Какое чувство испытывает чацкий после бала почему

Чувства в рассказе “После бала”

Рассказ «После бала» бала описывает события, произошедшие в течение одного дня, но успевшие за столь короткий срок поменять жизнь рассказчика. Что же за чувства в рассказе «После бала» испытывал герой?

Чувства героя во время бала

Во время бала герой чувствует себя окрыленным: вокруг него чудесные веселые люди, прекрасная девушка, в которую он влюблен, ее заботливый и трогательный отец. Он чувствует себя «пьяным от любви» и абсолютно счастливым. Рассказчика поражает отец возлюбленной. Это мужчина в возрасти примерно 50 лет, ухоженный и статный полковник. Видно, что он безумно любит свою дочь и гордится ею. Девушка грациозна и красива, кроме того она одета в модный наряд. Отец не скупится на одежду дочери, хотя сам старается экономить на себе. Несмотря на то, что он одет опрятно и ухожено, сам он одевается очень скромно. Особенно рассказчику бросаются в глаза его старомодные и самодельные сапоги. Этот факт его очень умиляет, ведь такие теплые отношения между родственниками можно встретить не часто. Иван Васильевич считает полковника образцом для подражания!

Чувства героя после бала

Однако чувства героя меняются на противоположные уже на следующее утро. Он долго не мог заснуть и решил прогуляться. Совершенно случайно он встречает полковника, который находится при исполнении. И теперь перед нами предстает не идеальный отец семейства, а жестокий и бездушный военный. Он наблюдает за наказанием татарина а потом сам бьет солдата, который, как ему показалось, плохо исполнял наказание. Героя настолько поразила эта метаморфоза, что ему стало плохо физически, он почувствовал тошноту. При этом рассказчик не хочет никого осуждать. Он пытается разобраться в причинах таких изменений. Скорее всего полковника сделала таким безжалостная система, когда физическая сила решала, кто прав , а кто нет.

Источник

Бал в доме Фамусова — анализ и роль эпизода в комедии «Горе от ума»

Анализ эпизода

В гости к Фамусову приезжает элита московского общества. Все приезжие были противниками чего-то нового, а также их сильно интересовало богатство и место, которое занимал человек в обществе, т. е чины.

План для сочинения или анализа:

  • Почему Чацкого не хотели видеть в доме Фамусовых?
  • Описание бала.
  • Предчувствие разрыва Александра Андреевича с фамусовским обществом.
  • Характеристика гостей Фамусова на балу (портретные зарисовки гостей).
  • Дерзкий смех Чацкого на балу.
  • Слух о сумасшествии.
  • Злость, невежество, возражения фамусовского общества.
  • Одиночество.

Краткое описание бала в Горе от ума

Бал — это важное событие, которое имеет большое значение, на нём собирались все представители высшего общества, так сказать, «сливки общества».

Чацкий не был в Москве три года и приехал без приглашения, поэтому там его особо никто и не ждал. Он вернулся в Москву с одной целью — жениться на Софье, дочери Фамусова. Но вдруг узнаёт, что во время его отсутствия она влюбилась в другого. Ее новым возлюбленным был Молчалин, это очень удивило Чацкого. И самый пик его возмущения наступает на балу.

Но как только к дому Фамусова, где будет происходить действие, начали подъезжать гости, Чацкий активно начал со всеми общаться и смотрел на всё это со стороны, он сразу подметил глупость и лицемерие приглашённых. В воздухе буквально кружила лесть, комплименты, все пытались понравиться друг другу, но параллельно смеялись друг над другом.

Конфликт с обществом можно было предвидеть, ведь Чацкий — человек «века нынешнего», он был против всего старого, считал, что служить нужно не людям, а делу, также не любил подхалимство и лесть. Со временем, проведённым в фамусовском обществе, Чацкий понял, что у него нет ничего общего с ними, потому что гости были другого видения, а также им не нравилось поведение героя, и конфликта избежать было невозможно.

На балу Чацкий встречает друга Платона Михайловича, который спустя время очень изменился и не в лучшую сторону. После свадьбы с Натальей Дмитриевной он стал подкаблучником, она постоянно его контролирует. Платон Михайлович всё понимает, но не пытается что-то менять.

Читайте также:  Ни кому нет дела до ее чувство

Потом приезжает семья Тугоуховских с дочерьми, которые находятся в поиске женихов, но узнав, что Чацкий небогат, прекращают с ним общение. Следующей гостьей была Хрюмина. Она была зла на весь мир и вечно недовольна из-за того, что не могла найти себе суженого. Она вела себя высокомерно, проявляла интерес ко всему зарубежному, а не только к каким-то нарядам, потому что считала это модным, а Чацкий высмеивал это. А Загорецково и вовсе не любят из-за его мошенничества и лжи, но он обладает особенным даром, который позволяет находиться в обществе.

Также на балу присутствовал Скалозуб — военный, который был карьеристом. Он был богат, считал, что всё должно быть по старым порядкам. Из-за своего состояния стал самым желанным гостем, потому что Фамусов видел его возможным женихом для своей дочери.

Ещё была Хлестова — жестокая пожилая дама, которая взяла с собой на бал собаку и арапку-девку. Единственная женщина, которая равнодушно относилась ко всему иностранному. Она всегда имеет свою точку зрения и знает, чего она стоит.

И Репетилов — гость, прибывший на бал самым последним. Он ненадёжный и пустой человек, делает всё только для своей выгоды. Например, его брак был с расчётом на то, что тесть поможет ему в карьере, но этого не случилось.

Находясь на балу, Александр Андреевич только и делал, что высмеивал всех и шутил над ними, что не нравилось всем гостям. Их недовольство способствовало тому, что его начали считать сумасшедшим.

Ближе к вечеру на балу прошёл слух о безумстве Чацкого, который пустила Софья. Скорее всего, она сделала это неосознанно, возможно, она имела в виду, что Александр Андреевич сошёл с ума от любви и не отстаёт от неё, а какой-то гость услышал это и начал говорить другим, это предшествовало столь быстрому распространению слухов. Софья знала, что её неправильно поняли, но не стала объяснять свои слова, она хотела отомстить за Молчалина. Позже все начали выяснять причину сумасшествия и пришли к выводу, что всему виной является учёба. На этом и закончился любовный конфликт в комедии.

Фамусовское общество было довольно злым и имело свой страх. Люди были против каких-то новшеств, они придерживались только старых традиций. Страх общества заключался в том, что они боялись образования и науки, поэтому хотели уничтожить все книги. Это показывает фрагмент «Собрать все книги бы да сжечь» из слов Фамусова.

Гости с самого начала не приняли Чацкого с распростёртыми объятиями, потому что они считали себя умными и «высшим классом», а он лишь смеялся над ними. Весь вечер в доме Фамусова царила напряжённая атмосфера. Также Александру Андреевичу казалось, что он попал на какую-то выставку из-за того, что гости постоянно чем-то хвастались, например, чинами или богатством.

Фамусовское общество решило, что признать Чацкого сумасшедшим куда проще, чем сказать, что он прав. Он именно на балу узнал настоящее отношение Софьи к нему. Чацкий остался совсем один, даже его друга Репетилова убедили в том, что Алесандр Андреевич — сумасшедший. Он ощущает себя лишним на балу и утром уезжает на карете.

Место сцены бала в сюжете комедии

Эта сцена имеет важное значение в комедии, ведь это кульминационный момент, именно на балу происходит два конфликта: любовный и общественный. Также этот эпизод является не только кульминацией, но и развязкой для некоторых сюжетных линий. Таблица описания конфликтов:

Общественный Любовный
Это конфликт между Чацким и Фамусовским обществом. Он возник из-за того, что гости на балу считали себя умными, образованными, а Чацкий отличался умом, а его лучшие человеческие качества заставляли их думать, что он сумасшедший. Он только и делал, что смеялся над гостями, потому что он видел их лицемерие и глупость, и таким образом он мог как-то словесно их унизить. К сожалению, отрывок вопроса из монолога Чацкого: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?», заданного Фамусову, был риторическим, потому что ничего хорошего не случится, пока общество будет состоять из таких людей, как фамусовское общество. Это были взаимоотношения между Чацким и Софьей. Он вернулся в Москву спустя три года ради неё, но узнал, что она полюбила другого — Молчалина. Но на балу Чацкий понял, что Софья очень изменилась, да и люди, окружающие его в Мокве, сплошь одни лицемеры. Именно Софья распускает слух из-за желания отомстить ему за Молчалина.
Читайте также:  Почему шоппинг поднимает настроение

Общественный конфликт в этой комедии неразрешим. Но можно сказать, что Чацкий не победил в этих двух спорах, ведь он уехал из Москвы одиноким и разочарованным. Его чувства уничтожены, у него не осталось надежд, что его поймут в этом обществе.

Тем временем фамусовское общество даже не поняло, что же произошло. Они даже не понимали шуток Чацкого и, сказав, что он сумасшедший, сделали хуже себе. Даже сейчас в похожих компаниях не любят тех, кто много говорит и выставляет себя слишком умным. Без них комфортнее и спокойнее. Похожая судьба была и у Печорина, и у Онегина, ещё их объединяло то, что они все не смогли находиться в обществе.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» даже сейчас не потеряла свою ценность. Наоборот, сейчас можно очень часто услышать цитаты из этого произведения.

Источник

Урок «Мильон терзаний» .Анализ IV действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».Смысл названия пьесы

(Анализ 4 действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

Смысл названия пьесы.

Продолжать работу над анализом драматического произведения, анализом эпизода, углубить знания о характеристике персонажей пьесы, овладеть литературоведческими терминами (развязка, второстепенные персонажи, персонаж- пародия).

Развивать навыки самостоятельной работы учащихся, умение создавать социально- психологическую характеристику персонажей; продолжать работу над связной монологической речью ; обогатить лексикон девятиклассников .Развивать воображение , вызвать у детей сопереживание героям комедии А. С. Грибоедова. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности учащихся, актерских задатков.

На примере жизни главного героя способствовать воспитанию высших нравственных качеств. Формировать собственное мнение о поступках героев литературных произведений.

Эпиграф к уроку.

Так! Отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой- и спала пелена…

Сарказм- язвительная насмешка, злая ирония.

Пародия- 1. Комическое или сатирическое подражание кому- либо.

2. перен. неудачное, вызывающее насмешку подобие чего-нибудь.

Развязка- заключительная часть литературного произведения.

Разоблачение- раскрытие чьих- либо тайных замыслов, лжи, злоупотребления.

Сообщение целей урока.

Объяснение нового материала.

Подведение итогов урока.

Объявление темы урока. Постановка его целей и задач.

— В центре нашего урока- анализ четвертого действия комедии А. С. Грибоедова.

Какие события произойдут с нашими героями? Каково их поведение в трудных ситуациях? Что нового мы узнаем об их характере? Логична ли такая развязка? – вот вопросы, на которые мы сегодня ответим.

А также нам предстоит познакомиться с новыми, второстепенными персонажами пьесы, задуматься над смыслом названия грибоедовской комедии.

По ходу анализа четвертого действия мы будем составлять его цитатный план.

Работа с текстом. Аналитическая беседа по 3 явлению.

— Какое чувство испытывает Чацкий после бала?

(Разочарование, боль, одиночество) .

— Где находится Чацкий, опишите его позу?

— Почему Грибоедову надо изобразить героя недвижимым и в сенях фамусовского дома?

Ну вот и день прошел, и с ним

Все призраки, весь чад и дым надежд…

Чего я ждал? Что думал здесь найти?

Где прелесть встреч? Участье в ком живое?

Крик! Радость! Обнялись!Пустое…

И пусто, и мертво…

Досадно, мочи нет, чем больше думать станешь.

Учащиеся анализируют монолог главного героя: «Ну вот и день прошел…», обращают внимание на языковые средства, передающие состояние Чацкого: парцелляция, ряды однородных членов, наличие восклицательных предложений, риторических вопросов. Все это свидетельствует о неудовлетворенности Чацкого людьми, которых он встретил на балу.

Работа над составлением плана четвертого действия.

— Как бы вы озаглавили этот эпизод, используя цитаты?

(Дети говорят варианты. Запись на доске, например: «Ну вот и день прошел, и с ним все призраки», или : «Крик!радость!обнялись!- Пустое!», или: «И пусто, и мертво…»)

Работа с текстом. Аналитическая беседа по 4,5 явлениям.

— Но вот интонация комедии меняется. Почему? ( на сцене появляется новый персонаж- Репетилов.)

1. сыграть появление Репетилова;

2. выразительно зачитать несколько его реплик, помогающих раскрыть суть персонажа. (При этом важно обратить внимание на тот факт, что при появлении на сцене герой падает, речь его чрезмерно напыщенна, тороплива. После признаний достоинств Чацкого , он с тем же подобострастием обращается и к Скалозубу).

Читайте также:  Эмоциональные качели после расставания с парнем

Сообщение учащегося. Характеристика Репетилова.

-Почему Грибоедов не привел его на бал?

— С какой интонацией описан этот персонаж?

-Что он олицетворяет ?

-Для чего Репетилов введен в пьесу?

Вывод: Репетилов- болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект. Этот персонаж- пародия на главного героя Введение этого образа подчеркивает одиночество Чацкого.

Работа с текстом. Аналитическая беседа по 6-10 явлениям.

— Какой темой объединены эти три явления ? ( Из них мы видим, как быстро разносится мысль о безумстве Чацкого уже вне дома Фамусова)

-Почему так быстро разносится мысль о безумстве Чацкого уже вне дома Фамусова?

Работа над составлением плана четвертого действия.

Озаглавьте эту часть комедии. ( Возможные варианты: «С ним говорить опасно», « А вы заметили, что он в уме серьезно поврежден?»

-Как к этой сплетне относится Чацкий?

Сообщение учащегося. Анализ монолога Чацкого «Что это? Слышал ли моими я ушами?»( Герой испытывает горечь, он потрясен, но более всего его интересует вопрос: « А Софья знает ли?»)

А вот следующий эпизод я бы назвала так: « Уж коли горе пить, так лучше сразу, чем медлить…» Удары продолжают сыпаться на нашего героя : верно говорится, что беда не приходит одна.

Какие новые потрясения ждут самого «умного» героя грибоедовской комедии? ( Во- первых, он узнаёт, что Софья любит Молчалина; во- вторых, что именно она распустила слух о безумии друга детства)

— Как вы думаете, какое из этих событий страшнее для Александра Андреича? Почему?

— Страшно, ужасно, тяжело… Войдите в положение героя! Почувствуйте глубину его потрясения. Одновременно быть отвергнутым обществом и узнать о нелюбви и предательстве девушки, из- за которой он и приехал в Москву. «Мильон терзаний»…

Эти слова произнес Чацкий на балу в доме Фамусова. Эти слова можно отнести и к настоящему положению героя. « Мильон терзаний»- вот итог нахождения героя в родных местах, городе своего детства, юности- Москве.

И вот последний монолог Чацкого ( явление 14): «Не образумлюсь…, виноват».

Сообщение учащегося . Выразительное чтение и анализ монолога.

— Что чувствует герой?

-Против кого и чего направлены его упреки?

— Каким чувством проникнуты его слова? (сарказм)

— Справедлив ли Чацкий в своих обвинениях?

Работа над составлением плана четвертого действия.

Озаглавьте этот эпизод.( Возможные варианты: «Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!», «…с вами я горжусь своим разрывом», « Так, отрезвился я сполна», «Все гонят! все клянут! Мучителей толпа!»)

— Четвертое действие- развязка произведения. В ней наблюдаем разоблачение героев. Каждый получил сполна. Каждый расплатился за свои ошибки, притом и отрицательные персонажи, и положительные. И как в жизни: кто лучше, достойнее, честнее- тот страдает больше .А лжец,хитрец — и тут «вывернется».Подумайте, как Молчалин выйдет из сложной ситуации? Легко, вероятно.

А Софья? Чацкий? Они честны, прямолинейны. И долго им еще нести тяжелый крест свой из- за отсутствия житейской мудрости, житейской наблюдательности. Финал не как в классической трагедии- нет счастливой развязки. Но это правда. Так бывает в жизни чаще всего .Горе от ума- это реализм, это правда жизни.

Быть умным, честным, отстаивающим своё мнение, не отступающим от своих принципов- это правильно, по- человечески. Но… Лучшие люди всегда страдают больше других. Правдолюбов не любят, их гонят. В истории- и физически уничтожают. Вспомните Исуса Христа! Разве вы не видите сходные черты в характере, судьбе богочеловека и Чацкого?

Примеров достаточно и в литературе: это и писатель из «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова, и Авдий Каллистратов из романа Ч. Айтматова «Плаха». Все эти люди- лучшие, но все они страдают и даже гибнут. Цена победы- в страдании лучших людей. Таков закон жизни .Это люди- первопроходцы, им всегда тяжело, в отличие от тех, кто прячется за спинами других, как ,например ,Молчалин.

Таков смысл бессмертной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Бессмертной, потому что Фамусов, Молчалин, Чацкий- вечные образы. Как жить вам, какую дорогу избрать- решайте сами…

Домашнее задание. Подготовка к семинару «Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал А. С. Грибоедова». Индивидуальные задания: характеристика персонажей, анализ эпизодов.

Источник

Оцените статью