Какое бывает эмоциональное воздействие

МЕТОДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Одним из средств влияния при межличностном общении является уровень, выражения его участниками своего эмоционального состояния, то есть своих чувств, переживаний, своего отношения к происходящему и к лицам, принимающим в нем участие.

Чтобы оказывать на других эмоциональное воздействие, общающимся самим не следует быть равнодушными. Им нужно более или менее эмоционально реагировать на содержание и участников коммуникации. А их речь для этого должна быть образной и эмоциональной.

Однако в этом отношении не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Нельзя не учитывать и того, что слишком эмоциональное восприятие происходящего одним из общающихся может негативно сказаться на его объективности.

Эмоциональность в процессе коммуникации достигается различными средствами. Существуют и универсальные, которые могут широко применяться.

Одно из них заключается в рассогласовании содержащейся в высказываниях информации с устоявшимися взглядами и мнениями слушателей. К примеру, когда нерадивому студенту говорят о необходимости посещения всех учебных занятий, это пробуждает у него эмоции негативного характера.

Другим средством эмоционального воздействия на слушателей является использование говорящим произведений искусства, ярких иллюстраций, красочных примеров, резкого цифрового сопоставления или противопоставления. Это стимулирующе действует на воображение, может вызвать у них цепь представлений или ассоциаций, невольно затрагивающих их чувства.

Экспрессивной силой воздействия обладает и градация, то есть такое расположение в высказывании слов и предложений, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по степени качества или интенсивности.

Пробуждению эмоций у участников коммуникации способствует использование говорящим риторических вопросов, то есть утверждений или отрицаний, облеченных в форму вопроса. Своеобразие их в том, что на них не требуется ответ, а слушатели сами на них отвечают.

Вопросно-ответная форма речи повышает степень эмоционального воздействия на слушателей. Она также помогает выделить главное и донести идею до любого человека, в том числе до такого, у которого обычно трудно пробудить эмоции.

Эмоциональное влияние высказываний можно значительно повысить и путем соответствующего их голосового оформления. Для. этого нужно чаще менять тональность, звучание, скорость произнесения слов и предложений.

Эмоциональное воздействие коммуникативной речи увеличивает и использование говорящим соответствующей мимики и жестикуляции. Поскольку люди не только вслушиваются и вдумываются в то, о чем им «повествуют», но также следят за изменениями на его лице, за выражением его взгляда, за каждым его жестом, и делают из этого свои выводы. Поэтому экономить на внесловесных средствах выразительности в процессе общения, видимо, не стоит.

Имеются и различные языковые средства, которые могут оказать на слушателей то или иное эмоциональное воздействие. Иногда для этого говорящим применяется пара-другая «крепких» слов, которые ранее не использовали в печатных изданиях и на эстраде. Однако брать пример с такого человека вряд ли стоит.

Можно для усиления экспрессивности высказываний включать в них больше эмоционально насыщенных слов и выражений, определенных терминов, придающих изложению красочность, образность или определенный колорит.

В каждом из общающихся в той или иной степени заложена способность к образному мышлению. Это полезно использовать для эмоционального воздействия путем придания своим, высказываниям большей личностной, окраски.

Поэтому не следует в них увлекаться абстрактными рассуждениями, простым перечислением фактов, что современных слушателей нередко оставляет равнодушными, а стараться шире привлекать материалы из собственной биографии и личного опыта.

Иногда эмоциональное воздействие коммуникативной речи повышается с помощью применения в ней контраста. Например, это можно использовать, когда в судебном заседании характеризуются преступник, и его жертва.

Эмоциональность речи может придать и применение в ней приемов стилистического синтаксиса. К ним, в частности, относится повтор, то есть неоднократное употребление слова, словосочетания или предложения. Этим преследуется цель привлечь внимание слушателей, подчеркнуть значение того или иного положения, возбудить у них те или иные эмоции.

Но повтор не должен быть слишком продолжительным, так как он создает только временный подъем и напряжение чувств. При многократном повторении того или иного положения начинается спад внимания и эмоционального восприятия у слушателей.

Для эмоционального воздействия на них можно применять преднамеренную инверсию или нарушение привычного порядка расположения слов в предложении. К. примеру, поставить сказуемое впереди подлежащего. Это «режет слух» и невольно побуждает более заинтересовано прислушиваться к тому, о чем идет речь.

Читайте также:  Когда возникает чувство злости

Этой же цели служит намеренное придание говорящим своей речи или отдельным ее частям какого-нибудь колоритного акцепта (эстонского, грузинского, еврейского или иного).

Эмоциональное воздействие речи можно усилить и посредством использования в ней прямой речи, цитирования высказываний других участников, серьезного или шутливого приписывания их тому или иному слушателю. Это оживляет речь, помогает лучше, чем описание или косвенная речь, передать чужие мысли и чувства, что не остается без отклика у слушателей.

Прямую речь полезно использовать и для своеобразных речевых характеристик, что тоже не оставляет слушателей равнодушными. При этом цитируются высказывания и весьма известных личностей.

Для усиления эмоционального воздействия могут быть использованы также различные эмоциональные восклицания. Это позволяет своевременно обратить внимание слушателей на определенное положение, выразить к нему отношение говорящего, а также побудить слушателей воспринимать его мнение или его призыв к определенному действию.

Для эмоционального воздействия коммуникативной речи можно использовать в ней и отступления, прямо не относящиеся к теме, но в той или иной ситуации соответствующие той цели, которую выступающий перед собой поставил.

Однако эмоциональные отступления должны быть достаточно краткими и главное выразительными, так как длинные и скучные не только отвлекают внимание, но и утомляют слушателей.

Источник

10 видов психологического влияния

Как воздействовать на человека? Как убедить его сделать то, что вам нужно? Как сформировать у него определённое настроение? В этом материале вы познакомитесь с десятью видами психологического влияния. Они помогут вам не только в «нападении», но и в защите от разного рода воздействий. Итак, как перестать поддаваться влиянию и научиться влиять самому?

Прямое убеждение

Это воздействие посредством аргументирования точки зрения, которую мы хотим привить человеку. При этом он осознаёт, что вы воздействуете на него. С помощью убеждений вы можете изменить намерения, решения, суждения человека и т.п.

Внушение

Это неаргументированное влияние на человека. При внушении человек некритически воспринимает всё, что ему говорят, вследствие чего усваивает любые установки и убеждения, которые вы хотите ему навязать.

Обычно внушение происходит вне сознательного контроля реципиента. Например, вы говорите: «Каждый образованный человек должен сходить на эту выставку», но при этом прямо не обращаетесь к человеку, на которого влияете (допустим, намеренно говорите об этом по телефону так, чтобы он был рядом и слышал).

Человек не понимает, что вы воздействуете конкретно на него, поэтому не пытается «защищаться».

Заражение

Заражением называют передачу своего эмоционального состояния или своих установок другим людям. Самый яркий пример – смех. Есть даже выражение «заразительный смех». Но это работает и с другими состояниями.

Например, если человек долго находится в обществе, которое имеет определённое убеждение, то со временем он тоже его перенимает, «заражается» им.

Самопродвижение

Самопродвижение – это открытое объявление своих целей и предоставление доказательств своей компетентности.

Подобное проявляется, когда человек, например, говорит, что он имеет большой опыт в управлении персоналом и именно поэтому главой отдела нужно назначить его, а не кого-то другого.

Пробуждение импульса к подражанию

Это вызывание у другого человека желания быть похожим на вас. Вы ведёте себя таким образом, чтобы тот, на кого вы хотите повлиять, начал подражать вам.

Допустим, вы создаёте себе образ успешного человека, вас берут в пример, на вас ориентируются. Тогда вы можете что угодно выдать за причину своего успеха и люди будут делать это, то есть подвергнутся влиянию.

Формирование благосклонности

Вы можете оказывать психологическое влияние на человека, если вызовите у него чувство благосклонности или даже привязанности.

Например, вы можете оказать ему услугу, дать ценный совет или просто дружелюбно общаться. Какой способ влияния вы бы не выбрали для использование, формирование благосклонности всегда вам поможет.

Принуждение

Влияние с использованием угроз, психологического давления и т.п. В том числе это шантаж и обещание каких-либо благ за подчинение вашей воле.

Просьба

Да, иногда можно оказать нужное вам воздействие, просто попросив человека. Помните, что ваша просьба должна быть мотивирована. Почему человек должен сделать то, о чём вы говорите? Какую он выгоду получит от этого? Не ждите этих вопросов, а сразу давайте ответы на них.

Деструктивная критика

Психологическое влияние оказывается путём высказывание негативных суждений в адрес того, на кого вы хотите повлиять. Также это может быть осмеивание, осуждение или ругань.

Читайте также:  Тонзиллит от стресса как

Подобное отнимает у человека веру в себя, заставляет его тратить большое количество сил на борьбу с отрицательными эмоциями, делает его более уязвимым.

Манипуляция

Это скрытое воздействие. Это определённые приёмы, целый арсенал техник, которые помогают влиять на волю, психическое и эмоциональное состояние человека.

С хорошим материалом по манипуляции людьми вы можете ознакомиться по ссылке.

Предупреждён – вооружён. Используйте эти знания и не поддавайтесь влиянию.

Источник

Эмоциональное воздействие

Очень часто сильную половину человечества беспокоят мысли о ненужности и неприемлемости в обществе ярко выраженных эмоций. Эту вечную борьбу мужского и женского начал мы обсуждать не будем, но все же стоит заметить одну деталь. Именно благодаря умению женщин тонко воздействовать на людей на эмоциональном уровне, а также на интуитивном (кстати, интуиция, по общему мнению, является типично женской чертой) происходили многие события даже на государственном уровне. Иначе как объяснить высказывание «за каждым успешным мужчиной стоит умная женщина». Как и прежде, мы постараемся упорядочить по смыслу всю информацию об эмоциональном воздействии.

Что такое эмоциональное воздействие? Проще говоря, это способ общения, руководства и манипулирования людьми посредством межличностных отношений и провокаций на демонстрацию внутренних эмоций. Такой способ влияния на другие личности используется и мужчинами, но при женщине-руководителе он более развит в организации. Используется он для того, чтобы подстегнуть развитие сотрудников как профессионалов, выявить скрытый потенциал быстрее, чем обычно, прилагая минимум усилий. А следствие такого воздействия следующее – в коллективе, возглавляемом женщиной, намного чаще возникают интриги, ситуации с подтекстом, скрытая или явная борьба за звание самого лучшего сотрудника.

Какие есть виды эмоционального воздействия? Самый первый – это выдвижение вперед одного или нескольких фаворитов. Эти сотрудники как бы создают государство в государстве и не особо следят за четким выполнением своей работы. Остальные работники относятся к ним с опаской. Ведь (по их мнению) только любимчики могут жить спокойно, а остальные не могут и рта раскрыть. Если объективно рассмотреть эту ситуацию, становится очевиден следующий момент: создавая свое окружение, ваш руководитель пытается подстегнуть подчиненных на более смелые решения, чтобы они сумели выделиться на фоне любимчиков. Значит не стоит обращать внимания на советы не высовываться, а удвоить свой объем работы и стать очень надежным, ответственным сотрудником. А вот непосредственно с фаворитами нужно держаться очень вежливо, приязненно, но не позволять вашим отношениям приобрести яркую эмоциональную окраску. То есть не конфликтовать, но и не дружить, так как опальный фаворит может увлечь вас за собой и шеф может внести вас в черный список неугодных сотрудников.

Что такое черный список, вы, конечно, знаете. Его создание – второй вид воздействия на подчиненных. Нет, это не какой-то документ, а список тех сотрудников, которые постоянно испытывают давление со стороны руководства. Постоянные придирки, проверки, загрузка работой и критика – вот что ожидает каждого в этом списке. Очень частые стрессовые ситуации для вас могут обернуться лишением премий, штрафами за малейшие провинности и бесконечными вызовами на ковер. Проще говоря, сплошная нервотрепка. Естественно, с этой проблемой нужно бороться, но как? Есть несколько вариантов.

1. Если вы начинаете чувствовать пресс со стороны руководства, срочно займитесь самокритикой. Где вы могли допустить оплошность, что сделали такого, что повлекло за собой проявление пристального внимания к вашей личности? Перебирайте не только профессиональные ситуации, но и вспоминайте о разговорах с коллегами, поведении, слухах. Быть может, вы допустили при обсуждении с сотрудниками манер и вкусов каждого из них какую-то двусмысленность, которую собеседники приняли за намек на вкус начальницы. О, это очень болезненно для женщины, особенно если критика исходит от молодого человека и признанного стиляги. Или допустили ряд высказываний о возрасте (эта тема тоже табу!) и услужливые доброхоты преподнесли их вашему боссу в искаженном виде. Если поняли, где допустили ошибку, срочно исправляйте ее, ведь всегда можно найти выход. Обычно он там же, где и вход. Значит, вернитесь в эту ситуацию, искусственно повторив ее, и объясните свою мысль более доходчиво. Если вообще не видите, чем могли вызвать неприязнь, скорее всего вы что-то не так делаете. Можно проанализировать ситуацию самому, а можно пойти к начальнице на прием и попросить помощи в очень вежливой форме. Она не откажет вам, если вы скажете, что у вас появилось сомнение в правильности того, что делаете и вам просто необходимо услышать авторитетное мнение.

Читайте также:  Всероссийский творческий конкурс весеннее настроение 2021

2. Можно проявить свой характер и попытаться выяснить напрямую, чем вызваны такие отношения. Вполне реально просто поговорить о ваших взаимоотношениях, спросить, почему вам кажется, что вы персона нон-грата. Ваш вопрос о том, что происходит, покажет всю вашу бесхитростную натуру и искренность, а значит, вас нельзя будет обвинить в нелепых поступках. Главное при разговоре – не повышать голос и быть максимально вежливым собеседником.

3. Поинтересуйтесь у коллег о последних новостях. Лучше спрашивать у лояльно настроенных к вам сотрудников, они смогут вам объяснить ваше положение. Быть может, вскроется чей-то план по уничтожению вас в глазах руководства.

Как бы вы себя ни повели, не стоит опускать руки и бросать все на самотек. Иначе изначально пустяковая проблема вырастет в ужасно огромный ком неразберихи и негатива, и вам просто невозможно будет работать в таких условиях.

Еще одна форма эмоционального воздействия – опекунство и попечительство над вами со стороны начальницы. Если вас постоянно спрашивают о личной жизни и активно в ней участвуют – не торопитесь отказываться от такой модели общения. Это пример очень интересных отношений, когда к эмоциям примешивается материнский инстинкт, заставляя защищать и помогать слабому. Естественно, от вас ждут отдачи, вы должны будете делиться своими переживаниями, но весь смысл такого воздействия в том, что бы понять вас как личность. При этом получается, что руководитель сама впадает в зависимость от ситуации. Ведь не может же она вас ругать за неполную отдачу делу, если она в курсе последней драмы в вашей личной жизни. Принимайте советы с глубокомысленным видом, и обязательно говорите о том, насколько ценна ее забота о вас.

Метод кнута и пряника тоже используется женщиной-руководителем. Только в отличие от мужчин, которые переводят его в финансовую область и используют в качестве наказаний и поощрений штрафы или премии, женщины используют эмоциональное воздействие. Если в ваш адрес слышатся только похвалы и доброжелательные отзывы, это и есть поощрение. А наказанием будут повышение голоса, строгие выговоры. Воспринимайте все эти проявления как проходящие моменты. Не позволяйте им отложиться в вашей памяти и как-то влиять на вашу работу.

Необходимо затронуть очень важный момент. Чаще всего кандидатами на должности в той организации, где начальник – женщина, оказываются тоже женщины. Сильный пол предпочитает не быть в подчинении у слабого. Но отношение руководителей к сотрудникам тоже варьируется в зависимости от их пола. К мужчинам, хоть они и опасаются женского руководства, отношение менее предвзятое. Чаще всего от эмоционального воздействия страдают женщины. Происходит это потому, что женщины представляют внешний облик всей такой организации. Глава как бы проецирует свои желания на подчиненных, и выдвигает им свои нормы поведения, внешности, налаживания отношений. И не думайте, что в вашем случае будет по-другому, ведь женщина остается таковой, несмотря на возраст и служебное положение. Выражать свои эмоции и умело манипулировать чужими – основная привилегия женщины-руководителя.

Есть прямо противоположные ситуации, когда патронесса придерживается слишком гротескных взглядов на противостояние полов. Тогда к мужчинам на предприятии будет такое же отношение. К счастью, настоящая женщина-лидер знает и по праву занимает свое достойное место в деловом мире. А противовесом ее воздействию на уровне эмоций является самоконтроль. После нескольких неудачных попыток вызвать у вас демонстрацию негативных, отрицательных эмоций вас оставят в покое, признав спокойным, уравновешенным, а следовательно, надежным человеком. Быть может, назовут сухарем, но это лучше, чем участвовать в словесных баталиях. Это относится к мужчинам, как и следующий совет: вашим кредо на пути к успеху должны быть «позитив на негатив», «женщина любит ушами», и «улыбка – главный аргумент». Помните, что в ваших силах не только не реагировать на чужие эмоции, но и пытаться воздействовать так же, только хладнокровно и с умом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Оцените статью