрезвычайно символичен. Например, третья глава романа “Отцы и дети” целиком посвящена разговорам только что встретившихся после долгой разлуки родственников. В числе […].

Образ Базарова в романе И. Тургенева “Отцы и дети”“Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном […].

Образ Е. Базарова в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев знакомит нас с жизнью Е. В. Базарова, одного из представителей новой, зарождающейся в России социальной силы – разночинной интеллигенции. Образ его необычен, а поэтому, знакомясь с ним, с его судьбой, мы открываем для себя что-то новое, интересное и занимательное. Образ Базарова занимает центральное место в романе. С […].

Своеобразие языка романа Ивана Тургенева “Отцы и дети”И. С. Тургеневу принадлежит замечательная формула: язык = народ. Большую часть жизни проведший за границей, знаток многих иностранных языков, И. С. Тургенев не переставал восхищаться русским языком, называя его “великим и могучим”, связывая с ним надежды на светлое будущее России: “но нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”. Русский язык поддерживал […].

Особенности психологизма романа Тургенева “Отцы и дети”Тургенев справедливо считается лучшим стилистом русской прозы ХIХ века и тончайшим психологом. Как писатель, Тургенев прежде всего “классик” – в самых разнообразных смыслах этого слова. “Классичность” соответствовала самому духу его творчества. Лучшие тургеневские вещи поражают законченностью и гармоничной соразмерностью всех деталей с целым. Художественными идеалами для Тургенева были “простота, спокойствие, ясность линий, добросовестность работы”. При […].

Смерть Базарова и эпилог романа “Отцы и дети” Тургенева И. СБазарова Тургенев тоже заставляет внезапно уйти из жизни. Но еще ранее выясняется его несостоятельность как социальной фигуры. Хотя Базаров еще в последнем разговоре с Павлом Петровичем отказывается от своего прежнего сугубо негативного взгляда на народ и признает непознаваемость народной души (“Русский мужик – это тот самый таинственный незнакомец, о котором некогда так много толковала госпожа […].

Дом и бездомность в художественном мире Тургенева на основе романа “Отцы и дети”Знаменитый русский критик Д. И Писарев в романе И. С Тургенева “Отцы и Дети” “кроме художественной красоты” заметил еще и то, что “он наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и освещает не столько выводимые явления, сколько отношения автора к этим самым явлениям”. В романе, действительно, поднимается множество социальных проблем, заставляющих […].

Встреча Аркадия с отцом (анализ второй главы романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”)Роман Тургенева “Отцы и дети” открывается приездом Аркадия Кирсанова вместе со своим “приятелем” Базаровым в поместье Кирсановых – Марьино. Друзей встречает отец Аркадия – Николай Петрович. Он не видел сына уже давно – его Аркаша возвращается после учебы в университете со званием “кандидата”. Вторая глава описывает непосредственно встречу отца и сына на постоялом дворе неподалеку […].

Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”Русская литература 2-й половины XIX века Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” В названии романа Ивана Сергеевича Тургенева отражена основная проблематика всего произведения – конфликт поколений “отцов” и “детей”, вечный неразрешимый конфликт прошлого и приходящего ему на смену будущего. В романе этот конфликт выражен в столкновении двух мировоззренческих позиций: позиции […].

Идейно-тематическое содержание романа “Отцы и дети” И. С. Тургенева“Отцы и дети” – центральное произведение в творчестве Тургенева, в котором воплотилась тема противостояния двух поколений – как в общечеловеческом плане, так и в социально-историческом смысле, передавая характерный для России середины XIX века конфликт либерального дворянства и разночинцев, в основу идейно-политической позиции которых был положен нигилизм. Нигилизм – мировоззрение, основанное на отрицании общепринятых ценностей: идеалов, […].

Источник

Оцените статью