Какими настроениями проникнуты их стихотворения пушкина

Содержание
  1. Эмоциональная окраска стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг…»
  2. Пушкин Александр Сергеевич стр. 86 — 91
  3. «Уж небо осенью дышало» А. С. Пушкин стр. 86
  4. 1. Как ты можешь объяснить смысл выражений «Уж небо осенью дышало», «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась», «Гусей крикливых караван тянулся к югу»?
  5. 2. К слову скучная найди близкие по смыслу слова. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
  6. Стихотворение «Опрятней модного паркета…» А. С. Пушкин стр. 87
  7. 1. С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном, модном паркете помогает представить эту картину?
  8. 2. Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?
  9. 3. Каким изображён первый снег? Как он назван?
  10. 4. Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин».
  11. Стихотворение «Зимнее утро» А. С. Пушкин стр. 89
  12. 1. Какие картины зимнего утра изображаются в стихотворении? Опиши их.
  13. 2. Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?
  14. 3. Перечитай последние шесть строк стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?
  15. Стихотворение «Зимний вечер» А. С. Пушкин стр. 91
  16. 1. Сравни два стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению? Докажи.
  17. 2. Прислушайся к звучанию стихотворения «Зимний вечер». Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури?
  18. 3. К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?
  19. 4. Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?
  20. Понемногу
  21. понедельник, 31 мая 2021 г.
  22. Ответы на вопросы учебника к стихотворению Пушкина «Зимний вечер» для 3 класса
  23. Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 91.
  24. Урок «Философская лирика А.С.Пушкина», 10 класс

Эмоциональная окраска стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг…»

А. С. Пушкин написал стихотворение о памятнике незадолго до смерти. Как свидетельствуют историки, в этот период автора обуревали различные эмоции.

С одной стороны, небывалый поэтический подъем, когда хотелось писать и плодотворно работалось, строились планы на создание будущих произведений.

С другой стороны, Пушкин как человек испытывал глубокий душевный кризис: у него умерла мать, и были непростые отношения с женой, за которой в открытую начал ухаживать Дантес. Ходили слухи, что и царь Николай Первый неравнодушен к Наталье.

Все это не могло не отразиться на его творчестве.

Подводя своеобразный его итог, Александр Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» размышляет о своей роли в истории, о взаимоотношениях с обществом, читателями.

Автор выражает уверенность, что останется в памяти потомков, потому что «восславил Свободу» и «милость к падшим призывал».

Приподнятое настроение поэта нам помогают почувствовать яркие эпитеты:

  • нерукотворный (памятник),
  • непокорной (главою),
  • великой (Руси),
  • заветной (лире),
  • гордый (внук),
  • дикой (тунгус),
  • жестокий (век).

Употребляя слово «нерукотворный» по отношению к памятнику, автор хочет сказать, что духовные ценности гораздо важнее материальных, они навсегда останутся в памяти народа, к ним «не зарастет народная тропа».

Слово «тропа» тоже эмоционально окрашено – это не простая тропинка или дорога, а символ движения к тому, насколько значимо наследие великого русского писателя и поэта.

В стихотворении также есть эмоциональное противопоставление: «чувства добрые» и «жестокий век». Автор утверждает, что все равно останется любим своим народом.

Он смиренно обращается к своей музе с просьбой поступать по веленью божьему (а значит, по совести), не прислушиваться к похвале и клевете.

«Нет, весь я не умру!» – торжественно восклицает поэт. Он знает, что творчество его не напрасно, потому что искусство не умирает.

В то же время в строчках чувствуются нотки грусти – Пушкин понимает, что прожита значительная часть жизни, и как будто предчувствует трагедию.

Читая произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», испытываешь тесную эмоциональную связь с поэтом, переживаешь вместе с ним его чувства.

Источник

Пушкин Александр Сергеевич стр. 86 — 91

«Уж небо осенью дышало» А. С. Пушкин стр. 86

1. Как ты можешь объяснить смысл выражений «Уж небо осенью дышало», «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась», «Гусей крикливых караван тянулся к югу»?

Первое выражение значит, что по небу уже можно было понять о наступлении осени – оно стало темнее, мрачнее, белые облака заменили тяжёлые тучи.

Второе выражение говорит, что листья с деревьев начали опадать.

Они с шелестом ложились на землю, и лес обнажился.

Слово «печальным» показывает, что такая картина вызывает грусть по уходящим тёплым денькам с зелёными пейзажами.

Третье выражение даёт понимание того, что птицы начали отлетать в тёплые края.

Свой полёт они сопровождают криками.

Обычно, таким образом птицы прощаются с родными краями.

Ведь они не смогут вернуться аж до прихода тепла.

С помощью таких строк Александр Сергеевич нарисовал картину полного преображения природы, которая окутана объятьями осени.

Читайте также:  Бессонница как симптом депрессии

Произведение пронизано некой унылостью, спокойствием, невесомостью.

Кажется, что автор безразличен к осени.

Хотя, на самом деле, это его любимая пора года.

2. К слову скучная найди близкие по смыслу слова. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

Скучная – унылая, тоскливая, нудная, неинтересная.

Стихотворение «Опрятней модного паркета…» А. С. Пушкин стр. 87

1. С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном, модном паркете помогает представить эту картину?

С модным паркетом.

Такое сравнение даёт представление того, насколько поверхность реки была чистой и гладкой.

Ещё у меня паркет ассоциируется с чем-то скользким, что также свойственно льду.

Я считаю, что такое сравнение является очень удачным.

Ведь в полной мере даёт представление той самой картины на реке.

2. Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?

Описание мальчиков говорит о том, что они были весёлыми, игривыми, радовались зимней поре и возможности забавляться на коньках.

И это не удивительно.

Я бы тоже был счастлив побывать на таком своеобразном катке.

Услышать звук от коньков помогает словосочетание «звучно режет», а особенно слово «режет».

Я, например, сразу представляю звук тонкого скрипа.

3. Каким изображён первый снег? Как он назван?

Он мимолётный, лёгкий и весёлый – кружится в виде снежинок и ложится на берег.

Автор говорит о снеге, как о звёздах.

Это потому, что форма снежинок напоминает звёздочки.

4. Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин».

Первый фрагмент («В тот год осенняя погода…») – «Поздняя зима», «В окне», «Январь», «Настоящая зима», «Приход зимы».

Второй фрагмент («Опрятней модного паркета…») – «Река во льду», «Лёд», «На реке», «Каток на реке», «Ледяной паркет».

Стихотворение «Зимнее утро» А. С. Пушкин стр. 89

1. Какие картины зимнего утра изображаются в стихотворении? Опиши их.

— Как выглядит комната в это утро?

— Какие звуки повторяются и помогают «услышать», как трещит затопленная печь?

Первой картине соответствует первая строчка произведения.

В ней автор говорит о сочетании солнца и мороза, а также называет день чудесным.

Это выражение стало очень популярным.

Затем ещё идёт упоминание о блеске снега под лучами солнца:

«Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит».

А комната в это время сияет янтарным блеском.

Это значит, что в неё проникают золотые лучи солнца.

Услышать треск помогают звуки [ш] и [ч].

Они происходят от буквы «щ», которая содержится в слове «трещит».

2. Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?

Это для того, чтоб максимально точно передать характер зимней поры, показать её суровость.

А также рассказать о том, что зимой бывают и лютые дни, и солнечные.

При этом возникает контраст между тем, что происходило на улице раньше и тем, как уютно сейчас.

Из-за этого настроение автора радостное, поднесённое, увлечённое природой.

Он восхищается её разнообразием и неповторимостью.

3. Перечитай последние шесть строк стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?

Следует использовать возвышенную, поднесённую и радостную интонацию.

Ведь поэт доволен тем, что имеет возможность навестить милые ему края.

Стихотворение «Зимний вечер» А. С. Пушкин стр. 91

1. Сравни два стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению? Докажи.

Произведения совсем разные.

В первом мы наблюдаем радость поэта, его восхищение, поднесённый настрой.

Он счастлив прекрасному зимнему утру, описывает красивые картины.

Во втором стихотворении его чувства противоположны – это тоска, уныние, скука.

Здесь нет восторга зимнему вечеру, радости от него.

Поэт даёт понять, что на сердце невесело.

И только дружеское общение может исправить ситуацию.

2. Прислушайся к звучанию стихотворения «Зимний вечер». Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури?

3. К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?

Обращение Пушкина направлено к няне.

Она сделала огромнейший вклад в воспитание поэта.

И это далеко не единственное произведение, в котором присутствует её образ.

В письмах поэт называет няню «мамушка» — настолько их отношения был трепетными.

Известно, что родилась няня в крепостной семье.

На самом деле звали её Ирина, но в истории сохранилась разговорная версия – Арина.

Замуж она вышла в 23 года и было у неё четыре ребёнка.

Когда её муж ушёл из жизни, она попала в семью бабушки Пушкина – воспитывала её племянника.

Благодаря хорошим рекомендациям, Арина Родионовна попала к Пушкиным, чтоб воспитывать Олю, которая являлась старшей сестрой А.С.

А затем её воспитанником стал он сам.

Нянечка жила с Пушкиным в одном доме вплоть до его вступления в ряды студентов.

Когда он был в ссылке, няня, можно сказать, разделила её вместе с ним.

Она и поддерживала, и вдохновляла.

Если бы не эта женщина, многих произведений Пушкина могло бы и не появиться на свет.

Читайте также:  Как с утра поднять быстро настроение

Арину Родионовну любили даже друзья поэта, гостившие в Михайловском.

Последний раз няня и её любимый воспитанник встретились, когда старушке было 69 лет.

Когда сестра Пушкина вышла замуж, в число крепостных, которые должны вести хозяйство вошла и Арина Родионовна.

Дорога в Петербург отняла много сил, она начала болеть.

Из-за этого вскоре скончалась.

К сожалению, могила преданной няни Пушкина была утрачена.

Обращение поэта к столь дорогому человеку всегда пронизано тёплыми чувствами, такими как нежность и любовь.

И это не удивительно.

Ведь няня была одной из самых близких людей для Александра Сергеевича.

Она – его поддержка и вдохновение, забота и ласка.

4. Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?

Произведение отображает тревожное настроение, скуку, уныние.

Такие слова ещё раз подчёркивают, что настрой поэта в этот период был погасшим.

Ведь среди них нет весёлых, задорных либо поднесённых слов.

Источник

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

понедельник, 31 мая 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к стихотворению Пушкина «Зимний вечер» для 3 класса

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 91.

УКМ «Школа России»

1. Сравни два стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению? Докажи.

Стихотворение «Зимнее утро» полно радости, предчувствия чего-то прекрасного, чудесного, восторга.

Стихотворение «Зимний вечер» скорее печальное, грустное, навевающее уныние.

В первом стихотворении мы видим описания чудесного дня, рядом с поэтом дремлет прелестный друг, снег лежит великолепными коврами, а в комнате весело трещит печь. Всё это очень приятно и радостно.

Во втором стихотворении воет и плачет буря, ветхая лачужка темна и печальна, старушка дремлет, а поэт предлагает выпить с горя. Всё это очень грустно и печально.

2. Прислушайся к звучанию стихотворения. Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури?

Хорошо передают воющие звуки бури и ветра сочетания букв ОУ, ОЕ, которые встречаются в словах: мглою, кроет, завоет.

3. К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью. восхищением, любовью?

Поэт обращается к няне. Он обращается к ней за поддержкой, ведь ему тоскливо и грустно.

Он называет няню доброй подружкой юности, а значит относится к ней с нежностью и любовью. Он любит слушать песни, которые поёт няня. Они успокаивают его.

4. Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?

Стихотворение проникнуто грустью и тоской, которые поэт мечтает развеять.

Хорошо характеризуют это настроение печальные рифмы: старушка-лачужка, темна-утомлена, завываньем — жужжаньем.

Источник

Урок «Философская лирика А.С.Пушкина», 10 класс

Тема: Философская лирика Пушкина.

— выявить поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина.

Обязательная литература: «Воспоминание» (1828), « Дар напрасный, дар случайный. » (1828), «Элегия» (1830), «Пора, мой друг, пора. » (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных» (1829), «Вновь я посетил. » (1835), «Из Пиндемонти» (1836).

Что такое философская лирика? Это, прежде всего, попытка сложившегося поэта, зрелой личности осмыслить те вопросы, на которые в юности так легко находились ответы или о которых не было времени и желания думать вовсе. Философия вообще и философская лирика в частности решает вопросы, которые неразрешимы по своей сути, вопросы вечные: что такое человек и что такое жизнь человека? Где грань между будничным, сиюминутным и вечным? Что есть смерть и что наступит после нее? Зачем нужна жизнь, если она не вечна и если в ней человек нередко оказывается слаб, уступая обстоятельствам, совершая множество ошибок? Вопросов много. Они мучительны. Они неразрешимы.

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

(«Дар напрасный, дар случайный. »)

Одно из определяющих настроений поэта в стихотворениях этого цикла — тоска. Тоскою «томит» поэта «однозвучный жизни шум», тоской подавлен ум, в котором «теснится тяжких дум избыток». О прошедших годах, о «безумных» годах угасшего веселья думается порой с отвращением и проклятиями. Но жизнь, считает Пушкин , нужно принимать такой, какая она есть, и не смывать ее «печальных строк». Что ждать от жизни? С одной стороны,

Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

И тут же рядом, в следующей строфе:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Жизнь нужна не вообще, не сама по себе. Жизнь нужна для мыслей и страданий. В стихотворении «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. » нам встретятся и такие строки:

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

Жизнь вне светской суеты, которую не терпит «служенье муз», жизнь, проведенная в «трудах» и «чистых негах»,— вот идеал поэта. Но идеал необходим для того, чтобы никогда не воплотиться. И это Пушкин прекрасно понимал.

Читайте также:  Можешь любить меня можешь ненавидеть это чувство кто

Принимая жизнь, необходимо принять и смерть:

День каждый, каждую годину

Привык я думой провожать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

(«Брожу ли я вдоль улиц шумных. »)

Но и смерть не столь тяжела, если память потомков убережет поэта от забвения среди суеты и повседневных забот. Недаром Пушкин в одной из самых проникновенных элегий. «Вновь я посетил. » мечтает о том, что будущий внук не забудет о своем предке и его «вспомянет». Только так поэту суждено пережить свою смерть.

II . Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

Вопросы и задания для анализа стихотворения

О чем размышляет поэт в стихотворении? Почему он занят своими думами о скоротечности жизни и один, бродя «вдоль улиц шумных», и в компании «юношей безумных», и пред ликом Бога «в многолюдном храме»?

На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?

Найдите эмоциональную кульминацию, наибольшее напряжение текста. Обоснуйте свое мнение.

Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы?

Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным «ближе к милому пределу»?

Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?

Вечным проблемам бытия посвящен и «Каменноостровский цикл» стихотворений 1836 года. Это «Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Из Пиндемонти», «Мирская власть», «Подражание италианскому». Стихотворение «Отцы-пустынники и жены непорочны…» представляет собой поэтическое переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина, которая по обычаю повторяется в храмах в течение всего Великого поста, кроме субботы и воскресенья.

Вопросы и задания для анализа стихотворения А. С. Пушкина «Отцы-пустынники и жены непорочны…»

На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?

Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы?

Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать?

Вчитайтесь в первую строфу текста. С какой целью, по мнению автора, сложено «множество торжественных молитв»? Как понять слова «сердцем возлетать во области заочны»?

От каких грехов, по мнению автора, охраняет великопостная молитва? Почему «любоначалие» названо автором «змеей сокрытой»? Какие добродетели провозглашает поэт? Как здесь использован прием градации?

Сопоставьте переложение канонического текста молитвы со стихотворением Пушкина. Какие изменения внесены Пушкиным? Каков их поэтический смысл?

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения. И не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Шмеман А. Великий пост. — М., 1993. — С. 28.)

Сопоставьте пушкинское стихотворение с поэтическим переложением молитвы И. Е. Великопольского. В чем преимущества пушкинского текста?

Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, а какие — приобретать? Почему?

К «Каменноостровскому циклу» примыкает и стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу…», навеянное посещением Пушкиным двух близких сердцу могил — А. Дельвига, похороненного на тесном петербургском кладбище, и могилы матери в Святых Горах. Контрастное построение стихотворения отчетливо проявляется на всех уровнях поэтической структуры: фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном. При анализе можно заметить и противопоставление цветовых, звуковых, пространственных особенностей текста, на антитезе строятся ритмические отношения частей стихотворения, соотнесение рифмующихся слов, поэтических интонаций.

Вопросы и задания для анализа стихотворения

Как меняется настроение и поэтические интонации в частях стихотворения, рисующих два разных кладбища?

Сопоставьте описание двух кладбищ. Какие образы и картины являются здесь ключевыми?

Какую стилистическую окраску имеют определения-эпитеты в каждой части стихотворения? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Докажите, что первое кладбище поэт рисует с иронией.

Проанализируйте глагольную лексику. Почему в первой части почти нет глаголов?

Какие синтаксические конструкции преобладают в каждой части? Какой смысл выявляется при их сопоставлении?

Какова цветовая и звуковая гамма каждой части? Что показывает это наблюдение?

В чем разница выражений «гниют мертвецы» и «дремлют мертвые»?

Каков смысл открытого финала текста? Как проведенный вами анализ помогает понять смысл стихотворения?

Наблюдения над поэтической структурой помогают прояснить философский смысл стихотворения. Оно о смысле жизни, о месте последнего приюта человека. Горькая ирония первой части контрастна торжественному покою, тишине «кладбища родового», что подчеркивается открытым финалом текста. Но философский смысл стихотворения не в преимуществах одного кладбища перед другим. Он в том, что остается от человека после смерти, нуждается ли он в посмертной мишуре и пышности. Ценность человека, по Пушкину, измеряется тем, что он успел сделать при жизни, какой нерукотворный памятник после него останется.

Домашнее задание: подготовить письменную работу: «Философская лирика А.С.Пушкина».

Источник

Оцените статью