- Какими выразительными средствами композитор подчеркнул различные эмоциональные состояния
- Конспект урока музыки на тему «Два музыкальных посвящения» (6 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Методика преподавания музыки в общеобразовательной организации
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Краткое описание документа:
- Средства музыкальной выразительности
- Домашняя работа по музыке
Какими выразительными средствами композитор подчеркнул различные эмоциональные состояния
У каждого творческого человека есть средства, с помощью которых он выражает свои мысли и чувства, превращая фантазию в произведение искусства. У поэта это слова, стихотворный размер и рифма; у художника — кисти, краски, мазки и холст; у рукодельницы — иголки, нитки и ткань. У композитора тоже есть средства с помощью которых он может донести до слушателя свою мысль, и называются они «Средствами музыкальной выразительности».
Главные из них: мелодия, ритм, лад, гармония, регистр, темп и тембр.
Но обо всем по порядку:
1) На первом месте по важности, среди музыкальных выразительных средств, стоит МЕЛОДИЯ.
Термин мелодия произошел из 2х слов: melos- песнь, и ode – пение. Мелодия -это одноголосно выраженная музыкальная мысль. Это то, что можно пропеть. Даже если мы не поем какое-нибудь произведение целиком, то часто напеваем из него мотивы и фразы. Ведь в музыкальной речи, так же как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы.
Несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии. Несколько мотивов составляют фразу, а несколько фраз – предложение.
Можно выделить два основных типа мелодии:
* Кантилена — «мелодия большого дыхания». Когда мы слышим такую мелодию, нам кажется что она льется мягко и широко, как река, и звуки музыки увлекают нас далеко далеко за собой.
Композиторов, часто использующих в своих произведениях кантилену называют композиторами мелодистами. Среди известнейших русских композиторов мелодистов можно назвать Петра Ильича Чайковского, Сергей Васильевича Рахманинова, Георгия Васильевича Свиридова.
Чтобы ощутить широту и протяжность кантилены, я предлагаю Вам послушать фрагмент концерта №2 С.В. Рахманинова.
Источник
Конспект урока музыки на тему «Два музыкальных посвящения» (6 класс)
Урок 3. Два музыкальных посвящения
— развитие общих музыкальных способностей учащихся, образного, ассоциативного мышления, творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
— постижение музыкального образа как единства правды и красоты;
— формирование готовности и способности участвовать в коллективной исполнительской деятельности; умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
— познакомить учащихся с шедеврами музыкального искусства, обращая внимание учащихся на своеобразие почерка композитора;
— помочь учащимся понять, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств, которые, может быть, ещё не были испытаны ими в реальной жизни.
«Я помню чудное мгновенье». «Вальс-фантазия».
На сегодняшнем уроке речь пойдёт о двух музыкальных шедеврах, один из которых — романс М. Глинки на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» — относится к вокальной музыке, а другой — «Вальс-фантазия» — к инструментальной.
Эпиграф — слова М. Глинки:
«Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости»
— вводит учащихся в мир композитора, настраивает на восприятие музыки, передающей тонкие душевные переживания.
Портреты Александра Сергеевича Пушкина и Анны Петровны Керн, Михаила Ивановича Глинки и Екатерины Ермолаевны Керн воссоздают образы героев этих лирических произведений.
Это своеобразная исповедь сердца композитора, как будто глубоко личная дневниковая запись переживаний и раздумий, отчаяния и восторга, выраженная в музыкальных интонациях.
1. Чтение и анализ стихотворения
Учитель предлагает одному из учащихся выразительно прочитать стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Остальные, вслушиваясь в его звучание, подбирают к каждому из шести четверостиший названия, соответствующие их образно-смысловому содержанию.
— Подумайте, какая музыкальная форма может раскрыть поэтический образ стихотворения.
1) Слушание (в исполнении Н. Гедды ). Музыкальный анализ
А) Вопросы к слушанию
• Какие чувства пробуждает романс?
• Что привлекает в этом музыкальном сочинении?
• Как композитор передал смену чувств и переживаний?
• Какими выразительными средствами подчеркнул различные эмоциональные состояния этого поэтического высказывания?
Ответить на данные вопросы поможет и нотная запись мелодии в учебнике (с. 16).
Б) Определение музыкальной формы
Пропевание начальных мелодий
Начальные мелодии каждой части пропеваются с учащимися. Это будет содействовать активному постижению музыкального образа романса.
— Трёхчастная форма соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены 3 важных момента душевной жизни героя: воспоминание о первой встрече, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания.
Учитель обращает внимание учащихся на отдельные элементы музыкальной речи, на то, как:
Композитор создаёт образ мимолётного видения: повествовательная, плавно льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом, когда ударение с сильной доли такта переносится на слабую.
— Пропойте фрагмент мелодии на слова «как мимолётное виденье» — ст. 17 учебника.
Пропев фрагмент, учащиеся почувствуют выразительную роль синкопы .
Синкопа – перенесение ударения с сильной доли такта на слабую.
3) «Вальс-фантазия» М. Глинки
— «Вальс-фантазия» прозвучит в исполнении Государственного академического симфонического оркестра под управлением Е. Светланова.
Исполнение (вокализация) главной мелодии (оригинальное трёхтактовое построение фразы в сравнении с традиционным четырёхтактовым) позволит учащимся ярче почувствовать характер музыкального высказывания.
Здесь и взволнованность, восторженность, порыв, смятение, меланхолия, грусть .
Более внимательное прослушивание нескольких мелодий «Вальса-фантазии» поможет учащимся понять, как они взаимодействуют друг с другом и что их объединяет; какими средствами композитор передаёт единое лирическое чувство и его различные эмоциональные оттенки.
Благодаря музыке Глинки как бы оживает романтическое прошлое, воображение рисует образы прекрасных женских лиц, ассоциирующихся с этой музыкой.
• Можно ли романс и вальс назвать музыкальными портретами? И если да, то почему?
Домашнее задание. Подготовить мини-проект «Романсы М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина. Повторять, выразительно исполнять «Школьный романс».
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Курс повышения квалификации
Методика преподавания музыки в общеобразовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 6 класса (УМК Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка». 6 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 1 четверти. Раздел программы: Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Цели и задачи: — развитие общих музыкальных способно стей учащихся, образного, ассоциативного мышления, твор ческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и ана лиза музыкальных образов; — постижение музыкального образа как единства правды и красоты; — формирование готовности и способности участвовать в коллективной исполнительской де ятельности; умений обобщать, устанавливать аналогии, класси фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; — познакомить учащих ся с шедеврами музыкального искусства, обращая внимание учащихся на своеобразие почерка композитора; — помочь учащимся понять, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональ ному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств, которые, может быть, ещё не были испытаны ими в реальной жизни.
Источник
Средства музыкальной выразительности
Совсем недавно, мы говорили о том, что такое музыка, об основной задаче этого вида искусства, и как следствие, логическим продолжением недавнего разговора напрашивается такой вопрос, раз уж музыкальное произведение должно раскрывать художественный замысел автора, то как это происходит. С самого начала обучения музыки, ее прослушивания и воспроизведения, мы сталкиваемся с разными выразительными средствам данного вида искусства, которые и помогают автору раскрыть идею своего произведения. И сегодня я хотел бы разобрать, что же относиться к этим самым выразительным средствам в общем, и на некоторых, остановиться в частности.
Вот краткий обзор основных музыкально выразительных средств
Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.
Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного — адажио, для быстрого — престо и аллегро, а для умеренного — анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.
Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.
Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.
Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.
Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения.
И вот на динамике я бы хотел остановиться сегодня. Это на мой взгляд один из самых простых (теоретически) видов выразительных средств, но не смотря на это, роль его нельзя недооценивать, так как она очень важна. И порой исполнителю бывает очень сложно сыграть все динамически точно и верно, и это требует особого внимания в процессе изучения и работы над произведением. Что это такое? Музыкальная динамика?
Если говорить об этом просто, то Динамика — сила звука,а динамические оттенки (нюансы) — оттенки силы звука. Часто, открывая нотный текст, музыкант обращает внимание именно на ноты (знаки), а остальные нюансы нотного текста остаются не замеченными. И именно динамика остается забытой чаще всего. Все мы знаем, что не только в музыке, но и в жизни звук бывает тихий и громкий. Когда в процессе общения с человеком мы чем то не довольны, или раздражены, то мы можем повышать голос (повышать уровень громкости) тем самым показывая напряжение и внутреннее беспокойство , когда мы устали и нет почти сил то голос может стать более тихим показывая тем самым что силы на исходе. А что делать музыканту? Если автор задумал детскую колыбельную, но в нотном тексте кроме нот ничего не указанно, музыкант возьмете инструмент и будете извлекать звук, что есть сил, увеличит темп произведения? Очевидно, что авторский замысел колыбельной будет не правильно истолкован. Чтобы этого не случилось, в музыке присутствует ряд обозначений: знаков и символов, которые конкретно указывают музыканту как именно надо сыграть данное произведение.
рр – пианиссимо — предельно тихое исполнение.
mp – меццо-пиано — умеренно тихо.
mf – меццо-форте — умеренно громко.
f – форте — громко.
ff – фортиссимо — предельно громко.
Ни одно музыкальное произведение нельзя исполнить на одинаковом уровне громкости, поэтому в одном произведении можно увидеть полный спектр динамических оттенков, например вступление играется пианиссимо чтобы разогреть слушателя, но к концу, в кульминации, произведение исполняется на фортиссимо, предельно громко чтобы в полной мере передать накал, и эмоциональный посыл.
Динамика всегда была союзником музыкальной программности. Ведь обращаясь к определенному программному замыслу, композитор брал на себя особую ответственность: выразить в звуках то содержание, которое скрывается за названием произведения. Поэтому в программной музыке так высока художественная роль всех ее сторон — ритма, гармонии, фактуры и, конечно, динамики.
Источник
Домашняя работа по музыке
«Орфей» справедливо считается шедевром музыкально-драматического гения Глюка. В этой опере впервые столь органично музыка подчинена драматическому развитию. Речитативы, арии, пантомимы, хоры, танцы полностью раскрывают свой смысл в связи с действием, разворачивающимся на сцене, и, сочетаясь, придают всему произведению поразительную стройность и стилистическое единство.
Первый акт представляет собой монументальную траурную фреску.
Величественно и печально звучание погребальных хоров. На их фоне возникают полные страстной скорби стенания Орфея. В сольном эпизоде Орфея с эхом трижды повторяется выразительная мелодия «Где ты, любовь моя», выдержанная в духе lamento (жалобных стенаний). Она прерывается драматическими призывными речитативами, которым, точно эхо, вторит оркестр за сценой. Две арии Амура изящны, красивы. Игривой грацией пленяет вторая ария «Небес повеленье исполнить спеши», выдержанная в ритме менуэта. В конце акта наступает перелом. Заключительный речитатив и ария Орфея носят волевой стремительный характер, утверждая в нем героические черты.
Второй акт распадается на две контрастирующих части.
В первой устрашающе грозно звучат хоры духов, исполняемые в унисон с тромбонами — инструментами, впервые введенными в оперный оркестр в парижской редакции «Орфея». Наряду с острыми гармониями, «фатальным» ритмом, впечатление жути призваны производить глиссандо оркестра, — изображающие лай Цербера. Стремительные пассажи, острые акценты сопровождают демонические пляски фурий. Всему этому противостоит нежная ария Орфея под аккомпанемент лиры (арфа и струнные за сценой) «Заклинаю, умоляю, сжальтесь, сжальтесь надо мной». Элегически окрашенная плавная мелодия становится все взволнованнее, активней, просьба певца настойчивее.
Вторая половина акта выдержана в светлых пасторальных тонах. Свирельные наигрыши гобоя, тихое струящееся звучание скрипок, легкая прозрачная оркестровка передают настроение полной умиротворенности Выразительна меланхоличная мелодия флейты.
Тревожная порывистая музыка вступления к третьему действию живописует мрачный фантастический пейзаж. Дуэт «Верь нежной страсти Орфея» получает напряженное драматическое развитие. Отчаяние Эвридики, ее волнение, горестные причитания переданы в арии «О жребий злосчастный». Скорбь Орфея, печаль одиночества запечатлены в известной арии «Потерял я Эвридику». Завершают оперу балетная сюита и ликующий хор, где солистами, чередуясь, выступают Орфей, Амур, Эвридика.
Источник