- Выделить художественные особенности произведения Ю. Олеши «Три толстяка»
- Анализ рассказа Юрия Олеши «Наташа» (Литература XX века)
- «Три толстяка» — характеристика главных героев сказки Ю.К. Олеши
- Краткое содержание
- Появление персонажей и их знакомство
- Основные события и развязка
- Описание героев произведения
- Разбор книги и ее критика
- Запись в дневнике читателя
Выделить художественные особенности произведения Ю. Олеши «Три толстяка»
2. Выделить художественные особенности произведения Ю. Олеши «Три толстяка»
ОЛЕША ЮРИЙ КАРЛОВИЧ (1899-1960), русский прозаик, драматург. Родился 19 февраля (3 марта) 1899 в Елисаветграде. Отец, обедневший польский дворянин, был акцизным чиновником. Благодаря матери атмосфера в семье была проникнута духом католицизма.
В 1924 Олеша написал свое первое прозаическое произведение — роман-сказку Три толстяка (опубл. 1928, иллюстрации М.Добужинского), посвятив его своей жене О.Г. Суок. Жанр сказки, мир которой естественно-гиперболичен, соответствовал потребности Олеши писать метафорическую прозу (в кругу литераторов его называли «королем метафор»). Роман «Три толстяка» был проникнут романтическим отношением автора к революции. Восприятие революции как счастья свойственно в «Трех толстяках» всем положительным героям — циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспару Арнери.
Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики («призыва к борьбе, труду, героического примера дети страны Советов здесь не найдут»). Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку Трех толстяков, которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса nepеведены на 17 языков. По сказке Олеши поставлен балет (муз. В.Оранского) и художественный фильм (реж. А.Баталов).
Повествовательная манера Ю. Олеши отличается причудливым сочетанием красок, неожиданностью ассоциативных сближений. Произведения Олеши переведены на многие иностранные языки.
В этой книге есть все, что беспроигрышно нравится детям: заманчивое «вдруг» на каждой странице, крутые повороты сюжета. Герой под пуДями идет по канату; беглецы спасаются от преследователей через подземный ход; дикая пантера вырвалась на свободу и вот-вот растерзает героя. Восставили народ борется со своими угнетателями. Бои, преследование, освобождение от плена, бегство, переодевание (и даже перекрашивание).
Однако есть в этой книге один недостаток, чрезвычайно существенный. В общей форме его можно выразить так: «Три толстяка» — холодная книжка. Она занимает, но не трогает. Читатель не заплачет над ней, как плачет над «Принцем и нищим», и не засмеется, как смеется над «Приключениями Сойера». Суок — героиня книги — сероглазая, лукавая и мужественная все-таки кукла, а не живая девочка. Читатель жадно следит за всеми перипетиями сюжета, но сердце у него не сжимается даже тогда, когда Суок отправляют на казнь.
В чем же литературная природа этого странного холода, исходящего от книги?
В том, по-видимому, что, мир, создаваемый Олешей в «Трех толстяках» (и во многих произведениях, более поздних), — это мир вещей, а не мир человеческих чувств. Но читатели — люди, и трогать их, волновать их дано только человеческому; вещь интересна нам только тогда, когда сквозь нее можно яснее разглядеть человека.
В «Трех толстяках» вещи властвуют самодержавно, тормозя движение сюжета, сосредоточивая внимание читателя на побочном в ущерб главному. Читая «Трех толстяков», невольно вспоминаешь слова Флобера в одно из его писем: «Излишние сравнения следует давить, как вшей». А «Три толстяка» будто нарочно для того и написаны, чтобы все вещи, всех животных, всех людей сравнивать с животными и с вещами.
«Большие розы, как лебеди, медленно плавали в мисках (стр. 9);
«Фонари походили на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком» (стр. 11);
«Розы вылились, как компот» (стр. 11);
«Шпоры у него были длинные, как полозья» (стр. 15);
«Пантера, совершая свой страшный путь по парку и по дворцу, появилась здесь. Раны от пуль гвардейцев цвели на ее шкуре розами» (стр., 90).
А вот о людях: «Они бежали к городу. Они удирали. Издалека люди казались разноцветными флажками» (стр. 6);
«Целые кучи людей падали по дороге. Казалось, что на зелень сыплются разноцветные лоскутки» (стр. 7);
«Теперь высоко под стеклянным куполом, маленький, тоненький и полосатый, он был похож на осу, ползающую по белой стене дома» (стр. 15).
Зрительно, внешне, все это, вероятно, так и есть: падающие люди похожи на лоскутки, человек в полосатом костюме похож на осу. Но ведь люди эти падают, пораженные пулями героев, человек, идущий под куполом, совершает геройство — зачем же автор видит их только извне? Исключительно живописная точка зрения тут едва ли уместна. Если раненые люди кажутся автору похожими на разноцветные лоскутки, то, по-видимому, гибель их не особенно задевает его; неудивительно, что и читатель остается равнодушен к их гибели.
Здесь мы подходим к главному источнику холода, которым веет от книги. Ведь тема «Трех толстяков» — борьба трудового народа с угнетателями, борьба восставшего народа с правительством. Беда не в том, что тема эта взята, как сказочная; наоборот, сказка могла дать огромные возможности для социального обобщения и для раскрытия героизма. Беда в том, что основная тема тонет в капризах сюжета, беда в том, что розы олешиного стиля расцветают не на ее пути. Как и почему народу удалось одержать победу, как и почему гвардейцы перешли на сторону народа, как восставшие взяли дворец, обо всем этом мы узнаем очень мало — гораздо меньше, чем о розовом платье Суок, о звуке ее имени или о тени, отброшенной на лицо спящего воздушными шарами. Основная тема тонет в капризах сюжета, в кокетливых волнах розового тюля, в вихре «миндаля, изюма, черешен», в водопаде сахарного песка, в сладком наводнении сиропов.
Источник
Анализ рассказа Юрия Олеши «Наташа» (Литература XX века)
Рассказ Юрия Олеши «Наташа» — это прежде всего произведение, в котором отображены семейные отношения, взаимодействие между дочерью и отцом, их духовной связи, уважения и в целом понимания семейных ценностей. Несмотря на то что Олеша изображает обыкновенную бытовую ситуацию, история являет довольно важные мысли, скрытые под талантливым словом автора. О чем же он пишет?
В рассказе читатель знакомится с небольшой семьей со своими бытом, отношениями и проблемами, а значит, звучит тема «семейная», которая, безусловно, красной нитью проходит через весь сюжет. На первом плане изображены отношения Дмитрия Яковлевича и Наташи, его дочери, в которых происходит некий разлад: девушка перестает во всем доверять отцу. Страдают от этого оба: профессор от недоверия и отдаленности Наташи, а сама она — от лжи.
Из данной темы вытекает и круг проблем, которые затрагивает Юрий Олеша в своем произведении.
Проблема отцов и детей, проблема доверия, понимания, искренности, проблема семейной любви — все это составляет проблематику рассказа «Наташа». Несомненно, одними из основных является так называемый вопрос «отцов и детей», который напрямую встает в отношениях профессора и его дочери. Разрыв между родителями и детьми чаще всего образуется именно из-за недопонимания, или, как происходит в данном рассказе, из-за страха быть непонятым и осужденным, понимания пропасти между менталитетом, характером, увлечениями разных поколений. Это и преследовало Наташу в её решении скрыть правду. «— Я думала, что ты мне не позволишь. » — говорит она отцу. А он ей отвечает: «Как это глупо. «. «Глупо», что Наташа на доверяла; «глупо», что дочь не понимает разрыва между ними. Отсюда вытекают и следующие из перечисленных проблем: доверия, понимания и искренности. Мы не можем утверждать, что эти чувства утрачены в отношениях отца и дочери, но именно они становятся отправной точкой для размышлений, настигших не только героев, но и читателя. Именно отступление от них становятся причиной отдаления Дмитрия Яковлевича и Наташи. «— Эх ты, — сказал профессор, — обманывала меня» — в словах звучит явная досада, но четко ощущается понимание и любовь отца Наташи. Конечно же, проблема семейной любви также играет важную роль. Как бы больно не было отцу от обмана дочери, как бы Наташа не переживала, лгав отцу, она получает прощение, потому что семейная любовь сильнее всего и не терпит обид, недомолвок и лицемерия. Ю. Олеша обращается к вопросам актуальным, которые постоянно будут находиться вне времени. Доверие, понимание, искренность — основа отношений в семье и об этом не раз было написано и в 19 веке (Тургенев «Отцы и дети»: Кирсановы, где чувства Николая Петровича схожи с чувствами героя Олеши; А. С. Грибоедов «Горе от ума»: Фамусов и Софья, которая боялась признаться отцу в своих чувствах к секретарю)
Наташа, отнюдь, не эгоистка, не предательница семейных ценностей и не безответственная дочь. Она молода и проста, заботлива, и из этого следует, что ложь ее была не только из-за страха быть не принятой отцом, но более из побуждения не волновать его. Наташа не может быть эгоисткой, потому как её постоянная забота об отце противоречит этому. «Не
сердишься? Нет? Ты завтракал? Целую». В силу своей молодости она не способна усидеть на месте и постоянно стремится куда-то ввысь. Девушка, безусловно, ценит мнение отца, переживает за него всей душой, именно поэтому скрывает свое увлечение. Она понимает и глубоко чувствует волнение Дмитрия Яковлевича, ей не хочется разочаровывать его. В конце, когда она осознает свою ошибку и видит, что отец опечален ее ложью, ей становится горестно. «Тут только старичок заплакал. Заплакала и Наташа. » Не зря Юрий Олеша называет рассказ её именем. Так, он подчеркивает важность образа девушки, ее роль не только в рассказе, но и в жизни Дмитрия Яковлевича.
Сам Дмитрий Яковлевич — пример любящего, заботливого и понимающего отца. Его чувства автор описывает с наибольшей чуткостью и точностью. «Его всё раздражало. » — пишет Олеша, когда профессору, в одиночестве встречающему утро, становится горько от непонимания дочери. «Он думал о том, что его дочь
Наташа плохо к нему относится. » Но Дмитрий Яковлевич не сидит на месте, не позволяет разрыву расти. Он, зная правду, не тревожит Наташу, но приезжает, тянется к ней. О том, что профессор приезжает туда не впервые, говорит следующее: «— В прошлый раз я здесь стоял? Здесь». Без Наташи он чувствует себя потеряным, словно часть его души бесследно исчезает. Вот она, истинная связь отца и дочери, невидимая, но невероятно сильная. Также герой не держит зла на дочь, когда та получает травму, когда ее ложь становится очевидна. Он прощает ее и думает вовсе не о собственном несчастье, а о том, как важна для него Наташа, как сильно он переживает о ней. Только по-настоящему любящие родители принимают и прощают своего ребенка, и уничтожают тем самым барьер поколений, который может встать между поколениями «отцов и детей».
Композиционно рассказ можно разделить на 4 части: одинокое утро, порыв и поездка, наблюдение за парашютистами и встреча с Наташей. Каждой части принадлежат свои особенности, которые выражаются в различных художественных деталях, описаниях, настроении героя. В первой части мы встречаем опечаленного, даже раздраженного профессора, одиночество которого автор подчеркивает описанием завтрака: «Стол был накрыт на одного». В квартире он находится совершенно один, пространство сужается до небольшого мира профессора, где есть место дочери и любви к ней. «Он очень любил дочь». Вторая часть примечательна тем, что в ней появляется смех. Злой и отталкивающий. Смех, заставивший Д. Я. почувствовать оторванность от молодого поколения, к которому относятся дочь, шафер, Штейн. Он как бы олицетворяет тот разрыв между поколениями, который наиболее остро чувствует именно профессор. Ему кажется, что водитель «в заговоре с Наташей», и он, не отстающий от бега времени, кажется Дмитрию Яковлевичу насмешником, хотя на самом деле таковым не является. Страх отстать от современности и потерять связь с дочерью
прослеживается в каждой его мыс
ли: «Он называет меня «Мой старик». Я знаю, что он сейчас думает: «Мой старик не в духе»». В третьей части действие переносится в природу, появляется пейзаж. «Старичок испытывал грусть и нежность и видел, как через трещинки в полях панамы к нему проникает солнце. » Профессор вдруг обретает спокойствие, он оказывается рядом с дочерью, но она где-то в вышине, там, где нет место ни ему старому, ему кажется, там не найдется место и ему. Но четвертая часть дает понять, что Все мысли об оторванности от дочери, страха показаться чем-то забытым, отставшим, устаревшим, были только лишь мыслями. В действительности же все оказалось не так. Наташа, скрывавшая правду, боялась неодобрения, а не стыдилась «старика», и смех
в конце оказался добрым, разрушающим пропасть между двумя поколениями. «Все трое и ещё женщина в халате смеялись».
Автор с трепетом описывает чувства и переживания главного героя, профессора Дмитрия Яковлевича. Он отзывается о нем нежно, называет уменьшительно-ласкательно «старичок», большое внимание уделяет внутреннему миру, мыслям героя. Авторское отношение к Наташе, скорее, добродушное. Она молода и порывиста, совершает ошибку, скрывая от отца свое увлечение, но, тем не менее, Олеша даёт ей шанс понять, что она оступилась и вновь сблизиться с отцом.
Таким образом, проблема разрыва поколений является довольно злободневной и не утрачивает своей актуальности по сей день. Взрослые часто сталкиваются со страхом быть непонятыми собственными детьми, показаться для них чем-то устаревшим и совершенно забытым. А дети, в свою очередь, не могут полностью довериться родным, также боясь осуждения и непринятия. Юрий Олешин в рассказе «Наташа» и говорит о том, как важно сохранять в семейных отношениях искренность, доверие и понимание, как важно преодолевать барьер поколений и, не оглядываясь не предрассудки, ценить родственную связь между родителями и детьми.
Источник
«Три толстяка» — характеристика главных героев сказки Ю.К. Олеши
Краткое содержание
Официальная идеология не могла не сказаться на оценке дебюта Юрия Олеши в большой прозе. Жанровая принадлежность его определялась критиками и как фантастическая повесть, и даже как детектив. Понятно, что главной темой тогда называли борьбу рабочего класса против капиталистов-угнетателей. Сейчас такую оценку принято считать однобокой.
Появление персонажей и их знакомство
Современный читатель, ознакомившись даже с кратким содержанием повести «Три толстяка», главную мысль ее может сформулировать по-своему. Долгое время считалось, что сказка предназначена скорее для взрослых, чем для детей. В любом случае школьникам младшего возраста стоит поработать над произведением вместе с родителями, старшими братьями или сестрами.
Завязка сюжета:
- Доктор Арнери во время прогулки в поисках новых насекомых становится невольным свидетелем разгара народного восстания. Он понимает, что пропустил нечто важное.
- Оказалось, что под предводительством Тибула и Просперо народ штурмует дворец правителей. Но вскоре восставшие были разогнаны. Доктор и сам пострадал от одного из взрывов. Он пришел в себя лишь вечером и долго добирался домой. Когда доктор записывал увиденное, в его комнате появился сбежавший от гвардейцев канатоходец Тибул.
- В торт, который готовили для толстяков, случайно попадает торговец воздушными шарами. Он слышит, как идет обсуждение мятежа, а также узнает о том, что была сломана «живая» кукла Тутти. Толстяки решают доверить ремонт игрушки Арнери. Кукла очень дорога мальчику — единственному их наследнику.
- Доктор тем временем замаскировал Тибула под негра. Они отправились на рынок, но там революционер выдал себя и бежал, а ученого забрали гвардейцы. Вместе с ним в карете везли и поврежденную куклу. Арнери отпустили на ремонт до утра. Убедившись, что не справится, ученый решил вернуть игрушку во дворец, но потерял ее по дороге. Почти случайно он оказался в гостях у клоуна Августа, где увидел его дочь. Суок была вылитой куклой наследника. Сюда же приходит и Тибул.
- Девочку решили замаскировать под куклу и отправить во дворец, чтобы она помогла в освобождении Просперо.
- Маленькая актриса соглашается на опасное задание. По пути она видит, как учитель танцев отбирает у собаки потерянную куклу. Во дворце она знакомится с Тутти.
Теперь, когда все главные герои сказки появились на сцене, начинается главное.
Основные события и развязка
Хотя Олеша и назвал свое произведение «Три толстяка», персонажами они являются отнюдь не главными. Правители скорее лишь олицетворяют негативное начало, зло, несправедливость, несдержанность. Настоящими героями выступают простые, далекие от власти люди. Характеры их все четче проявляются по ходу развития сюжета.
Композиция книги позволяет читателю постепенно проникать во внутренний мир героев:
- Суок и Гаспар Арнери оказываются во дворце. Доктор рассказал Тутти, что научил его любимицу даже говорить. В награду он попросил у толстяков прощение всем обвиняемым. Этого же потребовал и мальчик. Правителям пришлось согласиться.
- Когда наследник ел пирожное, Суок попросила угостить и ее. Мальчик обрадовался, а слуга был поражен, он не привык к тому, чтобы игрушки ели.
- Девочка понимает, что правители готовят Тутти себе на смену, поэтому воспитывают в нем жесткость. У наследника нет ни одного друга. Живое общение с людьми ему заменяет возможность наблюдать за животными в клетках. Актриса рассказывает мальчику о другой жизни, а также завладевает ключом от зверинца.
- Суок проникла в зверинец и нашла Просперо. В этот момент до толстяков дошла новость о возобновлении восстания. Девочка помогла скрыться революционеру через подземный ход, но саму ее арестовали.
- Учитель танцев между тем вез толстякам найденную куклу. Но его карету перехватили гвардейцы с красными повязками. Они нашли игрушку и поспешили с ней во дворец.
- Тутти влили в ухо лекарство, от которого он должен был проспать трое суток. Так от него хотели скрыть судьбу «куклы» — Суок. Юная циркачка сидела в тюрьме и думала о своих друзьях. А они, сняв повязки, уже проникли во дворец.
- Когда циркачку стали допрашивать, она молчала. Суок приговорили к казни и бросили на съедение тиграм. Но они остались равнодушными к добыче, ведь друзья подменили живую девушку механической куклой.
- Штурм удался. Толстяков и их помощников задержали. Героиня заслужила аплодисменты. Через год Тутти и Суок, оказавшиеся братом и сестрой, уже вместе выступали на сцене.
Олеша написал прекрасную историю со счастливым концом. Одной из особенностей произведения является простой, доступный, понятный язык, свойственный как раз сказкам, рассчитанным на детский возраст.
Описание героев произведения
Прочитав книгу, несложно составить характеристику ее главных героев. Написание ее не предусматривает необходимости включения в текст излишних подробностей. Выполнить задачу можно и в небольшом формате. Главные моменты можно определить исходя из аннотации произведения.
Примерная краткая версия описания:
- Суок. Смелая и неунывающая цирковая артистка, напарница Тибула. Она очень отзывчива, готова пожертвовать собой ради других. Благодаря ей победило восстание. Она же сделала все, чтобы Тутти нашел себя в новой жизни. Суок обретает счастье, вернув своего брата.
- Тибул. Гимнаст, один из руководителей революции. Смелый молодой канатоходец, которому пригодился цирковой талант в битве с правительством толстяков. Циркач любит веселье, но является и очень ответственным, хотя и порывистым человеком.
- Арнери. Настоящий ученый, которому покорились почти все науки. Его считают чуть ли не волшебником. Летописец, тщательно заносящий в дневник все, что происходит вокруг. Мудрый человек, сочувствующий простым людям. Доктор смел, он не боится помогать восставшим, требовать от правителей милости к осужденным.
- Оружейник Просперо. Предводитель восставших, организатор мятежа. Он обладает несгибаемой волей, готов пойти на все ради достижения цели. Оружейник смел и по-своему справедлив. Но, когда ему приходится бежать, бросает спасшую его девочку на произвол судьбы.
- Тутти. Несчастный одинокий мальчик, потерявший в детстве родителей и сестру. Его готовят руководить страной, но воспитатели не могут добиться, чтобы сердце его стало по-настоящему железным. Встреча с Суок позволяет наследнику иначе взглянуть на мир. Он быстро находит новое призвание и становится артистом.
- Толстяки. Автор специально не называет их по именам. Для него они — олицетворение жадности, эгоистичности, жестокости. Мальчика правители воспитывают так, чтобы он стал похож на них самих. Они по-своему любят приемыша, стараются сделать все, чтобы он ни в чем не нуждался.
В сказке есть и иные персонажи. Но отдельно описывать их обычно не требуется. К персонажам второго плана можно отнести Августа, тетушку Ганимед, учителя танцев, продавца шаров, графа Бонавентура, ученого Туба. Последнего иногда выдвигают на первый план. Он отказался поставить мальчику железное сердце и пострадал за это.
Разбор книги и ее критика
Некоторые критики и сейчас называют произведение Олеши романом. Сам он, как свидетельствовали его современники, не был против такой оценки. Анализ произведения «Три толстяка» показывает, что здесь имеется в наличии смешение сразу нескольких начал. Но это идет книге только на пользу. Она легко читается и воспринимается, надолго откладывается в памяти.
Нужно иметь в виду:
- Что бы ни говорили, прежде всего это книга о революции. Писатель уверен, что, как только в любой стране власть возьмет простой народ, мир станет лучше и чище.
- Но во время появления сказки классовые отношения отображались без полутонов. Было только черное и белое. Такой подход диктовал необходимость творить в жанрах сатиры, карикатуры. С этим-то Олеша и не мог согласиться. В его произведении чувствуется тонкий лиризм настоящего поэта, каковым он и был.
- Писателю в результате удалось создать настоящую сказочную повесть, которая наполнена гиперболичностью и метафоричностью. К тому же здесь есть все: сливочные торты и кадрили, шпаги и попугаи, куклы и воздушные шары. За всем этим «революционность» иногда отходит на второй план.
- Зато ни описание восстания, ни чисто сказочные элементы не затеняют главного — дружбы героев, их стремления к лучшему, их готовности жертвовать собой. Если исторические аналогии в произведении еще можно рассмотреть, то искать реальных прототипов героев точно не стоит.
- К вопросу об идеологии. Народу роман пришелся по душе, но в крайне-революционных творческих кругах встретили его недоброжелательно. На Олешу посыпались обвинения в излишних сказочности и романтичности работы. «Крайние» посчитали, что «толстяки» не могут пойти на пользу детям, воспитать в них истинных революционеров. Автору поставили в вину и образ доктора, который не отражал должным образом характер настоящего борца за идею.
- Более сдержанные в оценках специалисты отдавали Олеше должное за высокую художественность произведения, но говорили о том, что вместо циркачей ему стоило бы вывести в качестве главных героев крестьянскую девушку и настоящего пролетария-заводчанина, пламенного агитатора.
Время показало, что Олеша создал без малого гениальное произведение, проявил высокий художественный стиль. Сегодня его творчество подтверждает, что аллегория и притча могут быть востребованы и в индустриальном обществе.
Запись в дневнике читателя
Сейчас произведение рассматривается в качестве чтения для учеников 3−4 классов. Родители детей такого возраста обычно помогают им в учебе. Взрослые должны четко понимать, что запись в читательском дневнике должна быть сделана с учетом именно детского восприятия сказки. В ней не должно быть научных формулировок, сложных выражений.
Заполнить страничку дневника можно примерно так:
- Указать автора сказки, полное ее название, количество страниц книги. Последнее необходимо для учительского контроля. Педагог должен убедиться, что книгу действительно читали, а не просматривали в интернете.
- Рассказать о героях сказочной повести. Достаточно назвать главных из них. Характеристики персонажей следует давать в самой сжатой форме.
- Краткое содержание нужно подстроить под заданный формат дневника. Можно обойтись 10−15 предложениями и даже менее.
- Далее следует так называемая основная мысль. Здесь важно понимать, что педагог требует от ученика выразить именно собственное мнение, которое показывает его отношение к произведению. В «Толстяках» в равной степени будет верной и запись о дружбе, которая превыше всего, и о зле, которое обязательно будет наказано.
- Нужно сказать в записи и о том, чему учит книга. Здесь выбор широк. «Толстяки» учат добросовестно относиться к своему делу, по-доброму относиться к другим людям, не быть жадными. Легко подобрать и иные варианты.
- В конце записи желательно сделать личный отзыв, то есть сказать, почему книга понравилась, кто из героев и почему произвел наибольшее впечатление.
Иногда педагоги требуют, чтобы в дневнике был отмечено время чтения книги.
«Толстяков», скорее всего, будут читать еще долго. Настоящая классика не может устареть.
Источник